Какой орган не осуществляет земельный контроль

Статья 71. Государственный земельный надзор

Информация об изменениях.

Результаты деятельности Росреестра

По результатам произведенного контроля сотрудники органов Росреестра составляют акт проверки. В случае выявления каких-либо нарушений к нему прилагается предписание об устранении данных нарушений с указанием сроков, отведенных на их ликвидацию.

В отношении виновных лиц составляется протокол об административном правонарушении.

Отдел государственного земельного надзора управления Росреестра есть в каждом регионе.

Какие функции выполняет государственный земельный контроль

Обзоры КонсультантПлюс

Верховный суд опубликовал обзор по коронавирусу № 1 и № 2

Основной документ, регламентирующий земельный надзор и контроль, — Земельный кодекс Российской Федерации. В частности, вопросам контроля посвящена глава 12 этого нормативного акта. Порядок осуществления надзора устанавливает «Положение о государственном земельном надзоре», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. №1.

Несмотря на то что структуры, занимающиеся общественным контролем, являются негосударственными, их деятельность должна осуществляться строго в соответствии с законодательством РФ.

Что такое земельный контроль

Под земельным контролем понимается комплекс мероприятий для обеспечения эффективности управления земельным фондом. Он призван следить за правомерностью действий всех категорий граждан в отношении соблюдения земельного законодательства. Меры воздействия надзорных органов нацелены на сохранение существующего фонда земель, на устранение случаев противоправных действий и реализацию наказаний к лицам, нарушившим нормы законодательства.

Мониторинг государственных органов затрагивает такие вопросы:

  • недопущение самовольного захвата земель;
  • устранение случаев незаконной эксплуатации земель без наличия разрешительной документации;
  • переоформление юридическими лицами участков;
  • регулирование процедур приобретения земли;
  • мониторинг соответствия характера эксплуатации наделов их целевому предназначению;
  • регулирование порядка выделения участков;
  • обеспечение пригодности земельного фонда к эксплуатации в соответствии с их целевым предназначением;
  • размежевание границ между участками.

в виде проверок планового и внепланового характера;.

Земельный надзор

Государственный земельный надзор — это один из видов деятельности уполномоченный органами исполнительной федеральной власти, целью которого является предупреждение, пересечение и выявление нарушений органов гос.власти, местным самоуправлением и его органами, и юридическими лицами, их управляющими, другими лицами при должности, предпринимателями индивидуального характера, гражданами требований, правил земельного законодательства, которые были установлены посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятие определенных мер законодательством Российской Федерации, которые направлены на устранение или пресечение последствий обнаруженных нарушений, и деятельность отдельно-уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за осуществлением земельных требований от законодательства при выполнении органами гос.власти, органами местного самоуправления, лицами юридического характера, предпринимателями индивидуальной направленности и гражданами своей деятельности.

Земельный надзор государственного характера можно разделить на общий, он осуществляется органами общей компетенции такими как: Правительство и Президент РФ и т д.), а также специальный, это надзор осуществляется органами исполнительной власти, которые обладают специальными полномочиями, в основном это Росреестр.

Земельный надзор государственного характера имеет свои элементы механизма по управлению земельными ресурсами, имея при этом целый ряд особенностей. Первая особенность государственных органов по земельному надзору заключается в том, что их деятельность носит надведомственный характер, охватывая при этом все категории земель, а также деятельность субъектов хозяйственной сферы вне зависимости от формы собственности.

Вторая особенность государственного земельного контроля основывается на содержании мер административного принуждения, которые используются государственными инспекторами по отношению к нарушителям законодательства в земельной сфере. К этим мерам также относят административную ответственность (это штраф или более мягкая форма, предупреждение), административное пресечение (меры служащие для пресечения нарушений санитарного законодательства, выдача предписаний) и.т.д.

Стоить отметить, что перечни должностных лиц тоже утверждены, поэтому лица при должности имеют все полномочия на составление протоколов административной направленности.

Земельный контроль в государстве всегда происходит в форме проверок, которые проводятся в четком плане, но есть случаи и внеплановых проверок. Внеплановые проверк проводятся в случае проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений законодательства в земельной сфере, а также в ситуации, когда документы или другие доказательства, служащие свидетельством правонарушительных действий в рамках земельного законодательства, получаем от органов публичной власти, организаций и самих граждан.

Стоит помнить, что государство рассматривает ряд гарантий индивидуальных интересов юридических лиц и предпринимателей от произвола со стороны надзорных органов посредством распределения обязанностей, ответственности и взаимных прав, а также установления процедур правового характера имеющие прямое отношению к надзору.

В основном гарантии такого вида предусматривает Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц во время муниципального и государственного контроля». Такой Закон служит для различия планов и внеплановых проверок. Например, основанием для проведения внеплановой проверки являются:

  1. Окончание временного срока для выполнения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом ранее выданного предписания свидетельствующего об устранении выявленного нарушения требований обязательного характера и требований, которые установил сам муниципальный правовой акт;
  2. Поступление в органы муниципального контроля, а также в органы государственного контроля заявлений от граждан, юридических лиц, предпринимателей индивидуального характера, информации от гос.власти, органов местного самоуправления, средств СМИ о следующих фактах:
    • появление угрозы, которая может причинить вред здоровью и даже жизни граждан, вреда окружающей среде, растениям, животным, безопасности государства, а также угрозы ЧС техногенного и природного характера;
    • нанесение вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде, растениям, животным, безопасности государства, а также угрозы ЧС техногенного и природного характера;
    • Нарушение прав потребителей (в ситуации, когда граждане чьи права были нарушены обращаются в соответствующие органы).

В соответствии с пунктом 2 статьи 71 ЗК РФ порядок проведения федерального земельного контроля определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном контроле». В данном документе можно увидеть перечисление всех федеральных органов исполнительной власти, которая принимает участие в государственном контроле в земельной сфере. В число этих органов входят Росприроднадзор, Росреестр, Россельхознадзор и их территориальные органы.

В постановлении отмечается перечень должностных лиц, которые занимаются надзором за этими органами.

Так, инспекторы государственного Росреестра занимаются государственным земельным надзором, который следит за выполняемыми требованиями земельного законодательства о недопущении символьного занятия земельных участков, а также обмена ими в самовольном характере, использованием земельных участков без документов правоустанавливающей направленности и документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности; соблюдением порядка переуступки права пользования земель; исполнение требований законодательства в земельной сфере, а также использование земель по целевому назначению, осуществление обязанностей приводящих земельное состояние пригодное для использования по целевому назначению; исполнение требований о сохранности и наличии межевых знаков границ земельных участков; порядок в котором показываются сведения о состоянии земель и.т.д.

Что касается правообладателей земельных участков, то они обязаны обеспечить присутствие своих представителей или свое присутствие во время осуществления мероприятий по муниципальному контролю земельной направленности; представлять акты свидетельствующие о нравах на земельные участки, о особых режимах использования земель, проектно-технологические, а также иные материалы, которые регулируют вопросы защиты и использования земель; помогать в организационных моментах относящихся к мероприятиям муниципального контроля в земельной сфере, и обеспечивать необходимые условия для специалистов отдела муниципального контроля.

федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Государственный земельный надзор

При обнаружении данного сорного растения на земельном участке сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.

Кто осуществляет земельный надзор?

К тем органам, на кого возложены функции надзора, относятся:

  • Россельхознадзор;
  • Росприроднадзор;
  • Росреестр.

Первый контролирует соблюдение ветеринарных и фитосанитарных норм. Второй следит за недопущением нарушений природопользования. Наконец, Россрестр отвечает за государственную регистрацию, картографию и кадастр.

В совокупности эти органы государственного земельного надзора осуществляют следующие функции:

  1. Профилактика и предотвращение нарушений положений Кодекса и других законов в сфере землепользования;
  2. Не допускают самовольный захват земли, устраняют выявленные случае самоуправства;
  3. Контролируют оформление пользования участками в соответствии с требованиями законодательства;
  4. Противодействуют нецелевому использованию участков;
  5. Следят за наличием знаков межевания, их целостности и соответствия;
  6. Выдают предписания в случае выявления нарушений, чтобы их устранить.

Это общий список выполняемых функций этими органами. Он не исчерпывающий, но дает наглядное представление о деятельности контролирующих органов.

Реализуются эти функции посредством плановых и внеплановых проверок. Для первых отрабатывается график, который обязательно утверждается на местном, региональном или федеральном уровнях, в зависимости от объекта проверки и запланированных мероприятий. Как правило, они проводятся 1 раз в год, реже – 2 раза.

Внеплановые проверки назначаются в результате реагирования на внезапно меняющуюся обстановку. Основанием для их проведения являются:

  1. Заявления и жалобы граждан, организаций и государственных органов;
  2. Официальные публикации в средствах массовой информации, описывающие нарушения законодательства в сфере землепользования;
  3. Постановлений, решений и других актов суда.

С момента получения таких сообщений на проведение внеплановой проверки и представления результатов по ней отводится 1 месяц. Результаты проведенных мероприятий отображаются в официальных документах территориального органа того ведомства, которое занимается расследованием нарушений.

Чаще всего реагирование заканчивается выдачей предписания об устранении обнаруженных нарушений законодательства. Оно направляется проверенным лицам не позднее, чем в пятнадцатидневный срок после окончания проверочных мероприятий. В предписании указываются действия, которые нарушитель должен выполнить и сроки.

На ответственных лиц не более 50 т.

Какой орган не осуществляет земельный контроль

25 августа 2017

В соответствии с п.7 ст.72 Земельного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1515 утверждены Правила взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, осуществляющими муниципальный земельный контроль (Правила).

В соответствии с п.11 ст.71 Земельного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1 утверждено Положение земельном надзоре (Положение

Государственный земельный надзор осуществляется Росреестром, Федеральной службой по ветеринарному надзору службой по надзору природопользования и органами.

Согласно п.3 Положения Управление Росреестра по Республике Коми (далее – Управление) осуществляет государственный земельный надзор субъекта Российской Федерации муниципальных образованиях

а) требований законодательства самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, числе использования земельного участка лицом, предусмотренных законодательством Российской Федерации прав земельный участок (ст.7.1 Кодекса Российской Федерации правонарушениях (КоАП РФ);

б) требований юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками аренды земельных участков или приобретении земельных участков (ст.7.34 КоАП РФ);

в) требований законодательства земельных участков по целевому назначению с или иной категории земель и (или) разрешенным использованием (ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ);

г) требований законодательства, связанных использованием установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, целях (ч.3 ст. 8.8 КоАП РФ);

д) требований земельного законодательства органами государственной власти местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся собственности;

е) требований законодательства, связанных по приведению земель пригодное для использования по целевому назначению (ч.4 ст.8.8 КоАП РФ);

з) требований законодательства, связанных срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и органов компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства нарушений земельных отношений (ч.25, КоАП РФ).

Управление проводит проверки соблюдения земельного законодательства осуществления государственной функции по государственному земельному надзору.

Читайте также:  Вступление в силу приговора суда

Плановые документарные (документарные или выездные) проверки проводятся выполнения ежегодных планов проверок юридических лиц предпринимателей, физических лиц, органов государственной власти местного самоуправления, утверждаемых Управлением. Проекты ежегодных планов проверок направляются для согласования Республики Коми порядке.

Предмет проверок – соблюдение объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

Задачей проверки является обеспечение соблюдения обязательных требований п.1 ст.25, п.1 ст.26, абзацев 1, 2, 5, Земельного кодекса РФ при использовании земельного участка.

При проведении проверки должностные лица Управления, уполномоченные осуществлять госземнадзор, руководствуются Административным регламентом Росреестра по исполнению Росреестром государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 486.

В свою очередь правовые основания проведения муниципальной проверки – установлены ст.72 Земельного

С учетом положений пункта кодекса РФ:

– органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль расположенных городского округа объектов земельных отношений;

– органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль расположенных городских поселений объектов земельных отношений;

– органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль расположенных территории муниципального района объектов земельных отношений, объектов земельных отношений, расположенных входящих этого района сельских поселений, случаев, если субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены местного самоуправления указанных сельских поселений.

Согласно пунктам 2, недопущения проведения одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя федеральными органами государственного земельного надзора муниципального земельного контроля проверок исполнения одних обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, обеспечения соблюдения установленной законодательством Российской Федерации периодичности проведения плановых проверок ежегодные планы проведения плановых проверок юридических лиц предпринимателей муниципального земельного контроля, разрабатываемые с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489, согласовываются или Россельхознадзора по Республике Коми или Росприроднадзора по Республике Коми, осуществляющими госземнадзор республики.

Проекты ежегодных планов муниципальных проверок до направляются до года, предшествующего году проведения соответствующих проверок.

Согласно пунктам 12, 13, выявления проведения проверки осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, органы муниципального земельного контроля дней составления акта проверки направляют копию акта проверки информации признаков выявленного нарушения Росреестра по Республике Коми установленной компетенции Положением Копия акта проверки направляется электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа муниципального земельного контроля, или невозможности направления электронного документа – носителе.

В срок дней поступления муниципального земельного контроля копии акта проверки, указанного в пункте 12 Правил, должностное лицо федерального органа государственного земельного надзора обязано рассмотреть копию акта, принять решение дела правонарушении либо дела правонарушении дней принятия решения копию решения муниципального земельного контроля электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа муниципального земельного контроля, или невозможности направления электронного носителе.

С учетом положений пункта кодекса РФ.

Задачи муниципального земельного контроля

Главное назначение процедур по муниципальному земельному контролю состоит в контролировании исполнения различными организациями и гражданами следующих моментов:

  • предусмотренного режима землепользования согласно их целевому назначению;
  • условий по охране эксплуатации участков земли;
  • временных интервалов по освоению территорий, при их закреплении в законодательных актах нашей страны;
  • норм градостроительства, установленных касаемо пользования участками земли;
  • установлений по соблюдению предписаний относительно эксплуатации наделов и ликвидации правонарушений, выявленных при землепользовании, которые вынесены государственным инспектором или предъявлены инспектором муниципального земельного контроля;
  • ограничительных мер по эксплуатации землевладений, которые предусмотрены муниципальной властью во исполнение определенных государственных либо общественных интересов, и для обеспечения госбезопасности жителей России и прочих ситуациях, приведенных в положениях отечественного законодательства.

Кроме того, его функции заключаются в:

  • предотвращении самозахватов земельных участков;
  • сохранении и восстановлении плодородности почв при эксплуатации наделов, выступающих средствами осуществления сельскохозяйственных работ;
  • проведении процедур по недопущению ухудшения качественного состояния землевладений;
  • предупреждении вредного влияния на экологию при землепользовании в разнообразных отраслях сельского хозяйства и прочей деятельности;
  • исполнении процедур по недопущению земельных правонарушений при облагораживании территорий и ведении различных видов деятельности в пределах конкретного населенного пункта.

Итогами мероприятий по муниципальному контролю за использованием земель выступают следующие:

  • обнаружение несоблюдения предписаний закона, действующего на территории России и различных муниципальных образований или документальное подтверждение того, что правонарушения отсутствуют;
  • при выявлении обстоятельств, свидетельствующих об административном правонарушении, передача соответствующей документации компетентным органам на рассмотрение вопроса об административном взыскании.

Контроль за землепользованием, осуществляемый муниципальными органами, происходит посредством проверок исполнения гражданами, организациями, индивидуальными предпринимателями и должностными лицами законодательных предписаний, предусмотренных нормами федерального законодательства и принятыми на их основании иными правовыми актами в сфере использования земель.

Согласно части 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ, правомочия на землевладения могут возникать при наличии определенных оснований, предусмотренных нормами гражданского и федерального законодательства, и такие участки должны пройти обязательную государственную регистрацию согласно Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

На основании статьи 42 Земельного кодекса РФ, на землевладельцев и землепользователей возлагаются такого рода обязанности:

  • эксплуатация участков согласно целевому назначению и отношению их к определенной категории, способами, допустимыми законодателем, не допускающими нанесения вреда экологической обстановке, включая землю как природный объект;
  • поддержание сохранности межевых, геодезических и прочих особых знаков, имеющихся на территории надела во исполнение законодательных предписаний;
  • исполнение процедур, направленных на охрану землевладений, лесных, водных зон и прочих ресурсов, включая меры по соблюдению правил, которые предполагает пожарная безопасность;
  • начало эксплуатации землевладений в положенные сроки, если они оговорены в условиях договоров;
  • регулярное осуществление надлежащих платежей за участки;
  • следование при эксплуатации наделов предписаниям, которые содержат градостроительные регламенты, строительные, экологические, санитарные, противопожарные и прочие правила и нормы;
  • предупреждение загрязнений, засорений, ухудшения качества и плодородности почв на территории участков с определенной категорией;
  • исполнение иных указаний, зафиксированных нормами земельного законодательства и обязательных к соблюдению.

Функционирование мер по государственному контролю за землепользованием и охраной землевладений (государственный земельный контроль) обеспечивает выполнение и соблюдение требований действующего земельного законодательства, принятие которых обусловлено необходимостью предотвращения и противостояния правонарушениям в земельной сфере.

Если вы получили извещение, содержащее информацию о предстоящей плановой проверке вашего надела, обратитесь по обозначенному в сообщении адресу.

РОСПРИРОДНАДЗОР

Отправить письмо.

Конспекты юриста

Особенности организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства.

Статья 71. Государственный земельный надзор

СТ 71 ЗК РФ

1. Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее – юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

2. Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также – органы государственного земельного надзора).

3. Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

4. При осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.

5. Должностные лица органов государственного земельного надзора (далее – должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право:

1) осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации;

2) запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;

3) беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного земельного надзора о назначении проверки получать доступ на земельные участки, в том числе земельные участки, занятые объектами обороны и безопасности, а также другими специальными объектами, и осматривать такие земельные участки и объекты (в порядке, установленном для осмотра таких земельных участков и объектов и их посещения) для осуществления государственного земельного надзора;

4) осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом;

5) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;

6) обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственного земельного надзора, в установлении лиц, виновных в нарушениях земельного законодательства;

7) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях;

8) привлекать экспертов и экспертные организации к проведению проверок соблюдения требований земельного законодательства;

9) направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о приведении правовых актов, принятых данными органами по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, в соответствие с положениями земельного законодательства;

10) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами полномочия.

6. Должностным лицам, уполномоченным на осуществление государственного земельного надзора, выдаются служебные удостоверения.

7. По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Читайте также:  Нужен ли технический паспорт на дачный дом?

8. Форма предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

9. В случае неустранения в установленный срок правообладателем земельного участка нарушений, указанных в предписании, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора, выдавший такое предписание, в срок не позднее чем тридцать дней со дня привлечения виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов:

1) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

2) орган государственной власти или орган местного самоуправления, которые в соответствии с законодательством вправе обратиться в суд с требованием об изъятии находящихся в частной собственности земельных участков в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и об их продаже с публичных торгов, в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.

10. В случае получения органом государственной власти или органом местного самоуправления предложения органа государственного земельного надзора о приведении правовых актов, принятых данными органами по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, в соответствие с положениями земельного законодательства данные органы в течение тридцати дней со дня получения такого предложения должны рассмотреть его и принять меры по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, способствующих совершению, а также проинформировать в этот срок орган государственного земельного надзора, направивший такое предложение, о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

10.1. В случае, если по результатам проведенной проверки должностным лицом, уполномоченным на осуществление государственного земельного надзора, выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, указанное лицо в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения данного земельного участка или в случае нахождения данного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Результаты указанной проверки могут быть обжалованы правообладателем земельного участка в судебном порядке.

11. Положение о государственном земельном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации.

Положение о государственном земельном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации.

Муниципальный земельный контроль (ст. 72 зк рф)

Муниципальный земельный контроль – деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства РФ и субъекта РФ, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

О порядке взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, см. Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1515 “Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль”.

г составлять протоколы в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответствен мости;.

Статья 71. Государственный земельный контроль

1. Специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

2. Государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 71

1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает понятие государственного земельного контроля (далее также – госземконтроль). Однако, делается это не путем определения соответствующего термина (по схеме: “госземконтроль – это. “), а через указание на органы и объекты госземконтроля.

1.1. К органам, осуществляющим госземконтроль, относятся: Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России); Федеральная служба земельного кадастра России (Росземкадастр); Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России); Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России), Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России).

1.1.1 МПР России является специально уполномоченным государственным органом в области осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель .

См.: Положение о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. N 726 // СЗ РФ. 2000. N 40. Ст. 3971.

1.1.2. Росземкадастр является федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим специальные функции, в том числе государственного контроля за использованием и охраной земель. В пределах своей компетенции он имеет право: проверять при осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель организации (в том числе в установленном порядке режимные), составлять протоколы по результатам проверок . Контрольные, регулирующие и другие управленческие полномочия в части организации ведения государственного земельного кадастра на территории соответствующего кадастрового округа, входящие в компетенцию Росземкадастра, осуществляются через комитеты по земельным ресурсам и землеустройству по соответствующим субъектам РФ .

См.: Положение о Федеральной службе земельного кадастра России. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 г. N 22. П. п. 1, 5 – 7 // СЗ РФ. 2001. N 3. Ст. 251.

См.: Приказ Федеральной службы земельного кадастра России от 26 сентября 2001 г. N П/166 “Об упорядочении деятельности по ведению государственного земельного кадастра”. Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 сентября 2001 г. N 2952. П. 1 // БНА ФОИВ, 2001. N 41.

1.1.3. Минсельхоз России осуществляет государственный контроль за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их рациональным использованием, а также совместно с Росземкадастром – государственный контроль за состоянием и использованием мелиорированных земель .

См.: Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации.

1.1.4. Минздрав России (департамент по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору), входящий в Государственную санитарно-эпидемиологическую службу (далее – Служба), другие органы Службы осуществляют контроль за выполнением санитарных правил, гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при: выборе земельных участков под строительство; планировке и застройке населенных пунктов; установлении зон санитарной охраны источников водопользования населения; установлении санитарно-защитных зон промышленных организаций; осуществлении мероприятий по санитарной охране территории и лечебно-оздоровительных местностей и курортов и др. .

К ним относятся: федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее – ЦГСЭН), ЦГСЭН в субъектах РФ, на водном и воздушном транспорте в регионах, городах, районах, межрайонные, на водном и воздушном транспорте в субъектах РФ, зональные на водном и воздушном транспорте, в районах (округах) городов; ЦГСЭН, иные учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, структурные подразделения МПС России, Минобороны России (в том числе органы управления), МВД России, Минюста России, ГУСП Президента РФ, Медицинского центра Управления делами Президента РФ, ФСБ России, ФПС России, ФСНП России, ФАПСИ, ФСО России, Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве Российской Федерации, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор на соответствующих объектах, и другие. См.: Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554. П. 5 // СЗ РФ. 2000. N 31. Ст. 3295.

См.: Там же, пп. 3 п. 15.

1.1.5. Госстрой России организует государственный контроль за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях и издает инструкции о порядке его осуществления . Контроль за использованием земель в поселениях в соответствии с полномочиями, установленными градостроительным и земельным законодательством, наряду с Госстроем России осуществляют: органы архитектуры и градостроительства субъектов РФ, органы архитектуры и градостроительства городов, районов и других муниципальных образований, органы госархстройнадзора .

См.: Положение о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1999 г. N 1289, пп. 23 п. 7 // СЗ РФ. 1999. N 48. Ст. 5864.

См.: Инструкция “О порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях”. Утверждена Приказом Госстроя России от 2 августа 1999 года N 18. Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 октября 1999 г. N 1952 // БНА ФОИВ. 1999. N 45 (без прил. 7).

1.2. Государственный земельный контроль осуществляется за соблюдением: а) земельного законодательства; б) требований охраны и использования земель.

1.2.1. Понятие земельного законодательства дано в ст. 3 Кодекса (см. названную статью и комментарий к ней).

1.2.2. Требования охраны и использования земель могут устанавливаться: в законодательных и иных нормативных правовых актах; программах по охране и использованию земель; нормах и правилах по охране и использованию земель; экологических (природоохранных) нормах и правилах; градостроительных нормах и правилах, санитарных правилах и т.п.

Так, требования по охране земель установлены непосредственно в Кодексе (см. главу II и комментарий к ней).

В качестве примера программы, содержащей требования охраны и использования земель как объекта государственного контроля, можно привести Федеральную целевую программу “Повышение плодородия почв России на 2002 – 2005 годы” . В соответствии с ней государственный контроль за реализацией Программы в целом и региональных программ осуществляется Минсельхозом России, его территориальными специально уполномоченными органами по мелиорации земель, межрегиональными федеральными бюджетными учреждениями и органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, определяемом соглашениями между ними. Задачей такого контроля является обеспечение выполнения предусмотренных в Программе показателей, соблюдения собственниками, владельцами, пользователями, в том числе арендаторами, земельных участков требований законодательства РФ при осуществлении хозяйственной деятельности в части сохранения и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения (раздел VI).

См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2001 года N 780. Федеральная целевая программа “Повышение плодородия почв России на 2002 – 2005 годы” // СЗ РФ. 2001. N 48. Ст. 4515.

Кроме того, требования охраны и использования земель могут быть установлены в различного рода специальных правилах. Например, земельные участки, выбранные для использования для устройства полигонов твердых бытовых отходов, должны отвечать требованиям санитарных правил “Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов” , которые являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, если их деятельность связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов (п. 1.2). Государственный контроль за соблюдением требований этих санитарных правил осуществляется органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.

Читайте также:  Хищение имущества из посылки на почте

См.: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2001 года N 16 “О введении в действие санитарных правил” (вместе с санитарными правилами “Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01”). Зарегистрировано в Минюсте России 26 июля 2001 года N 2826 // БНА ФОИВ. 2001. N 33.

1.3. Госземконтроль осуществляется за соблюдением законодательства и указанных требований в деятельности: организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; их руководителями и должностными лицами, а также гражданами.

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи госземконтроль осуществляется в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

2.1. В настоящее время такие отношения регулируются Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации (далее – Положение о госземконтроле).

Утверждено Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. N 1362. С изм. и доп., внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1996 года N 271 // СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 78; 1996. N 13. Ст. 1345.

2.2. Порядок госземконтроля (в части ряда требований по охране и использованию земель) может определяться также актами федеральных органов исполнительной власти при условии, что они должны быть изданы в соответствии и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, в пределах предоставленных полномочий.

Так, во исполнение положений абзаца шестнадцатого статьи 25 Градостроительного кодекса РФ, пункта 19 Положения о госземконтроле разработана Инструкция о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях . Еще один пример – Инструкция о порядке работы госземинспекторов , разработанная во исполнение того же п. 19 названного Положения.

См.: Инструкция о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях. Утверждена Приказом Госстроя России от 2 августа 1999 г. N 18. Зарегистрировано в Минюсте России 25 октября 1999 г. N 1952 // БНА ФОИВ. 1999. N 45 (без прил. 7).

См.: Инструкция о порядке работы госземинспекторов по привлечению физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушение земельного законодательства. Утверждена Приказом Роскомзема от 18 февраля 1994 г. N 18. С изм. и доп., внесенными Приказом Госкомзема России от 15 февраля 1999 г. N 23 // БНА РФ. 1994. N 7; 1999. N 10.

2.3. При проведении госземконтроля должна быть обеспечена защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с требованиями закона .

См.: Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)” // СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3436.

В соответствии с ней государственный контроль за реализацией Программы в целом и региональных программ осуществляется Минсельхозом России, его территориальными специально уполномоченными органами по мелиорации земель, межрегиональными федеральными бюджетными учреждениями и органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, определяемом соглашениями между ними.

Государственный земельный надзор

Перечень обязательных требований законодательства Российской Федерации, выполнение которых является предметом проверок соблюдения земельного законодательства, а также меры, применяемые к нарушителям земельного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

– использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:

а) требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без документов, разрешающих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществление хозяйственной деятельности, самовольной уступки права пользования землей, а также самовольной мены земельными участками;

б) требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;

в) требований земельного законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению;

г) требований земельного законодательства, связанных с обязательным использованием земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, в указанных целях (за исключением выполнения требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности);

д) требований земельного законодательства органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

е) обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

ж) требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

з) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Согласно статье 23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) Росреестр и его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП:

статья 7.1 КоАП – в части самовольного занятия земельного участка или использования земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю – влечет наложение административного штрафа, если определена кадастровая стоимость земельного участка: граждане в размере от 1 до 1,5 % кс зу, но не менее 5000 руб (согласно ч.3 ст.3.5 КоАП РФ – не более 100 000 рублей); должностные лица – от 1,5 до 2 % кс зу, но не менее 20 000 руб (согласно ч.3 ст.3.5 КоАП РФ – не более 300 000 рублей); юридические лица – от 2 до 3 % кс зу, но не менее 100 000 руб (согласно ч.3 ст.3.5 КоАП РФ – не более 700 000 рублей),а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка:граждане в размере от 5000-10 000 руб;должностные лица – от 20 000-50 000 руб;юридические лица – от 100 000-200 000 руб. ;

часть 1 статьи 7.2 КоАП – утратил силу;

статья 7.34 КоАП – использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность

Использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность, -влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей;

Статья 8.8. КоАП – использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

часть 1 статьи 8.8 – использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Часть 1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, –
влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Часть 3. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, –
влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Часть 4. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей;

Положения Федерального закона “№” 6-ФЗ также расширили круг ведомств, имеющих полномочия по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения. Наряду с Росреестром такими полномочиями наделены должностные лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

В целях устранения правонарушений Росреестром (его территориальными органами) выносятся обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства, с указанием сроков их устранения, исполнение которых в последствии Росреестром (его территориальными органами) контролируется.

В ходе осуществления государственного земельного надзора выявленное правонарушение не может быть снято с контроля до его полного устранения.

К нарушителям земельного законодательства применяются меры в строгом соответствии с требованиями:

В ходе осуществления государственного земельного надзора выявленное правонарушение не может быть снято с контроля до его полного устранения.

Добавить комментарий