Лишение права директора занимать руководящие должности

Лишение права генерального директора занимать руководящие должности за разорение предприятия

В настоящее время судебные органы используют дисквалификацию, как способ наказания за деятельность управляющего в то время, когда компания стала банкротом. Незаконная деятельность руководства при несостоятельности компании являются своего рода поводом снятия с главной должности. Сейчас это основание набирает большую известность. Органы государственной власти и лица, имеющие интерес зачастую обращаются в судебные органы, чтобы в отношении обанкротившегося была применена такая мера наказания, как дисквалификация.

О главном должностном лице:

  • Что покажет на незаконное использование прав генерального директора;
  • Ответственность главного должностного лица;
  • Причинение убытков руководством;
  • Спорные решения генерального директора.

Пока не имеет доказательств прочее, принято считать, что заемщик является обанкротившимся в ходе активности и или пассивности руководствующего над неплательщиком лица, если имеется следующее руководствующее лицо отказывается от выполнения определения органов суда о субсидиарной ответственности или от компенсирования убытков.

Дисквалификация руководителя

Добрый день, коллеги!

Что такое дисквалификация? Чем она грозит компании, в которой работает дисквалифицированный руководитель? Что делать собственникам в такой ситуации? И как вообще в нее не попасть? Об этом читайте ниже.

Что такое дисквалификация.

Основания применения дисквалификации

Дисквалификация может быть применена только в том случае, если она предусмотрена в санкциях соответствующих статей КоАП РФ. В частности, указанная мера административной ответственности применяется за:

1) нарушение законодательства о труде и об охране труда (статья 5.27);

2) фиктивное или преднамеренное банкротство (статья 14.12);

3) неправомерные действия при банкротстве (статья 14.13);

4) ненадлежащее управление юридическим лицом (статья 14.21);

5) совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (статья 14.22);

6) нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц (статья 14.25).

Как видно, составы административных правонарушений, санкциями которых установлена данная мера административной ответственности, немногочисленны. Однако в силу того, что по степени общественной опасности данные правонарушения граничат с экономическими преступлениями, законом установлено такое строгое наказание.

С точки зрения управления персоналом, особого внимания заслуживают основания дисквалификации, указанные в пунктах 1 и 6 перечня.

И представляется, что такой подход не оправдан, поскольку законодатели не определили степень тяжести нарушения.

Чем грозит дисквалификация и ее последствия?

После вступления в законную силу принятого решения суда о дисквалификации руководителя деятельностью юридического лица (директора) или учредителя, виновные должностные лица должны быть отстранены от выполнения своих обязанностей, в том числе осуществления организационных, распорядительных, административных, хозяйственных функций.

При наличии вакансий, в том числе свободных мест, не требующих специального образования, нижеоплачиваемых профессий, должностей, работодатель обязан предложить дисквалифицированному лицу перевод на весь срок действия наказания.

Действие трудового договора, заключенного с директором, который в связи с нарушением трудовых норм и прав подчиненных, совершенных других правонарушений, предусматривающих привлечение к ответственности, был дисквалифицирован, прекращают досрочно, если:

  • у работодателя нет вакансий;
  • по состоянию здоровья человек не может выполнять работу на нижестоящей должности, не соответствующей его квалификации;
  • бывший руководитель производственной деятельностью юридического лица не согласен на перевод;
  • коллективным (трудовым) договором не предусмотрена возможность перевода в структурные подразделения, расположенные в другой местности.

Примечание: Увольнение дисквалифицированного директора оформляют с соответствующей записью в трудовой книжке со ссылкой на п. 8 ст. 83 ТК РФ как прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Несколько иная ситуация, если дисквалифицированный директор является учредителем организации, ее собственником.

Как дополнительное наказание

Использование нормы ст. 47 УК РФ в качестве дополнительной санкции более распространено, чем в качестве основной. Данная мера ответственности лишь дополняет главное наказание ограничениями, наступающими после его окончания.

В качестве дополнительного наказания норма применяется на срок от полугода до 3 лет в следующих случаях:

  • Когда в статье Кодекса оно используется в качестве основного наказания, но судьей было избрано иное;
  • Когда она выступает в качестве дополнительной санкции, на что прямо указывает статья;
  • Когда в статье нет указания о возможности применения данного ограничения за преступление, а судья считает, что степень совершенного деяния является опасной и требуется дополнительная санкция по отношению к виновному.

По определенным статьям Особенной части УК РФ лишение права занимать определенные должности и вести определенную деятельность может применяться на срок до 20 лет.

Исчисляется лишение права на должности и деятельность с момента вступления приговора в законную силу, если оно выступает в качестве дополнительного при следующих основных видах наказания:

  • Обязательные работы;
  • Исправительные работы;
  • Ограничение свободы;
  • Условное осуждение.

При этом, если лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяется дополнительно к другим видам основного наказания, то срок их исчисления начинается с момента отбытия основного.

К таким основным видом уголовных наказаний законодатель причисляет следующие:

  • Арест;
  • Содержание в дисциплинарной воинской части;
  • Принудительные работы;
  • Лишение свободы.

При этом, если лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяется дополнительно к другим видам основного наказания, то срок их исчисления начинается с момента отбытия основного.

Как проверить на дисквалификацию будущего директора?

Статья 32.11 КоАП установила для работодателя обязанность запрашивать информацию о наличии дисквалификации физического лица, претендующего на осуществление деятельности по управлению организацией. Впрочем, само по себе нарушение этой обязанности никакой ответственности для компании не сулит, административная ответственность возникнет, только если на указанную должность будет принято дисквалифицированное лицо. Но об этом ниже.

Организация до назначения на должность генерального директора, формирования исполнительного органа управления, избрания члена совета директоров (наблюдательного совета), назначения управляющего должна запросить информацию о дисквалификации в отношении этих лиц.

С 1 января 2012 года ведением Реестра дисквалифицированных лиц занимается ФНС России.

ФНС ведет реестр дисквалифицированных лиц (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/disqualified_persons/). При обращении с соответствующим запросом выдается выписка о дисквалифицированном лице или об отсутствии такой информации в реестре.

а также

Запрос по форме, утвержденной приказом ФНС, подается в любой территориальный налоговый орган, независимо от адреса места нахождения (места жительства) заинтересованного лица или лица, о котором запрашиваются сведения. Запрос можно подать непосредственно в ИФНС, по почте или через сайты ФНС или Госуслуг. Но для подачи через интернет необходимо заверение запроса усиленной квалифицированной электронной подписью лица, направившего запрос.

Срок предоставления информации, содержащейся в Реестре, – 5 дней с даты получения соответствующего запроса.

Если в Реестре содержится информация о гражданине, в отношении которого подан запрос, то выдается выписка из Реестра, если нет – справка.

Гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в отношении себя информация предоставляется бесплатно. Для всех остальных (кроме органов государственной власти и местного самоуправления) – за пошлину в размере 100 рублей.

С 1 января 2012 года ведением Реестра дисквалифицированных лиц занимается ФНС России.

Все о дисквалификации руководителей

Одним из видов административного наказания является дисквалификация работника (подп. 8 п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ). Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление организацией в иных случаях (ст. 3.11 КоАП РФ).

Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний и устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет.При этом правом назначать данный вид административного наказания обладают только судьи. За административные правонарушения, влекущие дисквалификацию, лицо может быть привлечено к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ). За какие правонарушения предусмотрена дисквалификация должностного лица? Смотрите Таблицу 1.

Таблица 1. Административные правонарушения, влекущие дисквалификацию

Судебно-арбитражная практика

Наступление административной ответственности по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным лицом на одном предприятии или же за время работы в разных организациях (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года, утв. постановлением Президиума Верховного Суда от 29.11.2006 г.).

В свою очередь под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях, следует понимать совершение такого же, а не любого нарушения ­законодательст­ва о труде и охране труда (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда 24.03.2005 г. № 5).

После вступления в законную силу постановление о дисквалификации должно быть исполнено немедленно, путем прекращения лицом, привлеченным к административной ответственности, управления юридическим лицом (ст. 32.11 КоАП РФ).

В данном случае дисквалификация является основанием прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 8 ст. 83 ТК РФ). Образец заполнения см. в Примере 1.

Пример 1

В этом случае увольнение допускается, если невозможно перевести данного сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую он сможет выполнять с учетом состояния своего здоровья (ст. 83 ТК РФ). Дело в том, что согласно законодательству дисквалифицированное лицо не полностью лишается права заниматься предпринимательской деятельностью.

Прием на работу

При заключении договора на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом надо запросить информацию о наличии дисквалификации данного физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц (п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ).

В свою очередь заключение трудового договора в нарушение постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела о дисквалификации, само является основанием для увольнения (ст. 84 ТК РФ). В этом случае основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных Трудовым кодексом правил заключения трудового договора (подп. 11 ст. 77 ТК РФ) (см. Пример 2).

Пример 2

Учтите, что трудовой договор прекращается, если невозможно перевести сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ст. 84 ТК РФ).

Реестр дисквалифицированных лиц

Заинтересованные лица вправе получить за плату информацию из указанного реестра в виде выписок о конкретных лицах (п. 3 ст. 32.11 КоАП РФ). Срок предоставления информации составляет 5 дней с даты получения федеральным органом соответствующего запроса (п. 7 Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утв. постановлением Правительства от 11.11.2002 г. № 805, далее – Положение № 805). Образец заполнения запроса см. в Примере 3 . Отметим, что форма запроса утверждена приказом МВД именно в таком виде, и юристы не рекомендуют ее изменять во избежание отказа в предоставлении информации (приложение № 7 к Инструкции о порядке предоставления информации ­о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД РФ от 22.11.2006 г. № 957).

Уполномоченными органами, осуществляющими формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, являются МВД России и МВД, УВД (ГУВД) по субъектам РФ (п. 2 Положения № 805). Плата за предоставляемую из реестра информацию составляет 100 рублей (п. 4 постановления Правительства от 11.11.2002 г. № 805). Вместе с тем органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также гражданам в отношении себя информация предоставляется ­бесплатно (п. 4 Инструкции).

В зависимости от указанного в запросе порядка получения информации справки (п. 25 инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД России от 22.11.2006 г. № 957 – далее Инструкция):

  • выдаются заявителям на личном приеме сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под роспись при предъявлении паспорта или уполномоченному заявителем лицу при предъявлении доверенности;
  • направляются почтой в орган внутренних дел по месту обращения для вручения заявителю либо его доверенному лицу.
Читайте также:  Бухгалтерский учет труда и заработной платы

Пример 3

К указанному запросу прикладываются нотариально заверенные копии документов или выписки из документов, подтверждающих полномочия обратившегося с запросом лица, а также квитанция об оплате. При этом запросы, представленные с нарушением указанных требований, ­возвращаются без исполнения (п. 21 Инструкции).

В реестре указывают следующие сведения о дисквалифицированном лице (п. 3 Положения № 805):

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;
  • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
  • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация, наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
  • срок дисквалификации;
  • даты начала и истечения срока дисквалификации;
  • наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;
  • сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;
  • основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц;
  • дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

По истечении срока дисквалификации либо во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации указанные лица исключаются из реестра (п. 9 Положения № 805).

Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению организацией влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 14.23 КоАП). В свою очередь за заключение с этим лицом договора на управление организацией, а равно за неприменение последствий прекращения его действия наказывается юридическое лицо (штраф составляет до 100 000 рублей).

даты начала и истечения срока дисквалификации;.

Запрет на занятие руководящих должностей

По решению суда лишили права занимать должности связанные с организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями сроком на 3 года. Какие именно должности я не могу занимать? Например директором не государственной (бюджетной), а частной организации я могу быть?

Ну или не директором, а зам. по чему нибудь и т.д.?

Уточню: человека осудили за хищение топлива, на то время работал в гос. учреждении. Сейчас может ли он в частную топливную компанию устроиться, тоже занимающуюся хранением и реализацией топлива? Другими словами должность та же, но у частника?

Ответы юристов ( 5 )

  • 15337 ответов
  • 8410 отзывов

Здравствуйте! Разъяснения этого вопроса содержатся в п. 9

Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58
(ред. от 29.11.2016)
«О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания»

Обратить внимание судов на то, что лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности только на государственной службе или в органах местного самоуправления. В приговоре необходимо указывать не конкретную должность (например, главы органа местного самоуправления, старшего бухгалтера) либо категорию и (или) группу должностей по соответствующему реестру должностей (например, категорию «руководители», группу «главные должности муниципальной службы»), а определенный конкретными признаками круг должностей, на который распространяется запрещение (например, должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий).

По смыслу данных разъяснений должность директора коммерческой или некоммерческой организации занимать разрешено.

Посмотрите уточнение мое.

Сейчас может ли он в частную топливную компанию устроиться, тоже занимающуюся хранением и реализацией топлива? Другими словами должность та же, но у частника?

Может, ведь ему запретили занимать определенные должности, а не заниматься определенной деятельностью.

Я формулировку с приговора написал в вопросе.

Формулировка касается только должностей и соответствует п. 9 Пленума Верховного суда РФ, которую я привел в первом ответе.

Формулировка не относится к определенной деятельности.

  • 721 ответ
  • 342 отзыва

Добрый день! Вы можете быть директором частной компании, поскольку запрет занимать определенные должности распространяется на госслужбу и органы местного самоуправления:

УК РФ, Статья 47. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Посмотрите уточнение мое.

Уточню: человека осудили за хищение топлива, на то время работал в гос. учреждении. Сейчас может ли он в частную топливную компанию устроиться, тоже занимающуюся хранением и реализацией топлива? Другими словами должность та же, но у частника?

Если бы Вас лишили права заниматься деятельностью, связанной с оборотом ГСМ, тогда нельзя было бы. Но у Вас другая ситуация.

  • 7,5 рейтинг
  • 6823 отзыва

Как следует из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», данный запрет распространяется только на должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

9. Обратить внимание судов на то, что лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности только на государственной службе или в органах местного самоуправления. В приговоре необходимо указывать не конкретную должность (например, главы органа местного самоуправления, старшего бухгалтера) либо категорию и (или) группу должностей по соответствующему реестру должностей (например, категорию «руководители», группу «главные должности муниципальной службы»), а определенный конкретными признаками круг должностей, на который распространяется запрещение (например, должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий).

То есть в организациях, не относящихся к таковым вы вправе замещать такие должности.

Посмотрите уточнение мое.

Посмотрите уточнение мое.

Сейчас может ли он в частную топливную компанию устроиться, тоже занимающуюся хранением и реализацией топлива? Другими словами должность та же, но у частника?

Если запрет касается именно занятия ДОЛЖНОСТЕЙ, то он распространяется только на органы государственной власти и органы местного самоуправления, к которым частные компании не относятся.

Если же речь идет о запрете определенной деятельностью, то это может касаться все сфер деятельности — государственной или частной.

Нужно точно в приговоре смотреть.

Я формулировку с приговора написал в вопросе.

Я формулировку с приговора написал в вопросе.

Тогда больше добавит нечего — запрет касается только занятия должностей в ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

  • 3540 ответов
  • 1561 отзыв

Здравствуйте, для начала раскроем понятия тех должностей, которые вам запрещено занимать.

так согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»

4. Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

5. Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

то есть все что касается казенных или бюджетных учреждений, про коммерцию в Пленуме не говорится. таким образом занимать, например, должность директора в коммерческой фирме вам не запрещается.

2015 N 58 ред.

Протокол об административном правонарушении

Основным документом, на основании которого принимают решение по делу об административных правонарушениях, является протокол. В нем фиксируют сведения о совершенном правонарушении и данные лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Протокол составляют в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ. В частности, в нем должны быть указаны:

  • дата и место составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения.

Протокол подписывает составившее его должностное лицо. Также свою подпись должен поставить законный представитель юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа в протоколе делается соответствующая запись.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судья выносит постановление решение о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Лишение специального права — это не дисквалификация

Дисквалификацию следует отличать от лишения специального права ( ст. 3.8 КоАП РФ ), а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью ( ст. 47 УК РФ

Термин дисквалификация применим только к конкретным субъектам, обладающим специальным правовым статусом. Дисквалификация направлена на запрет, связанный с конкретным специально-правовым статусом, который не доступен другим лицам.

А лишение специального права направлено на запрет, связанный с использованием общедоступного специального права физических лиц. Примером общедоступного права является право на управление автомобилем. Мера наказания, предусмотренная ст. 47 УК РФ , включает в себя две разновидности наказания: запрет заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью и запрет занимать должности на государственной или муниципальной службе.

Указанные меры являются схожими, но различаются по источнику закрепления, основаниям (уголовные или административные), сроку, порядку и субъектам применения. Дисквалификация является более узкой мерой наказания по сравнению с мерой, закрепленной в ст. 47 УК РФ , а также может быть применима только в качестве основного вида наказания, но не в качестве дополнительного, как это предусмотрено положениями УК РФ.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применялись органами судебной власти ранее. Эта санкция содержалась в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР, утвержденными постановлением Наркомата юстиции РСФСР от 12 декабря 1919 года. Статьей 25 Руководящих начал по уголовному праву РСФСР определено наказание в виде отрешения от должности и воспрещения занимать ту или иную должность или исполнять ту или иную работу. В дальнейшем ст. 32 УК РСФСР 1922 года закреплен такой вид наказания, как увольнение от должности. В силу положений Основ уголовного законодательства Союза ССР 1958 года судами активно применялась такая мера, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Термин дисквалификация впервые введен в состав административных мер воздействия и, безусловно, является новеллой в законодательстве как СССР, так и России. Вместе с тем в настоящее время законодатель применяет дисквалификацию с особой осторожностью, относя ее к небольшому числу составов административных правонарушений.

В КоАП РФ количество составов, в которых при- меняется дисквалификация, равно 74. Для сравнения приблизительное количество таких составов в 2013 году составляло 54, а в 2010 — 30. Это обусловлено попыткой законодателя постепенно внедрить применение дисквалификации в системе мер административного наказания.

Судебная практика показывает, что чаще всего дисквалификация применяется по ст. 5.27 (нарушение трудового законодательства) и ст. 14.25 КоАП (нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). В последнее время прослеживаются воля законодателя, направленная на расширение круга составов, по которым применяется дисквалификация. В большинстве случаев ответственность в виде дисквалификации применяется при повторном правонарушении по одному и тому же составу. Такой подход отвечает принципу разумности и гуманности по отношению к нарушителю.

Читайте также:  Облагается ли НДФЛ материальная помощь на погребение

Дисквалифицировать может только судья Для дисквалификации должностного лица необходим целый ряд факторов, эта мера может применяться только при повторном правонарушении. Мера наказания назначается судьей. Постановление о дисквалификации подлежит немедленному исполнению. При наличии дисквалификации у сотрудника компании необходимо грамотно оформить прекращение трудовых отношений. Информацию о дисквалифицированных лицах необходимо вносить в реестр дисквалифицированных лиц.

Положениями КоАП РФ установлен порядок дисквалификации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет ( ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ ). Постановление (решение) о дисквалификации подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу ( ч. 2 ст. 31.2 КоАП РФ и ч. 1 ст. 318 АПК РФ ). Постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности. Для того чтобы исполнить постановление о дисквалификации, необходимо прекратить договор (контракт) с дисквалифицированным сотрудником (ст. 32.11 КоАП РФ) .

ТК РФ показывает, что сотрудник (в том числе руководитель), подвергшийся дисквалификации, должен быть уволен. Прекратить трудовой договор можно, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья ( ст. 83 ТК РФ ).

Работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Информация о дисквалифицированных лицах вклю- чается в реестр дисквалифицированных лиц. Формирует и ведет реестр Федеральная налоговая служба Российской Федерации (п. 1.2 Регламента Федеральной налоговой службы РФ, утвержденного приказом ФНС России от 17.02.2014 No ММВ-7-7/53@). Поэтому при приеме на работу всегда можно выявить лицо, которое является дисквалифицированным.

27 нарушение трудового законодательства и ст.

Но почему мы должны приспосабливаться и искать варианты обхода непродуманных запретов? Почему государство, заявляющее о поддержке бизнеса не может оперативно исправлять свои промахи в законотворчестве.

лица из реестра.

За что могут дисквалифицировать руководителя УК

Итак, квалификационный экзамен вами сдан и аттестат благополучно получен. После него, естественно, получена и сама лицензия для управления МКД. Однако, не время расслабляться, поскольку квалификационный аттестат может быть аннулирован по решению ГЖИ до истечения срока его пятилетнего действия, если вдруг обнаружится, что вы получили свой аттестат при помощи подложных документов или сведения о вас попали в реестр дисквалифицированных лиц.

Также поводом для аннулирования вашего аттестата может стать совершение вами экономического преступления любой степени тяжести, о котором стало известно из приговора суда. Все это расценивается как дисквалификация руководителя управляющей компании и может быть применительно ко всему периоду действия аттестата.

Решение об аннулировании аттестата протоколируется письменно, подкрепляется основанием для данного действия и подписывается руководителем ГЖИ. Это же должностное лицо в течение отведенных для этого 5 рабочих дней ставит в известность руководителя УК о его дисквалификации. Соответствующие корректировки вносятся и в реестр квалификационных аттестатов. То есть, пока на вас будет висеть ярлык «дисквалифицированного лица», вы будете числиться в черном списке тех, кто не может проходить квалификационный экзамен ЖКХ и руководить управляющей организацией. Сведения в реестре дисквалифицированных должностных лиц ЖКХ хранятся на протяжении 3 лет.

Но если вы оспорите в суде постановление о дисквалификации, и суд снимет с вас административное наказание, то и сведения о вас убираются из этого реестра. Помимо дисквалификации на 3 года вы также можете попасть под штраф в размере 50-100 тысяч рублей по ч.1 ст.7.23.3. КоАП РФ. Поэтому будьте бдительны и старайтесь не совершайте административных проступков.

А вот лишить лицензии всю компанию уже не в праве.

Организация обязана выполнить приговор суда

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является одним из видов наказаний, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 48 УК. Оно может быть назначено на основании приговора суда в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления на срок от 1 года до 5 лет в качестве как основного, так и дополнительного наказания (ст. 51 УК).

Документ:

Суть данного вида наказания состоит в лишении осужденного на определенный приговором срок правомочий, обусловленных его должностным положением, профессиональной или иной деятельностью, используя которые это лицо совершило преступление или которые оно могло бы использовать в дальнейшем для совершения преступлений.

Приговор о лишении осужденного права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью имеют обязательный характер для администрации организации, в которой он работает, независимо от того, на какой форме собственности основана данная организация. Также не имеет значения, занят ли осужденный по основному месту работы либо он выполняет работу по совместительству. Поэтому организация не должна продолжать с указанными работниками трудовые отношения на руководящих должностях.

Действия организации, если работники лишены права занимать руководящие должности

Организация должна не позднее 3 дней с момента получения копии приговора суда и извещения органа или учреждения, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, освободить осужденного от должности или от занятия той деятельностью, права на которые он лишен в соответствии с приговором (п. 1 ч. 2 ст. 32 УИК).

В такой ситуации у нанимателя 2 варианта действий:

1) уволить на основании п. 5 ст. 44 ТК;

2) перевести на неруководящие должности.

Обратите внимание! В трудовую книжку в обязательном порядке следует внести запись о лишении права занимать руководящие должности (п. 9 Инструкции № 40).

Соблюдение данной обязанности будет контролировать уголовно-исполнительная инспекция.

Документ:

Документ:

Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 (далее – Инструкция № 40).

Поскольку учредители организации и сами работники не желают увольнения, для них остается приемлемым второй вариант.

Назначить проштрафившегося директора исполняющим обязанности директора нельзя! Исполнение обязанностей согласно сложившейся правоприменительной практике – одна из форм замещения должности руководителя организации, не требующая получения доверенности для представления интересов организации перед третьими лицами. Для суда это равно занятию должности руководителя организации, и надлежащим выполнением решения суда такой вариант считаться не будет.

Это следует, в частности, из определений должность и уполномоченное должностное лицо нанимателя , приведенных в ст.

Лишение права директора занимать руководящие должности

Следует отметить, что дисквалификация в действующем законодательстве – это мера юридической (административной) ответственности, но не мера пресечения, направленная на прекращение дальнейшего совершения правонарушения.

Административное наказание в виде дисквалификации – новелла в российском законодательстве. Впервые понятие «дисквалификация» в законодательстве современной России было закреплено в Федеральном законе от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)». В статье 9 этого закона под дисквалификацией понималось лишение права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами на срок и в порядке, которые установлены Федеральным законом. С принятием Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП) дисквалификация была установлена как один из видов административного наказания.

Дисквалификация, как и любое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1. КоАП). Согласно ст. 2.4 КоАП должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения (то есть, по ст.2.1 КоАП, противоправного, виновного действия (бездействия), за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность) в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Характеристика должностных лиц, подлежащих административной ответственности, содержится в Примечании к статье 2.4 КоАП. Под должностным лицом в КоАП понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Кроме того, как должностные лица несут административную ответственность руководители и другие работники иных организаций в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если законом не установлено иное.

Иными словами, дисквалификация может быть применена к физическим лицам, наделенным правомочиями должностного лица, действующим в коммерческих и некоммерческих организациях (например, директор, генеральный директор, президент, вице-президент, их заместители). Это относится и к тем лицам, которые имеют статус индивидуального предпринимателя (например, понятие должностного лица распространяется на арбитражных управляющих, обладающих статусом индивидуального предпринимателя, назначаемых арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Вместе с тем возникают вопросы в отношении применения норм КоАП РФ о дисквалификации к индивидуальным предпринимателям. Содержание данной меры административной ответственности выражается, согласно ст. 3.11 КоАП РФ, в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Это обусловлено тем, что лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.

Однако индивидуальный предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, на практике часто не осуществляет ни одну из названных в санкции ст. 3.11 функций, в связи с чем её применение может никак не повлиять на положение предпринимателя, нарушившего требования закона, что противоречит целям административной ответственности. Кроме того, оставлен без внимания законодателя случай, когда полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет не физическое, а юридическое лицо. Так, согласно ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» по решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации). Аналогичная возможность предусмотрена ст. 33 Федерального закона от 08 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». В то же время, исходя из содержания ст. 3.11 КоАП, дисквалификация применяется только к физическим лицам, в связи с чем неправомерные действия управляющей организации не могут повлечь для неё данного вида ответственности, что, с нашей точки зрения, не вполне обоснованно, так как на практике подобные нарушения со стороны именно юридических, а не физических лиц, – явление нередкое.

Санкция в виде дисквалификации предусмотрена Кодексом за совершение следующих административных правонарушений:

1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение – ч. 2 ст. 5.27 КоАП;

2. Незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю – ст. 5.53 КоАП;

Читайте также:  Письмо о пересмотре цены: образец

3. Фиктивное или преднамеренное банкротство. Речь идет о заведомо ложном объявление руководителем организации о несостоятельности, в том числе его обращение в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Также наказание предусмотрено за умышленное создание или увеличение неплатежеспособности – ст. 14.12 КоАП;

4. Неправомерные действия при банкротстве. Предусмотрены различные составы правонарушения, например, сокрытие имущества или имущественных обязательств, неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд и др. – ст. 14.13 КоАП; 5. Предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения – ч. 4 ст.14.25 КоАП; 6. Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий – ст. 14.32 КоАП; 7. Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг – ст. 14.33 КоАП; 8. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор – ст. 19.5 КоАП; 9. Незаконные действия по получению или представлению кредитного отчета, либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет – ст. 14.29 КоАП.

Для назначения наказания в виде дисквалификации необходимо соблюсти определенные правила.

Существует несколько поводов к возбуждению дела об административном правонарушении. Они перечислены в части 1 статьи 28.1 КоАП. При совершении административного правонарушения, влекущего применение дисквалификации, возможны три повода. Во-первых, если должностные лица, уполномоченные составлять протоколы, обнаружили данные, которые указывают на наличие административного правонарушения. Например, протоколы за нарушение законодательства о труде и об охране труда вправе составлять должностные лица федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда. Об этом говорится в пункте 16 статьи 28.3 КоАП РФ. Во-вторых, при поступлении материалов из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, если такие материалы содержат данные, которые указывают на наличие административного правонарушения. Третьим поводом для возбуждения дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации. Исключение из данного правила составляют административные правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 КоАП РФ:  нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27);  фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12);  неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13). Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13, в соответствии с ч. 1.1 ст. 28.1, являются, помимо первых двух названных поводов, также сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве – собрания (комитета) кредиторов.

В отношении лица составляется протокол об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП). Протокол подписывает составившее его должностное лицо. Также свою подпись должен поставить законный представитель юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа в протоколе делается соответствующая запись. Административное наказание в виде дисквалификации может назначить только суд. Об этом говорится в статье 3.11 КоАП РФ. Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, обязано направить его судье в течение суток (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судья выносит постановление (решение) о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Дисквалификацию устанавливают на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ).

Постановление суда о дисквалификации, вступившее в законную силу, обязывает работодателя расторгнуть трудовой договор с дисквалифицированным лицом (пункт 8 статьи 83 Трудового кодекса). Если работодатель не исполнит постановление суда и не расторгнет трудовой договор, его ждет уголовная ответственность в соответствии со статьей 315 Уголовного кодекса РФ. Наказание ждет и само дисквалифицированное лицо в случае неисполнения судебного постановления. Если такой работник в течение срока дисквалификации занимается деятельностью по управлению юридическим лицом, это влечет наложение административного штрафа в размере 5000 руб. согласно части 1 статьи 14.23 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Следует обратить внимание на порядок увольнения руководителя организации, подвергнутого дисквалификации. До 2006 года в Трудовом кодексе РФ не было основания увольнения, дословно формулирующего эту ситуацию, и это являлось пробелом в законодательстве. Внесение записи о дисквалификации в трудовую книжку работника являлось грубым нарушением трудового законодательства РФ, так как в соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г., записи в трудовую книжку о причинах прекращения трудового договора вносятся в точном соответствии с формулировками ТК РФ или иного Федерального закона.

Но в 2006 году Федеральным законом №90-ФЗ в указанный пункт были внесены изменения, благодаря чему пробел в правовом регулировании данного вопроса был устранен. Согласно пункту 8 ч. 1 ст. 83 ТК дисквалификация стала основанием для прекращения трудового договора и относится к числу обстоятельств, не зависящих от воли сторон.

Но в 2006 году Федеральным законом 90-ФЗ в указанный пункт были внесены изменения, благодаря чему пробел в правовом регулировании данного вопроса был устранен.

Запрет занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: типичные ошибки на практике при назначении наказания за преступления, предусмотренные гл. 23 УК РФ

Думаю ни для кого не секрет, что ст.47 УК РФ на сегодняшний день включает в себя два вида уголовных наказаний: запрет занимать определенные должности; запрет на осуществление определенной деятельности. Каждый из них является по своей уголовно-правовой природе самостоятельным и они не могут быть назначены в совокупности. Этот законодательный прием выглядит вполне обоснованным, так как по характеру правоограничений данные виды наказаний являются идентичными и ставить их один над другим в четко структурированной, иерархически выстроенной системе уголовных наказаний (ст.44 УК РФ) было бы совершенно некорректно.

Однако при всей ясности самой правовой природы данных видов наказаний, возникают и по сей день немало вопросов, связанных с их применением на практике. Пленум Верховного Суда РФ (далее – ВС РФ) в п.9 Постановления от 22.12.2015 №58 указал:

Обратить внимание судов на то, что лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности только на государственной службе или в органах местного самоуправления.

То есть ВС РФ недвусмысленно определил, что самостоятельный вид наказания – запрет занимать определенные должности a priori не имеет своего распространения на должности в коммерческих и иных организациях. При этом, если обратить внимание на санкции некоторых статей, установленных в главе 23 УК РФ (ч.2 ст.201 УК РФ; ч.2-4, ч.6-8 ст.204 УК РФ), которые по своей диспозиции не связаны с государственной или муниципальной службой, то встает вопрос о каких должностях в них тогда идет речь в рамках уголовного наказания. Некоторые суды и на данный момент считают, что видимо эти нормы предполагают лишение права занимать должности в коммерческих или иных организациях. Хотя подобная позиция с очевидностью своей противоречит нормам Общей части УК РФ. Наглядно продемострирую такие ошибки:

Первый пример. Приговор Кущевского районного суда Краснодарского края от 17.12.2019 по делу N 1-343/2019

Признать П. виновным в совершении преступления, предусмотренного п. “в” ч. 7 ст. 204 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок пять лет шесть месяцев со штрафом в размере 520 000 (пятьсот двадцать тысяч) рублей и лишением права занимать должности, связанные с управленческими, организационно-распорядительными функциями в коммерческих организациях, на срок два года

Второй пример. Приговор Коломенского городского суда Московской области от 07.08.2014 по делу N 1-246Т/14

Р. признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 204 ч. 4 п. “в”, 204 ч. 3 УК РФ, и назначить ему наказание:

– по ст. 204 ч. 4 п. “в” УК РФ в виде 3 (трех) лет лишения свободы со штрафом в размере однократной суммы коммерческого подкупа, то есть в размере 180 000 (ста восьмидесяти тысяч) рублей с лишением права занимать руководящие должности, связанные с выполнением управленческих функций, в коммерческих и некоммерческих организациях, сроком на 3 (три) года

Третий пример. Апелляционное определение Камчатского краевого суда от 16.01.2018 по делу N 22-19/2018(22-995/17;)

В апелляционном представлении государственный обвинитель – помощник прокурора Камчатского края Бондаренко О.С. полагает приговор несправедливым, вследствие его чрезмерной мягкости. Просит его изменить и назначать К.К. наказание в виде лишения свободы на срок 8 лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы коммерческого подкупа, равной 447423000 рублей с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в некоммерческих организациях, сроком на 6 лет.

Далее суд укажет на ошибочное вменение лицу данного вида наказания.

Как было продемонстрировано, правоприменители иногда игнорируют разъяснения Пленума ВС РФ и допускают существенные нарушения в толковании уголовного закона. И хочу обратить внимание, данные судебные акты не были обжалованы. В связи с этим вызывает сомнение и квалифицированность защитников обвиняемых по данным делам. Подобная пассивная роль стороны защиты недопустима. Как указывал выдающийся классик уголовного процесса И.Я. Фойницкий: «защитник – это один из необходимых органов процесса, преследующий также цели правосудия как и весь суд».

Однако есть и другие случаи, когда суд все же правильно подходит к разрешению рассматриваемого вопроса.

Пример. Приговор Динского районного суда Краснодарского края от 10.12.2019 по делу N 1-276/2019

По смыслу закона лишение права занимать определенные должности не предусматривает запрета занимать должности в коммерческих организациях.

Судом установлено, что ФИО34 на государственной и муниципальной службе не состояла, инкриминируемые деяния совершила, занимая должность заместителя начальника участка в ООО “Газпром межрегионгаз Краснодар”, что исключает назначение дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности

По итогу хочется все же решить вопрос – зачем законодатель включил в санкции статей главы 23 УК РФ данный вид наказания. Можно конечно сказать как обычно о том, что это ошибка законодателя, он неправильно сформулировал санкции. Однако на наш взгляд это не так. Если руководствоваться правилом, указанным в п.8 Постановления Пленума ВС РФ от 22.12.2015 №58, что не имеет значения для применения данного вида наказания тот факт, что лицо на момент постановления приговора уже не занимает соответствующие должности либо не занимается конкретной деятельностью. В рассматриваемых случаях вполне вероятно, что совершив преступление, предусмотренное гл.23 УК РФ, виновный прекратил трудовую деятельность в той или иной коммерческой либо иной организации и перешёл на государственную или муниципальную службу. С целью недопущения продолжения преступной деятельности уже по месту его текущей работы, тем самым реализуя цели наказания в соответствии с ч.2 ст.43 УК РФ, суд назначает наказание в виде запрета занимать должности уже на государственной или муниципальной службе.

2019 по делу N 1-343 2019.

Добавить комментарий