Особенности банкротства управляющей компании

Чем грозит жильцам банкротство УК

Чем грозит жильцам банкротство управляющей компании ЖКХ? Это в любом случае изменения для жителей квартир дома. Серьезными проблемами грозить этот процесс не может, но все же кое-что сделать необходимо:

  1. Запросить у суда перерасчёт всех сумм по управлению хозяйством.
  2. Провести собрание жильцов для решения по выбору новой управляющей организации.
  3. Ходатайствовать в орган прокуратуры с просьбой проверки выполнения обязанностей УК, которые фиксируются в соглашении, подписанном с собственниками.

Подписывается договор и новая организация начинает предоставлять услуги.

Этапы процедуры банкротства УК

Процесс банкротства УК регламентирует Гражданский кодекс РФ , а также специальный ФЗ № 127. Хотя у этой процедуры нет каких-либо особенностей, установленных на законодательном уровне, на практике они все же встречаются.

Весь процесс проходит в арбитражном суде. Банкротство включает в себя 5 этапов:

1. Подача искового заявления в суд по месту регистрации компании. Подать иск о признании УК несостоятельной может ее руководитель, кредиторы и даже собственники МКД, состоящего на обслуживании. Исковое заявление должно включать в себя:

  • наименование, регистрационные данные и юридический адрес исполнительных органов УК;
  • наименование или ФИО истца и его контактные данные;
  • сведения о договорных отношениях истца и управляющей организации;
  • перечень невыполненных обязательств;
  • требования к должнику;
  • сумму долга с прилагаемым расчетом;
  • данные о кандидатуре временного координатора при подаче иска кредиторами (при наличии).

2. Начало судебного процесса. После принятия иска в производство назначается предварительное и основное заседание, на которых рассматривается наличие оснований для банкротства. Затем выносится постановление о начале процедуры наблюдения либо о прекращении судебного производства. В случае наблюдения судья назначает временного координатора для анализа финансового положения УК.

3. Процедура наблюдения. УК работает в обычном режиме, а координатор оценивает финансовое положение и перспективы ее хозяйственной деятельности, информирует оператора Единого федерального реестра сведений о банкротстве о начале процедуры наблюдения и организует совещание кредиторов.

4. Собрание кредиторов. Организуется за 10 дней до окончания наблюдения. Его цель — обсуждение итогов анализа материального положения компании, возможностей ее дальнейшей работы, выбор оптимального выхода:

  • финансовое оздоровление, если юрлицо платежеспособно, а руководство компании обеспечивает грамотное управление. Составляется график погашения задолженности, который утверждается судом. Управление передается руководству УК. Этап может длиться до 2 лет;
  • внешнее управление, если у компании есть материальные ресурсы, но руководство не в состоянии самостоятельно погасить долги. В этом случае руководитель и члены правления отстраняются от работы, а их обязанности передаются внешнему управляющему. Максимальный срок его работы — 2 года;
  • конкурсное производство, если погасить задолженность невозможно. Собрание кредиторов составляет ходатайство в суд о признании банкротства компании и открытии конкурсного производства. Если ходатайство удовлетворят, руководство передадут назначенному арбитражем конкурсному управляющему. Он прекращает деятельность УК, формирует конкурсную массу из ее имущества, которую продает на аукционе. Денежные средства раздаются кредиторам. Продолжительность этого этапа — до 6 месяцев.

Любое решение собрания оформляется в виде протокола и ходатайства для подачи в суд.

5. Ликвидация. Если УК обанкротилась и долги пришлось погашать при конкурсном управлении, юридическое лицо подлежит ликвидации. Суд в течение 30 дней сообщает о банкротстве компании в Единый государственный реестр юридических лиц. Это является основанием о внесении в реестр записи о ликвидации.

перечень невыполненных обязательств;.

Общие понятия процедуры банкротства

Банкротством называют признанную арбитражным судом неспособность должника

  • в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;
  • и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Процедура банкротства организаций ЖКХ, в частности, управляющих организаций, помимо соответствия общим признакам, имеет свою специфику. О ней 5 февраля в рамках онлайн-семинара рассказал Андрей Бежан, к.ю.н., практикующий адвокат, управляющий партнёр ALT Litigation, независимый эксперт по антикоррупционной экспертизе НПА.

Предлагаем подробнее рассмотреть определение понятия банкротства. «Признанную арбитражным судом» – это значит, что считать предприятие банкротом только потому, что оно не платит, нельзя. Бывают случаи объективного банкротства, когда есть объективные обстоятельства, свидетельствующие о невозможности исполнения обязательств перед контрагентами.

«Задолженность по денежным обязательствам» – это любые договоры, заключённые управляющей организацией, с контрагентами. Под обязательными понимаются платежи, которые предъявляются компании со стороны фискальных органов: налоги и взносы в различные фонды.

«Выплата выходных пособий и (или) об оплате труда лиц» – новое положение в законе, раньше за работниками не признавалось право инициировать процедуру банкротства в отношении своей компании. После того, как тенденция по росту долга по зарплате стала стабильной, законодатель решил ввести такую возможность.

В настоящий момент инициировать процедуру банкротства в отношении коммерческой организации, в том числе УО, могут не только налоговая, банки и кредиторы, но и простые работники этой компании, если сумма задолженности перед ними соответствует описанной в законодательстве.

К общим признакам банкротства относятся:

  • состав требований;
  • сумма задолженности – не менее 300 000 рублей (п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве);
  • период просрочки исполнения денежного обязательства – не менее 3 месяцев с даты, когда оно должно быть исполнено (п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве).

Мы перечислили основные признаки и этапы процедуры банкротства, общие для всех организаций.

Почему об этом могут молчать чиновники или общественники?

Во-первых, стабильность, лучше хаоса. Чиновники заинтересованы в поддержании стабильности, пусть даже, обманывая или скрывая часть информации. “Ваш дом будут обслуживать до последнего, никто дом не бросит, не бойтесь. ” – да это так, но накопленные деньги (с ними и ремонт подъезда и двора) вероятно сгорят (пропадут, исчезнут – называйте как хотите)! Об этом молчат все. Более того, если компания уже попала в процедуру банкротства, то, когда вы платите тот же тариф, вы с очень высокой вероятностью потеряете эти самые 20% (или 240000 из нашего примера) и не сможете провести никаких работ в доме (у вас не будет ремонтов, благоустройства, замены труб итд).

Во-вторых, многие прямо или косвенно заинтересованы в развале большой компании, чтобы подобрать дома на обслуживание в свои аффилированные компании. Забрать дом через процедуру собрания, объяснив и доказав качество услуг – сложно, долго. Забрать дом, зачастую, путем обмана (подпишите здесь или завтра у вас отключат отопление, чего не будет точно!) – гораздо проще.

В-третьих, многие общественники не скрывают, что хотят в будущем стать политиками, депутатами более высоких органов законодательной власти. Открыто рассказав всю процедуру (и шаги действий) – можно добавить хаоса, это не очень правильно, не политкорректно, да и опасно с точки зрения карьеры. Многие председатели домов (они тоже ведь общественники) имеют хорошие отношения с управляющими компаниями и не хотят эти отношения терять. В общем, тут рассуждать нет смысла, просто в следующий раз когда слушаете очередное выступление и зная уже информацию из данной статьи – делайте выводы. При этом вы уже в ходе этой статьи убедитесь, что если разобраться – можно честно и открыто управлять своим домом и минимизировать риски.

Получить результат либо ремонт, в срок 1-3 месяца, либо снижение тарифа и ежемесячного платежа за ЖКХ.

Причины банкротства управляющей компании

Все перечисленные выше действия данная организация выполняет за счет своих собственных средств, а также за счет средств, которые перечисляют ей собственники помещений в многоквартирном доме для оплаты оказываемых услуг. Именно расходование средств со своего личного счета компании и может стать причиной ее банкротства. В целом к числу основных причин банкротства управляющих компаний многоквартирных домов можно отнести следующие:

  • наличие большого числа должников по оплате за оказанные услуги среди собственников помещений в доме (при этом речь необязательно идет о жилых помещениях);
  • наличие задолженности дома (из-за большого числа неплательщиков) перед ресурсоснабжающими организациями. Несмотря на то что с 2019 года на основании изменений в действующем законодательстве управляющая компания не может выступать посредником между собственником помещения и ресурсоснабжающей организацией, ситуация складывается таким образом, что ресурсоснабжающая организация обращается именно к управляющей компании для погашения задолженности с целью избежать предоставление услуг всему дому из-за определенного числа должников. В данном случае задолженность гасится управляющей компанией из числа своих средств, которые потом будут взысканы с должников. Однако в случае, если сумма, необходимая для погашения таких задолженностей, велика, компания может потерпеть финансовый крах;
  • отсутствие рационального распределения средств по основным целям руководством управляющей компании для стабилизации финансового положения организации;
  • растрата средств, перечисляемых в управляющую компанию, с целью их присвоения или использования для личных нужд;
  • осуществление демпинговых мер на рынке оказания коммунальных услуг для получения как можно большего объема домов в обслуживание. В этом случае накопленных средств не хватает для полноценного исполнения взятых на себя обязательств, что становится причиной чрезмерного увеличения объема таковых обязательств и, как результат, невозможности выполнения их из-за «раздутого» объема. В результате этого компания перестает справляться со взятыми на себя обязательствами и постепенно влезает в долги из-за необходимости оказывать несоразмерный своим возможностям объем работ. Кроме того, в рамках демпинга компания может пасть жертвой недобросовестных конкурентов, когда они намеренно демпингуют цены на рынке оказания услуг, в результате чего компания с более высокой стоимостью своих услуг оказывается невостребованной и несет убытки из-за сокращения клиентов, которым должны быть оказаны услуги.

Такое доказательство, как правило, можно получить на основании взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями или подрядчиками при выполнении определенного вида работ посредством запросов финансовых документов;.

Позиция жителей

Процедура банкротства имеет определенные последствия и для жильцов. Во-первых, смена УК может повлечь изменения тарифов за обслуживание, могут измениться способы расчета. Во-вторых, не исключены перебои с предоставление комм. услуг.

У многих жильцов возникает вопрос — стоит ли платить в этих случаях? Ответ — платить необходимо. В противном случае жилец станет должником и ничем не будет отличаться от обычных злостных неплательщиков, также он может потерять право на субсидии по ЖКХ.

В случае неисполнения обязательств по услугам со стороны УК, которая проходит процедуру банкротства, следует:

  • обратиться в прокуратуру с просьбой проверить исполнение договорных обязательств со сторону УК;
  • если компания не выполняет обязательств, то следует подать заявление в суд для производства перерасчета;
  • платить только за коммунальные услуги, но не платить за обслуживание дома;
  • провести собрание жильцов и выбрать новую УК.

Обслуживание и предоставление услуг не должно прерываться до тех пор, пока совет жильцов не выберет новую УК.

Банкротство предприятий ЖКХ

Рыночная экономика предполагает участие в ней предприятий, фирм и организаций различных форм собственности и назначения.

Читайте также:  Нюансы выдачи больничного листа при ЭКО

В рыночной конкуренции, как известно, побеждает та компания, тот бизнес, который может предоставить самые качественные товары и услуги, по приемлемой для покупателя цене. Но в общем ряду рыночных компаний существует определенная группа бизнесов, которые не могут быть полноценными конкурентами по ряду объективных обстоятельств.

К таким, в первую очередь, относятся те компании, которые принадлежат к разряду естественных монополий, куда в частности относятся и предприятия ЖКХ, начиная от МУП (муниципальных унитарных предприятий) и заканчивая управляющими (УК), прочими сервисными компаниями.

В силу характера и специфики работы таких компаний в рыночных условиях нередко возникают моменты, когда подобные бизнесы могут находиться на грани остановки своей деятельности и даже банкротства. Это может происходить в силу различных обстоятельств — экономические кризисы, неплатежеспособность населения, крайняя изношенность коммунальных сетей и отсутствие капитального ремонта жилого фонда еще со времен царской России.

В общем определении проблема несостоятельности или банкротство компаний жкх имеет свои особенности, и процесс их банкротства немного отличается от общепринятых законодательством норм.

В этой статье будет рассказано о том, в силу каких причин может наступить угроза банкротства копаний и предприятий ЖКХ. Кто и как может инициировать процедуру их банкротства, а также о том, как происходит банкротство управляющей компании жкх, чем грозит жильцам, как соблюдаются интересы кредиторов, в том числе и потребителей услуг ЖКХ при проведении процесса банкротства предприятий коммунального хозяйства.

Утечки и неучтенный расход коммунальных ресурсов достигает порядка 40 в водопроводно-канализационном хозяйстве и 50 в теплоснабжении.

Причины банкротства УК

Говоря о предпосылках данного явления, нельзя не затронуть общее печальное состояние ЖКХ в России, так как это напрямую влияет на то, что многие УК упираются в такую проблему, как финансовая несостоятельность.

Плохое качество управления и невзвешенные решения приводят к тому, что УК действует малоэффективно. Еще одна предпосылка, порождающая подобную проблему, — высокая задолженность перед фирмами, которые поставляют ресурсы.

В разных субъектах РФ есть свои причины, которые приводят к банкротству управляющей организации, но можно выделить несколько общих, характерных для всех в общей массе:

  • неправильное определение количества потребляемой холодной воды (это происходит, потому что в домах сантехника не меняется, а жильцов проживает намного больше, чем это зарегистрировано в официальных документах);
  • плохая с/с расчета нормативов теплоснабжения (погодные условия и отвратительная теплоизоляция старых многоэтажек приводят к тому, что тепла потребляется намного больше, а поздний пересмотр тарифов порождает образование долгов);
  • агентское вознаграждение (полученные деньги за использование услуг ЖКХ уходят напрямую поставщикам ресурсов. Услуги же по сбору и начисление этих средств ложатся на саму УК. Это и приводит к следующей ситуации: жильцы платят только за услуги без учета агентского вознаграждения, а поставщики ресурсов тоже не обязаны этого делать. В результате, вместо модернизации всей инфраструктуры, УК просто обязана выделять деньги для оплаты вознаграждений);
  • отсутствие хорошего взыскания средств с неплательщиков (такая причина особенно характерна для нанимателей социального жилья. УК вынуждена нанимать юристов, коллекторов и платить за судебные гос.пошлины при том, что эффективность взыскания крайне мала);
  • конкуренция и понижение цен (рост количества УК приводит к тому, что уже существующим фирмам приходится снижать стоимость предоставления своих услуг);
  • плохое руководство и нецелевая трата денежных средств (недостаточность опыта или откровенное мошенничество. Ведь в случае банкротства УК, сама фирма никакой ответственности не несет).
Читайте также:  Торговые документыПростая бухгалтерия

Что же происходит с жильцами, если управляющие компании — банкроты? Такая ситуация приводит к тому, что УК меняется, что соответственно порождает смену тарифов и судебные разбирательства, связанные с предоставлением коммунальных услуг. Из-за этого могут появляться перебои с их получением.

Жилищный кодекс предлагает следующий алгоритм действий, которым и советует воспользоваться в случае банкротства УК:

  • написать заявление в прокуратуру, в котором указать необходимость проведения проверки исполнения договора МКД;
  • при получении документов, в которых есть сведения о невыполненных видах работы, следует обратиться в суд, для того, чтобы добиться их выполнения. Так можно обезопасить себя от выплат по долгам;
  • не нужно оплачивать счета за обслуживание и ремонт МКД, следует платить только за коммунальные услуги (их нужно обязательно покрывать, так как в ином случае жители будут признаны должниками);
  • организация собрания для выбора новой УК или другого способа управления.

пошлины при том, что эффективность взыскания крайне мала ;.

О правовой природе коммунальных платежей населения в деле о банкротстве управляющей организации

Общие положения о задолженности населения по ЖКХ вне банкротства управляющей организации

По смыслу положений Жилищного кодекса РФ под управляющей организацией понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом. Управление многоквартирным домом является лицензируемым видом деятельности, в соответствии с ч. 1.3 ст. 161 и ст. 192 Жилищного кодекса РФ.

В условиях обычной хозяйственной деятельности управляющей организации законодатель предусмотрел упрощенный порядок взыскания задолженностей за предоставляемые услуги ЖКХ с потребителей. Так, с 01.06.2016 на основании ст. 122 Гражданского процессуального кодекса РФ стало возможным взыскивать задолженность с населения в порядке приказного судопроизводства (при сумме задолженности, не превышающей 500 000 рублей). Поскольку судебный приказ допускает инкассовое списание банком денежных средств с расчетного счета должника, минуя стадию исполнительного производства, стало возможным в относительно короткий срок фактически взыскать долг. В этой связи, у управляющих организаций в руках возникал резервный актив в виде дебиторской задолженности, которую недобросовестные лица реализовывали коллекторским агентствам либо уступали права своим же кредиторам. Страдал в данном случае – потребитель, который был вынужден разбираться с третьими лицами.

Но с 26.07.2019 Федеральным законом № 214-ФЗ были внесены поправки в ч. 18 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, ресурсоснабжающие организации, региональные операторы по обращению с ТКО, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, утратили возможность уступать права (требования) по возврату просроченной задолженности по таким платежам третьим лицам. Нарушение такого запрета влечет признание ничтожными заключенных договоров об уступке права (требования) по возврату долгов по ЖКХ.

Исключением из законодательного табу признаются лишь случаи уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и ЖКУ вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным ТСЖ либо жилищному или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с ТКО. При этом, право взыскивать просроченную задолженность по ЖКХ в судебном порядке предоставлено только наймодателю жилого помещения, управляющей организации, иному юрлицу или индивидуальному предпринимателю, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представителям.

Правовой статус задолженности по ЖКХ в процедуре банкротства управляющей компании

В случае признания управляющей организации несостоятельной (банкротом), задолженность населения может быть реализована следующими способами.

Способ 1. Взыскание арбитражным управляющим задолженности с каждого потребителя услуг в судебном порядке по правилам общего судопроизводства (получение судебного приказа либо исполнительного листа по результатам рассмотрения гражданского дела).

В данном случае, в соответствии с п. 1 ст. 131 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» взысканные денежные средства, поступающие в качестве погашения имеющихся долгов перед организацией, будут включены в конкурсную массу для расчетов с имеющимися кредиторами. Указанный способ затягивает проведение процедуры банкротства, однако является наиболее эффективным способом пополнения конкурсной массы на сегодняшний день.

Способ 2. Реализация с торгов управляющей организации-должника непросуженной и/или не взысканной дебиторской задолженности либо единым лотом, либо несколькими лотами.

При выборе данного способа необходимо учитывать предусмотренные законом ограничения по субъектному составу участников торгов в силу ч. 18 ст 155 ЖК РФ. Из буквального содержания п. 18 ст. 155 ЖК РФ следует, что задолженность физических лиц за коммунальные услуги можно уступить ограниченному кругу лиц – только специализированным организациям в сфере жилищно-коммунальных услуг.

По общим правилам закон не запрещает реализовать имущество должника или дебиторскую задолженность организации-банкрота неограниченному кругу лиц, однако реализация дебиторской задолженности населения по коммунальным платежам в силу поправок, внесенных Федеральным законом от 26.07.2019 № 214-ФЗ, получила свою специфику в виде ограничения субъектного состава участников таких торгов.

Таким образом, дебиторская задолженность населения по жилищно-коммунальным услугам относится к категории имущества должника, ограниченного в обороте, и подлежит реализации с учетом особенностей, изложенных в п. 2 ст. 105 Закона о банкротстве.

Выводы судебной практики на этот счет: уступка прав требований непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг лишает граждан возможности установления законности требования долга в судебном порядке с участием специально уполномоченных жилищным законодательством участников и исключает дальнейшую передачу денежных средств за потребленные ресурсы надлежащему кредитору (управляющей компании или ресурсоснабжающей организации) в полном объеме, что, безусловно, ограничивает законные права и интересы граждан. Указанные положения Жилищного кодекса РФ направлены на защиту прав и законных интересов граждан, являющимися потребителями коммунальной услуги, и являются специальными по отношению к Закону о банкротстве.

Читайте также:  Как красиво написать объявление о продаже авто

В качестве примера – дело № А40-78208/18-18-94 «Б». Определение Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.2020 в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) должника ООО «Главное управление Жилищным Фондом» по ходатайству конкурсного управляющего о разрешении разногласий, возникших между конкурсным управляющим и комитетом кредиторов по вопросу утверждения положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества ООО «ГУЖФ» (дебиторской задолженности населения перед УК).

Подытоживая изложенное выше, позволю себе сделать вывод о том, что в процедуре банкротства управляющей организации такой актив как дебиторская задолженность населения по ЖКХ, с одной стороны, не представляет особой ценности в связи с наличием признаков ограниченного в обороте имущества, при этом, с другой стороны, зачастую является единственным источником пополнения конкурсной массы должника.

Приоритет именно реализации дебиторской задолженности над ее взысканием в рамках претензионно-исковой деятельности состоит в том, что последнее, безусловно, имеет длительный характер, что влечет затягивание процедуры конкурсного производства. В этой связи, поскольку арбитражный управляющий не ограничен в выборе одного из способов реализации дебиторской задолженности, проведение торгов совместно с мероприятиями, направленными на взыскание такой дебиторской задолженности, предполагает максимально эффективное пополнение конкурсной массы должника вышеуказанной категорией имущества.

Остается открытым в данном случае только один вопрос (и на это я не смогла найти соответствующей судебной практики): какова судьба дебиторской задолженности населения в случае признания торгов по ее продаже несостоявшимися или не заключен договор с единственным участником торгов? смогут ли кредиторы должника (не обладающими характеристиками таких же управляющих компаний или ресурсоснабжающих организаций), руководствуясь положениями ст. 142.1 Закона о банкротстве, получить указанную задолженность в качестве отступного? и как в таком случае соблюдается предусмотренный ч. 18 ст. 155 Жилищного кодекса РФ запрет на уступку прав (требования) по возврату просроченной задолженности по таким платежам третьим лицам?

Общие положения о задолженности населения по ЖКХ вне банкротства управляющей организации.

Банкротство УК последствия для жильцов

Несмотря на то, что процедура банкротства управляющей компании является не очень приятным событием, она не так сложна и затратна, как может показаться. При оглашении УК банкротом жильцам подконтрольного ей дома следует:

  • Подать обращение в прокуратуру с просьбой проверки исполнения условий договора, заключенного между УК и собственниками жилья.
  • В судебном порядке потребовать произвести перерасчет в случае невыполнения УК своих обязательств.
  • На собрании жильцов выбрать новую организацию, которая будет заниматься обслуживанием дома.

В судебном порядке потребовать произвести перерасчет в случае невыполнения УК своих обязательств.

Причины банкротства управляющих компаний

Привести к ликвидации юридического лица, работающего в сфере ЖКХ, могут следующие причины:

  • Наличие большого количества должников, задолженность которых превысила 3 месяца. В таких случаях руководству УК приходится договариваться с ресурсоснабжающими организациями или покрывать долги за свой счет. Если этого сделать не удается, поставщик ресурсов может обратиться с иском о банкротстве УК.
  • Растрата или присвоение денег, которые собирают жильцы.
  • Нерациональное использование финансовых ресурсов (например, неэффективное теплоснабжение старых домов с плохой теплоизоляцией).
  • Демпинг на коммунальном рынке.
  • Проблемы в области жилищно-коммунального хозяйства в целом по стране.
  • Ошибки в расчетах при определении нормативов на природные ресурсы и установлении тарифов.

Также судебная практика знает примеры фиктивного или преднамеренного банкротства. Инициируя процедуру несостоятельности, руководители УК пытаются скрыть факты хищения и избавиться от долгов. Такие действия в соответствии со ст.196 и 197 УК РФ являются уголовно наказуемыми

Поэтому процедура проходит в соответствии с общими правилами, установленными для юридических лиц.

Управляющая компания — правовые основы функционирования

Согласно подп. 3 п. 2 ст. 161 ЖК РФ, собственники квартир в многоквартирном доме (МКД) вправе самостоятельно определить способ управления принадлежащим им имуществом. Также они могут наделить такими полномочиями выбранную ими управляющую компанию (УК).

Согласно п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, управляющая организация (компания) – это юридическое лицо, которое:

  • несет ответственность за оказание услуг (выполнение работ), необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД;
  • обеспечивает требуемое качество таких услуг (работ);
  • отвечает за своевременное предоставление жильцам коммунальных услуг.

Один дом может обслуживаться только одной УК (п. 9 ст. 161 ЖК РФ). Выбор УК осуществляется общим собранием собственников квартир, находящихся в этом доме (подп. 4 п. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Если по каким-либо причинам УК не исполняет свои финансовые обязательства, в ее отношении может быть инициирована процедура банкротства.

Чем грозит жильцам?

При банкротстве управляющей компании в сфере ЖКО потребители могут столкнуться со следующими проблемами:

  • сменой директивной организации;
  • изменением тарифов на ЖКУ;
  • изменением в расчетах платежей;
  • временными трудностями, связанными с оказанием коммунальных услуг.

Защитить свои права жильцы могут в следующем порядке:

  • обратившись в прокуратуру с просьбой о проверке надлежащего исполнения договора о предоставлении коммунальных услуг (напомним, что процедура банкротства не прекращает действие заключенных естественной монополией соглашений и взятых обязательств в этой сфере);
  • при получении информации о том, что какие-либо услуги не предоставляются, жильцы имеют право обратиться в суд относительно пересчета сумм, обязательных к оплате (таким образом можно решить вопрос растущих задолженностей);
  • допускается оплата только коммунальных платежей (без учета квитанций за обслуживание и ремонт).

Одним из основных прав жильцов остается то, что они могут организовать собрание и выбрать новую управляющую компанию или прибегнуть к иному методу управления в сфере ЖКО.

Несостоятельность управляющей компании ЖКХ становится причиной прекращения существования ее как субъекта хозяйствования.

Ликвидация

Через 30 дней после этого сотрудники арбитражного ведомства отправляют в Единый Госреестр юридических лиц заказное письмо, в котором сообщается о финансовой несостоятельности УК и проведённых в отношении неё мерах воздействия. Этот документ является основанием для внесения в реестр записи о ликвидации управляющей компании.

Денежные средства, полученные таким образом, будут направлены на погашение задолженностей перед кредиторами в определённом законом порядке.

Сроки для выполнения обязательств

Обычно в процессе признания должника несостоятельным период конкурсного управления наступает достаточно быстро ― примерно через 2 месяца после наблюдения и анализа сложившейся ситуации.

В исключительных случаях период продлевается при необходимости еще на полгода.

Прежде всего, следует понимать, что их собственное имущество не имеет никакого отношения к обанкротившейся УК.

Добавить комментарий