Понятие служебного подлога и его признаки

Статья 292. Служебный подлог

1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), —

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.

Служебный подлог: понятие и особенности

Под подлогом обычно понимают создание недостоверной картины и введение людей в заблуждение путем подгона данных или подготовки ложных объектов, документов или статистических сведений. Уголовный кодекс определяет служебный подлог как внесением лицом в официальные документы:

  • ложных сведений (заведомо);
  • исправлений.

Такие правки должны искажать действительное содержание документа. При совершении противоправного деяния должна иметь место корыстная или личная заинтересованность преступника в совершении подлога. Отсутствие прямого умысла не позволяет квалифицировать преступление в качестве подлога. Здесь речь может идти только о халатности, когда ошибки попали в документы по невнимательности.

В качестве официальных документов может выступать квартальная отчетность, законодательный акт, больничный лист, трудовая книжка и пр. Данный документ должен быть публичным и зафиксирован на определенном материальном носителе: в электронном, бумажном или магнитном виде. Документ должен содержать подпись должностного лица или госслужащего. При этом сам документ должен быть подлинным и иметь юридическую силу.

Субъектом преступления может быть должностное лицо, государственный или муниципальный служащий. Рядовые граждане и работники частных фирм не несут ответственности за данное деяние.

На практике служебный подлог зачастую сопряжен с другими преступлениями. Например, он нередко совершается, что скрыть факт растраты государственных средств или их нецелевого использования.Но правонарушителем может также двигать банальное желание скрыть свою некомпетентность или приукрасить положение дел.

Преступление считается оконченным после совершения незаконных действий с документацией. Для суда не имеет значения сам факт использования официального документа. Таким образом, служебный подлог – это преступление с формальным составом.

В свою очередь, именно служебный подлог является общей уголовной нормой, так как ею охватывается все случаи фальсификации официальных документов. Тогда как при фальсификации речь идет только об искажении фактических данных.

В свою очередь, именно служебный подлог является общей уголовной нормой, так как ею охватывается все случаи фальсификации официальных документов.

Проблемы квалификации служебного подлога

Стоит отметить, что данный вид преступления будет иметь место в том случае, когда внесение недостоверных данных в документ связано с должностными или служебными полномочиями.

Если изменения были внесены без использования таких возможностей, то состав преступления будет отсутствовать. Такие действия могут быть квалифицированы как превышение полномочий или как подделка документов.

Подделка- официальный документ, который был создан на основе обычного.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 394-37-20

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 305-28-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 550-93-75

Зачастую на практике возникают трудности квалификации служебного подлога. Особенно, когда подлог входит в состав других преступлений, например, в хищение или мошенничество.

Кроме того, при существенном нарушении прав или законных интересов граждан противоправное деяние может квалифицироваться по статье 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). В таком случае служебный подлог не будет определяться как цель, а выступает разновидностью и способом совершения преступления.

Также важным моментом является то, что за служебный подлог применяется как отдельное наказание, а может быть определена ответственность по совокупности статей.

Зачатую такая ситуация касается сотрудников медицинских учреждений, когда врачи оправдывают свои действия, подделывают документы, а по факту помощь потерпевшему не была оказана. Поэтому будет грозить врачу уголовная ответственность по совокупности статей, а именно служебный подлог и халатность.

В том случае, если было раскрыто преступление, находившееся на стадии подготовки, то виновные будут наказаны в соответствии со статьей 30 УК РФ.

Как доказывают факт служебного подлога?

С тем, чтобы доказать служебный подлог (факт внесения правок в документ или наличие исправлений), на данный момент проблем не возникает. Современные методы проведения криминалистической экспертизы позволяют специалистам обнаруживать выполненные практически любым способом подделку печати, штампа или фирменного бланка, вытравление знаков и т.д.

Также не вызывает сложностей проведение почерковедческой экспертизы, и выяснить, кто именно поставил подпись на определенном документе, не составит труда. Выявить факт внесения изменений в электронные версии документов также вполне реально: эксперты в своей работе используют инновационные методики.

лишение свободы до 4 лет.

Привлечение к уголовной ответственности

При обнаружении подлога проводятся следственные действия, затем дело передается в суд. Только этот орган власти уполномочен признать должностное лицо виновным и назначить ему меру наказания.

Если человек, занимающий определенную должность в государственных структурах, имеет цель в дальнейшем присвоить себе движимое или недвижимое имущество, к нему также будет применена статья 158 УК РФ («Кража»), значительно усугубляющая его положение.

Такой статус она приобретет только в случае попадания на рассмотрение в соответствующие государственные структуры.

Срок давности

Этот срок напрямую зависит от обстоятельств, связанных с подлогом. Если данное преступление не повлекло за собой серьезных отягчающих ситуацию последствий, то срок давности такого преступления исчисляется 2 годами.

Если в результате данного подлога произошло существенное нарушение прав граждан РФ, то закон предусматривает более длительный срок – 6 лет.

Судебная практика.

Примеры из судебной практики

Преступления, предусмотренные ст. 292, рассматриваются судами редко, тем не менее конкретные примеры из судебной практики привести можно:

  • 17.03.2017 судом были рассмотрены материалы в отношении гражданки Д. обвиняемой по ст. 292 ч.1. Согласно материалам дела, гражданка Д. неоднократно подделывала авансовые отчеты. Суд установил, что подсудимая не имела корыстных побуждений. Путем подделки документов она просто стремилась сэкономить собственное время. Этот факт был подтвержден тем, что стоимость товаров и услуг, включенных в отчеты соответствовала реальным. Согласно вынесенному приговору гражданка Д. была осуждена на 120 часов обязательных работ.

  • 14.10.2017 судом было рассмотрено уголовное дело по обвинению гражданина О. в подделке доверенности на право выдачи платежного поручения. Осуществив подлог подсудимый О. не воспользовался доверенностью в корыстных целях. Он продолжил выполнять свои должностные обязанности, используя документ точно также, как если бы он был настоящим. Суд не усмотрел в действиях О. правонарушений, предусмотренных 2 ч. ст 292, так как отсутствовал какой-либо ущерб. Виновный О. получил в виде наказания 150 часов обязательных работ.
  • 22.11.2017 судом было рассмотрено дело по обвинению гражданина Ф. в служебном подлоге с причинением существенных убытков организации, в которой он работал. Согласно материалам дела, гражданин Ф. занимался реализацией товара, указывая в официальных документах гораздо меньшее их количество, нежели было продано на самом деле. На совершение подобного преступления его побудила корысть. Гражданин Ф. получил наказание в виде условного лишения свободы сроком на 1 год с запретом занимать ряд должностей и вести определенную деятельность на протяжении 3 лет.

Нельзя сказать, что уголовные дела по обвинению в совершении правонарушений по ст. 292 рассматриваются часто. Как правило, негосударственные организации не стремятся наказать своих сотрудников по закону, ведь рассмотрение подобных уголовных дел плохо сказывается на имидже компании. Чаще всего сотрудники получают дисциплинарное взыскание, а иногда им предлагают уволиться «по-тихому».

Согласно статистическим данным в 2017 году судами было рассмотрено 284 дела по обвинению по ст.

Статья 292 УК РФ. Служебный подлог

1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), –

Читайте также:  Как получить материальную помощь пенсионеру

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, –

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -.

Понятие (определение)

Служебный подлог – преступление небольшой тяжести, но только в том случае, когда он выступает отдельным, целостным фактом преступления.

Как правило, это бывает крайне редко, и служебный подлог осуществляется ради другой, мотивированной корыстным убеждением должностного лица, цели.

Сущностью служебного подлога является реализация преступного умысла субъекта преступления, направленная на изменение реального положения дел, отражённого в документационном обеспечении – на заведомо ложную информацию.

Таким образом, могут быть осуществлены неправомерные действия в отношении служебных фактов, адаптируемых к их незаконному использованию.

Определение состава преступления во многом сводится к дифференциации официальных служебных документов, которые подтверждают факт преступного деяния.

Служебный подлог (ст.292), его отличие от подделки документов (ст.327).

Объект – интересы государственной службы.

Предмет служебного подлога обозначен в законе – официальные документы.

Документом признается любой материальный носитель информации, который подтверждает наличие (или отсутствие) какого-либо факта или события, имеющего юридическое значение (это может быть письменный акт, юридически значимая информация на машинном носителе и т.д.), и обладает необходимыми для данного носителя реквизитами.

Под официальными документами понимают те юридически значимые документы, которые находятся в ведении органов, подпадающих под сферу действия главы 30 УК РФ. Это может быть как исходящая от этих органов документация, так и входящая, в том числе и от частных лиц, если она прошла необходимую регистрацию, о чем свидетельствуют соответствующие реквизиты. С момента регистрации частный документ для данного органа стал документом официальным.

Под служебным подлогом понимается внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.

Обязательным признаком данного преступления является совершение его с использованием служебного положения виновного и вопреки интересам службы

Объективнаясторона рассматриваемого преступления представлена двумя самостоятельными формами:

1. Под внесением в официальный документ заведомо ложных сведений понимают внесение в подлинный официальный документ сведений, в полном объеме или частично не соответствующих действительности, и этот факт очевиден для виновного. Внесение в официальный документ заведомо ложных сведений предполагает изначальное составление документа ложного по существу. При этом сам документ полностью соответствует предъявляемым требованиям и не подвергается каким-либо изменениям. Такой вид подлога называют интеллектуальным.

2. Второй вид подлога состоит во внесении в официальные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, то есть в первоначальный, подлинный по форме и содержанию официальный документ виновный позднее вносит (путем подчистки, дописки, травления, смывания, замены отдельных страниц или фрагментов документа и т.д.) различного рода исправления, делающие документ не соответствующим действительности, – такой вид подлога называют материальным.

Состав служебного подлога – формальный. Состав считается выполненным, а преступление оконченным в момент совершения одного из указанных действий.

Субъективнаясторона данного преступления характеризуется только прямым умыслом. Лицо осознает общественно опасный характер своего деяния, заключающегося во внесении в официальные документы заведомо ложных сведений либо исправлений, искажающих их действительное содержание, используя при этом свое служебное положение вопреки интересам службы, предвидит возможность или неизбежность причинения ущерба общественным отношениям, обеспечивающим реализацию задач, стоящих перед соответствующим государственным или муниципальным органом, должностным лицом или государственным служащим которого он является, и желает причинить такого рода ущерб.

Обязательным признаком субъективной стороны данного преступления является корыстная или иная личная заинтересованность.

Под корыстным мотивом понимается стремление извлечь какую-либо материальную выгоду – получение права на имущество, освобождение от обязательств материального характера.

Иная личная заинтересованность может заключаться в мести, ревности, стремлении опорочить, скомпрометировать кого-то, желание скрыть свою некомпетентность, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.д.

Субъектпреступления – должностное лицо, государственный служащий, служащий органа местного самоуправления.

Часть 2: те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Отличие служебного подлога (ст.292) от подделки документов (ст.327).
Ст. 292 УКСт. 327 УК
По объекту:
Интересы государственной службы.Нормальная деятельность аппарата управления. Непосредственный объект – установленный порядок удостоверения фактов, имеющих юридическое значение.
По предмету:
Официальные документы.Удостоверения, официальные документы, предоставляющие права или освобождающие от обязанностей, государственные награды Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампы, печати, бланки.
По объективной стороне:
Две самостоятельные формы: 1.внесение в официальный документ заведомо ложных сведений 2. внесение в официальные документы исправлений, искажающих их действительное содержаниеАльтернативные действия: – подделка удостоверения или иного официального документа в целях его использования либо сбытом такого документа, – изготовление в тех же целях либо сбытом поддельных государственных наград.
По субъективной стороне:
Обязательным признаком субъективной стороны данного преступления является корыстная или иная личная заинтересованность.Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, а также изготовление осуществляется в целях дальнейшего их использования либо сбыта.
По субъекту:
Должностное лицо, государственный служащий, служащий органа местного самоуправления.Физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Халатность (ст.293).

Видовым объектом является совокупность общественных отношений, обеспечивающих правильную, т.е. соответствующую закону деятельность властного публичного аппарата – органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, а также органов управления в Вооруженных силах, других войсках и иных воинских формированиях.

Непосредственный объект общественные отношения, складывающиеся по поводу обязанности должностных лиц и иных публичных служащих осуществлять свою профессиональную деятельность компетентно и строго на основе закона.

Объективнуюсторону халатности составляют: 1) деяния, включающие две самостоятельные формы: неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей; 2) последствие – существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинная связь между ненадлежащим поведением должностного лица и наступившими последствиями.

Состав преступления – материальный. Состав халатности считается выполненным, а преступление оконченным с момента наступления последствий.

Диспозиция ст. 293 УК является бланкетной и для признания в деянии лица наличия состава преступления необходимо определить круг служебных обязанностей должностного лица, а также установить, что конкретно из этих обязанностей не выполнено или выполнено ненадлежащим образом. При этом всегда необходимо ссылаться на конкретные статьи и пункты нормативного акта, регламентирующего обязанности виновного в халатности должностного лица, нарушение которых повлекло указанные в законе последствия. Установление причинной связи между деянием и наступившими последствиями обязательно.

Состав халатности можно выполнить как путем активных действий (ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей), так и путем бездействия (неисполнение должностным лицом своих обязанностей).

Под неисполнением должностным лицом своих обязанностей следует понимать бездействие лица по отношению к своим обязанностям, вытекающим из служебного положения, которые должностное лицо должно было и реально могло выполнить. Должностному лицу не может быть вменено в вину несовершение действий, не входящих в круг его обязанностей.

Под ненадлежащим выполнением должностным лицом своих обязанностей следует понимать такое поведение должностного лица, при котором оно хотя и действует во исполнение обязанностей, но действует несвоевременно, некачественно.

Непосредственно в законе названы объективные причины халатности: недобросовестное отношение к службе или небрежное отношение должностного лица к службе. Причины альтернативны и по смыслу закона исчерпывающи. Все иные причины неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом своих обязанностей по службе не образуют состава преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ.

Читайте также:  Как уведомить должника об уступке требования (права)

Как правило, халатность характеризуется системой действий (бездействий), однако не исключена ситуация единичного факта недобросовестного (или небрежного) отношения должностного лица к служебным обязанностям, повлекшая существенное нарушение охраняемых законом прав и интересов.

Последствия в виде причинения крупного ущерба или существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства – обязательный признак объективной стороны рассматриваемого преступления.

В результате неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом своих служебных обязанностей должны быть причинены общественно опасные последствия в виде крупного ущерба. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает сто тысяч рублей.

Субъективнаясторона преступления характеризуется только неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности. Халатность – единственное преступление, из числа включенных в главу 30 УК РФ, совершаемое по неосторожности. При легкомыслии должностное лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий из-за недобросовестного или небрежного отношения к службе, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий.

При небрежности должностное лицо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Во всех случаях устанавливаются не только круг и характер служебных обязанностей должностного лица, но и реальная возможность выполнения этих обязанностей.

Субъектсостава халатности – только должностное лицо. И здесь очень важно иметь в виду п. 4 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. – «не являются субъектом должностного преступления те работники, … которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности». Только в случае, когда наряду с осуществлением этих обязанностей на данного работника в установленном порядке возложено и исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, за их нарушение он может нести ответственность по главе 30 УК РФ. На практике же встречаются случаи признания должностными лиц при исполнении последними сугубо профессиональных обязанностей. Так, осужден по ч. 2 ст. 293 УК РФ врач, заведующий родильным отделением больницы, обвиненный в небрежном исполнении своих обязанностей, повлекшем по неосторожности смерть человека. Нет состава халатности в действиях профессионального характера, когда они не являются выполнением какой-либо функции должностного лица – организационно-распорядительной или административно-хозяйственной.

При установлении ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, приведших к причинению смерти по неосторожности, речь должна идти об уголовной ответственности по ч. 2 ст. 109 УК.

Часть 2 ст. 293 УК РФ называет квалифицированные виды халатности: то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Смерть человека следует рассматривать в качестве квалифицированного вида халатности, если она находится в причинной связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе. Данный состав халатности может иметь вину либо в виде легкомыслия, либо в виде небрежности.

Другим квалифицирующим видом халатности выступает наступление иных тяжких последствий. Тяжкие последствия при халатности по своей форме могут быть такими же, как и при злоупотреблении служебными полномочиями. Они вменяются в вину должностному лицу только в том случае, когда находятся в причинной связи с должностной халатностью субъекта преступления.

Как и по отношению к смерти человека при халатности психико-волевое отношение должностного лица к иным тяжким последствиям может быть либо в виде легкомыслия, либо небрежности.

В части 3 ст. 293 УК предусмотрен особо квалифицированный состав халатности, характеризуемый неосторожным причинением смерти 2-м и более лицам.

Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, а также на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 295, 317).

Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ). Основным объектом преступления является нормальная деятельность суда, следствия и дознания, а дополнительным – жизнь лица, осуществляющего правосудие, предварительное расследование, дознание, а также других лиц, участвующих в отправлении правосудия, а равно их близких.

Объективная сторона предусмотренного в ст. 295 УК состава преступления заключается в совершении активных действий, направленных на лишение жизни судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, защитника, эксперта, судебного пристава, судебного исполнителя, а рано их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта.

Эти действия совершаются путем использования огнестрельного или холодного оружия, ножей, колющих и иных предметов и т.д.

Посягательство на жизнь указанных в законе лиц предполагает совершение убийства или покушение на убийство. Необходимым элементом объективной стороны преступления является осуществление посягательства на жизнь потерпевшего в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, исполнением приговора, решения суда либо иного судебного акта.

Состав усеченный, окончено с момента посягательства независимо от наступления последствий.

Субъективная сторона состава преступления выражается виной в форме прямого умысла. Виновный сознает опасный для жизни характер своих действий, предвидит тяжкие последствия от этих действий и желает их наступления.

Обязательным признаком субъективной стороны является цель – воспрепятствование законной деятельности лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, либо мотив мести за такую деятельность.

Субъект – любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

Диспозиция ст.

Что такое служебный подлог (ст. 292 УК РФ)

Под служебным подлогом законодатель подразумевает вписывание должностным лицом или государственным/муниципальным служащим в официальные документы заведомо неверной информации (равно подчистку в документах), которая искажает истинное содержание бумаг. Эти деяния должны свершаться из корыстной или иной персональной заинтересованности.

Ч. 2 ст. 292 указывает на более опасный состав преступления — служебный подлог, который влечет за собой нарушение прав граждан, общества или государства.

Подлог довольно часто совершается вкупе с другими преступлениями. Например, с целью скрыть растрату и т. д. Важно не только правильно отделить один состав от другого, но и обратить внимание на квалифицирующие признаки.

При этом должна быть установлена причинно-следственная связь между совершенным деянием и наступившими последствиями.

Субъективная сторона служебного подлога

Состоит в обязательном наличии корыстного умысла, личной заинтересованности преступника. Он полностью осознает опасный характер своего деяния, предвидит или должен предвидеть наступление соответствующих последствий. Таким образом, внесение некорректной информации по ошибке либо по незнанию не является служебным подлогом.

При этом умысел может быть связан с разными движущими мотивами:

  • материальная заинтересованность;
  • личный интерес (близкие отношения);
  • желание приукрасить данные для составления «нормального» отчета;
  • мотив сокрытия иного преступления (растраты, незаконное присвоение собственности и многое другое);
  • желание скрыть свою собственную некомпетентность (исправить прошлые ошибки, продвинуться по карьерной лестнице и т.п.).

Прораб выполнил ее просьбу, благодаря чему бухгалтер отчиталась перед проверяющими за возникшую недостачу.

Меры наказания

  • Штраф до 80 тыс. рублей или в размере полугодового заработка преступника;
  • Обязательные работы до 480 часов;
  • Исправительные работы на 2 года;
  • Принудительные работы на такой же срок;
  • Арест до полугода;
  • Тюремное заключение до 2 лет.

Для второй части необходимо наступление определённых последствий: причинение существенного вреда правам граждан или общества в целом.

В данном случае преступление будет окончено только после наступления конкретных последствий. Кроме этого следствию необходимо доказать прямую причинную связь между фальсификацией информации в документе и вредными последствиями.

С учётом характера неблагоприятных последствий, наказание за такое деяние предусматривается более строгое:

  • Штраф от 100 тысяч до полумиллиона рублей;
  • Принудительные работы на 4 года + лишение возможности занимать некоторые должности;
  • Тюремное заключение на такой же срок с лишением возможности занимать некоторые должности после освобождения.

Для того, чтобы скрыть врачебную халатность врач вписал в журналы и другие документы информацию о том, что он оказывал помощь больному, провёл все необходимые исследования и назначил лекарства.

Объект

Главный объект – нормальная работа госорганов, органов власти, муниципальных структур, документооборот в них. Предмет – официальные документы, которые могут быть представлены как в бумажном, так и в электронном виде. Также в качестве предмета признаются и частные документы – например, расписка или заявление лица и т.п.

В целом перечень официальных документов очень большой – это могут быть всевозможные законы, нормативные акты министерств и ведомств, постановления Правительства, а также документы граждан:

  • паспорт;
  • трудовая книжка;
  • диплом и многие другие.

К этим документам относятся не только бумаги, исходящие от данного органа или должностного лица, но и те, которые поступают к нему для рассмотрения (например, акты обследования).

трудовая книжка;.

Критерии оценки официального документа как предмета служебного подлога

Можно выделить следующие признаки официального документа: 1) он должен быть материальным носителем информации; 2) изложен, как правило, в письменном виде; 3) должен иметь соответствующие реквизиты, форму, установленные нормативно-правовыми актами; 4) должен быть составлен государственными и муниципальными органами и учреждениями, органами местного самоуправления, их должностными лицами и служащими, и даже, по мнению некоторых учёных, коммерческими и иными организациями, частными лицами; 5) эти органы и учреждения, должностные лица, должны быть компетентными для составления таких документов; 6) такие документы должны устанавливать, фиксировать факты и события, которые имеют юридическое значение, т.е. могут повлечь определённые юридические последствия для участников установленного или зафиксированного события или факта.

У сотрудников правоохранительных органов Кировской области иногда возникают вопросы об отнесении того или иного документа к официальным как к предмету преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ (Служебный подлог), с позиции уголовного права.

Читайте также:  Как считать штраф за несдачу в срок расчета по взносам

Следует отметить, что поставленные вопросы представляют определенную сложность для правоприменителя, о чём, например, может свидетельствовать обращение с подобным вопросом прокурора для дачи заключения об отнесении к официальным документам Журнала учета информации (ЖУИ) в органах внутренних дел к П.С. Яни [5, с. 142-144].

Для ответа на эти вопросы необходимо проанализировать дефиниции официального документа, которые дали ведущие специалисты в области уголовного права РФ в учебной и научной литературе.

По мнению Б.М. Леонтьева, «Официальным документом следует считать письменный или иной формы акт, исходящий от государственного или муниципального органа, учреждения, организации или предприятия, предназначенный удостоверить события или факты, которые порождают для использующих их лиц определённые юридические последствия, например, паспорт, удостоверение личности, трудовая книжка» [3, с. 99].

Б.В. Волженкин полагал, что «Официальный документ в качестве служебного подлога можно определить как документированную информацию, зафиксированную на любом материальном носителе, выдаваемую (исходящую) государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, органами управления и должностными лицами Вооруженных Сил РФ, других войск и войсковых вооруженных формирований, в равно документированную информацию, выдаваемую частными лицами, коммерческими и иными организациями, находящуюся в ведении (делопроизводстве) государственных и муниципальных органов и учреждений, для удостоверения фактом и событий, имеющих юридическое значение.

В связи с этим официальные документы порождают для использующих их лиц определённые юридические последствия. Официальные документы должны содержать необходимые реквизиты в зависимости от характера документа и его материального носителя и быть подписаны соответствующим должностным лицом либо снабжены электронной цифровой подписью, если речь идёт о документе, хранимом, обрабатываемом и передаваемом с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем» [1, с. 234].

А.Э. Жалинский под ними понимал в узком смысле слова документы, исходящие из органов власти различных ветвей, в которых работают лица, могущие быть субъектами данного преступления (ст. 292 УК РФ). В широком смысле слова официальными являются и различного рода документы, в том числе документы первичного учета, исходящие из организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью. Официальными являются только те документы, которые исходят из соответствующих публичных органов и имеют надлежащее правовое оформление, т.е. реквизиты, подписи, заверяющие, утверждающие, отметка о внесении в реестры и другие, соответствующие правилам документооборота признаки [2, с. 910-911].

Т.Б. Басова пишет, что «нормативного определения понятия «документ» в уголовном законодательстве нет. Федеральный закон РФ от 25 января 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» в ст. 2 давал следующее определение документа: «документированная информация (документ) – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать». Однако подобное определение не снимало неясности при применении уголовного закона. Действующий Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации» определения документа не содержит».

Анализируя уголовно-правовую литературу, она выделила основные признаки официального документа, отметив, что, определяя этот материальный объект, исследователи используют различные термины: «предмет», «акт», «форма». Но определение документа через указанные понятия не учитывает современных условий развития общества. По ее мнению, определяя понятие документа, названного в ст. 292 УК РФ, и характеризуя его материальность, более точным будет употребление словосочетания «материальный носитель информации»

В качестве другого признака официального документа Т.Б. Басова называет его письменность. «Документ – письменный акт установленной или общепринятой формы, составленный определенными или компетентными учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами, а также гражданами для изложения сведений о фактах или удостоверения фактов, имеющих юридическое значение, или для подтверждения прав и обязанностей».

С учётом внедрения в сферу документирования средств электронно-вычислительной техники, Т.Б. Басовой указан третий признак официального документа как предмета служебного подлога то, что он представляет собой зафиксированный в специфической форме материальный носитель информации.

Исходя из многочисленных определений понятия документа, дающихся в юридической литературе, Т.Б. Басова указывает на его основное свойство (признак) – его способность служить доказательством, подтверждением каких-либо событий, фактов. При этом, как она отмечает, документ должен отвечать требованию удостоверять такие события и факты.

В качестве другого важного признака документа она называет источник его происхождения. Как известно, по источнику происхождения документы в теории уголовного права подразделяются на два вида: официальные и частные, т.е. документы классифицируются по субъекту, от которого они исходят. Официальными являются документы, исходящие от государственной организации либо от должностных лиц. Частными же признаются документы, исходящие от частных лиц.

На основании этого Т.Б. Басова считает необходимым отметить такой обязательный признак документов рассматриваемого вида, как компетентность органа, учреждения и их должностных лиц. «В соответствии с этим требованием документ должен исходить от органа, должностного лица, имеющего полномочия по их подготовке, выдаче либо удостоверения, а содержащиеся в них факты, сведения, права – вытекать из этих правомочий».

Обобщая сказанное, под официальным документом она понимает зафиксированный в специфической форме материальный носитель информации, подготовленный компетентными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями и их должностными лицами, удостоверяющий об обстоятельствах либо фактах, имеющих юридическое значение. Предметом служебного подлога могут быть официальные документы, а также частные документы, удостоверенные компетентными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями и их должностными лицами [4, с. 179-181].

Аналогично вышеперечисленным точкам зрения учёных в качестве обязательного признака официальной информации, носителем которой является официальный документ А.И. Рарог, Л.А. Букалерова, П.С. Яни называют содержание в такой информации сведений о фактах, имеющих юридическое значение [5, с. 143].

На перечисленные признаки неоднократно обращалось внимание и в судебной практике. Так, по делу Макарова официальными документами были признаны экзаменационные ведомости, листы, зачётные книжки студентов, на основании которых принимаются решения о переводе студентов на следующий курс, а в итоге – о допуске к дипломной работе; по делу Бирюкова – протоколы следственных действий. По многим уголовным делам, рассмотренным судами г. Кирова, таковыми признавались листы временной нетрудоспособности, выдаваемые врачами в медицинских учреждениях. И не были признаны официальными документами выставленные следователем С. карточки формы № 2-2000 и № 1.1-99 в процессе расследования уголовного дела, как не устанавливающие каких-либо юридических фактов и не влекущие правовые последствия. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» к числу официальных следует относить все процессуальные документы [5, с.142-143].

Таким образом, учитывая вышесказанное можно выделить следующие признаки официального документа:

  1. он должен быть материальным носителем информации;
  2. изложен, как правило, в письменном виде;
  3. должен иметь соответствующие реквизиты, форму, установленные нормативно-правовыми актами;
  4. должен быть составлен государственными и муниципальными органами и учреждениями, органами местного самоуправления, их должностными лицами и служащими, и даже, по мнению некоторых учёных, коммерческими и иными организациями, частными лицами;
  5. эти органы и учреждения, должностные лица, должны быть компетентными для составления таких документов;
  6. такие документы должны устанавливать, фиксировать факты и события, которые имеют юридическое значение, т.е. могут повлечь определённые юридические последствия для участников установленного или зафиксированного события или факта.

Литература

  1. Волженкин Б.В. Служебные преступления: Комментарий законодательства и судебной практики. – СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005.
  2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. докт. юрид. наук, проф., заслуженный деятель науки РФ А.Э. Жалинский, 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский Дом «Городец», 2010.
  3. Курс уголовного права. Особенная часть. Том. 5. Учебник для вузов. Под ред. доктора юридических наук, профессора Г.Н. Борзенкова и доктора юридических наук, профессора В.С. Комиссарова. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2002.
  4. Полный курс уголовного права: В 5 т. / Под ред. докт. юрид. наук, проф., заслуженного деятеля науки РФ А.И. Коробеева. Т. V. Преступления против государственной власти. Преступления против военной службы. Преступления против мира и безопасности человечества. Международное уголовное право. – Спб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2008.
  5. Яни П.С. Предмет должностного подлога // Уголовное право. 2005. № 3.

Опубликовано: Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях». Материалы международной научно-практической конференции (1-2 ноября 2013). Выпуск 10. Часть 1. Тюмень: ТГАМЭУП, 2013.

могут повлечь определённые юридические последствия для участников установленного или зафиксированного события или факта.

Добавить комментарий