Создание унитарных предприятий

Публичное право и экономика

В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Уставный фонд государственного унитарного предприятия

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.

другое имущество, которое передается предприятию по решению собственника;.

Порядок создания унитарного предприятия

Базовые нормы, регулирующие порядок учреждения муниципальных и государственных унитарных предприятий, изложены в ст. 114 ГК. Они конкретизированы в главе 2 закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Кто принимает решение об учреждении МУПа или ГУПа?

Согласно ст. 8 закона, учредителем унитарного предприятия может выступать государство (РФ или регион) и муниципалитет. Когда речь идет об учреждении такой организации, то или иное публичное образование представляет определенный государственный или местный орган.

На федеральном уровне им по умолчанию является Правительство.

Учредителем может выступить и другой государственный, в том числе региональный, или муниципальный орган, но у него должны быть соответствующие правомочия.

Обычно они указываются в положении, который регулирует его статус, либо наделение происходит специальным актом (постановление или другой документ).

Учреждение таких организаций является одним из проявлений государственного вмешательства в экономику.

Cоздание унитарных предприятий

Как создать унитарное предприятиеУчредителем муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование. Об этом сказано в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Решение об учреждении такого предприятия принимает уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Это решение должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления.

Муниципальные унитарные предприятия создаются в распорядительном порядке в случаях:

— необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое требуется для обеспечения безопасности Российской Федерации;
— необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
— необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Порядок определения состава имущества, закрепляемого за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, утверждения устава унитарного предприятия, заключения контракта с его руководителем, устанавливается органами местного самоуправления.

Согласно статье 12 Закона № 161-ФЗ, уставным фондом муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующий соблюдение интересов кредиторов такого предприятия. А из норм статьи 8 этого закона следует, что независимо от суммы взноса, характера, состояния передаваемого имущества и иных факторов для оценки имущества необходимо привлечь независимого оценщика.
Унитарное предприятие и его виды

Унитарное предприятие — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия может принадлежать ему:
— на праве хозяйственного ведения (муниципальное предприятие);
— на праве оперативного управления (казенное предприятие).

Кроме того, имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Основным отличием унитарного предприятия от коммерческих организаций других организационно-правовых форм является то, что оно не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником Отражение ситуации в учетеСоздание муниципального предприятия органом местного самоуправления подлежит отражению в бюджетном учете в части вложений в уставный фонд унитарного предприятия на счете 204 02 000 «Акции и иные формы участия в капитале».

Проводки выглядят так:

Содержание операцииДебетКредит
Произведено вложение активов за счет средств бюджета в уставной капитал организации204 02 530«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»304 05 530«Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по приобретению акций и иных форм участия в капитале»
Произведено вложение активов со счетов открытых учреждению в подразделениях расчетной сети ЦБ РФ в уставной капитал организации204 02 530«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»201 01 610«Выбытия денежных средств учреждения со счетов»
Произведено вложение средств в иностранной валюте в уставной капитал организации204 02 530«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»201 07 610«Выбытия денежных средств учреждения со счетов в иностранной валюте»
Вложены объекты основных средств в уставной капитал организации204 02 530«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»101 ХХ 410«Уменьшение стоимости основных средств»
Вложены объекты нематериальных активов в уставной капитал организаций204 02 530«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»102 01 420«Уменьшение стоимости нематериальных активов»
Вложены объекты непроизведенных активов в уставной капитал организаций204 02 530«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»103 ХХ 430«Уменьшение стоимости непроизведенные активов»
Вложены объекты материальных запасов в уставной капитал организаций204 02 530«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»105 ХХ 440«Уменьшение стоимости материальных запасов»
Вложены нефинансовые активы на сумму разницы между стоимостью акций (иных форм участия в капитале) в соответствии с договором и балансовой (остаточной) стоимостью вложенного имущества (в части положительной разницы)204 02 530«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»401 01 171«Доходы от переоценки активов»
Вложены нефинансовые активы на сумму разницы между стоимостью акций (иных форм участия в капитале) в соответствии с договором и балансовой (остаточной) стоимостью(в части отрицательной разницы)401 01 172«Доходы от реализации активов»204 02 630«Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале»
Списана первоначальная стоимость реализованных акций (иных форма участия в капитале)401 01 172«Доходы от реализации активов»204 02 630«Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале»

Юридические аспекты деятельности предприятийСоздавая унитарное предприятие, важно знать о законодательных принципах его функционирования.

Ограничения на распоряжение имуществомУнитарное предприятие не вправе совершать следующие операции с принадлежащим ему недвижимым имуществом (без согласия собственника):

— продавать;
— сдавать в аренду;
— отдавать в залог;
— вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества;
— распоряжаться иным способом.

Движимым и недвижимым имуществом предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия соответствующего уполномоченного органа.

Обратите внимание: уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых невозможно без согласия собственника имущества такого предприятия.

Имущественная ответственность по обязательствамВ отношении муниципальных унитарных предприятий законодательством предусмотрена полная и самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам. Такое предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

В свою очередь собственник не несет ответственность по обязательствам муниципального предприятия, за исключением случаев, когда несостоятельность (банкротство) предприятия вызвана собственником его имущества. В таких случаях на собственника при недостаточности имущества муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Имейте в виду, на казенные предприятия не распространяется законодательство о несостоятельности (банкротстве).

Формирование уставного фондаДля муниципальных предприятий размер уставного фонда должен составлять не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, уставный фонд такого предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации.

Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения.

А вот в казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Распределение прибылиСобственник имущества муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. Оно должно ежегодно перечислять в бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Причем в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются органом мест-ного самоуправления.

А вот порядок распределения доходов казенного предприятия определяется органом местного самоуправления.
Отчетность предприятияБухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. Контроль деятельности унитарного предприятия производится органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами. Унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам местного самоуправления бухгалтерскую отчетность и иные документы в соответствии с утвержденным в установленном порядке перечнем.
Ликвидация унитарного предприятияУнитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества либо по решению суда. В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию. Остаток имущества, оставшийся после удовлетворения требований кредиторов, между работниками унитарного предприятия не распределяется, а подлежит передаче в бюджет (после завершения расчетов с кредиторами и составления второго ликвидационного баланса все оставшееся имущество передается собственнику — органу местного самоуправления).Статья напечатана в журнале “Учет в бюджетных учреждениях” №2, февраль 2010 г.

необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое требуется для обеспечения безопасности Российской Федерации; необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам , а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства; необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Cоздание унитарных предприятий

Как создать унитарное предприятие Учредителем муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование. Об этом сказано в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Решение об учреждении такого предприятия принимает уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Это решение должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.

Читайте также:  Что делать если нечем платить большой долг за квартиру

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления.

Муниципальные унитарные предприятия создаются в распорядительном порядке в случаях:

— необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое требуется для обеспечения безопасности Российской Федерации;
— необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
— необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Порядок определения состава имущества, закрепляемого за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, утверждения устава унитарного предприятия, заключения контракта с его руководителем, устанавливается органами местного самоуправления.

Согласно статье 12 Закона № 161-ФЗ, уставным фондом муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующий соблюдение интересов кредиторов такого предприятия. А из норм статьи 8 этого закона следует, что независимо от суммы взноса, характера, состояния передаваемого имущества и иных факторов для оценки имущества необходимо привлечь независимого оценщика.
Унитарное предприятие и его виды

Унитарное предприятие — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия может принадлежать ему:
— на праве хозяйственного ведения (муниципальное предприятие);
— на праве оперативного управления (казенное предприятие).

Кроме того, имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Основным отличием унитарного предприятия от коммерческих организаций других организационно-правовых форм является то, что оно не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником Отражение ситуации в учетеСоздание муниципального предприятия органом местного самоуправления подлежит отражению в бюджетном учете в части вложений в уставный фонд унитарного предприятия на счете 204 02 000 «Акции и иные формы участия в капитале».

Проводки выглядят так:

Содержание операцииДебетКредит
Произведено вложение активов за счет средств бюджета в уставной капитал организации204 02 530«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»304 05 530«Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по приобретению акций и иных форм участия в капитале»
Произведено вложение активов со счетов открытых учреждению в подразделениях расчетной сети ЦБ РФ в уставной капитал организации204 02 530«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»201 01 610«Выбытия денежных средств учреждения со счетов»
Произведено вложение средств в иностранной валюте в уставной капитал организации204 02 530«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»201 07 610«Выбытия денежных средств учреждения со счетов в иностранной валюте»
Вложены объекты основных средств в уставной капитал организации204 02 530«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»101 ХХ 410«Уменьшение стоимости основных средств»
Вложены объекты нематериальных активов в уставной капитал организаций204 02 530«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»102 01 420«Уменьшение стоимости нематериальных активов»
Вложены объекты непроизведенных активов в уставной капитал организаций204 02 530«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»103 ХХ 430«Уменьшение стоимости непроизведенные активов»
Вложены объекты материальных запасов в уставной капитал организаций204 02 530«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»105 ХХ 440«Уменьшение стоимости материальных запасов»
Вложены нефинансовые активы на сумму разницы между стоимостью акций (иных форм участия в капитале) в соответствии с договором и балансовой (остаточной) стоимостью вложенного имущества (в части положительной разницы)204 02 530«Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»401 01 171«Доходы от переоценки активов»
Вложены нефинансовые активы на сумму разницы между стоимостью акций (иных форм участия в капитале) в соответствии с договором и балансовой (остаточной) стоимостью(в части отрицательной разницы)401 01 172«Доходы от реализации активов»204 02 630«Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале»
Списана первоначальная стоимость реализованных акций (иных форма участия в капитале)401 01 172«Доходы от реализации активов»204 02 630«Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале»

Юридические аспекты деятельности предприятий

Создавая унитарное предприятие, важно знать о законодательных принципах его функционирования.

Ограничения на распоряжение имуществом

Унитарное предприятие не вправе совершать следующие операции с принадлежащим ему недвижимым имуществом (без согласия собственника):

— продавать;
— сдавать в аренду;
— отдавать в залог;
— вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества;
— распоряжаться иным способом.

Движимым и недвижимым имуществом предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия соответствующего уполномоченного органа.

Обратите внимание: уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых невозможно без согласия собственника имущества такого предприятия.

Имущественная ответственность по обязательствам

В отношении муниципальных унитарных предприятий законодательством предусмотрена полная и самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам. Такое предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

В свою очередь собственник не несет ответственность по обязательствам муниципального предприятия, за исключением случаев, когда несостоятельность (банкротство) предприятия вызвана собственником его имущества. В таких случаях на собственника при недостаточности имущества муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Имейте в виду, на казенные предприятия не распространяется законодательство о несостоятельности (банкротстве).

Формирование уставного фонда

Для муниципальных предприятий размер уставного фонда должен составлять не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, уставный фонд такого предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации.

Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения.

А вот в казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Распределение прибыли Собственник имущества муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. Оно должно ежегодно перечислять в бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Причем в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются органом мест-ного самоуправления.

А вот порядок распределения доходов казенного предприятия определяется органом местного самоуправления.
Отчетность предприятия Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. Контроль деятельности унитарного предприятия производится органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами. Унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам местного самоуправления бухгалтерскую отчетность и иные документы в соответствии с утвержденным в установленном порядке перечнем.
Ликвидация унитарного предприятия Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества либо по решению суда. В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию. Остаток имущества, оставшийся после удовлетворения требований кредиторов, между работниками унитарного предприятия не распределяется, а подлежит передаче в бюджет (после завершения расчетов с кредиторами и составления второго ликвидационного баланса все оставшееся имущество передается собственнику — органу местного самоуправления).

Как создать унитарное предприятие Учредителем муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ в пункт 1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом” в порядке, установленном Федеральным законом “О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение “Национальный исследовательский центр “Институт имени Н.Е. Жуковского” в соответствии с Федеральным законом “О Национальном исследовательском центре “Институт имени Н.Е. Жуковского”. От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос” в порядке, установленном Федеральным законом “О Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос”. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение “Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт” в соответствии с Федеральным законом “О национальном исследовательском центре “Курчатовский институт”.

От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение Национальный исследовательский центр Курчатовский институт в соответствии с Федеральным законом О национальном исследовательском центре Курчатовский институт.

Статья 114. Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

1. Унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования (статья 125) решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

2. Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия определяется законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

3. Порядок формирования уставного фонда унитарного предприятия устанавливается законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

4. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов унитарного предприятия окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

Читайте также:  Учет готовой продукции в бухгалтерском учете

5. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда унитарное предприятие обязано уведомить об этом в письменной форме своих кредиторов.

Кредитор унитарного предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

Как уже отмечалось в комментарии к ст.

Признаки унитарного предприятия.
  • Коммерческая организация, то есть создаётся с целью получения прибыли. Но его имущество — это собственность государства.
  • Не наделено правом собственности. Используя чужую собственность, перечисляет владельцу часть собственной прибыли.
  • Управлением занимается единоличный руководитель, устанавливаемый владельцем либо уполномоченным им лицом
  • Имущество является неделимым( отсюда название – «унитарное») и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.
  • Право хозяйственной деятельности или оперативного управления на имуществе собственника- государства в целом, субъекта Федерации или муниципалитета.
  • Учредительный документ- Устав.
  • Владелец не отвечает своей собственностью по долгам компании, созданной на основе хозяйственного ведения, но привлекается к ответственности, если она образована на правах оперативного управления.
  • Владелец вправе изымать имущество, если оно не используется, является излишним либо применяется не по назначению.
  • Уставной фонд формируется собственником за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку:

— государственные унитарные предприятия — не менее 5000 МРОТ (минимального размера оплаты труда),

— муниципальные предприятия – не менее 1000 МРОТ , установленных Федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия

— в казенном предприятии уставный фонд не формируется

Право хозяйственной деятельности или оперативного управления на имуществе собственника- государства в целом, субъекта Федерации или муниципалитета.

Комментарий к статье 114 Гражданского Кодекса РФ

1. Законодательство Российской Федерации, существовавшее до введения в действие части первой ГК, определяло для государственных и муниципальных предприятий объем прав по управлению имуществом как право полного хозяйственного ведения. В ГК (ст. 113, 114, 294) по этому вопросу используется формулировка “право хозяйственного ведения”. Исключение слова “полное” свидетельствует о том, что права таких предприятий по самостоятельному пользованию и распоряжению имуществом ограничены.

Таким образом, УП могут пользоваться и распоряжаться имуществом, которым они наделены, либо на правах хозяйственного ведения (с ограничением отдельных прав, которыми они обладали при полном хозяйственном ведении), либо на правах оперативного управления (казенные УП) с еще более узким объемом прав (см. ст. 115, 296, 297 и коммент. к ст. 115, 296, 297).

Относительно объема имущественных прав таких УП говорится в Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 2/1. В нем отмечается, что начиная с 8 декабря 1994 г. данные юридические лица могут распоряжаться недвижимостью только с согласия собственника, в связи с чем совершенные ими без такого согласия сделки, направленные на отчуждение недвижимого имущества или распоряжение им иным способом, являются ничтожными (ст. 168 ГК).

2. В отличие от отдельных коммерческих юридических лиц (полных товариществ, ООО, ОДО), создание которых допускается при внесении его учредителем (участником) части уставного капитала, уставный фонд УП, основанного на праве хозяйственного ведения, должен быть полностью сформирован (оплачен) собственником в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Размер уставного фонда государственного УП определяется в рублях и должен составлять не менее чем 5 тыс. МРОТ на дату государственной регистрации предприятия. Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем 1 тыс. МРОТ.

Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счет которого уставный фонд УП формироваться не может.

3. Пункты 5, 6 комментируемой статьи преследуют цель обеспечить экономическую (финансовую) устойчивость УП. Это достигается требованиями о необходимости выдерживать соотношение стоимости чистых активов с размером уставного фонда, а также защиты интересов кредиторов УП при уменьшении его уставного капитала. Закон об унитарных предприятиях предусматривает порядок увеличения и уменьшения уставного фонда.

В первом случае увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия допускается только после его формирования в полном объеме, в т.ч. после передачи государственному или муниципальному предприятию недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения. Это может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия. Решение об увеличении уставного фонда может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год.

Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия.

Одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда УП собственник его имущества вносит соответствующие изменения в устав такого предприятия.

Документы для государственной регистрации таких изменений, а также документы, подтверждающие увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия, должны быть представлены в регистрирующий орган. Непредставление указанных документов является основанием для отказа в государственной регистрации внесенных в устав изменений.

При снижении стоимости чистых активов УП собственник его имущества вправе (а в случаях, предусмотренных упомянутым Законом, обязан) уменьшить уставный фонд такого предприятия.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия не может быть уменьшен, если в результате этого его размер станет меньше определенного в соответствии с Законом об унитарных предприятиях минимального размера уставного фонда.

В случае если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше размера уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан уменьшить его уставный фонд до размера, не превышающего стоимость его чистых активов.

В случае если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше установленного упомянутым Законом на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение 3 месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена, собственник имущества УП должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.

В случаях, когда стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного Законом, УП может быть ликвидировано по решению суда. Возможность сохранить в данной ситуации УП определена редакцией нормы ГК (“может быть”). Вероятно, учредитель при наличии у него финансовых возможностей вправе выбрать иное решение, исключающее ликвидацию, а именно пополнить размер чистых активов до необходимого уровня.

Стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия определяется на основании данных бухгалтерской отчетности в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Если в предусмотренных случаях собственник имущества УП в пределах 6 месяцев по окончании финансового года не принимает решение об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации государственного или муниципального предприятия, кредиторы вправе потребовать от него прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.

В течение 30 дней с даты, когда принято решение уменьшить уставный фонд, УП обязано в письменной форме уведомить об этом всех известных ему кредиторов, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы УП вправе в течение 30 дней с даты направления им уведомления (или в течение 30 дней с даты опубликования указанного сообщения) потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств УП и возмещения им убытков.

Государственная регистрация уменьшения уставного фонда государственного или муниципального предприятия осуществляется только при наличии доказательств уведомления об этом кредиторов в указанном выше порядке.

4. Закон об унитарных предприятиях предусматривает, что УП за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом УП. Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков УП.

УП за счет чистой прибыли создает также иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом УП. Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы УП только на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом УП.

Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. В этом случае оно ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Порядок распределения доходов казенного предприятия устанавливается Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных действующим законодательством. Так, оно не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника данного имущества.

Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

УП не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Уставом УП могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Читайте также:  Защита гражданских прав

5. В целях совершенствования деятельности УП и поиска новых наиболее эффективных организационно-правовых форм управления государственным и муниципальным имуществом Правительство РФ установило для федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях управления, обязанность ежегодно утверждать программы деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий по установленной форме.

Постановлением Правительства РФ от 10.04.2002 N 228 утверждены Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий (СЗ РФ, 2002, N 15, ст. 1440).

Закон об унитарных предприятиях предусматривает, что УП за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом УП.

Статья 114 ГК РФ. Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

1. Унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования (статья 125) решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

2. Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия определяется законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

3. Порядок формирования уставного фонда унитарного предприятия устанавливается законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

4. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов унитарного предприятия окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

5. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда унитарное предприятие обязано уведомить об этом в письменной форме своих кредиторов.

Кредитор унитарного предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

В случае если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше установленного на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственного или муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.

Устав, фонд и ответственность унитарного предприятия

УП ведет свою деятельность на основании Устава – документа, в котором прописаны следующие моменты:

  1. фирменное наименование предприятия с указанием владельца его имущества. Например – «МУП». Из названия становится понятно, что имущество принадлежит муниципальному образованию;
  2. точный юридический и фактический адрес;
  3. цель деятельности;
  4. предмет деятельности (описание того, чем должно заниматься конкретное УП);
  5. сумма уставного фонда.

Устав утверждается государственными органами или органами местной власти. Руководитель УП назначается уполномоченным органом структуры, которой принадлежит собственность УП.

При создании УП учреждается уставной фонд (УФ) (минимальный размер имущества УП). Исключение составляют унитарные казенные предприятия, при их создании УФ не формируется.

УФ может быть в форме денежных средств, ценных бумаг (что это такое?) и иных материальных ценностей в их денежном эквиваленте.

Размер уставного фонда:

  1. УФ государственного УП ≥ 5000 МРОТ (минимального размера оплаты труда) на дату регистрации организации;
  2. УФ муниципального УП ≥ 1000 МРОТ.

Ответственность унитарного предприятия:

  1. УП отвечает по всем своим долговым и прочим обязательствам, принадлежащим ему имуществом. Это значит, что в случае невозможности расплатиться, например, с поставщиком за поставленный товар, УП вынуждено будет реализовывать свое имущество для получения необходимых денежных средств;
  2. УП не отвечает своим имуществом за обязательства владельца имущества;
  3. Владелец имущества УП не несет ответственности за обязательства УП (исключение – собственник казенного УП, он несет равную ответственность с УП по его обязательствам).

и иных материальных ценностей в их денежном эквиваленте.

Статьи

Создание унитарного предприятия – один из наиболее популярных способов осуществления коммерческой деятельности, и одна из наиболее популярных организационно-правовых форм юридических лиц.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия — создание

Среди множества организационно-правовых форм, предусмотренных российским законодательством, есть и муниципальное унитарное предприятие.

Они могут действовать как на федеральном уровне, так и на уровне региона – однако чаще всего такого рода предприятия создаются именно местным самоуправлением муниципальных образований.

Попробуем разобраться, что собой представляет муниципальное унитарное предприятие, кратко называемое МУП.

  1. Организационная форма
  2. Имущество
  3. Распоряжение имуществом
  4. На основании чего действует
  5. Как создается

Определить правовое положение МУП проще всего исходя из названия этой организационно-правовой формы.

Формы

Рассматривая примеры унитарных предприятий в России, следует отметить несколько форм подобных предприятий. Обычно их делят на три группы в зависимости от подчинения:

  1. ГУП – государственное унитарное предприятие. Собственником является в этом случае субъект РФ.
  2. МУП – муниципальное унитарное предприятие. Собственником является субъект муниципального образования.
  3. ФГУП – федеральное государственное предприятие унитарного типа.

Муниципальные, федеральные и государственные хозяйственные объединения этого типа отличаются размером уставного фонда. Для муниципальных (городских и региональных) единых компаний этот показатель составляет не менее 1000 минимумов ежемесячной заработной платы (МРОТ). Для госкомпании минимальный размер уставного капитала составляет от 5000 МРОТ.

Существующие примеры унитарных предприятий и организаций в России работают по одной из двух возможных схем. Существуют следующие варианты видов деятельности:

  • На праве хозяйственного ведения. Создаются преимущественно для создания определенных товаров или оказания услуг населению.
  • На базе оперативного управления (казенные предприятия).

Коммерческие формы организации унитарных предприятий имеют право заключать разные сделки, сдавать часть неиспользуемого помещения в аренду. Казенные предприятия имеют право распорядиться имуществом только с согласия собственника.

Существует еще несколько форм унитарных предприятий. Они отличаются особенностями организации и сферой деятельности:

  • частные;
  • производственные;
  • сельскохозяйственные;
  • коммунальные.

С ними знакомы практически все жители нашей страны.

Реформа унитарных предприятий. С чего начать?

6 марта заместитель начальника Правового управления ФАС России Оксана Кузнецова в ходе совместных с Московским УФАС публичных обсуждений, посвященных реформе контрольной и надзорной деятельности, рассказала о недавно вступившем в силу Законе о реформировании унитарных предприятий.

В декабре 2019 года принят Федеральный закон № 485-ФЗ о запрете деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках*. «Законопроект разработан в соответствии с Национальным планом развития конкуренции в РФ на 2018 – 2020 годы[1], утвержденным Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618», – отметила Оксана Кузнецова.

Можно определить два основных направления по реформированию деятельности унитарных предприятий: первый связан с созданием унитарных предприятий, второй – с ограничением их деятельности на конкурентных рынках.

Законом с 08 января 2020 вводится общий запрет на создание унитарных предприятий и определяется закрытый перечень исключений из этого запрета. При этом в соответствии с положениями Закона № 485-ФЗ при необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Правительство РФ вправе принять решение о возможности создания унитарного предприятия или сохранения унитарного предприятия для осуществления деятельности, не предусмотренной законодательством.

«Следует также отметить, что механизм антимонопольного контроля предусматривает право для органа власти (местного самоуправления) направить запрос на получение предварительного заключения ФАС России о соответствии создания унитарного предприятия антимонопольному законодательству. Срок рассмотрения запроса составляет 30 дней, заключение антимонопольного органа действует 1 год. Соответствующий приказ об утверждении формы такого запроса в настоящее время подготовлен и проходит регистрацию в Минюсте РФ, до вступления в силу приказа запрос можно направлять в виде простого письма с приложением обосновывающих документов – проекта Устава предприятия и решения о его создании либо изменении видов деятельности», – пояснила Оксана Кузнецова.

В части запрета на деятельность унитарных предприятий, Закон устанавливает, что не допускается деятельность унитарных предприятий на конкурентных товарных рынках, за исключением установленных законом случаев, если выручка унитарного предприятия от деятельности на таких рынках, превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год. При этом для вступления в силу этих положений Закона установлен переходный период до 1 января 2025 года.

К исключениям Законом отнесены в том числе деятельность унитарных предприятий в случаях, установленных федеральными законами, актами Президента РФ или Правительства РФ; для обеспечения деятельности ФОИВ для нужд обороны и безопасности; в сферах естественных монополий; в районах Крайнего Севера; в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей; за пределами территории Российской Федерации; в области обращения с радиоактивными отходами.

В случае нарушения установленных запретов на создание (изменение деятельности) унитарного предприятия, или запрета на осуществление таким предприятием деятельности антимонопольный орган вправе выдать предупреждение о принятии мер по реорганизации, прекращении отдельных (подпадающих под запрет) видов деятельности или ликвидации унитарного предприятия. При неисполнении предупреждения следует возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства и выдача предписания и как крайняя мера – обращение антимонопольного органа в суд с иском о ликвидации предприятия.

В целях реализации положений Закона, ФАС России предложила главам субъектов РФ подготовить при участии территориальных органов ФАС России планы мероприятий «дорожные карты» по реформированию унитарных предприятий, в которых определить перечень предприятий, подлежащих реформированию, предложения по их реорганизации/ликвидации, сроки осуществления данных мероприятий и т.д.

«Реализация Закона позволит снизить негативное влияние на конкуренцию унитарных предприятий на конкурентных рынках, повысить эффективность и прозрачность использования государственного и муниципального имущества», – отметила Оксана Кузнецова.

В мероприятии также приняли участие представители Московского управления ФАС России, Правительства г. Москвы, органов исполнительной власти и прокуратуры, общественных, коммерческих организаций и ассоциаций.

* Федеральный закон от 27.12.2019 N 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции»

Законом с 08 января 2020 вводится общий запрет на создание унитарных предприятий и определяется закрытый перечень исключений из этого запрета.

Добавить комментарий