Количество внеплановых проверок ограничат

Количество внеплановых проверок ограничат

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

д внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

Взаимодействие со СМИ

  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства.

Количество внеплановых проверок бизнеса предлагают ограничить

Минэкономразвития России разработало законопроект, предусматривающий установление предельного количества внеплановых проверок, которое не сможет превышать 30% от среднего за предшествующие три года числа плановых проверок по каждому виду контроля (надзора).

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ) определяет порядок проведения проверок компаний и предпринимателей органами государственной власти. Речь идет в том числе о проверках со стороны налоговой службы, внебюджетных фондов, полиции, противопожарной службы, инспекции труда, Ростехнадзора, Росздравнадзора, Роспотребнадзора и др.

Проверки подразделяются на плановые и внеплановые, документарные и выездные. Ежегодный Сводный план проверок составляется Генеральной прокуратурой и размещается на ее официальном сайте.

Внеплановые проверки проводятся только при наличии одного из оснований (ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ):

истечение срока исполнения компанией или ИП ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

поступление в контрольный (надзорный) орган заявления от компании или ИП о предоставлении правового статуса, лицензии или разрешения, если проведение соответствующей внеплановой проверки предусмотрено правилами их предоставления;

поступление в контрольный (надзорный) орган информации об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, объектам культурного наследия и др.; об угрозе чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; о нарушении прав потребителей;

выявление параметров деятельности компании или ИП, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки;

приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

О внеплановой проверке организацию должны уведомить не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом (телефон, телеграмма и др.). Уведомление не требуется только в одном случае: проверка назначена по сообщению о причинении вреда.

Не секрет, что различные придирки проверяющих ведомств являются сегодня одним из основных страхов малого бизнеса. Внеплановую проверку могут легко инициировать в том числе обиженный работник компании, клиент (покупатель), который остался недоволен услугами (товарами) компании. Более того, этот инструмент нередко служит орудием недобросовестной борьбы с конкурентами.

До сих пор процедура проведения внеплановых проверок остается недостаточно урегулированной, сохраняется возможность злоупотреблений со стороны государственных органов своими полномочиями. Прежде всего, речь идет о необоснованно частных проверках. В таком случае деятельность компании может быть фактически парализована.

В связи с этим Минэкономразвития России разработало проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“» (опубликован на портале regulation.gov.ru под ID 02/04/11-17/00074705), целью которого является ограничение количества внеплановых проверок, проводимых каждым органом контроля (надзора) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Прежде всего, проект предусматривает введение предельного количества внеплановых проверок. Данный показатель будет ежегодно устанавливаться руководителем каждого органа контроля (надзора) по осуществляемым им видам государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ или Президентом РФ.

Указанными требованиями предполагается установить порядок расчета предельного количества внеплановых проверок. В качестве основного правила будет установлено, что предельное количество внеплановых проверок не может превышать 30% от среднего за предшествующие три года числа плановых проверок, проводимых органом контроля (надзора) по соответствующему виду контроля (надзора).

При этом в законопроекте предлагается закрепить, что предельное количество внеплановых проверок не применяется для видов контроля (надзора), которые осуществляются без проведения плановых проверок, а также для видов контроля (надзора) с небольшим числом плановых проверок, не превышающим установленные Правительством РФ показатели.

Законопроектом предлагается процедура подготовки предельного количества внеплановых проверок. В срок до 1 ноября года, предшествующего году применения предельного количества внеплановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля должны направить проект приказа руководителя соответствующего органа об определении предельного количества внеплановых проверок в органы прокуратуры. Органы прокуратуры рассматривают данный проект на предмет соблюдения установленных требований, после чего, в срок до 1 декабря года, предшествующего году применения предельного количества внеплановых проверок, они вносят руководителю органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля предложения об устранении выявленных замечаний.

Законопроектом также устанавливается перечень внеплановых проверок, которые проводятся без учета предельного количества внеплановых проверок:

проверки, проводимые на основании фактов причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) и др., а также возникновения или угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

проверки, основанием для проведения которых является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ, предусматривающими проведение внеплановых проверок без учета предельного количества внеплановых проверок, или изданный на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

проверки, основанием для проведения которых стало выявление параметров деятельности юридического лица или ИП, соответствующих или, наоборот, отклоняющихся от утвержденных соответствующим органом индикаторов риска.

В качестве дополнительной меры, направленной на снижение количества внеплановых проверок, законопроект вводит новые правила проведения проверок для контроля за исполнением ранее выданного предписания. Так, каждое предписание должно будет содержать в себе форму представления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем отчета о его исполнении. Внеплановая проверка может быть проведена только по итогам рассмотрения отчета об исполнении предписания или если отчет не поступил в срок для исполнения предписания. Рассмотрение отчета может проводиться с привлечением документов, которые находятся в распоряжении органа контроля (надзора), при необходимости могут быть проведены мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и ИП. По итогам рассмотрения отчета орган контроля (надзора) направляет подконтрольному субъекту уведомление о принятии отчета или же о проведении внеплановой проверки.

Законопроект вводит ограничение по сроку проведения внеплановой проверки до десяти рабочих дней, а также устанавливает рабочие дни, периоды, которые не включаются в указанный срок, отдельно для выездной и документарной проверок.

Законопроект также предусмотрел ограничение предмета внеплановой проверки, проводимой в связи с поступлением обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из СМИ. Предметом такой внеплановой проверки может быть только соблюдение обязательных требований, связанных с фактами, указанными в таких обращениях, заявлениях и информации.

Количество внеплановых проверок бизнеса предлагают ограничить.

Почему число проверок снова растет

В рейтинге Всемирного банка Doing Business – 2019 Россия занимает 31-е место, существенно улучшив свои позиции с 2012 г. Именно тогда в майских указах президента Владимира Путина была поставлена задача продвинуться со 120-го до 20-го места к 2018 г. по этому показателю.

В то же время прогресс по другому рейтингу Всемирного банка не такой радужный. В 2018 г. Россия заняла 116–172-е место в рейтинге качества регулирования (индекс Regulatory Quality в World Governance Indicators, WGI). Динамика страны по двум индексам оказывается противоположной (см. рисунок).

Объяснением такого расхождения занималась команда исследователей Нью-Йоркского университета и других центров. В книге The Quiet Power of Indicators 2015 г. рассказывается, как индикатор Doing Business стал целевым для политиков многих стран при разработке программ реформ. Улучшение позиций в рейтинге понятно избирателям и деловому сообществу, поэтому индекс стал столь популярен. Чиновники на местах детально разобрались с методиками его расчета и улучшили регулирование именно в тех отраслях, которые участвовали в подсчете индекса. Добавим, что индекс WGI, измеряющий качество регулирования, целевым в российском госуправлении не стал, поэтому по нему Россия демонстрирует отрицательную динамику.

Сегодня в регуляторной системе России насчитывается свыше 221 вида государственного и муниципального контроля, по расчетам экспертов ВШЭ. Его осуществляет более 30 федеральных и около 1500 региональных органов исполнительной власти. Одновременно с этим усложняется язык российских правовых актов, устанавливающих обязательные требования. Ежегодно в стране проводится свыше полумиллиона проверок.

Почему число проверок снова растет.

Как проверяет ГИТ

Плановые и внеплановые проверки проведут с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе с помощью аудио- или видеосвязи. Есть исключения.

Выезд инспектора возможен, если:

  • согласован органами прокуратуры для проведения внеплановой проверки по основаниям:
    а) причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    б) проверки исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений, влекущих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан;
  • выезд по поручению Президента РФ, Правительства РФ, по требованию прокурора о проведении проверок в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В сегодняшней эпидемиологической ситуации весь бизнес находится в состоянии экономической нестабильности.

Мораторий на проверки относится не ко всем видам контроля!

Важно обратить внимание и на то, что согласно п. 5, ПП РФ № 438 распространяется исключительно на проверки, которые:

  1. Подпадают под сферу регулирования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ФЗ № 294);
  2. Относятся к видам государственного контроля, перечисленным в частях 3.1 и 4 статьи 1 ФЗ № 294 * . Исключение – налоговый и финансовый контроль (в отношении данных видов контроля особенности проверок установлены в другом Постановлении Правительства, о котором см. далее).

* ФЗ № 294 не применяется к данным видам государственного контроля в части установления порядка и организации проверок. Тем не менее, ПП РФ № 438 все равно распространяется на проверки, которые проводятся в рамках указанных видов контроля.

Таким образом, мораторий на проверки, объявленный в ПП РФ № 438, затронет плановые проверки, проводимые в рамках следующих видов государственного контроля (надзора):

  • Контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
  • Контроль в сфере обращения лекарственных средств;
  • Контроль за обращением медицинских изделий;
  • Лицензионный контроль (здесь есть некоторые исключения, о которых см. далее);
  • Санитарно-эпидемиологический надзор;
  • Надзор по закону о защите прав потребителей;
  • Пожарный надзор;
  • Страховой надзор (в частности, контроль качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями);
  • Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • Некоторых других видов контроля (см. ч. 3.1 и 4 ст. 1 ФЗ № 294).

При этом, еще раз подчеркнем, что мораторий не распространяется на:

  • Налоговый и финансовый контроль (подробнее о налоговых проверках см. далее);
  • Проведение административных расследований;
  • Проведение проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (например, если в следствии проведенной ранее проверки медицинской организации было назначено наказание в виде АПД за нарушение лицензионных требований или санитарно-эпидемиологического законодательства);
  • Проведение некоторых других мероприятий, указанных в ч. 3 ст. 1 ФЗ № 294.

Особенно хотелось бы выделить административные расследования (далее – АР). Дело в том, что между АР, проводимым в рамках КоАП РФ, и плановыми/внеплановыми проверками, проводимыми в соответствии с ФЗ № 294, имеются существенные отличия (хотя на первый взгляд они похожи). Мы не будем сейчас вдаваться в подробности проведения АР. Однако заметим, что это дает дополнительные основания для проведения контрольных мероприятий медицинских организаций. Например, если в ходе проверки, которая была приостановлена в соответствии с Поручением Правительства РФ от 18.03.2020 с 8 марта по 5 апреля было возбуждено административное расследование, оно не подлежит прекращению, так как ПП РФ № 438 не распространяется на вопросы, касающиеся организации АР.

Кроме того, в ПП РФ № 438 речь идет только о проверках. Однако это не единственная форма контроля. ФЗ № 294 также предусматривает (ч. 1 ст. 2):

  • Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований;
  • Мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами и ИП.

Такие мероприятия не были приостановлены. Между тем, в случае, если в процессе их проведения будут выявлены нарушения, это также может послужить основанием для проведения внеплановых проверок медицинских организаций (ч. 5 ст. 8.3 ФЗ № 294).

Читайте также:  Новости раздела Производство по КАС РФ

Впрочем, не будем о плохом, так как сегодняшнюю заметку хотелось бы закончить на положительной ноте.

Выше мы говорили о том, что мораторий на проверки в том числе распространяется на страховой надзор.

Путин поручил еще больше ограничить внеплановые проверки бизнеса

Об этом глава государства заявил в Кремле на встрече с членами правительства, выслушав доклады на эту тему.

Число проверок малого бизнеса в России за год снизилось на 20 процентов, сообщил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. “С прошлого года установлен режим надзорных каникул для малого и среднего бизнеса”, – напомнил он. То есть в течение трех лет не проводятся плановые проверки, за исключением наиболее серьезных нарушений. Число проверок уменьшилось почти на 165 тысяч.

Кроме того, с июля для малого бизнеса предусмотрена система замены штрафов на предупреждения. Также подготовлены поправки, по которым с июля 2017 года исключается применение в ходе контрольных мероприятий актов исполнительных органов СССР и РСФСР. “Четверть века – достаточное время для того, чтобы ведомства могли обновить нормативную базу. Это требования, которые идут от прежней системы, от прошлого века”, – заметил министр.

Завершается работа над законопроектом, который установит требования к эффективности деятельности контрольно-надзорных органов.

Поправки также включают введение проверочных листов – “чтобы контролер проверял не волюнтаристски, задавая любое количество тем для проверки, а в строгом соответствии с исчерпывающим перечнем пунктов”, пояснил Улюкаев.

“К сожалению, зачастую контрольно-надзорные органы действуют фактически в интересах недобросовестных предпринимателей, которые прибегают к принципам недобросовестной конкуренции. Имеется в виду, что большое количество ложных, анонимных или подписанных несуществующими лицами заявлений принимались до сих пор надзорными органами в работу”, – сообщил чиновник. Теперь будет обязательна процедура установления личности при подаче жалобы через интернет. Кроме того, вводится механизм предварительной проверки поступающих в органы контроля обращений.

“Фактически, речь идет о том, что контроль становится не карающим, а сервисным, он обслуживает бизнес, помогая ему избежать нарушений”, – подытожил Улюкаев.

“Большое количество внеплановых проверок проводится по решению правительства, вице-премьеров, – заметил первый заместитель генерального прокурора Александр Буксман. – Я не понимаю, почему нужно проводить внеплановые проверки противопожарной безопасности при проведении елок или проверок Роспотребнадзором лагерей в период летнего отдыха – это тоже планируемые проверки”. “Это можно делать в рамках другого регулирования”, – считает он.

По словам Буксмана, за проведение внеплановых проверок без согласования с прокурорами целый ряд чиновников – из территориальных подразделений МЧС, Роспотребнадзора, Роструда, Росссельхознадзора – был привлечен к административной ответственности. “Всего с момента принятия закона нами пресечено 400 тысяч нарушений законодательства в этой области, вынесено свыше 80 тысяч представлений, к административной и дисциплинарной ответственности привлечены почти 6 тысяч контролеров”, – перечислил он.

Создание в Генпрокуратуре единого информационного ресурса по проверкам бизнеса позволяет при составлении сводного плана совмещать проверки разных ведомств в отношении одного и того же объекта, что на 40 процентов снижает число проверяющих в отношении одного и того же объекта, рассказал Буксман.

Отвечая на вопрос главы государства, чиновник пояснил, что Генпрокуратура “заворачивает” от 40 до 50 процентов внеплановых проверок. В прошлом году более 310 тысяч предпринимателей были избавлены “от избыточного надзора чиновников, потому что мы отсекли необоснованные проверки, предлагаемые для внесения их в план”, – заметил он.

“Генеральная прокуратура накопила определенный опыт, готова с ним делиться и участвовать в любой форме, в том числе и нормотворческой работе по данному направлению деятельности”, – заверил Буксман.

“Вы представьте предложения по поводу расширения действий закона, о котором мы сейчас говорим с вами, с тем, чтобы увеличить возможность прокуратуры по ограничениям вот таких внеплановых проверок”, – резюмировал президент.

Это требования, которые идут от прежней системы, от прошлого века , – заметил министр.

Проверки бизнеса в условиях повышенной готовности: кто и что может проверить?

В период повышенной готовности часть подмосковных предприятий продолжает работать. За соблюдением на них санитарных требований в целях недопущения распространения covid-19 следят должностные лица профильных министерств и ведомств, осуществляя внеплановые выездные проверки. Рассказываем, в каких случаях, кто и что может проверить на ваших предприятиях, и что делать, если возникает подозрение в нарушении ваших прав.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Постановление № 438), в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только:

1) внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;

2) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;

3) внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

4) внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

5) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

Внеплановые проверки соблюдения требований Постановления Губернатора Московской области от 12.03.2020 № 108-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области» (далее – Постановление Губернатора), проводятся уполномоченными органами в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Постановления № 438 в целях предотвращения возможного нанесения вреда здоровью граждан.

Проведение проверок соблюдения требований Постановления Губернатора, издание правовых актов по результатам их проведения, могут осуществлять только лица, поименованные в приложении №4 к Постановлению Губернатора.

Перечень ведомств:

1. Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области.

2. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области.

3. Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области.

4. Министерство экологии и природопользования Московской области.

5. Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области.

6. Министерство государственного управления, информационных технологий и связи Московской области.

7. Комитет лесного хозяйства Московской области.

8. Главное управление государственного административно-технического надзора Московской области.

9. Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области».

10. Главное управление гражданской защиты Московской области.

11. Главное управление государственного строительного надзора Московской области.

12. Государственное казенное учреждение Московской области «Московская областная противопожарно-спасательная служба».

13. Государственное казенное учреждение Московской области «Административно-пассажирская инспекция».

14. Государственное казенное учреждение Московской области «Мособллес».

Целью проверок соблюдения требований Постановления Губернатора является соблюдение рекомендаций, изложенный в письме от 04.04.2020 № 2978-Р и Предписании Управления Роспотребнадзора по Московской области от 30.04.2020 № 213-06.

Рекомендации:

Соблюдать общие рекомендации на предприятии:

· по прибытии на предприятие сотрудникам должна быть измерена температура с использованием бесконтактных способов термометрии с заполнением реестра прибытия (ФИО, дата, температура);

· в случае если температура больше 37,1°C, сотрудникам предлагается сообщить своему руководителю подразделения и связаться с врачом;

· соблюдать обязательную дистанцию между людьми не менее 1,5м.

На входе в производственную зону:

· выход к рабочим местам должен быть адаптирован таким образом, чтобы не создавать очередь (необходима напольная маркировка с разрывом в 1,5м);

· рекомендуется избегать любых перемещений между различными зданиями предприятия, если этого не требует рабочий процесс;

· для вспомогательных подразделений (лаборатория, техническое обслуживание и т.д.), которым необходимо перемещаться по предприятию, необходимо сократить до минимума свои перемещения и по возможности назначить одного человека, который будет заходить в производственные помещения;

· равномерное распределение перерывов в течение дня, чтобы не допускать одномоментного скопления сотрудников и соблюдать дистанцию между ними.

В производственных помещениях:

· соблюдать рекомендации по гигиене и недопущению пересечения потоков сотрудников (на проходной, в раздевалках, транспорте);

· усилить режим дезинфекции рабочих помещений: дезинфекция дверных ручек, выключателей света, стойки регистрации, поручней на лестницах, лифтов, тележек, оргтехники и оборудования;

· обеспечить санитарную защиту сотрудников в виде применения основных барьерных мер: сохранять дистанцию минимум 1,5м между сотрудниками и ношение масок со сменой каждые 3 часа;

· гигиена рук: мыть и дезинфицировать руки на входе в каждый цех и каждое помещение предприятия (в наличии должен быть дезинфицирующий гель – в туалете, перед входом в цех или на линию производства).

· при возможности использовать одноразовую посуду для употребления пищи и ее утилизацию;

· рекомендуется производить дезинфекцию посуды и столовых приборов при температуре не ниже 65 градусов в течение 90 минут (на специализированных моечных машинах);

· установить график посещения столовых в обеденный перерыв в целях исключения скопления сотрудников;

· кратно увеличить влажную уборку столовых помещений с применением антисептических средств.

Средства индивидуальной защиты (маски, антисептики):

· обеспечить наличие запаса средств индивидуальной защиты;

· ежедневный мониторинг запаса расходных материалов и их оперативная закупка.

Управленческие меры и система оповещения на предприятии:

· рекомендовать разместить инфографику по профилактике коронавирусной инфекции в общедоступных местах предприятия;

· рекомендовать перевод сотрудников, непосредственно не задействованных в производстве, на дистанционную работу;

· использование аудио- и видеоселекторной связи для производственных совещаний и решения различных вопросов.

При наличии оснований полагать, что контрольно-надзорное мероприятие проводится с нарушением требований Постановления № 438, ненадлежащим лицом, равно как и в объеме, превышающем перечисленные требования, хозяйствующий субъект может обратиться в прокуратуру Московской области по телефону «горячей линии» +7 (495) 624-92-33, а также к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Московской области: +7 (498) 602-19-85, ombudsmenmo @ ya . ru .

1 части 2 статьи 10 Федерального закона О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля надзора и муниципального контроля и пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона О лицензировании отдельных видов деятельности ;.

Контрольно-надзорные органы приостанавливают все проверки

Правительство РФ установило мораторий на проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

“Приостановить до 1 мая 2020 г. назначение проверок, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”,говорится в поручении Михаила Мишустина от 18 марта 2020 года.

Что касается внеплановых проверок, то Минэкономразвития России поручено совместно с Генпрокуратурой России проработать вопрос обоснованности проведения таковых, с целью минимизации их количества.

Также рекомендовано высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований довести аналогичные указания до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение проверок.

Внутри России продолжат приниматься и при необходимости будут усилены ограничительные меры.

Основаниями для проведения внеплановых проверок, являются:
  • истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
  • заявления граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
    а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);
    г) нарушение требований к маркировке товаров.
  • выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 1 и 2 статьи 8.1 Закона, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);
  • приказ (распоряжение) руководителя государственного органа, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Читайте также:  Подсудность мировых судей

При отсутствии указанных оснований проведение внеплановых проверок запрещается. Нарушение данного правила относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица, а также является основанием для привлечения виновных должностных лиц к ответственности.

проверка проводится по основаниям, указанным в пп.

Плановые и внеплановые проверки. Особенности периодичности проверок в образовательных организациях

Главная > Консультации > Правовое обеспечение > Плановые и внеплановые проверки. Особенности периодичности проверок в образовательных организациях

Плановая проверка проводится на основании ежегодного плана проверок. План проверок, разрабатываемый органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия, как и любого другого контрольного органа, подлежит направлению и рассмотрению органами прокуратуры с целью оптимизации проведения проверок. Образовательные организации могут ознакомиться с планом проверок на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, в сети «Интернет».

Сводный план проверок — это документ открытого доступа. Как найти интересующую Вас организацию в данном плане? Сделать это достаточно легко — необходимо знать некоторые данные по организации (самый точный способ поиска — поиск организации по ИНН ).

По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ, плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года. Однако ч. 9 ст. 9 этого же Федерального закона устанавливается, что в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере образования, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944. В этом документе предусматриваются исключения только для образовательной деятельности по реализации образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. При этом в качестве органов, осуществляющих плановые проверки, названы органы, осуществляющие государственный пожарный надзор и государственный санитарно-эпидемиологический надзор (не чаще 1 раза в год) и органы, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности (не чаще 1 раза в 2 года).

Таким образом, непосредственно проверок, проводимых в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования, увеличенная периодичность не касается, т. к. лицензионный контроль не включается в понятие государственного контроля (надзора) в сфере образования. Следовательно, например, общеобразовательные организации могут быть включены в план проверок чаще, чем один раз в три года, но при этом предметом такой проверки будет только лицензионный контроль и только в отношении общеобразовательных программ, а не, например, программ профессионального обучения.

Образовательная организация, в отношении которой проводится плановая проверка, должна быть уведомлена о ее проведении не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения. Уведомление осуществляется посредством направления копии распоряжения о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (например, отправкой факса с подтверждением о его получении) (ч. 12 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ).

Внеплановые проверки проводятся по строго определенным в законе основаниям вне рамок ограничений периодичности, установленных для плановых проверок. Основания для проведения внеплановых проверок установлены Федеральным законом № 294-ФЗ, а, кроме того, новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» устанавливаются дополнительные основания, отражающие специфику государственного контроля (надзора) в сфере образования.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ устанавливаются следующие основания для проведения внеплановых проверок.

1. Истечение срока исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований. Это наиболее распространенное основание для проведения внеплановой проверки. Если в результате плановой проверки образовательной организации выдано соответствующее предписание, то контрольный орган вправе проверить факт исполнения этого предписания путем проведения выездной или документарной проверки.

2. Поступление обращений и заявлений граждан, организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Из указанных категорий информации основаниями для проведения внеплановых проверок в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования является, как правило, нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). Возникновение угрозы жизни и здоровью граждан или причинение такого вреда как основание для проведения внеплановой проверки в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования маловероятно. Как правило, такие факты являются основанием для проведения проверок в образовательных организациях в рамках иных видов надзора, например, государственного пожарного надзора. В качестве гипотетического примера можно предположить, что внеплановая проверка может быть проведена при наличии сообщений в СМИ о применении физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся для поддержания дисциплины. Следует отметить, что проведение проверки по указанным выше основаниям «а» и «б» требует согласования с органами прокуратуры.

Говоря о таком основании проведения внеплановых проверок как нарушение прав потребителей, следует рассмотреть само понятие «потребитель» применительно к деятельности образовательных организаций. Как известно, финансовое обеспечение образовательной деятельности может осуществляться двумя основными способами: за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (ст. 99, 100 Федерального закона № 273-ФЗ) и за счет средств физических и юридических лиц по договорам оказания платных образовательных услуг (ст. 101 Федерального закона № 273-ФЗ). Понятие «потребитель», прежде всего, установлено в Законе РФ «О защите прав потребителей» и, следовательно, распространяется только на второй случай.

Означает ли это, что обращение родителей (законных представителей) учащихся о защите их прав не является основанием для проведения внеплановой проверки? Нет. Такой вывод можно сделать из анализа норм бюджетного законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать «определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг». Таким образом, в терминологии Бюджетного кодекса лица, получающие образование за счет средств бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, подпадают под термин «потребители», а, следовательно, их обращение о нарушении права является основанием для проведения внеплановой проверки. Такой подход содержится и в письме Федеральной службы по надзору в сфере образования (Рособрнадзор) от 31 октября 2011 г. № 05–3992.

Для сведения. Руководитель образовательной организации в соответствии с трудовым договором имеет право знакомиться с текстом жалоб, которые поступают на вверенную ему образовательную организацию или на него лично, кроме того, необходимо помнить, что осуществление мероприятий по контролю без распорядительного акта уполномоченного органа незаконно. Очень часто на практике по факту обращений граждан в организацию направляется проверяющий из муниципального органа управления образования, но никаких разрешений на проверку (чаще всего — устное поручение начальства «разобраться»), следовательно, и на принятие мер по её результатам нет!

Вопросу обращений граждан, их анонимности и порядку их рассмотрения будет посвящена отдельная публикация.

3. Проведение внеплановой проверки в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Кроме перечисленных общих оснований проведения внеплановой проверки Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 5 ст. 93) установлены два дополнительных основания. Отметим, что ниже перечисленные основания применяются только для проведения проверок в рамках федерального государственного надзора (за соблюдением законодательства), но не как основание для проведения проверки в рамках федерального государственного контроля качества образования.

Первое основание — выявление нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности. Таким образом, если в рамках аккредитационной экспертизы выявлены факты нарушения законодательства об образовании, например, в рамках приёма в школу, то соответствующий орган по государственному надзору в сфере образования проводит внеплановую (документарную или выездную) проверку. Отсутствие ранее в законодательстве такого основания фактически создавало ситуацию невозможности надзорного органа адекватно отреагировать на соответствующие нарушения в отсутствии обращений граждан.

Второе основание связано со сделанным в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» акцентом на развитие мониторинга в системе образовании (ст. 97). Теперь внеплановую проверку можно провести, если органами по контролю и надзору в сфере образования выявляются нарушения требований законодательства об образовании на основе данных мониторинга в системе образования. Такое изменение было необходимо, поскольку в отсутствии соответствующих обращений граждан, выявленные в ходе мониторинга нарушения оставались бы без надлежащей реакции со стороны органов по контролю и надзору в сфере образования.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основанием проведения которой является обращение о причинении вреда жизни и здоровью граждан, организации уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом (ч. 16 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Срок проведения и выездной, и документарной проверки ограничен ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ и не может превышать 20 рабочих дней. Существуют два исключения.

Первое. Срок проведения плановой выездной проверки в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Второе. Срок проведения проверки в отношении образовательной организации, которая осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.

Важно отметить, что, осуществляя проверку, проверяющий орган и его должностные лица не могут выходить за её предмет, а также за свои полномочия. Например, если осуществляется проверка только в рамках федерального государственного контроля качества образования, то не допускается, например, проверка соответствия зданий и помещений лицензионным требованиям и нормативам. Проверка в рамках федерального государственного надзора в сфере образования не может включать в себя анализ финансовой документации образовательной организации, поскольку это не входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, и не относится к надзору за соблюдением законодательства об образовании. В связи с этим, руководитель организации должен чётко понимать предмет контроля и во время осуществления мероприятий по контролю сосредоточить своё внимание именно на её предмете.

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Акт проверки оформляется непосредственно после её завершения. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Порядок оформление акта и требования к его содержанию установлены в ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ, поэтому в рамках данной публикации не будем подробно останавливаться на этих вопросах.

Читайте также:  Как должна выглядеть резолюция на заявлении об увольнении

Более важным представляется рассмотреть вопросы о последствиях для образовательной организации в случаях выявления тех или иных нарушений по результатам проверки. Если в результате проверки образовательной организации выявлены нарушения норм законодательства об образовании или требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ, то образовательной организации выдается предписание об устранении выявленного нарушения в определенный срок, который не может превышать шесть месяцев. Если допущенное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного соответствующими статьями Особенной части КоАП (для сферы образования — это ст. 5.57 и 19.30), то составляется также протокол об административном правонарушении.

Если образовательная организация не исполнила выданное предписание, в том числе, если представленный отчёт не подтверждает исполнение этого предписания в установленный срок или отчёт о его исполнении в срок не представлен вообще, то орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, возбуждает дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5., и запрещает приём в данную организацию.

Наконец, если по возбуждённому делу об административном правонарушении суд принимает решение о привлечении к административной ответственности, то орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, вновь выдает предписание об устранении выявленного нарушения и приостанавливает действие лицензии этой организации полностью или частично (в отношении отдельных видов образования, уровней образования, профессий, специальностей, направлений подготовки и (или) подвидов дополнительного образования, адресов мест осуществления образовательной деятельности) на срок исполнения выданного повторно предписания (если основанием были нарушения законодательства об образовании) либо приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки (если нарушения касались требований федеральных государственных образовательных стандартов).

До истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен образовательной организацией об устранении нарушений с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. После получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нём информации.

Действие лицензии либо государственной аккредитации возобновляется, а запрет на прием снимается по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания.

В противном случае, Федеральным законом № 273-ФЗ предусматриваются следующие последствия. В случае, если повторно не исполнено предписание об устранении нарушений законодательства РФ об образовании, то, орган по контролю и надзору в сфере образования обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Действие лицензии приостанавливается на период до вступления в законную силу решения суда.

В случае, если повторно не исполнено предписание об устранении нарушений требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ, то орган по контролю и надзору в сфере образования без обращения в суд лишает образовательную организацию государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.

Для руководителей образовательных организаций также полезным будет знать, что в Федеральном законе № 294-ФЗ закреплен (пункт 3.1.) перечень мероприятий по контролю, которые не регулируются данным законом. Особого внимания заслуживает контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере. Очень часто приходится отвечать на вопросы «Почему финансовые проверки проводятся так часто и почему нет никакой закономерности в сроках их проведения»? Контроль за расходованием средств бюджета не подпадает под действие Федерального закона № 294-ФЗ, следовательно, даёт полную свободу Учредителю организации осуществлять финансовый контроль за деятельностью подведомственных организаций. Кроме того, нужно помнить, что трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ установлено, что государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности.

Проверяют много, проверяют многие, часто. За руководителем организации всегда остаётся право обжаловать в судебном порядке результаты любой проверки, если Вы считаете, что правда на вашей стороне. Главное — проверка должна иметь законные основания, юридически грамотно оформлена, а её результаты и принятые по ним решения согласно требованиям статьи 29 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» должны быть размещены на сайте образовательной организации. Не размещение такой информации — повод для новой проверки.

Для руководителей образовательных организаций также полезным будет знать, что в Федеральном законе 294-ФЗ закреплен пункт 3.

3 Ноября 2017 Предлагается ограничить предельное количество внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Проект Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”

Проектом предусматривается установление предельного количества внеплановых проверок, которое определяется каждым органом контроля (надзора) по осуществляемым ‎им видам государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Согласно проекту предельное количество внеплановых проверок не сможет превышать 30% от среднего за предшествующие 3 года числа плановых проверок.

Проектом, кроме того:

предусматривается обязательное согласование решения о предельном количестве внеплановых проверок с органами прокуратуры;

предусматривается перечень внеплановых проверок, которые могут проводиться без учета установленного предельного количества (например, проверки, проводимые на основании фактов причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан);

вводится ограничение предмета внеплановой проверки, проводимой в связи с поступлением обращений и заявлений физических и юридических лиц, информации от органов государственной власти, местного самоуправления, СМИ. Предметом такой внеплановой проверки может быть только соблюдение обязательных требований, связанных с фактами, указанными ‎в таких обращениях, заявлениях, информации.

Вступление проекта в силу предполагается с 1 января 2019 года.

На каких условиях осуществляются такие выплаты и подлежат ли они обложению НДФЛ, расскажем в статье.

Ростехнадзор разъясняет: Плановые проверки (периодичность, срок уведомления и др.)

Вопрос:

По информационным системам общего пользования получено обращение следующего содержания: вправе ли территориальное подразделение Ростехнадзора включать опасные производственные объекты в график плановых проверок на 2015 год, если с момента окончания постоянного надзора (декабрь 2013 года) еще не прошло 3 года?

Ответ: Специалистами Управления обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности подготовлен следующий ответ.

В соответствии с пунктами 5.1 и 5.2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», проведение плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, осуществляется со следующей периодичностью:

  • в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности не чаще чем один раз в течение одного года;
  • в отношении опасных производственных объектов III класса опасности не чаще чем один раз в течение трех лет.

В отношении опасных производственных объектов IV класса опасности плановые проверки не проводятся.

Одновременно сообщаем, что согласно пункту 6 Положения о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 455, установление в отношении объекта повышенной опасности постоянного государственного надзора не исключает организации и проведения в отношении такого объекта и организации, владеющей объектом повышенной опасности, плановых и внеплановых проверок в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Вопрос от 02.2015:

В Ростехнадзор поступил вопрос о сроке, в течение которого должны быть уведомлены организация или предприниматель о предстоящей плановой проверке.

Ответ: На данный вопрос ответ дан Правовым управлением Ростехнадзора.

Пунктом 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-Ф3) установлено, что о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трёх рабочих дней до начала её проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определённого периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

На основании изложенного лицо, в отношении которого осуществляются контрольные мероприятия, должно быть уведомлено о проведении проверки не менее чем за три рабочих дня до её начала.

Вопрос от 04.2016:

Хотелось бы получить разъяснения по процедуре проведения проверок государственными надзорными органами, а также получить обоснование периодичности проверок юридического лица, эксплуатирующего более одного опасного производственного объекта в одном субъекте Российской Федерации.

Ответ: На данный запрос даны разъяснения специалистами Правового управления Ростехнадзора.

Основания включения в ежегодный план и периодичность проведения проверок организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, установлены положениями Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ), в частности пунктами 5, 5.1 статьи 16.

В ситуации, когда организация эксплуатирует несколько опасных производственных объектов, периодичность проведения проверок в отношении данной организации будет определяться временем введения в эксплуатацию или приобретением организацией данных объектов, а также классом их опасности.

Следует учитывать, что пункт 5.1 статьи 16 Федерального закона № 116-ФЗ подразумевает, что периодичность проведения плановой проверки предусмотрена не в отношении юридического лица, эксплуатирующего опасные производственные объекты, а в отношении самих опасных производственных объектов.

Указанная выше позиция подтверждается также судебной практикой. Так, в постановлении Арбитражного Суда Волго-Вятского округа от 16.06.2014 по делу А82-12330/2013 указано, что пункты 5, 5.1 статьи 16 Федерального закона № 116-ФЗ не исключают возможности проведения в течение года после окончания плановой проверки одних эксплуатируемых юридическим лицом опасных производственных объектов другой плановой проверки в отношении иных эксплуатируемых этим же юридическим лицом опасных производственных объектов, расположенных по другим адресам.

Вышеуказанные положения Федерального закона № 116-ФЗ о периодичности проведения проверок не относятся к проведению плановых лицензионных проверок, так как последние регулируются положениями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в частности частью 9 статьи 19.

Вопрос от 27.06.2019:

Мы являемся добросовестной электросетевой компанией, соблюдаем все обязательные требования нормативно-правовых актов, возможно ли в таком случае сокращение количества проводимых проверок?

Ответ: Согласно пункту 14 положения об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20 июля 2013 года № 610, деятельность субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии подлежит отнесению к одной из категорий риска, для которой предусмотрена периодичность проведения плановых проверок:

  • высокого (плановая проверка проводится один раз в 3 года);
  • значительного (плановая проверка проводится один раз в 4 года);
  • среднего (плановая проверка проводится не чаще одного раза в 5 лет);
  • умеренного (плановая проверка проводится не чаще одного раза в 6 лет),
  • низкого (плановая проверка не проводится).

В соответствии с пунктом 6 Положения категория риска и соответственно периодичность плановых проверок может быть изменена в случае соблюдении одного из следующих условий

  • отсутствие в течение 5 лет, предшествующих дню присвоения категории риска, вступившего в законную силу судебного акта или постановления о назначении наказания за нарушение обязательных требований, повлекшее возникновение аварии, расследуемой органами государственного надзора, или несчастного случая со смертельным исходом;
  • отсутствие в течение 3 лет, предшествующих дню присвоения категории риска, вступивших в законную силу постановлений о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 9.7 -9.9 , 9.11 и 9.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Другие разъяснения по проверкам Ростехнадзора:

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Ответ На данный вопрос ответ дан Правовым управлением Ростехнадзора.

27.Виды проверок. Плановые и внеплановые проверки.

При этом в качестве органов, осуществляющих плановые проверки, названы органы, осуществляющие государственный пожарный надзор и государственный санитарно-эпидемиологический надзор не чаще 1 раза в год и органы, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности не чаще 1 раза в 2 года.

Внеплановая проверка Роспотребнадзора без предупреждения – законно ли это?

Да, это законно, но лишь в тех случаях, когда для этого имеются соответствующие предпосылки. А под этим подразумеваются следующие причины:

  • Обоснованные заявления (не анонимные) от граждан о тяжелых нарушениях законодательства, допускаемых на территории и/или сотрудниками проверяемого предприятия. При этом к заявлениям должны прикладываться подтверждающие документы: кассовые чеки, материалы звуко- и видеозаписи, рекламные материалы и пр.

ВАЖНО! Градацию тяжести совершаемых нарушений можно найти на интернет-портале РПН, но в качестве яркого примера можно привести торговлю контрафактным алкоголем.

Внеплановая проверка магазина (к примеру) Роспотребнадзором без предупреждения может быть осуществлена, если имеются обоснованные опасения, что вследствие нарушения законных норм и правил могут массово пострадать люди или животные.

Внеплановая проверка Роспотребнадзора без предупреждения законно ли это.

Добавить комментарий