Понятие источников трудового права и их особенности

Классификация и особенности источников трудового права

Классификация и особенности источников трудового права.

Источники трудового права

Под источником права приня­то понимать:

    1. материальные условия жизни общества (источник права в материальном смысле);
    2. основания юридической обя­зательности нормы (источник права в формальном смысле).

Чаще всего, употребляя термин «источник права», имеют в виду «источ­ник права в формальном смысле».

Источники трудового права различаются по тем юридическим фор­мам, в которых воплощаются общеобязательные нормы или иные уста­новления, издаваемые от имени государства. Другими словами, источ­ники — это нормативные правовые акты: законы, указы, постановле­ния и др., регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними или производные от них отношения. Однако к источникам тру­дового права, с учетом особенностей их формирования, относятся и акты, принимаемые работниками и работодателем (их представите­лями). Следует иметь в виду, что таким источником является коллек­тивный договор в его нормативной части либо локальные норматив­ные акты, действующие у работодателя и принятые в установленном законом порядке. Своеобразными источниками трудового права яв­ляются соглашения различного уровня (от генерального и региональ­ного до отраслевого либо территориального соглашения).

Источником трудового права называется нормативно-правовой акт, содержащий нормы этой отрасли права, это форма выражения норм трудового права. Источник трудового права является результатом нормотворческой деятельности уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления и социальных партнеров. В то же время он служит основой правоприменительной деятельности в сфере труда различных органов, должностных лиц и работодателей.

Система источников трудового права включает все источники трудового права: законы, подзаконные акты, вплоть до нормативных частей коллективных договоров, соглашений, классифицированных не только по предмету, но и по подчиненности, субординации актов. Все источники в их системе находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости.

Система источников строится по системе отрасли трудового права, а последняя построена по предмету данной отрасли.

Весь комплекс источников трудового права называется трудовым законодательством, или законодательством о труде , которое непрерывно изменяется, совершенствуется в соответствии с изменениями, происходящими в сфере труда и во всем обществе, а также в международно-правовом регулировании труда.

трудовым законодательством включая законодательство об охране труда , состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права,.

8. Понятие источников трудового права, их классификация и система.

Источники трудового права– это различные нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения и другие тесно с ними связанные отношения.

по степени их важности и субординации – делятся на законы и подзаконные акты трудового законодательства.

по системе трудового права, ее институтам;

по органам, принявшим нормативный акт;

по форме акта – на Законы, Указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, правила, положения, решения, приказы, рекомендации, разъяснения ид р.

по сфере их действия;

по степени обобщенности – на кодифицированные, комплексные и текущие.

Коллизиив нормативных актах разрешаются следующим образом: (термин коллизия (от лат. collisio — столкновение. Вправеколлизия— это столкновение норм права, регулирующих одни и те же общественные отношения.)

– между законами и подзаконными актами – в пользу закона. Подзаконные акты не могут противоречить закону.

– между российским законодательством и международно-правовыми актами, ратифицированнымигосударством (т.е. процесс придания юридической силыдокументу(например,договору) путём утверждения его соответствующим органом каждой из сторон) – в пользу российского законодательства, если им установлены более благоприятные условия труда.

– между федеральными актами и актами субъектов РФ – в пользу федеральных актов, т.к. трудовое законодательство находится в совместном ведении.

– между актами одного и того же органа, изданным в разное время в пользу последнего, но по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений к ТК» все остальные нормативные акты не могут противоречить ТК.

Действие законодательных и иных нормативных актов во времени, акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу на всей территории РФ по истечении 10 дней с момента опубликования. Акты Правительства и Президента – по истечении 7 дней со дня опубликования, если не установлен иной порядок вступления их в силу. Срок опубликования для федеральных законов – 7 дней после подписания Президентом. Акты Президента и Правительства – 10 дней. Ведомственные акты – 10 дней со дня их регистрации в Минюсте. Ведомственные акты, не зарегистрированные или зарегистрированные, но не опубликованные применяться не могут.

Нижестоящий акт не должен противоречить актам, обладающим большей юридической силой.

Понятие источников трудового права и их особенности

Под источниками трудового права сле­дует понимать результаты (продукты) правотворческой деятельно­сти государства, а так же совместного нормотворчества работодателей и работников (их представителей) в сфере регулирования тру­довых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Источники ТП различаются по тем юр. формам, в которых воплощаются общеобязательные нормы или иные установления, издаваемые от имени государства. Другими словами, источники- это НПА: законы, указы, постановления, иные НПА, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.

ерархия источников получило свое выражение в ст.5 Т, где акты располагаются по их юр силе и сфере действия. При этом закреплен приоритет ТК перед другими ФЗ. Каждый нижестоящий по своей юр силе НПА не может противоречить вышестоящему.

Классификация источников:

1. По юридической силе:

– КРФ; ТК РФ и иные ФЗ; указы Президента РФ;

– постановления Прав-ва РФ;

– акты фед-х органов исп власти;

– конституции (уставы), законы и и ные НПА субъектов РФ;

– акты органов МСУ;

2. По содержанию и целевой направленности источники ТП следует подразделять на НА:

– регулирующие общие вопросы ТП (КРФ, ТК);

– регулирующие отдельные вопросы конкретных институтов, входящих систему ТП (н-р, ФЗ «О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и др.);

– регулирующие трудовые правоотношения спец-х субъектов (н-р, ФЗ «О гос гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»).

3. По сфере действия источники бывают: федеральными (акты органов РФ), региональные (акты субъектов РФ), территориальные (акты органов МСУ) и локальные (акты конкретных организаций).

Система источников имеет свои особенности, главными из которых яв-ся:

1) соотношение единства и дифференциации в правовом регулировании отношений.

Это означает, что, с одной стороны, правовое регулирование трудовых отношений и тесно связанных с ними иных отношений происходит как посредством общего (единого) зак-ва, так и посредством его сочетания со специальным (дифференцированным) зак-вом.

2) наличие в системе большого числа межд-х актов, ратифицированных бывшим СССР и РФ. К их числу относятся акты ООН, конвенции и рекомендации Медж-ой организации труда (МОТ).

3) определенное сочетание централизованного, регионального, территориального и локального регулирования. При этом норма более низкого иерархического уровня по своему содержанию не может ухудшать положение работника по сравнению с нормой более высокого уровня.

4) участие в формировании системы источников работников, профсоюзов и работодателей. Такое участие осущ-ся через систему соц партнерства путем принятия соглашений и коллективных договоров.

– регулирующие общие вопросы ТП КРФ, ТК ;.

Понятие и виды источников трудового права

Источники трудового права – это нормативно-правовые акты и отдельные нормы, которые призваны регулировать отношения, входящие в предмет трудового права.

В формальном понимании под источниками трудового права следует понимать весь массив нормативно-правовых актов и норм, направленных на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права. Особенности источников ТП:1) издаются на различных уровнях правового регулирования труда: федеральном, региональном, местном и локальном. 2) могут быть приняты не только гос-ми органами, но и по их ОМС, субъектами ТП. 3) источники ТП отражают как общие, так и спец-е формы регулир-я труда. 4) могут применяться не только исходя из приданной им юр-й силы, но и по принципу отражения в них интересов работников. 5) многие источники ТП не могут преодолеть путь от формального к материальному выражению.

Виды источников ТП:

По юридической силе:

1. Конституция РФ. 2. Международно-правовые акты о труде. 3. ТК РФ 4. ФКЗ, ФЗ, подзаконные акты 5. Указы Президента РФ.

6. Постановления Правительства РФ. 7. Акты Министерств и ведомств РФ. 8. Законы и подзаконные акты субъектов РФ. 9. НПА органов местного самоуправления. 10. Постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. 11. Постановления Пленума ВС РФ. 12. Соглашения и коллективные договоры. 13. Локальные акты организации.

По формальному выражению источников ТП:

законы, указы, постановления и распоряжения Правительства РФ, разъяснения, правила, положения, решения, приказы, соглашения, коллективные договоры, рекомендации.

По степени обобщенности:

1) Кодифицированные: ТК РФ

2) Некодифицированные: все остальные источники ТП РФ.

По субъектам:общие (отношения всех работников) и специальные (отдел-е категории работ-в).

По территории применения:международные, межгосударственные,общефедеральные, межотраслевые и отраслевые, республиканские, областные, краевые, местные и локальные, индивидуально-договорные.

Конституция РФ как источник трудового права РФ.

Конституция РФ занимает высшую ступеньку в иерархии источников трудового права. Другие источники трудового права должны соответствовать конституционным требованиям.

С принятием КРФ обеспечено и применение международно-правовых актов о труде. В соответствии с ч. 4 ст. 15 КРФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

С точки зрения формального выражения организации общего правопорядка в сфере труда, КРФ является источником трудового права. При регулировании отношений, составляющих предмет ТП, применяются и проявляются в материальном смысле отдельные конституционные нормы.

В соответствии со ст. 2 КРФ права и свободы человека и гражданина должны стать высшей ценностью, охрана к-х объявлена обязанностью гос-ва. Данная конституционная норма позволяет применить предписания трудового законод-ва, наиболее полно отражающие права и свободы человека и гражданина в сфере труда.

В ст. 7 КРФ РФ провозглашена социальным гос-м, политика к-го направлена на создание условий, обеспеч-х достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровье людей.

В ст. 18 КРФ права и свободы человека и гражданина объявлены непосред-но действующими, опред-ми смысл, содержание и применение законов, деятельность органов гос-й власти и местного самоуправления, они обеспечиваются правосудием. Поэтому каждое решение органов гос-й власти и местного самоуправления, судов должно получать оценку с точки зрения защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в сфере труда.

В ст. 19 КРФ провозглашены равенство всех перед законом и судом, недопустимость дискриминации по перечисленным в этой статье признакам

В ч. 3 ст. 35 Конституции РФ запрещается лишение имущества, в том числе и заработной платы, без вынесения судебного решения.

В ст. 37 КРФ провозглашены свобода труда, право свободно распоряжаться своими способ-ми к труду, право на труд в условиях, отвечающих треб-м безопас-ти и гигиены, право на получение вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискрим-ции, право на индивид-е и коллект-е трудовые споры, право на отдых и запрещение принудительного труда.

В ч. 5 ст. 32 КРФ гражданам РФ гарантировано право на участие в отправлении правосудия

В ст. 39 КРФ гарантируется соц-е обеспечение, в том числе при утрате трудоспособ-ти.

В ст. 43 КРФ сказано, что каждый имеет право на образование. трудовым законодательством льгот в связи с обучением.

В ч. 3 ст. 41 КРФ представителям работодателя запрещено скрывать факты и обстоятельства, создающие угрозу для жизни и здоровья людей.

В ч. 2 ст. 45 КРФ каждому предоставлено право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

При ограничении трудовых прав и свобод следует руководствоваться требованиями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, позволяющей проводить такие ограничения лишь путем принятия федерального закона и только для достижения перечисленных в этой конституционной норме целей, перечень которых является исчерпывающим.

Конституция РФ занимает высшую ступеньку в иерархии источников трудового права.

Источники трудового права: понятие, особенности и соотношение.

Источники трудового права представляют собой формы выражения норм трудового права.

Эти формы могут быть различными в зависимости от того, какой орган издает нормативный акт.

Таким образом, источником трудового праваназывается закон и иной нормативно-правовой акт, содержащий нормы этой отрасли права. Источник трудового права является результатом нормотворческой деятельности уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления и социальных партнеров. В то же время он служит основой правоприменительной деятельности в сфере труда различных органов, должностных лиц и работодателей.

Система источников трудового права включает все источники трудового права: законы, подзаконные акты, вплоть до нормативных частей коллективных договоров, соглашений, классифицированных не только по предмету, но и по подчиненности, субординации актов. Все источники в их системе находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости.

Система источников строится по системе отрасли трудового права, а последняя построена по предмету данной отрасли.

Весь комплекс источников трудового права называется трудовым законодательством, или законодательством о труде, которое непрерывно изменяется, совершенствуется в соответствии с изменениями, происходящими в сфере труда и во всем обществе, а также в международно-правовом регулировании труда.

Источники принято подразделять на виды в зависимости от органов, их принимающих, а следовательно, и от их юридической силы (иерархии). В этой связи среди источников трудового права следует различать: международные акты; Конституцию РФ, ТК РФ; иные федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; акты федеральных органов исполнительной власти; конституции (уставы), законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ; акты органов местного самоуправления; локальные нормативные акты.

По содержанию и целевой направленности источники трудового права следует подразделять на нормативные акты: регулирующие общие вопросы трудового права (Конституция РФ, ТК РФ); регулирующие отдельные вопросы конкретных институтов, входящие в систему трудового права (например, Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 8-ФЗ «О Занятости населения в Российской Федерации»; регулирующие трудовые правоотношения специальных субъектов (например, Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»).

По сфере действия источники следует подразделять на: федеральные (акты органов РФ); региональные (акты субъектов РФ); территориальные (акты органов местного самоуправления) и локальные (акты конкретных организаций – коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда и т.д.).

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

■ трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права,

■ иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

■ указами Президента Российской Федерации;

■ постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

■ нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

■ нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ.

В случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового законодательства, применяется ТК РФ.

Основным источником является Конституция РФ,которая закладывает основы организации и регулирования труда. Конституционное право выступает основополагающим для трудового. Однако конституционные нормы находят свою конкретизацию в нормах трудового права.

Общеправовые принципы – это ключевые идеи, которые положены в основу правовой системы в целом. Базовыми принципами, отражающими социальное назначение права в обществе, выступают:

Читайте также:  Детские пособия в регионах

Эти принципы закреплены в Конституции РФ и являются наиболее значимыми для трудового права.

(Ст. 7 К РФ провозглашает Россию социальным госу­дарством, политика которого направлена на создание условий, обеспечи­вающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Закреплено равенство всех граждан.

В статье 4 Трудового кодекса на основе ст. 37 Конституции РФ заложен принцип запрета принудительного труда.

1. Конституция РФ провозглашает базовые права человека в сфере труда, которые составляют основу соответствующих институтов трудового права. К их числу относятся:

– право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30);

– право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

– право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

– право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

– право на защиту от безработицы;

– право на отдых (ст. 37).

Кроме перечисленных прав, ст. 37 Конституции РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Положения ст. 37 выступают в качестве исходных начал правового регулирования трудовых отношений. Законодательство о труде направлено на развитие этих начал и создание системы гарантий трудовых прав работника.

Среди положений ст. 37 необходимо выделить провозглашение свободы труда и запрещение принудительного труда.

Свобода труда выступает в качестве межотраслевого принципа правового регулирования общественных отношений, связанных с применением труда .

В силу ст. 10 ТК РФ принципы и нормы международного права являются составной частью российской правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то применяются правила международного договора.

Напомним, что норма об установлении МРОТ на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения появилась в Трудовом кодексе после подписания Россией международно-правовых актов. В частности, Всеобщей декларации прав человека (1948), которая провозгласила право каждого на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи (ст. 23). Аналогичные положения содержатся и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированном Россией в 1966 году, а также в Европейской социальной хартии (пересмотренной) (1996).

Помимо закрепления основных трудовых прав и принципов трудового права, нормы Конституции РФ имеют значение для построения системы источников трудового права. Так, ст. 15 Конституции РФ включает в правовую систему страны общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Для трудового права это положение очень важно, поскольку значительная часть прав человека – это трудовые права, такие как право на труд, право на отдых, на объединение и т.д. Эти права и механизм их реализации нашли отражение как в международных пактах, декларациях, так и в многосторонних международных договорах – конвенциях Международной организации труда. Признание их непосредственно действующими на территории РФ – свидетельство интеграции России в международное сообщество и доказательство ее приверженности общегуманистическим идеалам.

Международно-правовое регулирование труда — это установление системы стандартов по регулированию трудовых и связанных с ними отношений посредством международно-правовых средств.

Основными субъектами международно-правового регулирования труда являются Организация Объединённых Наций и Международная организация труда (МОТ). МОТ образована в 1919 году и объединяет 175 государств.

МОТ осуществляет свою деятельность через три основных органа: Международную конференцию труда (высший орган); Административный совет (исполнительный орган) и Международное бюро труда (постоянный секретариат МОТ, являющийся центром всей деятельности, которую осуществляет организация). [1]

Субъектами международно-правового регулирования труда на региональном уровне или на двусторонней основе являются различные объединения государств: Европейский совет, Содружество Независимых Государств (СНГ), Союз Беларуси и России.

Источниками международно-правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений служат акты ООН и МОТ, региональных объединений государств (Европы, Америки и т. п.), двусторонние и многосторонние договоры.

Важнейшими актами международного права является Всеобщая декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году, Международный пакт о гражданских и политических правах. Эти документы закрепляют права на труд, на благоприятные условия труда, на справедливое и равное вознаграждение за равный труд, на социальное обеспечение и т. д.

Ратифицирована 61 конвенция МОТ.

Конвенция № 122 “О политике в области занятости” (1964 г.).

Конвенция № 138 “О минимальном возрасте для приема на работу” (1973 г.).

Конвенция № 142 “О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов” (1975 г.).

Конвенция № 148 “О защите работников от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах” (1977 г.).

Конвенция № 149 “О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала” (1977 г.).

Конвенция № 150 “О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация” (1978 г.).

Конвенция № 155 “О безопасности и гигиене труда и производственной среде” (1981 г.).

Конвенция № 156 “О работниках с семейными обязанностями” (“О равном обращении и равных возможностях для работников муж­чин и женщин: работники с семейными обязанностями”) (1981 г.).

Конвенция № 159 “О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов” (1983 г.).

Локальные нормативные акты. Специфическим источником трудового права выступает локальный нормативный акт, принимаемый работодателем в пределах своей компетенции. Такой акт распространяется на всех работников данной организации или на отдельные категории работников, специально указанные в самом акте. Как правило, локальный нормативный акт принимается с учетом мнения представительного органа работников. Такой порядок устанавливается для принятия локальных нормативных актов, прямо названных в Кодексе, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах или в соглашениях, коллективном договоре.

Например, ст. 190 ТК предусматривает, что правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

В тех случаях, когда законодательство или иные нормативные правовые акты не требуют учета мнения представителей работников, локальный акт может быть принят единолично работодателем. К подобным актам традиционно относят должностные инструкции, положение о персонале и некоторые другие.

По соглашению между участниками системы социального партнерства в коллективном договоре или соглашении может быть установлен иной порядок принятия локальных нормативных актов, а именно утверждение по согласованию с представительным органом работников (ст. 8 ТК).

В отличие от коллективных договоров и соглашений, которые заключаются после проведения коллективных переговоров и действуют в течение определенного срока (до трех лет), процедура принятия локальных актов не установлена, они могут быть как срочными (с указанным сроком действия), так и постоянными (без указания срока действия).

Основным назначением локальных актов является конкретизация законодательства о труде с учетом организации труда и условий конкретного предприятия (организации), повышение гарантий, предоставленных работникам законом и подзаконными актами, а также установление условий труда, определение которых прямо отнесено к компетенции работодателя.

К важнейшим локальным нормативным актам относятся:

– локальные акты, устанавливающие нормы труда, независимо от их наименования. Принимаются с учетом мнения представительного органа работников (ст. 162 ТК);

– графики сменности, которые определяют чередование работников по сменам, устанавливают продолжительность смен, их количество, продолжительность междусменного перерыва. Принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ст. 103 ТК);

– локальные нормативные акты, устанавливающие систему оплаты труда (положения об оплате труда). Принимаются с учетом мнения представительного органа работников (ст. 135 ТК);

– правила внутреннего трудового распорядка, которые устанавливают порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, общие правила выполнения работы, соблюдения пропускного режима, прохождения медосмотров и т.п. Принимаются с учетом мнения представительного органа работников (ст. ст. 189 и 190 ТК);

– должностные инструкции. Утверждаются единолично руководителем организации, если иное не предусмотрено в коллективном договоре, соглашении. Содержат квалификационные требования, права и обязанности работника, выполняющего работу по данной должности;

– инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ст. 212 ТК).

На практике получил распространение и такой локальный нормативный акт, как положение о персонале. Обычно оно принимается руководителем организации, в которой не заключается коллективный договор.

Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 1019 ;

Кроме перечисленных прав, ст.

Понятие, источники и система трудового права

Тема: Трудовое право

  1. Понятие, источники и система трудового права.
  2. Понятие, стороны и содержание трудового договора.
  3. Основания прекращения трудового договора.
  4. Дисциплина труда.
  5. Материальная ответственность сторон трудового договора.
  6. Понятие, виды, порядок рассмотрения трудовых споров.

Понятие, источники и система трудового права

Трудовое право – это отрасль права, регулирующая отношения между работодателем и работником по поводу использования способностей работника к труду в коллективе работников в интересах и под управлением работодателя (трудовые отношения), а также иные отношения, которые непосредственно связаны с трудовыми отношениями.

К специфическим чертам трудового права следует отнести то обстоятельство, что данной отраслью права не регулируется труд, применяемый для удовлетворения личных потребительских нужд самим человеком, а также труд, который осуществляется в индивидуальной форме без вступления работающего человека в какие-либо общественные отношения по поводу применения своего труда.

То есть это означает, что к предмету трудового права относятся только те общественные отношения, которые складываются по поводу применения труда в коллективной форме, а также отношения, непосредственно связанные с трудовыми.

Основными в указанной системе правоотношений являются трудовые отношения, то есть «отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором» (ст.15 ТК РФ).

Трудовые отношения следует отличать от гражданско-правовых отношений, связанных с применением труда.

К особенностям трудовых отношений, в частности, можно отнести следующие.

Во-первых, в соответствии с заключенным трудовым договором работник, находится в правоотношениях, связанных с выполнением трудовой функции (работой по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка.

Гражданско-правовые отношения, связанные с применением труда, предусматривают, как правило, обязательства физического лица по выполнению на свой риск работы, целью которой является достижение овеществленного результата труда, без включения исполнителя в трудовой коллектив.

Во-вторых, специфика трудового отношения заключается в необходимости личного выполнения работником своих трудовых обязанностей (ст.ст. 15, 56 ТК РФ).

Гражданско-правовые нормы о договорах подряда предоставляют подрядчику право поручать выполнение возложенной на него работы третьим лицам (субподрядчикам).

В-третьих, за нарушение дисциплины труда работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, порядок привлечения к которой жестко регламентирован трудовым законодательством.

В гражданско-правовых отношениях за нарушение договорных обязательств к нарушителю может быть применена гражданско-правовая ответственность, предусмотренная как гражданским законодательством, так и самим договором (подряда, оказания услуг).

В-четвертых, условия труда в трудовых отношениях обеспечивает работодатель.

При исполнении гражданско-правовых обязательств подрядчик (исполнитель) самостоятельно организует процесс выполнения работы.

Содержание трудовых отношений включает в себя взаимные права и обязанности его субъектов (по рабочему времени, времени отдыха, оплате и нормированию труда, дисциплине труда, и др.), которые определяются трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, трудовым договором.

Основные права и обязанности работника установлены ст.21 ТК РФ, а основные права и обязанности работодателя – ст.22 ТК РФ.

Источники трудового права.

1. Особое место среди источников трудового права, занимает Конституция РФ, которая закрепила такие принципы как свобода труда, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (МРОТ) и др.

Трудовое законодательство применяется только в части, не противоречащей Конституции РФ.

2. Важнейшее место среди федеральных законов в области трудового права занимает Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ). Являясь кодифицированным источником трудового права России, он регулирует, по существу, весь комплекс общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли права.

В случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс (ч.8 ст.5 ТК РФ).

3. К действующим федеральным конституционным законам, содержащим нормы трудового права, можно отнести Федеральные конституционные законы от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

4. К федеральным законам, содержащим нормы трудового права, относятся: Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме», Федеральный закон от 07.11.2000 № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и др.

5. Указы Президента РФиграют основную роль среди подзаконных актов, содержащих нормы трудового права. Конституцией РФ и федеральными конституционными законами Президент РФ наделен правом определять политику в сфере правового регулирования труда.

6. Постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной властипринимаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ в целях их конкретизации и возможности применения при регулировании общественных отношений.

Особое значение имеют постановления Правительства РФ, устанавливающие правовые нормы в сфере определений условий о дисциплине труда отдельных категорий работников и определяющие посредством специальных положений правовой статус отдельных категорий работников (например, постановление Правительства РФ от 25.08.1992 № 621 «Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации»; постановление Правительства РФ от 21.09.2000 № 708 «Об утверждении Устава о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации»).

7. Законы и иные нормативные правовые акты органов исполнительной субъектов РФ имеют ограниченную сферу действия и не должны противоречить федеральным нормативным правовым актам. Их действие основано на конституциях республик и уставах других субъектов РФ, которые имеют высшую юридическую силу на определенной территории.

8. Органы местного самоуправлениятакже вправе принимать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты,содержащие нормы трудового права, и не противоречащие Конституции РФ, Трудовому кодексу РФ, федеральным законам, подзаконным нормативным актам РФ, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

9. Коллективные договоры и соглашения– это акты договорного характера. К ним относятся коллективные договоры и соглашения, которые заключаются после проведения коллективных переговоров между работниками и работодателями.

К источникам трудового права относятся генеральные, региональные, межотраслевые, отраслевые тарифные, территориальные и иные соглашения, которые заключаются на двусторонней или трехсторонней основе и регулируют отношения между представителями работников и работодателей. При этом третьей стороной соглашения может выступать соответствующий государственный орган.

10. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание, положения о премировании, должностные инструкции, графики отпусков и др.), являются результатом нормотворческой деятельности, осуществляемой в организациях между работодателем и работниками. Сфера действия данного вида источников трудового права ограничена пределами организации.

Читайте также:  Увольнение временного работника

Работодатель, за исключением работодателей – физических лиц, вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции (ст.8 ТК РФ).

11. Принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ согласно ст.10 ТК РФ являются составной частью правовой системы РФ и имеют приоритет по сравнению с российским трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Результатом международно-правового регулирования труда являются нормы права, закрепленные в соглашениях государств, а также в актах таких международных организаций, как Организация Объединенных Наций и Международная организация труда.

Система трудового права.

Системой трудового праваявляется совокупность юридических норм, сгруппированных в правовые институты в зависимости от вида общественных отношений, составляющих предмет трудового права.

Систему отрасли трудового права составляют Общая и Особенная части.

ВОбщую часть входят нормы, которые распространяются на все общественные отношения в сфере труда, и определяют:

· принципы и задачи правового регулирования;

· основные виды трудовых прав и обязанностей сторон трудового договора;

· разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

К Общей части трудового права, в частности, следует относить:

· положения Конституции РФ по соответствующим вопросам труда;

· раздел I Трудового кодекса РФ «Общие положения»;

· раздел II «Социальное партнерство в сфере труда».

Особенная часть развивает положения Общей части и выстраивается по следующим институтам как совокупности однородных групп правовых норм:

· трудового договора (здесь сгруппированы нормы о понятии, видах трудового договора, порядке приема на работу, переводах, увольнении);

· материальной ответственности сторон трудового договора;

Институтами, регулирующими отношения, тесно связанные с трудовыми отношениями, являются:

· институт трудоустройства (объединяет нормы, регулирующие отношения, связанные с поиском гражданами подходящей работы). Этот институт открывает Особенную часть отрасли;

· институт профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

· институт рассмотрения трудовых споров;

· институт надзора (контроля) за соблюдением трудового законодательства.

Структура Трудового кодекса РФ в целом выстроена в соответствии с системой отрасли трудового права.

2. Понятие, стороны и содержание трудового договора

Трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (ст. 56 ТК РФ).

Таким образом, трудовой договор – это двустороннее соглашение, сторонами которого являются работник и работодатель.

Работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, посредством заключения трудового договора. По общему правилу, работником может быть лицо, достигшее шестнадцати лет (ст. 63 ТК РФ).

Работодателем может быть как юридическое, так и физическое лицо. При этом следует иметь в виду, что филиалы и представительства, не являющиеся в соответствии со ст.55 Гражданского кодекса РФ юридическими лицами, не могут самостоятельно (от своего имени) вступать в трудовые отношения. Право руководителей таких обособленных структурных подразделений заключать с работниками трудовые договоры должно быть предусмотрено учредительными документами либо доверенностью, выданной им юридическим лицом.

Содержаниетрудового договора – это совокупность определенных ст.57 ТК РФ условий, в том числе о правах и обязанностях сторон.

Условия трудового договора делятся на:

1) обязательные – условия, которые могут быть предусмотрены сторонами при заключении трудового договора;

2) дополнительные (не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Если в трудовом договоре отсутствуют обязательные условия, либо иные необходимые сведения, то данное обстоятельство не может являться основанием для признания трудового договора незаключенным. Трудовой договор в этом случае должен быть дополнен соответствующими условиями.

К дополнительным условиям можно отнести условия об установлении неполного рабочего времени, об установлении испытательного срока, об обязанности работника отработать после обучения определенный период времени, если обучение производилось за счет средств работодателя и др. Включение данного вида условий в трудовой договор является правом его субъектов.

институт трудоустройства объединяет нормы, регулирующие отношения, связанные с поиском гражданами подходящей работы.

Примеры

Международные источники трудового права:

  1. Всеобщая декларация прав человека, которая является 1-м документом международного масштаба, принятым после нарушения практически всех прав человека во Второй Мировой войне (1948). В нем отражены основные гражданские трудовые права: право на выбор работы, справедливое вознаграждение, отдых, оплачиваемый отпуск, создание профсоюзов и др..
  2. Международный пакт о культурных, экономических и социальных правах человека (1966), где более развернуто закреплены все трудовые права Всеобщей декларации. В Пакте ООН указано право на возможность заработка и получение вознаграждения независимо от пола, происхождения, расы, политических и иных убеждений, вероисповедания, языка, и прочих обстоятельств.
  3. Международный пакт о гражданских правах (1966 год, в СССР ратифицирован в 1976 году), который устанавливает, что человек не может быть принуждаться к какой-либо трудовой деятельности (за исключением работы в местах лишениях свободы; военной службы; необходимый труд при чрезвычайном положении, угрожающем жизни населения).
  4. Конвенция о ликвидации ущемления в отношении трудовых прав женщин (1979 год, в СССР ратифицирована в 1980 году), где предусмотрены меры для уничтожения всех форм дискриминации женского пола в трудовой деятельности.
  5. Конвенция о сокращении рабочего времени, которая установила международный стандарт (40 часов) рабочего времени.
  6. Конвенция о политической деятельности в области занятости (1964) провозгласила содействие государства в продуктивной занятости населения.
  7. Конвенция №95 (1949), которая обязывает государство обеспечить систематическую оплату труда.
  8. Конвенция № 52 (1936) установила ежегодные оплачиваемые отпуска.
  9. Ряд конвенций, декретов и рекомендаций, которые посвящены охране труда, правам на профсоюзы и коллективные переговоры.

Федеральные источники трудового права:

  1. Конституция РФ.
  2. Трудовой кодекс как кодифицированный правовой акт.
  3. Закон «О занятости населения РФ», устанавливающий право на защиту от безработицы.
  4. ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии регулятивного характера в социальных и трудовых отношениях», который предусматривает систему формирования специального органа, регулирующего проекты нормативно-правовых актов, согласование позиций сторон и др.
  5. ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях труда», регулирующий создание, деятельность и ликвидацию профсоюзов.
  6. Федеральный закон, регулирующий обязательное социальное страхование от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве. Данный закон дополняет положения ТК РФ в вопросах возмещения вреда, который был причинен здоровью и жизни работника в процессе рабочей деятельности.
  7. ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», предусматривающий особые условия для работников, занимающихся производством и уничтожением химического оружия.

акты правоприменения не являются источниками трудового права ;.

Понятие и виды источников трудового права

Источники права — внешние формы выражения и закрепления юридических норм. Под источниками понимают акты компетентных уполномоченных органов с нормативным содержанием. Под источниками трудового права понимаются различные нормативные акты, которые регулируют трудовые и тесно связанные с ними отношения.

Источник трудового права является формой выражения трудового законодательства в определенном нормативном акте. Такие нормативные акты могут содержать не только нормы трудового права, они могут быть комплексными, т. е. содержать нормы различных отраслей, в том числе и трудового права, например Конституция РФ или Закон РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Источники трудового права принимаются различными уполномоченными органами в пределах их компетенции. Из теории права известно, что в отличие от других правовых актов нормативные акты содержат нормы права и рассчитаны на неоднократное применение.

Источники трудового права надо отличать от актов правоприменения, например Указы Президента РФ о персональном награждении, присвоении почетных званий или назначении на должность. Решение суда по конкретному трудовому спору также является актом применения трудового законодательства, а постановления Пленума

Верховного суда — актом толкования и не являются источником права.

В источниках трудового права косвенно отражены экономические и политические составляющие жизни нашего общества, и с их изменением меняются и источники. Источники права составляют определенную систему законодательства, которая представляет совокупность нормативных актов, взаимосвязанных и расположенных в определенной иерархии.

Она закрепляет основные трудовые права граждан как субъектов трудового права и отражает принципы трудового права.

Понятие источников трудового права, их особенности

Понятие «источник права» рассматривается правовой наукой в различ­ных аспектах. Принято различать материальные и формальные источники права. Для науки трудового права в настоящее время характерна позиция, со­гласно которой материальным источником трудового права является воля го­сударства, создающая нормы этой отрасли права и формулирующая нормы в соответствующих нормативных правовых актах.

Определение источников трудового права в юридическом смысле дано в учебнике М.В. Молодцова и С.Ю. Головиной, в котором к ним отнесены «различные формы выражения (установления и закрепления) государствен­ной воли, направленной на регулирование общественных отношений (зако­ны, иные нормативные правовые акты, нормативные договоры и др.)».

В ином аспекте формулируется определение источников трудового права профессором В.И. Мироновым в монографии «Трудовое право Рос­сии». Во-первых, В.И. Миронов ограничил источники трудового права нор­мативными правовыми актами: «Источники трудового права – это норматив­но-правовые акты и отдельные нормы, которые призваны регулировать от­ношения, входящие в предмет трудового права». Во-вторых, конкретизирует своё понимание источников трудового права в формальном и материальном аспектах: «В формальном понимании под источниками трудового права сле­дует понимать весь массив нормативно-правовых актов и норм, направлен­ных на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права. материализуются источники трудового права при реализации в конкретные отношения, превращая их в категорию правоотношений».

Вместе с тем, в учебной литературе по трудовому праву прослеживает­ся и другой подход к определению источника трудового права. Так, напри­мер, в учебнике под редакцией профессора А. Д. Зайкина источниками трудо­вого права признаются «результаты нормотворческой деятельности государ­ства, а также совместного нормотворчества работников и работодателей (их представителей) в сфере применения труда работников». На наш взгляд, в данной дефиниции источники трудового права не отождествляются исклю­чительно с нормативными актами государства, в ней говорится и о других субъектах нормотворчества – работниках, работодателе и представителях ра­ботников и работодателей. Поэтому, на наш взгляд, это определение сформу­лировано более удачно.

Ученые Б.А. Горохов, С.П. Маврин и Е.Б. Хохлов отличают позицию относительно источников трудового права авторов петербургского «курса российского трудового права». По их мнению, вообще не существует каких- либо объективных препятствий для признания источниками современного трудового права России, наряду с нормативными правовыми актами государ­ства, локальными нормативными актами работодателей и актами совместно­го нормотворчества работодателей и работников, всех других видов источ­ников права, известных мировой практике, включая трудовой договор, су­дебную практику, и в какой-то мере даже обычай делового оборота.

Практика высших судебных инстанций признана источником трудово­го права профессором Ю.П. орловским.

Нормативные акты, относящиеся к трудовому праву России, составля­ют определенную систему, которая включает разнообразные по характеру, юридической силе и сфере действия нормативные акты, ее обычно именуют системой трудового законодательства.

Ст. 5 ТК РФ посвящена источникам трудового права. В ней не содер­жится понятия трудового законодательства, а указывается, что регулирова­ние трудовых и непосредственно связанных с ними отношений в соответст­вии с Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами осуще­ствляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего кодекса, иных федеральных законов и за­конов субъектов РФ, содержащих номы трудового права и иными норматив­ными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Иные нор­мативные правовые акты относятся к подзаконным источникам трудового права.

В теории права принято выделять следующие виды источников права:

1) законы и иные нормативные правовые акты различной юридической силы;

2) нормативные договоры;

3) судебный прецедент;

4) санкционированный обычай.

Судебный прецедент считается источником права в Англии, США и других странах, применяющих правовую систему общего права. В Трудовом кодексе РФ акты судебной власти (судебный прецедент) и обычай не вклю­чены в число источников трудового права.

Международному трудовому праву свойственно включение актов су­дебной власти в число источников трудового права. Так, понятие «нацио­нальное законодательство» данное в ст. 21 и 22 Европейской социальной хартии (1996) трактуется следующим образом: «Термин «национальное зако­нодательство и практика» может включать наряду с законами и нормативны­ми актами коллективные договоры, иные договоры между работодателями и представителями трудящихся, обычаи, а также соответствующую судебную практику».

Источники трудового права обладают определенной спецификой, име­ют свои особенности. Трудовое право России образуют сложную систему, которая включает в себя разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия нормативные акты. Правотворческая деятельность в сфере труда осуществляется целым рядом государственных органов, с при­влечением к этой деятельности профсоюзов.

Профессор Н.Г.Александров выделил ряд особенностей, отличающих систему нормативных актов в области трудового права от аналогичных ис­точников в других отраслях права.

а) широкое участие профсоюзов в правотворческой деятельности;

б) значительный массив локальных нормативных актов, принимаемых и действующих в отдельных организациях;

в) дифференциация нормативных источников трудового права на общие и специальные (единство и дифференциация трудового права).

В современный период когда развивается трудоправовая наука и совер­шенствуется трудовое законодательство приведенный перечень можно до­полнить другими особенностями. Одной из них является включение в систе­му источников трудового права общепризнанных принципов, норм междуна­родного права и международных договоров.

В соответствии с ч.4 ст. 15 Конституции РФ и ст.10 ТК РФ действует приоритет норм международно-правового регулирования труда перед трудо­вым законодательством России. Конституция РФ относит трудовое законода­тельство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п.1 ст.72).

В статье 6 ТК РФ предусмотрено разграничение полномочий между фе­деральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. В случае противоречия законов и иных нормативных актов субъектов РФ федеральному закону действует федеральный закон.

Нельзя не отметить еще одну особенность источников трудового права- это договорное регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений путем заключения соглашений и коллективных договоров на основе социального партнерства. Договорное регулирование осуществля­ется на всех уровнях, начиная от федерального и заканчивая уровнем отдель­ной организации (ст.ст.41,45 ТК РФ).

Мироновым в монографии Трудовое право Рос сии.

Лекция №6. Понятие и система источников ТП, соотношение актов разного уровня

Источники трудового права составляют особую систему, которая включает разнообразные по характеру принятия, сфере действия, юридической силе нормативные акты.

Урок 27. Право 11 класс. Базовый и углублённый уровень

Основным назначением таких документов является конкретизация законодательства о труде с учётом специфики организации и условий труда конкретного предприятия или организации.

Понятие источников трудового права и их особенности

Источники трудового права – это нормативно-правовые акты и отдельные нормы, которые призваны регулировать отношения, входящие в предмет трудового права.

Об источниках трудового права необходимо говорить в двух аспектах. Первый из них означает формальное проявление источников трудового права. В формальном понимании под источниками трудового права следует понимать весь массив нормативно-правовых актов и норм, направленных на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права. Действительно, вначале правовым нормам придается определенная форма. Но придание данной формы вовсе не означает, что источнику права гарантирована реализация в отношения, для регулирования которых он создавался. Материализуются источники трудового права при реализации в конкретные отношения, превращая их в категорию правоотношений, то есть отношений, урегулированных нормами права. Сказанное позволяет говорить о материальном аспекте источников трудового права. Изучение источников права в материальном аспекте предполагает рассмотрение процесса их реализации в отношения, входящие в предмет трудового права. Только после перехода указанных отношений в категорию правоотношений можно сделать вывод о материальном проявлении источников трудового права.

Читайте также:  Как оформить две пенсии одновременно в 2020 году

Таким образом, между формальным и материальным проявлением источников трудового права находится процесс реализации.

В связи с чем источники трудового права необходимо изучать не только с точки зрения содержащихся в них правил поведения. Изучение процесса реализации источников трудового права позволяет выявить как способы, которые не привели нормы права в соответствующие отношения, так и способы, обеспечивающие реализацию норм трудового права. Рассмотрение материального аспекта источников трудового права позволяет выделить нормы, применение которых не вызывает затруднений, а также нормы, не преодолевшие путь от формального к материальному выражению. Выявление таких норм позволяет совершенствовать либо их содержание, либо процесс их реализации.

Источники трудового права имеют особенности. Во-первых, они издаются на различных уровнях правового регулирования труда: федеральном, региональном, местном и локальном. Во-вторых, источники трудового права могут быть приняты не только государственными органами, но и по их поручению органами местного самоуправления, субъектами трудового права. В-третьих, источники трудового права отражают как общие, так и специальные формы регулирования труда. В-четвертых, источники трудового права могут применяться не только исходя из приданной им юридической силы, но и по принципу отражения в них интересов работников. Нормативный акт, содержащий дополнительные льготы для работников, применяется и в том случае, когда такие льготы отсутствуют в вышестоящем по юридической силе нормативном правовом акте.

В-пятых, многие источники трудового права не могут преодолеть путь от формального к материальному выражению. Причем в правоприменительной деятельности нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, заменяется актом, изданным работодателем, который не желает предоставлять работникам предусмотренные в нем льготы. Имеющиеся способы реализации норм трудового права связаны с подачей жалобы работника на работодателя. Далеко не каждый работник способен жаловаться на своего работодателя. В силу чего нормы трудового права остаются без исполнения. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что нормы трудового права должны иметь дополнительные способы реализации, обеспечивающие их переход от формального к материальному выражению. Такие способы могут появиться лишь благодаря созданию Трудового процессуального кодекса РФ (ТПК РФ), который должен предусматривать гораздо больше способов защиты трудовых прав работников, чем дает действующий ГПК.

Классификация источников трудового права

Классификацию источников трудового права можно проводить по юридической силе. По этому критерию источники трудового права могут быть распределены следующим образом:

1. Конституция РФ.

2. Международно-правовые акты о труде.

3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные акты нормативного характера федерального уровня.

4. Постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

5. Законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации.

6. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

7. Соглашения и коллективные договоры.

8. Локальные акты организации, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц.

Данная классификация имеет решающее значение в других отраслях права. Однако при применении норм трудового права может быть использован акт, имеющий меньшую юридическую силу, но создающий для работников более благоприятные условия труда по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством.

В ст. 5 ТК РФ определено соотношение нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

В частности, нормы трудового права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. В случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применению подлежит Кодекс. Если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК РФ, то он может быть применен лишь после внесения соответствующих изменений в Кодекс. Однако при применении данного правила следует помнить об особенностях источников трудового права. Противоречащими ТК РФ могут быть признаны лишь федеральные законы, ограничивающие гарантированные в нем права и свободы человека и гражданина, являющиеся в силу ст. 2, 7, 18 Конституции РФ высшей ценностью. При возникновении подобных противоречий применению подлежит ТК РФ. Причем федеральный закон, имеющий в своем содержании рассматриваемые ограничения, может быть применен только после внесения соответствующих изменений в ТК РФ. Тогда как федеральные законы, создающие дополнительные в сравнении с ТК РФ льготы для работников, подлежат применению на основании ст. 2, 7, 18 Конституции РФ, обязывающих применить нормы, более полно отражающие права и свободы человека и гражданина в сфере труда. Поэтому федеральные законы, улучшающие положение работников по сравнению с ТК РФ, не могут быть признаны противоречащими Кодексу.

Указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Кодексу и федеральным законам.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и другим федеральным законам и указам Президента РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Однако и при выявлении противоречий между перечисленными актами следует помнить, что противоречащим имеющему большую юридическую силу акту может быть признан нормативный правовой акт меньшей юридической силы, если в нем ограничены права и свободы человека и гражданина в сфере труда, гарантированные в вышестоящем по юридической силе нормативном правовом акте. В случае, когда нормативный правовой акт меньшей юридической силы имеет в своем содержании дополнительные в сравнении с вышестоящим по юридической силе законодательством льготы, его нельзя признать противоречащим нормативному правовому акту большей юридической силы. Исходя из требований ст. 2, 7, 18 Конституции РФ, при возникновении подобных коллизий применению подлежит нормативный правовой акт, создающий более благоприятные условия труда для работников.

Источники трудового права могут быть классифицированы по форме акт. По этому критерию они могут быть подразделены на законы, указы, постановления и распоряжения Правительства РФ, разъяснения, правила, положения, решения, приказы, соглашения, коллективные договоры, рекомендации. Данная классификация имеет непосредственное отношение к формальному выражению источников трудового права. Для материализации в отношения форма акта едва ли может иметь существенное значение. Хотя исследование процесса реализации и материализации норм трудового права, содержащихся в различных по форме нормативных правовых актах, может позволить и данный критерий классификации перевести из формальной в материальную плоскость понятия источников трудового права.

Источники трудового права могут быть классифицированы и по степени обобщенности на кодифицированные и некодифицированные. К числу кодифицированных относится ТК РФ, с его принятием начинается кодификация трудового права. Другие источники трудового права являются некодифицированными.

По субъектам, к которым применяются источники трудового права, они могут быть классифицированы на общие и специальные. Общие призваны регулировать отношения всех работников. Специальные рассчитаны на применение к отдельным категориям работников, например, к женщинам, молодежи, инвалидам.

По предмету правового регулирования источники трудового права могут быть распределены в зависимости от того, на регулирование каких отношений, входящих в предмет трудового права, они направлены. По этому критерию источники могут быть подразделены на регулирующие отношения по занятости и трудоустройству, трудовой распорядок и дисциплину труда и т.д.

По территории применения источники трудового права могут быть классифицированы на общефедеральные, межотраслевые и отраслевые, республиканские, областные, краевые, местные и локальные.

Большинство из рассмотренных критериев классификации источников трудового права относятся к их формальному проявлению. Однако не исключено, что указанные критерии имеют значение в процессе реализации источников трудового права. Исследование источников трудового права в процессе их реализации и материализации в конкретные отношения, составляющие предмет трудового права, с точки зрения перечисленных критериев их классификации, может позволить определить влияние указанных критериев на материализацию источников трудового права.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 274 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

§ 1. Понятие источников трудового права и их система

При изучении трудового права важное значение имеет точное определение круга того нормативного материала, на базе которого оно исторически складывалось, развивалось и продолжает развиваться в настоящее время.

Трудовое право России представлено совокупностью многочисленных исторических норм. Внешне эти нормы облекаются в определенную форму (закон, указ, постановления и т.д.). Такие формы (способы) государственного выражения и закрепления юридических норм обозначаются термином «источники права»5.

Из источников права практика черпает сведения о юридических нормах, их содержании и действии.

В трудовом праве, как и в других отраслях российского права, функции источников права выполняют нормативные акты, издаваемые компетентными государственными органами, иногда с учетом мнения профсоюзных органов.

Правотворчество – это вид деятельности государства по установлению юридических норм или признанию юридических или иных социальных норм на основе познания законов экономического развития общества.

Но право можно изучать как результат правотворчества, как совокупность действующих норм, регулирующих конкретные общественные отношения на данном этапе развития общества. В этом случае термином «источник права» обозначается способ или форма выражения воли народа, при помощи которой соответствующее правило поведения, установленное государственной властью или иным уполномоченным органом, приобретает правовую силу. В этом смысле термин «источник права» широко используется в российской юридической литературе, когда речь идет об изучении конкретных правовых норм, относящихся к определенной сфере общественных отношений.

Термин «источник права» в этом специфическом понимании во многом схож с терминами «законодательство», «нормативные акты, регулирующие данный вид общественных отношений», «форма права». Все они отражают нормотворческую деятельность государственных органов, но уже в конкретной форме закрепления правовых требований (закон, указ, постановление и т.д.).

Нами термин «источник права» используется в названном смысле, чтобы обозначить конкретную форму выражения правовых требований, исходящих как от государственных органов власти, так и от других органов, издающих нормативные акты в пределах своей компетенции, на основе и во исполнение актов государственной власти.

Трудовое право России формируется из значительного количества правовых норм: законов, указов, постановлений правительства, всевозможных ведомственных актов и внутриорганизационных актов локального регулирования. Все они в различной степени определяют поведение людей в процессе труда и регулируют общественные отношения, составляющие предмет трудового права.

Изучение источников трудового права позволяет отметить некоторые особенности формирования трудового законодательства и иных нормативных актов, которые обусловлены спецификой предмета правового регулирования.

Во-первых, в их формировании находятся не только федеральные акты, но и акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам трудового права.

Во-вторых, среди источников трудового законодательства большое место принадлежит актам, исходящим от функционального органа (Министерства труда и социального развития РФ).

В-третьих, в трудовом законодательстве придается важное значение нормам локального регулирования.

В-четвертых, в создании источников трудового законодательства активное участие принимают сами работники либо непосредственно, либо через профессиональные союзы и иных представителей при создании централизованного трудового законодательства, в том числе социально-партнерскими соглашениями на федеральном, региональном, отраслевом и других уровнях.

В-пятых, трудовое законодательство обладает большой диф-ференцированностью в подходе к правовому регулированию труда в отдельных отраслях народного хозяйства, а также в отношении отдельных регионов, некоторых категорий работников.

В свете изложенного под источниками трудового права следует понимать результаты правотворческой деятельности компетентных органов государственной власти, а также совместного нормотворчества работников и работодателей (их представителей) в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Источники трудового права составляют определенную систему, которая включает в себя разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия.

Согласно ст.5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

• иными федеральными законами;

• Указом Президента Российской Федерации;

• Постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

• конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

• актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими норму трудового права.

Итак, система источников трудового права – это последовательное расположение во взаимосвязи всех актов трудового законодательства по их назначению, субординации, подчиненности.

При изучении трудового права важное значение имеет точное определение круга того нормативного материала, на базе которого оно исторически складывалось, развивалось и продолжает развиваться в настоящее время.

Виды трудовых отношений

Базовую часть предмета правового регулирования трудового права представляют трудовые отношения, среди которых следует особо выделить такие разновидности, как:

  • трудовые отношения по основному месту работы;
  • трудовые отношения на работе по совместительству (гл. 44 ТК РФ);
  • трудовые отношения на временной работе сроком до двух месяцев (гл. 45 ТК РФ);
  • трудовые отношения на сезонной работе (гл. 46 ТК РФ);
  • трудовые отношения работников, работающих у работодателей — физических лиц1 (гл. 48 ТК РФ);
  • трудовые отношения при выполнении работы на дому (гл. 49 ТК РФ);
  • трудовые отношения на государственной службе;
  • трудовые отношения отдельных категорий работников (спортсменов, работников в представительстве РФ за границей и др.).

Второй составляющей предмета правового регулирования трудового права являются отношения, непосредственно связанные с трудовыми (производные от трудовых). Эти отношения базируются на трудовых и не могут существовать оторванно от них.

Рассматривая механизмы воплощения базисных конституционных принципов в трудовом законодательстве России, а также проблем соответствия норм Трудового кодекса РФ конституционным принципам и правам с учетом последних изменений трудового законодательства, трудовое право в РФ стало представлять собой систему государственного контроля над законодательными весами регулирующими трудовые отношения работников и работодателей, а так же тесно связанные с ними иные отношения, к примеру налоговые вопросы. Именно социальный характер Российского государства, обязанностью которого провозглашены признание,

Свобода труда (п. 1 ст. 37 Конституции РФ)

понимается как право каждого субъекта права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Конкретизация принципа свободы труда дана в абз. 2 статьи 2 Трудового кодекса РФ: свобода труда включает право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается.

Следует признать, что Конституция провозглашает не право на труд как на гарантированную государством занятость, а право на безопасные условия труда.

В России основным источником трудового права является Трудовой кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ, пришедший на смену Кодексу законов о труде РСФСР.

Кодекс позволяет регулировать и определять: порядок приема на работу, перевода и увольнения, продолжительность рабочего времени, формы оплаты труда, поощрения за успехи в работе и меры взыскания за нарушения трудовой дисциплины, правила по охране труда и порядок рассмотрения трудовых споров.

Основа правового регулирования этого вида трудоустройства определена федеральным законом.

Добавить комментарий