Земельный кодекс: основные положение, права и обязаности

С изменениями и дополнениями от:

30 июня 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 21, 22 июля, 31 декабря 2005 г., 17 апреля, 3, 30 июня, 27 июля, 16 октября, 4, 18, 29 декабря 2006 г., 28 февраля, 10 мая, 19 июня, 24 июля, 30 октября, 8 ноября 2007 г., 13 мая, 14, 22, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 14 марта, 17, 24 июля, 25, 27 декабря 2009 г., 22 июля, 29 декабря 2010 г., 20 марта, 5 апреля, 14 июня, 1, 11, 18, 19, 21 июля, 21, 30 ноября, 6, 7, 8, 12 декабря 2011 г., 25 июня, 28 июля, 30 декабря 2012 г., 4 марта, 5 апреля, 7 июня, 2, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 23 июня, 21 июля, 22 октября, 29, 31 декабря 2014 г., 8 марта, 20 апреля, 29 июня, 13 июля, 5 октября, 28 ноября, 30 декабря 2015 г., 1, 23 мая, 23 июня, 3 июля 2016 г., 1, 18, 29 июля, 31 декабря 2017 г., 27, 29 июня, 1, 3, 19 июля, 3 августа, 18, 25 декабря 2018 г., 27 июня, 2 августа, 27 декабря 2019 г., 18 марта 2020 г.

Принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 10 октября 2001 года

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г.

Основные положения земельного законодательства в РФ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА
В Российской Федерации правовой режим имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируется следующими основными Федеральными Законами:

  1. “Земельный кодекс Российской федерации”
  2. “О государственном земельном кадастре”
  3. “О Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”
  4. “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”
  5. “О землеустройстве”
  6. “О разграничении государственной собственности на землю”
  7. “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”
  8. “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую”

КАТЕГОРИИ И ВИДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Согласно Земельному кодексу РФ, все земли на территории Российской Федерации подразделяются на 7 категорий:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли поселений;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Земли сельскохозяйственного назначения

К этой категории относятся земли, которые находятся за чертой поселений, и которые предоставлены для нужд сельского хозяйства. В их составе выделяют:

  • Сельскохозяйственные угодья – земли, предназначенные только для выращивания сельхозпродукции, это пашни, сенокосы, пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями, – они имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
  • Земли, занятые различными сельскохозяйственным объектами – внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, – используемыми для сельхозпроизводства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Земли в этой категории разрешено использовать:

  1. для ведения сельскохозяйственного производства и/или других, связанных с сельскохозяйственным производством, целей;
  2. для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;
  3. для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ);
  4. для садоводства или огородничества;
  5. для дачного строительства;
  6. для ведения животноводства, сенокошения и выпаса скота;
  7. для ведения подсобного сельского хозяйства и др.

При этом вид разрешенного землепользования выбирается правообладателем самостоятельно. Исключения делаются лишь для особо ценных сельскохозяйственных угодий, которые устанавливаются нормативными актами субъектов федерации.

Следует отметить, что правовое положение и деятельность садоводческих (огороднических) объединений граждан регулируется также Федеральным Законом “О садоводческих объединениях”.

Земли поселений

Таковыми признают земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой (границами) от земель других категорий.

Поселения в РФ подразделяют на городские (города, поселки) и сельские (села, станицы, деревни, хутора и т.д.).

В состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесённые в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

  1. жилым;
  2. общественно-деловым;
  3. производственным;
  4. инженерных и транспортных инфраструктур;
  5. рекреационных;
  6. сельскохозяйственного использования;
  7. специального назначения;
  8. военных объектов;
  9. иным территориальным зонам.

Для каждой зоны устанавливают градостроительные регламенты, определяющие содержание правового режима отдельных земельных участков. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливают единый градостроительный регламент. Он обязателен для исполнения всеми собственниками, пользователями, владельцами-арендаторами независимо от форм собственности и иных прав на участки.

Земли промышленности

Данная категория земель включает в себя земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности.

В ее составе в зависимости от характера задач выделяют следующие земли:

  • промышленности;
  • энергетики;
  • транспорта;
  • связи, радиовещания, телевидения и информатики;
  • для обеспечения космической деятельности;
  • земли обороны и безопасности;
  • иного специального назначения.

Характерная особенность многих из них – наличие охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования. Это ограничивает права собственников, землепользователей и арендаторов земельных участков. Иными словами, ни в случае обладания, ни в случае аренды землю можно будет использовать только в определённых целях.

Земли особо охраняемых территорий и объектов

К данной категории относятся земли, которые полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и оборота, в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления и для которых установлен особый правовой режим.

  1. особо охраняемые природные территории, в том числе лечебно-оздоровительные местности и курорты;
  2. земли природоохранного назначения;
  3. земли рекреационного назначения;
  4. земли историко-культурного назначения;
  5. иные особо ценные земли.

Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса

К этим категориям относят:

  1. лесные и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (земли лесного фонда);
  2. земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов и выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов и иных водохозяйственных сооружений (земли водного фонда);
  3. земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам (земли запаса). Использование земель запаса допускается только после перевода их в другую категорию.

РАЗГРАНИЧЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ
1. В государственной (федеральной) собственности могут находиться земли всех категорий, при этом к исключительному праву владения государством относятся:

  • все земли лесного фонда;
  • часть земель водного фонда;
  • земли запаса.

2. В частной собственности у физических или юридических лиц (независимо от их организационно-правовой формы) могут находиться земли любых категорий, кроме земель лесного и водного фондов и земель запаса.

ИЗМЕНЕНИЕ КАТЕГОРИЙ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
Отнесение земель к категориям, перевод из одной категории в другую, регламентируется Земельным кодексом РФ, Федеральным законом “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую”, и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ, и осуществляется:

  • Правительством РФ – в отношении земель, находящихся в федеральной собственности;
  • органами исполнительной власти субъектов РФ – в отношении земель, находящихся в собственности субъектов РФ, а также земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности;
  • органами местного самоуправления – в отношении земель, находящихся в муниципальной и частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.

Перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию

Перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию возможен, в частности, по следующим обстоятельствам:

  • при установлении или изменении черты поселения;
  • при размещении промышленных объектов (при непригодности земель для сельскохозяйственных нужд);
  • при строительства объектов культурно-бытового, социального, образовательного назначения, дорог и т.д. (при условии невозможности размещения подобных объектов в иных местах).

Не допускается перевод земель сельскохозяйственного назначения, если их кадастровая стоимость на 50% и более превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также не допускается перевод особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий.

Перевод земель поселений в другую категорию, а также перевод земель других категорий в земли поселений

Установление или изменение черты поселений является переводом земель поселений в другую категорию либо переводом земли другой категории в земли поселений.

Орган государственной власти, утвердивший проект черты поселения, направляет в орган, осуществляющий ведение государственного земельного кадастра, копию акта о установлении или изменении черты поселения для внесения соответствующих изменений в документы государственного земельного кадастра.

Перевод земель промышленности в другую категорию

Перевод земель промышленности в другую категорию осуществляется без ограничений, за исключением случаев, когда требуется рекультивация использовавшейся земли.

Перевод земель особо охраняемых территорий в другую категорию

Перевод земель особо охраняемых территорий в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы или других, установленных ФЗ, экспертиз в случае, если их целевое использование невозможно.

Перевод земель лесного фонда в другую категорию

Перевод земель лесного фонда в другую категорию допускается в случае:

  • если изменение их целевого назначения предусмотрено лесоустроительной документацией или документами территориального планирования;
  • в связи с установлением или изменением черты поселений;
  • в целях создания особо охраняемых природных территорий.

В иных случаях перевод земель лесного фонда осуществляется только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляется в соответствии с лесоустроительной документацией, в частности в связи с:

  • невозможностью дальнейшего использования;
  • прекращением нужд лесного хозяйства;
  • необходимостью обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • необходимостью обеспечения нужд сельского хозяйства, энергетики;
  • добычей полезных ископаемых при невозможности осуществить меры по рекультивации земель.

Перевод земель водного фонда в другую категорию

Перевод земель водного фонда в другую категорию допускается в случае:

  • создания особо охраняемых территорий;
  • установления или изменения черты поселений;
  • размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии иных вариантов их размещения;
  • прекращение существования водных объектов или изменение их русла, границ, местоположения при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Перевод земель запаса в другую категорию

Перевод земель запаса в другую категорию осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе.

Отказ в переводе земельных участков из одной категории в другую

Перевод земель из одной категории в другую не допускается в случае:

  • установления ограничения либо запрета на перевод в соответствии с Федеральным Законодательством;
  • наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы;
  • несоответствия целевого назначения утверждённым документам территориального планирования.

если изменение их целевого назначения предусмотрено лесоустроительной документацией или документами территориального планирования;.

Глава III. Собственность на землю

  • Статья 15 – Собственность на землю граждан и юридических лиц
  • Статья 16 – Государственная собственность на землю
  • Статья 17 – Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю
  • Статья 18 – Собственность на землю субъектов Российской Федерации
  • Статья 19 – Муниципальная собственность на землю

Собственность на землю.

Закон о земле в Российской Федерации

Правила использования земельных участков для определённых целей физическими и юридическими лицами, а также для реализации государственных программ о развитии территорий устанавливаются Земельным кодексом, принятым под номером 136-ФЗ.

Правила использования земельных участков для определённых целей физическими и юридическими лицами, а также для реализации государственных программ о развитии территорий устанавливаются Земельным кодексом, принятым под номером 136-ФЗ.

Земельный кодекс РФ 2020

Земельный кодекс РФ 2020.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС – Глава 6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ И АРЕНДАТОРОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Статья 40. Права собственников земельных участков на использование земельных участков
1. Собственник земельного участка имеет право:
1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.2. Собственник земельного участка имеет право собственности на:
1) посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование;
2) утратил силу. – Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ.

Статья 41. Права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков
1. Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.2. В соответствии с пунктом 1 статьи 23 настоящего Кодекса права лиц, использующих земельный участок на основании частного сервитута, определяются договором, права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным нормативным правовым актом, которыми установлен публичный сервитут.

Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов;своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;своевременно производить платежи за землю;соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Читайте также:  Согласие на отзыв из отпуска

Статья 43. Осуществление прав на земельный участок
1. Граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.2. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных статьей 42 настоящего Кодекса.

10.02.2015Анастасия
Здравствуйте. У меня в собственности участок земли под ЛПХ, если он пустует и в ближайшее время стройка не предпологается. за это будет какой-то штраф или что-то ещё? Заранее, спасибо.

06.03.2010Александр
можноли построить 2й дом ижс на учатке 7 соток? и какие порамент должны соблюдаться?

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС – Глава 6.

Земельный кодекс: основные положение, права и обязаности

“Земельный кодекс Российской Федерации” от 25.10.2001 N 136-ФЗ в редакции, действующей с 18.03.2020 года

Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) действует со дня его опубликования (в “Российской газете”, N 211-212) – 30.10.2001 года.

За это время Кодекс претерпел существенные изменения. В ЗК РФ внесено множество изменений и дополнений.

Земельное законодательство

Земельное законодательство не представлено лишь Земельным кодексом.

Приходится констатировать, что современное российское земельное законодательство, несмотря на наличие кодифицированного акта, остается по-прежнему несистематизированным.

Кроме Земельного кодекса РФ, земельные отношения на федеральном уровне регулируются множеством Федеральных законов (Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса РФ”, Федеральный закон от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ “О землеустройстве”, Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую”, Федеральный закон от 10 января 1996 года N 4-ФЗ “О мелиорации земель” и многими другими). Кроме того, по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов земельное законодательство представлено законами и иными актами субъектов Федерации.

Участники земельных правоотношений

Субъекты земельных отношений названы в статье 5 ЗК РФ. Это как российские граждане и юридические лица, так и иностранные.

Указанная статья Кодекса в зависимости от объема прав на земельный участок выделяет следующие категории правообладателей земельных участков:

  • собственники земельных участков;
  • землепользователи (владельцы на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования);
  • землевладельцы (владельцы на праве пожизненного наследуемого владения);
  • арендаторы земельных участков – (владельцы по договору аренды, договору субаренды).

Также выделяются обладатели сервитута – это лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками.

О праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком

С 01.03.2015 утратили силу следующие статьи ЗК РФ, посвященные некоторым вещным правам на земельные участки:

  • ст. 20 ЗК РФ “Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками”
  • ст. 21 ЗК РФ “Пожизненное наследуемое владение земельными участками”

В настоящее время на данных титулах предоставление земельных участков физическим лицам не производится. Земельные участки, предоставленные лицам на таких титулах, могут быть переоформлены на право собственности или право аренды.

Данные изменения в земельном законодательстве, однако, не означают, что уже возникшие вещные права на земельные участки, канули в лету и более не существуют в природе.

Но приведенные нормы ГК РФ, как видим, отсылают к земельному законодательству.

Обращаясь к земельному законодательству мы можем увидеть статью 39.9 ЗК РФ (“Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование)”.

Что же касается права пожизненного наследуемого владения, то посвященных ему норм новая редакция Земельного кодекса РФ не содержит.

Такое положение вещей, однако, не означает, что граждане, владеющие земельными участками, предоставленные им на праве пожизненного наследуемого владения, оказались в полном правовом вакууме. Вместе с тем, нельзя не отметить, что исключение указанных выше норм ЗК РФ создает некоторую правовую неопределенность.

Переоформление прав на земельный участок на право аренды или собственность

В статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” содержатся нормы о приобретении земельных участков в собственность или переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.

В соответствии с п. 1 статьи 3 закона N 137-ФЗ, права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом РФ, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса РФ. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется.

Сохраняется возможность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком на право собственности бесплатно (п. 4 ст. 3 закона № 137-ФЗ).

Итак, политика государства направлена на сокращение таких вещных прав на землю, как право пожизненного наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования.

В случае наличия спора о праве на земельный участок и возможности его передачи в собственность, спор разрешается в судебном порядке, что является довольно частным явлением в российской практике.

Ниже представлен текст документа:

Земельный кодекс Российской Федерации” от 25.10.2001 N 136-ФЗ с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 18.03.2020 N 66-ФЗ.

Начало действия редакции – 18 марта 2020 года (ред. 112)

25 октября 2001 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
28 сентября 2001 года

Одобрен
Советом Федерации
10 октября 2001 года

Также выделяются обладатели сервитута это лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками.

Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

своевременно производить платежи за землю;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

не препятствовать организации — собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф;

выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Федеральным законом от 26 декабря 1995 г.

Правовое регулирование земельных отношений

Правовое регулирование земельных отношений заключается в установлении норм и правил в сфере землепользования, общеобязательных для применения и исполнения всеми субъектами данного вида отношений. Оно осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. В частности, Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ) определяет основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельный участок, как на любое другое имущество. Комплекс норм земельного права устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления. Основным источником земельного права является ЗК РФ.

Как и любой другой вид общественных отношений, земельные правоотношения состоят из следующих обязательных элементов.

  • Объект правоотношений. В земельном праве в соответствии со ст. 6 ЗК РФ «Объекты земельных отношений» объектами правоотношений признаются: земля в целом (как естественный природный объект и ресурс), участки земли и части земельных участков. В большинстве правоотношений объектом выступает индивидуально определенный участок земли, имеющий обязательные признаки и характеристики (границы, площадь, местоположение). Земля в целом может выступать объектом отношений по охране или рациональному использованию, которые носят общий характер. Регулирование объекта земельных правоотношений осуществляется в нормах ЗК РФ, ГК РФ, ряда отраслевых федеральных законов (например, ФЗ от 18 июня 2001 г. №78-ФЗ «О землеустройстве», ФЗ от 11 июня 2003 г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), подзаконных актах.
  • Субъект правоотношения. Субъектами земельных правоотношений согласно ст. 5 ЗК РФ «Участники земельных отношений» могут выступать: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Субъектный состав зависит от конкретного вида правоотношений. В процессе распределения земель государственной или муниципальной собственности субъектами будут выступать публичные органы власти, с одной стороны, и гражданин (организация), претендующие на выделение участка. В правоотношениях, возникающих при совершении сделки в отношении земельного участка, субъектами будут являться стороны соглашения, а участие органа власти допускается только в качестве одной из сторон сделки. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются с соответствии с данным Кодексом, федеральными законами (п. 2 ст. 5 ЗК РФ).

Вышеуказанные субъекты могут выступать в роли:

а) собственников земельных участков;

б) землепользователей – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

в) землевладельцев – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

г) арендаторов земельных участков – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

д) обладателей сервитута – лиц, имеющих право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

В соответствии со ст. 124-125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований – органы местного самоуправления.

  • Нормативное регулирование правоотношений.Государство осуществляет регулирование земельных правоотношений посредством принятия норм и правил, обязательных для исполнения всеми субъектами. Обязательность исполнения норм права обеспечивается системой мер стимулирующего или принудительного характера. Содержание земельных правоотношений – корреспондирующие (взаимосвязанные) права и обязан­ности их участников, совершающих свои действия в точном соответ­ствии с нормами права. В настоящее время с введени­ем института частной собственности на землю и платного землеполь­зования земельные отношения приобрели новое содержа­ние, так как они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.

Эта группа правоотношений делится на правоотношения, имеющие характер вещных прав, и правоотношения, имеющие обязательственный характер.

Разъяснение правового комментария

В комментарии к сорок второй статье Земельного кодекса особое внимание обращается на основной посыл всей статьи. Он заключается в том, чтобы собственники земли, равно как и остальные люди, должны использовать свои наделы исключительно в соответствии с их первоначальным назначением (с учётом разных категорий земель). Это основная обязанность собственника, невыполнение которой влечёт за собой наказание, выражаемое в штрафах по ст. 8 КоАП РФ. Для физических лиц штрафы небольшие — тысяча рублей максимум, для юридических крайней отметкой является двадцать тысяч рублей, что тоже не нанесёт большого вреда предприятию. Нарушением восьмой статьи является невыполнение специальных мероприятий, которые препятствовали возникновению эрозии всех видов и прочих вредных для земель природных процессов.

А также в комментарии подчёркивается, что владелец земли обязан заботиться не только о своём участке, но и об окружающей среде в целом. Это также закреплено в Конституции, а именно в тридцать шестой статье, по которой гражданин России может беспрепятственно распоряжаться своими земельными владениями только в том случае, если это не наносит никакого вреда окружающей среде и не нарушает права других граждан РФ. А в статье пятьдесят восьмой Конституции России написано, что обязанностью каждого гражданина является бережное отношение к окружающей среде.

Далее в случае не установления или незаконного сноса специальных предусмотренных законодательством знаков административным кодексом также предусмотрено наказание. Здесь оно ещё слабее: для физических лиц максимальный штраф составит всего лишь пятьсот рублей, а для юридических — те же двадцать тысяч. В комментарии также перечислены виды работ, которые должен проделать каждый собственник или лицо, не являющееся собственником, для защиты от ряда природных катаклизмов и более мелких проблем (они тоже перечислены). Например, владелец земельного участка должен внимательно относиться к защите земель от водной или ветровой эрозии, схождения селей, засухи или, наоборот, перенасыщенностью влагой вследствие подтоплений или любых иных форм увеличения количества воды в почве.

Читайте также:  Двойного налога не будет

Затем подчёркивается, что забота о плодородии земель относится к обязанности собственника. Земля должна быть подвергнута рекультивации, чтобы сохранить должное плодородие.

Особым пластом в комментарии к данной статье лежит обоснование и описание рекультивации, то есть восстановления принадлежащих собственнику земель, на которых из-за определённых причин снизилось плодородие. Но рекультивация проводится не только в целях улучшения плодородия (что, по сути, выгодно только владельцу земельного участка), но ещё и в целях общего улучшения окружающей среды, так как восстанавливая продуктивность загрязнённых или просто запущенных земель, происходит общий экологический подъём. Подлежать рекультивации могут земли, нарушение которых произошло, например, при добыче полезных ископаемых, торфа или прокладки труб и других путепроводов. По постановлению Правительства в редакции от 1994 года «о рекультивации земель…» за сохранность и своевременную рекультивацию отвечает лично собственник земли без участия каких-либо специальных уполномоченных государственных органов. Соответственно, в случае необходимости проведения рекультивационных работ владелец земельного участка должен провести два вида этих работ: биологический и технический.

Технический этап представляет собой корректировку ландшафта, то есть удаление ям (например, после археологических работ) путём использования песка или другого природного материала, выравнивание почв и т. п. Кроме того, на техническом этапе необходимо захоронить токсичные отходы (ниже плодородного слоя почвы), если таковые имеются. Биологический этап рекультивации проходит гораздо проще — достаточно будет провести агротехнические работы, основной целью которых и является восстановление плодородия почвы.

В случае отсутствия проведения рекультивационных работ и содержания земель в запущенном состоянии на собственника может быть наложен штраф в соответствии с административным кодексом правонарушений. Максимальный штраф, к которому будет приговорён владелец, составит полторы тысячи рублей, а если земли принадлежат юридическому лицу, то тридцать тысяч рублей.

В основном это конфликты между представителями власти и частными собственниками земли.

Особенности получения права пользования землей по решению суда

Наиболее распространёнными случаями признания права пользования землей по решению суда следует считать такие случаи как:

  • Отказ предоставить земельный участок в аренду на праве преимущественного заключения договора;
  • Отказ в предоставлении участка в срочное безвозмездное пользование несмотря на наличие утверждённых законом оснований;
  • Непредоставление возможности заключения договора сервитута на земельный участок с целью обеспечения нормального функционирования того надела, который находится в худшем территориальном расположении.

В том случае, если одно из перечисленных условий было зафиксировано, необходимо обратиться в суд для разрешения возникшего спора.

Оформление права пользования в случае вынесения положительного решения судом по возникшему спору будет осуществляться на основании вступившего в силу решения суда. Происходить эта процедура начнёт не ранее дня, следующего за днём вступления в законную силу вынесенного судебного акта (то есть на одиннадцатый день с момента вынесения такого решения, если оно не было обжаловано).

Что касается регистрации возникшего права, то при ее осуществлении копия решения суда, заверенная нотариусом, должна быть включена в перечень основных документов, которые предоставляются для получения свидетельства, подтверждающего законность возникшего права.

Кроме того, экземпляр судебного решения с отметкой о вступлении его в законную силу должен быть обязательно приложен к тексту договора о праве пользования на земельный участок, а в тексте самого договора должна содержаться ссылка на такое приложение.

Если речь идёт о конкретных землях, которые выделены, например, для ведения личного подсобного хозяйства, то главным требованием к ним будет строгое соблюдение их целевого назначения.

Оглавление

  • 1. Земельное право: понятие, предмет, метод и система правового регулирования
  • 2. История развития земельного права
  • 3. Земельная реформа и ее правовое обеспечение
  • 4. Принципы земельного законодательства
  • 5. Понятия и виды земельных правоотношений
  • 6. Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности
  • 7. Источники земельного права: понятие и общая характеристика
  • 8. Конституция РФ как основной источник земельного права
  • 9. Общая характеристика Земельного кодекса РФ, федеральных законов и подзаконных нормативных актов как источников земельного права
  • 10. Нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления как источники земельного права
  • 11. Понятие и содержание права собственности на землю в Российской Федерации
  • 12. Формы земельной собственности
  • 13. Государственная собственность на землю: понятие, объекты, субъекты, содержание

Из серии: Скорая помощь студенту. Краткий курс

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Земельное право. Краткий курc ( Коллектив авторов, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

9. Общая характеристика Земельного кодекса РФ, федеральных законов и подзаконных нормативных актов как источников земельного права

Земельный кодекс РФ – это нормативный правовой акт, регулирующий отношения, связанные с землей, и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ и состоит из ЗК РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ. На основании и во исполнение федерального земельного законодательства органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

ЗК РФ регулирует отношения по использованию и охране земель в России как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Эти и другие, непосредственно «земельные» законы, составляют сердцевину земельного права, его основную часть на федеральном уровне.

Следует отметить, что с 1 марта 2015 г. вступает в силу Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на совершенствование действующего порядка предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности посредством снижения административных барьеров и сокращения избыточных согласований. ЗК РФ дополнен шестью новыми главами, при существенном изменении или исключении положений действующих статей.

Источниками земельного права являются федеральные законы, входящие в иные отрасли права, но предусматривающие земельные нормы. Законы других отраслей права можно условно разделить на две группы:

1) законы природоресурсного блока, которые, как и земельные, регулируют отношения по поводу использования и охраны природных ресурсов (кроме земли), но затрагивают и земельные отношения (Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах», Федеральные законы от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»). Эти законы считают входящими в природоресурсную подотрасль экологического права;

2) законы иных, как бы далеких от земельного права, отраслей.

Среди федеральных законов, содержащих нормы земельного права, можно также назвать ГК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Уголовный кодекс РФ (далее – УК РФ), ЛК РФ. В них содержатся предписания, относящиеся к земельным отношениям. КоАП РФ и УК РФ содержат составы земельных правонарушений, за которые устанавливается и применяется административная и уголовная ответственность в зависимости от степени общественного вреда или общественной опасности.

Подзаконными нормативными актами, регулирующими земельные правоотношения, являются:

указы Президента РФ – это главные подзаконные правовые акты. Подзаконность означает, что согласно ст. 90 Конституции РФ они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Главными они считаются потому, что Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, является гарантом прав и свобод человека и гражданина в России. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России. Давая присягу, Президент РФ клянется уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, верно служить народу (эти положения присяги имеют непосредственное отношение к земельному праву, так как земельные права являются конституционными, основными, по поводу которых нередко высказывается озабоченность граждан);

постановления Правительства РФ, которое осуществляет исполнительную власть в РФ. Акты Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и являются обязательными для исполнения на территории РФ. Во исполнение своих полномочий Правительство РФ, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании земельного права, а также принимает оперативные меры по налаживанию и обеспечению земельного правопорядка;

ведомственные акты – это приказы, инструкции, правила, наставления, принимаемые центральными органами исполнительной власти, к которым согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» относятся:

– Министерство РФ – это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, координирует деятельность в этой сфере, иных органов исполнительной власти. Министерство РФ возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр,

– Федеральная служба России – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий специальные исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения,

– Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору; может иметь статус коллегиального органа.

Их акты регулируют отношения внутри системы своего ведомства, но каждое из них обладает координационными функциями, которые и обусловливают значение ведомственных актов как источников земельного права;

нормативные акты организаций, т. е. акты, устанавливающие для неперсонифицированных граждан обязанности или предоставляющие им права, принимаются в организациях, учреждениях и на предприятиях.

Понятие и содержание права собственности на землю в Российской Федерации.

Земельный кодекс: основные положение, права и обязаности

Собственники земельных участков наделены широким спектром прав по распоряжению своим земельным участком (правом совершать сделки по поводу земельного участка). Иные правообладатели земельных участков (землепользователи, землевладельцы, арендаторы) по действующему земельному законодательству, как правило, не наделены распорядительными полномочиями.

Помимо распорядительных полномочий собственнику земельного участка закон предоставляет право:

· использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

· проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуротехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

· осуществлять другие права по использованию земельного участка, предусмотренные законодательством.

Перечисленные права собственника земельного участка относятся только к сфере землепользования. При этом названный перечень прав основной, но не исчерпывающий.

Лесным, водным, горным и иным законодательством могут быть предусмотрены другие права собственников земельных участков.

Используя свои земельные участки, земельные собственники приобретают право собственности на посадки и посевы сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если собственник передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование. Собственнику принадлежат расположенные на земельном участке многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных лесным кодексом Российской Федерации.

Осуществляя свои права, собственники земельных участков обязаны соблюдать предписанные законом ограничения при использовании своих прав на земельные участки.

Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом и федеральными законами. Ограничения прав на землю, как правило, вводятся:

1) установлением особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

2) предписаниями об особых условиях охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

3) определением условий начала и завершения стройки или освоения

земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту;

4) введением иных ограничений использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом РФ и федеральными законами.

Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок актами исполнительных органов государственной власти, органов муниципального самоуправления или решениями судов.

Введенные в установленном порядке ограничения прав на земельные участки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

Заинтересованные субъекты, чьи права на землю ограничены, могут решение государственных или муниципальных органов об ограничении их земельных прав обжаловать в судебном порядке.

Земельный кодекс РФ установил единый для всех субъектов права собственности на землю перечень возлагаемых на них обязанностей. Они обязаны:

· использовать землю в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

Читайте также:  Как отложить платеж по ипотеке?

· сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

· осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами;

· своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

· своевременно производить платежи за землю;

· соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

· не допускать загрязнения, захламления, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

· выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом, федеральными законами.

Действующее российское законодательство не рассматривает право собственности на землю единственным видом законного владения и пользования земельными участками.

Гражданский кодекс признает наряду с правом собственности иные юридические титулы на землю:

· право пожизненного наследуемого владения земельным участком;

· право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

Земельный кодекс продолжил практику реформирования земельного правопорядка России, также подразделив субъектов земельных отношений на собственников и не собственников земельных участков.

К не собственникам земельных участков отнесены землепользователи, землевладельцы, арендаторы и обладатели сервитутов.

Землепользователями закон признает лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования.

Землевладельцамипризнаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.

Арендаторами земельных участков считаются лица, владеющие и пользующиеся земельным участком по договору аренды либо договору субаренды.

Обладателями сервитута именуются лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Все они не являются собственниками земельных участков и потому имеют менее широкий круг прав и обязанностей, предписанных нормами земельного и специального законодательства.

В рамках следующей темы мы рассмотрим правомочия не собственников — обладателей земельных участков.

Земельный кодекс основные положение, права и обязаности.

Понятие и содержание права собственности на землю

Право собственности на землю – это закрепленная за собственником юридически обеспеченная возможность владеть, пользоваться, распоряжаться принадлежащим ему земельным участком в своих интересах, а также устранять вмешательство третьих лиц в сферу своего хозяйственного господства.

Исходя из определения, можно выделить три составляющих правомочия, которые входят в содержание права собственности на землю:

  1. Правомочие владения – закрепленная за собственником юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства над землей;
  2. Правомочие пользования – закрепленная за собственником юридически обеспеченная возможность извлекать из земельного участка его полезные свойства;
  3. Правомочие распоряжения – закрепленная за собственником юридически обеспеченная возможность определять дальнейшую судьбу земельного участка.

Собственность на земельный участок должна быть получена в результате юридических фактов, так как согласно статье 16 ЗК РФ, если земля не находится в частной или муниципальной, то она считается государственной собственностью.

Принципы земельного права

Принципы земельного права — это основополагающие начала, кото­рыми руководствуются участники земельных правоотношений. Особенностью принципов земельного права является их фиксация в отраслевом зе­мельном законе — Земельном кодексе Российской Федерации.

Ст. 1 Земельного кодекса РФ формулирует следующие основ­ные принципы земельного права:

  1. учет значения земли как основы жизни и деятельности человека;
  2. приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества;
  3. приоритет охраны жизни и здоровья человека;
  4. участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю;
  5. единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов;
  6. приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий;
  7. платность использования земли;
  8. деление земель по целевому назначению на категории;
  9. разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований;
  10. дифференцированный подход к установлению правового режима земель;
  11. сочетание интересов общества и законных интересов граждан.

При регулировании земельных отношений применяется

  • принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также
  • принцип государственного регулирования приватизации земли.

Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным п. 1 настоящей статьи принципам.

Учет значения земли как основы жизни и деятельности челове­ка означает регулирование отношений по использованию и охране земли исходя из представлений о земле как

  1. о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осу­ществления хозяйственной и иной деятельности на территории Рос­сийской Федерации;
  2. о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Конституция Российской Федерации (ст. 9) придает земле и дру­гим природным ресурсам значение основы жизни и деятельности рос­сийского общества. Поэтому Земельный кодекс и иные нормативные правовые акты, устанавливая нормы и требования рационального ис­пользования и охраны земель, учитывают ее особенности как природ­ного объекта, составной части природы, природного ресурса.

Предусматривая общие для всех обладателей земли (собственни­ков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов) права и обя­занности по использованию земельных участков, Земельный кодекс формулирует соответствующие статьи таким образом, чтобы в их со­держании присутствовали нормы о соблюдении экологических, строи­тельных, санитарно-гигиенических и иных специальных требований (ст. 40), чтобы использование земель любой категории осуществлялось способами, которые не должны наносить вред окру­жающей среде (ст. 42), чтобы проводились целенаправленные ме­роприятия по охране земель как природного объекта (ст. 42).

Если данный принцип устанавливает условие, чтобы при правовом регулировании земельных отношений земля рассматривалась как не­движимое имущество, то из этого не следует, что все правовые нормы российского законодательства о недвижимом имуществе обязательны и для регулирования земельных отношений. Так, не все нормы граж­данского законодательства, и в частности Гражданского кодекса, о не­движимом имуществе могут применяться к регулированию земельных отношений, а только те, которые не противоречат Земельному кодексу.То же можно сказать и по вопросу объекта права собственности и иных прав на землю.

Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окру­жающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лес­ном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества имеет в виду необходимое ог­раничение хозяйственной свободы пользователей земли в целях охра­ны окружающей среды. Это означает, что каждый обладатель земли (собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор), органи­зуя свою хозяйственную деятельность на земле, должен прежде всего предусмотреть конкретные эффективные меры по ее охране. Эти меры могут быть разными, так как они устанавливаются в соот­ветствии с особенностями самих земель и той или иной хозяйствен­ной деятельности, находя отражение в соответствующих статьях Зе­мельного кодекса.

Приоритет охраны жизни и здоровья человека подразумевает, что при осуществлении деятельности по использованию и охране зе­мель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

Принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека при лю­бой хозяйственной деятельности, связанной с использованием и охра­ной земель, логично вытекает из первого и второго принципов. Но если соблюдение первых двух принципов косвенно содействует охране жизни и здоровья людей, то третий принцип указывает на не­обходимость принятия таких специальных решений и выполнения та­ких действий, которые прямо и непосредственно позволили бы обес­печить сохранение жизни человека или предотвратить вредное воздей­ствие на его здоровье при использовании земли. Гарантией соблюдения названного принципа служит обращенная ко всем земле­пользователям обязанность нести необходимые затраты для достиже­ния целей названного принципа, причем даже если эти затраты ока­жутся большими.

Участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, устанавливает право граждан Российской Федерации, общественных организаций (объединений) принимать участие в подготовке реше­ний, реализация которых может оказать воздействие на состояние зе­мель при их использовании и охране, а органы государственной вла­сти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

Земельный кодекс предоставляет право гражданам и обществен­ным организациям (объединениям) принимать участие в подготовке решений экологического содержания.

Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов устанавливает, что все прочно связанные с земель­ными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за ис­ключением случаев, установленных федеральными законами.

В данном слу­чае земельный участок часто рассматривается как «главная вещь», а все, что прочно связано с ним (здания, сооружения и т. д.), является его принадлежностью (общеизвестное положение гражданского права: «принадлежность следует судьбе главной вещи»).

Вместе с тем ст. 35 ЗК РФ предусматривает и противопо­ложную ситуацию, когда приобретение здания или сооружения влечет за собой право на соответствующий земельный участок (сервитут).

Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых ле­сами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установлен­ном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий.

Реализация принципа сохранения особо ценных земель и террито­рий обеспечивается не только ст. 27, 30, 31, 32, 79, 94, 101 ЗК РФ, но и Федеральным законом от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях».

Принцип платности использования земли устанавливает, что любое ис­пользование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Рос­сийской Федерации.

Земельный кодекс в ст. 65 под одним общим названием «Плат­ность использования земли» понимаетследующие формы платы:

  1. земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость);
  2. арендную плату.

Между тем правовая природа той и другой платы за землю имеет существенные различия.

Земельный налог есть властное предписание государства. От налога может освободить землепользова­теля только компетентный государственный орган, и то лишь на ос­новании закона. Земельный налог идет в государственный бюджет в тех суммах, которые установлены Налоговым кодексом РФ.

Арендная плата — предмет свободной договоренности сторон, заключающих договор аренды земельного участка. Средства от арендной платы поступают арендодателю в соответствии с условия­ми договора.

Принцип деления земель по целевому назначению на категории устанавливает, что правовой режим земель определяется исходя из их при­надлежности к той или иной категории и разрешенного использова­ния в соответствии с зонированием территорий и требованиями зако­нодательства.

Принадлежность земель к той или иной категории (ст. 7) предопределяет основное их целевое на­значение и соответствующий правовой режим использования земель каждой конкретной категории (с учетом зонирования и разрешенного использования). Отнесение земель к категориям и перевод их из од­ной в другую производится компетентными органами власти и опре­деляется ст. 8 ЗК РФ, но никак не самими пользователями земли.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Рос­сийской Федерации и собственность муниципальных образований, со­гласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.

Такое разграничение государственной собственности на землю — необходимое условие земельного строя страны.

Принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель устанавливает, что при определении их правово­го режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.

Без учета природных, социальных, экономических и иных факторов, влияющих на правовой режим земель, закон оказался бы безли­ким, неопределенным, а порядок использования и охраны земель был бы недифференцированным.

Принцип сочетания интересов общества и законных интересов граж­дан устанавливает, что регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении га­рантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Суть этого разграничения состоит в том, что

    • гражданское законодательство устанавливает общие нормы регулирования имущественных отношений, в том числе и земельных, а
    • земельное законодательство устанавливает специальные нормы регу­лирования земельных отношений.

Поэтому если есть специальная норма, содержащаяся в Земельном кодексе или в каком-либо другом нормативном правовом акте, решающая какой-то вопрос земельного права, то общая норма гражданского законодательства не может при­меняться.

Перечень этих принципов не является исчерпывающим , как отмечено в п. 2 ст. 1 ЗК РФ.

Сравнительный анализ содержания других ста­тей Земельного кодекса позволяет сформулировать ряд принципов зе­мельного права, так или иначе нашедших также отражение в других актах земельного законодательства и в юридической литературе.

Так, независимо от своих прав на землю в качестве собственника, государство как суверен проводит и ряд принципов земельной поли­тики, обеспечивающих рациональное использование и охрану земель. К этим принципам относятся:

  1. принятие на государственный счет и осуществление работ по изучению и картографированию земель, их госрегистрации, земле- и лесоустройству;
  2. ведение государственного земельного кадастра;
  3. создание служб со специальными функциями по оперативному управлению в области рационального использования и охраны земель (почв) и надзору за всеми пользователями земли;
  4. плановость в использовании земель: изучение «спроса» на землю и ее распределение между претен­дентами; резервирование земель для государственных и муниципальных нужд будущих пользователей — с ограничением права застройки или иных трансформаций земель, налагаемым на наличных пользователей; обеспечение комплексного использования полезных свойств земли.

принцип государственного регулирования приватизации земли.

Добавить комментарий