Внутренняя миграция в России в 2020 году

Статистика миграции населения в россии по годам 2015 2020 года

Не все эмигранты отказались от гражданства России, некоторые не меняли официально место проживания. Статистика свидетельствует о тех россиянах, которые по месту регистрации выписались по причине переезда за границу.
Поэтому точно озвучить информацию тяжело.

Статистика миграции по возрасту показывает, что большую часть уехавших составляют студенты и молодые предприниматели, которых не устраивает отсутствие гарантий при ведении бизнеса. Статистика миграции высококвалифицированных кадров называет следующие причины оттока людей:

Не все эмигранты отказались от гражданства России, некоторые не меняли официально место проживания.

Эксперты Moody’s предсказали рост миграции внутри России из-за пандемии

Ухудшение ситуации в российской экономике из-за пандемии коронавируса и обвала цен на нефть приведет к ускорению внутрироссийской миграции в ближайшие два года: россияне будут стремиться в крупные экономические центры, из-за чего менее развитые регионы столкнутся с долгосрочным падением доходов и замедлением экономического развития, прогнозируют аналитики рейтингового агентства Moody’s Investors Service в новом обзоре (есть у РБК).

Миграционный отток прежде всего произойдет в регионах:

  • с низкими доходами населения и слабой системой социальной поддержки;
  • со слаборазвитой инфраструктурой;
  • с высокой занятостью в секторе услуг (торговля, гостиницы, транспорт и так далее больше всего пострадали от кризиса);
  • близких к более развитым регионам (или с удобным транспортным сообщением с ними), являющимся крупными экономическими центрами (Москва, Московская область, Санкт-Петербург).

Последствия для регионов

Сокращение экономически активного населения из-за миграции приведет к падению инвестиций и снижению доходов региональных бюджетов за счет уменьшения налоговых поступлений, прогнозируют эксперты. Темпы роста поступлений от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ, 85% зачисляется в региональный бюджет, 15% — в муниципальный) и налога на совокупный доход (налоги на малый бизнес по спецрежимам) будут сокращаться и после преодоления коронавирусного кризиса, предупреждают в Moody’s. Именно НДФЛ и налоги на малый бизнес являются одними из основных налоговых источников доходов для регионов.

Миграционный отток трудоспособного населения негативно скажется на долгосрочном экономическом росте регионов; поступления других налогов (акцизов, налога на имущество и т.д.) будут снижаться вследствие замедления деловой активности. Рост бюджетных расходов, в том числе социальных, скорее всего, будет меньше из-за сокращения численности населения, но темпов замедления будет недостаточно, чтобы компенсировать падение налоговых доходов, считают экономисты. Это объясняется, в частности, тем, что многие трудовые мигранты, переезжая на работу в новый регион, остаются зарегистрированными в родных субъектах и поэтому включаются в местную статистику для бюджетного планирования.

Опыт кризиса 2014 года

В 2014–2017 годах в половине российских регионов (55%) ускорился миграционный отток населения, трудоспособное население уезжало в более богатые регионы в поисках работы и лучших условий для жизни. Ускорение миграции продолжалось по меньшей мере в течение двух лет после пика кризиса, отмечают аналитики Moody’s. В более 75% регионов, где наблюдался отток населения, произошло снижение среднедушевых доходов граждан и рост экономического неравенства. Масштабы миграции существенно различались по регионам.

Лидеры по оттоку населения

Аналитики Moody’s ожидают, что наиболее серьезный масштаб оттока экономически активного населения в ближайшие два года произойдет в Омской области, Чувашии, Башкирии, Самарской и Нижегородской областях (из рейтингуемых Moody’s регионов). По данным Росстата, уровень среднедушевых денежных доходов населения в этих регионах в 2019 году был ниже среднего уровня по стране (35,25 тыс. руб. в месяц), хуже всего ситуация с доходами населения в Чувашии — 20,2 тыс. руб. (.xlsx). При этом ряд нерейтингуемых регионов может столкнуться с еще более высоким оттоком населения из-за более слабых экономик и бюджета.

Во время пандемического кризиса из-за карантинных ограничений и режима самоизоляции населения сильнее всего пострадает именно сектор услуг, но безработица в других отраслях экономики (например, в обрабатывающей промышленности), вызванная экономическим спадом, также ускорит внутреннюю миграцию. Эксперты ВЭБ.РФ прогнозируют, что уровень безработицы в 2020 году может возрасти до 7% после 4,6% в 2019 году. Пик безработицы ожидается во втором квартале, когда число потерявших работу россиян увеличится до 10% от экономически активного населения.

Ключевыми характеристиками для оттока трудоспособных граждан (в том числе занятых в секторе услуг), по оценкам экспертов, обладают также Ханты-Мансийский АО, Республика Коми и Красноярский край, но развитие инфраструктуры и региональные программы поддержки экономики в этих регионах будут способствовать повышению спроса на рабочую силу и сглаживанию миграционного оттока.

Влияние пандемии на бюджеты

За последние три года российские регионы снизили долговую нагрузку и улучшили бюджетное управление, но финансовые показатели всех субъектов в 2020 году ухудшатся из-за вспышки коронавируса, полагают аналитики Moody’s.

Пандемия коронавируса и падение цен на нефть приведут к самым высоким показателям дефицита бюджетов российских регионов за последние 20 лет, несмотря на антикризисные меры поддержки правительства, предупреждали аналитики S&P. Общий дефицит региональных и муниципальных бюджетов может составить 6–9% совокупных доходов, ожидают они. Трансфертов от федерального центра и реструктуризации бюджетных кредитов недостаточно, чтобы помочь регионам избежать роста долговой нагрузки.

К 2021 году основная часть резервов на счетах регионов будет израсходована, констатирует S&P. По оценкам агентства «Национальные кредитные рейтинги», 62 из 85 российских регионов в текущем году полностью исчерпают накопленные резервы, а совокупная потребность в долговом финансировании составит свыше 500 млрд руб.

ВВП России снизится на 5,5% в 2020 году (по сравнению с ростом на 1,2% в 2019 году), а в 2021 году он увеличится на 2,2%, прогнозирует Moody’s. Оценки совпадают с прогнозами правительства: Минфин оценивал падение экономики России в 2020 году на 5%, прогноз ЦБ — спад на 4–6%.

Общий дефицит региональных и муниципальных бюджетов может составить 6 9 совокупных доходов, ожидают они.

Исследование населения РФ: численность, гендерная и возрастная структура, межрегиональная миграция

Сокращаться миграция будет постепенно, так в 2020 году миграционный прирост от внешних мигрантов может составить чуть более 150 тыс.

Глава ГУВМ МВД Валентина Казакова: Об актуальных вопросах миграционной политики

Для приезжих в Россию готовят облегченные процедуры оформления правового статуса и трудовых отношений с работодателями

Руководитель Главного управления по вопросам миграции МВД России Валентина Казакова рассказала корреспонденту «НГ» Екатерине Трифоновой о новеллах в миграционном законодательстве, связанных с коронавирусом, предстоящей цифровизацией самого ведомства и изменениями на рынке труда. По мнению Казаковой, пандемия показала, что «теневая занятость», о которой иностранные работники чаще всего и договариваются с российскими работодателями, оборачивается для мигрантов множеством проблем.

– С какими проблемами столкнулись миграционные органы в это сложное время?

– Закрытие границ, прекращение транспортного сообщения между странами, введение карантинных мероприятий привели к необходимости урегулирования правового положения находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

В это время особенно важно предотвратить риски здоровью граждан и свести к минимуму их контакты в помещениях при получении государственных услуг. По этой причине необходимо шире использовать информационные технологии. Для этого созданы все возможности – подать заявление можно либо по предварительной записи, либо через Единый портал госуслуг в сети интернет. Такая мера позволяет избежать образование «живой очереди». Наши сотрудники продолжают в полном объеме выполнять свои функции. Они также оказывают содействие сотрудникам Роспотребнадзора и органам здравоохранения в мероприятиях по предупреждению распространения коронавирусной инфекции.

Всего с момента введения ограничительных мер за предоставлением государственных услуг обратилось порядка 1,3 млн иностранных граждан и лиц без гражданства.

– Оправдало ли себя послабление требований к мигрантам в период коронавируса? Не привело ли к росту преступности среди мигрантов? Каким образом осуществляется в настоящее время контроль за мигрантами и нужен ли вообще такой жесткий контроль, как был до пандемии?

– Меры, введенные указом президента РФ, позволили всем иностранным гражданам временно оставаться и работать в России на законных основаниях. Каждый иностранец может при необходимости обратиться в органы внутренних дел с заявлением, на основании которого он получит нужные ему документы – будь это виза или отметка миграционного учета. Обладателям патентов, попавшим в сложную жизненную ситуацию, в том числе потерявшим работу, была предоставлена возможность временно не платить по патенту, причем сам патент оставался действительным.

Также разрешено работать на законных основаниях тем иностранным гражданам, которые находятся в России с иными, отличными от рабочих целями визита.

Начиная с 16 июня 2020 года все иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность, должны иметь разрешительные документы. Работодатели обязаны информировать органы внутренних дел о приеме иностранных граждан на работу.

Самое главное, что люди не оказались в нелегальном положении, а значит многие социальные риски, включая противоправное поведение, не будут обостряться. Более того, в целом за январь-май 2020 года массив преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, сократился на 3,4%.

Несмотря на введенные временные меры, контроль за соблюдением иностранными гражданами законодательства остался прежним. Это же относится и к работодателям, у которых они работают. В этих целях проводятся профилактические мероприятия, наши сотрудники посещают места проживания и работы иностранцев. Совместно с органами занятости и региональными органами исполнительной власти налажено взаимодействие для оказания помощи лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Система контроля и обеспечения безопасности в сфере миграции совершенствуется. Мероприятия, в ходе которых осуществляется проверка соблюдения законодательства, проводятся на основе мониторинга и оценки соответствующих рисков – это значит, что принимаемые меры становятся более точными и эффективными, именно там, где это требуется.

Мы и сегодня продолжаем работать над улучшением механизмов, в основе которых лежат современные информационные технологии и системы управления данными. Задача состоит в том, чтобы для законопослушных граждан контроль был необременителен, а для нарушителей неотвратим, как и сама ответственность. Поэтому мы развиваем возможности электронных сервисов. В частности, 8 июня 2020 года Президентом Российской Федерации подписан федеральный закон, устанавливающий право иностранным гражданам, являющимся собственниками жилья в России, выступать принимающей стороной для других иностранцев. С момента вступления его в законную силу с 7 сентября 2020 года иностранные граждане могут ставить других иностранцев на учет по месту пребывания по адресу своего жилого помещения. Раньше это могли делать только высококвалифицированные специалисты-иностранцы.

После вступления его в силу также появится возможность регистрировать и снимать с регистрации иностранцев по месту жительства через Единый портал госуслуг.

– Какие в настоящее время действуют миграционные правила с учетом послабления ограничений?

– Ответы на многие вопросы даны указом президента РФ от 15 июня 2020 г. № 392. Иностранным гражданам, прибывшим в РФ, в безвизовом порядке, предоставлено право обратиться с заявлением о выдаче патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления, к заявленной цели визита и выезду из РФ. Работодатели, имеющие разрешение на привлечение и использование иностранных работников, вправе обратиться с заявлением о выдаче (продлении) разрешения на работу иностранным гражданам, прибывшим в РФ в визовом порядке, без учета требований к заявленной цели визита иностранного гражданина на любой срок до 15 сентября 2020 года включительно.

Читайте также:  Вычет при продаже доли уставном капитале 2020

Например, в Москве с 22 июня уже возобновили работу многофункциональные центры «Мои документы», расположенные в наиболее густонаселенных районах с хорошей транспортной доступностью. Подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД России продолжают осуществлять прием и оказывать государственные услуги в сфере миграции, при этом в целях исключения образования очередей существует возможность подачи заявлений в электронном виде.

– 30 мая 2020 года утвержден план мероприятий по реализации Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы. Какие мероприятия предусмотрены этим планом?

– Обновленный план мероприятий по реализации в 2020-2022 годах Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы был разработан министерством внутренних дел в развитие предложений по реформированию миграционных режимов и института гражданства РФ, явившихся результатом совместной деятельности всех органов государственной власти в рамках рабочей группы по реализации Концепции, образованной распоряжением президента от 6 марта 2019 года № 58-рп.

В ходе исполнения плана предполагается совершенствование институтов постоянного проживания и гражданства РФ. Планируется создание нового правового режима для долгосрочного пребывания иностранных граждан в России, модернизация механизмов регулирования трудовой миграции, обеспечения безопасности и правопорядка в миграционной сфере, а также комплексная информатизация системы государственного управления в сфере миграции.

Планом предусмотрен комплекс мероприятий по созданию единой информационной платформы, содержащей сведения об иностранных гражданах, обеспечивающей предоставление государственных услуг, взаимодействие между гражданами, организациями и государственными органами в электронном виде, а также позволяющей внедрить персонализированные информационные сервисы (личный кабинет, рассылка уведомлений в мобильном приложении). Предполагается сформировать государственную систему планирования и управления миграционными процессами, предназначенную для решения задач сбалансированного пространственного развития РФ, прогнозирования социально-экономических и инвестиционных потребностей субъектов РФ, учета и перераспределения кадрового потенциала по отраслям экономики и предприятиям.

– За последний год министерством подготовлено большое количество законопроектов, внесенных правительством в Госдуму. Предполагается ли внесение новых законопроектов в 2020 году и каких именно?

– Наша работа по законопроектам ведется по двум направлениям. Первое – это вопросы правового регулирования, которые необходимо решать в ближайшей перспективе. К ним, например, относятся уже подготовленный и внесенный в правительство законопроект об упрощенном порядке привлечения иностранных работников в период подготовки и проведения международных мероприятий. Актуальным вопросом является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения России, а также выработка мер по предотвращению распространения опасных инфекционных заболеваний. В этой связи уже разработан законопроект, предоставляющий полномочия правительству РФ на определение правил транспортировки высылаемых лиц, имеющих инфекционные заболевания. Также готовим законопроект, направленный на разграничение правоохранительной деятельности по пресечению противоправных деяний от государственного надзора (контроля) за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и отмену плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Второе направление – это подготовка принципиально новых нормативных правовых актов, предусмотренных обновленным планом мероприятий по реализации Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы.

– Правозащитники критикуют чиновников за отсутствие конкретной помощи для иностранцев, оказавшихся в сложном положении. Планируются ли для них какие-либо послабления или меры поддержки?

– Как уже было сказано выше, органами внутренних дел были приняты все необходимые меры по урегулированию правового положения иностранных граждан – независимо от цели въезда в Россию, установленных нормативными правовыми актами сроков обращения за документами и без соблюдения в отдельных случаях обязанности выезда за пределы РФ. Иностранцам предоставлена возможность временно находиться и работать в нашей стране. В случае обращения граждан сотрудниками подразделений по вопросам миграции оказывается помощь в составлении соответствующих заявлений, принимаются решения о продлении срока пребывания и выдаче документов.

Правозащитники, в свою очередь, также могут оказать конкретную помощь иностранцам, оказавшимся в сложном положении, например, защитить их трудовые права перед работодателем. Если они выявят признаки нарушения законодательства, регулирующего порядок привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности, то мы всегда готовы оперативно отреагировать на их обращения.

– Выносятся ли в настоящее время решения о выдворении иностранных граждан из России?

– В соответствии с вышеупомянутым указом президента РФ от 15 июня 2020 года № 392 в настоящее время в отношении иностранных граждан решения о нежелательности пребывания, об административном выдворении, о депортации или реадмиссии не принимаются. Вместе с тем, МВД России совместно с МИД России на постоянной основе взаимодействует с посольствами и консульскими учреждениями иностранных государств по вопросам организованного вывоза их граждан, в том числе тех, кто ожидает исполнения решений об административном выдворении или депортации.

– Пандемия снова поставила вопрос о том, что в России находится множество мигрантов без определенного правового статуса. Сколько же их? Что предполагается делать с такими лицами: выдворять или легализовывать? Например, содержание иностранных граждан в центрах временного содержания (ЦВСИГ), отправка их на родину и другие меры по выдворению и депортации затратны для государства. Легализация же, в результате которой в казну поступали бы взносы от патентов или госпошлин, наоборот выгодна. Тем более, что мигранты, длительное время проживающие в РФ, имеющие уже здесь корни и интересы, все равно страну не покинут. Ставится ли вопрос о проведении миграционной амнистии, насколько это вообще вероятно?

– Вопрос стоит несколько иным образом. Пандемия обнажила проблему «теневой занятости» иностранных граждан у работодателей, которые в этот период не выполнили свои обязательства перед работниками, пользуясь отсутствием письменных трудовых или гражданско-правовых договоров. Именно по этой причине многие люди оказались в нелегкой ситуации, были уволены или сокращены без предоставления соответствующих социальных гарантий, установленных российским трудовым законодательством и международными соглашениями.

В действительности, у большинства работающих в России иностранцев, как правило, есть разрешение на работу или патент, они законно находятся в нашей стране, платят налоговые платежи, но при этом не требуют от работодателя письменного оформления трудовых отношений, чем последние и пользуются. Официальный договор с работодателем – это гарантия работнику, что он сможет в острой ситуации защитить свои права – оспорить незаконное увольнение или сокращение, потребовать невыплаченную заработную плату, получить оплачиваемый отпуск, больничный лист, жилищное и медицинское обеспечение и многое другое, что обязаны предоставлять работодатели. Поэтому реальная проблема состоит не в отсутствии правового миграционного статуса и не в проблеме его получения. Причиной является неформальная занятость, не задокументированные трудовые отношения. Ведь проблема с миграционным статусом зачастую возникает, когда происходят проблемы на работе. Например, работодатель задержал зарплату или вовсе ее не выплатил, или выплатил, но в меньшем объеме, если сотрудник болел. Значит, работник не сможет оплатить патент, утратит право находиться и работать в России, окажется в нелегальном положении. Каждый иностранец должен понимать, что наличие обязательств со стороны работодателя в виде письменного договора – это гарантия защиты его прав, которая позволит избежать многих негативных последствий.

Вторая похожая проблема – это «теневой найм» жилья. Однако в этом случае уже не работодатель, а собственник или наймодатель жилого помещения не оформляет с иностранцем документы. Обращаем внимание иностранных граждан, что договор найма жилого помещения также как и трудовой договор желательно иметь в письменной форме. Только в этом случае наниматель может защитить свои права пользования жилым помещением. Одновременно с заключением такого договора собственник или наймодатель должен обеспечить постановку на миграционный учет всех иностранных граждан, кто будет проживать, а также продлевать его в установленных законом случаях. Наличие такого договора обезопасит граждан от неправомерного выселения, произвольного изменения платы, отказа от оформления или продления миграционного учета и многих других нарушений, ущемляющих права нанимателя.

Как видите, самые распространенные проблемы у граждан возникают в результате банального пренебрежения правовыми средствами обеспечения своих собственных прав. Просим иностранцев формализовать, что называется «закреплять на бумаге», договоренности со своими работодателями и собственниками жилых помещений.

В большинстве случаев нарушители, которым назначается наказание в виде административного выдворения за пределы РФ пользуются возможностью самостоятельного контролируемого выезда. Для этого они сами либо при помощи близких людей покупают билет на родину, и предъявляют его в суде, как подтверждение намерения добровольно выехать. В таких случаях никто не помещается в специальное учреждение, а сам процесс контроля самостоятельного выезда для государства не затратный. В специальные учреждения помещаются те граждане, которые либо не имеют документов для выезда в свою страну, либо не имеют средств на покупку обратного билета и им некому помочь, либо такие нарушители, которые уже ранее не исполнили обязанность самостоятельного контролируемого выезда, а также лица, отбывшие наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы или в отношении которых было принято решение о нежелательности пребывания. Очевидно, что содержание таких граждан в специальных учреждениях вполне обоснованно и даже необходимо из соображений безопасности.

Мы уже говорили, что послабление или ужесточение миграционного законодательства не приведет к существенному изменению ситуации. Намного важнее предоставить более удобные и современные способы реализации гражданами своих прав, облегчить сами процедуры оформления миграционного статуса, трудовых отношений с работодателем, прав пользования жилым помещением с собственником, получения необходимых государственных услуг, выполнения обязанностей. Для этого мы сегодня активно работаем над развитием информационных сервисов, переходом к взаимодействию граждан, организаций и государства в электронном виде. Мы планируем в ближайшие три года полностью обновить всю систему правового регулирования и государственного управления в сфере миграции.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Для этого созданы все возможности подать заявление можно либо по предварительной записи, либо через Единый портал госуслуг в сети интернет.

Пусть ГУВМ оправдает надежды

Вячеслав Поставнин, эксперт, бывший заместитель директора ФМС России:

Сразу хочу отметить: поручения президента по реализации Концепции миграционной политики, на мой взгляд, выглядят более содержательными и конкретными, чем сама новая концепция, принятая в 2018 году.

К сожалению, в документе я не нашел упоминания о такой тревожной проблеме, как усиление эмиграции россиян на Запад, а также ничего не сказано о важности взаимодействия с НПО, помогающими выживанию мигрантов.

И самое главное: надо создавать все условия для безбарьерного возвращения в Россию репатриантов, прежде всего русских.

Читаю в Поручении… ссылки на ключевую роль полицейского ведомства в реализации привлекательной миграционной политики. Все это уже было в 2001 году, когда после заседания Совбеза было принято решение передать ФМС в систему МВД. “Хотели как лучше…” Но в 2008 году, когда стало совершенно ясно, что у полиции свои ответственные функции и не ее это дело – привлекать в Россию мигрантов, ФМС вновь стало самостоятельным органом. Увы, не секрет, что миграция – Клондайк для коррупции, и, когда дела в миграции пошли совсем уж плохо, в 2016 году вновь наступили на те же грабли: ФМС ликвидировали и дело спасения миграции вновь было взвалено на плечи МВД. Этому ведомству можно только посочувствовать.

Но все же хочется надеяться, что Поручения президента сможет достойно выполнить тот сильный, самоотверженный коллектив ГУВМ (Главного управления по вопросам миграции МВД России), который сумел сохранить верность лучшим традициям миграционной службы 90-х годов. Ведь ФМС создавалась с миссией помогать мигрантам, сотрудники той службы были убеждены, что возвращающиеся репатрианты жизненно необходимы России.

Читайте также:  Вероятность Банкротства Предприятия

Это мудро и справедливо, что в Поручениях сказано об укреплении властной вертикали. Хочется надеяться, что ГУВМ, которое до сих пор имело только организационно-методические функции,

будет теперь иметь и властные функции, как в свое время имел начальник ФМС: его распоряжения неукоснительно исполнялись миграционными органами “на земле”. Важно еще, что будут увеличены штаты сотрудников в центре и в тех регионах, где наибольшее количество мигрантов.

миграционных режимов и, в частности, идея отказаться от института разрешения на временное проживание.

Чем грозит ускорение внутренней миграции

21 Мая 2020 11:55

На переезд в поисках лучшей жизни решаются молодые и активные, а те, кто остается, не только не могут обеспечить экономическое развитие и параллельно содержать государственную машину, но и сами нередко нуждаются в помощи

К ризис в российской экономике ускорит внутреннюю миграцию, считают аналитики международного рейтингового агентства Moody’s. Падение доходов и отсутствие перспектив в ближайшие два года будут толкать людей на переезд из менее развитых регионов в экономические и финансовые центры, прежде всего — в Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. Пятерка регионов, больше всего рискующая потерять население, по мнению аналитиков агентства, — это Чувашия, Башкирия, Самарская, Омская и Нижегородская области. Впрочем, не нужно быть пророком, чтобы прогнозировать рост оттока населения не из 5, и даже не из 50, а из 70 российских регионов, из которых люди уезжали и до всякого кризиса.

Так, по данным Росстата, из 85 субъектов Федерации в 2017 году положительный миграционный поток наблюдался в полутора десятках регионов в Центральном, Южном и Северо-западном округах. Из остальных люди уезжали. Толкает людей на переезд целый ряд факторов. Это и банальное отсутствие работы, и низкий уровень доходов и социальной поддержки, и отсутствие инфраструктуры. В нынешней ситуации ко всему этому добавляется высокая доля отраслей, в наибольшей степени пострадавших от карантинных ограничений: транспорт, сфера услуг, туристический и гостиничный бизнес.

Ганс Балушек. Фрагмент картины «Город рабочих», 1920 Иллюстрация: Wikimedia Commons

Удар, нанесенный коронавирусом по российской экономике, пока не имеет официальной оценки: пик ограничений пришелся на апрель-май, и данные за второй квартал появятся еще нескоро. Однако экспертные оценки сходятся на том, что ВВП страны за апрель-июнь сократится на 20–25%, реальные доходы населения — на 15–20%, а уровень безработицы подскочит с докризисных 4,9% до 10%. Эти цифры значительно превосходят всё, с чем страна сталкивалась за последние четверть века, и можно не сомневаться, что по мере смягчения режима самоизоляции внутренняя миграция начнет расти ускоренными темпами.

Для абсолютного большинства российских регионов прогноз Moody’s звучит как приговор. Отток экономически активной части населения ведет к сокращению налоговых поступлений. Внутренних ресурсов для развития будет куда меньше. Те же, кто остается, не только не могут обеспечить экономическое развитие и параллельно содержать государственную машину, но и сами нередко нуждаются в помощи. Так что ни на развитие инфраструктуры, ни на щедрые региональные социальные программы денег на большей части территории страны просто не будет. Это лишь ускорит процесс массового исхода молодых и энергичных людей с «депрессивных» территорий. Уже сейчас в большинстве российских регионов действует процесс отрицательной селекции, который самым негативным образом сказывается и на качестве управления, и на качестве трудовых ресурсов или, как сейчас принято говорить, «человеческого капитала».

Демографическая ситуация серьезно ухудшится: доля пенсионеров и людей предпенсионного возраста вырастет, а отток людей репродуктивного возраста негативно скажется на рождаемости. Естественная убыль и стремительное старение населения — это то, что ждет большую часть российских регионов в ближайшие годы.

Ни помощь из федерального бюджета, ни федеральные программы пространственного развития, вроде программы развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, эти тенденции переломить не могут. Конкурировать с московским качеством жизни, со столичными социальными программами, возможностью получить качественное образование и медицинскую помощь, устроиться на работу и количеством возможностей потратить заработанное, не может пока никто. Наращивание перечислений из «центра» наталкивается все на то же качество человеческого капитала и, как следствие, качество управления. Проще говоря, чем больше посылается денег, тем более громкие и частые коррупционные скандалы потрясают российскую провинцию, а уровень доходов и качество жизни там продолжают снижаться прежними темпами.

Что касается Москвы и других регионов, где стремятся осесть и закрепиться внутренние мигранты, радоваться тут тоже особенно нечему. Умеренный приток «свежей крови» благотворно сказывается на деловой активности и пополняемости городских и региональных бюджетов. Но когда процесс принимает массовый характер, качество жизни, как правило, страдает. Конкуренция за рабочие места резко усиливается. А если учесть, что в Москве и Петербурге туриндустрия и сектор услуг, ориентированный на туристов, занимают куда более весомую долю в экономике, чем в среднем по стране, избежать сокращения доходов из-за «демпинга» на рынке труда со стороны приезжающих едва ли получится. Нагрузка на транспорт и социальную инфраструктуру — детские сады, школы, поликлиники — резко вырастет. А про доступное жилье можно будет забыть надолго.

Это и банальное отсутствие работы, и низкий уровень доходов и социальной поддержки, и отсутствие инфраструктуры.

Первопричина миграционных проблем

Начиная с 2016 года, ситуация сложилась таким образом, что нелегалы, приехавшие в Россию, создали в стране некоторые проблемы. Их причиной послужило незнание русского языка и законодательства.

Кроме того, увеличилось количество преступлений, совершенных иностранцами на территории страны. Стоит заметить, что их характер ничем не отличается от преступлений, совершенных коренными жителями России. Согласно статистических данных это мошенничество и воровство.

На основании вышесказанного остается сделать вывод, что миграционные процессы оказывают влияние на общественную жизнь России внутри страны, которое обусловлено разницей интересов.

Несмотря на трудности и сложную экономическую и политическую ситуацию в мире, прогноз в данном направлении свидетельствует о том, что как приток иностранцев, так и отток российских граждан за границу будет иметь тенденцию к увеличению.

Более низкий уровень жизни по некоторым странам по сравнению с Россией как раз и явился причиной появления многих желающих получить работу в стране. Именно этим можно объяснить ужесточение контроля и внесение изменений в российское законодательство.

Более низкий уровень жизни по некоторым странам по сравнению с Россией как раз и явился причиной появления многих желающих получить работу в стране.

Статистика миграции Российского населения

Миграция в целом — естественный процесс переселения людей с одного места жительства на другое. Делится на внутреннюю и внешнюю. Выезд из страны (области, региона) называется эмиграцией, тогда как въезд — иммиграцией.

Население России традиционно отличается высокой мобильностью: исторически это связано с освоением новых территорий и непростой судьбой страны.

Наконец, Урал является перевалочным регионом, безнадежно проигрывая первым трем, но удерживая показатели близко к нулю за счет переселенцев из Сибири, Приволжья и Северного Кавказа.

Ежегодные уведомления разрешили подавать через Госуслуги

Произошли небольшие изменения в процедуре подачи ежегодных уведомлений по РВП и ВНЖ. Теперь иностранные граждане могут воспользоваться порталом Госуслуг, чтобы сделать подтверждение. Но для этого нужна электронная подпись. Нововведение касается как обладателей РВП, так и ВНЖ. Однако при наличии бессрочного вида на жительство, каждый пятый год проживания в РФ уведомление нужно подавать лично через МВД.

Немного изменился и сам бланк уведомлений. Скачать его можно по ссылке.

Нововведение касается как обладателей РВП, так и ВНЖ.

Миграционная реформа от ВВ Путина 2020 года

Президент России внес на рассмотрение общественности новую реформу по вопросам получения гражданства РФ, пребывания иностранных граждан в РФ, депортации иностранных грждан за пределы РФ

Президент России внес на рассмотрение общественности новую реформу по вопросам получения гражданства РФ, пребывания иностранных граждан в РФ, депортации иностранных граждан за пределы РФ

В законе будет прописано 3 способа получения иностранцами гражданства РФ

1. Общий порядок вступления в гражданство России ( Для получения гражданства в общем порядке будет необходимо: Постоянное ( то есть по ВНЖ) проживание иностранца в РФ в течении определенного времени, наличие законного источника доходов, оплата налогов и взносов в ПФР в течении постоянного проживания, подтверждение владения русским языком, прохождении комиссии, отсутствие правонарушений ( в том числе административных штрафов за нарушение ПДД)).

2. Упрощенный порядок вступления в гражданство РФ. Данный порядок позволит гражданам Украины, Беларуси, Молдовы, а также русскоязычным гражданам Прибалтики, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркменистана, Таджикистана, Армении, Азербайджана, имеющим Вид на жительство в РФ, получить гражданство РФ без соблюдения сроков проживания в РФ, без подтверждения доходов и знания русского языка. Эта же процедура касается также тех, кто имеет близких родственников в России.

3. Особый порядок вступления в гражданство РФ. Решения о получении иностранцем гражданства РФ в особом порядке принимает лично президент России.

Отменяется получения гражданства РФ за инвестиции, покупку недвижимости и т..д.

Основным документом для проживания в России останется только ВНЖ.

Для получения ВНЖ по новым правилам будет необходимо :

1. Регистрация в Единой государственной информационной системе

2. Отсутствие нарушений законодательства РФ

Вводится режим ДОЛГОСРОЧНОГО ПРЕБЫВАНИЯ В РФ ( заменит собой патент, РВП и годовые регистрации для граждан Таможенного союза)

Для получения статуса ДОЛГОСРОЧНОГО ПРЕБЫВАНИЯ В РФ вам потребуется:

1. Аккаунт в Единой государственной информационной системе

3. Получение единой ID-карты ДОЛГОСРОЧНОГО ПРЕБЫВАНИЯ В РФ

4. Заключение оферты “соглашения о лояльности”

Соглашение о лояльности- добровольное принятие иностранцами обязательств ( соблюдение законодательства РФ, отсутствие политической деятельности, отсутствие деятельности в религиозно-экстремистских организациях), нарушив которые они лишаются статуса долгосрочного пребывания в РФ.

Вводится режим КОНТРОЛИРУЕМОГО ПРЕБЫВАНИЯ В РФ ( аналого Условного лишения свободы)

1. Личная явка 1 раз в месяц в органы миграции.

2. Ограничение передвижения по регионам РФ

3.Дополнительные средства контроля за жизнедеятельностью

Вводятся 3 категории иностранных работников из безвизовых стран ( СНГ):

1. Работники из стран таможенного союза – обязаны оплачивать НДФЛ в размере равном НДФЛ для граждан РФ ( будет высчитываться по коэффициенту схожему с действующим ныне платежом по патенту)

2.Работники из стран СНГ работающие по патенту ( для них все останется по старому)

3. Самозанятые работники из стран СНГ и Таможенного союза ( ставка 6% от суммы оборота)

Будет создана Едина Платформа по обработке информации о миграционных потока в РФ и иностранцах

Данная платформа позволит

1. Своевременно уведомлять иностранцев о штрафах, причинах санкции в отношении них, сроках действия документов.

2. Осуществлять геолокационный контроль иностранных граждан

3. Заключать работодателю трудовые договора в электронной форма, а также предоставлять информацию и документы в органы МВД

Вводятся 3 категории иностранных работников из безвизовых стран СНГ.

Миграционный прирост в РФ – самые низкие показатели за постсоветский период

Миграционный прирост населения России сокращается, в 2018 г. он может составить 120–130 тыс. человек и станет самым низким за весь постсоветский период, и не сможет компенсировать естественную убыль – в России возобновится сокращение численности населения.

Читайте также:  Неостановка по требованию инспектора и штраф

Долговременная миграция

За первые три квартала 2018 г. миграционный прирост населения России снизился по отношению к соответствующему периоду прошлого года на 66,3 тыс. человек, или 42,5%. Это произошло в результате небольшого снижения числа прибывших в Россию международных мигрантов и существенного, на 22%, роста числа выбывших.

Число выбытий из России во II и III кварталах 2018 г. было самым значительным за все текущее десятилетие. Но даже если их рост прекратится, а число прибывших начнет расти (т.е. в IV квартале показатели прибытий и выбытий будут соответствовать их обычной годовой динамике относительно первых трех кварталов года, рис. 1), то миграционный прирост в 2018 г. лишь немного превысит 120 тыс. человек. Это станет самым низким показателем с середины 2000-х годов, а если учитывать пересчеты миграционного прироста по итогам Всероссийских переписей 2002 и 2010 гг., то за весь постсоветский период.

Рис. 1. Международная долговременная миграция в России в 2010–2018 гг., квартальные данные, тыс. человек

Примечание. IV квартал 2018 г. – оценка авторов, основанная на квартальной динамике показателя за 2016–2017 гг.

Источник: Социально-экономическое положение России. Доклады за 2010–2018 гг.

Такой низкий миграционный прирост не компенсирует естественную убыль населения РФ, которая в 2018 г. продолжает увеличиваться. В результате в России впервые с конца 2000-х годов возобновится сокращение численности населения.

Миграционный прирост в январе-сентябре 2018 г. совсеми странами, кроме Армении и Туркменистана, был ниже, чем за соответствующий период 2017 г. А по сравнению с 2012 г. он сократился со всеми странами (рис. 2). После заметного уменьшения в 2015 г. практически полностью восстановился только приток долговременных мигрантов из Таджикистана, в результате чего эта страна стала основным миграционным донором России. Напротив, приток мигрантов из Узбекистана так и не восстановился, несмотря на то, что эта страна обладает, пожалуй, самым значительным потенциалом миграции.

Рис. 2. Миграционный прирост/убыль населения России за счет международной миграции в январе-сентябре 2018 г., % к январю-сентябрю 2012 и 2017 гг., по странам

Источник: Социально-экономическое положение России. Доклады за 2012, 2017 и 2018 гг.

Приток с Украины после 4-кратного роста в 2015 г. в 2018 г. оказался ниже, чем в годы, предшествующие обострению ситуации в этой стране. Не будет неожиданностью, если в результате окончания срока регистрации у мигрантов, прибывших в 2014–2016 гг., в следующем году с Украиной сложится миграционная убыль населения. Компенсировать это смогут только меры, направленные на существенное упрощение долговременной миграции с Украины в Россию, в том числе получение для граждан этой страны разрешений на временное пребывание и видов на жительство в России. Но и эта мера даст только временный эффект.

В 2018 г. у России возобновилась убыль в миграции со странами дальнего зарубежья. Отметим, что ее размеры невелики; кроме того, известно, что эмиграция из России сильно недоучитывается на протяжении уже многих лет.

В отличие от долговременной международной миграции во внутренних переселениях отмечается стабильность. Хотя по сравнению с январем-сентябрем 2012 г. число внутристрановых переселений увеличилось на 19,2%, с январем-сентябрем 2013 г. – на 11%, этот рост не идет в сравнение с удвоением ее объемов в предшествующие два года. По сравнению с январем-сентябрем 2017 г. внутренняя миграция увеличилась на111,3 тыс. человек, или 3,6%.

С уменьшением прироста в результате международной миграции с 31 в январе-сентябре 2017 г. до 24 сократилось число субъектов РФ, имеющих миграционный прирост. Крупнейшими центрами притяжения мигрантов остаются Москва с Московской областью, Санкт-Петербург с Ленинградской областью и Краснодарский край. Центры второго порядка – Тюменская и Калининградская области, Республика Крым и г. Севастополь. Значимый миграционный прирост имели также Воронежская, Калужская, Новосибирская и Белгородская области, Республика Татарстан.

Самая большая миграционная убыль отмечена в Омской области (она лидировала и в январе-сентябре 2017 г.), Республике Дагестан и Тамбовской области. Из федеральных округов больше всего населения потеряли Приволжский и Сибирский, отток из Дальневосточного округа остался практически на уровне прошлого года (-14 тыс. человек), среди регионов Дальневосточного ФО небольшой миграционный прирост отмечен только в Камчатском крае и Чукотском АО, больше всех теряли население Хабаровский и Приморский края.

Временная миграция. Тенденция последних трех лет, заключающаяся в постепенном сокращении числа временных мигрантов в России, продолжилась и в 2018 г. Небольшой рост численности иностранцев осенью 2018 г. по сравнению с 2017 г. вряд ли существенно повлияет на общий тренд (рис. 3). На 1 декабря 2018 г. на территории РФ пребывало 9,93 млн иностранцев (на 1 декабря 2017 г. – 9,62 млн).

Подавляющее большинство временных мигрантов – граждане стран СНГ: на 1 декабря 2018 г. их было 8,38 млн человек (84%). Среди них лидируют представители стран Средней Азии и Украины (табл. 1).

Рис. 3. Пребывание иностранных граждан на территории России на конец месяца, млн человек, 2013–2018 гг.

Источник: ФМС РФ, ГУВМ МВД РФ, ЦБДУИГ

Таблица 1. Пребывание иностранных граждан из СНГ в РФ на дату, человек

Значимый миграционный прирост имели также Воронежская, Калужская, Новосибирская и Белгородская области, Республика Татарстан.

Реализация миграционного законодательства в России в 2020 году

Миграционные процессы являются неотъемлемой частью мировой политики. Люди издавна стремились создать для себя максимально комфортные условия проживания и труда. Нередко на родине гражданам не удается реализовать свой потенциал, поэтому они решают переехать за границу, где шансов обеспечить себе достойную жизнь и обеспеченное будущее своим детям, гораздо больше. Какие-то страны приветствуют приток иностранцев, другие выступают против привлечения мигрантов. Чтобы урегулировать данный вопрос и организовать отлаженную систему въезда и выезда из страны, каждая держава принимает свое миграционное законодательство.

Миграционная политика государства представляет собой комплекс мер, индивидуальный для каждой страны. На территории России миграционная отрасль развивалась длительное время и сейчас находится на стадии совершенствования и модернизации. Во времена СССР жители страны постоянно подвергались ущемлению собственных прав и возможностей. Только после распада Союза россияне смогли легально покидать страну, не боясь репрессий и последствий своих поступков. Наряду с интенсивным оттоком россиян в РФ начался активный наплыв иностранцев из стран, которые в прошлом были советскими республиками. Чтобы оптимизировать поток выезжающих и въезжающих лиц, была сформирована современная миграционная политика России.

Официальной датой, когда сформировалось российское миграционное право, считается день принятия Конституции РФ. Помимо этого документа, власти приняли ряд законов, постановлений, нормативных актов и международных соглашений, которые устанавливают правила и порядок движения мигрантов в стране. Сегодня государственная миграционная политика в РФ основана на свободе передвижения и права выбора места жительства. Контроль в сфере осуществляет Федеральная миграционная служба. Именно эту структуру необходимо уведомлять о выезде и въезде в страну, смене места жительства и регистрации. Как сотрудничать с УФМС, чтобы не нарушить действующее миграционное право, лучше всего узнать у опытного юриста. На нашем сайте эксперты консультируют в режиме онлайн, находя к каждому соискателю индивидуальный подход.

Официальной датой, когда сформировалось российское миграционное право, считается день принятия Конституции РФ.

Отношение к иммигрантам

Если говорить о России, здесь уровень недоверия к приезжим очень высок. Особенно высоко недоверие к цыганам, китайцам и иммигрантов из Средней Азии. В последние годы также возросло негативное отношение к выходцам с Кавказа. Местами, конечно, это продиктовано самим поведением иммигрантов. Но все-таки лозунг «Россия для русских» вызывает опасения. Такие националистические настроения, как показывает исторический опыт, к хорошему не приводят. Наши граждане даже начали заявлять, что они и сами готовы выполнять работу, которую выполняют иммигранты. Закономерный вопрос: а почему же раньше не готовы были? Одним словом, настроения против трудовой миграции растут и крепнут.

По данным ФСБ количество прибывших в РФ в разы выше, чем по данным Росстата.

Миграционная ситуация в РФ

Согласно предварительным данным, которые предоставила Федеральная служба государственной статистики , на 1 января 2019 года численность населения РФ составила 146,8 млн человек. В прошлом (2018-м) году количество жителей сократилось на 93,5 тыс. человек. Среди причин – уменьшение числа прибывших в РФ граждан и рост числа уехавших из страны. По сравнению с 2017-м, в 2019 году миграционный прирост в России снизился на 41,1%.

Для миграционной ситуации в Российской Федерации на начало 2019 года характерно увеличение количества людей , сменивших место жительства в пределах страны. К миграционно привлекательным регионам относятся Северо-Западный (Санкт-Петербург, Ленинградская область) и Южный федеральные округа. Центральный федеральный округ, в состав которого входит столица и Московский регион, стал территорией, где традиционно отмечается наиболее интенсивная внутренняя миграция в России. К субъектам Федерации, которые теряют население, относятся Сибирский, Уральский, Приволжский федеральные округа.

Что касается миграционного обмена со странами Содружества Независимых Государств, то наблюдается сокращение числа иностранных граждан, которые приехали из этих стран в Российскую Федерацию. В прошлом году мигранты в России – это преимущественно граждане бывшего Советского Союза, приехавшие из Туркменистана, Таджикистана, Азербайджана. В то же время выросло число лиц, выехавших в такие страны СНГ, как Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Республика Узбекистан.

В 2019 году снизился миграционный приток и из стран дальнего зарубежья. Большая часть иностранных граждан, посетивших Российскую Федерацию в прошлом году, были из Китая, Грузии, Индии. Если сравнивать с 2017 годом, то увеличилось количество прибывших из Афганистана, Турции, Финляндии.

Стоит отметить, что в 2019 году территориальные органы Министерства внутренних дел предоставили временное убежище 6,0 тыс. человек, кроме того, наблюдалось снижение численности беженцев и вынужденных переселенцев (для сравнения: в 2017 году – 10,4 тыс. человек).

Согласно предварительным данным, которые предоставила Федеральная служба государственной статистики , на 1 января 2019 года численность населения РФ составила 146,8 млн человек.

Роль государства

Тем не менее миграционные процессы в России требуют непосредственного участия государства, способствуя продвижению следующих идей:

  • Создание благоприятных условий для въезда и ПМЖ соотечественников из других стран.
  • Регулирование механизмов привлечения к работе иностранных граждан.
  • Поддержка развития внутреннего перемещения граждан. В частности, следует обращать внимание на Дальний Восток, где наблюдается острая нехватка не только рабочей силы, но и жителей в целом.
  • Вклад в развитие миграции образовательного и академического характера, что способствует въезду в страну высококвалифицированных граждан.
  • Оказание административно-консультативной поддержки тем, кто уже переезжал внутри страны.
  • Усовершенствование миграционного законодательства с акцентом на упрощение системы легализации пребывания иностранных граждан в РФ.
  • Разноплановая помощь иностранцам в адаптации и социально-культурной интеграции.
  • Борьба с нелегальным потоком миграции, в частности, полноценное регулирование миграционных процессов в России.

Об этих и других мерах разговоры с высоких трибун ведутся давно.

Добавить комментарий