Таможенное право: что это такое, описание и особенности

Таможенное право

Готовые работы на аналогичную тему.

Таможенное право и его особенности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 22:50, реферат

Функции таможенных органов.

Предмет таможенного права

Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых её нормами. Предмет таможенного права — это носящие комплексный характер общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением таможенной деятельности. Общественные отношения, связанные с таможенной деятельностью и составляющие предмет таможенного права, называются таможенными правоотношениями.

Главная особенность таможенных отношений состоит в том. что все они складываются в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, его оформлением и контролем, а также уплатой таможенных платежей. Таможенные правоотношения охватывают:

  • организацию таможенного дела;
  • перемещение через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств;
  • регулирование таможенных режимов;
  • взимание таможенных платежей;
  • предварительные операции;
  • таможенное оформление;
  • таможенный контроль над товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу РФ;
  • валютный контроль;
  • совершение правонарушений (административных и уголовных) в сфере таможенного дела;
  • обжалование и рассмотрение решений, действий или бездействия таможенных органов РФ и их должностных лиц;
  • организацию государственной службы в таможенных органах и выполнение государственными служащими возложенных на таможенные органы задач и функций.м

принцип защиты экономических интересов государства;.

Таможенные процедуры

Как говорилось ранее, все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю и по выбору владельца или уполномоченного лица подлежат определенной таможенной процедуре. Декларант вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую.

Существует несколько видов таможенных процедур:

  • таможенный транзит;
  • экспорт;
  • выпуск для внутреннего потребления (импорт);
  • реэкспорт и реимпорт;
  • временный ввоз и временный вывоз;
  • переработка на таможенной территории;
  • переработка вне таможенной территории;
  • переработка для внутреннего потребления;
  • беспошлинная торговля;
  • таможенный склад;
  • уничтожение;
  • отказ в пользу государства.

Важно знать!

Не все задержанные таможней товары остаются на складах временного хранения. Например, экзотических животных, ввозимых через московские аэропорты, в случае нарушения таможенных правил перевозки могут отправить на передержку в специализированный питомник.

временный ввоз и временный вывоз;.

Возникновение таможенных правоотношений

Специалисты в области юриспруденции выделяют три источника образования правоотношений:

  • Момент пересечения границы – например, образование правовой связи между физическим лицом и таможенным органом.
  • После пересечения границы – например, между участником деятельности внешнеэкономического характера и таможенным органом.
  • До пересечения границы – например, это консультирование и информирование с органами перед транспортировкой товаров.

Во всех представленных случаях основаниями для формирования, прекращения и изменения правоотношений будут юридические факты. В качестве таких фактов всегда выступают определенные события или действия. Например, это возникновение у гражданина обязанности поместить товар под таможенный режим в связи с истечением предельного срока хранения на складе.

Таможенно-правовые отношения делятся на правомерные и неправомерные, что зависит от наличия определенного юридического факта. Неправомерные юридические факты именуются также деликтными. За них, как правило, устанавливаются законные санкции.

Содействие реализации политики в сфере торговли между участниками таможенного союза.

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННО-ПРАВОВЫХ НОРМ

ГЛАВА 4. НОРМЫ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННО-ПРАВОВЫХ НОРМ

Норма права по своему юридическому значению есть общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством, выраженное публично в формально-определенных предписаниях, соблюдение которого гарантируется государством и обеспечивается государственной поддержкой, государственной защитой, силой государственного принуждения[1].

Таможенно-правовые нормы – это устанавливаемые государством правила поведения, регулирующие общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Таможенно-правовые нормы, действуя не каждая сама по себе, а в различных комплексах, комбинациях, составляют в своей совокупности таможенное право.

Нормы таможенного права несут на себе отпечаток общественных отношений, составляющих его предмет. Соответственно проявляются определенные особенности, характерные для таможенно-правовых норм.

Нормы таможенного права регулируют специфический вид общественных отношений – таможенные отношения, складывающиеся между таможенными органами с одной стороны, и лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу, участвующими в перемещении, а также лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела, с другой. Они всегда устанавливаются государством в лице его компетентных органов, выражаются в установленной законодательством либо в общепризнанной форме, всегда охраняются и защищаются государством.

Таможенно-правовые нормы устанавливают правовой режим взаимоотношений субъектов в области перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, определяют тот или иной вариант должного, т.е. соответствующего интересам государства, поведения всех лиц и организаций в указанной сфере. Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совершать необходимо (предписания). В этом выражается управляющее воздействие таможенно-правовых норм на субъектов таможенных правоотношений.

Таможенно-правовые нормы, определяя границы должного поведения в сфере перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, служат интересам обеспечения режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в этой сфере.

Подавляющее большинство таможенно-правовых норм имеет императивный характер, что выражается в категорических предписаниях, действующих независимо от субъектов таможенных правоотношений. Так, п. 2 ст. 331 ТК РФ устанавливает обязательность уплаты таможенных пошлин, налогов в валюте РФ.

В ряде случаев законодатель обращает особое внимание на недопустимость применения в целях таможенно-правового регулирования правил поведения, установленных по взаимному согласию сторон в случае их противоречия императивным предписаниям таможенного законодательства: «Обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом» (п. 4 ст. 16 ТК ТС).

Императивные таможенно-правовые нормы в виде распоряжений (повелений) выражают волю государства, побуждают и принуждают участников общественных отношений в сфере перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу к определенному виду действий или видам правомерного поведения. Следует особо подчеркнуть, что данное требование в равной мере распространяется и на таможенные органы, которые вправе совершать правомерные действия на основании закона или соответствующего подзаконного акта, но при этом обязаны действовать в пределах своей компетенции и с соблюдением установленных процедур.

Как правило, императивными нормами четко определяется, когда и между какими субъектами должны возникать таможенные правоотношения, каковы будут права и обязанности сторон. Так, ст. 179 ТК ТС определяет, что декларирование товаров производится декларантом или таможенным представителем путем заявления таможенному органу таможенной декларации.

Некоторые таможенно-правовые нормы позволяют субъектам правоотношений действовать в определенных ситуациях по собственному усмотрению (диспозитивное регулирование). Так, декларирование товаров производится путем подачи декларации в письменной или электронной формах (ст. 179 ТК ТС)

Структура таможенно-правовой нормы традиционна, она включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза содержит указание на фактические условия реализации нормы, обстоятельства, при наличии которых надо или можно действовать определенным образом. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы таможенного права, являются юридическими фактами, порождающими, изменяющими или прекращающими таможенные правоотношения. Например, пунктом 1 ст. 18 ТК ТС предусматривается, что таможенным перевозчиком может быть юридическое лицо государства – члена таможенного союза, включенное в Реестр таможенных перевозчиков.

Гипотеза может быть абсолютно определенной, сформулированной с исчерпывающей конкретностью и полнотой.

Относительно определенные гипотезы не содержат достаточно полных, исчерпывающих указаний об условиях реализации таможенно-правовой нормы. В таких случаях таможенные органы действуют по усмотрению, с учетом конкретных обстоятельств. Так, личный досмотр может быть проведен при наличии достаточных оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу и находящее в зоне таможенного контроля и транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства таможенного союза (п. 1 ст. 117 ТК ТС).

Диспозиция таможенно-правовой нормы определяет само правило поведения, предписываемое, запрещаемое, дозволяемое или рекомендуемое данной нормой права. Диспозиция, как и гипотеза, может быть абсолютно определенной, четко определяющей правило поведения, и относительно определенной.

Санкция таможенно-правовой нормы содержит указание на неблагоприятные последствия, наступающие для нарушителей установленного в диспозиции данной нормы правила, в виде конкретных юридических мер воздействия.

Санкции таможенно-правовых норм подразделяются:

а) в зависимости от степени их определенности на абсолютно определенные, точно указывающие меру государственного принуждения, относительно определенные, устанавливающие его низший и высший пределы и альтернативные, позволяющие правоприменителю право выбора одной из двух или нескольких мер государственного принуждения к нарушителю таможенного законодательства;

б) – по отраслевой принадлежности на административно-правовые (предупреждение, штраф), гражданско-правовые (возмещение ущерба), уголовно-правовые (лишение свободы).

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 10 | Нарушение авторских прав

18 ТК ТС предусматривается, что таможенным перевозчиком может быть юридическое лицо государства члена таможенного союза, включенное в Реестр таможенных перевозчиков.

Таможенные процедуры

Таможенные процедуры (ранее: таможенный режим, ТР) – это совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами. (ст. 2 ТК ЕАЭС). Знание специфики таможенных процедур необходимо для совершения любых внешнеторговых операций с товарами, будь то вывоз отечественной продукции за рубеж (экспорт), или, напротив, ввоз иностранных товаров (импорт, таможенный транзит). Не зная особенностей выбранной таможенной процедуры невозможно заполнить таможенную декларацию и рассчитать размер таможенных платежей. Поэтому, прежде чем приступить к совершению внешнеторговой операции, участник ВЭД должен изучить таможенное законодательство страны оформления и заранее ознакомиться со всеми условиями и требованиями, которые предусматривает выбранная таможенная процедура (ТП). В противном случае велик риск задержки товара на таможне и проблемы с оформлением документов. Поэтому необходимо знать заранее под какую таможенную процедуру должны быть помещены ввозимые или вывозимые товары. Самыми популярными, как правило, являются: выпуск для внутреннего потребления, экспорт, таможенный транзит, временный ввоз, временный вывоз.

Поэтому, прежде чем приступить к совершению внешнеторговой операции, участник ВЭД должен изучить таможенное законодательство страны оформления и заранее ознакомиться со всеми условиями и требованиями, которые предусматривает выбранная таможенная процедура ТП.

Работа содержит 1 файл

Система права исторически изменчива; она эволюционирует вместе с развитием общества.

Таможенное дело и право

Содержание, цели и структура таможенного дела

Согласно действующему Таможенному кодексу таможенное дело в Рос­сийской Федерации составляет таможенная политика, а также порядок и ус­ловия перемещения через таможенную границу Российской Федерации то­варов и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможен­ного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Цели таможенной политики направлены на регулирование товарообмена и стимулирование развития национальной эко­номики России.

Таможенное дело означает деятельность — специализированную, та­моженную, связанную с порядком перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взиманием тамо­женных платежей, проведением таможенного контроля.

Структура современного таможенного дела — это:

1) принципы перемещения через таможенную границу товаров и транс­портных средств;

2) таможенные режимы;

3) таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных плате­жей;

4) таможенное оформление;

5) таможенный контроль;

6) предоставление таможенных льгот;

7) ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры внешне­экономической деятельности;

8) правовая регламентация ответственности в сфере таможенного дела;

9) международное сотрудничество в сфере таможенного дела.

В целом представленная структура достаточно полно отражает содер­жание современного таможенного дела.

Цели таможенного дела в России можно подразделить на экономиче­ские, регулятивные и правоохранительные.

Экономические цели достигаются пополнением государственного бюд­жета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Регулятивные цели — посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также путем запретов ограничений на ввоз и вы­воз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдель­ных товаров и рядом иных мер.

Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности и моральных устоев и культурных ценно­стей общества; в охране животных, растений и окружающей природной сре­ды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу Российской Фе­дерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исто­рического и археологического достояния и т.д.

5. Таможенная политика, пути ее осуществления

Таможенная политика является составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. И хотя Таможенный кодекс не дает определения таможенной политики, в целом ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регули­рованию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.

Цели таможенной политики сформулированы в Таможенном кодексе:

обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной тер­ритории России;

участие в реализации торгово-политических задач по защите россий­ского рынка;

стимулирование развития национальной экономики;

содействие проведению структурной перестройки и реализации дру­гих задач экономической политики России;

Читайте также:  Сколько отгулов положено в год. Как предоставить отгул

иные цели, определяемые Президентом, Правительством и Феде­ральным Собранием Российской Федерации.

Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности — протекционизм и фритредерство.

Протекционизм — это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внут­реннем рынке. Для протекционистской таможенной политики характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта.

Фритредерство — это политика свободной торговли, которая устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем миними­зации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к росту товарооборота и способствует более выгодному международному разделе­нию труда и удовлетворению потребностей рынка.

6. Таможенные правоотношения: понятия и виды

Таможенные правоотношения — это отношения его участников, урегу­лированные нормами таможенного права. В ходе таможенных отношений между их участниками возникают самые разнообразные отношения, кото­рые, однако, не все становятся таможенными правоотношениями. Таможен­ные правоотношения имеют свою специфику, которая предопределяется особенностью объекта регулирования — общественными отношениями, обу­словленными перемещениями товаров и транспортных средств через тамо­женную границу.

Специфика таможенных правоотношений заключается в особом поло­жении одного из его участников — таможенного органа, который является специальным субъектом таможенного права, наделенным специальными полномочиями в области таможенного дела. От имени таможенного органа таможенную деятельность в рамках таможенного права осуществляют госу­дарственные служащие таможенных органов.

Особенность таможенных правоотношений состоит и в том, что здесь взаимодействуют различные виды субъектов, цели и интересы которых мо­гут не совпадать, а иногда они вовсе противоположны.

Таможенные правоотношения можно подразделить на активные, пас­сивные, вспомогательные таможенные действия, посредническую, органи­зационную таможенную деятельность.

Как любые управленческие отношения, таможенные правоотношения имеют строго определенную структуру, т.е. составные части. Такими частя­ми являются субъекты таможенного права, объекты таможенно-правовых отношений и содержание этих правоотношений.

7. Понятие таможенной территории и таможенной границы

Это основные понятия, характеризующие территориальные аспекты та­моженного регулирования.

Под таможенной территорией попинают территорию, на которой в полном объеме действует законодательство данной страны. Такая формулировка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Однако Таможенный кодекс при определении таможенной территории опи­рается на понятие государственной территории.

Понятие «единая таможенная территория Российской Федерации» по­мимо государственной территории Российской Федерации включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия об­ладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это положение ранее уже нашло свое развитие в Федеральном законе от 30 но­ября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федера­ции». Россия на континентальном шельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуата­цию, использование искусственных островов, установок и сооружений, осу­ществлять юрисдикцию над этими искусственными островами, установками и сооружениями в отношении таможенных, фискальных, санитарных и имми­грационных законов и правил.

Более четкое определение единой таможенной территории дано в Фе­деральном законе от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной эко­номической зоне Российской Федерации». Исключительная экономическая зона Российской Федерации — это морской район, находящийся за предела­ми территориального моря Российской Федерации и нормами международ­ного права. Российская Федерация осуществляет также юрисдикцию в отно­шении таможенных, фискальных и иных законов и правил над искусственны­ми островами, установками и сооружениями, созданными в исключительной экономической зоне.

Конвенцией ООН по морскому праву в 1982 г. установлен статус приле­жащей зоны к территориальному морю (24 морских мили от исходных линий), где прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территори­ального моря, а также осуществлять наказание за нарушение вышеупомяну­тых законов и правил, совершенное в пределах его территории или террито­риального моря.

Для определения пространственных пределов действия таможенно-правовой нормы используется понятие «таможенная граница» — вообра­жаемая (условная) линия, ограничивающая таможенную территорию. Та­моженная граница очерчивает пространственные пределы действия тамо­женного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница уста­навливает область действия таможенного суверенитета. Она практиче­ски может как совпадать, так и не совпадать с государственной границей страны.

Различают понятия внешней и внутренней таможенных границ. Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств и, как правило, совпадает с государственной границей.

На внешней таможенной границе действует административно-таможенный режим, устанавливаемый законодательством о государственной границе.

Внутренние таможенные границы проходят в глубине таможенной территории страны. По своему административно-правовому статусу внутрен­няя таможенная граница приравнена к внешней. Существенное влияние на определение таможенной территории оказывает практика создания тамо­женных союзов, которая призвана служить интересам развития и укрепле­ния международной экономической интеграции. Таможенные территории го­сударств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значе­ние. Их объединение дает новое качество — союзную общую таможенную территорию. В настоящее время реализуются планы создания таможенных союзов в рамках СНГ.

8. Действие таможенного права в пространстве, во времени и по кругу лиц

Нормы таможенного права применяются на определенном территориаль­ном пространстве, в течение определенного времени и по отношению к кон­кретным лицам. Территориальное пространство действия таможенных норм распространяется на таможенную территорию Российской Федерации и огра­ничено ее таможенной границей. Нормы таможенного права действуют в те­чение определенного времени, которое обозначено Таможенным кодексом.

Акты таможенного законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, если соответствующие положения этих актов, на основании и во исполнение которых издаются иные правовые акты, направленные на обеспечение соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответ­ствии с российским законодательством о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, прямо предусматривают введение их действия в более короткие сроки.

Действие таможенного права по кругу лиц состоит в том, что его нормы распространяются на всех лиц, находящихся на таможенной территории РФ. Исключение из общего правила допускается для лиц, пользующихся преиму­ществами, привилегиями или иммунитетами.

Вопросы семинарских занятий:

Понятие таможенного дела

Содержание и структура таможенного дела.

Таможенная политика и таможенное законодательство.

Развитие отечественного таможенного дела и законодательства о нем.

Вопросы для самоконтроля:

1. Особенности таможенной политики России:

– содержание таможенной политики;

– связь таможенной политики и таможенного дела;

– место и роль таможенной политики в развитии таможенного дела.

2. Содержание, происхождение и сущность таможни:

– содержание таможенной территории;

– понятие таможенная граница;

– сущность таможенной системы;

– система таможенного управления.

3. Законодательство в таможенном деле:

– правовая основа таможенного дела;

– соотношение таможенной политики и таможенного законодательства.

4. История таможенного дела в России:

– возникновение таможенного дела;

– развитие таможенного дела в России;

– становление современной таможенной политики и таможенного дела.

Понятие и предмет таможенного права

МАК №1 открытое стандартное

S: Таможенное право – ### отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм различной правосторонней принадлежности.

МАК №2 открытие базовое

S: Структура ### отношений определена таможенным кодексом.

МАК №4 закрытое стандартное

S: Структуру таможенного дела НЕ составляют:

МАК №5 открытое стандартное

S: Экономические цели таможенной деятельности достигается путем взимания ### платежей

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 25 мая 2003 года № 61-ФЗ.

1. Бакаева О.Ю. Таможенное право России: Учебник/ Отв. ред. Н.И. Химичев.- М.: Юристъ, 2003.- 427 с.

2. Бакаева О. Ю. Таможенное право России: Учебник/Отв. ред. Н. И. Химичев, 2003.

4. Габричидзе Б. Н. Курс таможенного права Российской Федерации: Учебник для вузов: В 3-х чч.—М.: Дело и сервис, 2002.—528с.

5. Габричидзе Б. Н. Российское таможенное право: Учебник для вузов.—М.: НОРМА—ИНФРА-М, 2001.—447с.

6. Драганов В.Г. Таможенное право: Учебное пособие/ Под ред. Драганова В.Г., Рассолова М.М..- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 639 с.

Дата добавления: 2013-12-12 ; Просмотров: 2355 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Драганова В.

7. Система таможенного права России

Таможенное право, как совокупность правовых норм, имеет свою специфику. Оно состоит из правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, объединенных общим предметом правового регулирования — кругом общественных отношений, возникающих в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России. Поэтому комплексный характер таможенного права как отрасли права накладывает свой отпечаток и на критерии его систематизации.

Фундамент системы таможенного права составляют таможенно-правовые нормы — устанавливаемые или санкционированные государством правила поведения в таможенной сфере, т. е. в некотором роде элементарные частицы таможенного права, относящиеся к нему как единичное к общему.

Юридические нормы образуют отрасль права не самостоятельно, а через правовые институты. И таможенное право не исключение. Институты таможенного права составляют взаимосвязанные и взаимообусловленные совокупности таможенно-правовых норм, объединенные по признаку родства, т. е. регулирующие однородные группы общественных отношений в сфере таможенного дела. А поскольку таможенное право является кодифицированной отраслью, то порядок расположения этих институтов внутри таможенного права как отрасли права определяется порядком их включения в Таможенный кодекс РФ, т. е. внутренней структурой ТК РФ.

Правовые институты таможенного права можно в свою очередь объединить в соответствующие разделы права, для которых характерна высокая степень специализации входящих в них норм. Например, таможенное оформление — это 1 подраздел раздела II таможенного права. В него входит основной институт (глава 8 ТК РФ), шесть предметных институтов: прибытие товаров на таможенную территорию, внутренний таможенный транзит, временное хранение товаров, убытие товаров с таможенной территории, декларирование и выпуск товаров (главы 9, 10, 12, 13, 14 и 16 ТК РФ соответственно), а также два вспомогательных института, таможенный брокер и таможенный перевозчик (главы 11 и 15 ТК РФ), имеющих непосредственное отношение к таможенному оформлению.

С некоторой долей условности таможенное право можно подразделить на общую и особенную части, как это принято в других отраслях. Условность такого деления обусловлена комплексным характером таможенного права как отрасли права.

В общую часть таможенного права входят те разделы таможенного права, правовые нормы которых содержат положения, касающиеся регулирования всей совокупности общественных отношений в сфере таможенного дела. Иными словами, положения общей части таможенного права применяются при реализации всех таможенно-правовых норм, образующих отрасль таможенного права.

В состав общей части таможенного права входят следующие таможенно-правовые институты: закрепляющие цели, принципы и содержание таможенного дела и таможенной политики России, регулирующие правовой статус таможенных органов и упорядочивающие правовой статус иных субъектов таможенного права; регулирующие государственную службу в таможенных органах и определяющие правовой статус должностных лиц таможенных органов; определяющие формы и методы таможенной деятельности, среди которых важная роль принадлежит таможенно-правовым нормам, регламентирующим порядок принятия актов в сфере таможенного дела и совершения иных процессуальных и процедурных действий и др.

Особенная часть таможенного права включает в себя расположенные в определенном Таможенным кодексом РФ порядке и логической последовательности институты таможенного права, связь между которыми объективно обусловлена самим существом таможенного дела. Сюда входят правовое регулирование порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, применения таможенных режимов, таможенного оформления и таможенного контроля, таможенно-тарифного регулирования и взимания таможенных платежей, порядка применения таможенных льгот, ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Условность такого деления обусловлена комплексным характером таможенного права как отрасли права.

1. Таможенное регулирование и таможенное дело в рф.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (далее – таможенная граница).

Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.

Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации с нормами международного права и с общепринятой международной практикой.

Таможенное право понятие и сущность.

Отличительные особенности таможни России

По правовой природе таможенную службу приравнивают к военной, однако это не совсем правильно в силу ее нормативно-правовых особенност ей. Об этом также подчеркивается в Указе Президента РФ №2252 от 22.12.93 г. «Об отнесении таможенных органов к государственным военизированным организациям». Поэтому правильно называть ее милитаризированной, но не военной службой.

Читайте также:  Как правильно давать деньги в долг: хитрости, закон

У таможенников есть такие признаки милитаризированной службы, как система специальных званий, внешней атрибутики, более жесткой дисциплины и пр. Однако общий характер деятельности – правоохранительный (по действующему законодательству таможня даже внесена в число правоохранительных органов). Об этом же свидетельствует тот факт, что сотрудники как субъекты исполнительной власти осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность от имени государства.

Примечание. Отличительные особенности службы в таможенных органах подчеркивают атрибуты и символы, утверждаемые на государственном уровне: герб, флаг, присяга, форма одежды, специальные звания, профессиональный праздник.

Сущность любой деятельности раскрывается через выявление ее целей. А главная цель службы в ведомстве – обеспечение экономического суверенитета и экономической безопасности страны, обеспечение полномочий пограничных органов и обеспечение законного перемещения через границу Российской Федерации товаров и транспортных средств. Исходя из анализа целей деятельности, можно сделать вывод, что эти гос. органы одновременно выступают как фискальные и правоохранительные, и эти их роли органично связаны между собой.

Исторические сведения.

Таможенное право: что это такое, описание и особенности

Во-1-х, эти правоотношения возникают, функционируют и развиваются только на основе таможенно-правовых норм, содержащихся в различных источниках. Отношения, не урегулированные нормами права, не имеют правового характера.
Во-2-х, таможенные правоотношения всегда индивидуализированы, т.к. в них вступают конкретные субъекты носители юридических прав и обязанностей. При этом участниками правоотношений являются две и более стороны.
В-3-х, указанные правоотношения возникают на основе перемещения товаров и транс. средств через таможенную границу или связаны с таким перемещением. Т.е. эти правоотношения носят имущественный характер, т.к. предполагают перемещение материальных ценностей или денежных средств.
В-4-х, таможенные правоотношения носят публичный характер. Для их возникновения достаточно волеизъявления одной из сторон. В большинстве случаев стороной в правоотношениях такого рода являются таможенные органы, которые в своей деятельности применяют императивный метод: взимают таможенные платежи, производят таможенный досмотр, привлекают к ответственности виновных лиц.
В-5-х, таможенные правоотношения охраняются от возможных нарушений принудительной силой государства в лице его органов (напр., органов административной юрисдикции). Участник правоотношений, который считает, что его права нарушены, вправе обратиться за защитой в компетентные органы. Согласно ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Итак, таможенные правоотношения характеризуются как индивидуализированные, имущественные, публично-правовые, императивные, охраняемые от нарушений принудительной силой государства.

Как и любое правоотношение, таможенное правоотношение имеет свою структуру:

объект правоотношениясубъектов правоотношениясодержание правоотношения.

1)С общефилософской т.зр. объект – это нечто, противостоящее субъекту и заставляющее его активно действовать, вступать в конкретные правовые связи с другими лицами.

В качестве объекта правового отношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами – то, ради чего возникает само правоотношение. Итак,

ОБЪЕКТ ТАМОЖЕННОГО ПРАВООТНОШЕНИЯпорядок, складывающийся в связи с перемещением через таможенную границу товаров и транс. средств.

2) Субъекты правоотношенийэто их конкретные участники. Чтобы вступить в правоотношение, субъект должен обладать правосубъектностью, т.е. праводееспособностью. Именно она является необходимой юридической предпосылкой правоотношения.

СУБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЙтаможенные органы, выступающие от имени РФ, а также лица, перемещающие товары через таможенную границу.

Следует отличатьсубъектов таможенного права от субъектов таможенных правоотношений. Субъекты правапотенциальные (возможные) участники правоотношений, а субъекты правоотношенийих конкретные участники, поэтому понятие субъекта таможенного права более широкое по сравнению с субъектами таможенного правоотношения.

Напр., государство как субъект таможенного права может выражать свою волю через таможенные органы как субъектов таможенных правоотношений. Или другой пример: в качестве субъектов таможенного права выступают недееспособные лица, тогда как они не могут быть субъектами таможенных правоотношения.

3) Каждый субъект правоотношения наделяется субъективными правами и юридическими обязанностями, что составляет содержание правоотношения. Права и обязанности субъектов таможенного правоотношения соотносятся как мера возможного и должного поведения этих субъектов. Иными словами, каждый субъект таможенного правоотношения наделяется полномочиями, регламентированными нормами таможенного законодательства.

Итак, таможенные правоотношения характеризуются как индивидуализированные, имущественные, публично-правовые, императивные , охраняемые от нарушений принудительной силой государства.

Таможенное регулирование и таможенное дело

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” (далее – Закон о таможенном регулировании) таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации.
Отсюда можно сделать вывод о том, что предметами таможенного регулирования в Российской Федерации являются порядок и правила регулирования таможенного дела в Российской Федерации.
Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Закона о таможенном регулировании).
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 6 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, является лишь одной из основных задач таможенных органов.
Получается, что таможенное регулирование в Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования деятельности таможенных органов по обеспечению соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

То есть предметом таможенного регулирования выступают не таможенные правоотношения, а лишь порядок регулирования деятельности таможенных органов (кем регулируется, когда и в каких формах).

Такое законодательное определение таможенного регулирования в Российской Федерации по своей сути не имеет ничего общего с таможенным регулированием в Таможенном союзе.

Например, п. 1 ст. 1 ТК ТС определяет таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества как правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Вполне логичным продолжением таможенного регулирования от масштабов Таможенного союза к территориальным пределам Российской Федерации является перечисление в ч. 2 ст. 1 Закона о таможенном регулировании предметов правового регулирования, а именно:

– регулирование отношений, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, перемещением товаров между территорией Российской Федерации и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей;

– определение полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предмету правового регулирования настоящего Федерального закона;

– определение прав и обязанностей лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

– установление правовых и организационных основ деятельности таможенных органов Российской Федерации;

– регулирование властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми из Российской Федерации.

Однако определение таможенного регулирования в контексте ч. 1 ст. 2 Закона о таможенном регулировании не соответствует предметам правового регулирования данного Закона.

Это следует, в частности, из того, что предметы правового регулирования Закона о таможенном регулировании охватывают всех участников таможенных правоотношений, не ограничиваясь только компетенцией таможенных органов по обеспечению соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

Представляется, что проблема выявленного противоречия между законодательным содержанием таможенного регулирования в Российской Федерации и предметами правового регулирования Закона о таможенном регулировании имеет двойственное происхождение.

1. Таможенное регулирование не может ограничиваться регулированием процесса другого регулирования – регулирования таможенного дела, поскольку это противоречит определению таможенного регулирования в Таможенном союзе (п. 1 ст. 1 ТК ТС). В противном случае деятельность уполномоченных органов по реализации союзных ориентиров для российского таможенного нормотворчества требует отдельного (иного) названия.

2. Использование термина “таможенное дело” в определении, которое также содержится в ч. 1 ст. 2 Закона о таможенном регулировании, необоснованно ограничивает данный вид деятельности как функционально (только обеспечительной функцией), так и предметно (фокусируя обеспечительную функцию на таможенно-тарифном регулировании, а также на соблюдении запретов и ограничений).

Последнее утверждение может быть проиллюстрировано на следующих примерах. Так, Закон о таможенном регулировании не дает определения тому, что понимается под “совокупностью средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации”.

По созвучию отдельных терминов при сопоставлении с определением таможенного контроля, которое дано в подп. 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС, можно предположить, что речь идет о таможенном контроле.

Для справки. Таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в т.ч. с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза.

Однако таможенный контроль проводится не только с целью обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, а в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза (подп. 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС).

К тому же не всегда в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых за ее пределы, требуется соблюдение мер таможенно-тарифного регулирования, а также всех запретов и ограничений.

Например, перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита осуществляется без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного и технического регулирования.

Напротив, в ряде случаев ввоз товаров в Российскую Федерацию связан с необходимостью соблюдения не только мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, но и с обязанностью уплаты налогов (НДС, акцизов).

Таможенные платежи в виде налогов не отнесены к запретам и ограничениям в соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 4 ТК ТС и не являются мерами таможенно-тарифного регулирования (В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 “О едином таможенно-тарифном регулировании”).

Примечание. Запреты и ограничения – комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в т.ч. в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств – членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств – членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза.

Таким образом, если таможенный контроль призван обеспечивать соблюдение и таможенного законодательства Таможенного союза, и национального законодательства, а таможенное дело обеспечивает только соблюдение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, то приходим к противоречивому заключению о том, что таможенный контроль значительно шире таможенного дела в Российской Федерации.

Вполне очевидно, что деятельность таможенных органов не ограничивается только контрольной функцией, соответственно, таможенное дело как вид деятельности должно трактоваться как-то иначе.

И снова уместно обратиться к проблеме, имеющей свою продолжительную историю, а именно к тому, что следует понимать под таможенным делом.

На законодательном уровне термин “таможенное дело” присутствовал в Таможенных кодексах СССР и Российской Федерации.

Так, если в Таможенном кодексе СССР 1964 г. о таможенном деле лишь упоминается в ст. 1, 3, то в Таможенном кодексе СССР 1991 г. таможенному делу посвящены отдельные ст. 1 “Таможенная политика и таможенное дело” и ст. 3 “Руководство таможенным делом”. Однако по-прежнему отсутствует определение таможенному делу.

Впервые определение таможенному делу появляется в ч. 1 ст. 1 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 г., где таможенное дело было представлено как таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Следующий Таможенный кодекс Российской Федерации 2003 г. ограничивает содержание таможенного дела совокупностью методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Как видно, понятие таможенного дела в Российской Федерации в последнем Таможенном кодексе Российской Федерации, по сути, совпадает с современной его дефиницией, за исключением того, что в настоящее время таможенно-тарифное регулирование, а также запреты и ограничения определяются не законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а отнесены к предметам ведения законодательства Таможенного союза (решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 “О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации”; от 18 июня 2010 г. N 319 “О техническом регулировании в Таможенном союзе”; Федеральный закон от 22.12.2008 N 255-ФЗ “О ратификации Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран”).

Результатом различных правовых подходов законодателя к определению таможенного дела является множественность мнений в литературе и в отдельных статьях по поводу места и значения таможенного дела в жизни общества.

Тем не менее анализ статей Закона о таможенном регулировании позволяет придерживаться мнения, что таможенное дело – это деятельность таможенных органов в соответствии с их функциями (обязанностями).

Так, например, на основании ч. 2 ст. 19 Закона о таможенном регулировании права таможенных органов, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, могут быть использованы исключительно при осуществлении таможенными органами функций в области таможенного дела.

Данные функции в области таможенного дела перечислены в ч. 1 ст. 12 Закона о таможенном регулировании и включают в себя не только проведение таможенного контроля, но и правоохранительную деятельность (производство неотложных следственных действий, оперативно-розыскную деятельность, производство по административным правонарушениям), валютный контроль и другие функции.

И снова появляются поводы для критики отдельных положений Закона о таможенном регулировании. Например, согласно ч. 3 ст. 4 Закона о таможенном регулировании отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Законодательство Российской Федерации о таможенном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов.

Что такое “отношения в области таможенного дела”? Как эти отношения соотносятся с “правовыми отношениями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза” (ч. 1 ст. 4 Закона о таможенном регулировании) или с “таможенными правоотношениями” (подп. 2, 3 п. 1 ст. 3 ТК ТС)?

О каких федеральных законах, принимаемых в соответствии с Законом о таможенном регулировании, идет речь? Федеральные законы, наделяющие таможенные органы Российской Федерации правами, позволяющими выполнять возложенные на них функции, имеют самостоятельные предметы правового регулирования и приняты не в соответствии с Законом о таможенном регулировании.

– Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ), закрепляющий за таможенными органами статус органов, имеющих право на проведение неотложных следственных действий по делам о контрабанде и иным преступлениям (п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ);

– Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), определяющий виды и составы административных правонарушений, по которым таможенные органы вправе составлять протоколы об административных правонарушениях и назначать административные наказания (ч. 1 ст. 23.8, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ);

– Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”, признающий таможенные органы агентами валютного контроля (ч. 3 ст. 22);

– Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”, дающий право таможенным органам заниматься оперативно-розыскной деятельностью (п. 6 ч. 1 ст. 13).

Разрешение данной ситуации представляется в возможности отказаться от существующей формулировки таможенного дела и ее ограниченного применения в Законе о таможенном регулировании.

Назначение термина “таможенное дело” видится в определении органов, уполномоченных обеспечивать соблюдение требований таможенных правил, их защиту и охрану, а также в установлении сфер правовых полномочий таких органов.

Примечание. Таможенные правила – понятие лишь отчасти официальное. На законодательном уровне о таможенных правилах упоминается только в КоАП РФ (гл. 16 “Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)”). Исходя из видов и составов административных правонарушений в области таможенного дела, к таможенным правилам относится вся совокупность требований, условий, запретов, ограничений, дозволений и льгот, обусловленных перемещением товаров (транспортных средств) через таможенную границу, в т.ч. порядок обращения иностранных товаров в Российской Федерации, а также условия осуществления деятельности в сфере таможенного дела (деятельность таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев таможенных складов и складов временного хранения, владельцев магазинов беспошлинной торговли).

В связи с этим предлагается следующая формулировка определения таможенного дела в Российской Федерации.

Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой деятельность таможенных органов Российской Федерации по решению основных задач, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза (пункт 1 статьи 6 ТК ТС), и выполнению основных функций (обязанностей) в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 12 Закона о таможенном регулировании).

Представленное определение таможенного дела в Российской Федерации позволяет:

– обозначить в целом направления деятельности таможенных органов, объединенные одним понятием таможенного дела (не ограничиваясь только обеспечением соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений);

– более корректно использовать выражение “деятельность в сфере таможенного дела” (глава 3 ТК ТС, глава 5 Закона о таможенном регулировании) как деятельность лиц (таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев таможенных складов и складов временного хранения, владельцев магазинов беспошлинной торговли), которая регулируется таможенным законодательством, осуществляется с разрешения таможенных органов (после включения лиц в соответствующие реестры) и контролируется ими;

– ограничиться только одним международно-конституционным (П. 1 ст. 1 ТК ТС), (П. “ж” ст. 71 Конституции Российской Федерации) выражением “таможенное регулирование”, используемым для обозначения сферы правового регулирования отношений, связанных с применением таможенных правил Таможенного союза и Российской Федерации (в соответствии с предметами правового регулирования, перечисленными в п. 1 ст. 1 ТК ТС и ч. 2 ст. 1 Закона о таможенном регулировании).

Таким образом, таможенное регулирование в Российской Федерации будет представлять собой правовое регулирование отношений по предметам ведения настоящего Федерального закона (Закона о таможенном регулировании), осуществляемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

К тому же не всегда в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых за ее пределы, требуется соблюдение мер таможенно-тарифного регулирования, а также всех запретов и ограничений.

Общая характеристика системы таможенного законодательства Таможенного союза и система таможенного права Российской Федерации.

Система таможенного права сложна т.к. включает в себя нормы нескольких отраслей российского права. Условно её можно разделить на три части:

− Понятие, особенности метод и система таможенного права,

− Правовой статус таможенных органов и их должностных лиц,

− Статус участников ВЭД,

− Ответственность в таможенном праве.

2. Особенная часть:

3. Специальная часть:

− Международное таможенное право,

− Сотрудничество с государствами СНГ по таможенным вопросам,

− Международные соглашения и двусторонние договоры РФ с другими государствами по таможенным вопросам.

Система таможенного законодательства является двухуровневой в связи с созданием Таможенного союза:

− наднациональный уровень (таможенное законодательство таможенного союза)

− национальный уровень (законодательство государств−участников Таможенного союза)

В рамках Таможенного союза действует следующая система законодательства, включающая ТК ТС, международные соглашения, решения Комиссии ТС, нормативно-законодательные акты государств – членов ТС.

Нормативно-законодательные акты России: Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», иные федеральные законы, акты Правительства РФ и нормативные правовые акты ФТС России.

Таможенный кодекс таможенного союза – это кодифицированный правовой акт прямого действия на территории таможенного союза. Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза − принят решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17). Российской Федерацией и Республикой Казахстан был ратифицирован с 1 июля 2010 г., Республикой Беларусь − с 6 июля 2010 г. Структура ТК ТС содержит общие положения о таможенном регулировании, и таможенном законодательстве, основы понятийного аппарата, а также положения о статусе таможенных органов и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, о ТН ВЭД ТС и стране происхождения товаров, о таможенной стоимости и таможенных платежах, о таможенном контроле. В особенной части ТК ТС содержатся особенности регулирования порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Международные договоры, формирующие договорно-правовую базу ТС, а также принятые на основании ТК ТС, необходимо ратифицировать в государствах − членах ТС в соответствии с их национальными законодательствами. Международный договор – это международное соглашение, содержащее общеобязательные правила поведения в таможенной сфере. Таможенная конвенция – это многосторонне или двустороннее международное соглашение, которое регулирует вопросы таможенного обложения, таможенные формальности во взаимной торговле стран−участниц данных соглашений.

Развитие таможенного законодательства сегодня ориентировано на вступление России в ВТО в связи с этим РФ присоединилась к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции). Киотская конвенция разработана в целях:

− гармонизации и упрощения таможенных процедур;

− содействия развитию международной торговли.

ТК ТС был разработан на основе этой конвенции.

Кроме Киотской конвенции на территории Таможенного союза применяются положения следующих конвенций:

1. Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Брюссель, 1983 г.) на основании которой строится таможенный тариф.

2. Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров (Брюссель, 1961 г).

3. Конвенция о временном вывозе товаров (Стабул, 1990).

4. Таможенная конвенции «О контейнерах» (Женева, 1972 г.)

5. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Женева, 1975 г.).

Решения КТС, носящие обязательный характер, подлежат непосредственному применению в государствах − членах ТС и имеют юридическую силу актов, принимаемых (издаваемых) теми государственными органами и должностными лицами государств − членов ТС, к компетенции которых отнесено регулирование соответствующих правоотношений на момент передачи КТС соответствующих полномочий. Таким образом, решения КТС не подлежат ратификации и имеют статус прямого действия. Комиссия Таможенного союза − это единый, постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза. Главной функцией КТС является исполнение решений, принятых Высшим органом Таможенного союза. Межгосударственный совет ЕврАзЭС в рамках трех государств − Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации − является высшим органом Таможенного союза.

На национальном уровне применяются нормы национального законодательства.

1. Конституция РФ

2. Федеральный Закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Федеральный закон предназначен для уточнения применения ТК ТС в России и урегулирует порядка 300 отсылочных норм, содержащихся в ТК ТС.

Федеральный закон регламентирует, в частности:

− основные принципы ввоза товаров в РФ, вывоза товаров из РФ, перевозки товаров по территории РФ под таможенным контролем;

− порядок декларирования товаров и применения иных таможенных процедур;

− правила определения страны происхождения товара и классификации товаров по ТН ВЭД ТС;

− основания корректировки таможенной стоимости без проведения дополнительной проверки;

− порядок проведения таможенного контроля (система управления рисками, таможенный осмотр и досмотр, таможенные проверки и т.п.);

− порядок приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в реестр (так называемая процедура ex officio);

− порядок уплаты, возврата и принудительного взыскания таможенных платежей;

− порядок обжалования решений, действий и бездействия таможенных органов и их сотрудников.

Федеральным законом также устанавливаются требования к уполномоченным экономическим операторам, таможенным перевозчикам, представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и другим участникам.

3. Подзаконные нормативные правовые акты.

Наиболее многочисленную группу источников таможенного права образуют подзаконные нормативные правовые акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты ФТС РФ.

Комиссия Таможенного союза это единый, постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза.

Добавить комментарий