Минимальный размер алиментов в беларуси 2020

Виды уплаты алиментов:
  • твердая денежная сумма, уплачиваемая периодически
  • твердая денежная сумма, уплачиваемая единовременно
  • процентное отношение к заработку
  • передача в собственность имущества

Размер алиментов выражается в процентом соотношении к заработной плате, а именно.

Кто и в каких случаях имеет право на алименты?

Под словом «алименты» подразумевается одноразовая или периодическая материальная помощь в пользу лица, которое не может самостоятельно себя обеспечивать. У многих этот термин ассоциируется только с бракоразводным процессом и детьми. Однако список категорий, установленный законодательством, достаточно широк. Имеют право получать финансовую помощь:

  1. Лица до 18 лет от родителей. Если дети не могут работать по объективным причинам (тяжелая болезнь, инвалидность), они имеют право на денежное обеспечение и после 18 лет.
  2. Нетрудоспособные бывший супруг или супруга, которые занимаются уходом за общим ребенком в возрасте до 3 лет. Если общий ребенок — инвалид, то возраст увеличивается до 18 лет.
  3. Бывшая супруга во время беременности, если беременность наступила в браке.
  4. Родители, которые в силу возраста или состояния здоровья не могут работать.
  5. Бывший муж или жена, ставшие нетрудоспособными, от второго бывшего супруга (по решению суда).

Иногда мать или отец задаются вопросом, как подать на алименты, если пара еще состоит в браке, и возможно ли это. Законом предусмотрено, что в прямые обязанности родителя входит предоставление содержания детям до 18 лет (ст. 88 и ст. 91 Кодекса о браке и семье РБ). Есть три условия, которые должны соблюдаться для того, чтобы взыскать финансовую помощь:

  1. Семейная или родственная связь между заинтересованным лицом и ответчиком — в нашем случае это муж или жена.
  2. Невозможность получателя обеспечивать себя — в данном случае это ребенок до 18 лет, или жена, находящаяся в декретном отпуске/неработающая.
  3. Нет ведения общего хозяйства — с точки зрения закона, это совместное проживание, общий бюджет, и т. д.

Таким образом, подать на алименты можно, даже если брак не расторгнут. Обычно суд принимает сторону ребенка, и выплаты назначаются в полном размере.

Если у бывшего супруга в новом браке появились дети, либо он стал нетрудоспособен по болезни, суд может уменьшить размер выплат.

Алименты на ребенка в Беларуси в 2020 году

Если родители и бывшие супруги сравнительно редко оказываются получателями алиментов, то их назначение детям явление столь же частое как разводы их родителей.

Связано это именно с высоким уровнем расторжения браков. Как следствие, на того из родителей, который не проживает с ребенком, ложится обязанность по уплате алиментов, другой родитель становится их получателем и распорядителем.

Попробуем ответить на вопрос: «как подать на алименты в Беларуси» исходя из действующих в настоящий момент (т.е. в 2020 году) норм законодательства и сложившейся практики.

Различают два варианта назначения алиментов: добровольный, т.е. по соглашению сторон, и судебный. Следует заметить, что добровольная уплата алиментов не лишает их получателя права обращения в суд.

Процесс назначения алиментов в судебном порядке начинается с подачи искового заявления от родителя (опекуна) на попечении которого находится ребенок. К заявлению прилагают копию свидетельства о рождении ребенка, свидетельства о браке, если таковой был заключен, и другие документы по требованию суда.

Если добровольная уплата алиментов происходит по соглашению сторон, то при взыскании по суду различают два варианта:

  • ежемесячные выплаты процента от дохода (заработка);
  • выплаты определенной суммы кратной минимальной зарплате (базовой величине).

В Беларуси приняты следующие нормы регулярных отчислений для алиментарного обеспечения детей:

  • на содержание одного ребенка отчисляется не менее 25% дохода;
  • размер алиментов на двоих детей составит не менее 33%;
  • на трех и более детей – не менее 50%.

Максимальный размер алиментов на ребенка законодательно не определен, но установлены нормы нижнего предела. Это особенно актуально при рассмотрении дел безработных и не имеющих постоянного места работы.

Министерство юстиции Беларуси разъяснило новый порядок взыскивания задолженности по алиментам в отношении отдельных категорий должников. С 1 июля 2020 года основой для расчета задолженности по алиментам будет являться бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения. Такой принцип будет применяться судебным исполнителем только в тех случаях, когда должник не работает или не представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход.

Так как размер алиментов составит:

  • 50% – бюджета прожиточного минимума на содержание одного ребенка;
  • 100% БПМ – на двоих детей;
  • 150% БПМ – на троих и более детей.

В тех случаях, когда представляется затруднительным точное определение величины дохода плательщика алиментов или нерегулярности его заработков, суд вправе назначить фиксированный размер платежей в базовых величинах.

Таковы общие правила, однако размер алиментов может быть установлен по соглашению. Сторонами такого соглашения обычно оказываются бывшие супруги или не проживающие вместе родители. Размер алиментов по соглашению не может быть меньше установленного законом.

Стоит заметить, что совершеннолетние дети продолжающие образование на дневной форме обучения, остаются получателями алиментов до окончания учебного заведения.

Нетрудоспособные совершеннолетние дети сохраняют право на получение алиментов пожизненно, либо до восстановления трудоспособности.

В тех случаях, когда после развода, дети остаются проживать с каждым из бывших супругов, алименты могут быть назначены судом в пользу менее обеспеченного из родителей. Размер и другие условия выплат также устанавливаются судом, если в брачном договоре или соглашении не было определено иное.

Существуют особые обстоятельства, когда величина алиментов все-таки может быть уменьшена по решению суда. Это:

  • первая или вторая группа инвалидности родителя алиментщика;
  • наличие у плательщика детей, которые оказываются после взыскания алиментов в худшем материальном положении, чем дети их получающие;
  • другие объективные причины, которые, по мнению суда не позволяют уплачивать алименты в полном объеме.

Инициатором снижения размера выплат должен быть их плательщик, именно его заявление служит основанием для начала судебного разбирательства.

Описанное уменьшение величины алиментов является временной мерой и может быть отменено при улучшении положения плательщика.

В статье 103-6 Кодекса Республики Беларусь о Браке и Семье определено, что при уплате алиментов в добровольном порядке по соглашению сторон размер выплат может определяться:

  • как процент от заработка родителя;
  • в размере регулярно выплачиваемой конкретной суммы денежных средств;
  • в виде однократно уплачиваемой денежной суммы, достаточной для обеспечения ребенка до совершеннолетия;
  • путем передачи имущества в собственность ребенка;
  • как сочетание вышеперечисленных способов.

В любом из выбранных вариантов, общий размер алиментов не может быть меньше, чем было бы назначено судом в соответствии с действующим законодательством. При такой оценке исходят из величины доходов плательщика на момент заключения соглашения. При соглашении о регулярной выплате конкретной денежной суммы, принимается также решение о ее возможной индексации, для защиты от инфляционных процессов, например привязка к базовой величине или стабильной иностранной валюте. При передаче имущества производится его оценка и сравнение с примерной общей суммой предполагаемых алиментов до окончания срока их выплаты. Таким же образом определяется достаточность единовременной денежной выплаты.

Не лишним будет напомнить, что в Республике Беларусь за уклонение от уплаты алиментов предполагается административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность. Кроме того, назначенное судом наказание не избавляет от обязанности погашать задолженность по выплате алиментов. Иногда долги нерадивых родителей накапливаются годами, что часто заканчивается исправительными работами с удержанием части заработной платы на погашение суммы задолженности и уплату алиментов за текущий период.

Опять-таки, по причине наличия системы социальной защиты и пенсионного обеспечения.

Как подготовить мировое соглашение об уплате

Родители вправе заключить соглашение. Это можно сделать, обратившись к любому нотариусу и приложив следующие документы:

  • паспорта;
  • документы на имущество, если оно будет фигурировать в качестве средства платежа;
  • свидетельства о рождении детей.

На основании подписанного сторонами мирового соглашения можно выплачивать алименты любым из перечисленных ниже способов:

  1. Процент от дохода. Вариант аналогичен методу исчисления и уплаты, назначаемого судом. Размер может быть больше (но не меньше) минимальной планки, установленной законодательством.
  2. Конкретной суммой, уплачиваемой с оговоренной периодичностью. Важно предусмотреть механизм индексации для защиты от девальвационных и инфляционных процессов.
  3. Единовременной суммой. Должна быть не меньше суммы, которая причитается ребенку (детям) по закону. Расчет производится с учетом лет и месяцев, оставшихся до совершеннолетия детей, а также ориентировочного дохода плательщика.
  4. Передачей имущества (недвижимости. авто) в собственность ребенка (детей).
  5. Путем сочетания двух или более вышеперечисленных способов.

Независимо от способа уплаты алиментов, указанного в мировом соглашении, их размер не должен быть ниже суммы, предусмотренной действующим законодательством.

Расчет производится с учетом лет и месяцев, оставшихся до совершеннолетия детей, а также ориентировочного дохода плательщика.

Общие положения по уплате алиментов на несовершеннолетних детей

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, выплачивая алименты. При этом неважно состоят родители в браке или разведены.

Алиментами признаются денежные средства, которые единоразово или с определенной периодичностью выплачиваются лицу, который имеет право на получение такой материальной помощи от другого человека.

Существует два варианта уплаты алиментов:

  • в добровольном порядке – на основании письменного заявления родителя;
  • в судебном порядке – на основании исполнительных документов (исполнительный лист, определение о судебном приказе, постановление).

Важная особенность: в случае, если исполнительные документы поступают не от судебного исполнителя, а напрямую от взыскателя, то к таким документам должно быть приложено предписание от судебного исполнителя и заявление взыскателя об удержании и перечислении в его адрес алиментов.

В случае, если родители уклоняются от уплаты алиментов назначенных по судебному постановлению алиментов в более 3 месяцев в течение года, они наказываются:

  • Общественными или исправительными работами на срок до двух лет
  • Арестом или ограничением свободы на срок до трех лет
  • Лишением свободы на срок до одного года

В случае, если лицо уклоняется от алиментов повторно после судимости за неуплату алиментов, наказание ужесточается.

Алименты удерживаются и перечисляются взыскателю при любой выплате дохода работнику.

В случае если на одного работника поступило несколько исполнительных документов по разным видам взысканий, то алименты удерживаются в первую очередь. Если исполнительных документов на алименты несколько, то удержания производятся пропорционально сумме, положенной каждому взыскателю.

Удержание алиментов производится со всех видов заработка денежного вознаграждения, содержания, денежного довольствия и дополнительного вознаграждения.

Размер выплат

Алименты, в случае с работающими, определяются в виде процента от их официального дохода. Ставка зависит, прежде всего, от количества детей, нуждающихся в обеспечении. Так, если речь идет об одном ребенке, то придется отдавать четверть заработка (25%). При наличии двух отпрысков выплаты увеличиваются до 33 процентов. На троих несовершеннолетних (и более) пускают ровно половину доходов.

Однако есть еще один немаловажный нюанс. Белорусское законодательство содержит такое понятие, как бюджет прожиточного минимума. Так, по состоянию на начало февраля 2020 года, его средняя величина составляет 216,9 рубля. При этом для детей:

• младше 3 лет БПМ равен 139,79;
• до 6 лет – 191,09;
• до 18 лет – 233,56.

В соответствии с ранее упомянутой 92-й статьей, алименты, выплачиваемые на одного ребенка, не могут оказаться менее 50% от БПМ, на двоих – 75%, трех и больше – 100%.

Таким образом, если, скажем, речь идет об 1 малыше, не достигшем еще трехлетия, то ушедший из семьи безработный родитель по минимуму обязан выделять на его содержание 69,89 рубля. Если же он трудоустроен, то расчет производится исходя из общих правил и размера его заработка.

Существует и еще один немаловажный нюанс. Граждане, уволившиеся менее чем за 3 месяца до даты подачи заявления на алименты, платят в обычном порядке, то есть новообретенный статус безработного здесь к сведению не берется. По истечении указанного периода, выплаты определяются сугубо по БПМ. Данное положение дел сохраняется пока родитель не найдет себе подходящую вакансию.

младше 3 лет БПМ равен 139,79; до 6 лет 191,09; до 18 лет 233,56.

Как сейчас

Алименты на ребёнка могут быть назначены либо в добровольном порядке, когда родители договорились между собой, либо – в судебном.

Во втором случае алименты могут взыскиваться в двух вариантах: их определяют в процентах от дохода мамы или папы, которые их платят, либо в базовых величинах — это если у родителя нет стабильного заработка или он временно не работает. Если определено, что родитель будет платить в процентах от дохода, то на одного ребёнка это будет 25%, на двоих — 33%, на троих и более — не меньше 50% дохода.

Максимальный размер алиментов, который может платить на ребёнка не живущий с ним родитель, не установлен. А вот минимальный порог есть. Алименты не могут быть меньше 50% среднедушевого бюджета прожиточного минимума (БПМ) на одного ребёнка, 75% — на двоих, 100% БПМ на троих и больше детей.

При этом БПМ в среднем на душу населения с 1 мая 2020 г.

Алименты: когда минимальный размер спорит

Работнику-алиментщику может быть начислен невысокий заработок. К примеру, по причине неполной занятости, длительного больничного, социального отпуска, прогулов без уважительной причины. Или ему изначально установлена невысокая зарплата. В таких случаях нанимателю не всегда просто соблюсти предусмотренные законодательством ограничения относительно минимального размера алиментов и максимального размера удержаний с работника . Давайте разберемся, как поступать в подобных случаях.

Читайте также:  Внутренние нормативные акты

Ситуация

Наниматель удерживает из заработка и иных доходов работника алименты на троих несовершеннолетних детей. Размер удержаний согласно исполнительному документу составляет 50% от дохода .

В августе 2017 года работник-алиментщик несколько дней находился в отпуске за свой счет по семейно-бытовым причинам . За отработанные в этом месяце дни ему начислена зарплата в сумме 260 руб. (в том числе оклад — 200 руб., премия за месяц согласно утвержденному в организации Положению о премировании — 60 руб.) и компенсация за износ личного автомобиля, используемого в служебных целях,- 20 руб.

Удержанные алименты наниматель перечисляет бывшей жене работника (взыскателю) на банковский карт-счет. Комиссионное вознаграждение банку за перечисление алиментов составляет 2,5% от их суммы.

Организация для работника место основной работы.

Считаем алименты исходя из фактического дохода

В нашей ситуации наниматель удерживает алименты по исполнительному документу. Причем размер алиментов составляет определенный процент от дохода алиментщика . В таком случае алименты рассчитывают в следующем порядке:

1. Определяют сумму доходов, включаемых в расчет алиментов. Для этого обращаются к установленному законодательством Перечню. В нем указаны выплаты, из которых удерживают алименты . Среди них зарплата, включая надбавки, доплаты, регулярные или периодические премии, предусмотренные системой оплаты труда .

Наряду с этим определен ряд доходов, из которых взыскивать алименты не допускается . Это, к примеру, единовременные премии, выдаваемые не из фонда заработной платы, компенсации за использование личного имущества работника в служебных целях, за подвижной и разъездной характер работы, за служебные командировки .

В нашем случае работнику начислены зарплата и компенсация за износ личного автомобиля, используемого в интересах нанимателя. Зарплата входит в указанный Перечень, следовательно, она участвует в расчете алиментов, а компенсация — нет.

2. Исчисляют подоходный налог и страховые взносы в ФСЗН (1%) из доходов, включаемых в расчет алиментов. Руководствуются при этом общеустановленными правилами исчисления подоходного налога и страховых взносов в ФСЗН .

Стоит обратить внимание на следующее. Если все получаемые работником доходы входят в Перечень, то специальных расчетов в части подоходного налога и взносов в ФСЗН (1%) для целей удержания алиментов проводить не понадобится. Если же работнику начислены выплаты, из которых алименты не взыскиваются, но которые облагаются подоходным налогом и (или) на которые начисляются взносы в ФСЗН (1%), то эти «зарплатные налоги» придется рассчитать отдельно.

В рассматриваемой ситуации компенсация за износ используемого в интересах нанимателя личного автомобиля не включается в расчет алиментов, взносы в ФСЗН на нее не начисляются, но подоходным налогом она облагается . Полагаем, для целей расчета алиментов подоходный налог надо будет рассчитать отдельно.

3. Определяют базу для расчета алиментов. Для этого уменьшают сумму начисленных доходов работника, включаемых в расчет алиментов, на суммы удержанных из таких доходов подоходного налога и страховых взносов в ФСЗН .

НА ЗАМЕТКУ
Ранее (до 16.05.2017) алименты исчислялись из суммы выплат, включаемых в расчет алиментов, оставшейся после удержания подоходного налога. Взносы в ФСЗН базу для расчета алиментов не уменьшали .

4. Вычисляют сумму алиментов как произведение базы для их расчета и их размера в процентах .

Представим порядок расчета алиментов в нашем случае (табл. 1):

Несмотря на то что сумма алиментов из фактического заработка работника определена и составляет 126,83 руб., расчет удерживаемых алиментов на этом не заканчивается. Необходимо еще проверить, удовлетворяет ли данная сумма ограничениям, установленным законодательством.

Законодательство на страже интересов…

Как известно, родители должны содержать своих несовершеннолетних детей . Для того чтобы эта обязанность соблюдалась родителями-алиментщиками независимо от уровня фактического дохода, законодательством установлен минимальный размер алиментов в месяц для трудоспособных родителей . То есть та сумма, которую взыскатель алиментов гарантированно должен получить в месяц на содержание детей. В частности, размер алиментов в месяц на троих детей не может быть ниже бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее — БПМ). Сумма БПМ в период с 01.08.2017 по 31.10.2017 установлена в размере 197,57 руб.

Следовательно, минимальный размер алиментов на троих детей из доходов за август 2017 года составит 197,57 руб.

В нашей ситуации алименты, исчисленные из фактического заработка работника, ниже их минимального размера (126,83 руб. .

…работника-алиментщика

При удержании алиментов на несовершеннолетних детей за работником должно сохраняться не менее 30% его заработка и иного дохода . То есть максимальный размер удержаний — 70% дохода. Для его расчета принимается общая сумма начисленного работнику заработка и иного дохода, уменьшенная на исчисленные из этой суммы подоходный налог и страховые взносы в ФСЗН .

Отметим, что доход, участвующий в расчете максимальной суммы удержаний, либо превышает, либо равняется доходу, участвующему в расчете алиментов. Объясняется это тем, что, как было сказано выше, алименты удерживаются не из всех доходов работника. По этой же причине будут отличаться базы для расчета алиментов и максимальной суммы удержаний.

Так, в нашей ситуации в расчете алиментов участвует доход в сумме 260 руб., в то время как в расчете максимальной суммы удержаний — 280 руб. Соответственно, будут отличаться и базы для расчета алиментов и максимальной суммы удержаний.

Рассчитаем максимальную сумму удержаний из дохода работника-алиментщика применительно к нашей ситуации (табл. 2):

Таким образом, минимальная сумма алиментов (197,57 руб.) превысила допустимый максимум удержаний (191,36 руб.). Если наниматель удержит у работника минимальную сумму алиментов, то он нарушит ограничение по максимальной сумме удержаний. Что же делать?

Баланс размеров при столкновении интересов

Наниматель обязан соблюсти не только минимальный размер алиментов, но и максимальный размер удержаний из дохода работника. Если работнику начислена невысокая зарплата, происходит «столкновение интересов»: максимальный размер удержаний не позволяет взыскать алименты из причитающегося алиментщику дохода в минимальном размере.

Как уже говорилось, в нашей ситуации алименты за август причитаются взыскателю в сумме 197,57 руб. В то же время удержать из дохода работника за август можно лишь 191,36 руб.

При этом не следует забывать, что кроме алиментов из доходов алиментщика удерживаются расходы по их переводу взыскателю . В нашем случае банку уплачивается комиссионное вознаграждение в размере 2,5% от перечисляемой взыскателю суммы алиментов.

В кругу юристов и специалистов по трудовому законодательству высказывается мнение, что удерживать расходы по переводу алиментов взыскателю следует также в пределах максимального размера удержаний. Это обусловлено тем, что за работником в любом случае должно сохраняться не менее 30% заработка .

В нашей ситуации в пределах суммы 191,36 руб. удерживаются алименты и сумма расходов по их переводу взыскателю.

Для того чтобы соблюсти это условие, определить сумму удерживаемых алиментов можно по следующей формуле:

где а — размер комиссионного вознаграждения банку за перечисление алиментов взыскателю, %.

Так, в нашем случае при выплате алиментщику дохода за август удерживаются и перечисляются:

— алименты взыскателю — 186,69 руб. (191,36 руб. x 100% / (100% + 2,5%));

— комиссионное вознаграждение банку — 4,67 руб. (186,69 руб. x 2,5%).

В таком случае с работника фактически удержат сумму 191,36 руб. (186,69 + 4,67), т.е. максимальная сумма удержаний не будет превышена.

Однако на этом этапе удержание алиментов не заканчивается, поскольку взыскателем недополучены алименты за август в сумме 10,88 руб. (197,57 — 186,69). Причина тому — разница между минимальным размером алиментов и фактическим размером их удержаний за август. Значит, недополученная взыскателем сумма алиментов за август является задолженностью перед ним.

Что делать с недоплатой по алиментам

В нашей ситуации работник, обязанный судом уплачивать алименты на троих детей, в августе определенное время находился в неоплачиваемом социальном отпуске. Данный отпуск наниматель предоставляет по инициативе работника на основании его письменного заявления. Дни такого отпуска оплате не подлежат .

Недоплата алиментов взыскателю связана с применением нанимателем ограничений, установленных законодательством. Сумма этой недоплаты (10,88 руб.) является задолженностью работника перед взыскателем и подлежит удержанию при следующей выплате дохода алиментщику (разумеется, при соблюдении ограничения по максимальному размеру удержаний) .

В ситуации, когда и в последующих месяцах заработок алиментщика будет по каким-либо причинам опять низким (например, из-за болезни, прогулов) и максимальный размер удержаний не позволит удержать положенный минимум алиментов за очередной месяц с учетом недополученной взыскателем суммы алиментов за август, задолженность перед взыскателем будет накапливаться за алиментщиком. Учитывать эту задолженность и контролировать ее погашение должен наниматель .

Таким образом, в случае невысокого дохода алиментщика при расчете и удержании алиментов надо учесть следующее:

1. Алименты за месяц, причитающиеся взыскателю, должны быть удержаны в размере не ниже минимального.

2. Если максимальный размер удержаний (70% от общего очищенного от налогов и взносов дохода работника с учетом расходов на перевод алиментов взыскателю) не позволяет это сделать, то алименты удерживаются в пределах этого максимума.

3. Недоплата алиментов взыскателю, возникшая в результате «конфликта» названных ограничений, подлежит удержанию при первой возможности.

Определяют базу для расчета алиментов.

Задолженность по алиментам с 1 июля будут считать по-новому

В среднем более 120 человек ежедневно обращаются к судебным исполнителям с просьбой принудительно взыскать алименты. Как правило, это связано с тем, что бывшие супруги не спешат выплачивать деньги на содержание своего ребенка, поэтому по алиментам образуется задолженность. С 1 июля изменится порядок ее расчета. Нововведения коснутся лишь тех должников, которые не работали или не представили документы, подтверждающие свой заработок.

Как пояснил консультант главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции Юлиан Мисюкевич, изменения в системе расчета задолженности по алиментам предусмотрены Законом Республики Беларусь «Об изменении законов» от 18 декабря 2019 года. Этот документ вносит поправки и в Кодекс о браке и семье. Со следующего месяца задолженность по алиментам за тот период, когда должник не работал, будет рассчитываться на основе бюджета прожиточного минимума. На одного ребенка размер выплат составит 50 %, на двух – 100 %, на трех и более детей – 150 % БПМ.

Сейчас задолженность определяется исходя из доходов родителя-должника за тот период, в течение которого он не платил. Если же человек в это время не работал, сумма рассчитывается на основе размера заработной платы по последнему месту работы. В том случае, когда с момента увольнения прошло более трех месяцев или отсутствуют соответствующие сведения о доходах, берется в расчет средняя зарплата работников по республике.

С 1 июля также вводится еще одно изменение, касающееся алиментов. Оно относится к должникам, которые не уплачивали деньги на содержание ребенка в период пребывания в составе Вооруженных Сил Беларуси, других войск и воинских формирований на срочной военной службе, прохождения альтернативной службы. В этом случае задолженность определяется в следующих размерах: на одного ребенка – 25 %, на двух детей – 33 %, на трех и более – 50 % фактически полученного дохода. Вместе с тем эти особенности не будут действовать, если размер алиментов определен брачным договором, соглашением о детях или соглашением об уплате алиментов.

По-прежнему актуальным остается вопрос взыскания алиментов с должников, которые проживают за границей, в частности в России. В этом плане Минюст инициировал некоторые изменения, направленные на максимальное упрощение этой процедуры. Как предполагается, они будут внесены в соглашение о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов, заключенное в 2015 году между Беларусью и Россией.

По словам Юлиана Мисюкевича, в свое время это соглашение позволило значительно упростить процедуру взыскания алиментов на территории двух стран. Сейчас судебные постановления по таким делам не нуждаются в специальной процедуре признания. На основании заявления взыскателя документы направляются для исполнения через уполномоченные органы одной страны в уполномоченные органы другой страны. С белорусской стороны такими органами являются управления принудительного исполнения главных управлений юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов, с российской – территориальные органы Федеральной службы судебных приставов.

«Сегодня проводится активная работа по развитию этого соглашения. В частности, белорусская сторона вышла с инициативой внести в него изменения, направленные на еще большее упрощение процедуры. Мы предлагаем, чтобы по инициативе взыскателя исполнительные документы направлялись в том числе по месту получения должником дохода на территории другого государства. Пока этот вопрос прорабатывается. Поэтому говорить о том, что это однозначно заработает, еще рано», – сказал консультант главного управления.

Читайте также:  Как иностранцу получить водительские права в России?

По данным Минюста, за 2018 год к судебным исполнителям поступило 45 246 исполнительных документов о взыскании алиментов, а это 1,8 % от всех поступивших в органы принудительного исполнения. В 2019 году эта цифра составила 44 533 документа, или 1,9 %. В этом году на исполнение уже поступило около 18 тыс. документов, или 2,1 %. Выходит, что в среднем более 120 человек ежедневно обращаются к судебным исполнителям с просьбой принудительно взыскать алименты.

Чтобы права несовершеннолетнего ребенка не были ущемлены, судебному исполнителю важно оперативно получать необходимую информацию о материальном положении должника. Минюст провел значительную работу в этом направлении, которая повысила эффективность органов принудительного исполнения. В частности, налажена связь с информационными ресурсами государственных органов и организаций.

«Уже сегодня судебный исполнитель, нажав одну кнопку, в режиме реального времени получает сведения о материальном положении должника, к примеру, о месте его работы, получаемых доходах, банковских счетах, транспортных средствах, недвижимости. Это способствует своевременному принятию мер по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе», – отметил Юлиан Мисюкевич.

Сегодня судебный исполнитель может принять достаточно серьезные меры, чтобы побудить должника погасить задолженность. Речь идет не только об объявлении его в розыск и вызове на беседу. К человеку, который уклоняется от своих обязанностей, можно применить различные ограничения: арестовать деньги на счетах, иное имущество, в том числе транспортные средства, недвижимость, ограничить в некоторых правах – на выезд за пределы республики, управление автомобилем, посещение игорных заведений, пользование услугами связи, интернетом и др.

Если должник более трех месяцев в течение года не уплачивает алименты, его могут привлечь к уголовной ответственности. В этом случае могут применить такие меры наказания, как исправительные, общественные работы, ограничение или лишение свободы. К слову, в 2019 году потерпевшими по ст.174 Уголовного кодекса признаны более 5 тыс. несовершеннолетних. Иными словами, в отношении их родителей были применены меры этой статьи за уклонение от уплаты алиментов по судебному постановлению.

Для принудительного взыскания алиментов нужно обратиться с заявлением о возбуждении исполнительного производства в органы принудительного исполнения по месту жительства должника, приложив к нему исполнительный документ, выданный судом. По результатам рассмотрения пакета документов судебный исполнитель примет решение – о возбуждении (отказе) исполнительного производства или возврате документов.

Вопросы по новациям законодательства в сфере брачно-семейных отношений, вступающим в силу с 1 июля 2020 года, можно задать экспертам, которые ответят на них во время онлайн-семинара НЦПИ. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

Минюст провел значительную работу в этом направлении, которая повысила эффективность органов принудительного исполнения.

С 1 июля 2020 года в Республике Беларусь изменится система расчета суммы алиментов

С 1 июля 2020 года вступают в силу изменения в системе расчета задолженности по алиментам, внесенные Законом Республики Беларусь от 18 декабря 2019 года № 277-З «Об изменении законов», который вносит корректировки в том числе и в Кодекс о браке и семье.

Так, с 1 июля при отсутствии трудоустройства алименты будут начисляться в размере 50 % бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения на одного ребенка, 100 % — на двоих и 150 % — на троих и больше детей.

Максимальной суммы алиментов, которую должен выплатить на ребенка родитель, с которым он не живет, в Беларуси не установлено. Минимальная же составляет не менее 50 % от среднего бюджета прожиточного минимума на одного ребенка, 75 % — на двоих и 100 % на троих и более детей.

При расчете задолженности по алиментам за период пребывания должника в составе Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований на срочной военной службе, прохождения им альтернативной службы, если размер алиментов не определен Брачным договором, Соглашением о детях или Соглашением об уплате алиментов, подлежащие уплате алименты определяются в следующих размерах: на одного ребенка – 25%, на двух детей — 33 %, на трех и более детей — 50 % фактически полученного должником дохода.

Одновременно напоминаем, что в случае уклонения от уплаты алиментов должник может быть привлечен к ответственности в соответствии с законодательными актами.

Адрес и режим работы:

246 001, г. Гомель, улица Фрунзе, 6
С 08.30 до 17.30 часов
Перерыв: с 13.00 до 14.00 часов
Выходные дни: суббота, воскресенье

8 (0232) 51-02-70 (приемная)
8 (0232) 51-02-71 (факс приемной)
8 (0232) 22-43-06 (тел./факс канцелярии)
8 (0232) 51-02-79 (тел. доверия и горячей линии)

Справочно-информационная служба
«Контакт-центр системы
органов принудительного исполнения»
8 (017) 200-67-78
+375 (44) 529 20 00

Биография:

Родился 01 марта 1958 года.

Гражданин Республики Беларусь.

В 1985 году окончил Свердловский юридический институт им. Р.А.Руденко.

После окончания института в период с 1985 по 1989 год работал судьей в Архангельской области, с 1989 года по 1998 год – судьей, председателем одного из районных судов Гомельской области, судьей Гомельского областного суда.

С мая 1998 года назначен начальником управления юстиции Гомельского облисполкома.

Имеет 2 класс государственного служащего.

Мицкевич Андрей Петрович

Контактный телефон: 8 (0232) 51-02-76

Прием граждан: среда с 08.00 до 13.00 час. (по адресу: улица Фрунзе, д.6, каб. 3-2).

В непосредственном подчинении находится:
— отдел по координации правовой и архивной работы

ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЮСТИЦИИ — НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЮСТИЦИИ ГОМЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

Кухарев Дмитрий Владимирович

Контактный телефон: 8 (0232) 51-02-70

Прием граждан: первая, третья, пятая среда месяца — с 08.00 до 13.00

В непосредственном подчинении находятся:
• отдел организации и контроля принудительного исполнения;
• отдел принудительного исполнения управления принудительного исполнения;
• районные отделы принудительного исполнения;

Биография:

Родился 10 октября 1975 года.

В 1992 году с отличием окончил среднюю школу.

В 2002 окончил Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины по специальности правоведение.

В 2017 году с отличием окончил Академию управления при Президенте Республики Беларусь.

Трудовую деятельность начал в 1992 году рабочим одного из деревообрабатывающих предприятий Гомельской области.

С 1993 по 2005 год служил в Вооружённых Силах Республики Беларусь, органах внутренних дел, прошёл путь от рядового до офицера.

В аппарате главного управления юстиции с 2007 года.
Со 2 января 2019 года назначен заместителем начальника главного управления юстиции — начальником управления принудительного исполнения главного управления юстиции Гомельского облисполкома.

Имеет 4 класс государственного служащего. Женат, воспитывает троих детей.

Гуржий Андрей Анатольевич

Контактный телефон: 8 (0232) 33-42-90

Прием граждан: пятница (кроме выходных) – с 08.00 до 13.00 (по адресу: пр-т Ленина, 2/1, каб.9). Перерыв: с 13:00 до 14:00 час.

В непосредственном подчинении находится отдел правового обеспечения и юридической экспертизы.

Вопросы в сфере:

  • осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня;
  • правого обеспечения функционирования Гомельского областного Совета депутатов и Гомельского областного исполнительного комитета.

Биография:

Родился 8 ноября 1975 г. в г. Гомеле.

В 1997 году с отличием закончил Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины по специальности правоведение.

После окончания университета – в системе юстиции.

Работал стажером судьи, с 1999 по 2004 годы – судьей суда Советского района г. Гомеля.

В аппарате главного управления юстиции с 2006 года.

С апреля 2016 года назначен заместителем начальника – начальником отдела главного управления юстиции Гомельского облисполкома.

Имеет 3 класс государственного служащего.

НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ОРГАНИЗАЦИОННО-КАДРОВОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Леонов Вячеслав Александрович

Контактный телефон: 8 (0232) 31-13-00

Прием граждан: Вторник с 08.00 до 13.00 час. (по адресу: ул. Фрунзе, д. 6, каб.3-7).

ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Морозова Ольга Михайловна

Контактный телефон: 8 (0232) 33-42-94

Основные функции: общее руководство деятельностью отдела и организация его работы; экспертиза нормативных правовых актов; проверка нормотворческой деятельности в местных Советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах базового уровня.

ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ОТДЕЛА ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Жаринова Мария Николаевна

Контактный телефон: 8 (0232) 33-42-93

Прием граждан: ежедневно (кроме выходных) с 08:30 до 17:30 час. (по адресу: пр-т Ленина, 2/1, каб.8). Перерыв: с 13:00 до 14:00 час.

Основные функции: оказание методологической помощи при подготовке документов, направляемых для проведения экспертизы; экспертиза нормативных правовых актов; проверка нормотворческой деятельности в местных Советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах базового уровня.

ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ОТДЕЛА ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ И РЕГИСТРАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Стрижнева Тамара Васильевна

Контактный телефон : 8 (0232) 51-03-53

Основные функции: государственная регистрация (ликвидация) территориальных профессиональных союзов, местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), местных фондов, регистрация (постановка на учет) организационных структур политических партий, межобластных и областных организационных структур республиканских государственно-общественных партий, межобластных и областных организационных структур профессиональных союзов и иных общественных объединений, республиканских организационных структур международных общественных объединений, вымпелов, галстуков, выдача удостоверения руководителя организации.

ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ОТДЕЛА ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ И РЕГИСТРАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Прокопенко Алесь Анатольевич

Контактный телефон: 8 (0232) 51-02-78

Основные функции: вопросы, связанные с ликвидацией коммерческих организаций с участием иностранных и международных организаций, а также, согласование наименований юридических лиц, контроль осуществления данной функции райисполкомами и Гомельским горисполкомом, предоставление сведений из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ

Дегтерева Людмила Леонидовна

Контактный телефон: 8 (0232) 51-02-82

Прием граждан: ежедневно с 08.30 до 17.30 часов (по адресу: ул. Фрунзе, д. 6, каб.3-9). Перерыв: с 13.00 до 14.00 часов.

ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ОТДЕЛА ПО КООРДИНАЦИИ ПРАВОВОЙ, КОНТРОЛЬНОЙ И АРХИВНОЙ РАБОТЫ

Меланич Нина Алексеевна

Контактный телефон: 8-(0232)-51-02-75

Прием граждан: ежедневно с 08.30 до 17.30 часов (по адресу: ул. Фрунзе, д. 6, каб.3-1). Перерыв: с 13.00 до 14.00 часов.

Основные функции: все вопросы деятельности отдела, а также: обеспечение контроля за соблюдением законодательства о нотариате лицами, совершающими нотариальные действия; содействие областной коллегии адвокатов в обеспечении общего руководства деятельностью юридических консультаций; осуществление контроля за надлежащим оформлением и направлением документов в иностранные государства в рамках оказания правовой помощи по международным конвенциям и договорам; ведение реестра нотариальных контор и нотариальных бюро.

ЗАВЕДУЮЩИЙ СЕКТОРОМ – ЗАВЕДУЮЩИЙ АРХИВОМ ОРГАНОВ, РЕГИСТРИРУЮЩИХ АКТЫ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ

Бондарь Елена Юрьевна

Контактный телефон: 8(0232)51-02-73, 35-71-51

  • осуществление методического руководства отделами записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах, Дома гражданских обрядов Гомельского городского исполнительного комитета, должностными лицами поселковых и сельских исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих функции по регистрации актов гражданского состояния, а также контроль за регистрацией актов гражданского состояния этими органами и принятие мер по ее совершенствованию;
  • обеспечение выполнения функции главного управления юстиции по согласованию назначения и освобождения от должности руководителей отделов записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах, Дома гражданских обрядов Гомельского горисполкома, а также заключению (продлению, прекращению действия) контрактов с указанными лицами;
  • руководство работой архива органов загса, обеспечение выполнения стоящих перед ним задач;
  • осуществление контроля за использованием и хранением бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния.

ЗАВЕДУЮЩИЙ СЕКТОРОМ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОМЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА ОТДЕЛА ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Шишикин Алексей Александрович

Контактный телефон: 8 (0232) 33-42-98

Прием граждан:
вторник с 8.00 до 13.00 ч.
(по адресу: пр-т Ленина, 2/1, каб.5)

ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ СЕКТОРА ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОМЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА ОТДЕЛА ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Володина Елена Васильевна

Контактный телефон: 8 (0232) 33-42-92

Вопросы в сфере:

• проведение обязательной юридической экспертизы проектов нормативных правовых и иных правовых актов, разработанных Гомельским областным Советом депутатов и Гомельским областным исполнительным комитетом;
• направление в установленном порядке совместно со структурными подразделениями облисполкома в Министерство юстиции Республики Беларусь на правовую экспертизу нормативных правовых актов Гомельского областного Совета депутатов и Гомельского областного исполнительного комитета для включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;
• иные вопросы правового сопровождения деятельности Гомельского областного исполнительного комитета.

НАЧАЛЬНИК ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЮСТИЦИИ ГОМЕЛЬСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА

Ткачев Александр Геннадьевич

Контактный телефон: 8 (0232) 51-02-70

Прием граждан: вторая и четвертая среда месяца с 08.00 до 13.00 час.

Биография:

Родился 17 сентября 1977 года в г. Жлобине.

Окончил Академию Министерства внутренних дел.

Работал в отделе внутренних дел Жлобинского райисполкома, управлении Комитета государственной безопасности по Гомельской области, заместителем начальника по кадрам, идеологической и организационной работе Института национальной безопасности Беларуси, управляющим делами Гомельского райисполкома, затем — председателем Гомельского районного Совета депутатов.

Читайте также:  План застройки участка для разрешения на строительство

С октября 2019 года назначен начальником главного управления юстиции Гомельского облисполкома.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ — НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

Блинова Наталья Ивановна

Контактный телефон:
8 (0232) 51-03-30, 8 (044) 529-07-12

Прием граждан: понедельник с 08.00 до 13.00

ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ
(ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ)

Зубович Владимир Евгеньевич

Контактный телефон:
8 (0232) 51-03-30, 8 (044) 529-09-53

Прием граждан: четверг с 08.00 до 13.00

ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ — НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

Дробышевский Денис Станиславович

Контактный телефон:
8 (0232) 22-43-02, 8 (044) 529-07-06

Прием граждан: пятница с 08.00 до 13.00

Перерыв с 13 00 до 14 00 час.

До какого возраста платят алименты?

Выплата алиментов осуществляется до наступления совершеннолетия ребенка. То есть, до 18-ти лет. Но существуют и исключения из правил. Например, выплаты алиментов продолжаются для детей, достигших 18-летия, если они, на текущий момент, получают образование в учебном заведении на дневной форме обучения. Также алименты выплачиваются совершеннолетним детям, которые являются нетрудоспособными и нуждаются в материальном обеспечении (например, инвалиды І и ІІ группы). Кстати, что такое инвалидность, кто и в каком размере может получить пенсию по инвалидности 1, 2, 3 группы, вы можете узнать во ссылке.

В случае с получением образования, алименты выплачиваются вплоть до окончания учебы. В случае нетрудоспособности ребенка, алименты выплачиваются либо пожизненно, либо до момента восстановления трудоспособности.

Алименты с безработного.

Какой размер минимальных алиментов в Беларуси в 2020 году

Таким образом, если, скажем, речь идет об 1 малыше, не достигшем еще трехлетия, то ушедший из семьи безработный родитель по минимуму обязан выделять на его содержание 69,89 рубля. Если же он трудоустроен, то расчет производится исходя из общих правил и размера его заработка.

Существует и еще один немаловажный нюанс. Граждане, уволившиеся менее чем за 3 месяца до даты подачи заявления на алименты, платят в обычном порядке, то есть новообретенный статус безработного здесь к сведению не берется. По истечении указанного периода, выплаты определяются сугубо по БПМ. Данное положение дел сохраняется пока родитель не найдет себе подходящую вакансию.

Простыми словами, в отношении детей это деньги, которые получает родитель, занимающийся воспитанием детей.

С 1 июля вносятся ряд изменений в расчет задолженности по алиментам

В современном обществе ребенок является особо охраняемой ценностью и имеет право на материальное обеспечение со стороны родителей, необходимое для его полноценного физического и умственного развития, реализации талантов, получения образования, развития личности, что способствует воспитанию достойного члена общества.

В практике продолжает оставаться актуальным вопрос уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь родители обязаны содержать своих несовершеннолетних и нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей.

18 декабря 2019 г. принят Закон Республики Беларусь «Об изменении законов» (далее – Закон), которым вносятся изменения, в том числе, в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС). Закон вступает в законную силу с 1 июля 2020 г.

Хотелось бы остановиться на некоторых изменениях.

В соответствии со статьей 104 КоБС алименты уплачиваются в добровольном порядке либо путем удержания из заработной платы по месту работы или по месту получения пенсии, пособия, стипендии, осуществления других выплат.

Данная статья кодекса дополнена положениями, закрепляющими сроки уплаты алиментов, а также возможность уплаты алиментов на будущее время.

Так, алименты уплачиваются ежемесячно, если иное не определено Брачным договором, Соглашением о детях, Соглашением об уплате алиментов. При этом уплата алиментов за текущий месяц производится не позднее последнего дня следующего за ним месяца.

Алименты могут быть уплачены на будущее время в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве. Возможность уплаты алиментов на будущее время также может быть предусмотрена Соглашением об уплате алиментов.

С 1 июля 2020 г. изменяется порядок расчета задолженности по алиментам в отношении должников, которые не работали или не представили документы, подтверждающие свой заработок.

В настоящее время размер задолженности по алиментам определяется судебным исполнителем исходя из заработка и (или) иного дохода, полученного должником за время, в течение которого не производилось взыскание.

Если должник в этот период не работал или не представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность определяется исходя из заработка и (или) иного дохода, получаемого им на момент начисления задолженности по алиментам.

В случаях, когда должник на момент начисления задолженности по алиментам не работает, ее размер определяется исходя из заработка должника по последнему месту работы, а при отсутствии сведений об этом либо если с момента увольнения прошло более трех месяцев, – исходя из средней заработной платы работников в республике.

С 1 июля 2020 г. задолженность по уплате алиментов, когда должник не работал в период начисления задолженности, будет определяться в следующих размерах: на одного ребенка – 50 процентов, на двух детей – 100 процентов, на трех и более детей – 150 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Также Законом предусмотрены следующие новеллы. Устанавливаются особенности расчета задолженности по алиментам за период пребывания должника в составе Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований на срочной военной службе, прохождения им альтернативной службы, если размер алиментов не определен Брачным договором, Соглашением о детях или Соглашением об уплате алиментов.

В таких случаях подлежащие уплате алименты будут определяться в следующих размерах: на одного ребенка – 25 процентов, на двух детей – 33 процента, на трех и более детей – 50 процентов фактически полученного должником дохода.

Юхнова Юлия Владимировна, заместитель начальника управления принудительного исполнения – начальник отдела организации и контроля принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции Брестского облисполкома

В практике продолжает оставаться актуальным вопрос уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей.

Задолженность по алиментам с 1 июля будут считать по-новому

В среднем более 120 человек ежедневно обращаются к судебным исполнителям с просьбой принудительно взыскать алименты. Как правило, это связано с тем, что бывшие супруги не спешат выплачивать деньги на содержание своего ребёнка, поэтому по алиментам образуется задолженность. С 1 июля изменится порядок её расчёта. Нововведения коснутся лишь тех должников, которые не работали или не представили документы, подтверждающие свой заработок.

Как пояснил консультант главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции Юлиан Мисюкевич, изменения в системе расчета задолженности по алиментам предусмотрены Законом Республики Беларусь “Об изменении законов” от 18 декабря 2019 года. Этот документ вносит поправки и в Кодекс о браке и семье. Со следующего месяца задолженность по алиментам за тот период, когда должник не работал, будет рассчитываться на основе бюджета прожиточного минимума. На одного ребенка размер выплат составит 50%, на двух – 100%, на трех и более детей – 150% БПМ.

Сейчас задолженность определяется исходя из доходов родителя-должника за тот период, в течение которого он не платил. Если же человек в это время не работал, сумма рассчитывается на основе размера заработной платы по последнему месту работы. В том случае, когда с момента увольнения прошло более трех месяцев или отсутствуют соответствующие сведения о доходах, берется в расчет средняя зарплата работников по республике.

С 1 июля также вводится еще одно изменение, касающееся алиментов. Оно относится к должникам, которые не уплачивали деньги на содержание ребенка в период пребывания в составе Вооруженных Сил Беларуси, других войск и воинских формирований на срочной военной службе, прохождения альтернативной службы. В этом случае задолженность определяется в следующих размерах: на одного ребенка – 25%, на двух детей – 33%, на трех и более – 50% фактически полученного дохода. Вместе с тем эти особенности не будут действовать, если размер алиментов определен брачным договором, соглашением о детях или соглашением об уплате алиментов.

По-прежнему актуальным остается вопрос взыскания алиментов с должников, которые проживают за границей, в частности в России. В этом плане Минюст инициировал некоторые изменения, направленные на максимальное упрощение этой процедуры. Как предполагается, они будут внесены в соглашение о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов, заключенное в 2015 году между Беларусью и Россией.

По словам Юлиана Мисюкевича, в свое время это соглашение позволило значительно упростить процедуру взыскания алиментов на территории двух стран. Сейчас судебные постановления по таким делам не нуждаются в специальной процедуре признания. На основании заявления взыскателя документы направляются для исполнения через уполномоченные органы одной страны в уполномоченные органы другой страны. С белорусской стороны такими органами являются управления принудительного исполнения главных управлений юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов, с российской – территориальные органы Федеральной службы судебных приставов.

“Сегодня проводится активная работа по развитию этого соглашения. В частности, белорусская сторона вышла с инициативой внести в него изменения, направленные на еще большее упрощение процедуры. Мы предлагаем, чтобы по инициативе взыскателя исполнительные документы направлялись в том числе по месту получения должником дохода на территории другого государства. Пока этот вопрос прорабатывается. Поэтому говорить о том, что это однозначно заработает, еще рано”, – сказал консультант главного управления.

По данным Минюста, за 2018 год к судебным исполнителям поступило 45 246 исполнительных документов о взыскании алиментов, а это 1,8% от всех поступивших в органы принудительного исполнения. В 2019 году эта цифра составила 44 533 документа, или 1,9%. В этом году на исполнение уже поступило около 18 тыс. документов, или 2,1%. Выходит, что в среднем более 120 человек ежедневно обращаются к судебным исполнителям с просьбой принудительно взыскать алименты.

Чтобы права несовершеннолетнего ребенка не были ущемлены, судебному исполнителю важно оперативно получать необходимую информацию о материальном положении должника. Минюст провел значительную работу в этом направлении, которая повысила эффективность органов принудительного исполнения. В частности, налажена связь с информационными ресурсами государственных органов и организаций.

“Уже сегодня судебный исполнитель, нажав одну кнопку, в режиме реального времени получает сведения о материальном положении должника, к примеру, о месте его работы, получаемых доходах, банковских счетах, транспортных средствах, недвижимости. Это способствует своевременному принятию мер по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе”, – отметил Юлиан Мисюкевич.

Сегодня судебный исполнитель может принять достаточно серьезные меры, чтобы побудить должника погасить задолженность. Речь идет не только об объявлении его в розыск и вызове на беседу. К человеку, который уклоняется от своих обязанностей, можно применить различные ограничения: арестовать деньги на счетах, иное имущество, в том числе транспортные средства, недвижимость, ограничить в некоторых правах – на выезд за пределы республики, управление автомобилем, посещение игорных заведений, пользование услугами связи, интернетом и др.

Если должник более трех месяцев в течение года не уплачивает алименты, его могут привлечь к уголовной ответственности. В этом случае могут применить такие меры наказания, как исправительные, общественные работы, ограничение или лишение свободы. К слову, в 2019 году потерпевшими по ст.174 Уголовного кодекса признаны более 5 тыс. несовершеннолетних. Иными словами, в отношении их родителей были применены меры этой статьи за уклонение от уплаты алиментов по судебному постановлению.

Для принудительного взыскания алиментов нужно обратиться с заявлением о возбуждении исполнительного производства в органы принудительного исполнения по месту жительства должника, приложив к нему исполнительный документ, выданный судом. По результатам рассмотрения пакета документов судебный исполнитель примет решение – о возбуждении (отказе) исполнительного производства или возврате документов.

Нововведения коснутся лишь тех должников, которые не работали или не представили документы, подтверждающие свой заработок.

Алименты в твёрдой сумме с ИП

ИП могут применять три системы налогообложения. Не зависят от чистого дохода налоги уплачиваемые ИП применяющими упрощённую систему (считается от валовой выручки без учёта расходов) и уплачивающих фиксированный единый налог. В этих случаях часто применяют взыскание алиментов в твёрдой сумме, по документам у ИП чистого дохода не видно.

ИП уплачивающие подоходный налог уплачивают его из чистой прибыли, и ведут учёт своих доходов и расходов. Но и здесь не всё гладко, ИП может не выводить деньги с бизнеса, а вкладывать дальше в бизнес, увеличивая при этом свои расходы и уменьшая доход. Многие работают на грани убытков, их налоговая только напрягает чтобы хоть какую-то прибыль показывали, а наличку на жизнь берут используя схемы ухода от налога, прежде всего скрывая выручку.

Добрый день.

Добавить комментарий