Формы и виды налогового контроля

2 Формы и виды налогового контроля

Реализация налогового контроля осуществляется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные и адаптированные конкретные приемы, средства или способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Под формой налогового контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

Основными формами налогового контроля являются:

– получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

– проверки данных учета и отчетности;

– осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Контроль за деятельностью налогоплательщиков может осуществляться и в иных формах, предусмотренных НК РФ.

Формы налогового контроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависит достижение конечного результата и эффективность контроля. С другой стороны, адекватное применение приемов и способов налогового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному функционированию их финансово-хозяйственной деятельности.

Наличие у налогового контроля разнообразных целей и задач обусловливает и дифференцированные подходы к их решению, т. е. необходимость использования тех или иных способов проверок, оценок и анализа финансового состояния подконтрольных субъектов. Применение определенной формы зависит и от других факторов: правового положения и особенностей деятельности контролирующих органов; объектов контроля; оснований возникновения налогово-контрольных правоотношений; особенностей ведения бухгалтерского учета; финансово-правового режима доходов и расходов подконтрольного субъекта и т. д.

Налоговый контроль классифицируется по различным основаниям на несколько групп.

По времени проведения налоговый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т. д. Например, обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика со стороны уполномоченного государственного органа.

Важное значение предварительный контроль имеет при оценке экономических, правовых и политических последствий налоговых законопроектов; при введении в действие новых финансово-правовых норм, регулирующих налогообложение хозяйствующих субъектов. Предварительная реализация контрольными органами своих функций имеет большое значение для предупреждения правонарушений и способствует укреплению финансовой дисциплины.

Внешне результаты предварительного налогового контроля могут быть оформлены в виде экспертных заключений по проектам договоров о предоставлении налоговых льгот, налоговых кредитов, отсрочки или рассрочки уплаты налогов и т. д.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т. е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Поэтому текущий налоговый контроль иначе называют оперативным. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации.

Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально-обязанных лиц. Основным критерием последующего налогового контроля следует считать максимальную полноту охвата проверками, ревизиями и другими методами всех сторон финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта.

В ходе осуществления налогового контроля по окончании отчетного налогового периода определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются налоговые правонарушения и в конечном счете закладывается база для дальнейшего совершенствования государственной и муниципальной финансовой деятельности. Последующий налоговый контроль отличается углубленным анализом финансово-хозяйственной деятельности фискально-обязанного лица за определенный период и позволяет определить степень эффективности проведенных ранее предварительного и текущего контроля.

Налоговый контроль выступает разновидностью финансовой деятельности и одновременно разновидностью управленческой деятельности государства в налоговой сфере, поэтому в зависимости от субъектов выделяют контроль:

а) налоговых органов;

б) таможенных органов;

в) органов государственных внебюджетных фондов.

В зависимости от места проведения выделяют налоговый контроль:

а) выездной – в месте расположения Налогоплательщика;

б) камеральный – по месту нахождения налогового органа.

в органов государственных внебюджетных фондов.

Формы и виды налогового контроля

В настоящее время в финансово-правовой и экономической литературе, как правило, не производится разграничение между формой и методом налогового контроля (теория права отграничивает эти два понятия в контексте их значимости для регулирования общественных отношений), что позволяет авторам зачастую трактовать их как синонимы.

Форма налогового контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Ст. 64 НК определяет следующие формыналогового контроля:

– учет плательщиков (иных обязанных лиц);

– опрос плательщиков и других лиц;

– проверка данных учета и отчетности;

– осмотр движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли);

– другие формы, предусмотренные налоговым и иным законодательством.

Важнейшим условием эффективности налогового контроля является учет налогоплательщиков, который регламентируется ст. 65-68 НК

Плательщики (в установленных случаях – иные обязанные лица) подлежат постановке на учет в налоговом органе соответственно:

– по месту нахождения организации;

– по месту жительства физического лица.

Постановка на учет в налоговом органе организации и индивидуального предпринимателя осуществляется независимо от установленных налоговым законодательством обстоятельств, с наличием которых связаны возникновение и исполнение налогового обязательства по тому или иному налогу, сбору (пошлине).

Постановка на учет организации (за исключением простого товарищества) или индивидуального предпринимателя производится по их заявлению в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя, которое подается не позднее десяти рабочих дней со дня их государственной регистрации.

Постановка на учет простого товарищества осуществляется в налоговом органе по месту нахождения этого товарищества не позднее десяти рабочих дней со дня заключения договора о совместной деятельности.

Постановка на учет в налоговом органе филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридических лиц производится в порядке, установленном для постановки на учет организации.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет плательщика (иного обязанного лица) в течение пяти рабочих дней со дня получения им заявления с приложением необходимых документов (сведений).

При постановке на учет в налоговом органе каждому плательщику (иному обязанному лицу) присваивается единый по всем налогам, сборам (пошлинам), в том числе по таможенным платежам, учетный номер плательщика.

На основе данных учета плательщиков (иных обязанных лиц) Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь ведет Государственный реестр плательщиков (иных обязанных лиц).

Сведения о плательщике (ином обязанном лице) с момента постановки его на учет признаются налоговой тайной, если иное не установлено законодательством.

Налоговый орган при проведении проверки вправе вызвать любое физическое (в том числе должностное) лицо, если такая проверка проводится в отношении этого лица, либо другого плательщика (иного обязанного лица), необходимой информацией о котором это физическое лицо обладает в силу участия в совершении операций. Целью вызова физического лица является получение от него объяснений, позволяющих проверить факты возможного совершения налоговых и иных нарушений, установить обстоятельства, способы, методы совершенных проверяемым плательщиком (иным обязанных лицом) нарушений.

Проверка данных учета и отчетности осуществляется посредством:

– изучения действующей у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;

– проверка документов в целях установления соблюдения требований законодательства по произведенным хозяйственным и финансовым операциям;

– анализ первичных документов бухгалтерского учета с целью определения их соответствия установленным требованиям;

– сопоставление данных бухгалтерского учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и др.);

– сопоставление записей, документов фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям проверяемого плательщика (иного обязанного лица) и (или) с записями, документами и фактическими данными, полученными от других организаций и физических лиц;

– сличение в необходимых случаях имеющихся у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) выписок банка по текущим (расчетным, валютным и др.) счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также путем ознакомления с документами, послужившими основанием для производства указанных записей, для соспоставления их с копиями.

Осмотр движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находится объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли) может осуществляться проверяющим для определения соответствия фактических данных об объектах налогообложения или объектах, используемых для осуществления деятельности, документальным данным, представленным плательщиком (иным обязанным лицом).

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 74 НК доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных законодательными актами, не допускается.

При проведении проверки налоговыми органами могут использоваться и иные формы налогового контроля (инвентаризация; досмотр физического лица – нарушителя законодательства о налогах и предпринимательстве; введение налогового поста; контрольный анализ сырья, материалов и готовой продукции; контрольный обмер выполненных работ; контрольные закупки товарно-материальных ценностей и др.).

Формы налогового контроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий зависит достижение конечного результата и эффективность контроля.

В зависимости от времени осуществления можно выделить следующие виды налогового контроля: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль осуществляется до совершения определенных хозяйственных операций и преследует цель предупреждения нарушений налогового законодательства. Предварительный контроль призван помочь субъектам хозяйствования в организации учета и отчетности и не нацелен на выявление нарушений.

Текущий (оперативный) налоговый контроль проводится налоговыми органами в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиками, т.е. в процессе их ежедневной работы. Главная задача текущего контроля состоит в оперативном выявлении и пресечении нарушений налогового законодательства, устранении их причин.

Последующий (периодический) налоговый контроль осуществляется после завершения плательщиками финансово-хозяйственных операций за определенный отчетный период. Последующий контроль проводится после анализа представленных отчетных финансовых документов с изучением всех сторон финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта.

По источникам получения информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности проверяемых субъектов налоговый контроль можно разделить на документальный и фактический.

Документальный контроль основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в финансовых документах (отчетах, расчетах, приходно-расходных документах и др.).

Фактический контроль учитывает все источники информации и доказательства, в том числе показания свидетелей, результаты обследования, заключения экспертов и др.

Постановка на учет в налоговом органе организации и индивидуального предпринимателя осуществляется независимо от установленных налоговым законодательством обстоятельств, с наличием которых связаны возникновение и исполнение налогового обязательства по тому или иному налогу, сбору пошлине.

Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды

Камеральная проверка не может быть назначена по истечении 3 месяцев со дня сдачи декларации.

Объекты и предметом налогового контроля

Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты удержания и перечисления налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты удержания и перечисления налогов;.

Формы и виды налогового контроля

Налог на прибыль

НДС

Налоги

НДФЛ

Налог на имущество юрлиц

Налог на имущество физлиц

Налог на землю

Транспортный налог

Акцизы, НДПИ

Страховые взносы

Авансовые отчеты

Готовая продукция и товары

Пособие по временной нетрудоспособности

Затраты на производство

Капитал

Основные средства

Нематериальные активы

Денежные средства

Финансовые вложения, кредиты, займы, расчеты

Расходы будущих периодов

Производственные запасы

Учетная политика

Внутренний контроль

ВЭД

Кадровый учет

Финансовые результаты

Срок действия виз и документов иностранных граждан | Период продления

С 1 апреля 2020 г. до 31 декабря 2020 г. | Сведения о приеме и увольнении должны поступать в ПФР не позднее рабочего дня

Туроператоры |Получение субсидий на возмещение затрат COVID-19

Обеспечительные меры | Короновирус

Спецодежда | Типовые нормы выдачи бесплатной спецодежды

Обязательные медосмотры | Учет расходов на обязательные медосмотры при УСН

Обязательные медосмотры | Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей

Изучаем налогообложение

Форум ответов

О главном

Вечно нужное

Заметок в базе: 3927
Комментариев: 166

Формы и методы налогового контроля

Автор: Методический материал

Формы и методы налогового контроля

Согласно пункту 1 статьи 82 НК РФ налоговый контроль — это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.
Форму налогового контроля можно определить как регламентированный нормами налогового законодательства способ организации, осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля, представляющих собой единую совокупность действий уполномоченных органов по выполнению конкретной задачи налогового контроля.
Форма проведения налогового контроля представляет собой внешнее выражение практической реализации контрольной деятельности налоговых органов. Налоговый кодекс устанавливает следующие формы налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ):

  • налоговые проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  • другие формы.

Налоговый контроль в РФ проводится для установления:

  • правильности ведения обязанными лицами бухгалтерского учета доходов, расходов, объектов налогообложения;
  • правильности исчисления сумм налогов и сборов;
  • правильности и своевременности уплаты сумм налогов и сборов;
  • правильности ведения банковских операций, связанных с уплатой налогов и сборов;
  • обстоятельств, способствующих совершению нарушений налогового законодательства.

Налоговым кодексом предусмотрено два вида налоговых проверок: камеральные и выездные.
В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Выездная налоговая проверка проводится непосредственно по месту нахождения налогоплательщика. В отличие от камеральной налоговой проверки для проведения выездной налоговой проверки требуется специальное решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, определяющее налогоплательщика, в отношении которого проводится проверка, предмет проверки, период проверки, а также должностных лиц налогового органа, уполномоченных на ее проведение. В соответствии со ст. 89 НК РФ налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводится по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Лишь в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных налоговых проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки представительства и филиала.
Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов, необходимых для проведения проверки и представлением им этих документов. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных копий.
При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, на указанные территории или в помещения (кроме жилых помещений) проверяющими составляется акт, подписываемый им и налогоплательщиком, на основании которого налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих к уплате, на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщики или по аналогии.
При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.
По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемой этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальными предпринимателями, либо их представителями.
Метод налогового контроля можно определить как совокупность приемов, применяемых уполномоченными органами для установления объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд, а также об исполнении возложенных на лиц иных налоговых обязанностей, т.е. при помощи методов налогового контроля происходит реальное изучение состояния объектов и предметов налогового контроля.

Существуют различные методы налогового контроля, как-то:
1) общенаучные методы, такие как статистический, логический, сравнительный и другие;
2) специальные методы исследования, такие как проверка документов; экономический анализ; исследование предметов и документов; осмотр помещений (территорий) и предметов; инвентаризация; экспертиза и т.д., применение которых характерно именно для определенных видов деятельности, в частности таких, как контрольная деятельность;
3) методы воздействия на поведение проверяемых лиц в ходе осуществления налогового контроля, такие как убеждение, поощрение, принуждение и др.

Читайте также:  Как узнать банк по номеру карты

В зависимости от времени проведения выделяются следующие виды налогового контроля:

  • предварительный налоговый контроль — проводится в качестве профилактики и предупреждения налоговых правонарушений (постановка на налоговый учет, проведение семинаров по разъяснению налогового законодательства и т. д.);
  • текущий (оперативный) налоговый контроль — проводится в отчетном периоде и осуществляется в виде приема налоговой отчетности, проведения камеральных проверок, требования объяснений по сданной отчетности, проведения сверки лицевых счетов с налогоплательщиками и т. д.;
  • последующий налоговый контроль — проводится по окончанию налоговых периодов, после формирования объектов налогообложения и проходит в форме документальных углубленных проверок.

Также выделяют плановый налоговый контроль и внеплановый налоговый контроль.
В зависимости от места проведения налогового контроля можно выделить:

  • камеральный налоговый контроль, осуществляемый по месту нахождения налогового органа;
  • выездной налоговый контроль, проводимый по месту нахождения проверяемого лица.

В зависимости от статуса проверяемого субъекта выделяют:

  • налоговый контроль организаций;
  • налоговый контроль индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой;
  • налоговый контроль физических лиц.
  • комплексный налоговый контроль — проверка по всем налогам и сборам, которые проверяемое лицо обязано уплачивать, за определенный период времени;
  • тематический налоговый контроль — проверка по отдельным налогам и сборам, а также проверка по отдельным вопросам соблюдения налогового законодательства.

В зависимости от объекта налогового контроля выделяют:

  • налоговый контроль по проверке начисленных и уплаченных налогов и сборов;
  • налоговый контроль по использованию льгот и использованию различных систем налогообложения, предусмотренных Налоговым кодексом;
  • налоговый контроль по проверке расчетов в наличной и безналичной формах;
  • налоговой контроль по проверке кассовой дисциплины;
  • налоговый контроль по проверке наличия специальных разрешений на ведение определенных видов деятельности, лицензий и патентов;
  • другие виды налогового контроля.

В зависимости от используемых методов и приемов выделяют:

  • сплошной налоговый контроль — проверка всех имеющихся документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, а также проверка исполнения иных обязанностей, предусмотренных законодательством;
  • выборочный налоговый контроль — проверка специально отобранных документов по исчислению и уплате конкретного налога или сбора.

В зависимости от источников получения сведений можно выделить:

  • документальный налоговый контроль, в ходе которого изучаются данные, зафиксированные в документах;
  • фактический налоговый контроль, в ходе которого проверяется фактическое состояние объектов налогообложения;
  • встречный налоговый контроль, в ходе которого информация о проверяемом лице запрашивается у его контрагентов, банков и других третьих лиц.

Вечно нужное.

Формы и виды налогового контроля

Проверяется, насколько правильно налогоплательщиком ведется учет, и верно ли составлена при этом отчетность.

Понятие, формы и виды налогового контроля.

Основопо­лагающие вопросы правового статуса налоговых органов уста­новлены:

· Законом РФ «О налоговых органах Россий­ской Федерации»,

· Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»,

· Федеральным законом «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и ин­дивидуальных предпринимателей за правонарушения в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»

Главными задачами, для реализации которых и были образо­ваны налоговые органы, являются:

· осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответ­ствующий бюджет налогов и иных обязательных платежей;

· уча­стие в разработке и реализации налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сбо­ров и других обязательных платежей в полном объеме;

· осуще­ствление валютного контроля.

· управление дебитор­ской задолженностью перед бюджетом (фискальными долгами государству), которое реализуется посредством участия в судеб­ных процессах по банкротству.

· контроль за оборотом этилового спирта.

ФНС РФ и ее территориальные подразделения вправе: Ст. 31-33 НК РФ (права и обязанности)

Налоговый контроль (как и контроль вообще) представляет собой специальный способ обеспечения законности в налого­вом праве и осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности фискально обязанных лиц. Поскольку налоговый контроль является разновидностью государственного, он имеет все сущностные черты последнего. В то же время ему присущи некоторые специфические черты, заключающиеся в особенностях его объекта и предмета, а также форм и методов. Специфика налогового контроля зависит от сфер финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, видов налогов, правового статуса налогоплательщика и т. д.

Объектами налогового контроля являются движение денеж­ных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.

Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые деклара­ции, использование налоговых льгот, бухгалтерская документа­ция и т. д.

Субъектами налогового контроля являются налоговые орга­ны, органы государственных внебюджетных фондов, таможен­ные органы, органы налоговой полиции. Отдельные контроль­ные полномочия относительно сферы налогообложения имеют Счетная палата РФ и Министерство финансов РФ.

Подконтрольными субъектами выступают организации и фи­зические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. В системе правоотно­шений, складывающихся в сфере налогового контроля, эти субъекты становятся адресатами властных предписаний, что и обусловливает необходимость контроля за выполнением уста­новленных правил поведения.

Цель налогового контроля может быть определена как обес­печение законности и эффективности налогообложения. Наи­более ярко это выражается в проверке соблюдения специаль­ных налоговых режимов.

Налоговый контроль за законностью распространяется и на совершение действий (операций), установленных не только за­прещающими нормами. Например, подконтрольными являют­ся требования о предоставлении налоговым органам информа­ции, необходимой для контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов.

Основными формами налогового контроля являются:

· получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

· проверки данных учета и отчетности;

· осмотр помещений и территорий, используемых для из­влечения дохода (прибыли).

Применение определенной формы зависит и от других факторов:

· правового положения и особенностей деятельности контролирующих органов;

· ос­нований возникновения налогово-контрольных правоотноше­ний; особенностей ведения бухгалтерского учета;

· финансово-правового режима доходов и расходов подконтрольного субъек­та и т. д.

Налоговая проверка — это основная форма налогового контро­ля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением законода­тельства о налогах и сборах и осуществляемая посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактиче­ским состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.

Налоговые проверки подразделяются на два вида:

Налоговая ответственность: понятие, функции, принципы и стадии. Право на обжалование

Понятие налоговой ответственности — одна из основных категорий налогового права; ее конструкция во многом опреде­ляет место и роль правового регулирования налоговых отноше­ний в системе права.

Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах характеризуется всеми признаками, свойственными фи­нансово-правовой ответственности:

· основана на государственном принуждении и представля­ет конкретную форму реализации санкций, установленных фи­нансово-правовыми нормами;

· наступает за совершение виновного противоправного дея­ния, содержащего признаки налогового правонарушения;

· субъектами ответственности за нарушения законодатель­ства о налогах и сборах могут быть организации и физические лица;

· для правонарушителя налоговая ответственность выража­ется в определенных отрицательных последствиях имуществен­ного характера;

· налоговая ответственность реализуется в процессуальной
форме.

Цели налоговой ответственности реализуются в функциях. Функции отражают предназначение налоговой ответственно­сти, поэтому тесно связаны с применением налоговых санкций и социальными последствиями их применения. В механизме правового регулирования налоговых отношений ответствен­ность выполняет:

Принципы налоговой ответственности — это основополагаю­щие начала, исходные идеи, отражающие ее объективную сущ­ность, природу и назначение, в соответствии с которыми осуще­ствляется деятельность законодателя и правоприменителя по реализации охранительных налоговых правоотношений.

*Законность, означающая недопустимость привлечения к от­ветственности за налоговое правонарушение иначе, как по ос­нованиям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Принцип законности в налоговом праве представляет собой преломление и детализацию его общеправового значения, ос­нованного на международных нормах и положениях Конститу­ции РФ. Законность привлечения к ответственности установ­лена Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (п. 1 ст. 14), а также Конвенцией Совета Евро­пы «О защите прав человека и основных свобод» 1950 г. (п. 1 ст. 7).

*Однократность привлечения к налоговой ответственности. Принцип однократности означает, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за одно и то же налого­вое правонарушение. Мера ответственности, установленная за­конодателем, является исчерпывающей и в достаточной степе­ни отражает функции налоговой ответственности. Привлечение к ответственности одного и того же субъекта за то же самое деяние означало бы превышение меры налоговой ответствен­ности, установленной НК РФ.

*Соотношение налоговой ответственности с другими видами ответственности. Ответственность за нарушения законода­тельства о налогах и сборах не существует изолированно только в рамках налогового права — в зависимости от тяжести совер­шенного деяния или субъектного состава возможно примене­ние норм иных отраслей права в целях охраны имущественных интересов государства. Учитывая названные обстоятельства, п. 3 и 4 ст. 108 НК РФ определяют соотношение налоговой ответственности с ответственностью, предусмотренной уголов­ным и административным законодательством.

*Разграничение налоговой санкции и налоговой обязанности. Со­гласно п. 5 ст. 108 НК РФ уплата налоговой санкции не осво­бождает от исполнения налоговой обязанности, поскольку они представляют собой два самостоятельных элемента правового статуса налогоплательщика и налогового агента.

*Презумпция невиновности. Данный принцип является налогово-правовой конкретизацией ч. 1 ст. 49 Конституции РФ и означает, что лицо считается невиновным в совершении нало­гового деликта, пока его виновность не будет доказана в преду­смотренном федеральным законом порядке и установлена всту­пившим в законную силу решением суда. Для российского на­логового права презумпция невиновности является новым принципом, в то время как другие отрасли права давно и ак­тивно ее применяют (например, уголовной процесс).

Стадии налоговой ответственности — это периоды, отра­жающие соотношение определенного объема прав и обязанностей субъекта налогового правонарушения с этапами познания данного правонарушения уполномоченными государственными органами.

Стадии налоговой ответственности:

· возникновение на­логовой ответственности;

· конкретизация налоговой ответст­венности посредством доказывания наличия элементов состава правонарушения;

· реализация налоговой ответственности.

В зависимости от возможности устранения (исключения) факта налогового правонарушения обстоятельства, исключаю­щие привлечение лица к ответственности за совершение нало­гового правонарушения, классифицируются на две группы.

Исключающие наличие налогового правонарушения.

· отсутствие события налогового правонарушения;

· отсутствие вины лица в его совершении;

· совершение деяния, содержащего признаки налогового деликта, физическим лицом, не достигшим 16-летнего возраста.

Не исключающие наличия налогового правонарушения. К об­стоятельствам данной группы относится истечение срока дав­ности, в пределах которого лицо может быть привлечено к на­логовой ответственности.

Согласно ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств.

· Отсутствие события налогового правонарушения.

· Совершение деяния, содержащего признаки налогового пра­вонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совер­шения деяния 16-летнего возраста. Истечение сроков давности привлечения к ответственно­сти за налоговый деликт.

По общему правилу срок давности привлечения к налоговой ответственности начинает исчисляться со дня совершения лицом налогового деликта.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Перечень таких обстоятельств закреплен ст. 112 НК РФ. В соответствии с названной нормой обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются:

· совершение деликта вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств.

· совершение правонарушения под влиянием угрозы или прину­ждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимо­сти.

Данный в ст. 112 НК РФ перечень обстоятельств, смягчаю­щих ответственность, не является исчерпывающим, поскольку п. 3 названной статьи предоставляет суду право считать в ка­честве смягчающих и иные обстоятельства.

Право на обжалование. Статья 137 НК РФ предоставляет каждому налогоплатель­щику или налоговому агенту право обжаловать акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц.

Объектом обжалования со стороны налогоплательщика мо­гут быть следующие ненормативные акты налоговых органов, обозначенные НК РФ:

· решения о доначислении налога или пе­ни (п. 3 ст. 40);

· решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках (п. 3 ст. 46);

· инкассовые поручения на перечисление налога в бюджет (п. 2 ст. 46);

· решения об отказе в предоставлении от­срочки или рассрочки по уплате налога или сбора (п. 6 ст. 64);

· решения о приостановлении операций по банковским счетам налогоплательщика или налогового агента (ст. 76);

· решения об аресте имущества налогоплательщика или налогового агента (ст. 77);

· акты, на основании которых налоговые органы вправе самостоятельно определять сумму налогов, подлежащих уплате по аналогии (п. 3 ст. 91);

· извещения о времени и месте рас­смотрения материалов налоговой проверки (п. 1 ст. 101);

· реше­ния руководителей налоговых органов (их заместителей) о при­влечении лица к ответственности за нарушение законодательст­ва о налогах и сборах, об отказе в привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах либо о проведении дополнительных мероприятий нало­гового контроля (п. 8 ст. 101′).

Право на самозащиту. Помимо мер защиты нарушенных прав налогоплательщи­ков, прямо установленных разд. VII НК РФ, налоговое законо­дательство предоставляет физическим лицам и организациям. В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик может не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц. Неправомерность названных актов или требований заключает­ся в их несоответствии НК РФ или иным федеральным зако­нам.

Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков

Процедурные нормы, определяющие порядок и сроки пода­чи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестояще­му должностному лицу, установлены ст. 139 НК РФ.

Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков. Статья 138 НК РФ устанавливает, что дела по обжалованию нормативных и ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями подведомственны арбитражным судам, а физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, — су­дам общей юрисдикции.

отсутствие вины лица в его совершении;.

Электронная библиотека

Налоговый контроль – это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Различают следующие виды налогового контроля:

1) по времени проведения контрольных мероприятий:

2) по субъектному составу проеряющих органов:

– контроль налоговых органов;

– контроль таможенных органов;

– контроль финансовых органов;

– контроль органов внутренних дел;

3) в зависимости от места проведения налогового контроля:

4) в зависимости от объекта налогового контроля:

Формы налогового контроля, предусмотренны п. 1 ст. 82 НК РФ к ним относятся:

· получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

· проверка данных учета и отчетности;

· осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

· иные формы, предусмотреные НК РФ

Принципами налогового контроля являются:

1) законность проводимых мероприятий налогового контроля. Проведение налогового контроля в формах, не предусмотренных НК РФ, не допускается. Проведение налогового контроля воз можно только по основаниям и в порядке, установленном НК РФ;

соблюдение пpaвовой процедуры. Налоговый кодекс РФ содержит требования к оформлению процессуальных документов, составляемых в ходе мероприятий налого

1) вого контроля. Несоблюдение процессуальных требований является основанием для отмены решений налогового органа;

2) соблюдение налоговой тайны. Сведения о налогоплательщике, полученные в ходе мероприятий налогового контроля, не могут разглашаться иначе как на основаниях, предусмотренных законодательством;

3) недопустимость причинения вреда при проведении мероприятий налогового контроля. Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей;

4) соблюдение установленных презумпций и прав налогоплательщика. Налоговые органы и таможенные органы при осуществлении налогового контроля должны соблюдать презумпции и права налогоплательщиков, уважение их личных прав и имущественных интересов.

Основными формами налогового контроля согласно ст. 87 – 100 НК РФ являются налоговые проверки: камеральная и выездная (рис. 5.2).

Налоговые проверки могут охватывать не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента), предшествующих году проверки. Налоговым кодексом РФ определен порядок:

· участия свидетелей (ст. 90);

· доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение (ст. 91);

· осмотра помещений при проведении выездной налоговой проверки (ст. 92);

· истребования документов (ст. 93, 93.1);

· выемки документов и предметов при проведении выездных налоговых проверок (ст. 94);

· проведения экспертизы при проведении выезных налоговых проверок (ст. 95);

· привлечения специалистов (ст. 96);

· участия переводчиков (ст. 97);

· участия понятых (ст. 98);

· составления протоколов (ст. 99);

· оформления результатов выездной налоговой проверки (ст. 100).

Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ) проводится:

· по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа;

уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) налоговой декларации (расчетов) и доку

· ментов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Камеральная налоговая проверка проводится в обязательном порядке для проверки обоснованности суммы НДС, заявленной к возмещению. Если проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия представленных сведений сведениям, имеющимся у налогового органа, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Читайте также:  Оформление визы в Хургаду в аэропорту

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать у налогоплательщиков документы:

· подтверждающие право этих налогоплательщиков на налоговые льготы;

· подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов по НДС;

· являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.

Предметом выездной налоговой проверки (ст.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.

По результатам проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должен быть составлен акт налоговой проверки.

Период, который может быть проверен в рамках выездной налоговой проверки составляет не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить:

· две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;

· более двух проверок в течение календарного года (за исключением специальных решений руководителя ФНС РФ).

Продолжительность выездной налоговой проверки (срок исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о проведенной проверке) составляет:

· не более двух месяцев (данный срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях до шести месяцев в порядке, предусмотренном ФНС РФ);

· не более одного месяца при проведении самостоятельной выездной проверки филиалов и представительств.

Данные сроки не применяются:

· к проведению выездной проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации (проверяется не более трех лет);

· при назначении повторной выездной проверки.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

· истребования документов (информации);

· получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

· перевода на русский язык документов, представленных на иностранном языке.

Общий срок приостановления выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев (срок может быть увеличен на 3 месяца в случае невозможности получения запрашиваемой информации от иностранных государственных органов в течение 6 месяцев).

Повторная выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за то же период (проверяется период, не превышающих трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решении о проведении повторной проверки) может проводиться:

· вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

· налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация).

Если при проведении повторной проверки выявлен факт совершения налогового правонарушения, которое не было выявлено при первоначальной выездной проверке, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

к проведению выездной проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации проверяется не более трех лет ;.

Понятие и значение налогового контроля

Налоговый контроль является:

  1. составной частью финансового контроля и
  2. одним из видов государственного контроля.

Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т.е. как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, опре­деленное содержание и способы его осуществления. Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции и с позиций налогового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований.

В целях объективной оценки роли и сущности налогового контроля его понятие следует рассматривать в двух аспектах:

    1. в широком аспекте — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих экономическую безопасность России и соблюдение государ­ственных и муниципальных фискальных интересов;
    2. в узком аспекте — это контроль государ­ства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.

Статья 82 НК РФ определяет, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ (т.е. рассматривает налоговый контроль в узком смысле).

Статья 82 НК РФ определяет, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ т.

Понятие и цели налогового контроля

Органы налогового контроля действуют сегодня исходя из того, что необходимо выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, а не тотальный налоговый контроль. Собственно, Владимир Владимирович Путин определил основные приоритеты налоговой политики на 2015-2017 годы так: стимулирование позитивных структурных изменений в экономике, снижение налоговой нагрузки, улучшение налогового администрирования и повышение собираемости налогов.

В настоящее время в условиях глобального экономического кризиса и тотального давления на российское государство необходимо поддерживать развитие именно отечественного предпринимательства. В связи с этим необходимость коррекции процесса налогового контроля стала насущной необходимостью. Адекватная коррекция невозможна в случае ненадлежащего функционирования органов государственного налогового контроля, именно поэтому их функции и обязанности должны быть тщательно изучены и скорректированы в соответствии с современными российскими реалиями.

Одним из ключевых направлений налоговой политики является осуществление налогового контроля соответствующими органами.

Понятие налогового контроля – охрана и обеспечение имущественных прав государства и муниципальных образований.

Понятие налогового контроля может рассматриваться в широком и узком смысле.

  1. В широком смысле понятие налогового контроля означает совокупность мер государственного регулирования, которые обеспечивают экономическую безопасность России, защиту фискальных интересов государства и субъектов федерации.
  2. В узком смысле понятие налогового контроля представляет непосредственно осуществление контрольной деятельности в лице государственных органов в сфере соблюдения законности и целесообразности в рамках введения, уплаты и взимания налоговых сборов.

Налоговый кодекс Российской Федерации оперирует узким понятием налогового контроля.

Статья 82 НК РФ определяет, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Цели налогового контроля показаны на рисунке 1

Рисунок 1. – Цели налогового контроля

Цели налогового контроля.

Виды и формы проведения налогового контроля (стр. 1 из 3)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Евдокимова Екатерина Алексеевна

Контрольная работа

«Виды и формы проведения налогового контроля»

по «Налоги и налогообложение»

студента 4 -го курса заочной формы обучения

специальность 060800 «Экономика и управление»

Подгайная Ирина Геннадьевна

Москва 2009

Введение

Главной задачей при осуществлении налогового контроля является контроль за соблюдением налогового законодательства.

Налоговый контроль представляет собой систему действий налоговых и иных государственных органов по надзору за выполнением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами норм налогового законодательства.

В соответствии с законодательством налоговый контроль возлагается на налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов.

При этом таможенные органы вправе осуществлять контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Органы государственных внебюджетных фондов осуществляют полномочия по налоговому контролю за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, поступающих в соответствующие государственные внебюджетные фонды.

Следует отметить, что в процессе осуществления мероприятий по налоговому контролю и налоговые органы, и таможенные органы, и органы государственных внебюджетных фондов активно взаимодействуют друг с другом, а также с другими министерствами и ведомствами, входящими в систему органов исполнительной власти.

1. Налоговый контроль

Налоговый контроль представляет собой управленческую, финансовую и общественно-социальную категорию.

В то же время контроль можно рассматривать как часть или подсистему более сложной системы управления, т.к. он представляет собой совокупность взаимодействующих элементов, таких как: объект, субъекты, предмет контроля, методы и формы контрольных действий.

Рассматривая налоговый контроль как категорию, проявляющуюся в определенном пространстве и времени целесообразно его рассматривать и в зависимости от временного фактора осуществления контрольных действий и места их проведения.

Таким образом, выделим 2 основных критерия определения видов налогового контроля: первый критерий – выделение видов налогового контроля в зависимости от времени и места проведения контрольных мероприятий, второй критерий – в зависимости от элемента налогового контроля.

2. Виды налогового контроля

В теории государственного финансового контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий выделяют следующие виды контроля:

1. Предварительный, проводимый до осуществления финансово-хозяйственных операций;

2. Текущий, проводится в процессе осуществления финансово-хозяйственных операций;

3. Последующий (ретроспективный), осуществляется после проведения и завершения финансово-хозяйственных операций.

Предварительный налоговый контроль – предполагает профилактику и предупреждение налогового законодательства, к формам предварительного контроля следует отнести постановку на налоговый учет организаций и физических лиц, проведение семинаров по разъяснению налогового законодательства, консультаций, выступлений в средствах массовой информации и т.д.

Текущий (оперативный) – носит оперативный характер, проводится в отчетном периоде и осуществляется в виде приема налоговой отчетности, проведения камеральных проверок, требования объяснений по сданной отчетности, учета оплаченных налогов и сборов, проведения сверки лицевых счетов с налогоплательщиками и т.д.

Последующий – проводится по окончанию налоговых периодов, после формирования объектов налогообложения и проходит в форме документальных углубленных проверок (плановой – комплексная, тематическая; внеплановой – встречная, проверка возмещения НДС, проверки РРО, оперативные проверки, проверка состояния сохранности активов в налоговом залоге), что позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

Когда, проводить указанные виды контроля отражается в утвержденном плане проведения контрольных мероприятий, т.е. выделяют:

а) плановый налоговый контроль

б) внеплановый налоговый контроль, который осуществляется только в установленных налоговым законодательством случаях.

В зависимости от места проведения контрольных мероприятий возможно выделить:

Камеральный налоговый контроль, осуществляемый по месту нахождения налогового органа.

Выездной налоговый контроль – проводится по месту нахождения проверяемого подконтрольного субъекта.

По второму критерию определения видов налогового контроля, основывающегося на характеристике и взаимосвязях элемента налогового контроля выделим следующие виды:

2.1. В зависимости от субъектов осуществляющих контрольную деятельность

а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами;

б) таможенными органами;

в) учреждениями Пенсионного фонда;

г) Фондом социального страхования;

2.2 В зависимости от статуса подконтрольного субъекта:

а) налоговый контроль организаций;

б) частных предпринимателей;

в) физических лиц.

2.3 В зависимости от объема контролируемой деятельности:

а) комплексный налоговый контроль – подразумевает проверку подконтрольного субъекта по всем налогам и сборам, необходимым к начислению и оплате, исходя из осуществляемой финансово-хозяйственной деятельности за определенный период времени;

б) тематический – осуществляется в виде проверок по отдельным вопросам соблюдения налогового законодательства или в виде проверки по отдельно взятому налогу или сбору.

2.4 В зависимости от объекта контроля выделим:

а) налоговый контроль по определению начисленных и уплаченных налоговых обязательств различных налогов и сборов;

б) налоговый контроль по использованию льгот и использовании различных систем налогообложения;

в) налоговый контроль по постановке на учет и проверке основных реквизитов плательщика;

г) налоговый контроль по проверке расчетов в наличной и безналичной форме, кассовой дисциплины;

д) налоговый контроль в сфере внешнеэкономической деятельности и экспортно-импортных операций;

е) налоговый контроль по проверке наличия лицензий, разрешений, патентов.

2.5 В зависимости от используемых методов и приемов проверки документов налогового контроля можно разделить еще на 2 подвида:

1. в зависимости от степени охвата предметов контроля:

а) сплошной налоговый контроль – предполагает проверку всех имеющихся документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, а также исполнением иных обязанностей, предусмотренных действующим налоговым законодательством;

б) выборочный – предусматривает проверки части специально отобранных документов, выборочный налоговый контроль может перерастать в сплошной в случае обнаружения нарушений.

2. в зависимости от источников получения сведений для налогового контроля выделим:

а) документальный – основанный на изучении документально зафиксированных данных, осуществляемый путем формальной, логической и арифметической проверки документов и использовании других приемов;

б) фактический – основанный на изучении фактического состояния объектов налогообложения, осуществляемый путем проведении инвентаризации активов налогоплательщика, проведении экспертиз и т.д.;

в) встречный налоговый контроль, предусматривающий получение информации о действиях проверяемых лиц от их контрагентов, банков и других третьих лиц.

2.6 В зависимости от формы проведения контрольных мероприятий можно выделить:

а) административное обслуживание, которое проявляется в постановке на учет физических и юридических лиц, проведению актов сверки с налогоплательщиками, подготовке налоговых разъяснений, получении объяснений от налогоплательщиков и т.д.

б) проведения различных видов проверок.

3. Формы проведения налогового контроля

Налоговый контроль осуществляется в различных формах, основные из которых названы в Налоговом кодексе Российской Федерации.

К ним относятся:

· налоговая проверка;

· получение объяснений налогоплательщиков, налоговых органов и плательщиков сбора;

· проверка данных учета и отчетности;

· осмотр помещений и территории, используемых для извлечения дохода (прибыли), и др.

Основной формой налогового контроля названа налоговая проверка.

Налоговые органы могут проводить налоговые проверки двух видов:

· камеральные проверки в отношении всех налогоплательщиков

· выездные проверки в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей.

Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки.

Назначение встречной проверки возможно, если при проведении камеральной или выездной проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами.

в физических лиц.

Формы и методы налогового контроля

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 01.11.2016 2016-11-01

Статья просмотрена: 3256 раз

Проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации или расчета.

Формы и виды налогового контроля

Форма налогового контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

В соответствии со ст.82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:

Ø проведения налоговых проверок;

Ø получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

Ø проверки данных учета и отчетности;

Ø осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

Ø в других формах, предусмотренных НК РФ.

По времени осуществления налогового контроля различают предварительный, текущий и последующий.

При проведение налогового контроля налоговые органы имеют право:

Ø требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

Ø производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

Ø вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

Ø осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

Ø контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

Ø вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

Ø создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.

В зависимости от места проведения налоговый контроль может быть реализован в виде:

Ø выездной налоговой проверки, то есть в месте расположения налогоплательщика;

Ø камеральной налоговой проверки, то есть по месту нахождения налогового органа.

В целях повышения эффективности налогового контроля органы, уполномоченные для его проведения (ФНС, Таможня, ОВД и СК) информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

Читайте также:  Долевое участие в покупке квартиры: что это такое, риски

Кроме этого в соответствии ст. 85 НК РФ определен перечень органов, организаций и должностных лиц, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, касающиеся организаций и физических лиц как налогоплательщиков. В этот перечень включены:

Ø органы юстиции − в части выданных лицензий частным нотариусам;

Ø адвокатские платы – в части сведений о практикующих адвокатах;

Ø органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту их жительства или пребывания, в том числе и органы, ведущие записи об актах гражданского состояния;

Ø органы, ведущие кадастровый учет недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств;

Ø органы опеки и попечительства обязаны сообщать об установлении опеки, попечительства и управлении имуществом в отношении физических лиц – собственников (владельцев) имущества;

· нотариусы обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения;

С целью контролирования движения денежных средств налогоплательщика, а также возможности принудительного воздействия на него в случае неисполнения им обязанности по уплате налогов и сборов налоговое законодательство возложило определенные обязанности на банки. В частности, ст. 86 НК РФ предусматривает, что банк обязан в течение 3-х дней сообщить в налоговый орган:

Ø об открытии или о закрытии налогоплательщиком счета;

Ø об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя).

Ø выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей).

Информация об открытии или закрытии налогоплательщиком счета, а также об изменении реквизитов счета передается банками самостоятельно без запроса от налогового органа. Выписки по операциям на счетах налогоплательщика выдаются банком только по запросу налогового органа. При этом этот запрос должен быть мотивированным и связан с конкретным действием по проведению налогового контроля. Указанная информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций по с четам налогоплательщика. В иных случаях банк не обязан раскрывать информацию о состоянии счетов налогоплательщика.

|следующая лекция ==>
Объект налогообложения и порядок его определения|Налоговая декларация

Дата добавления: 2018-03-01 ; просмотров: 304 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

86 НК РФ предусматривает, что банк обязан в течение 3-х дней сообщить в налоговый орган.

Формы и виды налогового контроля

30. Налоговый контроль: понятие, виды, стадии.

Налоговый контроль является составной частью финансового и одним из видов государственного контроля. В Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
В широком смысле налоговый контроль – это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность Российской Федерации и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.
В узком смысле налоговый контроль – это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.
Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.
Налоговый контроль (как и контроль вообще) представляет собой специальный способ обеспечения законности в налоговом праве и осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности налогообязанных лиц.
Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.
Субъектами налогового контроля являются налоговые органы, органы, государственных внебюджетных фондов, таможенные органы. Также отдельные контрольные полномочия в сфере налогообложения принадлежат Счетной палате РФ и Министерству финансов РФ.
Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:
– обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;
– обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;
– улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;
– проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;
– проверки целевого использования налоговых льгот;
– пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.
При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.
11.2. Формы и виды налогового контроля
Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.
Форма налогового контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.
В соответствии со ст.82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); в других формах, предусмотренных НК РФ.
Формы налогового контроля складываются из установленных в п.1 ст.31 НК РФ прав налоговых органов:
– требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
– производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
– вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
– осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
– контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
– привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
– вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
– создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.
По времени проведения налоговый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Налоговый контроль одновременно выступает разновидностью и финансовой, и управленческой деятельности государства в налоговой сфере, поэтому в зависимости от субъекта выделяют контроль:
– налоговых органов;
– таможенных органов;
– органов государственных внебюджетных фондов.
В зависимости от места проведения выделяют налоговый контроль:
– выездной – в месте расположения налогоплательщика;
– камеральный – по месту нахождения налогового органа.

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике плательщике сбора, налоговом агенте , полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Формы и виды налогового контроля

Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

В соответствии со ст.82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); в других формах, предусмотренных НК РФ.

Формы налогового контроля складываются из установленных в п.1 ст.31 НК РФ прав налоговых органов:

– требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

– производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

– вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

– осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

– контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

– привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

– вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

– создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.

По времени проведения налоговый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Налоговый контроль одновременно выступает разновидностью и финансовой, и управленческой деятельности государства в налоговой сфере, поэтому в зависимости от субъекта выделяют контроль:

– органов государственных внебюджетных фондов.

В зависимости от места проведения выделяют налоговый контроль:

– выездной – в месте расположения налогоплательщика;

– камеральный – по месту нахождения налогового органа.

Налоговый контроль за расходами физического лица

Налоговый контроль за расходами физического лица осуществляется в случае приобретения им в собственность определенного имущества. Целью данного государственного контроля является выявление наличия (или отсутствия) соответствия крупных расходов доходам, полученным гражданином.

Объектом контроля со стороны государства в лице налоговых органов может быть приобретение следующего имущества:

– недвижимость, за исключение многолетних насаждений;

– механические транспортные средства;

– акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;

– золото в слитках.

Важно отметить, что объектом налогового контроля выступает переход права собственности относительно названных объектов, а не соответствие цены имущества его реальной стоимости.

Законодательство о налогах и сборах не устанавливает нижнего предела цены приобретаемого имущества, поэтому основным критерием назначения налоговой проверки по данной ситуации будет несоответствие доходов физического лица с его расходами за определенный налоговый период.

Основным методом осуществления налогового контроля за расходами физических лиц является получение налоговыми органами сведений от организаций или уполномоченных лиц, регистрирующих имущество, сделки с ним, а также права на это имущество. Гарантией обеспечения деятельности налоговых органов по контролю ха расходами физических лиц служит установленная налоговым законодательством обязанность регистрирующих органов или лиц сообщать сведения о регистрации смены права собственности на подконтрольные объекты имущества.

Полученное требование возлагает на подконтрольное физическое лицо обязанность в течение 60 дней представить в налоговый орган специальную декларацию, в которой указываются все источники и размеры средств, израсходованных на приобретение данного имущества. Цель подачи подобной декларации – документально подтвердить легальное происхождение денежных средств, израсходованных на приобретение имущества, а также уплату всех налогов, причитающихся с полученных доходов.

Как правило, к представляемой декларации прилагаются копии документом, заверенные в установленном порядке, подтверждающее достоверность указанных сведений.

Последствием установления несоответствия доходов физического лица произведенным им расходам является начисление с выявленной разницы налоговой задолженности по налогу на доходы физических лиц, а также пени за неуплату этого налога.

При наличии достаточных оснований физическое лицо, расходы которого не соответствуют его доходам, может быть привлечен к налоговой ответственности за непредставление налоговой декларации (ст.119 НК РФ), грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ), неуплату или неполную уплату сумм налога (ст. 122 НК РФ).

Налоговые проверки

Налоговые проверки являются самой распространенной формой контроля, позволяющей наиболее эффективно и основательно контролировать деятельность налогоплательщика.

Налоговая проверка – это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляемая посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст. 82 НК РФ налоговые органы проводят указанный контроль в форме налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим кодексом.

Функции налогового контроля, в том числе посредством проведения налоговых проверок, а также ведение производства по делам о налоговых правонарушениях относятся к компетенции налоговых органов.

Согласно ст. 87 НК РФ они бывают следующих видов:

– повторные выездные налоговые проверки.

Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).

Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора – организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований НК РФ.

Статья 87 НК РФ установила период в деятельности предприятия, который может стать предметом камеральных и выездных проверок. Этот период – три календарных года, предшествующих дате проверки.

Срок давности для ответственности за налоговое правонарушение определен четко (ст.113 НК РФ). Он составляет три года и исчисляется со следующего дня после совершения правонарушения. Если же было допущено и подтверждено грубое нарушение – неуплата или неполная уплата налога, игнорирование правил учета доходов и расходов (объектов налогообложения), – срок давности ответственности исчисляется со следующего дня после окончания того налогового периода, в котором было совершено правонарушение.

Выездная налоговая проверка

Выездные налоговые проверки проводятся в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей на основании решения руководителя налогового органа (его заместителя) не чаще одного раза в год по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено настоящей статьей. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ, по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов.

Налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора) имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора).

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

Функции налогового контроля , в том числе посредством проведения налоговых проверок, а также ведение производства по делам о налоговых правонарушениях относятся к компетенции налоговых органов.

Добавить комментарий