Какие виды аттестации проводятся по заявлению педагога?

Какие виды аттестации проводятся по заявлению преподавателя?

Какие виды аттестации могут быть назначены педагогическим работникам.

Что такое национальная система учительского роста

История Национальной системы учительского роста (или НСУР) тянется с декабря 2015 года, когда президент России Владимир Путин поручил разработать систему, призванную обеспечить проверку компетенций современного учителя и создать механизм, способствующий карьерному росту педагогов.

Официально говорится, что НСУР должна обеспечить объективную оценку знаний и навыков учителей, упростить процедуру аттестации и дать обновленную систему классификации педагогических должностей с учетом требований времени.

Разработка системы связана с окончанием переходного периода по внедрению профессиональных стандартов педагогов. Соответственно, и обязательная аттестация педагогов связана с переходом на применение профессиональных стандартов. Одно из нововведений – появление должностей старшего и ведущего учителя.

И один из главных элементов НСУР – единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). Это основные правила проведения аттестации педагогов: теперь вместо разных правил в разных регионах аттестация будет проходить по единым правилам во всей стране.

Предполагается, что ЕФОМ позволит оценивать учителей по единым для всей России требованиям, и дать оценку их компетенциям – предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным (соответственно, для каждого блока компетенций предусмотрены определенные оценочные материалы).

Основной целью НСУР определили повышение качества работы учителей и уровня их ответственности за результаты своего труда. Все это разбивается на несколько отдельных задач:

  • профессиональный рост учителя должен происходить в течение всей трудовой деятельности;
  • внедряется эффективный контракт. Если кратко, то это привязка уровня оплаты труда педагога (стимулирующей части) к конкретным показателям его деятельности, большая часть из которых выражается количественно;
  • главный критерий роста – профессиональный стандарт;
  • аттестация учителей должна перейти от контроля к развитию, и т.д.

Другими словами, НСУР должна сделать из учителей профессионалов, которые организуют свою деятельность с учетом достижений науки и педагогического опыта. При всем этом НСУР не должна стать навязанным «сверху» механизмом (но по факту получается, что ее мероприятия вводят фактически в обязательном порядке).

Фактически все сводится к двум основным мероприятиям: доработка и внедрение профстандартов для педагогических работников, и внедрение новой системы аттестации педагогов. И больше всего вопросов у учителей вызывает именно второй пункт.

Отличия в требованиях такие.

Типы аттестации

В России правилами прописаны 2 типа аттестации: обязательная и добровольная. Первая касается всех работающих преподавателей и служит уже сложившемуся уровню образования. А вот в добровольном проведении аттестации заинтересованы люди, заботящиеся о своём профессиональном росте, ну и росте заработной платы. До этого педагоги для повышения заработка писали заявления о получении квалификации в районные отделы образования. По новым правилам, организацией этой процедуры заняты образовательные органы субъектов РФ.

Аттестация педагогических работников в 2020 году начинается с процесса организации мероприятия. Для этого руководитель учебного заведения подаёт представление на сотрудника в аттестационную комиссию и не позднее, чем за 30 дней до мероприятия, должен ознакомить с ним педагога. Если же проводится аттестация добровольная, то её организация начинается с заявления педагога с просьбой аттестоваться в адрес руководителя учебного учреждения. Для аттестации педагогических работников в 2020 году, помимо подписанного заявления, потребуются копии следующих документов:

  • выписка из протокола прошлой проверки;
  • диплом о профессиональном образовании;
  • подтверждение наличия категорий, если есть;
  • документы о смене фамилии, если такой факт имеет место;
  • характеристика с места работы.

Протокол ведётся по локально установленным правилам.

Какие условия и формы аттестации

Аттестационный комитет по установлению компетентности педагога формируется учебным учреждением и состоит из председателя первичной профсоюзной организации, его зама, секретаря и членов комиссии – собранных из числа педработников.

Если учитель отсутствует во время заседания в связи с уважительной причиной, то процедура подтверждения соответствия переносится на другую дату, и директор оповещает педагогического работника за месяц до новой проверки. Однако в случае неявки учителя на аттестацию без уважительного повода комиссия имеет право провести процедуру оценки в его отсутствие.

В ходе обязательной аттестации педагоги сдают экзамен письменно, устно или в объединенной форме. Это могут быть:

  • ответы на профессиональные вопросы;
  • прохождение тестов на компьютере,
  • подготовка конспекта проведения урока;
  • решение нестандартных ситуации;
  • собеседование.

При добровольной аттестации эксперты анализируют пакет документов педработника, его профессиональные достижения. На заседании учителю присутствовать необязательно. Однако, если педагог захочет стать участником аттестации, то ему нужно заранее подать заявку о возникшем желании.

На заседании учителю присутствовать необязательно.

Список необходимых документов

В зависимости от ситуации список необходимых бумаг отличается, и документы для аттестации воспитателя на высшую категорию в 2020 году другие, нежели для обязательного подтверждения соответствия занимаемой должности. Но есть и общий перечень обязательных документов для прохождения аттестации, куда входят:

  • заявление;
  • копия результата прохождения предыдущей аттестации (при наличии);
  • копии дипломов по профильному образованию (среднее и высшее педагогическое образование);
  • в случае смены фамилии прикладывается копия документа, подтверждающего этот факт;
  • сопроводительное письмо или характеристика с места работы, которую рассматривают как подтверждение профессиональной компетенции воспитателя.

При аттестации на категорию к документам добавляют портфолио, а в некоторых регионах публикуют образец составления папки к аттестации воспитателей на I категорию и требуют по его подобию представить самоанализ профессиональной деятельности, творческий и аналитический отчеты воспитателя.

После подачи документов в течение месяца заявитель получает уведомление о месте и времени проведения проверки.

Аттестация работников для установления квалификационной категории является добровольной и проводится по желанию работника.

Аналитическая справка

Аналитическая справка — это обобщающий документ, которым педагогический работник подытоживает собственные достижения за межаттестационный период. Структура аналитической справки состоит из:

  • вводной части;
  • аналитической части;
  • проектной;
  • заключения;
  • приложений.

Аналитическая справка для аттестации на первую категорию воспитателя, как и справка на высшую категорию, должна содержать:

  • описание целей, которые в своей деятельности ставит перед собой сотрудник, какие из поставленных целей были достигнуты за истекший период;
  • практику внедрения инновационных методов в работе;
  • анализ состава коллектива подопечных: каков их возраст, половая принадлежность, какие положительные изменения в группе происходят благодаря работе заявителя;
  • насколько успешно заявитель применяет знания по детской психологии и педагогике в своей работе, какие методики использует и какие это принесло плоды;
  • отзывы коллег, родителей — эту информацию комиссия проверит;
  • каким образом воспитатель реализует физическое воспитание подопечных;
  • научные достижения заявителя: имеются ли у него публикации по вопросам педагогики, принимает ли аттестуемый участие в конференциях, семинарах по профессиональному направлению;
  • перспективы дальнейшего профессионального развития, планируемые проекты и мероприятия.

Аналитическая справка подписывается и датируется заявителем, на ней необходимо проставить печать учреждения, в котором заявитель работает.

вынесение решения о соответствии или несоответствии заявителя заявленной категории.

Особенности аттестации педагогических работников

В настоящее время Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений установлен Приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2010 N 209 (далее — Порядок N 209). В связи с поступающими к нам в редакцию многочисленными вопросами об аттестации педагогов еще раз напомним порядок проведения такой аттестации и разъясним наиболее распространенные затруднения.

Минобрнауки выпустило несколько писем (от 15.08.2011 N 03-515/59, от 18.08.2010 N 03-52/46, далее — Разъяснения) о порядке проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных учреждений. Рассмотрим Порядок N 209 с учетом этих Разъяснений.

Итак, указанный порядок распространяется на педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы:

— начального общего образования;

— основного общего образования;

— среднего (полного) общего образования;

— начального профессионального образования;

— среднего профессионального образования;

— дополнительные образовательные программы.

В соответствии с п. 12 ст. 28 Закона N 3266-1 установление порядка аттестации названных работников относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования. Таким образом, органы государственной власти субъектов РФ (органы местного самоуправления) не вправе принимать свои нормативные правовые акты, устанавливающие иной порядок проведения аттестации педагогов.

К сведению. Органы государственной власти субъектов РФ (органы местного самоуправления) могут только принимать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с организацией и проведением аттестации, но они не должны противоречить Порядку N 209.

В Порядке N 209 предусмотрено два вида аттестации педагогических работников:

— установление соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей);

— подтверждение соответствия занимаемой должности.

женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам п.

Что надо знать об аттестации педагогов?

Осенью учителя согласовывают расписание, набирают нагрузку, проводят уроки и готовятся к аттестации. Эта процедура часто вызывает вопросы у педагогов. Предлагаем разобраться в правовых нюансах аттестации вместе с юристом Фоксфорда Екатериной Кулаковой. Что такое аттестация, как часто её надо проходить и как защитить свои права читайте в нашем материале.

Читайте также:  Акциз на нефтепродукты в 2020Простая бухгалтерия

Порядок прохождения этой процедуры описан в Приказе Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года 276.

Проведение аттестации педагогического работника в целях установления его квалификационной категории

Проведение аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории имеет другие принципы:

в первую очередь, такая аттестация проводится исключительно по желанию педагогического работника, и ее прохождение НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО;

кроме того, в ее проведении образовательные учреждения фактически не участвуют;

такая аттестация для педагогических работников образовательных учреждений находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти образовательные учреждения находятся.

В отношении же:

  • педагогических работников образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ,
  • педагогических работников муниципальных и частных образовательных учреждений,

проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ.

Последствия установления работнику квалификационной категории включают в себя:

в первую очередь, повышение оплаты труда педагогического работника;

в подавляющем большинстве случаев в рамках систем оплаты труда предусмотрены коэффициенты, надбавки за квалификационную категорию педагогического работника.

Кроме того, квалификационная категория педагогического работника будет учитываться:

при необходимости оценить квалификацию педагогического работника, например, в случае сокращения штатной численности образовательного учреждения при выборе сокращаемого педагогического работника;

наличие квалификационных категорий у педагогических работников влияет также на оценку качества персонала образовательного учреждения в целом, поэтому образовательные учреждения заинтересованы в том, чтобы их педагогические работники имели формальные подтверждения своего профессионального уровня.

это законодательное положение избавляет педагогических работников, уже подтвердивших свой высокий профессиональный уровень, второй раз подтверждать свою квалификацию в ходе аттестации на соответствие занимаемой должности.

Аттестация работников образования считается регулярной и неукоснительной процедурой. В последнее время порядок аттестации педагогов немного поменялся. Основная цель проверки профессионального уровня сегодня — повышение качества образования в стране. Как проверить, соответствует ли квалификация работника профстандарту? В чем сущность процедуры?

Отметим, что аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.

Для российских педагогов современными правилами предусмотрено два типа аттестаций: обязательная и добровольная.

Обязательная аттестация касается всех педагогов и обеспечивает поддержание уровня образования, которое уже имеется.

С помощью добровольной — педагог может добиться повышения своей квалификации, а также профессионального роста. Добровольная аттестация будет интересна, в первую очередь, тем работникам, которые преследуют цель повышения заработной платы.

Последние изменения в законодательстве говорят о том, что аттестация учителей должна проходить в два этапа:

  • Первый этап представляет собой получение категории, соответствующей профессии.

Внимание! Для сдачи аттестации на категорию, педагог уже должен иметь какую-то из них.

  • Следующий этап подразумевает подтверждение навыков, соответствующих занимаемой должности. На данном этапе проверяются методики общения с детьми, а также профессиональные качества педагога.

Отметим, что ранее педагоги, желавшие получать более высокую заработную плату, обращались в районный отдел образования с заявлением о присвоении квалификации. Сейчас данная процедура проводится образовательными органами на уровне субъектов РФ.

Согласно законодательству педагог обязан переаттестовываться с периодичностью раз в пять лет. Если педагог не смог подтвердить имеющийся разряд, полученная ранее квалификация аннулируется.

Квалификационный уровень педагога повышается после решения специально созванной комиссии, членами которой оцениваются компетентности педагога, а также его способности работать с детьми.

Если аттестуемый не явится на аттестацию без уважительной причины, то комиссия вправе оценить квалификацию специалиста без его участия.

Как учителю пройти аттестацию на высшую категорию

Эту аттестацию учитель проходит по собственной инициативе. Чтобы ее пройти, учитель обязан написать заявление на прохождение аттестации на высшую категорию и передать его руководителю образовательного учреждения. Это возможно осуществить по истечение двух лет со дня получения первой категории.

Для прохождения аттестации на высшую категорию нужно передать на комиссию следующие документы:

  • копию документов о смене фамилии (если такой случай имел место быть);
  • копию диплома о педагогическом образовании;
  • заявление с подписью педагога, который хочет пройти данную аттестацию;
  • копию результата ранее пройденной аттестации;
  • сопроводительное письмо с места работы.

Приобретение высшей квалификационной категории, а именно добровольная аттестация учителей, проходит на основании следующих данных:

  • обучающиеся достигают определённых результатов в овладении образовательных программ и развиваются в положительной динамике по итогам анализа, проводимого в образовательной организации;
  • участие обучающихся в различной интеллектуальной, творческой и спортивной деятельности, а именно олимпиадах, конкурсах и соревнованиях;
  • личное вложение сил и времени в развитие методов образования, обучения и воспитания, и передача опыта итогов на основе экспериментов и инновационной деятельности;
  • активное участие в группах и объединениях, созданных педагогами с целью разработки методик образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Не каждый педагог может пройти данный вид аттестации. Во-первых, учитель должен разработать собственную методику и опубликовать ее в научно-методических изданиях. только после этого педагог может сдавать квалификационные экзамены, по итогам которых ему присуждается первая или высшая категория. В последующие разы работник может только подтверждать полученную прежде высшую категорию. Высшая квалификационная категория присваивается на пять лет и не может быть продлена.

Одно из преимуществ первой и высшей категории заключается в повышении оплаты работы педагога. Поэтому данная аттестация интересна, прежде всего, тем педагогам, которые заинтересованы в повышении своей заработной платы.

Аттестация направлена на проверку знаний и умений, а также уровень квалификации кандидата на будущую руководящую должность.

Минобрнауки разъяснило новый порядок аттестации педагогических работников

В середине июня 2014 года вступил в силу новый порядок аттестации педагогических работников (утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276, далее по тексту – Порядок аттестации). Он вызвал множество вопросов как у самих педагогов, так и руководителей образовательных организаций. Поэтому Министерство, утвердившее данный порядок, и Профсоюз работников народного образования и науки РФ дали разъяснения по некоторым вопросам в совместном письме от 03.12.2014 года № 08-1933 и №505, соответственно. Остановимся на некоторых из них.

Поэтому Министерство, утвердившее данный порядок, и Профсоюз работников народного образования и науки РФ дали разъяснения по некоторым вопросам в совместном письме от 03.

Аттестация педагогических работников по новым правилам

АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

работников по новым правилам

Елена Леонидовна Болотова,

профессор кафедры дисциплин государственно-правового цикла юридического факультета Университета РАО,

доктор педагогических наук

Аттестация педагогических работников представляет собой публичную форму установления и документального подтверждения уровня их квалификации и педагогического профессионализма. Она проводится для определения соответствия квалификации педагога требованиям к квалификационным категориям (первой или высшей) либо для проверки соответствия педагога занимаемой им должности.

• нормативная база • обязательная и добровольная аттестация

• права аттестуемых • оформление аттестационных документов

Основные задачи аттестации:

• стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;

• повысить эффективность и качество педагогического труда;

• выявлять перспективы использования потенциальных возможностей педагогических работников;

• учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава школ;

• определять необходимость повышать квалификацию педагогических работников;

• обеспечивать дифференциацию уровня оплаты труда педагогических работников.

Нормативная база

Нормативная основа аттестации — Приказ Минобрнауки России «Об утверждении порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»; Письмо Минобрнауки РФ, Профсоюза работников народного образования и науки РФ -52/46 «О направлении Разъяснений по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», Приказ Минздравсоцразвития РФ н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», региональные акты о форме и содержании аттестации.

Порядок Аттестации школы

Аттестация педагогических работников муниципальной школы или школы находящегося в ведении субъекта РФ проходит в аттестационной комиссии при органе исполнительной власти субъекта РФ. Аттестация педагогического работника (кроме научно-педагогических работников вузов) федерального государственного образовательного учреждения проводится аттестационной комиссией, формируемой федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых она находится. Для личного участия в заседании аттестационной комиссии работодатель направляет педагога в служебную командировку.

Читайте также:  Удержание излишне выплаченной заработной платы

Порядок аттестации, утверждённый Приказом Минобрнауки России , распространяется на все муниципальные и государственные образовательные организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти.

Аттестация педагогических работников негосударственных образовательных организаций, а также организаций, не осуществляющих образовательную деятельность, этим документом не регулируется и требует отдельного правового обоснования. Известно из практики, что педагогические работники негосударственных образовательных и иных организаций обращаются в аттестационную комиссию субъекта РФ, на территории которого находится их организация. Для такой категории работников аттестация может проводиться на платной основе.

Формы аттестации

Аттестация педагогических работников муниципальных и государственных образовательных учреждений проходит в двух формах.

Обязательная аттестация проводится каждые пять лет для подтверждения соответствия педагога занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности; такая аттестация, как правило, проводится для тех, кто не имеет квалификационной категории. Отказаться от участия в такой аттестации педагогический работник не может, так как она для него является трудовой обязанностью.

Добровольная аттестация проводится по желанию педагога для установления уровня его квалификации требованиям первой (или высшей) квалификационной категории. Срок действия квалификационной категории — пять лет. При наличии квалификационной категории в течение всего срока ее действия педагог может не проходить обязательную аттестацию.

Обязательная аттестация

Основание для обязательной аттестации педагога — представление руководителя школы в аттестационную комиссию.

Представление должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств работни-ка. результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности; информацию о прохождении педагогом повышения квалификации, в том числе по направлению школы, за период, предшествующий аттестации; сведения о результатах предыдущих аттестаций.

Квалификационные характеристики по должностям педагогических работников определены Приказом Минздравсоцразвития РФ н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»6. Существенно в этих характеристиках наличие у большинства педагогов среднего (или высшего) профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика». В ряде случаев требуется специальное дефектологическое или психологическое образование, профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте или только высшее профессиональное образование без указания профиля подготовки либо образование в области физической культуры и спорта.

Только в исключительных случаях педагогические должности могут занимать лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленные в разделе «Требования к квалификации» квалификационных характеристик, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объёме возложенные на них должностные обязанности. Это возможно только по рекомендации аттестационной комиссии. В силу этого аттестация педа­гогов, не имеющих педагогического или иного специального образования, имеет принципиальное значение для педагогов, продолжающих работать в школах.

Структура представления руководителя школы может иметь следующий вид:

профессиональные и деловые качества педагога;

• прохождение педагогом повышения ква­лификации;

• сведения о результатах предыдущих ат­тестаций педагога;

условия труда педагога и их соответст­вие современным требованиям:

результативность методической деятель­ности педагога.

После того как педагог познакомится с представлением руководителя школы, он имеет право (если не согласен с этим документом) направить в аттестационную комиссию собственные сведения, характе­ризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с даты по­ступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием.

Педагогический работник при аттестации проходит квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, свя­занным с его педагогической деятельнос­тью. Содержание и виды таких испыта­ний определяет аттестационная комиссия: это может быть электронное тестирова­ние в режиме on – line , решение ситуатив­ных задач по проверке знания норматив­ных правовых документов или выполне­ние заданий по контрольно-измеритель­ным материалам по учебному предмету в формате ЕГЭ.

Электронное тестирование в режиме on – line более предпочтительно при аттеста­ции учителей, учитывая, что большинст­во школ России имеют выход в интер­нет-пространство, да и такая процедура не требует затрат на подвоз учителей в центры аттестации.

По результатам обязательной аттестации аттестационная комиссия принимает одно из решений:

• работник — соответствует занимаемой должности;

• работник — не соответствует нанимаемой должности.

Для учителей в этом случае не указывается предмет, который они преподают.

Если педагог признан соответствующим занимаемой должности, в его Личной карточке (форма № Т-2), утверждённой Постановлением Госкомстата России , в разделе IV «Аттестация» необходимо указать результат проведенной аттестации.

Запись оформляется следующим образом: дата аттестации, решение комиссии: «Соответствует занимаемой должности учителя физики», номер протокола, дата составления протокола, основание: «дата и номер приказа».

Если педагог по результатам аттестации признан не соответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса (ТК) РФ. Увольнение по этому основанию допускается, если невозможно перевести учителя с его письменного согласия на другую имеющуюся в школе работу, которую он может выполнять с учётом его состояния здоровой (часть 3 статьи 81 ТК РФ).

В трудовой книжке в случае увольнения должна быть сделана записи основания увольнении: «Трудовой договор расторгнут в связи с несоответствием работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (пункт 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации»).

Однако работодатель должен помнить, что увольнения в этой ситуации — его право, а не обязанность. При заинтересованности работодателя в данном работнике он может направить педагога на курсы повышения квалификации и через некоторое время, необходимое для установления показателей его работы, вновь представить педагога на аттестацию.

Даже при отрицательных результатах аттестации не допускается увольнение педагогического работника в определённые периоды трудовых отношений. К таким периодам относят период временной нетрудоспособности работника и период его пребывания в отпуске. Увольнение не допускается н отношении беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трёх лет, одиноких матерей, воспитывающих ребёнка и возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида — до восемнадцати лет), других лиц, воспитывающих указанных детей без матери (статья 261 ТК РФ). Увольнение педагога — члена профсоюза допускается при соблюдении процедуры учёта мотивированного мнения выборного органа (проф-бюро) первичной профсоюзной организации в соответствии со статьёй 373 ТК РФ (часть вторая статьи 82 ТК РФ).

Работник имеет право обжаловать результаты аттестации, в том числе увольнение по итогам аттестации, в судебном порядке.

Обязательной аттестации не подлежат:

• педагоги, проработавшие в этой должности менее двух лет (молодые специалисты; лица, впервые поступившие работать в данной должности);

• беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагоги, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Обязательная аттестация этих работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из таких отпусков.

К таким периодам относят период временной нетрудоспособности работника и период его пребывания в отпуске.

Нормативно-правовая база аттестации педагогических работников

Разъянения к новому порядку аттестации педагогических работников

Основными задачами аттестации являются:

стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;

определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

повышение эффективности и качества педагогической деятельности;

выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;

обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.

Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

Нормативная правовая база аттестации:

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2014 № 1115н профессиональный стандарт “Педагог (воспитатель, учитель)” будет применяться с 1 января 2017 года;

Читайте также:  Образцы актов приема-передачи имущества

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников, должностей руководителей.

Что нового?

1. Аттестация на установление соответствия педработника занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности теперь проводят сами образовательные организации, которые для этого создают аттестационные комиссии.

2. Новый Порядок расширил категории педагогических работников, которые не проходят аттестацию. К ранее действовавшему списку добавились педагоги, которые занимают свою должность менее 2 лет и те, кто проболел более 4 месяцев.

3. Внесены изменения и в порядок прохождения аттестации по желанию — когда учитель хочет получить более высокую квалификационную категорию: первую или высшую.

По новым правилам к действовавшим критериям оценки добавились результаты проверок, которые с этого года ежегодно будут проводить специалисты Минобрнауки в учебных заведениях; учителя должны готовить не только двух-трех лучших учеников, а стараться выявить и поддержать таланты у всех учащихся и, кроме того, помочь детям, отстающим в учебе.

4. По новым правилам, результаты экспертизы на присвоение учителю высшей квалификации будут публиковаться в интернете — на сайтах органов государственной власти. Те, кому в присвоении высшей квалификации откажут, могут попробовать себя снова — через год.

Возможный вариант работы с документом

1.Ознакомить с новым Порядком проведения аттестации педработников организации;

2.Разработать, принять и утвердить в установленном в организации порядком локальные акты организации по вопросам аттестации педработников в соответствии с утвержденным Порядком (Положение об аттестационной комиссии образовательной организации, график аттестации, форма Представления на педработника, форма распорядительного акта об аттестации, форма протокола и выписки из протокола заседания аттестационной комиссии и т.д.);

3.Разработать технологии аттестации педработника на соответствие занимаемой должности на основании утвержденного Порядка;

4. Определить технологии оценки профессиональной деятельности аттестуемого педработника и требования к ним в соответствии с преподаваемым предметом.

5.Определить список педработников, подлежащих аттестации, и график прохождения ими аттестации.

6.Создать аттестационную комиссию и утвердить ее состав распорядительным актом организации.

7. Разместить на информационном стенде все материалы по вопросам аттестации.

8.Разместить информацию по вопросам аттестации педработников на сайте образовательной организации.

При работе с документом обращаем внимание на следующие положения Порядка.

1.Об имеющихся у работников квалификационных категориях

Установлено, что квалификационные категории, установленные педработникам государственных и муниципальных образовательных учреждений ранее, сохраняются в течение срока, на который они были установлены.

2. Виды аттестации

  • обязательная — в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности;
  • добровольная — по желанию педработника в целях установления первой или высшей квалификационной категории.

3.Кто аттестуется

Аттестуются все педаработники образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в т. ч. совместители, а также работники, совмещающие должности наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором.

4. Кто освобождается от аттестации

Утвержденный Порядок не касается профессорско-преподавательского состава.

Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педработники:

а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории;

б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;

в) беременные женщины;

г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам. Аттестация их возможна не ранее чем через два года после выхода из указанного отпуска;

д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация их возможна не ранее чем через два года после выхода из указанного отпуска;

е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием. Аттестация их возможна не ранее чем через год после выхода на работу.

5.Периодичность и сроки аттестации

Аттестация проводится 1 раз в 5 лет.

Квалификационная категория присваивается сроком на 5 лет.

Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

6.Принципы аттестации

Коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

7.Порядок аттестации

В документе подробно прописан порядок проведения аттестации педработников на соответствие занимаемой должности и присвоение им квалификационных категорий. При этом установлено, что:

а) В соответствии с Порядком аттестация педработников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности проводится аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми образовательными организациями, в соответствии с распорядительным актом работодателя.

В состав аттестационной комиссии организации должны входить председатель комиссии, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии, а также в обязательном порядке представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).

При принятии решения аттестационные комиссии организаций также дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

б) Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится:

  • для педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, — аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся;
  • в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций — аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Аттестация педагогических работников проводится на основании ихзаявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

Установлено, что заявления о проведении аттестации на присвоение квалификационной категории подаются педработниками независимо от продолжительности их работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой ттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.

Педработники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

При переходе педагогических работников в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации, установленные им квалификационные категории сохраняются до окончания срока их действия.

Обжалование результатов аттестации

Результаты аттестации работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аттестация на установление соответствия педработника занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности теперь проводят сами образовательные организации, которые для этого создают аттестационные комиссии.

Критерии для установления высшей квалификационной категории

Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

  • достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ (результатов аттестации);
  • выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
  • активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

Квалификационные категории сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию.

достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ результатов аттестации ;.

Добавить комментарий