Статьи раздела Аффилированные лица

Комментарий к статье 53 2 ГК

В последнее время (особенно после поручений Председателя Правительства РФ в декабре 2011 и марте 2012 года) широко используется мудреный термин аффилированный, аффилированное лицо, бенефициар. А что же оно означает?

Статья 53 2 ГК содержит отсылочную (бланкетную) норму, включающую в себя только гипотезу, т.е. указание на условия, в которых она действует. Целью данной нормы является легализация использования понятия “аффилированность”. ГК не раскрывает ни признаков, ни критериев аффилированности, адресуя участников правовых отношений к закону, не поименованному в ГК.

До введения статьи 53 2 ГК понятие аффилированных лиц содержалось в статье 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, согласно которому аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Аффилированный (от англ. аffiliation — соединение, связь) — дочерний; соединенный, связанный.

Такое же по смысловое значение дано этому понятию в статье 53 2 ГК.

Следовательно, аффилированные лица – физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

В случаях, если ГК или другой закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированности), наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом.

Аффилированными лицами юридического лица являются:

член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;

лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;

лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Если организация является участником финансово-промышленной группы, к ее аффилированным лицам также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы.

Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Эта новелла ГК РФ является важной, т.к. устанавливает единое регулирование юридической связанности лиц: аффилированности и контролирующего лица.

Согласно статье 53 2 ГК наличие аффилированности определяется как юридическими признаками, так и фактическими обстоятельствами, что по мнению законодателя должно препятствовать злоупотреблениям в соответствующих сферах.

Правовое регулирование отношений аффилированности в зависимости от отрасли права и законодательства включает в себя особый порядок совершения сделок (например, сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, и сделки по поглощению в акционерном законодательстве), информационные отношения (например, раскрытие информации об аффилированности, направление документов при совершении сделок между формально равными субъектами в федеральные органы исполнительной власти), особый порядок учета и отчетности (бухгалтерской, налоговой и т.п.), исчисления и уплаты налогов, отношения ответственности и др.

1 Федерального закона О защите конкуренции содержатся лишь запреты на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов, на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.

Статьи раздела Аффилированные лица

Введите ваш e-mail:

В статье приведен перечень взаимозависимых лиц.

Понятие «аффилированные лица» в системе законодательства Российской Федерации и проблемы его применения

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 07.06.2018 2018-06-07

Статья просмотрена: 2462 раза

135-ФЗ О защите конкуренции , аффилированные лица упоминаются лишь в ст.

Аффилированные лица и компании

Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант

Понятие «аффилированные лица» появилось относительно недавно, и уже успело приобрести негативный подтекст. Неудивительно, ведь его очень часто можно встретить в текстах, где речь идет о коррупции, выводе активов, фиктивных сделках, незаконной оптимизации налогов и т.д.

Аффилированные лица – это все лица, которые могут влиять на управленческие решения, принимаемые компанией. Речь идет о заключении крупных сделок, принятии решений об изменении структуры управления бизнесом, стратегии развития компании и т.п.

Давайте разберемся, кто они – аффилированные лица и компании, и как избежать негативных последствий, с ними связанных.

Согласно статье 4 Закона О конкуренции под аффилированными лицами понимаются те компании или сотрудники а также представители той же группы , в том числе родственной , которые могут влиять на деятельность организации и принимаемые ее руководящим составом стратегические решения.

Какая предусмотрена ответственность для аффилированных лиц?

После того как физические и юридические лица получают друг от друга зависимость, они приобретают соответствующие права и обязанности. Стороны должны проводить различные сделки на основании определенного регламента.

Коммерческие компании, с которыми контактируют в своей работе банки, должны быть проинформированы об аффилированности.

После получения от сделок прибыли, начисления и выплаты налогов можно ожидать дополнительных проверок со стороны контролирующих органов.

Законодательство предусматривает несколько видов ответственности для аффилированных лиц. В первую очередь это гражданско-правовая ответственность, которая наступает при несоблюдении норм законодательства в процессе совершения сделок.

В случае искусственного завышения цен или их занижения можно ожидать налоговой ответственности. Если банк несвоевременно предоставит список взаимозависимых лиц, или если это список будет неполным, это влечет за собой административную санкцию.

Напрямую права и обязанности аффилированных лиц законодательством не установлены. Они непосредственно зависят от положения АЛ в группе и от отношений с иными участниками экономических процессов.

Во время коммерческих отношений с другими юридическими или физическими лицами банки должны соблюдать требования норм антикоррупционного законодательства.

В законах об отдельных коммерческих компаниях содержится состав заинтересованных лиц, относящихся к аффилированным.

Аффилированность. Ответственность аффилированной компании

Термин «аффилированность» произошел от английского «affiliate» – «филиал», «отделение», «компаньон», «присоединенный» и обозначает способность оказания процедур влияния на деятельность различных лиц (физических/юридических), осуществляющих предпринимательство.

Источниками права, регулирующими данное понятие, являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 08.02.1998 № 14ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Общий смысл, который вложен законодательными нормами в понятие аффилированности, заключается в наличии взаимоотношений между субъектами хозяйствования, основанных на разных формах и проявлениях экономической зависимости – имущественных, договорных, организационных и родственных.

Фактор аффилированности, исходя из понимания законодательных норм – это способность одного из участников хозяйственных связей воздействовать в одностороннем порядке либо влиять на другого.

Нередки такие ситуации, когда два участника сделки, выступающие обособленными друг от друга объектами, на деле являются связанными, взаимозависимыми, что может оказать свое влияние на результат сделки и обернуться отрицательными последствиями для других ее участников.

Один из наиболее часто встречаемых признаков аффилированности – близкие связи, когда родственники или друзья выступают представителями, выгодоприобретателями или посредниками; являются владельцами значительной доли акций юридического лица, которое получит прибыль в результате совершения сделки; находятся на руководящей должности в организации, являющейся конечным получателем дохода со сделки.

Аффилированные участники вправе вести совместную экономическую деятельность, но не должны выходить за рамки антимонопольных норм и требований антикоррупционного законодательства, скрывать факт своей связи от партнеров, что поможет последним своевременно определить риски при заключении сделки.

В этой связи при проведении аукционов в Российской Федерации обязательны проверки их участников на аффилированность. Закон устанавливает ряд ограничений по закупкам и для участников комиссии, чтобы исключить их заинтересованность в результате проводимых торгов.

При наличии подозрений относительно добросовестности участников торгов необходимо проследить всю цепочку выгодоприобретателей. Если выявлен факт заинтересованности, собраны необходимые доказательства, то по решению суда сделка может быть признана недействительной.

Наиболее характерными нарушениями закона являются: неэффективное расходование бюджетных средств; нарушения при проведении конкурсов (аукционов) и отборе исполнителей работ; злоупотребления должностными полномочиями со стороны должностных лиц в процессе подготовки, заключения и реализации контрактов.

Прокурорами в рамках проведения соответствующих мероприятий, направленных на выявление и устранение коррупционных проявлений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предупреждение и пресечение «откатов», устанавливаются факты аффилированности при заключении и выполнении контрактов (у служащего имелся личный интерес при подготовке технического задания и дальнейшая возможность предоставить информацию о проводимой закупке аффилированному лицу, которое впоследствии признано победителем конкурса; порядок уведомления о наличии признаков конфликта интересов служащим не соблюден).

Читайте также:  Расчет пени по 395 гк рф формула

Аффилированными участниками сделок допускаются нарушения порядка заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на сумму закупок до 100 тысяч рублей, предметом исполнения по которому фактически являются работы, по своей сути образующие единую закупку, цена которой превышает 100 тыс. руб., в связи с чем, такая закупка подлежала осуществлению конкурентным способом.

Имеют место случаи заключения дополнительных соглашений об изменении сроков исполнения работ при отсутствии объективных причин, препятствовавших своевременному исполнению контрактов. Несвоевременное принятие мер по предъявлению и взысканию с поставщиков (исполнителей, подрядчиков) штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств, несвоевременное размещение информации о начисленных неустойках (штрафах, пенях) свидетельствуют о несоблюдении принципа открытости и прозрачности, непрофессионализме заказчика, не обеспечивающего исполнение требований действующего законодательства при осуществлении закупок.

Допускаются факты заключения договоров на поставку товаров, работ, услуг неконкурентным способом, в нарушение порядка проведения электронного аукциона в случаях, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.

Сферы, в наибольшей степени подверженные подобным правонарушениям, – строительство, информационные технологии, оборонный заказ, а также проведение социальных проектов, закупка медикаментов и медоборудования. Эти же сферы являются наиболее финансируемыми государством.

Наряду с этим, лицо может быть привлечено к ответственности за нарушения порядка информирования об аффилированности:

за непредоставление информации, в том числе в требуемый срок. Если обществу с ограниченной ответственностью, хозяйствующим субъектам, предприятиям нанесен ущерб по вине аффилированного лица, он должен быть возмещен виновником в полном объеме. Возмещаются как собственно ущерб, так и упущенная выгода;

за отсутствие списка аффилированных лиц либо ненадлежащее его ведение предусмотрена административная ответственность по статье 13.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкция по которой предусматривает назначение наказания в виде штрафа в размере от 200 до 300 тысяч рублей;

за нарушение требований о сделках с заинтересованностью. Если информация об аффилированности лица не внесена в соответствующий список, не опубликована или преднамеренно утаивается, это может стать поводом для отмены сделки, в которой не проведена специальная процедура одобрения;

за нарушение порядка ценообразования. Продажи товаров или услуг между взаимозависимыми лицами всегда привлекают пристальное внимание контролирующих, в том числе налоговых органов. Аффилированное лицо имеет все возможности повлиять на то, чтобы цена была значительно снижена или, наоборот, увеличена по сравнению с рыночной. Поэтому подобные сделки подвергаются дополнительным проверкам, и в случае выявления нарушений на аффилированное лицо накладываются штрафы, пропорциональные недоплаченным/переплаченным в процессе сделки суммам;

за вывод активов из аффилированных компаний с целью их преднамеренного банкротства. Выявляют подобные нарушения преимущественно налоговые органы, которые вправе взыскать с новой компании долги по налогам, числящиеся за аффилированной фирмой.

Чем опасна такая взаимозависимость для экономики, государства?

Нарушения законодательства создают условия для злоупотребления полномочиями при их осуществлении, формируют предпосылки для развития коррупциогенных факторов, недобросовестной конкуренции, препятствуют обеспечению добросовестности, открытости и объективности в наиболее активной сфере экономики – сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

В связи с этим организация надзорной деятельности органов прокуратуры основывается на сборе информации о состоянии законности, проведении проверок, последующем контроле за исполнением всех требований прокурора об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих их совершению.

Учитывая комплексный характер коррупционных проявлений в государственном и муниципальном управлении, затрагивающих различные сферы законодательного регулирования (бюджетного, антимонопольного, о закупках и др.), высокую латентность и неочевидность правонарушений и преступлений, вызванных недобросовестностью аффилированных лиц, проверки проводятся в тесном взаимодействии с правоохранительными органами.

МАРИНА КРАСИЛЬНИКОВА, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ ПРОКУРАТУРЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 01 (207) дата выхода от 20.01.2020.

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

Несвоевременное принятие мер по предъявлению и взысканию с поставщиков исполнителей, подрядчиков штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств, несвоевременное размещение информации о начисленных неустойках штрафах, пенях свидетельствуют о несоблюдении принципа открытости и прозрачности, непрофессионализме заказчика, не обеспечивающего исполнение требований действующего законодательства при осуществлении закупок.

Информация об аффилированных лицах. ПБУ 11/2000

Автор: И.В. Перелетова, генеральный директор ЗАО «Консалтинговая группа «Зеркало»

Опубликован: Журнал «Консультант Бухгалтера»

Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000, утверждено приказом Минфина РФ от 13.01.2000г. № 5н. Указанное положение применяется, начиная с бухгалтерской отчетности за 2000 г .

В данном документе Минфин установил порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности акционерных обществ информации об аффилированных лицах. Нормами указанного документа необходимо руководствоваться акционерным обществам и при составлении сводной отчетности (при наличии дочерних и зависимых обществ).

В п.4 ПБУ 11/2000 указано, что под аффилированными лицами понимаются юридические и физические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц в соответствии с Законом Российской Федерации от 22 марта 1991 г . N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”

В статье 4 закона № 948-1 от 22.03.1991г. уточнено понятие аффилированных лиц юридического и физического лица.

К аффилированным лицам юридического лица закон относит в частности:

– членов совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления общества, членов коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа в обществе;

– лиц, принадлежащих к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;

– лиц, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица;

– юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица.

Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

– лица, принадлежащие к той же группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

– юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица.

Согласно п.1 и п.6 ПБУ 11/2000 в пояснительной записке акционерных обществ должна содержаться информация об аффилированных лицах.

К информации об аффилированных лицах в бухгалтерской отчетности согласно п.5 ПБУ 11/2000 относятся данные об операциях между аффилированными лицами.

Информация об аффилированных лицах раскрывается в бухгалтерской отчетности организации в случае, если:

– другая организация или физическое лицо контролирует или оказывает значительное влияние на организацию;

– организация контролирует или оказывает значительное влияние на другую организацию;

– организации контролируются (непосредственно или через третьи лица) одним и тем же юридическим или физическим лицом (одной и той же группой лиц).

Таким образом для признания необходимости раскрытия информации в бухгалтерской отчетности организации об операциях с другими юридическими или физическими лицами, как с аффилированными, необходимо, чтобы эти лица контролировали или оказывали значительное влияние на организацию или чтобы организация контролировала или оказывала значительное влияние на этих лиц.

Организация или физическое лицо контролирует другую организацию, если имеет право:

– распоряжаться (непосредственно или через свои дочерние общества) более чем 50% голосующих акций АО или более чем 50% уставного (складочного) капитала ООО;

– распоряжаться (непосредственно или через свои дочерние общества) более чем 20% голосующих акций АО или более чем 20% уставного (складочного) капитала ООО и имеет возможность определять решения, принимаемые в этих обществах.

Организация или физическое лицо оказывает значительное влияние на другую организацию, когда имеет возможность участвовать в принятии решений другой организацией, но не контролирует ее.

Таким образом, можно сделать вывод, что для целей ПБУ 11/2000 под аффилированным лицом следует понимать юридическое или физическое лицо, которое имеет возможность контролировать или оказывать значительное влияние на деятельность данного юридического или физического лица. Соответственно к аффилированным лицам относится также юридическое (физическое) лицо, деятельность которого контролируется данной организацией или на которое данная организация может оказывать значительное влияние.

Читайте также:  Ипотечный калькулятор с материнским капиталом 2020

В бухгалтерской отчетности организации раскрывается информация об операциях отчетного периода между организацией и аффилированными лицами.

В пункте 5 Положения ПБУ 11/2000 установлено, что операцией между организацией и аффилированным лицом считается любая операция по передаче каких-либо активов или обязательств. В частности, к операциям с аффилированными лицами относятся: приобретение и продажа товаров, работ, услуг, основных средств и других активов; аренда имущества и предоставление имущества в аренду; финансовые операции, включая предоставление займов и участие в уставных (складочных) капиталах других организаций; предоставление и получение гарантий, залогов и др.

Кроме того, если организация контролирует другую организацию, или организации контролируются непосредственно (или через третьи организации) одним и тем же юридическим или одним и тем же физическим лицом (одной и той же группой лиц), то характер отношений между ними также подлежит описанию в бухгалтерской отчетности независимо от того, имели ли место в отчетном периоде операции между ними.

Одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении (пп. в) п.4 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина РФ № 34н от 29.07.1998г.).

В соответствии с п.1 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина РФ от 22.07.2003г. № 67н, бухгалтерская отчетность организации должна формировать у пользователей полное и достоверное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Можно предположить, что наличие операций с аффилированными лицами в отчетном периоде может оказать существенное влияние на финансовое положение и результаты деятельности организации.

Нередко условия договоров между аффилированными лицами существенно отличаются от условий аналогичных договоров, заключенных с независимыми контрагентами. Кроме того, аффилированная компания может оказать влияние на зависимое лицо, запретив последнему заключать сделки с определенными поставщиками или покупателями. Поэтому при подготовке годовой бухгалтерской отчетности раскрытию информации об аффилированных лицах необходимо уделять должное внимание.

Кроме того, гражданское законодательство предписывает акционерным обществам хранить списки аффилированных лиц (п.1 ст.89 закона № 208-ФЗ от 26.12.1995г. «Об акционерных обществах»).

Если в отчетном периоде осуществлялись операции с аффилированными лицами, то согласно п.12 ПБУ 11/2000 в бухгалтерской отчетности по каждому из них должна быть раскрыта как минимум следующая информация:

– характер отношений между аффилированными лицами (осуществление контроля или оказание значительного влияния);

– объем операций каждого вида (в абсолютном или относительном выражении);

– стоимостные показатели по не завершенным на конец отчетного периода операциям;

– использованные методы определения цен по каждому виду операций.

Информация об аффилированных лицах включается в пояснительную записку в виде отдельного раздела.

Порядок раскрытия информации об аффилированных лицах в ПБУ 11/2000 четко не регламентирован. Можно предложить следующий алгоритм подготовки информации для раскрытия в отчетности:

составляется перечень (список) аффилированных лиц;

перечень (список) разбивается на две группы: организации и физические лица, которые контролируют или оказывают значительное влияние на данную организацию и организации и физические лица, которые контролируются или на которые оказывается значительное влияние данной организацией;

подготовка сведений об имевших место в отчетном периоде операциях с аффилированными лицами (с указанием всех характеристик операции, изложенных в п.12 ПБУ 11/2000), а в случае осуществления контроля – сведения о характере отношений между аффилированными лицами.

Информация об аффилированных лицах должна быть изложена ясно и полно с тем, чтобы заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности были понятны характер и содержание отношений и операций с аффилированными лицами.

– лица, принадлежащие к той же группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;.

АФФИЛИРОВАННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

В российском законодательстве термин «Аффилированность» впервые появился в Федеральном законе «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. Однако определения аффилированных лиц закон не дал, сделав отсылку на антимонопольное законодательство. И лишь 06.05.1998 г. в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» были внесены соответствующие изменения.

В статье 4 Закона о конкуренции указано, что аффилированные лица – это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Аффилированными лицами юридического лица являются:

член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа; собственники данного юридического лица; лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица; и т.д.

Перечень лиц, признаваемых аффилированными, достаточно широк. Расширяется он за счет понятия “группы лиц”. Определение группы лиц также дается в статье 4 указанного Закона: группа лиц – группа юридических и (или) физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько следующих условий:

– лица совместно в результате соглашения (согласованных действий) имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами от общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

– далее см.закон «О конкуренции»

Таким образом, необходимым признаком аффилированного лица является наличие отношений зависимости между физическим или юридическим лицом и его аффилированным лицом. Причем эти отношения могут быть имущественными, договорными, организационными, родственными.

Проект ГК РФ предлагает ввести статью 53.2 «Аффилированность», в которой предусмотрены случаи, когда лица признаются аффилированными. Но при этом этот перечень не является закрытым: проект ГК позволяет признать наличие аффилированности между лицами, несмотря на отсутствие оснований, указанных в пункте 2 статьи 53.2 ГК РФ. Для этого нужно доказать, что эти лица получили фактическую возможность влиять на юридическое лицо в результате их согласованных действий (п. 4 ст. 53.2 ГК РФ в редакции проекта).

Эта новелла Проекта ГК РФ является важной, т.к. устанавливает единое регулирование юридической связанности лиц: аффилированности и контролирующего лица.

Предусмотрена также возможность признания судом аффилированности между лицами, несмотря на отсутствие перечисленных оснований, в случае, если будет доказано, что эти лица получили фактическую возможность влиять на юридическое лицо в результате их согласованных действий.

Арбитражный суд Москвы признал, что ЗАО “Связной”, заявившее о своем банкротстве, было аффилировано со структурами одноименной группы – крупнейшего сотового ритейлера. Это может помочь выявить зависимость ЗАО от группы и привлечь ее к субсидиарной ответственности по долгам, размер которых превышает 4,2 млрд руб.

Суд признал, что ЗАО “Связной” было аффилировано с ЗАО “Связной МР”.

А учредителем и генеральным директором ЗАО “Связной” в 2004-2006 годах был Максим Ноготков, совладелец ЗАО “Группа компаний “Связной”” (головная компания холдинга, вторым учредителем которой является компания “Пейтагон Файненс Лтд”, зарегистрированная на Британских Виргинских островах).

Аффилированность может учитываться при привлечении головной компании к субсидиарной ответственности, и при оспаривании арбитражным управляющим сделок, совершенных компанией в преддверии банкротства с целью вывода активов. Для привлечения головной компании к субсидиарной ответственности, констатация аффилированности недостаточна – надо доказать подконтрольность компании-должника, которой давались обязательные указания, приведшие к банкротству. “Аффилированность может служить отправной точкой для дальнейшего разбирательства”,- полагает господин Узойкин.

В Проект включены правила об аффилированности, которые должны не просто заменить соответствующие правила, но и существенно их модернизировать.

Согласно статье 53.2 ГК наличие аффилированности определяется как юридическими признаками, так и фактическими обстоятельствами, что по мнению законодателя должно препятствовать злоупотреблениям в соответствующих сферах.

15 мая 2012 года состоялись парламентские слушания Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству по вопросу проекта изменений ГК РФ. Так, А.Н. Шохин (Президент Российского союза промышленников и предпринимателей) и П.Н. Завальный (заместитель председателя Комитета ГД ФС РФ по энергетике) высказались против нового понятия аффилированности. Предлагаю цитаты.

А.Н. Шохин: «Мы считаем, что можно поспорить, где должна быть эта норма: в специальном законе, либо в Гражданском кодексе. Но, тем не менее, нам кажется чересчур расплывчатой норма, которая только суду позволяет устанавливать реальную аффилированность. Потому что в нормах закона она чересчур расплывчата, много таких составляющих частей».

П.Н. Завальный: «Новое положение законопроекта о юридических аффилированных лицах не корреспондируется с действующим акционерным налоговым . законодательством, а также потребует изменения структуры управления юридических лиц . в правоприменительной практике. Под угрозой окажется вся сложившаяся система корпоративных отношений, а вместо повышения инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов появятся лишь дополнительные преграды».

Читайте также:  Зачем нужен кадастровый паспорт на земельный участок

Следующие парламентские слушания Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству по вопросу проекта изменений ГК РФ состоялись 2 июля 2012 года. В течении полутора месяцев велась работа, потому что по многим спорным вопросам была достигнута договорённость. Не явилась исключением проблема с дефиницией аффилированности. Было принято решение, о котором сообщил д. ю. н., профессор Е.А. Суханов, о снятии ст. 53.2 с проекта изменений ГК РФ. То есть в новой редакции ГК РФ понятия аффилированности не будет.

Процитируем Е.А. Суханова: «…в результате длительных споров и обсуждений было предложено норму об аффилированных лицах и лицах, контролирующих юридическое лицо, из проекта снять. Тем более что в нём есть общее правило, вот это пункт 3 статьи 53.1, об ответственности лиц, которые имеют фактическую возможность контролировать другие юридические лица. И одновременно с этим восстановлена норма статьи 105 ГК, о материнских и дочерних обществах».

Предлагается установить в п.3 ст. 53.1 ГК РФ: «Лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, включая возможность давать указания лицам, названным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обязано действовать в интересах юридического лица разумно и добросовестно и несет ответственность за убытки, причиненные им юридическому лицу по его вине». На мой взгляд, указанная формулировка, это начало на пути к постановке более точного и рационального формулирования определения аффилированности.

Так же я считаю, что это неправильно исключать даже общие положения из гражданского законодательства, вот например ряд позиций подтверждающих это: Д.И. Степанов (представитель некоммерческого партнерства «Содействие развитию корпоративного законодательства»): «Рабочая группа МФЦ просит отнестись крайне внимательно к вопросу регулирования аффилированных лиц постольку, поскольку мы считаем, что это большое упущение вообще полное исключение норм из проекта».

Таким образом, очевидно, что понятие аффилированных лиц, требует корректировки закреплению общих понятий, в Гражданском Кодексе, а специальных правил и положений в ином НПА.

Завальный Новое положение законопроекта о юридических аффилированных лицах не корреспондируется с действующим акционерным налоговым.

Что такое аффилированные лица, состав, признаки и ответственность

Термин аффилированные лица широко применяется в деловой практике. Рассмотрим подробно, что такое аффилированные лица, и в связи с чем о них говорят. В первую очередь это понятие используется в управленческих отношениях между двумя субъектами бизнеса.

Что такое аффилированные лица, состав, признаки и ответственность.

Споры во время публичных торгов

Проведение публичных торгов (аукционов) требует проверки аффилированности участников (ФЗ от.05.2013 №44-ФЗ). Закон устанавливает ограничения для участников комиссии по осуществлению закупок. Они относятся к категории лиц, которые могут быть заинтересованы в результатах торгов.

Во избежание недоразумений участники аукциона могут предоставить письмо об отсутствии аффилированности. Нередкими являются ситуации, когда на один лот претендует две компании, имеющие одного владельца.

Одна организация подстраховывает другую. Схема работы – один участник делает минимальную ставку. Второй игрок сразу же предлагает слишком высокую цену. Из-за отказа остальных участников поднимать ставку – аукцион останавливается.

Однако позже второй игрок отказывается от оплаты лота. Как следствие побеждает первый участник, который выступает аффилированным лицом.

Как доказать аффилированность лиц? При наличии подозрений в недобросовестности участников торгов необходимо проследить цепочку бенефициаров. В случае выявления факта заинтересованности и предоставления доказательств, подобная сделка признается незаконной в судебном порядке. К ней применяются последствия недействительности (ст.ст.10, 168 ГК РФ).

Схема работы один участник делает минимальную ставку.

Аффилированные лица

— физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Слово “аффилированные” от английского слова “affiliate” — компаньон, партнер.

Определения из нормативных актов

Гражданский кодекс Российской Федерации

Статья 53.2. Аффилированность (введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

“В случаях, если настоящий Кодекс или другой закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированности), наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом*”.

* Термин “Аффилированные лица” определен статьей 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”:

Аффилированными лицами юридического лица являются:

– член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;

– лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;

– лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

– юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

– если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены Советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы;

Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

– лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Аффилированность введена Федеральным законом от 05.

Другие статьи раздела

  • Статья 88. Бухгалтерский учёт и финансовая отчётность общества
  • Статья 89. Хранение документов общества
  • Статья 90. Предоставление обществом информации
  • Статья 91. Предоставление обществом информации акционерам
  • Статья 92. Обязательное раскрытие обществом информации
  • Статья 93. Информация об аффилированных лицах общества
  • Статья 92.1. Освобождение от обязанности раскрывать или предоставлять информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах

2020 Федеральный закон О несостоятельности банкротстве 1.

Лица, которые могут выступать в качестве аффилированных субъектов.

Ими, исходя из законодательных норм, являются физ. лица, а также юр. лица, имеющие определенную степень влияния на деятельность сторонних юридических или физ.лиц. Законодателем определен перечень аффилированных лиц компаний (юр. лиц):

  • Члены совета директоров этого юр.лица, либо другого коллегиального органа.
  • Собственников, и (или) лиц, имеющих в своем распоряжении 20 % и более от всего числа голосов, в которые входят ценные бумаги, акции, доли, вклады, которые образуют уставной капитал этого юр. лица и т. д.
  • Члены коллегиальных ИО, а также тех лиц, которые обладают правом реализации полномочий единоличного исполнительного органа.

Значительно расширяется перечень аффилированных лиц из-за включения в законодательную норму понятия группы лиц, которое раскрывается в статье 4 вышеупомянутого закона.

Акционерное законодательство и Закон «Об ООО» достаточно конкретно применяет категорию аффилированные лица, которая, по мнению законодателя, защищает права акционеров, а также общества. Так в главе 11 Закона «Об ООО» определён:

  • Специальный порядок для совершения сделок, которые осуществляются с аффилированными лицами.
  • Установлена процедура, позволяющая приобретать 20 % и более акций общества.
  • Установлен порядок, на основании которого раскрываются сведения об аффилированных лицах.

Кроме вышеуказанных законодательных норм, понятие аффилированных лиц используется и в положениях по бухгалтерскому учету. Согласно им сведения о производимых операциях между компанией и аффилированными лицами должны включаться в бухгалтерскую отчетность в тех случаях, когда последний контролирует либо может в значительной мере влиять на деятельность конкретного юр. лица.

Члены совета директоров этого юр.

Кто может стать аффилированным лицом

Аффилированность обозначает способность физических и юридических лиц оказывать влияние на деятельность предпринимателей и других лиц, которые занимаются собственным бизнесом. Для оказания такого влияния лицо может иметь статус физического или юридического лица.

председатель правления и президент Сбербанка ;.

Обязанность предоставлять информацию об аффилированных лицах

На аффилированные лица «ООО» накладываются не только права. Благодаря наличию особенного статуса, такие лица имеют ряд обязанностей. Первое – они должны сообщать обществу о голосующих акциях, которые принадлежат им. Делается это с указанием всех подробностей, обязательным условием является форма обращения – письменная.

Прямого способа наказания организации, которая не предоставила обществу информацию о количестве имеющихся акций. Но в отношении таких юридических лиц определяется ряд санкций, если заявление не было написано в строго отведенный срок.

Если действия аффилированных лиц стали причиной убытков компании, то оно должно возместить финансовый вред, причиненный организации, в полном размере. Регулируется вопрос статьей №15 ГК РФ.

Надзор учета всех влияющих лиц ведется соответствующими инстанциями, которые занимаются регулированием рынка.

Добавить комментарий