Выдача преступников по экстрадиции

Виды и их классификация

Среди многочисленных международных и национальных законов можно провести черту и выделить общие признаки, которые характерны для большинства стран. Отсюда вытекает следующая классификация видов:

  • субъективная;
  • нормативно-правовая;
  • целевая;
  • регулятивная.

Субъективная экстрадиция подразумевает решения, вынесенные на основе гражданства подозреваемого, и включает в себя выдачу:

  • иностранных граждан;
  • граждан РФ;
  • лиц без гражданства;
  • лиц с двойным гражданством.

Нормативно-правовой аспект разделяет процесс по характеру взаимодействия на основе:

  • международных законов;
  • национальных законов;
  • взаимного сотрудничества.

Цели экстрадиции выражаются в:

  • свершении правосудия;
  • вынесении наказания;
  • отбывании наказания.

Регулятивный вид экстрадиции предполагает соблюдение взаимных прав и обязанностей и делится на:

  • экстрадицию нарушителя в страну, которая инициировала запрос;
  • экстрадицию преступника из страны по запросу другого государства.

международных законов;.

Понятие экстрадиции

Экстрадиция представляет собой официально организованную выдачу лица одним государством другому, на основании признания виновным выдаваемого преступника, совершившего преступление закона на территории страны, запросившей экстрадицию.

По субъектному основанию различают следующие виды экстрадиции:

  • лица, являющегося гражданином РФ;
  • подданного другого государства;
  • лица без гражданства;
  • лица с двумя или более гражданствами.

Классификация с учетом цели процедуры:

  • необходимость осуществить уголовное преследование;
  • необходимость отправления правосудия;
  • необходимость исполнить приговор.

Классификация с учетом обязанностей, прав сторон, договаривающихся о проведении процедуры выдачи:

  • по запросу РФ из другого государства в соответствующее ведомство России;
  • по запросу любого государства к РФ.

лица, являющегося гражданином РФ;.

Когда возможна экстрадиция?

Условия экстрадиции в уголовном праве разнятся в зависимости от законодательной базы держав. Однако некоторое единообразие можно всё же наблюдать.

Если правоохранительные органы выяснили, кто виновник преступления и где он скрывается, государство вправе выдвинуть запрос о его выдаче для свершения правосудия.

При этом запрос возможен только в случаях:

  1. Преступление зафиксировано в области державы, запросившей обвиняемого.
  2. Преступление осуществлено против этой страны, нанесло ей весомый ущерб, вред.
  3. Преступник наделён гражданством этой страны либо не имеет гражданских обязанностей ни перед какой страной.

Доказанность вышеперечисленного – обязательное условие для рассмотрения запроса и формулировки ответа на него.

Ознакомившись с запросом и определяя дальнейшее действия, государство, в котором находится нарушитель, обязательно учитывает:

  • существует ли в конкретной ситуации тождественность между характеристикой преступления;
  • какое наказание будет применено к преступнику, в стране, запросившей его для совершения правосудия.

Выдача преступника, с точки зрения Российского законодательства, может производиться только в случае, если в РФ указанное преступление также является уголовно наказуемым.

Кроме этого, выдача невозможно, если в запросившей субъекта стране за совершённое преступление назначается смертная казнь. Поскольку в России введён мораторий на смертный приговор, она не выдаёт лиц в том случае, если в другой стране им грозит подобное наказание.

Среди условий, соблюдение которых обязательно при экстрадировании субъекта, находятся также:

  1. Вина запрашиваемого лица основательно доказана.
  2. Если наказуемый сбежал из государства после вынесения приговора, к запросу необходимо приложить приговор, который вынесен государством страны-просителя.
  3. Документально оформленные заверения страны-просителя в том, что судится выдаваемый будет лишь за то деяние, какое указано в запросе.

При несоблюдении перечисленных формальностей запрос будет отклонён.

УПК РФ обозначает обязательность наличия также таких условий:

  • преступление, совершённое преступником, наказывается сроком не менее одного года заключения под стражу;
  • вынесенный приговор представляет собой лишение свободы на время большее, чем 6 месяцев.

В других случаях вопрос об экстрадиции рассматриваться не будет.

При несоблюдении перечисленных формальностей запрос будет отклонён.

§ 6. Выдача (экстрадиция) преступников и передача осужденных для отбывания наказания в государство гражданства

В отечественной доктрине под выдачей (экстрадицией) понимается основанный на международных договорах и общепризнанных принципах международного права акт передачи обвиняемого или осужденного государством, на территории которого он находится, другому государству, чьи интересы затронуты или гражданином которого он является, для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора.

В международном праве различают три вида выдачи: а) выдача для уголовного преследования; б) выдача для исполнения приговора; в) выдача на время.

Выдача лица для осуществления уголовного преследования

Юридическим основанием направления иностранному государству запроса о выдаче лица для уголовного преследования или исполнения приговора является международный договор или принцип взаимности.

В соответствии с международным договором иностранному государству могут быть выданы иностранный гражданин или лицо без гражданства для преследования за деяния, которые являются уголовно

§ 6. Выдача (экстрадиция) преступников

наказуемыми по законодательству обоих государств (ст. 2 Европейской конвенции о выдаче 1957 г.). Выдача может быть произведена в случаях:

• если за совершение этих деяний предусмотрено наказание в виде лишения свободы на определенный срок (как правило, свыше одного года) или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;

• если иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия России.

Международные договоры РФ по-разному регулируют вопросы выдачи. Например, соглашения о борьбе с отдельными видами преступлений международного характера, как правило, не регламентируют процедуры выдачи, не содержат требований к запросу о выдаче, оснований отказа в выдаче, относя эти вопросы к сфере действия национального уголовно-процессуального законодательства.

В международных договорах РФ имеется два подхода к содержанию требования о выдаче:

• по договорам, заключенным СССР до 1984 г., требование о выдаче должно содержать лишь общие реквизиты поручения о правовой помощи. Положения, касающиеся собственно выдачи, фиксируются в прилагаемых к требованию документах;

• в договорах, заключенных после 1984 г., указывается перечень реквизитов специально для требования о выдаче. К примеру, по ст. 9 Договора между РФ и Индией о выдаче 1998 г. запрос о выдаче должен содержать: ФИО лица, выдача которого запрашивается, информацию о его гражданстве, месте жительства или пребывания и другие необходимые данные, а также, при возможности, словесный портрет этого лица, его фотографии и отпечатки пальцев; описание состава правонарушения, в связи с которым запрашивается выдача; текст соответствующего закона, предусматривающего квалификацию данного правонарушения; санкцию за совершение данного правонарушения.

В случае, если просьба о выдаче не содержит всех указанных в договоре необходимых данных, запрашиваемое государство может затребовать дополнительные сведения.

Глава XIV. Международное уголовное право

может быть продлен (как правило, на 15 дней) при наличии уважительных причин. Если запрашивающая сторона не представит в срок дополнительных сведений, государство может освободить лицо, взятое под стражу, в целях выдачи.

Большинство международных договоров не устанавливают ни общих сроков исполнения поручений о правовой помощи, ни специальных сроков рассмотрения требования о выдаче, хотя имеются сроки заключения под стражу для обеспечения выдачи (от одного до двух месяцев). По окончании этого срока лицо, заключенное под стражу, должно быть освобождено, что, впрочем, не препятствует запрашивающей стороне снова поставить вопрос о выдаче со всеми вытекающими отсюда последствиями.

О принятом решении о выдаче письменно уведомляется лицо, в отношении которого оно принято. Ему разъясняется право на обжалование данного решения в суд.

При наличии запросов нескольких иностранных государств о выдаче одного и того же лица решение о том, какой из запросов подлежит удовлетворению, принимает запрашиваемое государство.

Отказ в выдаче. Сегодня общепризнанной является точка зрения, согласно которой выдача лица — это право государства, а не его обязанность. Соответственно, в договорах содержится перечень оснований, при наличии которых выдача не производится.

Различают два вида оснований отказа в выдаче: абсолютные (при наличии которых выдача не производится) и относительные (когда вопрос оставлен на усмотрение правоохранительных органов запрашиваемого государства).

Так, выдача не допускается, если:

• лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином запрашиваемого государства;

• лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище (ст. 38 Договора между СССР и Республикой Кипр 1984 г., ст. 26 Договора между СССР и Тунисской Республикой 1984 г.);

• в отношении указанного в запросе лица на территории запрашиваемого государства за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;

• уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию.

§ 6. Выдача (экстрадиция) преступников

В числе абсолютных оснований называются также случаи, когда выдача не разрешается по законодательству запрашиваемой стороны. В соответствии с Европейской конвенцией о выдаче 1957 г., выдача не осуществляется за политические (ст. 3) и воинские преступления (ст. 4).

Как правило, в выдаче лица может быть отказано, если:

• деяние, послужившее основанием для запроса о выдаче, не является по уголовному закону преступлением;

• деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории запрашиваемого государства или против его интересов (ст. 68 Договора между СССР и ЧССР 1982 г.);

• в запрашиваемом государстве за то же самое деяние осуществляется уголовное преследование указанного лица (ст. 6 Договора между РФ и Федеративной Республикой Бразилия о выдаче 2003 г.);

• уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, возбуждается в порядке частного обвинения.

По Европейской конвенции о выдаче 1957 г. выдача также может не осуществляться за фискальные преступления. Государство может отказать в выдаче лица: требуемого в связи с преступлением, которое в соответствии с его законодательством считается совершенным полностью или частично на его территории (ст.

Практически все международные договоры РФ предусматривают правило: выдача может быть отсрочена, если запрашиваемое к выдаче лицо привлечено к уголовной ответственности или осуждено за другое преступление в запрашиваемом государстве.

Международные договоры РФ подробно регламентируют вопросы передачи выдаваемых лиц. По ст. 67 Минской конвенции 1993 г. запрашиваемое государство уведомляет запрашивающее государство о месте и времени выдачи. Если запрашивающая Договаривающаяся

Глава XIV. Международное уголовное право

Сторона не примет лицо, подлежащее выдаче, в течение 15 дней после поставленной даты передачи, это лицо должно быть освобождено из-под стражи. По просьбе запрашивающей Стороны указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней.

Государства обязаны сообщать друг другу сведения о результатах уголовного преследования выданного лица. Государству, осуществившему выдачу, высылается копия приговора, вступившего в законную силу, в отношении выданного лица.

Выдача для исполнения приговора

По международным договорам выдача для приведения приговора в исполнение производится за деяния, которые в соответствии с законодательством запрашивающей и запрашиваемой сторон являются наказуемыми и за совершение которых лицо, выдача которого требуется, было приговорено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию. По отдельным договорам назначенный судом срок лишения свободы должен превышать один год.

Читайте также:  Как проходит продажа арестованного имущества должника?

Нормы договоров достаточно подробно регламентируют условия осуществления этого вида выдачи. Они в принципе не отличаются от сформулированных для выдачи в целях привлечения к ответственности с тем дополнением, что к требованию о выдаче прилагается официальная копия вступившего в законную силу приговора и текст закона, по которому данное деяние признается преступлением; если осужденный частично уже отбыл наказание, сообщается также об этом.

Выдача на время

Международные договоры РФ предусматривают два варианта выдачи на время. В первом случае речь идет о выдаче для привлечения к ответственности, но с отсрочкой исполнения приговора: если отсрочка выдачи приведет к невозможности уголовного преследования в связи с истечением срока давности или может создать трудности в уголовном преследовании лица, выдача которого требуется, можно обращаться с просьбой о временной выдаче для осуществления уголовного преследования. Запрашивающая сторона должна вернуть выданное лицо немедленно по окончании предварительного или судебного следствия, не приводя приговор в исполнение, но не позднее трех месяцев со дня выдачи.

Другим вариантом является выдача для допроса в качестве свидетелей, потерпевших и лиц, находящихся под стражей на территории другого государства.

§ 6. Выдача (экстрадиция) преступников

Передача осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в государстве гражданства

Россия является участником двух видов международных договоров, предусматривающих передачу осужденных:

а) договоры о правовой помощи, в которых имеются соответствующие нормы (Договор между РФ и Республикой Корея 1999 г.; Договор между РФ и Республикой Куба 2000 г. и др.);

б) специальные соглашения о передаче осужденных (Договор между РФ и Азербайджанской Республикой о передаче осужденных для отбывания наказания 1994 г.; Договор между РФ и Туркменистаном о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, 1995 г.; Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 г.; Конвенция между РФ и Французской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, 2003 г. и др.).

В большинстве международных договоров РФ зафиксировано обязательное условие передачи: по законодательству государства гражданства осужденного деяние, за которое он осужден, должно являться преступлением и влечь наказание в виде лишения свободы. Передача лица для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, допускается до отбытия им наказания в виде лишения свободы после вступления приговора в законную силу.

Передаваться для отбывания наказания могут либо только граждане государств — участников договора, либо граждане и иные лица, имеющие постоянное место жительства на территории этого государства.

Обращаться с ходатайством о передаче могут: сам осужденный, его родственники, законный представитель или адвокат.

В соответствии с международными договорами РФ ходатайство о передаче для отбывания наказания может быть обращено как к государству вынесения приговора, так и к государству, его исполняющему. Рассмотрев ходатайство, компетентный орган государства, в качестве которого выступает либо генеральная прокуратура, либо министерство юстиции, обращается с предложением о передаче.

К ходатайству о передаче необходимо прилагать документы, содержащие перечень сведений, предусматриваемый договорами: это документ о гражданстве осужденного или его постоянном месте жительства; удостоверенные копии приговора и всех имеющихся по делу судебных решений, документы о вступлении приговора в законную силу; документ о части наказания, отбытой осужденным, и той части наказания, которая подлежит дальнейшему отбыванию; документ

Глава XIV. Международное уголовное право

об исполнении дополнительного наказания, если оно было назначено; текст статей уголовного закона, на основании которого лицо осуждено. Данный минимальный перечень может быть расширен, если это сочтут необходимым органы государства, судом которого вынесен приговор.

Вопросы, связанные с исполнением иностранного приговора, разрешает суд. Если при рассмотрении представления (обращения) о передаче суд придет к выводу о том, что деяние, за которое осужден гражданин, не является преступлением по национальному законодательству либо приговор суда иностранного государства не может быть исполнен в силу истечения срока давности, а также по иному основанию, он выносит постановление об отказе в признании приговора суда иностранного государства. Во всех остальных случаях суд выносит постановление о признании и об исполнении приговора суда иностранного государства.

По международным договорам РФ государство исполнения приговора обеспечивает продолжение отбывания наказания в соответствии со своим законодательством, не ухудшая положение осужденного. Назначенное осужденному наказание отбывается на основании приговора суда страны вынесения приговора. В срок наказания в виде лишения свободы засчитывается отбытый срок в государстве вынесения приговора. Суд государства исполнения приговора исходя из вынесенного приговора принимает решение о его исполнении, определяя по закону своего государства такой же срок лишения свободы, как и назначенный по приговору. В том случае, когда по законодательству государства исполнения приговора за данное деяние предельный срок лишения свободы меньше, чем назначенный по приговору, суд определяет максимальный срок лишения свободы, предусмотренный законодательством этого государства.

Договорная практика государств, как правило, предусматривает следующие основания для отказа в передаче:

• по законодательству государства, гражданином которого является осужденный, деяние, за которое он осужден, не является преступлением;

• в государстве, гражданином которого является осужденный, за совершенное деяние он понес наказание или был оправдан либо дело было прекращено, а равно если лицо освобождено от наказания компетентным органом этого государства;

• наказание не может быть исполнено в государстве, гражданином которого является осужденный, вследствие истечения сроков давно-

§ 7. Роль международных организаций в борьбе с преступностью

сти или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства;

• осужденный имеет постоянное место жительства на территории государства, судом которого вынесен приговор;

• не достигнуто согласие о передаче осужденного на условиях, предусмотренных договором;

• в передаче осужденного может быть отказано также, если им не возмещен ущерб, нанесенный преступлением.

Обращаться с ходатайством о передаче могут сам осужденный, его родственники, законный представитель или адвокат.

Отказы

Основными причинами для отказа в выдаче могут быть:

  1. Отсутствие доказательной базы виновности данного человека.
  2. Нарушение установленного регламента подачи самого запроса о выдачи.
  3. Лицо, выдачу которого запрашивают, не является подданным государства, которое это запрос подаёт.
  4. Экстрадиция нарушает условия, рассмотренные нами в отдельном пункте.

Для передачи лица властям другого государства необходимо наличие решения Генеральной прокуратуры. И лишь в этом случае международная экстрадиция возможна.

Когда доказана вина и все условия экстрадиции соблюдены, принимается решение о выдаче.

Экстрадиция из Германии

Если человек рассчитывает на справедливое решение, хорошим вариантом будет ФРГ. В судебной практике этой страны существует много прецедентов, когда запрошенный гражданин не был экстрадирован из Германии в Россию или иное государство.

Что касается граждан РФ, подлежащих экстрадиции, лучше всего прибегнуть к помощи адвокатов по международным делам.

Уголовное преследование как самостоятельный этап.

В частности, в статьях 15 и 321 Уголовнопроцессуального кодекса Республики Узбекистан перечислены лица, имеющие полномочия начать уголовное преследование, к ним относятся дознаватель, следователь и прокурор.

Зарубежный опыт избрания меры пресечения в целях выдачи лиц для уголовного преследования и.

Об экстрадиции

М ногие преступники во избежание наказания уезжают из того государства, где ими были совершены преступные действия. Однако чтобы преступника наказали, той стране нужно вернуть его для проведения следствия. Также должен состояться суд над виновным. Россия заключила более трехсот договоров с различными странами по оказанию правовой помощи. В этой статье речь пойдет об экстрадиции, которая является разновидностью правовой помощи по делам уголовного характера. Правовая помощь другим странам подразумевает также передачу осужденных лиц для приведения судебного приговора в действие, уголовное преследование преступников, производство следственных и судебных действий.

Страна должна передать преступника в обязательном порядке, если ею подписан соответствующий международный договор.

Выдача преступников по экстрадиции

В статье 13 УК РФ впервые нашел выражение международный принцип о выдаче преступников. До этого российским уголовным законодательством вопросы о выдаче преступников не регулировались.

Выдача лиц является одним из самых распространенных видов международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

Под выдачей преступников (или экстрадицией) в международном и уголовном праве понимается передача лица, совершившего преступление (подозреваемого, обвиняемого или осужденного), одним государством другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для исполнения в отношении последнего обвинительного приговора.

В международной практике получило признание правило, в соответствии с которым правовым основанием выдачи являются международные договоры о выдаче или правовой помощи по уголовным делам либо конвенции по борьбе с конкретными видами преступлений, а также национальное законодательство.

Указанные договоры носят много- или двусторонний характер. Россия как участница международных конвенций о правовых отношениях и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, двусторонних договоров, а также как правопреемница по договорам, заключенным СССР, связана взаимными обязательствами по выдаче обвиняемых.

В договорах предусмотрены основания выдачи, исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих выдачу, подробные указания о составлении требований о выдаче, правила задержания подлежащих выдаче лиц, отсрочка выдачи и выдача на время, порядок передачи выдаваемых лиц и пределы их уголовного преследования после выдачи и другие вопросы.

При отсутствии международного договора государство может осуществить выдачу лица на основе принципа взаимности. Выдача лица на основе принципа взаимности означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача (ч.2 ст.462 УПК РФ).

В части 2 ст. 13 УК РФ сформулировано правило, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

По сложившейся международной практике государство требует выдачи преступника в тех случаях, когда преступление совершено на территории этого государства, преступник является гражданином или подданным этого государства, преступление совершено против интересов государства, требующего выдачи, или интересов ее гражданина. Если преступления совершены на территории ряда стран или затрагивают интересы нескольких государств, вопрос о выдаче решается на основе международных договоров, норм международного права. При этом лицо, совершившее преступление, вне зависимости от страны привлечения к уголовной ответственности должно нести ответственность за все совершенные им преступления.

Выдача преступника требует соблюдения ряда условий.

Прежде всего, обязателен принцип двойной криминальности, т.е. деяние должно быть признано преступлением по законам обеих стран. При этом для осуществления экстрадиции не требуется совпадения наименования деяния. Достаточно, чтобы действия, признаваемые преступлением в запрашивающем государстве, квалифицировались как преступление и в запрашиваемом государстве.

Другим не менее важным условием является то, что выдача возможна только в отношении преступлений, наказуемых в соответствии с законодательством запрашивающего и запрашиваемого государств лишением свободы на срок не менее одного года.

Читайте также:  Как заключить брак с заключенным

Следующим условием выдачи выступает осуждение лица за совершенное деяние к лишению свободы на определенный взаимосогласованный срок. В соответствии с российским уголовно-процессуальным законодательством для осуществления выдачи для исполнения приговора лицо должно бытьосуждено на срок не менее шести месяцев лишения свободы или к более тяжкому наказанию.

Некоторые договоры определяют более высокий минимальный срок лишения свободы, к которому осуждены или могут быть осуждены лица, подлежащие выдаче. Например, Договором между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией о выдаче 2002 г. выдача для приведения приговора в исполнение имеет место, если срок не отбытого наказания в виде лишения свободы составляет не менее одного года (ст. 2).

Выдача осуществляется по соответствующему запросу, составленному в соответствии с требованиями международных договоров и национального законодательства.

В выдаче лица может быть отказано, если он является гражданином Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 61 Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Это конституционное положение конкретизируется в ч. 1 ст. 13 УК РФ следующим образом: «Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству».

Однако это не означает, что виновный не понесет соответствующего наказания: государство, гражданином которого является лицо, может привлечь виновного к уголовной ответственности в соответствии с внутренним законодательством.

При решении вопроса о выдаче лица с двойным гражданством исходить следует из общепризнанной нормы, согласно которой лицо, имеющее гражданство нескольких государств, может рассматриваться каждым из государств, гражданством которого оно обладает, в качестве своего гражданина. В такой ситуации решение вопроса о выдаче лица – гражданина страны пребывания будет зависеть от внутригосударственного подхода к экстрадиции собственных граждан.

Выдаче не подлежат лица, которым страна пребывания предоставляет право убежища. Такое право в основном предоставляется лицам, преследуемым в своем государстве по мотивам расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям со стороны своего государства или государства, являющегося местом его жительства. Лица, совершившие так называемые общеуголовные преступления, правом убежища не пользуются и подлежат выдаче иностранному государству.

Институт выдачи не распространяется на случаи, когда лицу предоставлено политическое убежище. В соответствии со ст. 63 Конституции РФ «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации».

В ч. 2 ст. 13 УК РФ содержится лишь предписание, что иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории РФ, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ.

Вопросы предоставления политического убежища регламентируются Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746.

В выдаче может быть отказано и в случае, когда в соответствии с законодательством запрашиваемого государства уголовное преследование не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности. Наряду с этим в ряде случаев истечение сроков давности не может являться основанием для отказа в выдаче. Это относится, прежде всего, к преступлениям против человечности и военным преступлениям.

Нормы международного права содержат также ограничения, относящиеся к уголовному преследованию выданного лица. В частности, такое лицо, как правило, не подвергается уголовному преследованию, не может быть осуждено или задержано в целях исполнения приговора или постановления об аресте за любое преступление, совершенное до его передачи, кроме преступления, в связи с которым оно было выдано.

За исключением отдельных случаев, как правило, запрашиваемая сторона требует также предоставления гарантий того, что без ее согласия выданное лицо не будет передано третьему государству. Таким образом, нормы международного права предоставляют весьма существенные гарантии соблюдения прав и законных интересов выдаваемого лица.

В соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. выдача не производится, если в отношении лица, выдача которого требуется, на территории запрашиваемой стороны за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившее в законную силу. Это правило относится и к ситуациям, когда окончательное решение было вынесено в третьем государстве (Принцип Ne bis in idem).

Выдача также не производится, если преступление по законодательству договаривающихся государств, преследуется в порядке частного обвинения.Производство по делам частного обвинения предполагает осуществление функции обвинения частным лицом – потерпевшим. Отказывая, таким образом, своим правоохранительным органам в осуществлении процессуальной деятельности по изобличению обвиняемого, государство, соответственно, отказывается и от его выдачи для уголовного преследования другим государством.

Одним из обстоятельств, предопределяющих возможный отказ в выдаче лица, является возможность егоосуждения к смертной казни по законодательству запрашивающего государства. Так, в соответствии со ст. 11 Европейской конвенции о выдаче 1957 г., если преступление, в связи с которым запрашивается выдача, наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашивающей стороны и за то же преступление смертная казнь не предусматривается законом запрашиваемой стороны или обычно не приводится в исполнение, в выдаче может быть отказано, если запрашивающая сторона не предоставит достаточных гарантий о том, что смертный приговор не будет приведен в исполнение.

Еще одним ограничением для выдачи лиц является право экстрадируемого не подвергаться пыткам и другому жестокому, бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Данное право обеспечивается Конвенцией ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения или наказания 1984 г.

Возможен также отказ в выдаче по соображениям гуманности, а именно, наличие серьезных оснований полагать, что в процессе уголовного преследования лицу не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. В частности, право на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, право на защиту от предъявленного обвинения и др.

По сложившейся международной практике государство требует выдачи преступника в тех случаях, когда преступление совершено на территории этого государства, преступник является гражданином или подданным этого государства, преступление совершено против интересов государства, требующего выдачи, или интересов ее гражданина.

Нет времени читать статью?

Причем рассматриваются преступления государственного характера, а не частные обвинения.

Экстрадиция в России

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2012 г. № 11 “О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания” упорядочены основные моменты, влияющие на содержание принятого судебного акта по жалобам лиц, подлежащих экстрадиции. Отмечены тенденции глобализации, интеграции, миграции населения и роста транснациональной преступности. Новое постановление Пленума не вносит принципиальных новелл в судебную практику. Как и ранее выдаче подлежат подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, а также осужденные судами РФ при наличии ратифицированного международного договора. Следует иметь в виду, что ряд международных договоров, ратифицированных Россией, предусматривает выдачу лица, находящегося на территории РФ лишь за совершение конкретных преступлений (либо обвиняемых в них), предусмотренных договором. И есть договоры о правовой помощи универсального содержания. Так, например, согласно Международной конвенций о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005 г. (статья 11), нельзя обосновывать выдачу по запросу иностранного государства лица обвиняемого в совершении экономического преступления, не связанного с оборотом веществ, используемых при разработке и создании оружия, действие которого основано на атомной энергии.

Жалобы на решения об экстрадиции рассматриваются по первой инстанции судами общей юрисдикции субъектов РФ. Специализированные суды, в том числе и военные суды, в рассмотрении данных дел участия не принимают.

Дела по жалобам на решения о выдаче рассматриваются с учетом действующего международного права. Коллизии международно-правовых норм государства – участники Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 года разрешают в пользу последней, имеющей приоритетную силу над другими актами международного права при условии, что последующие межправительственные соглашения не изменяют ее принципов.

При выдаче лиц по запросу страны, не участвующие в указанной Конвенции, приоритетные акты не указаны. Надо полагать, что таковыми являются Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 года, Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года.

Судебное постановление выносится с учетом оговорок Российской Федерации, текст которых может содержаться в законе о ратификации международного договора.

При отсутствии международного договора Российская Федерация может выдать, передать лицо иностранному государству, признать приговор суда иностранного государства на основе принципа взаимности, то есть для обмена с гражданами РФ, отбывающими заключение на территории этого государства.

Основанием для выдачи иностранца или лица без гражданства по запросу иного государства является наказуемость инкриминируемого деяния по уголовному закону Российской Федерации и закону запрашивающего государства. Не допускается отказ в выдаче требуемого лица при несовпадении отдельных лишь формальных признаков состава преступления либо в юридической квалификации деяния. При таких обстоятельствах суд исследует фактические обстоятельства имевшего место деяния и его наказуемость по законам обоих государств.

При определении того, является ли деяние наказуемым по уголовному закону Российской Федерации, следует учитывать положения статей об обратной силе уголовного закона, давности совершения деяния и т.п.

При этом отмечено, что течение сроков давности приостанавливается при уклонении лица от правоохранительных органов и суда запрашивающего государства. Следовательно, судебной практикой вменяется в обязанность сообщение разыскиваемым лицом о своем местонахождении с момента, когда такое лицо узнало об уголовном преследовании у себя на родине. Как уклонение от ответственности рассматривается неисполнение лицом обязанности зарегистрироваться по месту своего пребывания или отсутствие места постоянного пребывания в Российской Федерации. Суду необходимо проверять доводы лица о том, что оно не скрывалось от правоохранительных органов и суда запрашивающего государства.

Однако вопрос о наличии в действиях лица исключающих преступление обстоятельств оставлен на усмотрение судов.

Учитывая, что лицо подлежит выдаче, если Уголовный кодекс Российской Федерации и закон запрашивающего государства предусматривают за деяние, в связи с совершением которого направлен запрос о выдаче, наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года либо более тяжкое наказание или если лицо было осуждено судом запрашивающего государства к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или более тяжкому наказанию, при условии, что международным договором Российской Федерации не предусмотрены иные сроки, отказ в выдаче по мотиву малозначительности деяния судами не допускается.

Читайте также:  Пример виндикационного иска в гражданском праве

В выдаче может быть отказано в связи с принятием акта об амнистии, но только в том случае, если это предусматривается международным договором Российской Федерации. Не подлежат выдаче лица:

  • признанные беженцами или получившие временное убежище, в отношении которого Российской Федерацией получен запрос о выдаче, не может быть выдано запрашивающему государству, которое является государством гражданской принадлежности, обычного местожительства таких лиц или любым иным государством, на территории которого имели место обстоятельства, послужившие основанием для предоставления лицу временного убежища или статуса беженца;
  • совершившие преступление, наказуемое смертной казнью в соответствии с законом запрашивающего государства и такое государство не предоставит гарантий, которые Российская Федерация сочтет достаточными, что наказание в виде смертной казни не будет приведено в исполнение;
  • если имеются серьезные основания полагать, что в запрашивающем государстве оно может быть подвергнуто не только пыткам, но и бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию;
  • если выдача повлечет опасность для его жизни и здоровья, в том числе с учетом его возраста и физического состояния;
  • при несопоставимости условий и порядка отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы.

Указанные обстоятельства доказываются защитой или опровергаются органами прокуратуры на основании показаний лица, в отношении которого принято решение о выдаче, допрошенных по ходатайству сторон свидетелей, заключение Министерства иностранных дел Российской Федерации о ситуации с соблюдением прав и свобод человека в запрашивающем государстве, гарантии запрашивающего государства, а также доклады и иные документы.

Неоднозначна выражена (и даже противоречиво) позиция Верховного Суда РФ относительно возможности заключения под стражу на основании постановления несудебного органа. Так, согласно п. 15 указанного Постановления Пленума указано, что избрание и дальнейшее продление меры пресечения в виде заключения под стражу, включая определение сроков содержания под стражей, лицу, в отношении которого предполагается направление запроса о выдаче или компетентным органом Российской Федерацией уже получен такой запрос производится в общем судебном порядке, какой установлен для избрания меры, в том числе и в виде заключения под стражу, по уголовным делам, расследуемым правоохранительным и ораганами РФ. На указанный порядок распространяются общие правила обязательного участия переводчика, законного представителя и защитника, установленные УПК РФ.

Однако в п. 21 того же акта написано: “если к запросу о выдаче прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении такого лица под стражу, то прокурор в соответствии с частью 2 статьи 466 УПК РФ вправе заключить его под стражу без подтверждения судом указанного решения на срок, не превышающий два месяца с момента задержания”. Но ведь запрос об экстрадиции поступает именно тогда, когда лицо находится в международном розыске. А розыск объявляют уже после заочного заключения под стражу, так как экстрадиции подлежат лица, совершившие, как правило тяжкие, преступления.

И это после 2 (двух!!) Определений Конституционного Суда РФ, указавшего, что ст. 466 не предполагает право прокурора на задержание лица на основании ходатайства иностранного государства на срок свыше 48 часов без судебного решения. (Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 N 101-О и Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2007 N 333-О-П).

Невзирая на это, Пленум указал, что исключительно судами разрешается вопрос о заключении под стражу до получения запроса иностранного государства на срок не более 40 дней.

При разрешении вопроса об избрании (продлении) меры пресечения в виде заключения под стражу суду необходимо рассмотреть возможность избрания иной меры пресечения, которая должна быть достаточной для обеспечения возможной выдачи лица. Невозможность избрания (продления) в отношении лица иной меры пресечения следует обосновать в постановлении об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу либо в постановлении о продлении срока указанной меры пресечения (часть 1 статьи 108 УПК РФ).

Мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении лица избирается (продлевается), если имеются сведения в том числе об уклонении данного лица от правоохранительных органов и суда запрашивающего государства.

При рассмотрении вопроса о заключении под стражу учитываются:

  • Добровольная явка лица в правоохранительные органы Российской Федерации;
  • наличие на иждивении в Российской Федерации семьи;
  • наличие несовершеннолетних детей за пределами РФ;
  • места постоянного пребывания в Российской Федерации;
  • тяжелого заболевания;
  • обращение к компетентным органам с ходатайством о предоставлении лицу статуса беженца, временного или политического убежища, при не полученном ответе.

Суд вправе в общем порядке изменить меру пресечения в виде заключения под стражу на любую иную меру, не связанную с содержанием под стражей.

При рассмотрении ходатайства прокурора о заключении лица под стражу до получения запроса о выдаче суд должен убедиться в наличии:

  • просьбы о временном задержании, отвечающей требованиям, которые определены в статье 16 Европейской конвенции о выдаче, если запрашивающее государство является участником указанного международного договора;
  • ходатайства о взятии под стражу, которое содержит информацию, предусмотренную в статье 61 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, если запрашивающее государство является участником данного международного договора;
  • поручения об осуществлении розыска, составленного согласно статье 61-1 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, если запрашивающее государство является участником Протокола от 28 марта 1997 года к этой Конвенции;
  • других документов, необходимых для заключения лица под стражу либо применения к нему иных мер пресечения до получения запроса о выдаче в соответствии с подлежащими применению международными договорами Российской Федерации.

Отмечено, что обращение с ходатайством о предоставлении лицу статуса беженца, временного или политического убежища не приостанавливает рассмотрения производства о выдаче и судебных процедур по обжалованию решения Генерального прокурора, а также не является основанием для отложения судебного заседания. Вместе с тем подчеркивается, что выдача иностранного лица или лица без гражданства не может быть произведена даже при наличии вступившего в силу судебного акта до того, момента как будут исчерпаны все национальные средства по обжалованию отказа в представлении искомого статуса или убежища.

Например, при избрании (продлении) меры пресечения, рассмотрении жалобы на решение о выдаче судам следует иметь в виду случаи обязательного участия переводчика и защитника, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Жалоба на решение о выдаче рассматривается с участием лица, в отношении которого был направлен запрос о выдаче (часть 4 статьи 463 УПК РФ). Если указанное лицо скрылось, то жалоба рассматривается без его участия с обязательным участием защитника.

Допускается обратная выдача ранее выданного лица, за совершение преступления до его выдачи на территории РФ. В этом случае такое лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, осуждено за преступление, не указанное в запросе о выдаче без дополнительного согласия запрашиваемого государства.

Суд не вправе предрешать вопрос о виновности или невиновности лица, в отношении которого предполагается направление запроса о выдаче или Российской Федерацией уже получен указанный запрос, но вправе частично признать решение о выдаче законным и обоснованным.

В выдаче может быть отказано в связи с принятием акта об амнистии, но только в том случае, если это предусматривается международным договором Российской Федерации.

Что такое экстрадиция?

Выдача одной страной другой людей, совершивших в пределах этого государства преступления, называется экстрадицией. Следует знать, что экстрадиция носит необязательный характер, то есть страна имеет право отказать в экстрадиции, если на то у нее есть свои причины.

Страна должна передать преступника в обязательном порядке, если ею подписан соответствующий международный договор. Экстрадиция актуальна только для уголовных преступлений.

В статье 13 УК РФ говорится о том, что люди с российским гражданством, виновные в совершении преступлений в пределах другой страны, не выдаются ей. Однако преступники будут наказаны согласно закону на территории России.

Во второй части 13 статьи УК РФ написано, что экстрадиция относится только к тем лицам, которые не имеют российского гражданства или для иностранцев, которые совершили преступление вне границ Российской Федерации и находящихся на российской земле.

Выдача преступников должна быть осуществлена в следующих случаях:

  1. Если преступление было совершено в пределах страны, которая требует выдачи виновных.
  2. Если у виновного в преступлении есть гражданство государства, которое требует экстрадицию.
  3. Если произошедшее преступление было направлено против страны и принесло ей вред.

Если преступник совершил преступления в пределах нескольких стран, то экстрадиция происходит за счет сложных дипломатических переговоров этих государств.

При каких условиях осуществляется выдача преступника.

Правовое регулирование операции по выдаче

Экстрадиции, или передаче, подлежат субъекты, выступающие как подозреваемые и обвиняемые по ранее совершенным уголовным нарушениям. Также это могут быть лица, уже осужденные судами иного государства.

Чтобы операция по передаче преступников была отнесена к экстрадиции, требуется факт передачи нарушителя из одного государства в иное.

Человек уже был осужден и получил наказание сроком на полгода и более.

Куда нужно обращаться

Запрос нужно составлять в прокуратуру страны ответчика. Решение будет выносить лично Генпрокурор.

Человек не является подданным страны, которая запросила его выдачу;.

Экстрадиция закона в Соединенных Штатах – Extradition law in the United States

Экстрадиция закон в Соединенных Штатах является формальным процессом , с помощью которого беглец находится в Соединенных Штатах будет передан в другую страну или государства для ознакомительных , наказания или реабилитации . Для зарубежных стран, процесс регулируется договором и проводится между федеральным правительством Соединенных Штатов и правительством иностранного государства. Процесс существенно отличается от межгосударственных или внутригосударственных выдачи. Флорида , Аляска и Гавайине выдавать для осуждения проступка , который был осужден в США, по состоянию на 2010 год Некоторые уголовные преступления являются исключением в американском праве , таких как преступление, которое насильственный характер, или сексуального преступления или уголовного преступления вождение в состоянии алкогольного опьянения ; они влекут за собой выдачу из всех штатов в Соединенных Штатах. Сборы кражи и мелкие преступления с наркотиками являются исключением; например, если несовершеннолетний преступление совершено во Флориде, человек задержан в Айдахо не будет экстрадирован обратно в юрисдикцию первоначального преступления в. Федеральные расходы регулируются федеральным законодательством США и большинство государств, с исключением Южной Каролины и Миссури, Принял Закон о Uniform экстрадиции. На практике, Флорида, Аляска и Гавайи, как правило, не выдают, если данное преступление не является тяжким преступлением из-за связанных с ними расходов на транспортировку подозреваемого и сборов жилищного строительства, которые должны быть оплачены в той юрисдикции, в которой обвиняемый удерживается до тех пор, пока транспортируются ,

2,2 экстрадиции в США.

Добавить комментарий