Принудительная ликвидация юридического лица

Основания и процедура принудительной ликвидации ООО

Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется на основании судебного решения. Инициатором судебного процесса может являться в пределах своей компетенции определенный в законе госорган, орган местного самоуправления или в некоторых случаях участник компании. Для подачи иска о ликвидации юрлица требуются весомые причины, перечень которых определен в ст.61 ГК РФ и в некоторых других законах.

Помимо процедуры принудительной ликвидации допускается возможность принудительного исключения компания из ЕГРЮЛ, что в целом влечет аналогичные с ликвидацией последствия. При использовании этого варианта достаточно лишь установить и подтвердить фактическое прекращение организацией своей деятельности. Судебный акт в этом случае не требуется. Инициатором и исполнителем решения становится налоговый орган.

Здесь речь может идти об отсутствии лицензии, допуска СРО к определенным работам или в целом членства в саморегулируемой организации, что говорит о незаконности осуществляемой ООО деятельности.

Основания для принудительного закрытия

Обстоятельства, дающие право уполномоченным инстанциям обращаться в суд с иском, перечисляются в Гражданском Кодексе Российской Федерации, а также в некоторых федеральных правовых актах. Фирма может быть принудительно закрыта в случаях:

  1. Если юридическое лицо создано с существенными нарушениями действующего закона, и эти нарушения невозможно устранить.
  2. Если фирма осуществляет деятельность, запрещенную законом.
  3. При признании несостоятельности организации.
  4. Если фирма осуществляет деятельность, не получив на это официального разрешения госорганов.
  5. Если организация, созданная для религиозных или общественных целей, осуществляет деятельность, выходящую за пределы целей, для которых была создана.

Перечисленные случаи дают основание для принудительного закрытия юридических лиц любых организационно – правовых форм. Закон содержит еще целый ряд оснований, для ликвидации юридических лиц определенного статуса, предусмотрена принудительная ликвидация ООО, товариществ, фондов, религиозных и общественных объединений с учетом их правовых особенностей.

При признании несостоятельности организации.

Требование Центрального Банка

ЦБ может выступить с иском о ликвидации юрлица, которое занимается банковскими операциями без лицензии на основании Закона №395-1 или нарушает требования закона в кредитно-финансовой сфере.

1253 Гражданского кодекса, нарушении прав и свобод, конституционных норм, ведении экстремистской деятельности по ст.

Принудительная ликвидация юридического лица

Как уже отмечалось, принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда в случае, если:

  • при создании организации были допущены грубые нарушения закона, и эти нарушения носят неустранимый характер:
  • деятельность организации осуществляется без надлежащего разрешения (лицензии);
  • деятельность организации запрещена законом;
  • деятельность организации осуществляется с нарушением Конституции Российской Федерации;
  • деятельность организации осуществляется с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;
  • а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

По всем перечисленным выше основаниям, может быть ликвидировано лишь действующее юридическое лицо.

Если в судебном заседании при рассмотрении вопроса о ликвидации юридического лица по данным основаниям будет установлено, что организация фактически прекратила свою деятельность, заявление о ее ликвидации следует оставить без рассмотрения поскольку в этом случае по заявлению уполномоченного органа может быть возбуждено дело о несостоятельности отсутствующего должника.

О том, что организация фактически прекратила свою деятельность, могут свидетельствовать, в частности, невозможность установления места пребывания ее органов управления, отсутствие операций по банковским счетам юридического лица в течение последних двенадцати месяцев перед подачей заявления о его ликвидации, объяснения бывших сотрудников организации.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Ликвидация, связанная с неоднократными или грубыми нарушениями закона.

Решение суда по иску о ликвидации юридического лица в связи с неоднократными нарушениями закона принимается судом с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий.

Существуют определенные условия деятельности организации, невыполнение которых влечет за собой ликвидацию. Вот некоторые из них:

  • пунктом 3 статьи 7 Закона №14-ФЗ установлено ограничение общего числа участников ООО – 50 человек. При превышении указанного числа общество подлежит преобразованию в открытое акционерное общество (ОАО) либо в производственный кооператив в течение года. В случае неисполнения указанного требования по истечении года общество подлежит ликвидации в судебном порядке;
  • аналогичное требование содержится и в пункте 3 статьи 7 Закона №208-ФЗ, согласно которому число акционеров закрытого акционерного общества не может превышать 50. При превышении указанного числа акционеров закрытое акционерное общество подлежит преобразованию в открытое акционерное общество (ОАО) в течение года. В случае неисполнения указанного требования по истечении года общество подлежит ликвидации в судебном порядке;
  • в случае неполной оплаты уставного капитала общества в течение года с момента его государственной регистрации оно должно или объявить об уменьшении своего уставного капитала до фактически оплаченного его размера и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке, или принять решение о ликвидации общества (пункт 2 статьи 20 Закона №14-ФЗ, пункт 1 статьи 34 Закона №208-ФЗ);
  • если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом на дату государственной регистрации общества, то общество подлежит ликвидации (пункт 3 статьи 20 Закона №14-ФЗ, пункт 5 статьи 35 Закона №208-ФЗ).

Как свидетельствует арбитражная практика, при принятии решения о принудительной ликвидации юридического лица, суды руководствуются Постановлением Конституционного Суда от 18 июля 2003 года №14-П. Согласно данному Постановлению отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию – в связи с неоднократностью нарушения обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду – с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, – принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

В Постановлении от 18 июля 2003 года №14-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что отдельное нарушение нормативно-правовых актов, допущенное как при создании юридического лица, так и в ходе его деятельности, само по себе не может являться единственным основанием для прекращения юридического лица путем его ликвидации при условии, что это нарушение носит устранимый характер. (Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 15 сентября 2004 года по делу №А-56-2806/04; Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 2 сентября 2005 года по делу №А-56-12783/2005; Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 21 ноября 2005 по делу №А56-16659/2005).

«Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)».

Если деятельность организации осуществляется без надлежащего разрешения (лицензии), то суд может принять решение о принудительной ликвидации юридического лица.

Напомним читателю, что основным нормативным актом, регулирующим порядок лицензирования в Российской Федерации, является Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон №128-ФЗ). Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка.

Читайте также:  Креативное устройство клумбы на даче

Обратите внимание!

При этом следует иметь ввиду, что согласно пункту 2 статьи 1 Закона №128-ФЗ, действие закона о лицензировании не распространяется на следующие виды деятельности:

  • «деятельность кредитных организаций;
  • деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
  • деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • деятельность в области связи;
  • биржевая деятельность;
  • деятельность в области таможенного дела;
  • нотариальная деятельность;
  • страховая деятельность, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами;
  • деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • осуществление внешнеэкономических операций;
  • осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров;
  • приобретение оружия и патронов к нему;
  • использование результатов интеллектуальной деятельности;
  • использование орбитально – частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);
  • использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;
  • деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;
  • образовательная деятельность».

Соответственно, хозяйствующие субъекты, занятые вышеперечисленными видами деятельности, получают лицензии на основании иных нормативных актов.

В соответствии со статьей 2 Закона №128-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Порядок приостановления действия лицензии и ее аннулирования установлен статьей 13 Закона №128-ФЗ.

Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности.

В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

В случае устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой административное приостановление деятельности, лицензиат обязан уведомить об этом лицензирующий орган в письменной форме.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Если лицензиат, в установленный судьей срок, не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Решением суда, на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа, лицензия аннулируется.

Пункт 3 статьи 13 Закона №128-ФЗ, устанавливает момент прекращения лицензии. Действие лицензии прекращается:

  • со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);
  • с момента прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  • со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности;
  • со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 13 января 2000 года №50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)», согласно части 3 пункта 2 статьи 61 ГК РФ осуществление коммерческой организацией деятельности, подлежащей лицензированию, после аннулирования лицензии может являться основанием для ликвидации юридического лица. Однако в случаях, когда юридическое лицо осуществляет несколько видов деятельности, лишение его лицензии на ведение какого-либо одного вида деятельности не может рассматриваться как основание для его ликвидации, если после аннулирования лицензии оно прекратило этот вид деятельности и не допускает неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов.

Органы, уполномоченные на предъявление иска о принудительной ликвидации юридического лица.

Требование о ликвидации юридического лица, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. В начале настоящей книги мы уже отмечали, что такими органами, в частности, являются налоговые органы, ЦБ Российской Федерации, федеральный антимонопольный орган, кроме того, право на предъявление иска о принудительной ликвидации предоставляется и прокурору.

Право, на предъявление иска, налоговому органу, предоставляет пункт 16 статьи 31 НК РФ, в соответствии с которым налоговый орган имеет право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о ликвидации организации, любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

Например, налоговый орган может обратиться в суд с требованием о ликвидации акционерного общества, если последнее не выполняет требование, установленное пунктом 1 статьи 34 Закона №208-ФЗ:

«Акции, право собственности на которые перешло к обществу, не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды. Такие акции должны быть реализованы обществом по цене не ниже их номинальной стоимости не позднее одного года после их приобретения обществом, в противном случае общество обязано принять решение об уменьшении своего уставного капитала. Если общество в разумный срок не примет решение об уменьшении своего уставного капитала, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, либо иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом, вправе предъявить в суд требование о ликвидации общества».

Не следует забывать, что компетенция налоговых органов не ограничивается сферой законодательства о налогах и сборах, на налоговые органы возложен ряд задач, вытекающих из других правовых актов.

Так, согласно Закону №129-ФЗ, налоговый орган вправе предъявлять иски, как орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц.

В качестве примера можно привести требования статьи 26 Закона №129-ФЗ, о представлении в регистрирующий орган сведений, необходимых для перерегистрации юридического лица. Невыполнение указанного требования является основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом №129-ФЗ в отношении исключения недействующих юридических лиц.

При оценке правомерности требования налогового органа о ликвидации юридического лица необходимо исходить из того насколько такое требование соотносится с компетенцией налоговых органов, определённой конкретным актом законодательства.

Обращаем Ваше внимание, что ФНС Российской Федерации с 17 июля 2005 года вправе ликвидировать юридическое лицо без решения суда.

В соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2005 года №83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее Закон №83-ФЗ), глава VII Закона №129-ФЗ дополнена новой статьей 21.1, а статья 22 – новыми пунктами.

Читайте также:  Общедомовой прибор учета тепловой энергии

В соответствии с названными статьями Закона №129-ФЗ регистрирующий орган имеет право исключить из ЕГРЮЛ юридическое лицо, если оно в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

При этом, согласно пункту 3 статьи 21.1 Закона №129-ФЗ:

«решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения».

Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

Аналогичное разъяснение изложено в Письме ФНС Российской Федерации от 12 июля 2005 года №09-1-02/2908 «О Федеральном законе, предусматривающем исключение юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа».

При этом необходимо учитывать, что согласно пункту 3 статьи 3 Закона №83-ФЗ порядок исключения недействующих юридических лиц из государственного реестра распространяется также на организации, которые были созданы до вступления в силу Закона №83-ФЗ и Закона №129-ФЗ.

Прокурор вправе обратится в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Такое право ему предоставляет статья 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Центральный Банк Российской Федерации вправе предъявить иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции. Это установлено статьей 23.1 Закона №395-1.

Согласно статье 6 Закона №948-1, запрещается заключение хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), иных соглашений или осуществление согласованных действий, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов . Таким образом, Федеральный антимонопольный орган вправе предъявлять иски в отношении объединений коммерческих организаций, хозяйственных обществ или товариществ, если такие объединения осуществляют координацию предпринимательской деятельности, которая имеет, либо может иметь, своим результатом ограничение конкуренции.

Как уже отмечалось, пр инудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда в случае, если.

Добровольная ликвидация юридического лица

Юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Добровольная ликвидация юридического лица.

Принудительная ликвидация юридического лица: основания, этапы и порядок проведения

Принудительная ликвидация юридического лица – это процедура, которая совершается при завершении её деятельности в принудительном порядке, на основании решения суда. Органом, по инициативе которого она может быть проведена, является ФНС, ФАС, а также разные муниципальные образования. Подобный процесс происходит при нарушении законодательства РФ организацией. Процедура достаточно сложная и требует немало времени.

Подобный процесс происходит при нарушении законодательства РФ организацией.

Когда происходит принудительная ликвидация юридического лица: закон, причины, процедура

Процедура регистрации и закрытия любой фирмы должна осуществляться строго по правилам. В рамках данной статьи рассмотрим, каким образом осуществляется принудительная ликвидация юридического лица.

Что говорит закон.

Этапы принудительной ликвидации

Если ООО неоднократно нарушает законодательные нормы, Налоговая Инспекция имеет полное право обратиться в суд. Предварительно потребуется не только правильно составить иск, указав все аргументы и требования, но и предоставить дополнительные подтверждающие документы. Кстати, это касается и ситуаций, когда учредители желают предотвратить ликвидацию – им также нужно предоставить ряд документов, которые помогут избежать этого.
На основании окончательного решения суда созывается специально уполномоченная ликвидационная комиссия. В её полномочия будет входить:

  • закрытие банковских счетов;
  • составление промежуточного баланса;
  • приём и учёт требований от кредиторов;
  • комплексный аудит предприятия, поиск причин ухудшения показателей работы.

После всего этого исключение юридического лица из ЕГРЮЛ происходит по такой схеме:

  • уполномоченный орган принимает официальное решение о целесообразности прекращения деятельности ООО;
  • собирается перечень подтверждающих документов, утверждение их;
  • иск направляется в суд;
  • составляется 2 вида балансов: промежуточный и окончательный.

При ликвидации ООО государственная пошлина составит 20% от той, что обычно платят при регистрации.
Последним документом является свидетельство о ликвидации компании. Оно направляется директору или главному учредителю. Учредитель общества имеет право обратиться в суд, чтобы оспорить решение.

составляется 2 вида балансов промежуточный и окончательный.

Основания принудительного закрытия фирмы

Прекращение коммерческой деятельности против воли собственников осуществляется по нескольким причинам. Налоговая служба вправе действовать в следующих случаях:

  1. Систематическое несоблюдение нормативных предписаний. Ликвидация происходит из-за грубых нарушений закона. К таковым относят ведение бизнеса без лицензии или допуска саморегулируемого объединения, легализацию криминальных доходов, недобросовестную конкуренцию, построение заведомо преступной коммерческой модели. Перечень причин открыт. Основанием же служит вступившее в силу решение суда.
  2. Наличие задолженности перед бюджетом. Просрочка в исполнении финансовых обязательств фирмы должна составить не менее 3 месяцев. Арбитражный суд возбуждает производство, если долг достиг отметки в 300 тыс. рублей (статьи 3 и 6 закона № 127-ФЗ от 26.1002).
  3. Фактическая остановка деятельности. Признаки, свидетельствующие о прекращении бизнеса, приведены в статье 21.1 закона 129-ФЗ от 08.08.01. Норма относит к таковым отсутствие годовой отчетности и транзакций по банковским счетам за тот же период. Вывод, что деятельность не ведется, делают по итогам комплексной оценки. В суд не обращаются.
  4. Недостоверность данных в реестре. Запись о несоответствии сведений должна оставаться в ЕГРЮЛ не менее полугода. При этом территориальная инспекция обязана известить компанию о внесении пометки и предложить уточнить информацию (ст.21.1 закона 129-ФЗ). В этом случае допускается исключать предприятие из ЕГРЮЛ в административном порядке.
  5. Отсутствие денег на ликвидацию. В принудительном порядке организация исключается из государственного реестра, если возложить расходы на учредителей не представляется возможным. Судебное решение не требуется.

Действуя вопреки воле собственников, налоговый орган обязан соблюдать процессуальные правила. Ключевым принципом остается публичность. Вся информация размещается в открытых источниках.

При этом территориальная инспекция обязана известить компанию о внесении пометки и предложить уточнить информацию ст.

Порядок закрытия ООО при добровольной ликвидации

Итак, придется соблюсти следующий порядок ликвидации ООО:

  1. Принятие решения о прекращении деятельности. Оно оформляется протоколом на общем собрании участников общества (если общество с ограниченной ответственностью представлено одним лицом, он выносит решение самостоятельно). После этого назначается ликвидационная комиссия (или единоличный ликвидатор).
  2. Отправка уведомления в налоговую инспекцию. Уведомить инспекцию следует не позднее чем через три дня с момента принятия решения. После предоставления уведомления ФНС выдает заявителю расписку.
  3. Внесение сведений в ЕФРСФДЮЛ. С 12 ноября 2019 года юрлицо обязано вносить в ЕФРСФДЮЛ уведомление о начале процедуры ликвидации.
  4. Размещение информации в СМИ. Для размещения сведений о закрытии ООО существует специальный журнал — «Вестник государственной регистрации». В сообщении должна содержаться информация о порядке и сроке заявления требований со стороны кредиторов.
  5. Выявление кредиторов. На данном этапе комиссия занимается составлением списка кредиторов и сбором дебиторской задолженности. В обязанности комиссии входит уведомление всех кредиторов ООО о ликвидации компании. На предъявление требований кредиторам должно быть предоставлено не менее двух месяцев.
  6. Составление промежуточного баланса. Он составляется по истечении двух месяцев с момента публикации. О составлении промежуточного баланса в ФНС следует направить уведомление.
  7. Удовлетворение требований кредиторов. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого общества производится в порядке строгой очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения.
  8. Информирование Пенсионного фонда РФ обо всех застрахованных работниках, передача сведений о начисленных и уплаченных за них страховых взносах и реестра застрахованных лиц — в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
  9. Формирование инвентаризационной комиссии проведение инвентаризации в связи с составлением ликвидационного баланса по месту нахождения имущества и материально ответственного лица.
  10. Составление ликвидационного баланса, который имеет простую письменную форму и содержит данные об оставшемся после удовлетворения требований кредиторов имуществе, и далее — проведение общего собрания участников ООО по вопросу утверждения ликвидационного баланса и направление им копий протокола внеочередного общего собрания.
  11. Распределение имущества ликвидируемого общества между его участниками (если оно осталось) в порядке очереди согласно пункту 1 статьи 58 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ.
  12. Формирование пакета документов. Комиссия обязана подготовить пакет документов, в который входят заявление (по форме № Р16001), баланс при ликвидации ООО, квитанция об оплате пошлины (квитанция включается в пакет в том случае, если документы подаются не в электронной форме), документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.
  13. Подача документации. В налоговую инспекцию пакет документов передается любым удобным способом: лично, через представителя или по почте.
  14. Внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ. ФНС вносит в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности юридического лица. После этого предстоит закрыть расчетный счет, уничтожить печать и сдать оставшуюся документацию в архив.
Читайте также:  Как оплатить госпошлину через терминал Сбербанка

Подтверждением того, что ФНС России приняла положительное решение по заявлению юрлица, выступает предоставление заявителю документов о регистрации ликвидации. В случае отказа в регистрации заявителю будет предоставлен документ, содержащий указание на причину такого решения.

Достаточно часто ФНС после получения уведомления о ликвидации принимает решение о проведении выездной налоговой проверки (ВНП). Но поскольку ВНП не является обязательной, то компаниям, воспользовавшимся рекомендациями профильных юристов, удается предотвратить визит налоговиков.

Процесс принудительной ликвидации ООО

Итог принудительной ликвидации аналогичен результату добровольной: деятельность юрлица прекращается, и об этом вносятся соответствующие сведения в ЕГРЮЛ. Однако сам процесс ликвидации заметно различается.

Итак, принудительное прекращение деятельности происходит следующим образом:

  1. принимается решение о ликвидации ООО, и направляется заявление в суд (этим занимается уполномоченный орган);
  2. назначается ликвидация комиссия;
  3. публикуются сведения о ликвидации юридического лица;
  4. составляется промежуточный баланс;
  5. осуществляются расчеты с кредиторами;
  6. составляется окончательный баланс;
  7. вносятся сведения о прекращении деятельности в ЕГРЮЛ.

Юридические лица в процессе ликвидации, как правило, сталкиваются с определенными сложностями. Причем проблемы возникают вне зависимости от способа прекращения деятельности: не только в ходе принудительной, но и в процессе добровольной ликвидации ООО могут иметь место претензии со стороны налоговой инспекции. Даже если у компании нулевой баланс, для налоговиков это еще не аргумент в пользу того, что ООО не велась хозяйственная деятельность, поэтому и в данном случае у органов ФНС могут возникнуть вопросы.

Чтобы повысить шансы на успех, можно воспользоваться услугами консалтинговых агентств. Комплексное сопровождение процесса закрытия компании помогает избежать сложностей как при оформлении документации, так и при взаимодействии с государственными органами.

составляется промежуточный баланс;.

Способы и порядок ликвидации юридического лица

У каждого из них есть свои особенности и последствия. На начальном этапе владельцу бизнеса важно сделать правильный выбор. Ориентироваться стоит на основания ликвидации юридического лица и его финансовое положение (см. табл. 1).

Таблица 1. Пути ликвидации юридического лица

Причина

Отсутствие у владельцев желания продолжать деятельность

Стабильное, долгов нет

Невозможность отвечать по своим обязательствам

Долги перед бюджетом и контрагентами

Желание заняться иной деятельностью и выручить деньги

Отсутствие долгов, большие обороты

Продажа путем смены учредителя

Ведение деятельности с нарушением законодательства

Процедура принудительной ликвидации юридического лица всегда начинается с решения суда. А инициатором банкротства может стать как сам владелец, так и его кредиторы. Поэтому оно также не всегда проходит добровольно. Соответственно, в благоприятных условиях учредителям стоит рассмотреть добровольное закрытие или альтернативную продажу юридического лица.

Если в компании есть наемные работники, о грядущем сокращении их необходимо уведомить как минимум за два месяца.

Порядок принудительной ликвидации юридического лица

Принятие судом решения ликвидировать организацию, назначение ответственных лиц (обязанность по проведению процедуры закрытия фирмы возлагается на ее собственников, но если они игнорируют решение суда, или исполняют его некачественно, то суд может назначить арбитражного управляющего).

Уведомление регоргана о начале процедуры ликвидации и назначении Ликвидатора/Руководителя ликвидационной комиссии/Арбитражного управляющего.

Публикации в средствах массовой информации сообщений о том, что юридическое лицо планируется закрыть. Соответствующие сообщения должны быть опубликованы на Федресурсе и в журнале «Вестник».

Выявление и уведомление кредиторов компании. Проведение взаиморасчетов. Погашение имеющихся задолженностей.

Составление и утверждение Промежуточного ликвидационного баланса.

Уведомление регоргана о составлении Промежуточного ликвидационного баланса.

Составление и утверждение Ликвидационного баланса.

Подача в регорган заявления о ликвидации и ликвидационного баланса.

Кроме того, исключение предприятия из реестра не означает, что к собственникам и директору нельзя предъявить претензий и привлечь их к субсидиарной ответственности.

Порядок проведения

В процедуру вынужденной ликвидации юридического лица входит совокупность организованных действий, регламентированных статьей 63 Гражданского кодекса, которые проводятся по определенному узаконенному порядку. Ликвидационная комиссия, назначенная арбитражным судом, осуществляет их поэтапно.

К этапам относятся:

  • производится публикация сведений по принятому судом решению о закрытии юрлица, порядке ее осуществления, двухмесячном сроке, отведенном для приема претензий кредиторов со дня выхода печатных изданий, СМИ, журнала «Вестник государственной регистрации» согласно указаниям ст. 63 ГК;
  • составляет списки кредиторов, которые подлежит известить, послав письменное сообщение;
  • устанавливает наличие дебиторской задолженности;
  • завершив прием заявлений с требованиями кредиторов, составляет промежуточный баланс хозяйственной деятельности, содержанием которого являются сведения об имуществе юрлица, перечень заявлений с претензиями, вынесенные решения по ним;
  • по результатам вышеуказанного баланса соразмерно величине стоимости имущества проводить обыкновенную процедуру ликвидации, осуществляя выплаты кредиторам, либо возбуждает дело о банкротстве юрилица;
  • окончательно баланс по ликвидации составляется после осуществления всех выплат по долгам, он не подлежит изменению;
  • решается вопрос об имуществе, которое распределяется между учредителями соразмерно внесенным долям;
  • извещает орган регистрации об окончании процедуры и передает всю документацию по процедуре для исключения юридического лица из ведомости ЕГРЮЛ.

Завершение процедуры удостоверяется записью в ведомости органа регистрации и свидетельство, выданное учредителям юрлица.

Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Основные сведения

Принудительная ликвидация юридического лица представлена процессом, когда прекращается деятельность компании на основании решения суда. Инициатором процесса обычно выступают налоговые органы, контрагенты или другие организации. Для этого обязательно проводится судебное разбирательство. Истцом обычно выступают государственные органы, которые во время проверки нашли существенные нарушения в деятельности предприятия.

При таком процессе не учитывается мнение учредителей и руководства фирмы. Процедура не обладает какими-либо значимыми отличиями от добровольного закрытия организации. Но при этом невозможно воспользоваться упрощенной процедурой.

компания занимается ведением деятельности без обязательной лицензии, разрешения или иных документов;.

Как закрыть ООО

Снять с учета онлайн-кассу, закрыть расчетный счет.

Добавить комментарий