Привлечение к отвественности

Привлекаем к дисциплинарной ответственности грамотно

Разберем порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности на основании статьи 192 ТК РФ.

Порядок привлечения работника условно можно разделить на четыре этапа:

  • фиксация дисциплинарного проступка,
  • получение объяснений по факту совершенного проступка у работника либо фиксация отказа работника от дачи объяснений,
  • учет тяжести и обстоятельств совершения проступка,
  • издание приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности.

Разберем последовательность действий работодателя на каждом из названных этапов.

издание приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности.

Какими правовыми нормами регулируется привлечение должностных лиц к ответственности

Должностное лицо по своему статусу является физическим лицом, поэтому при привлечении его к ответственности нужно учитывать положения:

  • ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, которая содержит указание на то, что можно рассматривать в качестве административного правонарушения;
  • ст. 2.2 – содержащая указание на формы вины при совершении проступка;
  • ст. 2.8 – исключающая ответственность должностных лиц, которые совершили проступок в невменяемом состоянии.

Также привлечение должностных лиц к ответственности регулируется:

  • положениями ст. 2.5 КоАП об особенностях административной ответственности должностных лиц;
  • положениями ст. 2.1 КоАП о том, что привлечение должностного лица к ответственности не освобождает от нее саму организацию;
  • ст. 2.9 о возможности должностного лица получить освобождение от административной ответственности, если правонарушение было незначительным.

с сельскохозяйственной и ветеринарной деятельностью по главе 10;.

С какого возраста могут привлечь к уголовной ответственности

Малолетние дети освобождены от привлечения к ответственности. В полном объеме отвечать за свои деяния гражданин может с 16 лет. Однако за некоторые особо общественно опасные преступления ответственность наступает раньше, с 14 лет, так как это минимальный возраст привлечения к УО. К таким деяниям относятся:

Следует понимать, что максимальные наказания, указанные в соответствующих статьях УК РФ к подросткам не применяются.

Обратите внимание! Если удастся доказать, что несовершеннолетний, достигший указанных возрастов, участвовал в преступлении, не осознавая его общественной опасности в связи с отставанием в умственном развитии, от ответственности он будет освобожден.

Иногда дела могут возбуждаться и по инициативе государственных служб, если преступление совершено в отношении беспомощных и зависимых лиц либо преступник неизвестен.

Начало процедуры привлечения к административной ответственности по КоАП РФ

Конечно, любое производство начинается с фиксации факта совершения административного правонарушения. То есть совершения (или не совершения) действий, которые устанавливает Особенная часть КоАП РФ (раздел II). В некоторых случаях – закон субъекта РФ. Который в любом случае не может противоречить КоАП РФ. Подробная информация о том, как именно проходит возбуждение дела об административном правонарушении, на сайте представлена. Повод для возбуждения дела и начинает процедуру привлечения к административной ответственности.

На начальной стадии правонарушитель (пока только предполагаемый) должен обратить внимание на полномочия лица, которое оформляет процессуальный документ. Кстати, самый распространенный документ, который фиксирует возбуждение дела – протокол. Редко – сразу выносят постановление о привлечении к ответственности. Могут быть и иные документы. Итак, кто именно составляет документ?

В России огромное количество органов власти. И в составе их есть разные по должности (званию) сотрудники. Во-первых, сначала следует обратиться к ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. И главе 23 Кодекса. И убедиться, что сотрудник уполномочен составлять документы и начинать дело. Во-вторых, уже на этой стадии должны быть разъяснены права (право на защитника или представителя возникает сразу). В-третьих, если не согласны – пишите несогласии и делайте соответствующие отметки в документах.

И главе 23 Кодекса.

Обратите внимание!

Предельный возраст привлечения к уголовной ответственности в УК РФ не определен. Но суды исходят из состояния здоровья подсудимого. При тяжелом заболевании от наказания могут освободить.

К ним относятся.

Когда наступает уголовное привлечение

Все виды юр ответственности относятся к гражданам и государственным органам. Тяжелая форма преступности после совершения преступления или же незаконного деяния – уголовная ответственность. Смертная казнь – это наказание в судебном порядке по принудительному лишению жизни. Уголовная ответственность возникает, когда происходит преступление. Исполнения судебных решения, а также различных наказаний осуществляется по нормативным актом – судебным решением. Высший тип уголовного наказания – запрещена определенные должности или определенной деятельность, принудительный труд, свобода (условия, продолжительность и жизни), смерть (не относится к нашему времени смягчаются принципами гуманности).

Основной целью уголовной ответственности является предупреждение совершения преступления. Все ответственные лица, достигшие возраста 16 лет, а в некоторых случаях и все лица в возрасте до 14 лет, считаются уголовно наказуемыми лицами по действующим нормам России.

Изъятие преступного объекта или инструмента бесплатный или возмещен.

Как и за что привлекают к административной ответственности

Государство в лице должностных лиц все чаще карает своих нерадивых граждан за их «маленькие» прегрешения, кого рублем, кого пешими прогулками от 4 месяцев до 3 лет, а кого и вовсе отправляют в «санаторий» на полмесяца. Рассмотрим всю процедуру привлечения к административной ответственности от начала и до конца.

Всю процедуру можно разделить на четыре части:

1) возбуждение дела об административном правонарушении
2) рассмотрение дела об административном правонарушении
3) обжалование постановления по делу об административном правонарушении
4) исполнение постановления по делу об административном правонарушении

Возбуждение дела об административном правонарушении

Итак, вас застукали за неблаговидным занятием, подпадающим под действие статей Особенной части КоАП РФ, основными действующими лицами которых являются физические лица, причем, иногда в качестве индивидуальных предпринимателей. Значит, настало время возбуждать дело об административном правонарушении. За такой длинной формулировкой, как правило, кроется банальное составление в отношении вас протокола об административном правонарушении. С этого момента дело считается возбужденным (п.3, ч.4, ст. 28.1 КоАП РФ). В процессе составления протокола, в соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ, вы имеете право:

1) требовать от составляющего протокол лица разъяснения своих прав
2) давать объяснения
3) представлять доказательства
4) пользоваться юридической помощью защитника
5) пользоваться иными правами, предоставленными КоАП РФ.

Протокол должен составляться немедленно, в случае необходимости выяснения отдельных сведений – в течение 2 суток с момента выявления правонарушения, а при проведении административного расследования – по его окончании (ст. 28.5 КоАП РФ). Однако данный срок не является пресекательным, указанные временные рамки не являются жесткими и составление протокола за их пределами не является нарушением процедуры. Проще говоря, сыграть на этом при обжаловании постановления не удастся.

Кто имеет право составлять протокол

Протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять должностные лица, перечисленные в ст. 28.3 КоАП РФ, причем составление протоколов допускается строго в пределах компетенции должностного лица, то есть сотрудник патрульно-постовой службы не имеет право составлять протокол в отношении вас за переход дороги в неположенном месте, так как данные полномочия принадлежат только ГИБДД, в противном случае протокол считается составленным неуполномоченным лицом и подлежит возврату для устранения недостатков (ст. 29.4 КоАП РФ). Если вы заметили этот казус во время составления протокола не стоит говорить об этом, позже это обстоятельство даст вам шанс законным способом избежать наказания. Копия протокола вручается вам под расписку, если вы присутствовали при его составлении (ч.6, ст. 28.2 КоАП РФ), либо направляется вам в течение 3 суток с момента его составления в случае вашего отсутствия при его составлении (п. 4.1., ст. 28.2 КоАП РФ).

Рассмотрение дела об административном правонарушении

1. Это следующий этап процесса. По общему правилу ч.1, ст. 28.8. КоАП РФ, протокол в течение 3 дней с момента его составления со всеми прилагающимися материалами направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дела по подведомственности (гл. 23 КоАП РФ). Исключение составляют дела, по которым в качестве меры наказания применяется арест – такие протоколы направляются для рассмотрения немедленно (ч.2, ст. 28.8. КоАП РФ). Получив материалы дела, уполномоченный орган, при условии их соответствия требованиям закона, назначает время и место рассмотрения дела, о чем обязан известить вас.

2. Кстати, об извещении, лицо считается уведомленным надлежащим образом даже в случае возврата уведомления в связи с отсутствием адресата по указанному адресу либо росписи в извещении неизвестным лицом. Таким образом, данное обстоятельство не помешает рассмотреть и вынести постановление по делу в ваше отсутствие. Такая, казалось бы, несправедливость направлена против любителей умышленно искажать свои данные при составлении протоколов и прежде чем сообщить гаишнику свой «левый» адрес, подумайте хорошенько стоит ли лишать себя права на защиту таким не самым умным способом.

3. При рассмотрении дела, не бойтесь отстаивать свою правоту любыми законными способами, будь то показания свидетелей или документы, опровергающие либо ставящие под сомнение факт совершения вами правонарушения. В качестве примера: гражданину Н. вменялось управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Якобы в таком состоянии он был задержан сотрудниками ДПС ГИБДД и направлен на медосвидетельствование. Медосвидетельствование зафиксировало факт алкогольного опьянения. Однако ретивые гаишники не учли того факта, что в момент задержания он хоть и сидел за рулем своего авто будучи не совсем трезвым, но управлять им никак не мог, так как в момент задержания автомашина стояла во дворе, а ее двигатель в это время находился на капитальном ремонте, о чем свидетельствовали соответствующие документы из автосервиса.

Читайте также:  Адвокат по Медицинским Делам

4. Если вы считаете, что возможное предстоящее наказание слишком серьезно для вас, то не поленитесь воспользоваться услугами квалифицированного юриста, так как самому разобраться в процессуальных дебрях вам, скорее всего, будет не под силу. Большой ошибкой является надежда на отмену постановления по делу при его обжаловании в вышестоящей инстанции. В большинстве случаев первоначальные постановления остаются в силе. Это как раз тот случай, когда кулаками надо махать во время драки, а не после нее.

Но, как бы то ни было, если приятное постановление по делу вас не устраивает, то законом вам предоставлено право на его обжалование.

Обжалование постановления по делу об административном правонарушении

1. В течение 10 суток с момента получения копии постановления по делу вы имеете право его обжаловать в вышестоящую инстанцию (ч.1, ст. 30.3 КоАП РФ). В случае пропуска этого срока по уважительной причине, он может быть восстановлен вышестоящей инстанцией по вашему ходатайству (ч.2, ст. 30.3 КоАП РФ). В силу сложившейся практики поводом для отмены первоначального постановления может быть только серьезное нарушение закона при его вынесении. Например, рассмотрение дела в ваше отсутствие, если в материалах дела отсутствуют свидетельства вашего надлежащего уведомления, либо пропущен двухмесячный срок для привлечения к административной ответственности (по общему правилу ч.1, ст.4.5. КоАП РФ). Грамматические ошибки, математические неточности, помарки, ошибочное написание звания и должности лица, составившего протокол или вынесшего постановление, не являются основанием для его отмены, поэтому использовать это в качестве оснований бессмысленно.

2. По результатам рассмотрения вашей жалобы в соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ рассматривавший ее орган вправе вынести одно из решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Решение по жалобе вступает в законную силу с момента его объявления и обжалованию не подлежит.

Исполнение постановления по делу об административном правонарушении

Самая последняя и малоприятная стадия административного процесса. Когда все аргументы исчерпаны, копья сломаны, наступает время расплаты. Рассмотрим самый распространенный вид административных наказаний: штраф. В течение 30 дней с момента вступления постановления в законную силу вы обязаны оплатить штраф по указанным в постановлении реквизитам (ч.1, ст. 32.2 КоАП РФ). При этом с 1 января 2008г. вы не обязаны предоставлять копию квитанции об оплате штрафа в орган, вынесший постановление (ч.4, 32.2. КоАП РФ утратила силу с 01.01.2008г.). В случае отсутствия сведений у оштрафовавшего вас органа об оплате вами штрафа, последний, на основании положений ч.5, ст. 32.2. КоАП РФ, вправе направить материалы судебному приставу-исполнителю для принудительного взыскания суммы, а также возбудить дело за неуплату административного штрафа по ч.1. ст. 20.25 КоАП РФ, по которой вам грозит либо удвоение суммы штрафа, либо административный арест на срок до 15 суток. Таким образом, за неуплату сторублевого штрафа можно легко и непринужденно провести 15 суток сомнительного отдыха в обществе люмпен-пролетариата, и такие прецеденты в нашей стране уже были.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Медосвидетельствование зафиксировало факт алкогольного опьянения.

Условия привлечения к ответу

К большому сожалению, что значит привлекался к уголовной ответственности, сегодня знают не многие, большинство людей путают наказание и ответственность. Соответственно, дать четкий ответ, что такое привлечение к уголовной ответственности, не могут. Привлечение к уголовной ответственности это наиболее строгий вид расследования с последующим назначением наказания. Инструментом воздействия на виновного является ограничение свободы и использование материальных ценностей. В зависимости от обстоятельств, сопровождающих преступление, судом принимается решение о виде и размере санкции.

Огромное количество людей спрашивает, кто может быть привлечен к уголовной ответственности, и это не странно, ведь есть ряд субъектов, которые не подлежат судебному разбирательству. Отвечать за поступки может совершеннолетний, вменяемый человек, лицо, вина которого подтверждена.

Действующее законодательство не относит к числу лиц, несущих уголовное наказание, юридические субъекты. За последствия преступной деятельности юридических лиц ответственность возлагается на руководителей и штатных сотрудников. Если речь идет о последствиях, которые нанесены действиями животных, то к ответу привлекается хозяин, допустивший неосторожность при воспитании зверя, или человек, воспользовавшийся животным, как орудием преступления.

Детальней разбирая субъекты уголовной ответственности, в первую очередь, хотелось бы отметить возраст виновного. Согласно ст. 20 УК РФ, уголовное преследование начинается с 16-летнего возраста, но есть ряд преступлений, особо опасных для общества, за которые могут привлечь к наказанию четырнадцатилетних лиц. Возраст проверяют, изучая документы нарушителя, а если их нет, то с помощью судебно-медицинского исследования.

Важно отметить, что шестнадцатилетние преступники, которые совершили преступление в силу своей социальной и педагогической запущенности, а не отставанием в физическом и психическом развитии, считаются уголовно-наказуемыми.

Оговаривая вопрос, кто привлекает к уголовной ответственности, нельзя не упомянуть вменяемость субъекта. Понятие «невменяемость» определяет особое состояние воли, психики и интеллекта в определенный момент, то есть в момент совершения преступного деяния. Если человек не понимает, что он делает, его за это наказывать бессмысленно. Главной целью наказания является исправление виновного, он, понеся наказание, должен задуматься над своим поступком, и бояться впредь его совершать. Человек, не осознающий своих действий, даже не поймет, для чего это делается. Существует два критерия оценки состояния человека:

  • медицинский – этот критерий включает в себя физиологические расстройства психики временного и хронического характера, слабость ума и другие болезненные психические расстройства;
  • юридический – определяется этот критерий интеллектуальными качествами, которые не позволяют понимать последствия преступных деяний (состояние аффекта), волевым признаком, связанным с невозможностью, осознано контролировать или управлять своими действиями (принуждение, совершение преступления под угрозами, психическим воздействием и др.).

Законодатель при определении подсудности человека во внимание принимает и уменьшенную вменяемость. Это состояние включает промежуточные состояния между вменяемостью и невменяемостью, аномалии психики. Уменьшенная вменяемость может наступить впоследствии черепно-мозговых травм, заболеваний нервной системы, а также при симптомах «дебильности» и олигофрении. Подобная категория людей не может нести равную ответственность с полностью здоровыми людьми за одни и те же преступления.

Отдельно хотелось бы отметить момент, что привлечь к уголовной ответственности могут и человека в состоянии опьянения, хоть на то время он тоже до конца не осознает последствий своих поступков. Состояние наркотического или алкогольного опьянения не является основанием для исключения ответственности. Законодатель определяет это состояние, как утяжеляющее вину нарушителя.

Состояние наркотического или алкогольного опьянения не является основанием для исключения ответственности.

Ограничения на давность

Существуют правонарушения, на которые не распространяются сроки давности и те, которые остаются на усмотрения суда. В первом случае речь идёт о нарушениях законодательства, которые караются пожизненным наказанием или казнью. Например:

  • убийства, совершенные при отягчающих обстоятельствах;
  • покушение на правоохранителей;
  • покушение на военнослужащих.

На некоторые нарушения вообще не распространяются сроки давности. Это:

  • способствование террористам;
  • совершение акта террористического характера;
  • участие в группе террористического характера;
  • убийство заложника (умышленное или нет);
  • угон транспорта (любого) для совершения акта террористического характера;
  • подготовка к войне;
  • применение запрещенного оружия во время боевых военных действий;
  • экоцид;
  • геноцид.

Все эти преступления несут особенную опасность для общества. Их цель — убийство людей, наведение паники на общество. Законодательство РФ не надеется на исправление злодеев.

судья сообщает подсудимому, что он может быть освобождён;.

Основания для возбуждения производства по делу об административном правонарушении

Процедура привлечения к административной ответственности начинается с возбуждения дела. Процесс производства детально прописан в разделе IV КоАП РФ, а процедура возбуждения дел — в главе 28 (одна из глав данного раздела).

Производство может быть начато в одном из следующих случаев:

  1. Обнаружение лицом, которое имеет право привлекать к ответственности, данных, указывающих на то, что правонарушение совершено.
  2. Поступление в адрес уполномоченного привлекать к ответственности лица информации от гос. органов и общественных организаций, указывающей на то, что было совершено нарушение.
  3. Поступление в адрес лица, которое обладает правом возбудить дело, сообщений от граждан или организаций о совершенном кем-либо деянии.
  4. Фиксация нарушения на автоматическую камеру.
  5. Подтверждение заявления собственника машины о том, что он не совершал нарушение, снятое на автоматическую камеру, поскольку не управлял авто.

Поскольку видов государственных органов, рассматривающих дела, и статей КоАП РФ очень много, перечислять их нецелесообразно достаточно ознакомиться с указанной главой.

Привлечение к отвественности

Казус — действие, имеющее признаки правонарушения, но лишенное элементов вины и потому не наказуемое.

Читайте также:  Работник не выходит на работу, что делать работодателю?

В соответствии со ст. 1.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1. ст. 2.1. КоАП РФ).

При этом лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица ст. 1.5 КоАП РФ).

Установленная правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением определяется как состав административного правонарушения. Наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии служит единственным основанием наступления административной ответственности за его совершение.

Суть дела: при тушении пожара в одном из многоквартирных домов произошла задержка подачи воды через сухотруб, после чего при соответствующей проверке Управляющей организации органом пожарного надзора был сделан вывод о наличии неисправности пожарного оборудования в многоквартирном доме и необходимости привлечения должностного лица Управляющей организации к ответственности по ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ «Нарушение требований пожарной безопасности».

Не согласившись с постановлением инспектора органа пожарного надзора о привлечении к ответственности Управляющей организацией была подана жалоба.

При рассмотрении дела судом неоднократно принималось решение о возвращении дела на новое рассмотрение. Однако, при каждом «новом» рассмотрении дела инспектор органа пожарного надзора усматривал признаки состава правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 КоАП РФ и выносил постановление о привлечении к ответственности должностного лица Управляющей организации за нарушение требований пожарной безопасности. (Решение Новосибирского районного суда от 14.11.2017г. по делу № 12-308/2017, Решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 25.07.2017г. по делу № 12-202/2017)

В резолютивной части решения суд неоднократно указывал следующее:

«Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое КоАП РФ лили законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

На основании ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества (абз. 1); руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций (абз. 4); лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (абз. 5); должностные лица в пределах их компетенции (абз. 6).

Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ От 25 апреля 2012г. № 390 «О противопожарном режиме» руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте.

В ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодатель выделил должностных лиц в качестве отдельных субъектов ответственности за пожарную безопасность, исходя из критерия осуществления ими функций представителя власти. И по данному основанию должностные лица коммерческих и некоммерческих организаций , ответственные за обеспечение пожарной безопасности, ответственность именно как должностные лица не несут.

В соответствии со ст. 39 указанного федерального закона № 69-ФЗ основания и порядок привлечения к ответственности за нарушение в области пожарной безопасности устанавливается законодательством Российской Федерации.

Таким образом, руководитель организации несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, как должностное лицо, только в случае, если в организации отсутствует лицо, ответственное за противопожарную безопасность.

Однако, данные обстоятельства инспектором при повторном рассмотрении дела учтены не были, несмотря на представленные, лицом, привлекаемым к ответственности возражения о том, что в организации имеется должностное лицо, ответственное за пожарную безопасность. Таким образом, должностное лицо, ответственное за пожарную безопасность с достоверностью не установлено.

Кроме этого, при проведении производства об административном правонарушении, а также из материалов дела с достоверностью не определено какое именно требование пожарной безопасности было нарушено.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении является, в том числе всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Между тем, постановление вынесено должностным лицом (государственным инспектором) без установления всех обстоятельств по делу, чем нарушен принцип объективности, полноты и всестороннего рассмотрения дела, в связи с чем указанное постановление невозможно считать законным и обоснованным».

Таким образом, суд отменял вынесенное постановление о привлечении должностного лица к ответственности и направлял дело на новое рассмотрение.

В ходе рассмотрения дела инспектором органа пожарного надзора также давались пояснения суду, согласно которым «установить с достоверностью характер неисправности пожарного оборудования в многоквартирном доме не представляется возможным. Согласно заключению эксперта, в результате проведенной экспертизы по инициативе лица, привлекаемого к ответственности, неисправности пожарного оборудования в многоквартирном доме не обнаружено». Указанное означает, что установить в чем именно выразились действия (бездействия) лица, привлекаемого к ответственности и образующие объективную сторону правонарушения в момент рассмотрения дела не представляется возможным. В связи с чем, отсутствует причинно-следственная связь между действиями (бездействиями) лица, привлекаемого к ответственности и наступившими последствиями, что не устанавливает вины указанного лица, влечет отсутствие состава административного правонарушения и невозможность привлечения к ответственности.

По мнению инспектора органа пожарного надзора – «обстоятельств, исключающих производство по делу не имелось», по мнению лица, привлекаемого к ответственности – «не учтены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела», а по мнению суда – «при рассмотрении дела органом пожарного надзора нарушен принцип объективности, полноты и всестороннего рассмотрения дела», указанные в совокупности обстоятельства не позволяют принять по данному делу окончательное решение. Следует учесть, что в результате «бесконечных» попыток органом пожарного надзора привлечь к ответственности должностное лицо Управляющей организации и обжаловании такого решения указанным лицом, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5. КоАП РФ истек. Таким образом, дело об административном правонарушении подлежит прекращению по основаниям, предусмотренным п. 6 ч. 1 ст. 24.5. КоАПРФ «Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности».

Материалы судебной практики: Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 2 от 27.01.2003г., Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 3 (2016), утвержденной Президиумом Верховного суда РФ от 19.10.2016г., Решение Самарского Областного суда от 12.1.2015г. по делу № 21-1454/2015, Решение Самарского областного суда от 10.11.2016г. по делу № 21-2243/2016.

Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Привлечение судьи к ответственности
неприкосновенность и иные особенности

Порядок привлечения судей к ответственности законом усложнен, поскольку государство предоставляет судье как носителю судебной власти иммунитет. В чем состоят судейская неприкосновенность и иные особенности ответственности судей?

Судьи являются одной из категорий государственных служащих, требующих повышенных гарантий защиты прав для поддержания авторитета судебной власти.
Основания и порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности, одним из видов которой может быть досрочное прекращение полномочий судьи, должны отвечать конституционно-правовым гарантиям несменяемости и независимости судьи, а также самостоятельности судебной власти.

Уголовная ответственность – один из наиболее суровых видов наказания, к которым может быть привлечено то или иное лицо, так как ее последствия могут быть необратимыми. Необоснованное привлечение к уголовной ответственности может явиться попыткой воздействия на судью. В связи с этим федеральными законами предусматривается определенный порядок привлечения к уголовной ответственности судей.

Читайте также:  Жалоба на сотрудников кадастровой службы

Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается: в отношении судьи Конституционного Суда РФ — Генеральным прокурором РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Конституционного Суда РФ; в отношении судьи Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда — Генеральным прокурором РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей; в отношении судьи иного суда — Генеральным прокурором РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Схожий порядок установлен для привлечения судьи к административной ответственности.

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.

Российский закон содержит императивный запрет на привлечение судьи к какой-либо ответственности за принятое им решение до вступления в силу приговора, устанавливающего виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудного решения (ч. 2 ст. 16 Закона о статусе судей в РФ).

В отношении дисциплинарной ответственности закон сделал некоторое отступление, установив что за совершение дисциплинарного проступка, то есть виновного действия (бездействия) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, в результате которого были нарушены положения настоящего Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в РФ» и (или) кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, на судью, за исключением судьи Конституционного Суда РФ, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде: 1) замечания; 2) предупреждения; 3) досрочного прекращения полномочий судьи.

Существующее нормативно-правовое регулирование позволяет под понятием “дисциплинарный проступок судьи” понимать широкий спектр действий (бездействия) и проступков судьи как в ходе осуществления им правосудия (включая принятое по делу судебное решение), так и в служебной сфере, не связанной непосредственно с осуществлением правосудия, а также во внеслужебной деятельности (из постановления КС РФ от 20 июля 2011 года № 19-П).

При этом судебный акт, не признанный незаконным и необоснованным судом вышестоящей инстанции, по общему правилу не может являться основанием для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. Иные нарушения, не связанные с проверкой законности и обоснованности судебного акта (например, несоблюдение процессуальных сроков рассмотрения дела, очевидная небрежность при оформлении судебного акта и т.п.), также могут также свидетельствовать о факте совершения судьей дисциплинарного проступка.
Судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за сам факт принятия незаконного или необоснованного судебного акта в результате судебной ошибки, явившейся следствием неверной оценки доказательств по делу либо неправильного применения норм материального или процессуального права. *(1)

Невыполнение судьями любого из обязательств, ясно обозначенного в статусе, может вести к применению в отношении него санкции (наказания) только по решению (предложению, рекомендации) или с согласия судебной инстанции в рамках состязательной процедуры, при которой судья, чье дело рассматривается.*(2)

*(1) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 2016 г. № 13 “О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей”
*(2) Европейская хартия о статусе судей, ноябрь 1998 г.

1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 2016 г.

Как противостоять беззаконию

Вполне естественно, что на данной почве возможны злоупотребления со стороны представителей власти — в первую очередь сотрудников полиции и Росгвардии. Сделано это может быть как из-за коррупционных факторов, так и из-за желания «проконтролировать все, что контролируется».

Установленные ограничения не конкретизируют механизм контроля за их соблюдением, порядок привлечения к ответственности и освобождение от нее. Режимы чрезвычайной ситуации и чрезвычайного положения, которые устанавливают вполне конкретные ограничения и пределы полномочий государственных органов, на сегодняшний день в Российской Федерации не введены. В подобном правовом и информационном вакууме важно не паниковать, а четко и последовательно отстаивать свои права.

Оспаривание административного правонарушения, вмененного сотрудником полиции, в сложившихся условиях станет весьма затруднительным. Однако в любом случае не стоит бояться отстаивать свои права, если вы считаете, что привлечение к ответственности необоснованно и у вас были серьезные основания для нарушения режима самоизоляции.

Оспорить факт административного правонарушения можно как путем обжалования в вышестоящий орган, так и в суд по месту совершения предполагаемого правонарушения. Более эффективным, конечно же, видится обращение в суд, поскольку все уровни правоохранительных органов, скорее всего, возьмут курс на следование «линии партии».

При обжаловании факта привлечения к административной ответственности необходимо учесть следующие моменты:

1. Входите ли вы в группу лиц, на которых распространяются строгие карантинные меры? В данную группу входят лица, вернувшиеся из стран с неблагополучной эпидемиологической обстановкой, а также лица, у которых диагностирован коронавирус без осложнений и которые проходят лечение в домашних условиях. Данной категории граждан категорически запрещено нарушать режим самоизоляции во избежание распространения эпидемии. Нарушение влечет за собой не только административную ответственность, предусмотренную статьей 6.3 КоАП РФ, но и уголовную — в случае наступления негативных последствий.

2. В случае, если вы не входите в вышеуказанную категорию, вам разрешено покидать место самоизоляции по причинам, изложенным в соответствующих указах. В случае наличия подобных обстоятельств в жалобе необходимо максимально полно и подробно обосновать правомерность вашего выхода на улицу и необоснованность привлечения к административной ответственности в принципе.

3. Не стоит ссылаться на причины, которые объективно являются несерьезными, даже если вы указываете их в дополнение к более веским основаниям. Это внесет неясность в смысл жалобы и подтолкнет судью к соответствующим выводам.

4. Ссылаться на несоответствие норм указов глав регионов Конституции РФ и федеральному законодательству также не стоит. Пока в установленном законом порядке указы не признаны таковыми, предполагается, что они соответствуют закону. Это также отвлечет внимание судьи от действительно важной составляющей вашей жалобы.

5. Если вы вышли на улицу без веских оснований, но при этом не относитесь к лицам, перечисленным в п. 1, необходимо доказывать этот факт во избежание привлечения к ответственности по статье 6.3. КоАП. В таком случае ваши действия подлежат юридической оценке на основании более мягкой статьи 20.6.1 КоАП РФ. Разница в санкции: по статье 6.3 минимальный размер штрафа в 15 раз больше, чем по статье 20.6.1 (15 000 рублей против 1000 рублей). Главным образом здесь необходимо обосновать отсутствие нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.

6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 6.3, а также статьей 20.6.1, рассматриваются судьями районных судов. На практике же сложилась ситуация, при которой данные дела рассматривают мировые судьи, не уполномоченные на рассмотрение данной категории дел. Это может стать серьезным основанием для отмены судебного решения о привлечении к административной ответственности.

7. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается в вышестоящий суд — в отношении районного суда таковым является областной — но через суд, вынесший решение, т .е. через районный суд. Жалоба должна быть подана в десятидневный срок со дня вручения или получения копии постановления.

через районный суд.

Привлечение к отвественности

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Основы административного права ›
  • Привлечение к административной ответственности ›
  • Что такое привлечение к административной ответственности?

4 совершение административного правонарушения группой лиц;.

Права физлица привлекаемого к ответственности по КоАП РФ

Гражданин, который привлекается к административке, вправе:

  • не свидетельствовать против себя
  • отказаться от дачи объяснений или дать объяснения
  • знакомиться со всеми материалами дела
  • предоставлять доказательства, заявлять ходатайства
  • пользоваться юридической помощью защитника
  • пользоваться иными процессуальными правами, в том числе, заявлять отводы, подавать жалобы, получать судебные акты и т.п.

Таким образом, привлекаемое лицо может воспользоваться всеми правами, которые предоставлены ему КоАП РФ.

отказаться от дачи объяснений или дать объяснения.

Добавить комментарий