Запланировано повышение платы за НВОС

Как изменились ставки платы за НВОС на 2020 год

Ставки платы за НВОС установлены постановлением Правительства РФ № 913 от 13.09.2016 г. (в ред. от 29.06.2018 г.).

Ставки платы НВОС в 2020 г., как и в 2019, следует увеличивать на 1,04. Этот коэффициент применяют к тарифам, установленным для 2018 г. Для особо охраняемых зон дополнительно применяют коэффициент 2.

Не платить за НВОС в 2020 г. могут те организации и ИП, чья деятельность ведется исключительно на объектах IV категории опасности (п. 1 ст. 16.1 закона № 7-ФЗ), т.е. соответствующих следующим требованиям:

имеющиеся выбросы не являются радиоактивными, или относящимися к I и II классу опасности;

отходы не попадают в воздух, воду, на землю или в канализацию;

годовой объем выбросов в воздух не превышает 10 тонн.

Отдельно предусмотрена специальная ставка для пыли каменного угля, выбрасываемой в атмосферу ТЭЦ. В 2020 г. ставка составляет 118,3 руб./тонну.

Ставка платы по твердым коммунальным отходам зафиксирована в размере 95 руб./тонна до конца 2023 года (постановление Правительства № 156 от 16.02.2019 г.)

Напомним, что в зависимости от направления выброса (в воду, в воздух или твердые отходы) ставка на одно и то же вещество будет отличаться.

Для того, чтобы простимулировать плательщиков к проведению мероприятий по снижению вреда от выбросов, применяются коэффициенты к ставкам в диапазоне от 0 до 100 (п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Применяемые к плате НВОС коэффициенты в 2020 г. существенно повысились в сравнении с прошлым периодом (в 2016-2019 гг. из значения составляли от 0 до 25).

Так, чем больше экологических мероприятий или ресурсосберегающих технологий организация или ИП применяет на своем производстве, тем ниже будет сумма НВОС к уплате. А за превышение лимитов объема или массы отходов к ставке придется применить коэффициент 25. Для объектов I категории, которые признаются особо опасными, превышение лимитов повлечет стократное увеличение суммы НВОС. Такой же (стократный) коэффициент будет применяться к тем плательщикам, кто в течение полугода не соблюдает планы по снижению объема выбросов.

Ставка платы по твердым коммунальным отходам зафиксирована в размере 95 руб.

РОСПРИРОДНАДЗОР

Общественный контроль.

Что меняется

С марта 2020 года малым и средним предприятиям необходимо учесть повышение размера платы за НВОС.

А в целом Правительство РФ на 2020 год установило ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на уровне ставок 2018 года. Это по-прежнему 95 рублей за одну тонну. Но с коэффициентом 1,08 (п. 2 постановления Правительства РФ от 24.01.2020 № 39 “О применении в 2020 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду”). По сравнению с 2019-м годом он подрос на 0,04.

Что касается региональных операторов твёрдых коммунальных отходов (ТКО), то для них ставки заморозили до конца 2023 года.

Дополнительные коэффициенты, например, для объектов под особой охраной, остались на уровне 2019 года.

Согласно письму Минприроды России от 06.06.2019 № 06-19-44/12844 «Об исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду», с 01.01.2020 при исчислении платы за НВОС к ставкам применяют:

  • коэффициент 1 – за объем или массу выбросов/сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов/сбросов;
  • коэффициент 25 – за объем или массу выбросов/сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов/сбросов.

Дополнительные коэффициенты, например, для объектов под особой охраной, остались на уровне 2019 года.

Налог новый, экологический. С 2020 года

С 1 января 2020 года Налоговый кодекс пополнится новым налогом — экологическим. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что уровень налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков сохранится на прежнем уровне. Но жизнь показывает — он повысится. В этой статье разберемся, к чему готовиться уже сейчас, и как не стать налогоплательщиком экологического налога с негативными последствиями.

Новый законопроект практически дублирует существующую ст. 16 ФЗ закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в части платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС): остаются неизменными налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, ставки и коэффициенты, налоговый период. Откуда же берется рост налоговой нагрузки?

По данным Коллегии Счетной палаты за 2017 год исполнение доходов федерального бюджета, администрируемых Росприродназором, составило 3,8 млрд рублей, или 44,2% от первоначального прогноза.

Было признано, что Росприроднадзор собирает деньги в бюджет плохо. Согласно «Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», администрирование ФНС страховых взносов привело к росту их поступления на 7,2% (или 455,7 млрд рублей) по сравнению с 2016 годом, при этом темп роста поступлений опередил темп роста средней заработной платы. Таким образом, выбор сборщика платежа предопределен — ФНС, демонстрирующая постоянный рост поступлений денег в бюджет. В Росприроднадзоре, правда, попытались заметить, что если экологический налог будет собирать ФНС, то уж на природу он точно не пойдет, но аппаратный вес Росприроднадзора даже близко не стоит с налоговиками.

Как сохранить маржинальность бизнеса, и максимально нивелировать негативные факторы роста НДС мы расскажем на нашем уникальном семинаре «Бизнес в эпоху перемен: реальная оптимизация налогов», который пройдет 27-28 сентября в Москве, в расширенном формате, но закрытом режиме без фото и видео съемки.

Теперь необходимо обратиться к теории, что важно для дальнейшего понимания проблемы. Ст. 4.2 закона «Об охране окружающей среды» подразделяет объекты НВОС в зависимости от уровня такого воздействия на четыре категории: 1 — значительное, 2 — умеренное, 3 — незначительное и 4 — минимальное. Категории определяются на основании Постановления Правительства от 28 сентября 2015 г. N 1029, в частности для отнесения к 4 категории требуется наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды. Если их нет — нет и платы за НВОС, об этом, в частности, говорится в Письме Росприроднадзора от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354: «Следует обратить внимание, что наличие на объекте стационарных источников выбросов является обязательным признаком объекта НВОС IV категории. в случае если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС».

Указанная позиция верна, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (не включается в государственный реестр объектов, заявка о постановке на учет не подается) — Письмо Росприроднадзора от 20.03.2017 N ВС-06-02-29/5525 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду».

П. 1 ст.1 главы «Экологический налог» определяет налогоплательщиков как организации и ИП, осуществляющие деятельность, оказывающую в соответствии с законодательством РФ в области охраны окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду.

При отсутствии критериев объекта НВОС, организации и ИП налогоплательщиками не являются (например, грузовые транспортные средства не являются стационарными источниками выбросов и не являются объектами НВОС). П.2 этой же статьи указывает, что не являются налогоплательщиками организации и ИП, осуществляющими деятельность на объектах 4 категории при условии подтверждения соответствующим свидетельством о постановке на учет.

Отсюда возникает несколько проблем:

1. Необходимо определить является ли объект оказывающим НВОС.

2. Если да, получить свидетельство о постановке на учет объекта 4 категории.

По данным полученным через портал Росприроднадзора «ПТО УОНВОС», в настоящее время в федеральном реестре объектов НВОС зарегистрировано 91 223 объектов, в региональном — 158 805, итого 250 028 объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. 134 807 объектов были поданы, но отклонены Росприроднадзором, как не соответствующие критериям НВОС.

Ответственность за не постановку объекта НВОС предусмотрена ст. 8.46 КоАП РФ (от 30 до 100 тысяч рублей). С 2020 года ответственность будет наступать уже по п.2 ст.116 НК РФ: ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям. Санкция — штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Много ли объектов не поставлено на учет сказать сложно, но, например, в декабре 2017 года судами общей юрисдикции было рассмотрено 37 дел по ст. 8.46 КоАП РФ. Все решения вынесены в пользу Росприроднадзора (в подавляющем большинстве это штраф 30 тысяч рублей). Отметим, что если Росприроднадзор вел учет объектов НВОС, то налоговики будут вести учет налогоплательщиков, оказывающих НВОС.

Согласно абз.2 ч.1 ст.16.1 Закона N 7-ФЗ плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и ИП, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Это же положение содержится в ст.1 главы Экологический налог.

Читайте также:  Учет расходов на рекламу в 2020 году

П. 2 ст. 3.1. главы «Экологический налог» определяет налоговую базу, как объем или массу фактически образованных и размещенных отходов производства и потребления за вычетом массы отходов, фактически использованных или направленных на переработку.

В судебной практике и сейчас встречаются споры по определению объема отходов и их превышения установленным лимитам: например, АС Республики Татарстан 01.08.2018 вынесено решение по делу № А65-41566/2017, которое интересно своей типичностью. Росприроднадзор обратился в Арбитражный суд с заявлением к ООО о взыскании 1 911 520 руб. 04 коп. платы за НВОС за 2014 г. В ходе проверки был выявлен факт размещения обществом на полигонах отходов в большем объеме, чем указано организацией в отчете за спорный период. Ответчик пытался возразить, что Росприроднадзор не доказал наличие у общества отходов в указанном объеме, к тому же общество не является собственником отходов и, как следствие, лицом, обязанным вносить плату за НВОС, так как передало отход специализированной организации для размещения на полигоне.

Интересны выводы суда, которые несложно переложить и на налоговые споры после 2020 года: факт несоответствия количества строительного материала, приобретенного обществом, и количества размещенных в последующем отходов не опровергает достоверность актов передачи отходов третьему лицу. Для целей Закона не имеет определяющего значения количество имевшихся строительных материалов равно как установление причинно-следственной связи между количеством построенных обществом объектов и массой образовавшегося в результате такого строительства отходов. Ключевое значение придается количеству размещенных отходов, которое в рассматриваемом случае подтверждается актами самого общества, составленными в рамках договорных отношений с третьим лицом.

К тому же специализированной организации отходы были переданы по договору оказание услуг по сбору отходов в целях их дальнейшего размещения. Условия о передаче отходов в собственность третьего лица названный договор не содержит. В связи с этим прием отходов третьим лицом для их дальнейшей транспортировки и передачи для размещения не влечет за собой переход к третьему лицу права собственности на них, а значит плату за НВОС должен осуществлять их собственник.

Правда, Росприроднадзор не смог доказать, что образовавшаяся разница отходов представляет собой бой бетонных изделий и расчет платы по наиболее высокой плотности отходов оказался необоснованным и неверным. С организации взыскали 594 тыс. рублей.

Несложно представить, что если бы истцом был не Росприроднадзор, а ФНС, предмет спора не ограничился бы только объемом и плотностью неучтенных отходов, в частности могли быть поставлены и вопросы о приобретении строительных материалов, обоснованности расходов на их перевозку, несоответствия объемов отходов, закупленным материалам и т.д. Но даже если бы организация оказалась кристально чистой, а нарушения ограничились только экологическим налогом — добавились бы штраф и пени.

Вообще, глава Экологический налог усеяна отсылочными нормами к природоохранному законодательству, что дает возможность государству в будущем, не меняя положения НК РФ и «не повышая» налоговой нагрузки, вносить изменения в природоохранное законодательство (на уровне Постановлений Правительства), ужесточая требования к НВОС, производственному экологическому контролю, перечню загрязняющих веществ и т.д. Открытым остается и вопрос квалификации сотрудников ФНС при проверке правильности исчисления экологического налога, имплантации экологического налога в автоматизированные системы контроля ФНС и т.д.

Конечно, природу необходимо беречь, а негативный эффект от экологического налога даже близко не приблизиться к эффекту от роста НДС до 20%, но в совокупности со снижением покупательской способности населения и ростом инфляции, помноженном на усиление фискальной функции ФНС — бизнес (прежде всего производство и стройка) получат дополнительный рост налоговой нагрузки.

Об экологическом налоге, НДС 20%, а также легальных способах оптимизации налогообложения мы подробно говорим на расширенном закрытом семинаре 27-28 сентября 2018 года в Москве. Приходите!

Откуда же берется рост налоговой нагрузки.

Плата за НВОС: путеводитель по формулам расчета

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) — одна из самых непростых процедур в работе эколога, поэтому подход к ней должен быть максимально ответственным. Автор статьи проанализировала свежую редакцию Правил исчисления и взимания платы за НВОС и подготовила для читателей журнала интерактивную таблицу, которую удобно использовать для выбора формулы расчета платы.

Основные положения, регулирующие расчет платы за НВОС, установлены ст. 16–16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2019; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ).

С 01.01.2020, конечно же, появились новшества, но основные моменты не затронуты:

• авансовые платежи вносятся лицами, обязанными вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ);

• срок внесения авансовых платежей — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода (кроме IV квартала) (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ);

• плата за НВОС, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ).

Обратите внимание

Невнесение в установленные сроки платы за НВОС влечет наложение административного штрафа (ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях):
• на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб.;
• на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Помимо административного штрафа несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС, в т.ч. квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере 0,2 % за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за НВОС, в т.ч. квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока (п. 7 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ).

Корректность исчисления платы за НВОС во многом зависит от внимательности:

• к фактическим показателям по видам НВОС за отчетный период (масса/объем выбросов/сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов);

• к нормативно-правовой базе с методическими указаниями по расчету платы за НВОС.

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 и с 01.01.2020 действуют в новой редакции — от 27.12.2019.

Правила выступают в качестве руководства по расчету платы за НВОС, направляя природопользователя к той или иной формуле в зависимости от условий расчета, однако замудренное изложение текста Правил в новой редакции может ввести в заблуждение. Некоторые вещи так и приходится додумывать, а на некоторые вопросы и вовсе нет ответа.

Автор статьи проанализировала Правила со всеми изменениями и подготовила для читателей журнала интерактивную таблицу, которую удобно использовать при расчете платы за НВОС.

На заметку

Интерактивную таблицу можно скачать, воспользовавшись услугой «Сервис форм». Код доступа опубликован в журнале.

В таблице используются следующие сокращения:

ЗВ — загрязняющие вещества;

ВРВ — временно разрешенные выбросы;

ВРС — временно разрешенные сбросы;

Декларация ОВОС — декларация о воздействии на окружающую среду;

Документ об утверждении НООЛР — документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

КЭР — комплексное экологическое разрешение;

НДВ — нормативы допустимых выбросов;

НДС — нормативы допустимых сбросов;

Отчет по ПЭК — отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;

Отчетность по отходам — отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов;

отходы ТКО — твердые коммунальные отходы;

отходы неТКО — отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам.

Для упрощенного ориентирования по формулам можно дать условные наименования следующим пунктам по аналогии с пунктами Правил:

17 — выбросы/сбросы;

18 — отходы неТКО;

18(1) — ТКО;

18(2) — ТКО;

19 — выбросы/сбросы;

20 — отходы неТКО;

21 — выбросы/сбросы;

21(1) — выбросы/сбросы.

Эндеко, эксперт-эколог.

Раздел итоговых сумм расчета платы за НВОС

Суммы платы указываются в рублях с точностью до одной сотой. Округление производится по правилам математического округления, а именно: в случае если первый знак после запятой больше или равен 5, целая часть числа увеличивается на единицу, в случае если первый знак после запятой меньше 5, целая часть числа не изменяется.

3. Раздел 1. Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками

Изменения раздела 1:

  • поменялась аббревиатура на НДВ, ТН, ВРВ
  • добавился столбец Поправочный коэффициент Кинд (столбец 14).

Соответственно в столбце 3 указывается НДВ, ТН загрязняющего вещества и количество в соответствии с декларацией НВОС, отчетом в тоннах.

Запланировано повышение платы за НВОС

15 мая 2019 22:07

Читайте также:  Социальная поддержка учителей: Земский учитель

В соответствии с Письмом Минприроды России от 25.03.2019 г. № 19-50/02703-ОГ разъяснен порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в связи с изменениями, внесенными в законодательство об охране окружающей среды.

Согласно статье 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата за НВОС) признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 данного Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Внесение платы за НВОС за 2019 отчетный год будет осуществляться в срок не позднее 01.03.2020 г. В срок не позднее 10.03.2020 г. лицами, обязанными вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, представляется декларация о плате за НВОС.

За 2018 год (не позднее 01.03.2019 г.) хозяйствующим субъектам необходимо было исчислить плату исходя из действующей нормативной правовой базы и согласно действующей у них разрешительной документации, в том числе по действующим документам об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Это касается также хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории.

Исключение о продлении действия ранее выданных разрешительных документов, а также выдаче или переоформлении разрешений и документов действует только для объектов I и II категории либо до дня истечения срока действия таких разрешений и документов, либо до момента получения комплексных экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду. Для III категории переходных положений в плане действия разрешительной документации не установлено.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 219-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

При этом следует отметить, что до настоящего времени порядок представления указанной отчетности, сроки и форма не установлены.

В то же время, указанным лицам также необходимо разработать и утвердить программу производственного экологического контроля и ежегодно подавать отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, по форме, утвержденной Минприроды России.

Таким образом, лицам, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, необходимо начиная с 2019 года подавать установленную законодательством отчетность.

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее – Правила).

При этом Правила не приведены в соответствие с действующим законодательством в части вопросов выдачи разрешительной документации и представления установленной отчетности с 01.01.2019 г. лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категории.

В настоящее время Минприроды России подготовлены корректировки в Правила с учетом указанных изменений.

В частности, вводятся положения об исчислении платы за размещение отходов (за исключением ТКО), исходя из представления либо непредставления по объектам III категории отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов, по аналогии с исчислением платы за размещение отходов в соответствии с представленной либо непредставленной отчетностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Также уточняются вопросы исчисления платы исходя из представления либо непредставления по объектам III категории отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Таким образом, новыми положениями, которые будут после внесения изменений в Правила, необходимо будет руководствоваться при исчислении платы по объектам III категории за 2019 отчетный год (не позднее 01.03.2020 г.).

Запланировано повышение платы за НВОС.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

К сожалению, не все виды деятельности человека благотворны или хотя бы нейтральны по отношению к окружающей среде. Предприниматели, чья деятельность связана с вредом, наносимым атмосфере, воде и другим источникам жизни на планете, должны стараться минимизировать отрицательное воздействие. Но совсем устранить его на данном этапе развития технологий не представляется возможным. Поэтому установлена система компенсации этого вреда путем наложения на предпринимателей дополнительного финансового бремени.

  • Как регламентируется внесение платы за воздействие на окружающую среду?
  • Сколько именно нужно платить?
  • Какие документы понадобятся для оформления экологических платежей?
  • Как часто и кому именно их требуется вносить?

Внесем ясность также в порядок расчетов.

Предприниматели, чья деятельность связана с вредом, наносимым атмосфере, воде и другим источникам жизни на планете, должны стараться минимизировать отрицательное воздействие.

Декларация платы за негативное воздействие на окружающую среду 2019

С 1 января 2019 года законодательно сдается декларация о плате за НВОС в 2019 году. ИП и юридические лица, работающие на объектах 2 категории, обязаны сдавать такую декларацию. Об этом гласит ФЗ 219.

Документ должен предоставляться в Росприроднадзор один раз в 7 лет.

При этом единственным условием остается неизменность технологий ведущихся производственных процессов, а также количества и качества выбрасываемых веществ.

Прежними должны оставаться сбросы всех опасных веществ и все постоянные источники.

Документ должен состоять из следующих пунктов:

  • название и адрес компании, ФИО индивидуального предпринимателя;
  • организационно-правовая форма;
  • вид основной деятельности;
  • количество и вид производимой продукции;
  • информация о проводимых мероприятиях, направленных на охрану природы;
  • данные об аварийных выбросах, негативно повлиявших на природу за последние 7 лет;
  • декларируемые масса или объем сбросов и выбросов загрязняющих компонентов, размещаемых и образующихся отходов;
  • информация о применяемой системе экологического контроля.

Сдается декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду 2019 вместе с расчетами нормативов допустимых сбросов и выбросов.

Заполняется документ в электронном виде при условии наличия электронной подписи. Если же таковой не имеется, то оформление идет в бумажном варианте.

Внести его можно до 1 марта года, следующего за отчетным.

Зачет в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду

В каких случаях можно рассчитывать на зачет в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду?

На основании пунктов 11, 12 статьи 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”:

из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 настоящего Федерального закона и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды, согласованный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, или в программу повышения экологической эффективности, одобренную межведомственной комиссией в соответствии со статьей 67.1 настоящего Федерального закона.

О каких мероприятиях идет речь?

1) внедрение наилучших доступных технологий;

2) проектирование, строительство, реконструкция:систем оборотного и бессточного водоснабжения;централизованных систем водоотведения (канализации), канализационных сетей, локальных (для отдельных объектов хозяйственной и (или) иной деятельности) сооружений и устройств по очистке сточных, в том числе дренажных, вод, по переработке жидких бытовых отходов и осадка сточных вод;сооружений и установок по улавливанию и утилизации выбрасываемых загрязняющих веществ, термической обработке и очистке газов перед их выбросом в атмосферный воздух;

3) установка:оборудования по улучшению режимов сжигания топлива;оборудования по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов производства и потребления;автоматизированных систем, лабораторий по контролю за составом, объемом или массой сточных вод;автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по контролю за составом загрязняющих веществ и объемом или массой их выбросов в атмосферный воздух;автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по наблюдению за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды;

4) обеспечение полезного использования попутного нефтяного газа

Читайте также:  Договор о задатке при купле-продаже земельного участка

пункт 3 статьи 17 ФЗ № 7 “Об охране окружающей среды”

Указанные затраты, в случае если они не учтены при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в отчетном периоде, могут быть учтены в последующие отчетные периоды, но не более чем в течение срока выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности.

Таким образом, чтобы осуществить зачет в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду, необходимо:

  1. иметь план мероприятий по охране окружающей среды. План должен быть согласован органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Вместо плана 2-ой вариант: программа повышения экологической эффективности, одобренную межведомственной комиссией.
  2. иметь документально подтвержденные расходы на вышеперечисленные мероприятия. Это не только договоры с подрядчиком, это акты выполненных работ, калькуляции – готовьтесь к тому, что запросят дополнительные подтверждающие документы. В моем случае было даже участие независимого эксперта, который дал заключение о том, что приобретение и установка определенного оборудования необходимы для достижения целей.

4 обеспечение полезного использования попутного нефтяного газа.

Ставки, применяемые для расчета за 2018 год

Постановление Правительства РФ № 913 от 13.09.2016 утверждает размер ставок для расчета платы за НВОС.

Источники загрязнения окружающей средыКритерий для назначения ставки
Стационарные источники загрязнения, производящие выбросы в атмосферуПо отношению к каждому загрязняющему веществу
Осуществление сбросов в водные объектыПо отношению к каждому загрязняющему веществу
Размещение отходов производства и потребленияКласс опасности отхода

Обратите внимание, в Постановлении 913 приводятся ставки за 2016, 2017 и 2018 года. При этом Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 № 758 ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности за 2018 проиндексированы.

Если вы пользуетесь Модулем природопользователя, не забудьте обновить версию программы, чтобы учесть самые последние изменения в законодательстве.

Если вы пользуетесь Модулем природопользователя, не забудьте обновить версию программы, чтобы учесть самые последние изменения в законодательстве.

Экологическая реформа лишает бюджеты платежей за промышленные загрязнения

Росприроднадзор обнаружил снижение поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду с 30,8 млрд руб. в 2013 году до 13 млрд руб. в 2018-м, для некоторых крупных плательщиков она вовсе обнулилась. Причина — реформа экологического регулирования: Белый дом экспериментирует с платежами с целью стимулировать и экологические методы хозяйствования, и инвестиции. Увеличения природоохранных капвложений, по данным Росстата, пока не наблюдается. В Росприроднадзоре ищут способы повысить поступления фискального платежа, а в РСПП ждут его скорого обнуления.

Вице-премьер Алексей Гордеев поручил Росприроднадзору проанализировать динамику платежей за негативное воздействие на окружающую среду (ПНВОС), администратором которых он является. По результатам анализа (данные Росприроднадзора есть у “Ъ”) поступления (они распределяются между федеральным, региональным и местными бюджетами — 5%, 40% и 55%) устойчиво снижаются — с 30,8 млрд руб. в 2013 году до 13 млрд руб. в 2018 году. С 2014-го по 2018-й платежи за размещение отходов снизились с 14 млрд руб. до 8 млрд руб., за сбросы в водные объекты — с 4,5 млрд руб. до 2,6 млрд руб., за выбросы в атмосферу — с 5,6 млрд руб. до 1,9 млрд руб., за сжигание попутного газа — с 3,1 млрд руб. до 0,4 млрд руб.

Такая динамика — результат реформы экорегулирования, вступившей в активную фазу в 2014 году. В Минприроды (МПР) и Росприроднадзоре “Ъ” называют несколько причин катастрофического снижения ПНВОС, среди которых снижение коэффициентов, торможение мусорной реформы, зачет экоинвестиций и возможность авансовых платежей (подробнее см. “Ъ”-Online). По данным Росприроднадзора, плата ряда крупнейших предприятий в 2017–2018 годах по сравнению с 2013 годом уменьшились в десятки раз (среди них ООО «ЛУКОЙЛ—Западная Сибирь», ООО «Газпромнефть-Хантос», ОАО «Газпромнефть НПЗ»), а некоторых просто обнулились (среди них — ООО «РН-Юганскнефтегаз», ОАО «Евраз ЗСМК», ПАО «ГМК “Норильский никель”», Беловская ГРЭС ПАО «Кузбассэнерго»). На просьбу “Ъ” объяснить обнуление платежей компании ссылаются на разные обстоятельства. В «Норникеле» и «Юганскнефтегазе» сослались на большую переплату в предыдущие периоды. Кроме того, «был задействован механизм корректировки платы за НВОС в счет затрат на реализацию природоохранных мероприятий, а они были гораздо больше, чем расчетная плата»,— заявили в «Норникеле». Источник же в одной из компаний списка говорит, что «информация некорректна и вызвала недоумение».

В ЕВРАЗ ЗСМК заявили “Ъ”, что платили в 2018 году за НВОС — так плата составила 97,2 млн руб. (в том числе, 20,5 млн руб. — за размещение отходов).

до 0,4 млрд руб.

О плате за НВОС

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела обращение и сообщает следующее.

В силу ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Абзац 1 п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ исключает из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Таким образом, законодательство не предусматривает взимание платы за установленные ст. 16 Закона № 7-ФЗ виды негативного воздействия на окружающую среду с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

При этом в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.

Одновременно необходимо обращать внимание, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, которые не относятся к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее – Критерии).

Таким образом, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в Критериях (п. 6 Критериев), такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (не включается в государственный реестр объектов, заявка о постановке на учет не подается).

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Указанные положения закреплены также п. 4, 5 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ):

внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы;

плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

Следует отметить, что письма Росприроднадзора и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель Руководителя
А.М.АМИРХАНОВ

Указанные положения закреплены также п.

Декларация о плате за НВОС. Как сдать отчёт?

    Вы здесь : Главная / Статьи по экологии / Экологические платежи: Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Необходимость платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена Федеральным законом от 10.

Поделиться

Планируется, что соответствующие акты будут утверждены и будут распространять свое действие на рассматриваемые правоотношения, начиная с 2020 отчетного года.

Добавить комментарий