Как подтвердить применение УСН?

Как подтвердить, что налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения (УСН)?

1 предоставив Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения форма 26.

Заполнение уведомления по применению УСН для ИП

Документ, удостоверяющий факт ведения деятельности предпринимателей на упрощенке, оформляется в виде письма и выдается по требованию бизнесмена. Далее — зачем необходимо уведомление о применении УСН и где его взять в 2020 году, какой порядок перехода на упрощенный режим для ИП.

  • Что такое и где получить уведомление о применении УСН
  • Образец документа
  • Как получить письмо и заполнить заявление
  • Может ли госорган отказать в выдаче письма
  • Какую налоговую уведомлять о переходе
  • Сроки подачи

Образец документа.

Распространенные ошибки при написании заявления в налоговый орган

Ошибка. При написании заявление в налоговый орган организация не указала свой ИНН и ОГРН.

Необходимая информацияПримечания
Название организацииДостаточно сокращенного названия
ИНН, КПП, ОГРНДостаточно указать ИНН и ОГРН организации. Они нужны для того, чтобы налоговый орган смог идентифицировать налогоплательщика, так как может существовать несколько организаций с одинаковым названием
Полное название налогового органаУзнать полное название можно в самой налоговой или на ее официальном сайте
Ф.И.О. руководителя налогового органаЗаявление адресуется руководителю, поэтому эту информацию необходимо указать
Информация о сотруднике, подписавшем заявление – его должность, Ф.И.О., телефон для связиЭта информация нужна, чтобы понять имеет право этот человек подписывать это заявление или нет. Телефон нужен для оперативной связи с налогоплательщиком
Подпись, печать организацииНеобходимые элементы для любого заявления. Без них заявление не будет считаться официальным документом
Дату письмаОбязательно указывать, потому что срок ответа налоговой инспекции на заявление будет отталкиваться от этой даты
Адрес по месту нахождения организации, либо почтовый адресНеобходимо указать, чтобы в налоговой инспекции знали по какому адресу можно отправить ответ
Исходящий номер письмаНе обязательно указывать, но некоторые налоговые требуют, поэтому лучше указать.

От нее налоговики будут отсчитывать срок ответа.

Выдает ли ФНС какой-либо документ о переходе ИП на УСН?

Заявление на УСН подано и принято несколько лет назад, работаю на УСН уже несколько лет. Сейчас возник вопрос при формировании отчетных документов для заказчика, и в запрошенном пакете документов присутствует позиция “уведомление от ФНС о переходе на УСН”. Предоставил в качестве подтверждения заявление о переходе на УСН с печатью налогового органа, бухгалтер заказчика говорит, что должно быть уведомление. Но документы все хранятся аккуратно, вариант того, что уведомление было получено и утеряно очень маловероятно. Потому возник вопрос – а существует ли такая бумага и действительно ли заявления, принятого ФНС не достаточно?

Ответы юристов ( 1 )

  • 2968 ответов
  • 1018 отзывов

Здравствуйте, Антон! Нет налоговый орган какой-либо документ при уведомлении о переходе (применении) на УСН не выдает. Но если Вам нужен документ подтверждающий применение УСН, Вы вправе направить в налоговый орган письменное обращение, в ответ на который налоговый орган выдает налогоплательщику Информационное письмо, в котором указывается дата подачи налогоплательщиком заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, а также сведения о представлении (непредставлении) им налоговых деклараций в связи с применением УСН за налоговые периоды, в которых налогоплательщик применял УСН.

Вот разъяснения ФНС РФ на данную тему.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 4 июля 2011 г. N ЕД-4-3/10690@
Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос ООО о предоставлении уведомления о переводе ООО на упрощенную систему налогообложения (далее — УСН) и сообщает следующее. В соответствии с п. 4 Приказа ФНС России от 13.04.2010 N ММВ-7-3/182@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения» (далее — Приказ ФНС России N ММВ-7-3/182@) признан утратившим силу Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения».

В этой связи Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения (форма N 26.2-2) налоговыми органами не используется. Порядок применения (перехода на) УСН, установленный гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), предусматривает, что налогоплательщик самостоятельно принимает решение о применении (переходе на) УСН. Заявление о применении налогоплательщиком УСН носит уведомительный характер, и положениями гл. 26.2 Кодекса не предусмотрено принятие налоговым органом каких-либо решений по указанному заявлению. В связи с чем у налогового органа нет оснований для направления налогоплательщику уведомления о возможности или невозможности применения УСН. Приказом ФНС России N ММВ-7-3/182@ утверждены формы документов для применения УСН, в том числе рекомендуемые формы (п. п. 1.1 — 1.3 и п. 1.6 Приказа), которые предназначены для налогоплательщиков. Формы документов для применения УСН, утвержденные вышеуказанным Приказом ФНС России и предназначенные для налоговых органов, обязательны к применению налоговыми органами в порядке, установленном соответствующим правовым актом ФНС России, регламентирующим действия налоговых органов по учету документов, связанных с применением упрощенной системы налогообложения. К указанным документам относится форма N 26.2-7 «Информационное письмо».

Таким образом, если в инспекцию ФНС России поступает письменное обращение налогоплательщика с просьбой подтвердить факт применения им УСН, то налоговый орган выдает налогоплательщику Информационное письмо (форма N 26.2-7 — Приложение N 7 к Приказу ФНС России от 13.04.2010 N ММВ-7-3/182@), в котором указывается дата подачи налогоплательщиком заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, а также сведения о представлении (непредставлении) им налоговых деклараций в связи с применением УСН за налоговые периоды, в которых налогоплательщик применял УСН.

К указанным документам относится форма N 26.

Просить или требовать?

На сегодня налоговое законодательство РФ не предусматривает, что компании и ИП на упрощенной системе налогообложения обязаны показывать своему контрагенту любого вида документы о применении УСН. Таким образом, нет законного правила требовать подобное с упрощенцев.

Понимание этого ставит в ступор неподготовленного к юридическим нюансам налогоплательщика. Тем не менее, можно выразить свою нужду в виде просьбы в письме о применении упрощенной системы налогообложения (образец см. ниже).

Во избежание напряженности в отношениях c применяющими УСН, когда им отправляют пакет документов по сделке одновременно прикладывают туда запрос о разрешении применять упрощенку при подсчете налоговой обязанности. Это лучше, чем ссориться с партнерами.

Это лучше, чем ссориться с партнерами.

Сроки подачи

Срок подачи уведомления напрямую зависит от того, по каким основаниям организация или ИП переходят на УСНО:

  • При первичной постановке на учет ООО или ИП уведомление нужно сдать либо одновременно с общим пакетом документов на регистрацию, либо в течение 30 дней после нее.

Как было сказано выше, если бизнесмен забудет в тридцатидневный срок подать заявление для перехода на упрощенку, то он автоматически будет переведен на общий режим налогообложения, сменить который сможет только в следующем году.

  • Действующая организация или ИП при переходе с иной системы налогообложения или при открытии нового вида деятельности, в отношении которого планируется применение УСНО, должны подать заявление в срок не позднее 31 декабря года, предшествующего тому, с которого будет применяться упрощенка.

Организации, решившие перейти на УСНО, должны подать заявление не ранее 1 октября, так как в указанном документе необходимо отразить сумму доходов за прошедшие 9 месяцев (по состоянию на 1 октября). Для ИП указанное ограничение не действует.

  • При переходе с ЕНВД, если деятельность на вмененке прекращена – заявление подается в срок, не позднее месяца с даты прекращения работы на вмененке.
Читайте также:  Кто может быть признан ограниченно дееспособным

В этом случае ИП или организация начинают применение УСН не с начала года, а с месяца, в котором была прекращена деятельность на ЕНВД

  • При переходе с УСН на иной режим налогообложения необходимо подать уведомление по форме 2-3 в срок до 15 января года, с которого ИП или организация планирует перейти на другую систему налогообложения.

Обратите внимание, что сменить систему налогообложения с УСН на иную, или изменить объект обложения («доходы» или «доходы минус расходы») ИП или организация может только со следующего года, кроме случая потери права на применение УСН в связи с превышением лимита сотрудников или доходов, полученных с начала налогового периода.

В блоке 6 указывается год подачи документа.

В каких случаях необходимо

Применение упрощенного режима обложения налогами для некоторых организаций является весьма выгодным, и на это имеется несколько причинных факторов:

  • возможность снижения налоговой нагрузки и перехода на более щадящие условия, ведь необходимость перечисления объемных платежей отсутствует;
  • шанс у предпринимателя или предприятия на выбор подходящего ему объекта налогообложения, т. к. в качестве базы могут выступать поступления или же выручка за вычетом издержек;
  • отсутствие повышенных налоговых ставок, которые, кроме того, подлежат еще и снижению (при наличии у налогоплательщика права на пользование дотациями),включение стоимости основных средств и нематериальных активов в состав расходных направлений на протяжении года, т. е. происходит это значительно быстрее, нежели на общем режиме;
  • ведение учетных операций в специальной книге, посвященной решению этих вопросов, ее заполнение не требует колоссальных усилий и заверения в налоговой структуре.

Если предпринимателем или организацией было принято решение о переходе на УСН, потребуется предоставление в ИФНС соответствующего уведомления. Сделать это необходимо в срок до 31 декабря. Это подтверждено в п. 7 ст. 6.1 НК РФ.

Уведомить инспектора о смене специального режима нужно в обязательном порядке, иначе возможность его практического применения будет аннулирована.

В общем случае подтверждение факта использования УСН не требуется, закон не содержит сведений об обязательном уведомлении контролирующих органов. Однако в случае необходимости (к примеру, по просьбе контрагента) можно сделать запрос на официальное подтверждение функционирования предпринимателя по УСН.

Что касается взаимных разбирательств с ФНС, необходимо однажды отправить заявление в налоговую службу и удостовериться, что оно было принято. Впоследствии можно быть уверенным в правомерности использования этого режима без необходимости соблюдения дополнительных требований.

Тем не менее, в том, чтобы плательщик подтвердил собственный статус, могут иметь интерес сторонние лица:

  • контрагенты, цель которых – убедиться в том, что партнер именно упрощенец и не вносит плату по НДС;
  • банковские структуры и учреждения, которым в процессе изучения кредитной заявки важно убедиться в платежеспособности потенциального заемщика;
  • инвесторы и партнеры, которые рассматривают вероятность слияния с предпринимателем и ведения совместной предпринимательской деятельности.

Получается, что поводов для обретения этого документа со стороны субъекта хозяйствования может быть предостаточно. Поэтому необходимо владеть информацией о порядке действий, чтобы избежать всевозможных проблем и трудностей с законодательством.

Получается, что поводов для обретения этого документа со стороны субъекта хозяйствования может быть предостаточно.

Подтвердить факт применения УСН можно, подав заявление в налоговую инспекцию

Уведомлением о применении УСН, которые выдавали ранее в налоговых органах (если у вас оно сохранилось).

3. Декларациями по единому налогу при применении УСН, с отметкой налогового органа о приеме (протоколом о приеме — при отправке в электронном виде) или почтовыми описями с отметками Почты России и квитанцией об оплате отправки отчетности в налоговые органы.

4. Информационным сообщением, которое выдает налоговый орган по запросу (по установленной форме в соответствии с приказом ФНС от 02.11.2012 №ММВ-7-3/829@).

ps Конечно, у вас нет такой обязанности, однако принимать решение предоставлять ли такие документы и/или информацию или нет, нужно с учетом ваших взаимоотношений с контрагентом и возможных последствий отказа.

До 2010 года все организации и индивидуальные предприниматели, которые переходили на упрощенную систему налогообложения, получали соответствующее уведомление по форме № 26.2-2, после подачи заявления в ИФНС о переходе на данную систему налогообложения. Однако с 13 апреля 2010 года, в соответствии с приказом ФНС России N ММВ-7-3/182@ данная практика была прекращена.

В настоящее время, указанный выше, приказ ФНС отменен приказом ФНС от 2 ноября 2012 г.

Расходы на командировку.

3. Когда следует уплачивать налог

Налог по итогам года подлежит уплате предпринимателем в бюджет — не позднее 30 апреля следующего года (для организаций установлен иной срок).

В течение года ИП должен платить авансовые платежи — не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Период

Срок

30 апреля следующего года

Если последний день срока уплаты налога (авансового платежа) приходится на выходной и (или) нерабочий праздничный день, перечислить налог (авансовый платеж) нужно не позднее чем в ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Нанятых работников не имеет.

Контрагент требует справку из налоговой о применении УСН

Возникла конфликтная ситуация с контрагентом Мы на УСН и выставляем документы без НДС. Но наш покупатель требует справку из инспекции, что мы имеем право применять спецрежим. А у нас только заявление о переходе на упрощенку с отметкой налоговой. Контрагента это не устраивает. В инспекции нам сказали, что они не дают какие-либо справки на этот счет. Правы ли налоговики?

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Налоговый кодекс РФ (НК РФ);
  • Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 19.09.2002 г. № ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения»;
  • Приказ Федеральной налоговой службы от 13.04.2010 г. № ММВ-7-3/182@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения»;
  • Приказ ФНС России от 02.11.2012 г. № ММВ-7-3/829@;
  • Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.08.2011 г. по делу № А12-23585/2010.

Исходя из предоставленной информации, считаем необходимым сообщить следующее.

Действующее налоговое законодательство Российской Федерации предусматривает несколько налоговых режимов. Наряду с общим налоговым режимом, в рамках которого подлежат уплате налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на прибыль, существуют и другие режимы. К специальным налоговым режимам относятся система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, патентная система налогообложения.

В соответствии со ст. 346.11. НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, НДС не уплачивают за исключением случаев, указанных в законе. Требования к налогоплательщикам и ограничения для налогоплательщиков установлены в статьях 346.12. и 346.13. НК РФ.

Читайте также:  Доказываем в суде факт получения черной зарплаты

В соответствии со ст. 346.13. НК РФ переход на упрощенную систему налогообложения носит уведомительный характер, что означает, что для перехода на упрощенную систему налогообложения организация или индивидуальный предприниматель, изъявившие такое желание и удовлетворяющие требованиям для перехода на упрощенную систему налогообложения, должны в определенный срок уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя. Никакого разрешения на применение упрощенной системы налогообложения не требуется. Налоговая инспекция не может отказать налогоплательщику в переходе на упрощенную систему налогообложения, на что указал Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 09.08.2011 г. по делу № А12-23585/2010.

Рекомендуемая форма уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения утверждена приказом Федеральной налоговой службы России от 02.11.2012 г. № ММВ-7-3/829@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения». Указанным приказом также утверждена форма № 26.2-7 Информационное письмо, в котором налоговый орган в ответ на запрос налогоплательщика сообщает, подавал или нет налогоплательщик заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения или нет, предоставлял налогоплательщик декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, или нет. Налогоплательщик не обязан запрашивать, получать или иметь указанное письмо. Достаточным подтверждением того, что налогоплательщик находится на упрощенной системе налогообложения, является заявление налогоплательщика о переходе на упрощенную систему налогообложения с отметкой налогового органа в принятии или с приложением почтового документа об отправке уведомления в налоговую инспекцию. Информационное письмо – лишь дополнительное подтверждение факта направления налогоплательщиком уведомления в инспекцию. Возможно, Ваш контрагент имеет в виду эту «справку».

Налоговый орган также не прав, отказывая в даче разъяснений. Согласно ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение от налоговых органов бесплатной информации о действующем законодательстве о налогах и сборах, действующих подзаконных актах в указанной сфере, право на разъяснения в области своих прав и обязанностей и в области полномочий налоговых органов и должностных лиц. В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в т.ч. письменно) налогоплательщика о различных вопросах, относящихся к действующему законодательству о налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщика, полномочиях налоговых органов. Согласно ст. 111 НК РФ выполнение организацией или индивидуальным предпринимателем письменных разъяснений налогового органа исключает ответственность налогоплательщика за налоговые правонарушения, явившиеся следствием исполнения разъяснений налогового органа. Право разъяснять налоговое законодательство предоставлено также Министерству финансов РФ.

Налоговый орган, безусловно, не прав, отказывая в консультации. Налоговый кодекс предоставляет налогоплательщикам право на получение бесплатных разъяснений налогового законодательства. Указанному праву коррелирует обязанность налоговых органов разъяснять налогоплательщикам (гражданам и организациям) положения законодательства о налогах и сборах, предоставлять формы деклараций и разъяснять порядок их заполнения.

В отношении документов, которые один контрагент должен предоставить другому, требования у разных участников хозяйственного оборота совершенно разные. Некоторые требуют предоставить минимум документов, другие составляют длинные перечни, в которые включают, в том числе, несуществующие документы. Побудить контрагента не требовать какой-либо документ и заключить договор и работать без указанного документа в подавляющем большинстве случаев невозможно. Таким образом, в отношениях с контрагентами возможны три пути. Первый – это предоставить все документы, которые затребовал контрагент, второй – это убедить контрагента сократить список требуемых документов, найдя консенсус, третий путь – отказаться от сотрудничества с таким контрагентом.

В рассматриваемом случае необходимо уточнить, что именно контрагент имеет в виду под «справкой». Если речь идет об информационном письме налогового органа, ссылка на форму которого дана выше, т.е. о таком письме, в котором налоговый орган подтверждает, что налогоплательщик предоставил в налоговый орган уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, то, возможно, имеет смысл подать в налоговую инспекцию запрос в свободной форме о выдаче такого информационного письма. Если же контрагент твердо настаивает на предъявлении уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения, то стоит учитывать, что налоговые инспекции ранее выдавали уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения № 26.2.- 2 на основании приказа Министерства РФ по налогам и сборам от 19.09.2002 г. № ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения», который был отменен приказом Федеральной налоговой службы от 13.04.2010 г. № ММВ-7-3/182@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения» (в настоящее время не действует) и с момента принятия указанного последним приказа уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения налоговыми органами не выдаются, т.к. не предусмотрены действующими приказами.

Хотите получить юридическую консультацию по Вашему вопросу? Позвоните мне сейчас!

Если речь идет об информационном письме налогового органа, ссылка на форму которого дана выше, т.

Информационное письмо от ФНС по форме 26.2-7

Письмом, составленным по форме 26.2-7 (Приказ ФНС России №ММВ-7-3/829@от 02.11.2012), налоговый орган подтверждает право применения организацией или ИП упрощенной системы налогообложения. Такое письмо свидетельствует о том, что налогоплательщик подавал заявление о переходе на УСН и представлял налоговые декларации по УСН. В письме может и не быть информации о представленных декларациях, так как иногда на момент составления информационного письма момент сдачи декларации может еще не наступить. Для получения данного письма, компания или ИП на УСН направляют в ФНС запрос о подтверждении факта применения данного налогового режима.

Важно! Информационное письмо (форма 26.2-7) либо его заверенная копия может являться подтверждением того, компания применяет упрощенный налоговый режим.

2-7 Приказ ФНС России ММВ-7-3 829 от 02.

Сроки подачи уведомления

Для регистрируемых ИП или ООО уведомление может быть подано:

  • сразу вместе с остальными документами при их подаче;
  • в течение 30 дней с момента регистрации ИП или ООО.

Для уже существующих ИП или ООО уведомление может быть подано:

  • при добровольном переходе с другой системы налогообложения (или открытии нового вида деятельности, в отношении которого планируется применение УСН) – с 1 октября по 31 декабря (тогда применять УСН можно с 1 января).

Обратите внимание.

Форма 26.2-2 “Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения”

При несоблюдении критериев, установленных п. п. 3 и 4 ст. 346.12 НК РФ, а также п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ, налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

Согласно п. 5 ст. 346.13 НК РФ в этом случае налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода.

Теперь для этих целей предусмотрена рекомендуемая форма 26.2-2 “Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения”. В принципе она повторяет свою предшественницу с той только разницей, что добавлен п. 3 ст. 346.14 НК РФ в качестве требования, при несоответствии которому “упрощенец” обязан перейти на иной режим налогообложения.

Читайте также:  Обжаловать отказ пенсионного фонда

Пункт 3 ст. 346.14 НК РФ устанавливает объект налогообложения для налогоплательщиков, являющихся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом: они применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Если “упрощенец” становится участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом и применяет объект налогообложения “доходы минус расходы”, никаких проблем не возникает. “Упрощенец”, являющийся участником договора простого товарищества, при соблюдении всех условий, установленных гл. 26.2 НК РФ, вправе применять упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов (Письмо Минфина России от 15.06.2009 N 03-11-09/212).

Проблема возникает в том случае, если “упрощенец” применяет объект налогообложения “доходы” и становится участником договора простого товарищества. По мнению финансистов, если налогоплательщик упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов стал в течение налогового периода участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, на основании положений п. 4 ст. 346.13 НК РФ он считается утратившим право на применение данного спецрежима с начала того квартала, в котором допущено несоответствие указанным требованиям. Согласно п. 2 ст. 346.14 НК РФ объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

Право изменять в течение налогового периода объект налогообложения “доходы” на объект “доходы, уменьшенные на величину расходов” в связи с заключением налогоплательщиком договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) гл. 26.2 НК РФ не предусматривает (Письмо Минфина России от 11.06.2009 N 03-11-09/206).

2-2 Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения.

Упрощенная система налогообложения

УСН называется упрощенной по сравнению с общей системой налогообложения ОСН.

«Упрощенка» без уведомления невозможна

В такой ситуации применение упрощенной системы неправомерно. Дело в том, что в НК РФ установлен прямой запрет на применение УСН без подачи уведомления. В соответствии с подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему организации и ИП, не уведомившие о переходе на этот спецрежим в сроки, установленные п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ. Напомним, что согласно п. 1 ст. 346.13 НК РФ организации и ИП, изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту своего нахождения (жительства) не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего году, начиная с которого они переходят на УСН. А пунктом 2 ст. 346.13 НК РФ установлено, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный ИП вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе. В этом случае организация и ИП признаются налогоплательщиками, применяющими «упрощенку», с даты постановки их на учет в налоговом органе.

От ответственности за неподачу уведомления в данной ситуации не спасет даже принятие налоговым органом налоговой декларации по УСН. Ведь в силу абз. 3 п. 2 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии поданной налогоплательщиком налоговой декларации. Поэтому само по себе принятие налоговиками декларации не означает признания ими факта применения налогоплательщиком УСН. Такой вывод подтверждается постановлением АС Северо-Западного округа от 26.05.2016 по делу № А26-6841/2015 (Определением Верховного суда РФ от 20.09.2016 № 307-КГ16-11322 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам).

Однако, если налоговая инспекция не прос­то приняла декларацию, а проводила какую-то работу с задолженностью налогоплательщика по налогу в рамках УСН, тут признание инспекцией права налогоплательщика на применение УСН налицо. Так считает АС Мос­ковского округа. В его постановлении от 29.11.2016 по делу № А41-92205/2015 рассмотрена следующая ситуация.

Бизнесмен 17 апреля 2015 г. представил в налоговый орган декларацию по УСН за 2014 г. Инспекция письмом сообщила предпринимателю о том, что представленная им декларация остается без исполнения в связи с тем, что им не подано заявление о переходе на УСН.

24 августа 2015 г. предприниматель представил в инспекцию уведомление о переходе на УСН с 1 января 2014 г. и запрос о подтверждении факта применения УСН. В ответ инспекцией было направлено сообщение о нарушении сроков уведомления о переходе на УСН, а также уведомление о непредставлении отчетности по НДС и НДФЛ. Инспекцией было принято решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.

Одновременно с этим налоговой инспекцией была выявлена недоимка по авансовым платежам по УСН по сроку уплаты 25 июля и 27 октября 2014 г., а также по уплате налога по сроку уплаты 30 октября 2015 г., в связи с чем в адрес заявителя были выставлены требования об уплате налога, пеней, штрафа.

Предприниматель обратился в суд и выиграл дело в трех инстанциях.

При вынесении решения суды исходили из того, что отсутствие заявления налогоплательщика о переходе на УСН при наличии обстоятельств, свидетельствую­щих о применении данной системы налогоплательщиком и признании данного факта налоговым органом, не влечет запрета в применении спорной системы налогообложения.

Согласно подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на этот спецрежим в сроки, установленные п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 346.13 НК РФ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН.

Суды установили, что предпринимателем нарушен срок направления уведомления о переходе на УСН на 2014 г. Однако налоговым органом фактически признан факт применения заяви­телем УСН, поскольку инспекцией выявлена недоимка по авансовым платежам по УСН по сроку уплаты 25 ­июля и 27 ­октября 2014 г., а также по уплате налога по сроку уплаты 30 октября 2015 г., в связи с чем в адрес заявителя выставлены требования об уплате налога, пеней, штрафа.

Кроме того, уведомление о непредставлении отчетности по НДС и НДФЛ, решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке приняты 25 августа 2015 г., то есть после выставления требований об уплате УСН, вынесения решений о взыскании налога на счетах налогоплательщика в банке и списании налога.

Таким образом, суды пришли к выводу, что инспекция признала фактическое применение заявителем упрощенной сис­темы налогообложения, в противном случае при вынесении указанных решения и уведомления налоговым органом должны были быть отменены требования и решения об уплате и взыс­кании налога по УСН и возвращены денежные средства заявителю.

предприниматель представил в инспекцию уведомление о переходе на УСН с 1 января 2014 г.

Добавить комментарий