Земли водного фонда: правовой режим

Содержание:

Как известно, вода представляет собой неотъемлемую часть жизнедеятельности представителей человеческого общества, а также флоры и фауны. Это одна из основных составляющих природных ресурсов, которая используется и охраняется, а также считается уязвимым,ограниченным и возобновляемым источником жизни населения, которое непосредственно проживает на прилегающей к ним территории. Помимо этого водные ресурсы гарантируют стабильность экономического, социального и экологического благополучия населения и соседствующего с ними миром животных и растений. Исходя из этого начинают подниматься вопросы по поводу целесообразного использования водных объектов и их охраны, как основы всего существующего.

Говоря о водных ресурсах, находящихся на территории РФ, стоит отметить, что их большая часть включена в государственный водный кадастр и является водным фондом Российской Федерации.

Земли, на которых расположены поверхностные воды, а также занятые специальными сооружениями на водных объектах, являются землями водного фонда. Они считаются автономной категорией с 1968 г. и значатся в Основах земельного законодательства.

Границы береговой линии определяются по нормальному подпорному уровню воды;.

Земли водного фонда

Земли водного фонда – это те земельные участки, которые находятся на территории водных объектов (море, пруд, реки, озера, водохранилища и т.п.), а также различные водоохранные здания и сооружения, полосы отвода водных объектов, различные водно-технические объекты.

У всех земель, согласно действующему законодательству, имеется свой определенный статус. Так, порядок эксплуатации земельных участков, относящихся к водному фонду, осуществляется не только по Земельному кодексу, но Водному кодексу России.

Земли водного фонда это те земельные участки, которые находятся на территории водных объектов море, пруд, реки, озера, водохранилища и прочие , а также различные водоохранные здания и сооружения, полосы отвода водных объектов, различные водно-технические объекты.

Кадастровые работы. Межевые и технические планы

разрешение на строительство.

Управление и мониторинг

Основным принципом управления водным фондом в РФ является бассейновый подход, который подразумевает выделение на всей территории России так называемых бассейновых округов (на данный момент их 21), каждый из которых состоит из речного бассейна и связанных с ним подземных водоемов.

В рамках одного бассейного округа формируется бассейновый совет, включающий представителей органов исполнительной власти, субъектов РФ и местного самоуправления. В бассейновом совете могут принимать участие лица, представляющие интересы водопользователей, общественных организаций и общин малочисленных народов.

Мониторинг земель водных объектов осуществляется государством и включает регулярные наблюдения за состоянием поверхностных и подземных водных объектов, а также прогнозирование возможных изменений состояния водных ресурсов.

Ведение государственного мониторинга осуществляется на нескольких уровнях:

  • локальном (водопользователи);
  • территориальном;
  • региональном;
  • федеральном.

Ведение Государственного водного кадастра осуществляется Министерством природных ресурсов и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Если же участок принадлежит муниципалитету, то арендодателем будет выступать орган местного самоуправления.

Аренда земель водного фонда

Для аренды участка водоохранной зоны на свои нужды, необходимо заключить договор водопользования. Цели аренды могут быть следующими:

  1. Забор ресурсов с поверхности.
  2. Использование акватории в рекреационных и иных целях.
  3. Использование акватории для производства электроэнергии (без забора).

Заключение договора со стороны арендодателя осуществляют Федеральное агентство водных ресурсов и его подразделения (в отношении федеральных водных объектов), уполномоченный орган субъектов РФ, орган местного самоуправления (в отношении муниципальных объектов).

В договоре должны быть указаны сведения и границы объекта, цели использования, срок, порядок оплаты, ответственность, условия изменения и прекращения соглашения.

Суть договора сводится к аренде, обязательна регистрация в Государственном Водном Реестре. Максимальный срок заключения – двадцать лет, по истечении которого, добросовестный арендатор имеет преимущественное право на перезаключение. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в орган власти (не позднее, чем за три месяца до конца срока). Водопользователь может также передать свои права другому лицу, с согласия органа, заключившего договор (кроме договора о заборе воды).

Важно! В случаях, предусмотренных законом, при наличии нескольких претендентов на участок, проводится аукцион.

Регулирование отношений, связанных с арендой земель водного объекта, происходит в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. Его же положения регулируют ответственность сторон, включая штрафы, пени и прочее. Ситуации, не предусмотренные ГК РФ, рассматриваются по Водному Кодексу.

Для оформления необходимо подать заявление, в котором указана информация о заявителе, название и место нахождения водоема, цели и сроки пользования. Вместе с заявлением подаются:

  • копии удостоверяющих документов (для юридического лица – учредительного документа);
  • доверенность, при необходимости;
  • данные, подробно описывающие действия заявителя с водным объектом, а также действия, направленные на сохранение ресурсов;
  • графическая схема расположения сооружений в зоне;
  • технические сведения обо всем оборудовании, которое планируется к установке, обоснования массы водозабора (при необходимости);

Уполномоченный орган в течение шестидесяти дней обязан рассмотреть заявку, согласовать ее условия с федеральными органами, принять решение и предоставить результат рассмотрения.

После согласования всех объектов, получения соответствующей лицензии на предпринимательскую деятельность, можно начинать строительство в рекреационных и иных целях, с учетом условий, указанных выше (о требованиях к сооружениям).

Объекты, находящиеся в федеральной собственности, могут быть переданы и на основании решения для обеспечения нужд обороны или безопасности. Местными органами власти возможна передача земли по решению и в иных целях. Содержание схоже с договором водопользования. Лицо подает заявление, орган власти в течение тридцати дней выносит решение – согласие или мотивированный отказ. Отказ может быть обжалован в судебном порядке.

технические сведения обо всем оборудовании, которое планируется к установке, обоснования массы водозабора при необходимости ;.

Земли водного фонда – что это?

Земли водного фонда – это участки, на которых размещены различные водные объекты, гидротехнические сооружения и другие сооружения водного хозяйства, а также зоны охраны таких объектов.

К землям водного фонда относятся:

  • участки с расположенными на них поверхностными водами;
  • территории, на которых располагаются гидротехнические сооружения.

Относительно земель с поверхностными водами не предусмотрено отведение конкретных наделов. При строительстве искусственного водного объекта осуществляется процедура земельного резервирования.

Порядок использования таких территорий регулируется Земельным кодексом и Водным кодексом Российской Федерации. Согласно законодательству, вода относится к важнейшему ограниченному ресурсу, который является наиболее уязвимым. Каждый водный объект является одним из центральных ресурсов, которые обеспечивают жизнедеятельность населения, проживающего в регионе нахождения водоема.

Вся информация о водном фонде содержится в специальном государственном реестре. В этот реестр включены сведения не только о расположении водоемов, но также об области их применения и отдельных ресурсах.

Искусственно созданные водоемы также входят в общий фонд государства. Они характеризуются обособленностью, небольшой площадью, отсутствием соединения с иными водными объектами.

Обозначение водоемов чрезвычайно важно. Именно оно оказывает влияние на правовой режим использования участков. Например, в соответствии с ЗК РФ, запрещается передача в частную собственность участков, на которых располагается береговая полоса. Если это произошло до вступления в силу этого запрета, такие участки обременяются публичным сервитутом.

Землевладельцы вправе использовать в личных целях водоемы, расположенные на их участках (к примеру, пруды или обводненные карьеры), а также самостоятельно осуществлять работы по строительству водных объектов на своих наделах, если это допустимо действующим законодательством и не затрагивает интересов других граждан.

Законом не допускается отчуждение водоемов без сопутствующего переоформления и земли, на которых они располагаются. Надел не может быть поделен на несколько самостоятельных участков, если для этого потребуется провести границу по водному объекту.

Такими потребностями могут быть.

Земли водного фонда: правовой режим

Земли водного фонда используются для постройки и использования зданий, которые обеспечивают нужды первой необходимости для населения. Кроме того, их применяют для сельхозпотребностей, промышленности, природоохраняемых объектов, рыбхозов, транспортных средств, общества.

Земли водного фонда используются для постройки и использования зданий, которые обеспечивают нужды первой необходимости для населения.

Правовой режим земель водного фонда

Согласно ст. 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли:

  • покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;
  • занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков.
В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется земельным и водным законодательством.
Согласно п. 6 ст. 6 ВК РФ вдоль береговой линии водного объекта общего пользования имеется береговая полоса (полоса земли), которая составляет 20 метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой.
Земельные участки, на которых расположены водные объекты, находятся в федеральной собственности. Исключение составляют земельные участки, на которых расположены пруды и обводненные карьеры – они могут находиться в региональной, муниципальной и частной собственности. Право собственности на пруд и обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на данный земельный участок (п. 3 ст. 8 ВК РФ). Данные земельные участки являются неделимыми, если в результате такого раздела требуется раздел пруда и обводненного карьера (п. 4 ст. 8 ВК РФ).
В целях охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами, устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством о природных лечебных ресурсах, лечебно оздоровительных местностях и курортах (ст. 64 ВК РФ).
Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии различных водных объектов, на которых устанавливается специальных режим. В границах водоохранных зон устанавливаются специальные прибрежные полосы. Ширина водоохранной зоны устанавливается от соответствующей береговой линии.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек и ручьев протяженностью:

  • от десяти километров – в размере 50 метров;
  • от 10 до 50 километров – в размере 100 метров;
  • от 50 километров и более – в размере 200 метров.
  • Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища – 50 метров.
    Ширина водоохранной зоны моря – 500 метров.
    Ширина водоохранной зоны озера Байкал устанавливается согласно ФЗ «Об охране озера Байкал».
Читайте также:  Образец фотографии рабочего времени: как составить

В границах водоохранных зон запрещено:

  • использование сточных вод;
  • размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и п
  • потребления радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
  • осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
  • движение стоянка транспортных средств.

Для рек и ручьем протяженностью менее 10 км. От истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. – 50 метров.
Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30-50 метров (п. 11,12 ст. 65 ВК РФ).
Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 метров независимо от уклона прилегающих земель.
В границах прибрежных защитных полос запрещается:

  • распашка земель;
  • размещение отвалов размываемых грунтов;
  • выпас с/х животных.

Согласно п. 8 ст.27 ЗК РФ: запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ.
Перевод земель другой категории и земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда допускается в случае:
если земли заняты водными объектами;
строительство водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах;
изменение русла рек и иных изменений местоположения водных объектов.

Правовой режим земель водного фонда.

Понятие и особенности правового режима земель водного фонда

Земля и вода являются компонентами окружающей среды и основной жизни и деятельности человека на земле. Кроме земли основной жизнедеятельности живых организмов является вода. Земли водного фонда как одна из категорий земель, выделяемых в статье 7 Земельного кодекса РФ, предназначены для удовлетворения потребностей человека в питьевой воде, бытовых и других потребностей.

Особенность земель водного фонда связан с тем, что это земли, расположенные на границе суши и водных объектов. Именно такие земли в первую очередь подвергаются воздействию водных объектов. При этом, такое воздействие может быть как полезным, так и негативным. Пограничный характер земель водного фонда оказывает существенное влияние на их правовой режим.

Различные подходы к определению понятия «правовой режим земель» таких ученых как Н. И. Краснов 1 , О. И. Крассов 2 , Е. А. Суханов 3 , а также отсутствие легального определения такого понятия при наличии пункта 2 Статьи 7 Земельного кодекса РФ позволяют заключить, что категория земель определяет содержание (элементы) их правового режима. В зависимости от категории земель изменяется объем прав и обязанностей участников земельных правоотношений (статья 5 Земельного кодекса РФ). Следовательно, права и обязанности участников земельных правоотношений различаются для различных категорий земель. Правовой режим может зависеть также от вида разрешенного использования в соответствии с градостроительным зонированием территорий в соответствии с федеральными законами и специальными федеральными законами.

В Толковом словаре земельного права правовой режим определяется как совокупность правовых норм, закрепляющих порядок и условия использования и охраны земель различного целевого назначения и разрешенного использования.

С учетом изложенного в понятие «правового режима земель водного фонда включаются следующие элементы:

a. права и обязанности участника земельных правоотношений по использованию земельного участка и водного объекта;

b. особенности управления и охраны земель водного фонда;

c. обременения и/или особые условия использования земельного участка и других объектов недвижимости, расположенных на таком участке, которые определяют содержание земельных прав и обязанностей участников земельных правоотношений.

К землям водного фонда в соответствии со статьей 102 Земельного кодекса РФ относятся земли, покрытые поверхностными водами и земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Таким образом, правовое регулирование земель водного фонда осуществляется не только земельным, но и водным законодательством. В соответствии со статьей 5 Водного кодекса РФ к поверхностным водным объектам относятся моря, водотоки, воемы, болота, природные выходы подземных вод, ледники, снежники. Из перечисленных поверхностных водных объектов в частной собственности могут находится только пруды и обводненные карьеры (статья 8 Водного кодекса РФ). Кроме того, именно эти водные объекты тесно связаны с земельным участком и следуют его судьбе в случае отчуждения такого земельного участка (пункт 4 статьи 8 Водного кодекса РФ). Следовательно, водное законодательство относит некоторые водные объекты вместе с земельным участком к недвижимому имуществу.

Поэтому, правовой режим земель водного фонда определяется земельным, водным и гражданским законодательством.

Использование земель водного фонда как правило осуществляется с использованием и поверхностного водного объекта. Земля и вода выступают в таком случае как природные объекты и природные ресурсы, использование которых должно осуществляться с соблюдением одного из основных принципов земельного права – приоритета использования земли и воды как компонентов окружающей среды и основы жизни и деятельности человека.

§ 2. Земли водного фонда и водные объекты как объекты земельных правоотношений.

Земли водного фонда, как правомерно отмечает Жариков Ю. Г. в учебнике «Земельное право России», являются «зоной взаимного перехода сухопутной и водной среды обитания», то есть являются «пограничными». Это требуется учитывать при использовании земель водного фонда. Объектом использования является как участок суши, так и водный объект.

Земли водного фонда как категория земель является природным объектом и природным ресурсом, использование которого осуществляется с учетом принципа рационального использования в целях удовлетворения различных потребностей человека.

Земли водного фонда как категория земель используются, в том числе и для отдыха населения.

К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водными объектами. Следовательно, к землям водного фонда относится дно и берега поверхностных водных объектов.

Дно и берега поверхностного водного объекта являются землями водного фонда, а, следовательно, объектами земельных отношений. Но к землям водного фонда относятся не только дно и берега поверхностных водных объектов, но и территории, примыкающие к береговой линии таких водных объектов. Цель таких территорий – обеспечить условия для сохранения и восстановления водных объектов. Водное законодательство предусматривает установление водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов. Размеры водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, ограничения, которые установлены для участников земельных отношений в границах таких зон, определены в статьей 65 Водного кодекса РФ. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов также относятся к землям водного фонда.

К землям водного фонда относятся также земли, занятые гидротехническими сооружениями, которые рассматриваются как совокупность объектов, объединенных единым функциональным назначением. При строительстве гидротехнических сооружений используются водные объекты и земельные участки в целях безопасного обеспечения населения и экономики энергией (гидроэлектростанции), а также в целях защиты окружающей среды, здоровья и имущества человека от негативного воздействия вод. Правовое регулирование отношений по созданию, эксплуатации гидротехнических сооружений осуществляется специальным законом (см. ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»). Земельные участки, занятые сооружениями гидроэлектростанциями могут относится к землям энергетики (подпункт 1 пункта 2 статьи 89 Земельного кодекса РФ).

Объектом земельных правоотношений по использованию земель водного фонда является земельный участок. Земельный участок как объект права должен быть индивидуализирован в соответствии с требованиями земельного законодательства. Индивидуализация земельного участка проводится при его формировании. В результате формирования земельный участок получает определенные характеристики: адрес, площадь, границы, иные характеристики, позволяющие получить информацию о его потребительских качествах. Пункт 2 статьи 102 Земельного кодекса РФ не предусматривает формирование земельного участка, покрытого поверхностными водами.

Особенностью земель водного фонда является то, что такие земли могут быть объектами общего пользования. Земли водного фонда – покрытые поверхностными водными объектами, могут входить в состав пригородных зон населенных пунктов, земель общего пользования населенных пунктов (пункт 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ), земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов (статья 96 Земельного кодекса РФ), земель рекреационного назначения (статья 98 Земельного кодекса РФ), земель природоохранного назначения (статья 97 Земельного кодекса РФ).Земельные участки в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом изъяты из оборота (пункт 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ). В Водном кодексе РФ (статья 6 ВК РФ) береговая полоса – территория (полоса земли) вдоль береговой линии водного объекта, предназначенная для общего пользования. Ширина береговой полосы может быть от пяти до двадцати метров и зависит от протяженности водного объекта. Однако, не для всех водных объектов может быть установлена береговая полоса. Для болот, ледников, снежников береговая полоса не устанавливается. Кроме того, береговая полоса внутренних водных путей, необходимая для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территории населенных пунктов, относятся к землям водного транспорта (статья 90 ЗК РФ).

Кроме того в статье 65 Водного кодекса РФ определены понятия, порядок установления и использования водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы.

Водоохранная зона представляет собой территорию, примыкающую к берегу водного объекта, для которой устанавливаются особые правила ведения хозяйственной деятель-ности (пункт 1 статьи 65 Водного кодекса РФ).

Прибрежная защитная полоса представляет собой территорию в пределах или полностью совпадающую с водоохранной зоной, для которой (прибрежной полосы) могут быть установлены дополнительные, по сравнению с водоохранной зоной ограничения для осуществления хозяйственной деятельности (пункт 2 статьи 65 Водного кодекса РФ). Прибрежная защитная полоса может быть от тридцати до двухсот метров.

Водоохранная зона и прибрежная защитная полоса устанавливаются от береговой линии водного объекта в целях его защиты от негативного воздействия в соответствии с законом (статья 65 Водного кодекса РФ). Максимальная ширина водоохоранной зоны составляет 50 метров, максимальная 200 метров.

Читайте также:  Могут ли уволить многодетную мать с работы?

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 2098 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Однако, не для всех водных объектов может быть установлена береговая полоса.

Статья 102 ЗК РФ. Земли водного фонда

1. К землям водного фонда относятся земли:

1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

2. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

3. В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель.

4. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством.

Легальной классификации ГТС законодатель не произвел.

Категории и объекты

Официально к землям водного фонда относятся земли, которые имеют в своих чертах определённый объект или несколько таковых. Кроме того, они разделяются на две большие категории:

  • Особо охранные, не передающиеся в пользование физическим лицам. Государство их держит под особым контролем. Как правило, здесь располагаются какие-либо технические объекты, осуществляющие работу водозабора, исследований воды, научной или культурной деятельности, имеют эстетическое или рекреационное значение;
  • Общего пользования – территории, находящиеся во владении муниципалитета, федеральных органов или государства, которые могут использоваться для бытовых целей всеми желающими. При этом беспрепятственно доступ открыт только физическим лицам. В соответствии с Водным кодексом, юридические лица вести здесь коммерческую деятельность не имеют права.

Говоря об акватории, находящиеся вблизи любых водоёмов, включая природные и искусственные, объектом водной территории признаётся любой водоём, обладающий соответствующими признаками. В свою очередь водный ресурс, внешний или внутренний может быть использован, используется или находится под государственной охраной (как пример – подземный ключ питьевой воды).

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Водное хозяйство – вся деятельность, имеющая какое-либо отношение к эксплуатации, изучению, охране водного объекта с его ресурсами, а также деятельность по ликвидации возникшей водной катастрофы. Режим – так принято называть изменяемые уровни воды в водоёмах по всей территории страны.

Водное хозяйство вся деятельность, имеющая какое-либо отношение к эксплуатации, изучению, охране водного объекта с его ресурсами, а также деятельность по ликвидации возникшей водной катастрофы.

Собственники водных ресурсов

Крупные гидрообъекты могут принадлежать только государству.

Остальные:

  • находящиеся на границах нескольких регионов – во владении федеральных властей;
  • обособленные – на балансе регионов;
  • территории с прудами и обводнёнными каналами – принадлежат как региональным властям, так и частным лицам, физическим и юридическим.

К федеральной собственности всегда относятся:

  1. курортные зоны;
  2. заповедники, заказники, нацпарки;
  3. территории, предназначенные для нужд обороны.

Собственником самого водного объекта частное лицо быть не может. Право владения оформляется только на землю, на которой располагается гидроучасток.

устройство скотомогильников, кладбищ и иных объектов, создающих эпидемиологическую угрозу;.

Земли водного фонда – это

К землям водного фонда относят:

  • Земли, на которых располагаются поверхностные воды, сосредоточенные в водных объектах;
  • Земли, где размещены гидротехнические и другие сооружения непосредственно на водных объектах;

В отношении тех земель, которые заняты поверхностными водами, не предусмотрено отведение участков. Если необходимо построить водохранилище либо иной искусственный водный объект, выполняют земельное резервирование. Сам же порядок эксплуатации и охраны земель, относящихся к водному фонду, полностью предусматривает ЗК Российской Федерации и отдельно законодательство в водной сфере.

Согласно Водному кодексу Российской Федерации, воды – это важнейший компонент природной среды. Он может возобновляться, его объем ограничен, и это одни из наиболее уязвимых ресурсов природы.

Под действие водных отношений подпадают различные водные объекты или же их части. Это могут быть и воды, расположенные на поверхности и земли, которые ими покрываются, а также граничащие с ними берег и дно водного объекта.

По этой причине, водные отношения при рассмотрении вопроса их регулирования, тесно граничат с вопросом регулирования отношений в земельной сфере, взаимодействуя между собой.

Каждый из используемых водных объектов рассматривается как центральное (основное) звено, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность того или иного народа, проживающего в пределах территории Российской Федерации, который служит экономическим, социальным и экологическим подспорьем благополучия всего населения, а также существования местной флоры и фауны.

Составляющие водного фонда – это сосредоточение различных водных объектов, которые уже включены или подлежат включению в водный госкадастр.

Водный госкадастр является центральной базой всей информации, имеющейся о водных объектах и их применении, отдельных ресурсах и водопользователях.

Каким образом взаимодействуют между собой законодательство двух сфер (водное и земельное), можно увидеть, рассмотрев регулирование, применение и охрану отдельно располагаемых водных объектов.

Что такое земли запаса?

Что относится к землям лесного фонда, читайте тут.

В перечень объектов, участвующих в водных отношениях, относят и группу обособленных водных объектов. Они представляют собой водоемы искусственного происхождения, имеющие небольшую площадь и характеризующиеся непроточностью, у которых отсутствуют какие-либо соединения с иными видами водных объектов, располагаемых на поверхности.

Обозначение отдельно размещенного водного объекта — крайне важный фактор в установлении режима его применения. К примеру, с учетом положений Земельного кодекса Российской Федерации, запрещено осуществление приватизации участков, размещенных в черте береговой полосы, которая устанавливается с учетом требований Водного кодекса Российской Федерации, а также участков, с расположенными на них прудами, обводненными карьерами (объектами обособленного вида), в пределах территорий общего использования.

Владельцы участков земли имеют полное право в предусмотренном законодательством порядке в личных целях эксплуатировать располагаемые на их участках водоемы подземного расположения и отдельно размещенные объекты (к таким можно отнести пруд или обводненный карьер), а также выполнять работы по строительству прудов и других водных объектов, с учетом установленных требований законодательства: экологических, санитарно-гигиенических, строительных и других.

Водные объекты относятся к федеральным владениям. Такие объекты как: карьеры обводненного типа, пруды, располагаемые в пределах участков отнесенных к владениям субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц, пребывают в собственности последних, если обратные положения не предусмотрены в законах.

Не допустимо отчуждение объектов без сопутствующего отчуждения вместе с ними и земли, в пределах которых они размещены. Участки не могут быть разделены, если при таких действиях потребуется разграничение карьера обводненного типа или пруда.

Занимаемые любыми водными объектами;.

Основные типы водных объектов

Водные объекты можно разделить на поверхностные и подземные, учитывая все особенности их использования, местоположения и прочие характеристики.

К категории поверхностных причислены воды и земли, которые они покрывают в пределах береговой линии. Эти воды можно разделить на родники, гейзеры, моря и заливы, проливы и бухты, водотоки и водоемы, болотистые местности.

Основываясь на ВК РФ, водные объекты могут принадлежать государству, муниципалитетам или частным лицам по праву собственности.

Однако такие земли всегда считаются природоохранными зонами.

Для них предусмотрен специальный правовой режим, который запрещает проводить некоторые манипуляции с объектами. Например, нельзя оборудовать свалки на подобных участках.

Подземными объектами считаются водоносные горизонты и бассейны подземных вод. Границы таких зон определяются законодательными актами.

Учитывая условия доступа, выделяют объекты общего и обособленного пользования. В первую группу входят поверхностные воды, собственником которых является государство или муниципалитет. Все граждане могут безвозмездно пользоваться ими для своих личных или бытовых нужд, если это не противоречит законодательству России.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму .

На пространствах, занятых водными объектами, не разрешается.

§ 1. Общая характеристика правового режима земель водного фонда

Водные объекты, в свою очередь, понимаются как природные или искусственные водоемы, водотоки и иные объекты, постоянное или временное сосредоточение вод в которых характеризуется определенным уровнем, расходом и объемом воды (водным режимом). Согласно понятию, существовавшему в ВК РФ 1995 г., воды – это вся вода, находящаяся в водных объектах.

Таким образом, водный объект представляет собой земли, покрытые водами, что обусловливает особенности правового режима земель водного фонда.

Все водные объекты в зависимости от их водного режима, физико-географических, морфометрических (количественные характеристики рельефа суши и дна) и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.

К поверхностным водным объектам относятся: 1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); 2) водотоки (реки, ручьи, каналы); 3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); 4) болота; 5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); 6) ледники, снежники.

Правовой режим подземных вод регулируется законодательством о недрах.

Важное значение для осуществления правового режима земель водного фонда имеет установление их границ.

Береговая линия (граница водного объекта) определяется для: 1) моря – по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды – по линии максимального отлива; 2) реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера – по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; 3) пруда, водохранилища – по нормальному подпорному уровню воды; 4) болота – по границе залежи торфа на нулевой глубине.

Читайте также:  Как узнать дату выпуска автомобиля по vin

Береговая линия отделяет земли водного фонда от земель иных категорий, при этом разграничивает распределение норм, регулирующих правила использования, охраны, управления и т.п. различных по целевому назначению земель. Практическое значение установления границ водного объекта выражается в присвоении ему одного из элементов индивидуализации, позволяющего идентифицировать конкретный водный объект. При этом законодатель устанавливает необходимость определения береговой полосы и водоохранных зон именно от береговой линии водного объекта.

В целях правового регулирования земли водного фонда классифицируются по нескольким основаниям: техническим (занятые сооружениями или свободные от них); форме собственности (государственная – РФ, субъектов РФ; муниципальная; частная); по условиям доступа (объекты общего пользования и обособленного пользования).

По техническому признаку к землям водного фонда относятся земли (ст. 102 ЗК РФ): покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, и занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Правовой режим земель первой категории, непосредственно покрытых водой, регулируется нормами земельного и водного законодательства.

Правовой режим второй категории земель водного фонда, занятых гидротехническими и иными сооружениями (для водоснабжения, мелиорации и т.п.), регулируется ЗК РФ, иными специальными законами и нормативными правовыми актами.

По форме собственности земли водного фонда имеют особенность, заключающуюся в принципе федеральной государственной собственности на объекты водного фонда, за исключением прудов и обводненных карьеров, которые могут находиться соответственно в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления, частной собственности физических или юридических лиц.

Право собственности Российской Федерации распространяется на земельные участки, в пределах которых находятся:

– все водные объекты в пределах государственной границы РФ, за исключением прудов и обводненных карьеров, которые согласно Водному кодексу РФ могут находиться в иных формах собственности;

– пруды и обводненные карьеры, если они находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

В собственности субъектов РФ могут находиться земельные участки, в границах которых расположены пруды и обводненные карьеры, если указанные водные объекты:

– находятся на территории одного субъекта РФ;

– находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов;

– указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов РФ.

Земельные участки, в границах которых расположены пруды и обводненные карьеры, являются собственностью муниципальных районов, если они:

– не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, граждан, юридических лиц;

– находятся на территориях двух и более поселений;

– находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений.

Земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов, если они:

– не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных районов, граждан, юридических лиц;

– расположены в границах поселений, городских округов.

По условиям доступа водные объекты подразделяются на объекты общего пользования и обособленного пользования. Водными объектами общего пользования, т.е. общедоступными водными объектами, являются поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Каждый гражданин, в том числе иностранный гражданин, лицо без гражданства, вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено водным законодательством РФ.

Водные объекты, находящиеся в частной собственности физических и юридических лиц, могут быть общедоступными по решению собственника данного водного объекта. Это правило выводится из п. 1 ст. 262 ГК РФ, в силу которого, если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Согласно Федеральному закону от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ “О введении в действие Водного кодекса РФ” (ст. 9) водные объекты исключены из состава объектов недвижимости. В качестве объектов вещных и обязательственных прав, в том числе возникающих из гражданско-правовых сделок, они могут выступать только в составе земельных участков. Статья 8 ВК РФ установила прямой запрет на отчуждение водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены.

Приватизация, т.е. отчуждение из государственной или муниципальной собственности (разгосударствление), земельных участков, на которых находятся водные объекты, регламентируется не водным, а земельным законодательством (ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”, п. 2.1 Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284 (ред. от 15.09.2008) “О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ”.

В пункте 2 ст. 261 “Земельный участок как объект права собственности” ГК РФ предусмотрено, что, “если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения” (в ред. ФЗ от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ).

Не допускается приватизация земельных участков в случаях (п. 4 ст. 28 ЗК РФ):

– изъятия земельных участков из оборота;

– ограничения земельных участков в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

– установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

– резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Ограничены в обороте, а следовательно, не подлежат приватизации без установления такого разрешения на уровне федерального закона находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки (ст. 27 ЗК РФ):

– в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (пп. 3 п. 5 в ред. Федерального закона от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ);

– расположенные под объектами гидротехнических сооружений (пп. 10 п. 5);

– в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (пп. 14 п. 5 введен Федеральным законом от 19.06.2007 N 102-ФЗ).

Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (согласно п. 8 ст. 27 ЗК РФ, введенному Федеральным законом от 3 июня 2006 г. “О введении в действие Водного кодекса РФ” N 73-ФЗ, в ред. Федерального закона от 19 июня 2007 г. “О внесении изменений в статьи 16 и 19 Водного кодекса РФ и ст. 27 Земельного кодекса РФ” N 102-ФЗ).

Земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений, на основании пп. 10 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность в соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ “О безопасности гидротехнических сооружений” предполагает возможным нахождение гидротехнических сооружений в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц или юридических лиц независимо от организационно-правовой формы. Следовательно, юридическим и физическим лицам – собственникам гидротехнических сооружений такие земельные участки предоставляются на ином вещном праве, производном от права собственности, в соответствии с земельным законодательством. Однако, если гидротехническое сооружение построено за счет финансирования физическим и юридическим лицами на землях, находящихся в частной собственности этих лиц, право частной собственности распространяется и на земельный участок, и на гидротехнический объект в целом.

Запрет на приватизацию земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (п. 8 ст. 27 ЗК РФ) необходимо рассматривать с учетом того, что земельные участки (территории) общего пользования выделяются в составе земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 262 ГК РФ), садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан (п. 4 ст. 11.4 ЗК РФ), населенных пунктов (п. 12 ст. 85 ЗК РФ, ст. 1 ГрК РФ), а также во взаимосвязи с п. 1 ст. 36 ЗК РФ, согласно которому граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков. Следовательно, если на таком земельном участке располагается пруд или обводненный карьер, исключительное право на приватизацию земельного участка, принадлежащее собственникам зданий, строений, сооружений, распространяется и на участок под данным водным объектом.

В пункте 2 ст. 28 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату; бесплатно – только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами и законами субъектов РФ. Иностранные граждане, юридические лица и лица, не имеющие гражданства, могут претендовать на предоставление таких земельных участков только за плату.

Таким образом, современное земельное право не допускает нахождения в частной собственности, в том числе приобретения в порядке приватизации, земельных участков не только под водными объектами, но и в предусмотренных законом случаях находящихся в зонах охраны водных объектов, за исключением прудов и обводненных карьеров, находящихся вне границ территорий общего пользования.

Основания и порядок перевода земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также особенности перевода земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда регламентируются Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую”.

Не допускается приватизация земельных участков в случаях п.

Добавить комментарий