Внутренние нормативные акты

Похожие публикации

В каждой организации, независимо от ее размера и сферы деятельности, должны разрабатываться локально-нормативные акты (ЛНА). У предпринимателей, которые впервые столкнулись с необходимостью составлять данные документы, может возникнуть ряд вопросов. Для чего нужны локальные акты? Кто обязан их разрабатывать? В каком порядке утверждаются данные акты? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в статье.

обязательные наличие этих документов в организации установлено законодательством ;.

Структура и содержание локальных нормативных актов

Структура и содержание локальных нормативных актов зависят от круга вопросов, в отношении которых необходимо принятие таких актов.

Условно структуру локальных нормативных актов можно разделить на следующие части:

общие положения: перечень регулируемых вопросов; нормативные правовые акты, в соответствии с которыми локальный нормативный акт принимается; подразделения или категории работников, подпадающие под его действие;

основная часть: права и обязанности работника и работодателя; процедуры, не определенные законодательством; порядок взаимодействия структурных подразделений в зависимости от специфики локального нормативного акта; действия сторон, сроки, ответственность и пр.

заключительные положения: время вступления локального нормативного акта в силу, порядок внесения изменений и дополнений, а также его отмены, перечень локальных нормативных актов или отдельных положений, прекращающих действие в связи с принятием нового акта.

Локальные нормативные акты могут содержать приложения, касающиеся вопросов, отраженных в этих актах. В этом случае делается отметка о наличии приложения.

В этом случае делается отметка о наличии приложения.

Локальные нормативные акты организации: что это, перечень основных документов

Чтобы учесть специфику деятельности и адаптировать существующие нормы законодательства в отношении компании, ответственные лица на предприятии могут оформлять локальные нормативные акты. Эти документы конкретизирует положения законов и устанавливают правила, которые не были рассмотрены в них, но необходимы для урегулирования трудовых отношений. Существует обязательный локальные нормативные акты организации перечень.

Чтобы учесть специфику деятельности и адаптировать существующие нормы законодательства в отношении компании, ответственные лица на предприятии могут оформлять локальные нормативные акты.

Локальные нормативные акты работодателя — разберемся в нюансах

Появление внутренних кадровых документов в той или иной мере обусловлено требованиями законодательства. Но Трудовой кодекс РФ не дает сколь-либо определенного их перечня или четкого набора требований. Попробуем разобраться, что такое локальный нормативный акт и чем он отличается от остальных кадровых документов.

Появление внутренних кадровых документов в той или иной мере обусловлено требованиями законодательства.

Оформление локального нормативного акта

Согласно данному ГОСТу для изготовления любых видов документов, кроме писем, используется бланк, который включает в себя:

  • наименование организации. Указывается оно в строгом соответствии с учредительными документами, включая полное и сокращенное наименование, в том числе на иностранном языке;
  • наименование вида документа. Указывается после наименования организации прописными буквами (ПОЛОЖЕНИЕ, ИНСТРУКЦИЯ и т. д.);
  • дату регистрации (утверждения) и регистрационный номер документа;
  • место составления документа.

Страницы документа нумеруют со второй страницы. Номера страниц проставляют посередине верхнего поля листа.

Что касается структуры локального акта, он, как правило, состоит из трех разделов: общие положения, основная часть и заключительные положения. Согласно п. 4.7 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30‑2003«Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», утвержденных Росархивом, тексты документов, регулирующих деятельность организации (таких как положение, должностная инструкция), состоят из разделов, пунктов и подпунктов. Каждый раздел должен иметь соответствующий номер и заголовок.

Приведем пример структуры некоторых документов.

Локальный акт подписывается работником, его разработавшим. Реквизит «Подпись» включает наименование должности, личную подпись и расшифровку подписи. Кроме этого, если документ проходил согласование с другими должностными лицами, оформляется виза согласования, включающая подпись и должность визирующего, расшифровку подписи и дату подписания.

На подлиннике документа визы проставляют в нижней части оборотной стороны последнего листа. Возможно оформление виз документа на отдельном листе согласования.

Документ прошивается, пронумеровывается и скрепляется печатью организации.

Если локальный нормативный акт принимается с учетом мнения представительного органа работников, факт учета этого мнения оформляется с помощью специального грифа, который проставляется в левом верхнем углу и выглядит следующим образом.

При оформлении локальных нормативных актов обязателен реквизит «Гриф утверждения», который ставится в правом верхнем углу. Утверждаться акт может приказом работодателя и отметка будет такая:

приказом ООО «Юпитер»

Акт может утверждаться посредством проставления на документе грифа утверждения с личной подписью руководителя организации или уполномоченного им лица. См. образец:

Директор ООО «Юпитер»

Марсов, А. В. Марсов

Гриф утверждения с личной подписью руководителя должен быть заверен печатью организации.

В статье 12 ТК РФ перечислены случаи, когда локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие.

Положение об аттестации

БЛАНКИ

Нужно ли работодателю проверять квалификацию уже работающих в организации сотрудников на соответствие профстандарту, если для данной категории специалистов он стал обязателен?

Как поясняет Минтруд России, вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Если уровень конкретного сотрудника оказался ниже, чем предусмотренный профстандартом, руководство может подобрать для него соответствующую программу обучения.

Кроме того, работодатель вправе провести аттестацию работников. Так, уточняет ведомство, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе “Требования к квалификации”, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Читайте также:  Взыскание долгов без расписки в Казани

Однако если работодатель считает, что работник не справляется со своими обязанностями, он может признать его по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). По общему правилу Положение об аттестации обязательным локальным нормативным актом не является, а значит, его отсутствие не повлечет за собой административную ответственность. Но если работодатель хочет проверить квалификацию своих работников и привести ее в последующем в соответствие определенным требованиям либо уволить не отвечающих этим требованиям сотрудников по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, без такого Положения не обойтись. Исключения составляют только случаи, когда обязательная аттестация регламентирована законом или подзаконным нормативным правовым актом (например, Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 “Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность”).

В Положении об аттестации могут быть перечислены все основания и условия, при которых сотрудника, не прошедшего аттестацию, “условно” допускают к работе – например, при последующем обучении за счет работодателя, повышении его квалификации и повторной переаттестации. Однако лучше избегать таких положений – оставьте только два основных вывода аттестационной комиссии: соответствует занимаемой должности и не соответствует занимаемой должности.

1 закона о персональных данных.

Специализированные ЛНА

Помимо общих есть перечень обязательных ЛНА применительно к отраслям. Например, система оценочной деятельности в учреждениях образования. Ее обязательность определена законом об образовании в РФ. Каждое ОУ самостоятельно разрабатывает ее параметры, руководствуясь перечнем локальных актов, которые регламентируют ВСОКО:

  • №273-ФЗ;
  • федеральная программа «Развитие образования на 2016-2020 годы»;
  • приказ Минобрнауки №462 от 14.06.2013;
  • приказ Минобрнауки РФ №1324 от 10.12.2013.

Отдельные виды локальной нормативной документации применяются в системах менеджмента качества. Примерный перечень ЛНД по качеству — это такие документы:

  • информация об СМК;
  • требования и спецификации;
  • методические разработки, рекомендации;
  • стандарты, инструкции;
  • объективные данные об испытаниях, результатах.

приказ Минобрнауки РФ 1324 от 10.

Кто и когда должен принимать внутренние акты

Взаимоотношения между работодателем и сотрудниками регламентируются нормами трудового права. В ТК РФ прописаны многие аспекты этих отношений, однако не все они жестко регламентированы. Некоторые вопросы решаются работодателем самостоятельно либо по соглашению с работником. Именно для того, чтобы закрепить внутри компании такие моменты и сделать их обязательными для исполнения, и принимаются локальные нормативные акты.

Примером может служить трудовой распорядок. В частности, в статье 91 ТК РФ указано, что стандартная продолжительность рабочего времени составляет 40 часов в неделю. Вместе с тем нормы Кодекса не регламентируют, во сколько должен начинается и какую длительность может иметь рабочий день. Подразумевается, что эти моменты и будут закреплены в локальных актах.

Внутренние нормативные акты принимаются всеми работодателями. Никаких поблажек в этом смысле для индивидуальных предпринимателей не предусмотрено — они точно так же, как и организации, имеют трудовые отношения с нанятым персоналом. Однако можно не составлять ЛНА микрокомпаниям, где работает не больше 15 человек, а объем дохода в год не превышает 120 млн рублей. При этом все обязательные положения должны быть прописаны в трудовом договоре. Также не составляют локальные акты физические лица, которые не зарегистрированы ИП, но привлекают наемных работников.

составить должностную инструкцию.

Отсутствие документов

Достаточно часто бывают ситуации, в которых сотрудник, который был уволен из компании, подает иск – и суд принимает его сторону. Многие работодатели задаются вопросом о том, почему так происходит.

Как правило, суд, принимая решение, достаточно часто ориентируется на то, имеет ли компания какие-либо нормативные документы, подписанные сотрудником. Они становятся официальными материалами дела – и их достаточно тщательно изучает суд, чтобы определить, законными ли были требования, установленные работодателем.

Обратите внимание на то, что для предприятия наличие и юридическая сила таких документов – это важное преимущество. Сотрудник просто не сможет отрицать и официально опровергнуть некоторые факты.

Отсутствие же таких документов или невозможность их предоставить – это достаточно сложная тема, которая может сыграть на руку второй стороне разбирательства. Обратите также внимание на то, что все документы должны быть законными и иметь юридическую силу.

Можно привести достаточно простой пример. К примеру, большого размера предприятия создает и выпускает в продажу оборудование, активно развиваясь и привлекая новых покупателей. В производственном цеху происходит серьезная авария, вследствие которой работник получает серьезную травму. В такой ситуации работодатель может не признавать свою вину, утверждая, что она целиком лежит на сотруднике, который не был достаточно внимательным.

Естественно, такой спор должен решаться исключительно в правовом поле с точной аргументацией обеих сторон. Можно достаточно долго дискутировать о том, был ли виноват сам работник, однако, куда более правильным решением будет обратиться к официальной документации. Как правило, любое производство должно иметь важный документ – это положения о безопасном труде на производстве и данные о проведении инструктажей касательно техники безопасности.

Это документ, который имеет огромную важность. При производстве достаточно большое количество сотрудников могут получить травмы. Это значит, что предприятие обязуется регулярно проводить большое количество инструктажей по технике безопасности и использовании техники на производстве. Если такие инструктажи не проводились или же их проведение не было доказано – вина ляжет на работодателя. Это также поднимает вопрос ответственности компании в случае, если таких документов нет. Естественно, компания может быть оштрафована контролирующими органами, а сам работодатель – привлечен к ответственности. Она может быть административная или даже уголовная.

Читайте также:  На что влияет прописка в квартире

Достаточно часто можно просто обратиться к кодексу об админнарушениях – он точно дает понять, что в ситуации, когда лицо не раз нарушало правила проведения инструктажа, оно может быть дисквалифицировано на внушительный срок – он может составлять от одного до трех лет. Обратите внимание на то, что дисквалифицированный сотрудник не может занимать исполнительные должности, быть членом совета директоров, вести управленческую деятельность.

Вывод из такого примера достаточно простой – любое предприятие должно иметь хотя бы минимальные локальные правовые акты, которые бы давали возможность защитить свои права. Однако, создание таких актов – это достаточно ответственный процесс, и необходимо понимать, что их отсутствие – менее тяжелое нарушение, чем неправильно составленные бумаги.

Сотрудник просто не сможет отрицать и официально опровергнуть некоторые факты.

Структура и содержание

В «шапке» отмечаются коды компании. Далее вписывается информация о фирме. Не забудьте проставить дату и место составления документа, его полное название. Ниже идет основное «тело» документа. Здесь отмечаются различные трудовые процессы, утвержденные работодателем. Также ЛНА включает в себя обязанности и права каждой стороны. Если возникает необходимость, следует отметить конкретную дату, когда именно документ становится действительным. Заполненный акт управленец заверяет своей подписью.

Правильное оформление нормативных документов позволяет работодателю избежать конфликтных ситуаций с работниками, не желающими соблюдать правила организации.

Один из признаков классификации ЛНА:

положение об оплате труда и премировании, если соответствующих условий нет в ПВТР ст.

Универсальная

Перечень локальных нормативных актов образовательной организации

Примерное название локального нормативного акта, регламентирующего направление/вид деятельности

Правовые основания наличия в образовательной организации

Локальные нормативные акты, регламентирующие управление образовательной организацией

Часть 4 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”), Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Части 3 , 4 ст. 30 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Локальные нормативные акты, регламентирующие организационные аспекты деятельности образовательной организации

Пункт. 8 ч. 3 ст. 28, ч. 2 ст. 30, ч. 9 ст. 55, ч. 5 ст. 55 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, письмо Минобрнауки России от 01.04.2013 № ИР-170/17 «О Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации”» (далее – Приложение к рекомендациям письма № ИР-170/17)

Пункт 1 ч. 3 ст. 28, ч. 2 ст. 30, ч. 2 ст. 55 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Статья 100 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ, ч. 7 ст. 47 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, п. 19.34 Приложения к рекомендациям письма № ИР-170/17

ч. 2 ст. 30, ч. 2 ст. 62 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, п. 19.34 Приложения к рекомендациям письма № ИР-170/17

Пункт 18 ч. 3 ст. 28 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Пункт 21 ч. 1 ст. 34 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, п. 19.34 Приложения к рекомендациям письма № ИР-170/17

Пункт 18 ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 55 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

12.Положение о структурном подразделении ОО:

Части 2 , 4 ст. 27 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Штатное расписание ОО

Пункт 4 ч. 3 ст. 28 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Программа развития ОО, приказы “О разработке Программы развития ОО”, “Об утверждении Программы развития ОО”

Пункт 7 ч. 3 ст. 28 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Пункт 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Пункты 3 , 13 ч. 3 ст. 28, п. 3 ч. 2 ст. 29 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Локальные нормативные акты, регламентирующие особенности организации образовательного процесса

15.Положение о формах обучения в ОО:

Статья. 17 , ч. 3 ст. 44 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Часть 6 ст. 14 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Пункт 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, 19.34 Приложения к рекомендациям письма № ИР-170/17

Пункт 6 ч. 1 ст. 34 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, 19.34 Приложения к рекомендациям письма № ИР-170/17

Пункт 7 ч. 1 ст. 34 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Локальные нормативные акты, регламентирующие оценку и учет образовательных достижений обучающихся

Пункт 13 ч. 3, ч. 7 ст. 28 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Пункт 11 ч. 3 ст. 28 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Часть 3 ст. 17, п. 10 ч. 3 ст. 28, ч. 3 ст. 34, ч. 1 ст. 58 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, п. 19.34 Приложения к рекомендациям письма № ИР-170/17, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

п. 11 ч. 3 ст. 28 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Часть 4 ст. 33 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Локальные нормативные акты, регламентирующие условия реализации образовательных программ

Статья 13 , ст. 15 , п. 7 ч. 1 ст. 34 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, п. 19.34 Приложения к рекомендациям письма № ИР-170/17

Статья 13 , ст. 16 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, п. 19.34 Приложения к рекомендациям письма № ИР-170/17

Пункт 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Пункт 9 ч. 3 ст. 28, п. 5 ч. 3 ст. 47 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Читайте также:  Двойная оплата штрафа ГИБДД: как вернуть деньги

Локальные нормативные акты, регламентирующие права, обязанности, меры социальной поддержки обучающихся образовательной организации

Часть 4 ст. 34 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Пункт 2 ч. 3 ст. 28, п. 20 ч. 1 ст. 34, ст. 35 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, п. 19.34 Приложения к рекомендациям письма № ИР-170/17

Пункт 29 ч. 1, п. 7 ч. 2 ст. 34 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, п. 19.34 Приложения к рекомендациям письма № ИР-170/17

Локальные нормативные акты, регламентирующие права, обязанности и ответственность работников образовательной организации

Часть 4 ст. 47 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Пункт 7 ч. 3 ст. 47 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, п. 19.34 Приложения к рекомендациям письма № ИР-170/17

Пункт 8 ч. 3 ст. 47 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, п. 19.34 Приложения к рекомендациям письма № ИР-170/17

Часть 6 ст. 47 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Пункт 8 ч. 1 ст. 48, ч. 2 ст. 49 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Пункт 5 ч. 3 ст. 28, п. 7 ч. 1 ст. 48 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Локальные нормативные акты, регламентирующие образовательные отношения

Пункт 2 ч. 1, ч. 6 ст. 45 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, п. 19.34 Приложения к рекомендациям письма № ИР-170/17

Договор об оказании платных образовательных услуг в ОО

Пункт 4 ч. 2 ст. 29, ст. 54 , ст. 101 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, п. 19.34 Приложения к рекомендациям письма № ИР-170/17

Порядок расчета стоимости образовательной услуги в ОО

Приказ “Об утверждении стоимости обучения по образовательной услуге в 20___/___ учебном году”

Локальные нормативные акты, регламентирующие открытость и доступность информации о деятельности образовательной организации

Пункт 21 ч. 3 ст. 28, ч. 1 ст. 29 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Локальные акты, регламентирующие деятельность ОО по реализации ООО.

Локальные акты, регламентирующие профессиональную деятельность педагогических работников.

Локальные акты, регламентирующие организацию питания в МБОУ «СОШ№18».

Локальные акты, регламентирующие защиту персональных данных в МБОУ «СОШ№18».

Локальные акты, регламентирующие антикоррупционную деятельность в МБОУ «СОШ№18».

Локальные акты, регламентирующие систему оплаты труда в МБОУ «СОШ№18».

Локальные акты, регламентирующие деятельность по охране труда и ТБ в МБОУ «СОШ№18».

47 Федерального закона Об образовании в Российской Федерации , п.

Примеры локальных нормативных актов

Если работодателю необходимо разработать локальный акт, некий образец можно взять за основу. Но необходимо учитывать, что локальные акты должны отражать специфику конкретного предприятия, поэтому даже самый хороший образец потребует тщательного анализа и переработки. Унифицированных форм и конкретных требований к составлению документов не существует, поэтому лицо, ответственное за их разработку, должно знать общие требования трудового законодательства. Только тогда документы будут иметь юридическую силу.

Примеры локальных нормативных актов можно найти по ссылкам, приведенным выше. Кроме того, существуют образцы отраслевых ЛНА, содержание которых уже отредактировано с учетом специфики конкретной отрасли. Актуальные формы локальных актов представлены в альбомах, разработанных специалистами Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела (ВНИИДАД).

Управленческие функции работодателя независимо от того, организация это или индивидуальный предприниматель, его руководство трудовым процессом работников, с которыми был заключен трудовой договор, требуют принятия локальных нормативных актов.

Порядок принятия

Нормативные документы разрабатываются руководителем с привлечением специалистов, согласовываются с профсоюзами и экспертами вышестоящих организаций, утверждаются и вводятся в действие. Алгоритм принятия может быть изменен, если иное предусмотрено внутренними актами. Документ вступает в силу после издания соответствующего постановления. В приказе нужно указать дату введения в действие нормативного акта, сроки ознакомления работников с положением, данных ответственных лиц. Сотрудник должен изучить внутреннюю документацию и поставить личную подпись.

Сотрудник должен изучить внутреннюю документацию и поставить личную подпись.

Порядок принятия локальных актов

Этапы принятия локальных нормативных актов

Каждый локальный нормативный акт принимается и для этого он проходит несколько этапов:

  1. Руководством организации принимается решение о разработке локального документа, то есть это может быть учтено законодательной базой, а именно в нормативных документах четко прописано, что ЛНА должен быть отдельно разработан и принят и без этого деятельность организационной структуры будет нарушена. А также работодатель может самостоятельно принять решение о разработке документа, так будет удобнее работать.
  2. Принимается решение о том, кто будет разрабатывать документ или конкретно какая служба. Например, если это инструкция по охране труда, то это специалисты по охране труда, а если документ связан с внутренним распорядком на предприятии, то разработка ЛНА поручается отделу кадров. И так далее, по направлению деятельности.
  3. Далее, разрабатывается проект нормативного документа на основании норм или Правил, а также иных документов. Разрабатывает лицо, изучившее всю документацию. При этом за основу можно взять типовой акт.
  4. После локальный нормативный документ отдается на проверку руководителю. Если имеются замечания или спорные вопросы, то они решаются в рабочем порядке, если таковые отсутствуют, то можно переходить к следующему этапу.
  5. Прохождение юридической экспертизы обязательно. Для этого документ отдается на проверку в юридический отдел, на предмет замечаний в плане оформления или на соответствие требований законодательства при их наличии. После в документ вносятся изменения или дополнения.
  6. Подготовленный акт проходит согласование заинтересованными лицами и представителем профсоюза выдается мотивированное мнение.
  7. Утверждение документа руководителем предприятия.

И так далее, по направлению деятельности.

Добавить комментарий