Получение гражданства РФ в общем и упрощенном порядке в 2022 году.
Я оказываю юридическую помощь в официальном оформлении РВП, ВНЖ и получении гражданства Российской Федерации.
Не тратьте свои время и нервы, доверьте оформление специалисту.
В настоящее время получение российского гражданства – это один из наиболее сложных и многогранных моментов взаимодействия иностранного гражданина и российского государства. Этот постулат в настоящее время относится к гражданам всех стран, желающим сменить свое гражданство на российское.
На сегодняшний день – путь к гражданству РФ, в подавляющем большинстве случаев, состоит из трех основных этапов: получение Разрешения на временное проживание (РВП), получение Вида на жительство (ВНЖ) и, собственно, сам прием в российское гражданство. В более редких случаях этапность может быть сокращена и первым статусом проживания становится сразу — ВНЖ. В еще более редких случаях стать гражданином РФ можно сразу, минуя РВП и ВНЖ, в четко определенных законом ситуациях.
Каждый этап имеет свои особенности в комплектации документов, основаниях, условиях проживания и труда, и наборе требований, обязательных для выполнения.
ВИДЕО: «Гражданство – основные законы, определяющие его получение»
Вопреки распространенному мнению, оформление гражданства РФ может быть произведено в нескольких направлениях, каждое из которых, имеет свои особенности и может быть реализовано самостоятельно.
Общий и упрощенный порядок получения гражданства РФ.
По действующему законодательству, иностранцы, которые не имеют никаких социально-экономических «привязок» к территории РФ, до получения российского гражданства допускаются только после прохождения ими всех этапов оформления и при обязательном соблюдении ценза постоянного проживания в стране. Пусть, разумеется, наиболее сложный, но, тем не менее, прием в гражданство заявителей в этом случае не становится обязанностью государства, как принято считать, а положительное решение зависит от множества нюансов, связанных с проживанием в РФ.
Несколько иначе все обстоит в случаях, когда у иностранца есть, например, брак с гражданином РФ. Либо в стране проживают его родители или дети, либо он сам является квалифицированным специалистом и работает в РФ и в ряде иных случаев.
Здесь можно воспользоваться упрощенной формой приёма в гражданство. Там сокращены сроки каждой из стадий (либо нет их части), меньше походов в МВД, меньше документов. В итоге, действительно, получение гражданства более оперативно и прост сам процесс оформления. Однако, своих «подводных камней», как в законодательстве, так и по ведомственным нормативным актам МВД России, немало и здесь…
ВИДЕО: «Получение гражданства РФ по браку: особенности оформления.»
Получение гражданства России по программе «Носители русского языка (НРЯ)».
Вопреки сложившемуся стереотипу, носители русского языка – это не те иностранцы, которые хорошо знают русский язык и знакомы с литературой и историей России, а, прежде всего, те – у кого в РФ (СССР, Российской Империи) проживают (проживали) родственники. Ввиду этого, соискатели статуса, прежде чем будут допущены к тестированию, предоставляют подбор документов, подтверждающий такое родство. Разумеется, что значение имеют далеко не все родственные связи, равно как и наличествуют нюансы по их проживанию. Так, например, горячо любимый брат – гр. РФ, проживающий в стране уже 10 лет, требуемого родства, в силу норм закона, не создаст, а вот данные о прадедушке, некогда жившем и работавшим в далеких 50-х годах в глубинке РСФСР – станут достаточным основанием для старта оформления по НРЯ… Иногда основанием для признания НРЯ можно стать самому — если, конечно, в биографии содержатся данные о предыдущем проживании в российском государстве.
Стоить отметить, что проживание – подчас выступает краеугольным камнем оформления и не всякий эпизод жизни в РФ может быть признан таковым.
Иностранец, признанный НРЯ, гражданство, кстати, сразу не получит – для успешного завершения этого пути предстоит еще предварительно документироваться Видом на жительство (ВНЖ).
ВИДЕО: «Получение российского гражданства по НРЯ: как получить, не имея родственников по прямой восходящей линии»
Получение гражданства по программе переселения соотечественников.
Еще одной возможностью упрощенного получения российского гражданства является участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (в народе именуемой просто — «Программа переселения»). Она также предполагает серьезное сокращение сроков, но имеет много нюансов и особенностей в исполнении и представляемой в ее процессе документации.
Так, в частности, основными ее критериями будут являться документально подтвержденные факты проживания и трудовой деятельности иностранца в выбранном им регионе переселения. Для успешного прохождения нужно получить в регионе статус проживания и проработать (а также и фактически прожить) определенный срок.
Ряд регионов устанавливает собственные цензы по срокам работы и проживания, при этом нужно иметь в виду, что участие в Программе не охватывает, как правило, центральных российских регионов и ряда крупнейших городов.
Переселение, в силу международных договоров РФ, предполагает для участников ряд льгот и компенсаций.
Переселенцев довольно часто проверяют, даже и после получения ими паспорта, потому играть с государством не получится никак, что хорошо знают многие из тех, кто в регионах только числился, а фактически находился в ином, более удобном регионе, что и послужило в дальнейшем причиной потери ими паспорта и гражданства…
ВИДЕО: «Программа переселения: как стать участником, не выезжая из России?»
Оформление гражданства по международным соглашениям РФ с зарубежными государствами.
Еще одно направление, в рамках которого процедура оформления получает существенное упрощение. Как правило, наличие соглашения позволяет либо упростить процесс в части оформления статусов проживания, предшествующих получению гражданства, либо сокращает сам процесс приема в гражданство.
В частности, стоит упомянуть редко реализуемое, преимущественно из-за незнания, 4-стороннее Соглашение, участниками которого являются РФ, Беларусь, Казахстан и Киргизская Республика. В его рамках, при наличии ВНЖ и близких родственников – граждан РФ (причем тех, которые в иных случаях упрощению не способствуют!), можно добраться до паспорта гражданина РФ буквально в течении 3-х месяцев.
ВИДЕО: «Упрощенное получение гражданства РФ по 4-стороннему Соглашению»
Восстановление в гражданстве РФ.
Иностранцы, которые ранее состояли в гражданстве РФ и вышли из него в силу разных причин – имеют возможность быть в гражданстве восстановленным.
Однако, нужно иметь в виду, что одномоментной эта процедура не будет и, прежде чем такому иностранцу снова вручат паспорт РФ, ему предстоит в России получить статус проживания, прожить определенный срок — и только после того снова претендовать на гражданство.
Разумеется, что, если данные, имеющиеся в биографии бывшего россиянина, подпадают под критерии упрощенного получения гражданства в иных направлениях, то он вправе оформиться именно этим путем, вне процедуры восстановления.
В целом, необходимо отметить, что упрощения оформления вовсе не означают легкости его исполнения.
Также следует помнить, что упущения или нарушения, даже самые незначительные, чаще всего имеют серьезные последствия в дальнейшем. Нередки ситуации, когда человек, получивший паспорт РФ, через некоторое время узнает об аннулировании его паспорта либо признании паспорта необоснованно выданным.
В то же время, определенные трудности нередко создает и чиновничество, превращающее упрощение в свой антипод… Чтобы получить в итоге желаемое — приходиться в процессе работы отслеживать каждое движение документов. Нужно оценивать каждое действие государственного органа и оперативно реагировать на все упущения, допущенные чиновниками.
Поверьте опыту и отнеситесь к получению гражданства предельно серьезно и ответственно!
Каждым делом должен заниматься специалист – профессионал в данном направлении, эта истина себя уже веками подтвердила.
ВИДЕО: «Кому откажут в получении гражданства РФ?»
НОВЫЙ ЗАКОН О ГРАЖДАНСТВЕ РФ: что изменится в 2022 году.
Как получить гражданство РФ (из истории одной консультации)
«Здравствуйте, Роман Олегович! Мы по записи, на 12 часов.»
В кабинет неторопливо входит семейная пара.
«Проходите пожалуйста, располагайтесь» – ответствую им.
Садятся в кресла, деловито размещают на столе документы.
С чем пожаловали? Чем могу быть полезен? – начинаю диалог.
Вы нам поможете в получении гражданства? – в семейной паре инициативу общения берет на себя супруга (назовем ее Еленой). – Я гражданка N-ского государства, имею ВНЖ в России, хочу получить паспорт.
Давайте посмотрим — что для этого у Вас имеется. По документам, пробежимся по миграционной истории, посмотрим что было по проживанию по ВНЖ… — начинаю было я, но Елена решительно перебивает:
«Всё у меня в порядке, вопрос-то простой – только паспорт получить! Как это сделать и, главное, побыстрее?»
Когда клиент так отвечает, у меня обычно срабатывает условная «красная лампочка».
«Всё в порядке» – бывает крайне редко, проходили это уже много раз. А спешка в деле оформления гражданства – явление очень и очень вредное. Для клиента прежде всего.
«Скажите, ВНЖ ведь предшествовало РВП, правильно понимаю? Получали его по квоте?» – начинаю копаться.
«Ну да, по квоте. В 2015 г. Потом ВНЖ в 2017 г. Теперь имею право паспорт получать!»
«Чудесно – говорю. – Вот только законодательство требует 5-летие проживания по ВНЖ, одного года еще в этом случае у Вас не хватает. Позвольте заодно и полюбопытствовать – эти годы проживания по ВНЖ уведомления вовремя делали, не пропускали сроки?»
«Какие уведомления?!» — круглые глаза и взгляд полный удивления.
Начинаю понимать, что «всё в порядке» — уже не в порядке.
«Ежегодные – отвечаю. – Те, что к истечению каждого года подаются, по проживанию и по доходам. С источниками средств к существованию, кстати, что у Вас? Работаете?»
«Работает она – в диалог вступает супруг Елены (назовем его Максим). – У меня ИП, она там всем и рулит, бумагами, закупками. Ну, неофициально, конечно. А я так, на подхвате.»
«А с 2017 года вы всё время в России находились?» – уточняю я.
«Не, мы ВНЖ получали только чтоб с выездом и въездом проблем не было. Ну, знаете, 90-180 и прочая суета. А первые два года мы в основном у себя жили, были наездами, в Россию прилетели уже в 2019 году. ИП открыли, ну так и обосновались здесь. Теперь паспорт нужен, с ним зарабатывать удобнее будет.»
«Ну, хорошо – говорю, — давайте документы посмотрим.»
Беру ВНЖ – а там печать сразу же на первой странице. Большущая и такая, как бы это помягче сказать, кричаще ненастоящая.
Выдан ВНЖ в Новосибирске, а по печати прописана Елена в Москве, в самом что ни на есть центре города, на Таганке. При этом с Новосибирска отметки о выписке нет, конечно. И вдобавок выпадают из ВНЖ на стол три регистрации – те, что постановкой на миграционный учёт зовутся.
Увидев мой интерес к печати, Елена поясняет:
«Это Максим с фмсниками решил вопрос с пропиской. Чтобы в Москве можно было паспорт получать.»
«А регистрации зачем тогда?» – не удерживаюсь от вопроса.
«Так это, я ж по прописке не живу, вот у них же покупаем регистрации каждые три месяца. Они Максиму сказали, что так нужно, без этого паспорт не дадут.»
Смотрю регистрации – а там приглашающая сторона каждый раз разная и все из серии ООО «Рога и Копыта». Разумеется, к конторам этим Елена отношения никакого не имеет, трудовых договоров с ними не заключала, что за фирмы не знает.
Проверяю по ЕГРЮЛ конторы – одна из них уже полтора года как ликвидирована налоговой…
Задаю дежурный вопрос про наличие нарушений и штрафов. И неожиданно – попадаю в точку.
«Лен, сколько у тебя протоколов?»– Максим обращается к жене.
«Пять, кажется. Не помню точно. Я водитель-то не лучший, что поделать. А кто без греха?»
Дальше выясняется, что пять штрафов — только за 2020 год, а за предыдущие «еще сколько-то». Среди них — два за миграционные нарушения. Елена везла товар и пару раз попадала в одну и ту же ситуацию, когда ей вменяли ст. 18.10 КоАП.
«Но выдворения не назначали, я точно помню, а штрафы мы все заплатили сразу.» – комментирует Елена, в полной уверенности, что раз нет выдворения, то от миграционной административки нет и вреда.
«Так как нам получить паспорт, что скажете?» – Максим и Елена вопросительно смотрят на меня.
Что я скажу…
Скажу как есть. В моей работе – как в медицине, есть диагностика, а дальше по ее итогам. И лечение не всегда бывает приятное.
Рассказал, что с получением паспорта они, мягко говоря, торопятся.
Что вообще нужно начинать с понимания ситуации – жив ли бедняга ВНЖ, после многолетнего отсутствия уведомлений, усугубленного длительным нахождением вне РФ.
Что даже если и ВНЖ жив и даже если закрыть глаза на все прочие огрехи – по проживанию не хватает срока. А чтобы идти по упрощенки, например через признание НРЯ – нужно проходить сначала соответствующую процедуру. А в ней свои нюансы.
Что печать в ВНЖ с «красивой пропиской в Москве» (как выразилась Елена) — это потенциальная ст. 327 УК РФ, со всеми неприятными уголовными последствиями.
Что чехарда в базе, созданная непонятными регистрациями пополам с ООО «Рога и Копыта» — тоже не способствует оформлению.
Что миграционная административка (даже и без выдворения) – это отдельная самостоятельная проблема и, нередко, потенциальное закрытие въезда в РФ (да, дорогие мои, есть такой вид запрета, на 5 лет применяемый, между прочим).
Ну и наконец, что, по всей видимости, оформление им предстоит начинать с самого начала.
Елена и Максим информации, конечно, не обрадовались. И даже загрустили. Но ведь и настоящая консультация – это не лить клиенту в уши сладкую воду с сиропом, обещая все блага земные.
Потом мы разобрали все возможные механизмы действий и ушли супруги довольные. Как говориться, кто предупрежден – тот вооружен.
А я вот задумался…
Ведь таких ситуаций немало, очень немало. О чем думают люди, доверяя всяким встречным-поперечным свои документы и, по сути, свою судьбу? Почему не посмотрят изначально вполне доступное законодательство? Почему к врачу ходят сначала за диагностикой, а потом за лечением, а в миграционной сфере все наоборот? Наделать самонадеянно дел, а потом думать, как из этого выбраться, да еще – побыстрее…
Запись на личный прием и консультации:
Офис (секретарь):
(Тел., WhatsApp, Viber, Telegram)
Степанов Роман Олегович:
(Тел., WhatsApp, Viber, Telegram, Signal)
E—mail: office@rostepanov.ru
Стоимость консультации – от 5 000 рублей.
Офис:
Россия, г. Москва, Якиманский пер., д. 6
(Бизнес-центр «Имперский Дом»)
Коллегия адвокатов «Правовой советник»
(ст.м. «Октябрьская»-радиальная, «Полянка»).
! Прием только по предварительной записи.
! Суббота, воскресенье: выходные дни.
Мой официальный видеоблог на портале YouTube:
Мои официальные страницы в социальных сетях:
Telegram-канал «STEPANOV»: https://t.me/vseneprostovrf
Миграционный юрист Степанов Роман Олегович: консультации и ведение дел по всей России.
Перепечатка материалов только с письменного разрешения автора.
Все права защищены. 2007-2022 год.
Оформление гражданства РФ в упрощенном порядке в 2022 году
Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 151-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а” и “в” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные лица имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, и не получили гражданство этих государств.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 134-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а” и “в” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:
(в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 134-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
б) состоят не менее трех лет в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации;
(п. “б” в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 134-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 209-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, – в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;
(п. “г” введен Федеральным законом от 28.06.2009 N 127-ФЗ)
д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, – в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;
(п. “д” введен Федеральным законом от 28.06.2009 N 127-ФЗ)
е) получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование по образовательным программам среднего профессионального образования, программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки, имеющим государственную аккредитацию, или по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее одного года до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 01.05.2016 N 124-ФЗ, от 24.04.2020 N 134-ФЗ, от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
ж) являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности. При этом в указанный период сумма уплаченных такими гражданами и лицами в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 1 миллиона рублей;
(п. “ж” в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 124-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
з) являются инвесторами, чья доля вклада в уставный (складочный) капитал российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица должен составлять не менее 100 миллионов рублей и в указанный период сумма уплаченных таким юридическим лицом в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 6 миллионов рублей;
(п. “з” в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 124-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
и) осуществляют не менее одного года до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства – квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 01.05.2016 N 124-ФЗ, от 03.07.2019 N 165-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
к) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;
(п. “к” введен Федеральным законом от 24.04.2020 N 134-ФЗ)
л) являются гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова или Украины.
(п. “л” введен Федеральным законом от 24.04.2020 N 134-ФЗ)
2.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а” и “в” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.
(часть 2.1 в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 134-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.2. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, временно или постоянно проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом “а” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без соблюдения условия, установленного пунктом “в” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанный гражданин или указанное лицо состоит в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, и имеет в этом браке общих детей.
(часть 2.2 введена Федеральным законом от 24.04.2020 N 134-ФЗ)
3. Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного пунктом “а” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство.
4. Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а”, “в” и “д” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 03.01.2006 N 5-ФЗ, от 01.12.2007 N 296-ФЗ, от 30.12.2008 N 301-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а”, “в” и “д” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 134-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. С заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке ребенка и недееспособного лица, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, вправе обратиться:
а) один из родителей ребенка, имеющий гражданство Российской Федерации, при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;
б) единственный родитель ребенка, имеющий гражданство Российской Федерации;
в) опекун ребенка, его попечитель или опекун недееспособного лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12 и частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве” (далее – Федеральный закон “Об опеке и попечительстве”);
г) руководитель российской организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую под надзор помещен ребенок, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации;
д) руководитель образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной российской организации, в которую под надзор помещено недееспособное лицо, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 11 Федерального закона “Об опеке и попечительстве”.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 209-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. В случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой либо состоят на учете по месту пребывания на территории указанного субъекта Российской Федерации, они вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а”, “в” и “д” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 544-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а”, “в” и “д” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица без гражданства относятся к категориям иностранных граждан и лиц без гражданства, определенным Президентом Российской Федерации в соответствии с частью первой.1 статьи 29 настоящего Федерального закона.
(часть 8 введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 544-ФЗ; в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 134-ФЗ)
Получение гражданства РФ в упрощенном порядке в 2022 году
По актуальной статистике 2019-2020 годов 99% иностранцев претендуют на получение гражданства РФ в упрощенном порядке. Такая процедура проще, не требует соблюдения ряда условий и занимает меньше времени, чем оформление гражданства России в общем порядке.
Однако для того, чтобы стать россиянином по упрощенному алгоритму, переехавшему в Россию лицу необходимо иметь определенные основания. Их перечень был существенно расширен в 2020 году.
Юридическое агентство «Мигрон» https://migron.ru/ — специализированное миграционное агентство для граждан Украины в России. Мы можем вам сделать переводы документов, сдать экзамены, пройти медицинскую комиссию, а также оформить РВП, ВНЖ, НРЯ и гражданство РФ «под ключ» с самого начала и до получения паспорта РФ.
За 7 лет работы мы помогли получить гражданство РФ более 3500 иностранным гражданам.
г. Москва, метро Курская, ул. Земляной вал, дом 7, офис 219.
Телефон: +7 495 118-33-71.
Узнайте, как оформить гражданство РФ на сайте https://migron.ru/.
Кто может получить гражданство РФ по упрощенной системе 2022?
На данный момент существует множество способов получения гражданства РФ в упрощенном порядке.
Существует ряд категорий граждан иностранных государств и лиц без гражданства, которые могут получить резидентство РФ в упрощенном формате. Это, в частности, лица:
- один или оба родителей которых проживают в одном из населенных пунктов страны и являются гражданами РФ (гражданство РФ по родителям);
- имевшие ранее гражданство СССР или проживающие либо проживавшие на территории бывших союзных республик, но при этом не являющиеся гражданами этих государств;
- родившиеся в РСФСР и бывшие граждане Советского Союза при его существовании;
- состоящие в официальном браке с россиянином (россиянкой) не менее 3 лет и проживающие совместно (гражданство РФ по браку);
Обратите внимание: у супруга с российским подданством должна быть постоянная регистрация на территории РФ. В противном случае супруг-иностранец получит отказ в компетентных органах еще на стадии передачи им документов на гражданство.
Соискателю придется предоставить в УВД по месту регистрации свидетельство о рождении детей, свидетельство о браке, удостоверение беженца или ветерана Великой Отечественной войны, диплом, справку с места работы или выписку из трудовой книжки и другие документы – в зависимости от того, по какой причине он претендует на получение гражданства в упрощенном порядке.
В 2020 году упростили получение гражданства РФ
Президент России Владимир Путин подписал закон, упрощающий получение российского гражданства.
В июле 2020 года в Федеральный Закон «О гражданстве РФ» были внесены существенные изменения. Их значительная часть коснулась именно упрощенного порядка получения гражданства РФ. Вот, что изменилось:
- супружеским парам, имеющим общих детей, больше не нужно ожидать три года. Сразу же после рождения ребенка супруг-мигрант может подавать документы на получение российского подданства. Причем делать это можно, минуя этап оформления ВНЖ, на основании действующего РВП;
- для граждан Беларуси, Молдовы, Украины и Казахстана основанием для получения статуса россиянина теперь является ВНЖ, по которому не нужно проживать на территории РФ 5 лет. То есть, претендовать на гражданство можно непосредственно после получения вида на жительство;
- также нет необходимости отказываться от прежнего гражданства. Если в стране, резидентом которой является иностранец, допускается наличие нескольких гражданств, прежнее подданство можно сохранить, получив при этом статус гражданина России. Стоит отметить, что данное новшество не касается лиц, претендующих на подданство России в упрощенном порядке для носителей русского языка. В этом случае от прежнего гражданства придется отказаться;
- нет нужды подтверждать доходы. Тем, кто проходит процедуру в упрощенном порядке, теперь не нужно документально подтверждать доходы или иные факторы стабильности их финансового положения;
- расширена возможность получения подданства для тех, кто имеет совершеннолетних детей-россиян. Теперь сделать это могут не только нетрудоспособные лица, но и все остальные, подходящие по основному условию, например, пенсионеры и инвалиды.
Такие существенные послабления имеют целью привлечение в страну новых, в массе – трудоспособных граждан-налогоплательщиков, а также повышение привлекательности России как места для постоянного узаконенного проживания, работы, учебы, создания семьи.
Получение гражданства РФ в упрощенном порядке 2022
Порядок получения гражданства зависит от способа его приобретения.
Он состоит из 6 последовательных шагов.
- Постановка на миграционный учет и оформление регистрации по месту проживания;
- Получение разрешения на временное проживание;
- Оформление вида на жительство;
- Сбор документов и подача их в миграционную службу МВД без 5-летнего ожидания;
- Принесение присяги;
- Получение гражданского внутреннего паспорта резидента России и оформление постоянной регистрации по месту проживания.
Для иностранцев, состоящих в браке с россиянином/россиянкой и имеющих общего ребенка, лиц, депортированных из Крыма в период существования СССР и их родственников, иностранные военнослужащие, которые проходят службу на территории РФ по контракту, проживающие в России ветераны ВОВ, нетрудоспособные мигранты из бывших союзных республик, которые были зарегистрированы в РФ на 1 июля 2002 года, оформляют статус гражданина, минуя этап получения ВНЖ.
Существуют также категории соискателей, которые могут получить гражданство РФ по упрощенной системе, даже не находясь на территории страны. Это, в частности:
- несовершеннолетние дети родителей-подданных России;
- бывшие граждане Советского Союза, являющиеся на сегодняшний день лицами без гражданства и проживающие в одной из стран, ранее входивших в состав СССР;
- лица, проживающие на территории ДНР/ЛНР.
В первых двух случаях документы на гражданство по упрощенной процедуре подаются в консульство или представительство по месту нахождения, в последнем случае – в местные органы МВД. Оформлять РВП и ВНЖ этим категориям претендентов нет необходимости.
Какие документы для гражданства РФ в упрощенном порядке?
Точный перечень документов зависит от региона.
В разных отделах МВД могут быть разные требования к пакету, однако эти отличия несущественные. В целом список документов для гражданства РФ в упрощенном порядке выглядит следующим образом:
- правильно заполненное заявление в двух экземплярах;
- паспорт и свидетельство о рождении с нотариально заверенным переводом;
- вид на жительство (кроме категорий, которые имеют право оформить подданство на основании РВП либо даже без него);
- отрывные квитки бланка уведомления о подтверждении проживания за весь период нахождения претендента на территории России;
- въездная виза – для мигрантов из государств, с которыми у РФ определен визовый режим;
- подтверждение регистрации и постановки на миграционный учет;
- документы, подтверждающие свободное владение русским языком (кроме мигрантов из Беларуси, получающих подданство на основании гражданства этой страны, несовершеннолетних детей, мужчин старше 65 и женщин старше 60 лет, недееспособных лиц). Это может быть аттестат – если в школе изучался русский, диплом, в котором присутствует данная дисциплина, либо сертификат, полученный после успешного прохождения тестирования в одном из аккредитованных образовательных заведений РФ;
- диплом или иное подтверждение образования, копия трудовой книжки или контракта с работодателем, пенсионное удостоверение для нетрудоспособных лиц, свидетельства о браке и о рождении детей, свидетельство о статусе беженца, удостоверение инвалида ВОВ и другие документы, подтверждающие наличие основания для оформления гражданства России по упрощенной схеме;
- матовые фотографии размером 3х4 в количестве 3 штук;
- квитанцию об уплате государственной пошлины.
Существуют общие требования, о которых лучше знать заранее, чтобы пакет документов инспектор УВД принял с первого раза:
- предъявлять необходимо не только нотариально заверенные копии всех бумаг, но и оригиналы;
- иностранные документы должны получить статус легальных на территории РФ. Для этого в них проставляется апостиль (для стран-участниц Гаагской конвенции) либо в отношении этих документов осуществляется процедура легализации – для всех остальных государств;
- официальные бумаги, заполненные на любом языке кроме русского, подлежат переводу с последующим нотариальным заверением;
- любые изменения, произошедшие после выдачи соискателю свидетельства о рождении или паспорта государства, гражданином которого он являлся или является, подлежат документальному подтверждению. То есть, если в течение жизни будущий россиянин менял имя, фамилию или отчество, нужно приложить к пакету документы, в которых этот факт отражен.
Полезный совет: даже если в списке, который вам выдали в миграционном отделе УВД или миграционном центре, нет того или иного документа, но вы предполагаете, что он может понадобиться, лучше взять его с собой. Это повысит шансы сдать бумаги с первого раза и избежать отказа.
Поскольку закон об упрощенном получении гражданства РФ позволяет рассматривать вопрос на местах, не передавая документы соискателей в президентскую комиссию, срок оформления подданства по такой схеме составляет от 3 до 6 месяцев. Для сравнения: стать россиянином по общему алгоритму получится не ранее, чем через 13 месяцев, не считая проживания по ВНЖ в течении 5 лет. Поэтому при условии соблюдения вышеперечисленных требований у мигранта есть реальная возможность максимум через полгода принять присягу и приступить к оформлению паспорта гражданина России.
В каких случаях можно получить отказ в оформлении гражданства «по упрощенке»?
Отказ в предоставлении гражданства России, даже при наличии оснований для упрощенного оформления, может применяться в отношении лиц:
- находящихся в российском или международном розыске, имеющих судимость либо отбывающих наказание за совершенное ими уголовное преступление;
- уличенных в совершении экстремистских действий;
- демонстрировавших приверженность к насильственному изменению конституционных основ государства;
- принимавших участие в локальных либо международных военных конфликтах на стороне противников РФ;
- проходящих военную службу в вооруженных силах другого государства;
- ранее депортированных и имеющих ограничение на въезд в страну;
- предоставивших при оформлении гражданства сфальсифицированные документы и ложные сведения;
- отказавшихся приносить присягу в установленном порядке.
Следует понимать, что даже если соискатель, которому было отказано в предоставлении подданства по упрощенной схеме, решит действовать в общем порядке, он также получит отказ – вышеприведенные ограничения действуют для обоих алгоритмов.
Негативное решение компетентных органов, однако, не является окончательным. Если причины отказа будут устранены, вопрос о получении претендентом гражданства России может быть рассмотрен повторно. И вероятность того, что в этот раз результат будет позитивным, достаточно высока. Кроме того, если соискатель не согласен с решением миграционных служб, он может обжаловать это решение в судебном порядке.
За помощью и юридической консультацией можете обратиться в Юридическое агентство https://migron.ru/.
Телефон: +7 495 118-33-74.
Получите бесплатную консультацию миграционного юриста. Напишите свой вопрос в форме, и вам перезвонит специалист по миграционному праву и проконсультирует.
Получить российское гражданство станет проще
24 апреля 2020 г. были приняты поправки в ряд положений Закона о гражданстве, упрощающие прием иностранцев и апатридов в гражданство России (Федеральный закон № 134-ФЗ). Изменения вступят в силу 25 июля.
Действительно ли иностранным гражданам и лицам, не имеющим гражданства, станет проще получить российский паспорт, и если да, то насколько?
Что изменилось
Предлагается дать гражданам Украины, Молдовы, Казахстана и Беларуси возможность стать россиянами без проживания нужного срока в РФ, но при наличии действительного вида на жительство
Во-первых, из Закона о гражданстве исключено требование о необходимости отказа от предыдущего гражданства. Полагаю, это одно из самых важных изменений, значительно упрощающих процедуру получения российского гражданства.
Так, многие претенденты на гражданство РФ не имели возможности получить подтверждение отказа – например, если в России отсутствует консульство их страны или оно отказывается официально подтвердить, что гражданин обращался с подобным запросом.
Также ранее у иностранного гражданина был риск стать лицом без гражданства, если гражданства страны исхода его лишали, а в российское принять отказывались. Дело в том, что факт подачи заявления на получение гражданства РФ положительный ответ не гарантирует. При этом в России до сих пор не урегулирован вопрос о предоставлении апатридам документов, удостоверяющих личность.
Кроме того, после внесения изменений в п. «г» ч. 1 ст. 13, предусматривающий обязательный отказ от имеющегося гражданства при подаче документов на российское, Закон о гражданстве перестанет противоречить ст. 62 Конституции РФ, согласно которой гражданин России может иметь двойное гражданство – это относится к основам правового статуса личности в РФ.
Во-вторых, для получения гражданства в упрощенном порядке теперь нет необходимости в течение 5 лет находиться на территории России и подтверждать наличие законного источника средств к существованию для лиц следующих категорий:
- совершеннолетних апатридов, имевших гражданство СССР, которые жили или живут в государствах, входивших в состав Советского Союза, и не получили гражданство этих государств;
- иностранных граждан, состоящих в браке с гражданином РФ, проживающим на территории России, и имеющих общих детей;
- иностранных граждан, у которых хотя бы один из родителей имеет российское гражданство и проживает на территории РФ;
- иных категорий иностранных граждан, указанных в ч. 2 ст. 14 Закона о гражданстве.
В-третьих, граждане Беларуси, Казахстана, Молдовы и Украины, имеющие вид на жительство, согласно новой редакции Закона также могут обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке. Подтверждать срок проживания в России им не требуется.
В-четвертых, иностранцы, окончившие образовательные и научные учреждения в России, должны проработать в нашей стране год (а не три, как ранее), чтобы иметь возможность претендовать на получение гражданства в упрощенном порядке.
В-пятых, иностранцы и апатриды, имеющие вид на жительство в РФ и признанные носителями русского языка в соответствии с установленной процедурой, больше не должны будут соблюдать условие о пятилетнем сроке пребывания на территории России и подтверждать наличие источника средств к существованию. Фактически для этой категории остается только требование о соблюдении Конституции РФ.
Новые ограничения
Изменены правила обращения за гражданством РФ иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства, состоящих в браке с гражданами РФ не менее трех лет. Теперь супруг, имеющий российский паспорт, должен будет подтвердить, что постоянно проживает в России.
Это новое условие, на мой взгляд, на практике может создать сложности. Например, если у супруга – гражданина РФ есть только регистрация по месту пребывания, она не будет засчитана как постоянное проживание независимо от того, сколько времени он прожил в стране.
Также могут возникнуть проблемы у тех супругов – граждан РФ, которые хотя и имеют постоянную регистрацию на территории России, но при этом постоянно проживают за пределами страны. Так, в соответствии с новой нормой (ч. 2.2 ст. 14 Закона о гражданстве) супруг – гражданин РФ должен постоянно проживать на территории России, а супруг-иностранец – постоянно (вид на жительство) или временно (разрешение на временное проживание). Это исключает проживание супругов за пределами России для возможности реализации права супруга-иностранца обратиться за получением российского гражданства. То есть семья фактически должна жить только на территории России.
Решить данную проблему, на мой взгляд, помогло бы исключение указания о требовании постоянного проживания на территории РФ супруга – гражданина РФ как из новой ч. 2.2 ст. 14, так и из измененного п. «б» ч. 2 ст. 14 Закона о гражданстве.
В целом, полагаю, поправки можно оценить положительно – они действительно упрощают процесс получения российского гражданства.
При этом не думаю, что должны быть сняты и оставшиеся в Законе о гражданстве условия (в частности, соблюдение Конституции РФ и законодательства РФ, владение русским языком, получение вида на жительство), предъявляемые к иностранцам, желающим получить российский паспорт.
В заключение отмечу, что вступление в гражданство – шаг, к которому нужно подходить ответственно, и, если соискатели смогут сделать это фактически в уведомительном порядке, понятие гражданской принадлежности, на мой взгляд, может быть обесценено.