Переход на освобождение от обязанностей плательщика НДС

Освобождение от обязанностей плательщика НДС

В кризисное время компании стремятся оптимизировать налоги, в том числе, все больше задумываются о том, как на вполне законных основаниях можно с себя обязанности плательщика НДС. В консультации рассматривается ряд вопросов, касающихся освобождения от обязанности плательщика НДС.

Здравствуйте! Организация применяет общую систему налогообложения. С 1 августа 2015 г. предполагаем воспользоваться правом на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС на основании ст. 145 Налогового кодекса. В какие сроки и в каком порядке нужно поставить в известность налоговый орган о принятом решении освободиться от НДС?

Положения п. 1 ст. 145 Налогового кодекса (далее – Кодекс) дают право организациям сложить с себя обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС. Такое право есть у компаний, у которых за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб.

Этим освобождением нельзя воспользоваться в случае, если в течение указанного трехмесячного срока производились операции исключительно по реализации подакцизных товаров. Кроме того, необходимо учитывать, что данное освобождение не распространяется на “ввозной” НДС.

В силу положений п. 3 ст. 145 Кодекса об использовании права на освобождение налогоплательщик должен представить в налоговый орган уведомление и документы, подтверждающие право на него. Сделать это следует не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение. То есть в рассматриваемой ситуации названное уведомление с приложением соответствующих документов компания должна представить в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20 августа 2015 г.

В качестве подтверждающих документов к уведомлению прилагаются документы, поименованные в п. 6 ст. 145 Кодекса. В соответствии с данной нормой для указанных целей потребуется выписка из баланса с указанием бухгалтерской выручки за 3 месяца, предшествующие месяцу, с которого применяется освобождение. Также нужно представить выписку из книги продаж с итоговыми данными за те же 3 месяца.

Напомним, что форма уведомления об использовании права на освобождение утверждена Приказом МНС России от 4 июля 2002 г. N БГ-3-03/342.

Скажите, а уведомление об использовании права на освобождение от исполнения НДС-обязанностей и подтверждающие данное право документы нужно представить только лично?

Отнюдь нет. Положения п. 7 ст. 145 Налогового кодекса (далее – Кодекс) позволяют названные документы направить в налоговый орган по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления считается шестой день со дня направления заказного письма. Отметим, что в указанной норме не сказано, о каких днях идет речь – календарных или рабочих. Между тем в п. 6 ст. 6.1 Кодекса уточняется, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

То есть получается, что если уведомление об использовании права на освобождение от исполнения НДС-обязанностей и соответствующие документы не будут представлены в налоговый орган в срок, то начать использовать его мы сможем только как минимум со следующего месяца?

Формально это действительно так. В то же время Пленум ВАС РФ в Постановлении от 30 мая 2014 г. N 33 (п. 2) указал, что по смыслу положений п. 3 ст. 145 Налогового кодекса (далее – Кодекс) налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать право на освобождение от исполнения НДС-обязанностей. И последствия нарушения срока уведомления законом не определены. При этом в силу закона такое уведомление может быть произведено и после начала применения освобождения. На этом основании высшие судьи пришли к выводу, что лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов.

Отметим, что в настоящее время аналогичной точки зрения придерживаются и контролирующие органы (см., напр., Письма Минфина России от 8 июля 2015 г. N 03-07-14/39360, от 18 марта 2015 г. N 03-07-15/14580, Письмо ФНС России от 16 марта 2015 г. N ГД-4-3/4108@ и т.д.).

Надо сказать, что ранее суды по рассматриваемой проблеме придерживались иной точки зрения. Судьи исходили из того, что несвоевременное представление уведомления и подтверждающих документов лишает налогоплательщика права на освобождение от исчисления и уплаты НДС, поскольку имеет место нарушение порядка, установленного ст. 145 Кодекса (см., напр., Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20 июля 2012 г. N А28-8169/2011 (Определением ВАС РФ от 8 ноября 2012 г. N ВАС-14430/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС)).

День добрый! Наша организация также планирует использовать право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, предусмотренное ст. 145 Налогового кодекса. Меня интересует вопрос: в каком порядке в этом случае следует восстановить ранее правомерно принятый к вычету НДС?

При использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, на основании ст. 145 Налогового кодекса (далее – Кодекс) “входной” НДС по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, принятый к вычету до начала применения освобождения, подлежит восстановлению. Порядок действий на сей случай прописан в п. 8 ст. 145 Кодекса. В соответствии с данной нормой он зависит от того, с какого момента применяется освобождение от НДС-обязанностей – с начала налогового периода или со второго или третьего месяца соответствующего квартала.

Так, если организация (ИП) начинает использовать освобождение по ст. 145 Кодекса с первого месяца квартала, то налог следует восстановить в последнем налоговом периоде перед началом использования освобождения.

Второй возможный случай – освобождение используется со второго или третьего месяца квартала. Тогда восстановить НДС следует непосредственно в этом же налоговом периоде.

Обратите внимание! “Входной” НДС нужно восстановить по товарам (работам, услугам), в т.ч. ОС и НМА, которые были приобретены для осуществления облагаемых НДС операций, но не были в них использованы до освобождения от НДС-обязанностей. При этом, как указано в п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33, при толковании положений п. 8 ст. 145 Кодекса следует исходить из того, что для целей применения данной нормы объект основных средств не может считаться использованным налогоплательщиком, если к указанному началу он не полностью самортизирован. Восстанавливаемая в этом случае сумма налога определяется применительно к правилам пп. 2 п. 3 ст. 170 Кодекса с учетом остаточной стоимости объектов.

Спасибо! Тогда подскажите, пожалуйста, еще, в каком размере восстанавливается НДС к уплате.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов – в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК). При этом Минфин России еще в Письме от 12 апреля 2007 г. N 03-07-11/106 разъяснил, что суммы налога, принятые к вычету по основным средствам, подлежат восстановлению с остаточной стоимости, сформированной по данным бухгалтерского учета. Иными словами, сумма НДС, подлежащая восстановлению в отношении объектов ОС, рассчитывается по следующей формуле:

Сумма НДС, подлежащая восстановлению по ОС = (Сумма НДС, ранее принятая к вычету по ОС x Бухгалтерская остаточная стоимость ОС без учета переоценки на последнее число месяца, предшествующего месяцу начала использования освобождения от исполнения НДС-обязанностей) : Бухгалтерская первоначальная стоимость ОС.

Здравствуйте! Организация создана в июле 2015 г. Применяем общий режим налогообложения. Вправе ли мы использовать освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой налога?

Положения п. 1 ст. 145 Налогового кодекса (далее – Кодекс) дают право организациям получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога. Однако такое право есть только у компаний, у которых за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб.

Таким образом, как видим, для того чтобы воспользоваться данным правом, организация должна отработать на общем режиме налогообложения как минимум три полных месяца (см. также Постановления ФАС Северо-Западного округа от 15 июля 2002 г. N А44-336/02-С9-К, ФАС Западно-Сибирского округа от 24 декабря 2001 г. N Ф04/3946-780/А03-2001). В дальнейшем, если размер полученной выручки “впишется” в установленный лимит, то для реализации права на освобождение от НДС-обязанностей нужно подать в налоговую инспекцию уведомление и документы, подтверждающие право на это освобождение, – выписки из бухгалтерского баланса и из книги продаж (п. 6 ст. 145 НК). Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.

Обратите внимание! Указанным освобождением нельзя воспользоваться в случае, если в течение указанного трехмесячного срока производились операции по реализации исключительно подакцизных товаров. Кроме того, необходимо учитывать, что данное освобождение не распространяется на “ввозной” НДС.

Добрый день! Скажите, пожалуйста, не является ли препятствием для использования права на освобождение НДС по ст. 145 Налогового кодекса наличие задолженности по налогам?

Нет, наличие задолженности не является препятствием для использования организациями или ИП права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.

Дело в том, что в ст. 145 Налогового кодекса сказано, что право на указанное освобождение есть у организаций и ИП, у которых за три месяца, предшествующие месяцу, в котором используется право на это освобождение, выручка от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб. При этом п. 3 данной нормы установлено, что лица, использующие право на освобождение, должны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в п. 6 ст. 145 Кодекса, которые подтверждают право на такое освобождение. Здесь же сказано, что названным освобождением нельзя воспользоваться при реализации подакцизных товаров (п. 2 ст. 145 НК). Не освобождает оно и от обязанностей по исчислению и уплате “ввозного” НДС (п. 3 ст. 145 НК).

Ни ст. 145 Кодекса, ни иные положения Кодекса не устанавливают такого ограничения для использования права на освобождение от исполнения НДС-обязанностей. Более того, и в форме уведомления о применении освобождения от уплаты НДС (утв. Приказом МНС России от 4 июля 2002 г. N БГ-3-03/342) не требуется указывать информацию о наличии или об отсутствии задолженности по налогам.

Судебная практика также исходит из того, что перечень условий, при которых возникает право на освобождение от исполнения НДС-обязанностей, носит закрытый характер. И отсутствие недоимки по налогам в этот перечень не входит (см., напр., Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 6 февраля 2003 г. N А79-4273/02-СК1-3753, ФАС Северо-Западного округа от 31 октября 2002 г. N А42-4756/02-17 и т.д.).

Здравствуйте! Поясните, пожалуйста, один момент. В п. 1 ст. 145 Налогового кодекса сказано, что предельный размер выручки, позволяющий использовать право на освобождение от исполнения НДС-обязанностей, составляет 2 млн руб. (без учета налога) за три месяца, предшествующие месяцу, с которого применяется освобождение. У меня вопрос как раз связан с расчетом этого показателя. Дело в том, что организация проводит операции, как облагаемые, так и не облагаемые НДС. Для целей освобождения от НДС-обязанностей нужно учитывать доходы по операциям, которые НДС не облагаются?

Для подтверждения права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой налога, в налоговый орган представляются документы, предусмотренные п. 6 ст. 145 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой организации с этой целью представляют выписку из бухгалтерского баланса и выписку из книги продаж, в которых должна быть отражена выручка от реализации за три месяца, предшествующие месяцу, в котором компания начала использовать освобождение от НДС-обязанностей.

На основании данной нормы можно сделать вывод, что источником сведений о выручке организации за соответствующие периоды являются регистры бухгалтерского учета. А стало быть, при исчислении размера выручки от реализации товаров, работ и услуг в целях применения ст. 145 Кодекса надлежит исходить из предусмотренных законодательством о бухгалтерском учете правил ее признания и отражения в бухучете.

Что же касается порядка определения размера выручки для целей ст. 145 Кодекса, то соответствующее разъяснение на сей счет дал Пленум ВАС РФ в Постановлении от 30 мая 2014 г. N 33. В п. 4 данного Постановления сказано, что при разрешении споров, связанных с определением размера выручки в целях применения ст. 145 Кодекса, судам необходимо исходить из того, что предусмотренное данной статьей освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика обусловлено нецелесообразностью исчисления и администрирования налога в отношении лиц, которыми совершается незначительный объем облагаемых налогом операций. Поэтому поступления по операциям, не облагаемым налогом (освобожденным от налогообложения), учитываться при определении размера выручки не должны.

День добрый! Правильно ли я понимаю, что в случае, если компания проводит, в том числе, операции по реализации подакцизных товаров, она не вправе рассчитывать на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой налога?

Действительно, в п. 2 ст. 145 Налогового кодекса (далее – Кодекс) сказано, что положения данной статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев. Однако Конституционный Суд РФ еще в Определении от 10 ноября 2002 г. N 313-О указал, что названное положение в его конституционно-правовом истолковании не может служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС по операциям с неподакцизными товарами. Кроме того, в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33 сказано, что при решении вопроса о наличии оснований для использования права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика не учитываются доходы, полученные от совершения операций по реализации подакцизных товаров, поскольку на основании п. 2 ст. 145 Кодекса в отношении таких операций организации и ИП не вправе применять освобождение.

Таким образом, запрет, установленный в п. 2 ст. 145 Кодекса, распространяется на организации и ИП, которые реализуют исключительно подакцизные товары.

Здравствуйте! Мы используем право на освобождение от исполнения НДС-обязанностей по ст. 145 Налогового кодекса. Поскольку мы занимаемся реализацией как подакцизных, так и неподакцизных товаров, то в одном случае выделяем соответствующую сумму НДС в выставляемых счетах-фактурах, а в счетах-фактурах при продажах неподакцизных товаров делаем запись “Без НДС”. Проблема в том, что в нескольких счетах-фактурах, которые выставлялись при отгрузке неподакцизных товаров, по ошибке был выделен НДС. Как теперь быть?

При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, освобожденными в соответствии со ст. 145 настоящего Кодекса от исполнения обязанностей налогоплательщика, счета-фактуры составляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп “Без налога (НДС)”. Такой порядок установлен в п. 5 ст. 168 Налогового кодекса (далее – Кодекс).

В то же время согласно п. 5 ст. 173 Кодекса закреплено, что лица, освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС, в случае выставления ими счетов-фактур с “выделенным” НДС обязаны эту выделенную сумму уплатить в бюджет.

Таким образом, организация, которая освобождена от исполнения НДС-обязанностей по ст. 145 Кодекса, в случае выставления счета-фактуры с выделенной суммой НДС по неподакцизным товарам должна соответствующую сумму налога уплатить в бюджет (см. также Письмо Минфина России от 26 мая 2015 г. N 03-07-14/30264).

Добрый день! 30 сентября 2015 г. истекает срок, на который организация получила освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой налога. Продлевать его не планируем. Каковы должны быть наши действия?

Не позднее 20-го числа следующего после начала пользования освобождением месяца необходимо представить в налоговую инспекцию по месту учета уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от его использования. Это прямо следует из положений п. 4 ст. 145 Налогового кодекса (далее – Кодекс). Причем вне зависимости от принятого решения необходимо к названному уведомлению приложить документы, подтверждающие правомерность использования освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой налога. Напомним, что такое право есть только у компаний и ИП, у которых сумма выручки за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превысила 2 млн руб. (п. 5 ст. 145 НК). Перечень таких документов приведен в п. 6 ст. 145 Кодекса. То есть он полностью совпадает с перечнем документов, которые представляются в налоговый орган при получении освобождения (выписка из бухгалтерского баланса и книги продаж).

Читайте также:  Типы уголовного процесса и их особенности

Отметим, что согласно п. 5 ст. 145 Кодекса, если налогоплательщик не представил указанные документы (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

А по какой форме составляется уведомление об отказе от освобождения от НДС-обязанностей?

На сегодняшний день специальной формы уведомления о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права не утверждено. Впрочем, непосредственно в Кодексе даже не предусмотрено, что с этой целью должен использоваться какой-то официальный бланк. Поэтому в принципе уведомления могут быть составлены в произвольной форме. Представители МНС России в Письме от 30 сентября 2002 г. N ВГ-6-03/1488@ рекомендовали налогоплательщикам уведомлять о продлении права на освобождение по форме, утвержденной Приказом МНС России от 4 июля 2002 г. N БГ-3-03/342. Уведомление же об отказе от использования освобождения от исполнения НДС-обязанностей в любом случае придется составить в произвольной форме.

В этом случае днем их представления считается шестой день со дня направления заказного письма.

Как получить освобождение от уплаты НДС в 2019-2020 годах

Начать применять освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ можно с первого числа любого месяца в течение календарного года. О применении освобождения при этом необходимо проинформировать свою ИФНС в срок не позднее 20-го числа месяца, с которого вы начали использовать освобождение (п. 3 ст. 145 НК РФ).

О последствиях пропуска срока подачи уведомления читайте в статье «Не затягивайте с подачей документов на освобождение по ст. 145 НК РФ».

Форма сообщения — уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Формы утверждены отдельно для плательщиков ЕСХН и для всех остальных (приказ Минфина от 26.12.2018 № 286н). Скачать бланк для сельхозпроизводителей можно здесь. Общую форму уведомления ищите тут.

О применении освобождения при ЕСХН с 2019 года читайте в этой статье.

Вместе с уведомлением нужно представить (абз. 2 п. 3, п. 6 ст. 145 НК РФ):

  • выписку из бухгалтерского баланса (для юрлиц);
  • выписку из книг учета доходов и расходов и хозяйственных операций (для индивидуальных предпринимателей);
  • выписку из книги продаж.

Выписки оформляются в произвольной форме, но так, чтобы инспекция четко видела размер выручки за 3 предыдущих месяца.

Составить выписку из книги продаж вам помогут рекомендации экспертов КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.

уведомление о продлении освобождения от НДС на последующие 12 календарных месяцев или об отказе от него.

Заявительный порядок освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС должен быть соблюден

Организациям и индивидуальным предпринимателям закон предоставляет право получить освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой налога. Об этом говорится в ст. 145 НК РФ. Одним из спорных моментов применения данной нормы является то, насколько принципиально важно уведомить налоговый орган об использовании такого освобождения. На этот счет существуют разные мнения. Высказался на обозначенную тему и ВС РФ, что важно для тех налогоплательщиков, которые готовы добиваться соблюдения своих прав в суде.

Прежде всего, конечно, для получения освобождения от исполнения обязанностей по исчислению и уплате в бюджет НДС организации или предпринимателю необходимо выполнить основные требования, предусмотренные ст. 145 НК РФ. Эти требования таковы: сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), в течение трех предшествующих календарных месяцев не должна превысить 2 млн руб. (без учета налога). Кроме того, в течение указанного периода не должно быть реализации подакцизных товаров.

Однако имеется еще одно формальное требование, которое заключается в следующем. Согласно п. 3 ст. 145 НК РФ лицу, которое решило воспользоваться правом на освобождение, нужно подать в налоговый орган уведомление об этом, а также документы, перечисленные в п. 6 той же статьи. В норме указан определенный срок для исполнения предписания закона – не позднее 20‑го числа месяца, начиная с которого хозяйствующий субъект использует освобождение. Иначе говоря, представить уведомление и документы можно тогда, когда налогоплательщик уже фактически реализовал право не исчислять и не платить налог в течение 20 или менее дней.

Подобным же образом должны действовать организации и предприниматели, которые в течение 12 месяцев пользовались освобождением и хотят его продлить. В абзаце 2 п. 4 ст. 145 НК РФ указан срок, в течение которого следует уведомить об этом налоговый орган и подтвердить наличие права на применение «льготы» соответствующими документами, – по истечении упомянутых 12 календарных месяцев не позднее 20‑го числа последующего месяца.

Часто налогоплательщики забывают о необходимости выполнения требований, установленных п. 3 и 4 ст. 145 НК РФ, полагая, что для освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС достаточно соблюсти условие о предельном размере выручки. А это, как показывает судебная практика, приводит к серьезным разногласиям с контролирующими органами.

Во втором случае (при продлении еще на год использования права на освобождение) налогоплательщику, не подавшему уведомление и документы в установленный срок, придется восстановить налог за прошедшие 12 месяцев, уплатить штрафы и пени. Об этом прямо сказано в п. 5 ст. 145 НК РФ.

А вот что касается первого случая (первоначального использования освобождения), то никаких санкций за опоздание представления уведомления и документов не предусмотрено. Данный факт констатирует ФНС в Письме от 14.08.2015 № ГД-4-3/14351.

Здесь же налоговики признают, что это нарушение не влечет отказа налогоплательщику в предоставлении права на освобождение. Делая такой вывод, они ссылаются на п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33.

Из разъяснений Пленума ВАС следует: несмотря на установление определенных сроков для подачи уведомлений, эти сроки не несут в себе никакой ограничительной функции. Представляя уведомление, налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать предусмотренное ст. 145 НК РФ право на освобождение, а последствия нарушения срока уведомления законом не определены.

Судьи заметили, что в силу закона уведомить налоговиков можно и после начала применения освобождения. Действительно, как мы показали, это можно сделать в течение 20 дней после начала (про­дления) реализации права на освобождение.

Арбитры сделали вывод: лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов. По их мнению, это относится и к случаю ненаправления (несвоевременного направления) в налоговый орган уведомления о продлении использования права на освобождение и необходимых документов в соответствии с п. 4 ст. 145 НК РФ.

Таким образом, судьи считают, что пусть и с опозданием, но уведомление подать надо. При этом каких‑либо пределов подобного опоздания они не устанавливают. Возникает вопрос: допустимо ли представить заявление, когда уже налоговый орган начал налоговую проверку или даже закончил ее? Будут ли у проверяющих основания отказать в предоставлении освобождения?

По этому поводу в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 3365/13 по делу № А52-1669/2012 отмечено, что, когда о необходимости уплаты НДС плательщику (в данном случае предпринимателю) становится известно по результатам мероприятий налогового контроля, проведенных инспекцией, порядок реализации права на освобождение от уплаты налога Налоговым кодексом не предусмотрен. Однако отсутствие установленного порядка не означает, что указанное право не может быть реализовано хозяйствующим субъектом.

Предприниматель подал уведомление и подтверждающие документы в ходе выездной налоговой проверки, когда стало понятно, что он неправомерно применял специальный налоговый режим в виде уплаты ЕНВД (который, заметим, тоже освобождает налогоплательщика от уплаты НДС).

Высшие арбитры указали на то, что предприниматель не признавался плательщиком НДС в соответствии с п. 4 ст. 346.26 НК РФ. Поэтому инспекция, установив неправильную квалификацию осуществляемой им деятельности, должна была учесть его заявление о праве на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, и определить наличие у него данного права на основании представленных им документов.

Такой подход высших судей чиновники как ФНС, так и Минфина (см. письма от 08.07.2015 № 03‑07‑14/39360, от 16.06.2015 № 03‑07‑14/34600, от 18.03.2015 № 03‑07‑15/14580 [1] ) рекомендуют налоговым органам на местах применять при проверках.

По сути, суды признают, что налогоплательщик может принять решение о применении освобождения от обязанностей плательщика НДС, предусмотренного ст. 145 НК РФ, задним числом, первоначально не планируя этого вообще. В результате чиновники поняли, что иной подход в арбитражных судах не будет поддержан (см., например, постановления АС ЦО от 18.01.2016 № Ф10-4519/2015 по делу № А64-1075/2015, АС УО от 21.01.2016 № Ф09-10679/15 по делу № А60-16672/2015, АС СЗО от 25.09.2015 по делу № А26-7604/2014).

Можно выделить Постановление АС ЗСО от 17.12.2014 № Ф04-13210/2014 по делу № А67-4888/2013. Предприниматель в 2014 году представил в налоговый орган уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика за периоды 2009 – 2011 годов, когда рассмотрение спора между ним и налоговиками уже началось в суде. И здесь арбитры пришли к выводу, что предприниматель имеет право на освобождение от уплаты НДС, исчисленного с дохода за указанные периоды.

А из Постановления АС УО от 29.06.2016 № Ф09-4981/16 по делу № А50-16528/2015 следует, что, если налогоплательщик вообще не подавал уведомление и документы, он все равно имеет право не платить НДС при соответствии размера выручки предельному уровню, установленному законом. Иными словами, поскольку по смыслу п. 3 ст. 100 и п. 8 ст. 101 НК РФ при вынесении решения по итогам налоговой проверки инспекция должна определить реальные налоговые обязательства проверяемого лица, даже при отсутствии волеизъявления о применении норм ст. 145 НК РФ оно должно быть освобождено от обязанностей плательщика НДС, если выполняется условие по выручке.

Как видим, порядок предоставления налогоплательщику права не исчислять и не платить в бюджет НДС сложился на основе позиции, сформированной не действующим сейчас ВАС. Поэтому важно знать, что думают о том же судьи ВС РФ. Ведь именно их мнением нужно руководствоваться в настоящее время.

В связи с этим обратим внимание на Постановление АС ПО от 10.02.2016 № Ф06-5339/2015 по делу № А12-20457/2015 [2] . И мы увидим ситуацию, очень схожую с описанной в Постановлении АС ЗСО № Ф04-13210/2014 по делу № А67-4888/2013, но имеющую иные последствия.

Итак, физическое лицо в 2011 – 2013 годах осуществляло предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (сдавало имущество в аренду). В ходе выездной проверки (решение по ее итогам вынесено инспекцией 17.09.2014, которое отменено вышестоящим налоговым органом вследствие несоблюдения процедурных моментов, новое решение по проверке принято последним 02.12.2014) было определено, а в судах подтверждено, что данное физическое лицо в целях налогообложения должно быть приравнено к ИП. И на него должен распространяться соответствующий режим налогообложения, установленный Налоговым кодексом для индивидуальных предпринимателей.

Казалось бы, в таком случае новоиспеченный ИП на основании своего статуса может использовать и право на освобождение от обязанностей плательщика НДС, чем можно объяснить тот факт, что он не платил НДС, пока не считал себя индивидуальным предпринимателем.

Вероятно, в надежде на пересчет доначисленных в результате выездной проверки сумм НДС он 28.01.2015 (то есть после проверки) подал в инспекцию уведомление об использовании права на освобождение от уплаты налога за периоды 2011 – 2013 годов. Налоговики, разумеется, отказали в предоставлении такого права, что явилось основанием для обращения предпринимателя в суд.

Ссылки на озвученную выше позицию Президиума ВАС арбитры не приняли, указав, что уведомление предприниматель не подавал ни в ходе выездной проверки, ни с возражениями на акт, ни на стадии обжалования решения инспекции в вышестоящем налоговом органе.

Действительно, он сделал это позднее. Следовательно, судьи косвенно определили крайний срок для подачи уведомления в инспекцию – вступление в силу решения, принятого последней по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Между тем пропуск данного срока не лишает налогоплательщика права на освобождение от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС, если он заявит о реализации такого права на стадии судебного оспаривания результатов проверки. Пусть уведомление (и необходимые документы, конечно) будет подано непосредственно в инспекцию, но суд для того, чтобы учесть его при вынесении решения по делу, должен быть проинформирован об этом.

В рассматриваемом случае предприниматель хотя и изъявил желание освободиться от уплаты НДС за четыре дня до вынесения судебного акта (уведомление подано в инспекцию 28.01.2015, решение принято 02.02.2015), суд ничего об этом не знал. В результате он подтвердил законность ненормативного акта налогового органа, в том числе наличие у проверяемого лица обязанности по уплате НДС. Решение суда (оно, кстати, оставлено в силе следующей инстанцией) окончательно разрешило вопрос о возможности применения освобождения от уплаты налога. Значит, право на такое освобождение задним числом налогоплательщиком утрачено.

И вот данная ситуация рассмотрена ВС РФ. Определением от 19.05.2016 № 306‑КГ16-5196 он поддержал окружных арбитров. При этом судья ВС РФ ничего не сказал о соблюдении процедурных сроков, а лишь определил, что предпринимателем не соблюден заявительный порядок применения положений ст. 145 НК РФ (что выразилось в том числе в подаче заявления без необходимых подтверждающих документов).

Таким образом, мы имеем определенное ужесточение позиции высших судей. Теперь едва ли можно будет ожидать от арбитражных судов указаний, подобных имевшим место в Постановлении АС УО № Ф09-4981/16 по делу № А50-16528/2015 (напомним, налогоплательщик и не думал об освобождении, он категорически был не согласен с тем, что является плательщиком НДС).

По мнению ВС РФ, налоговый орган или суд не должны сами освобождать хозяйствующего субъекта от исполнения обязанностей плательщика НДС, если он не заявит о намерении использовать данное освобождение на стадии налоговой проверки или судебного оспаривания ее итогов. Иными словами, заявительный порядок применения положений ст. 145 НК РФ должен быть соблюден, в том числе путем представления подтверждающих документов (см. также Постановление АС ПО от 24.05.2016 № Ф06-8642/2016 по делу № А06-6071/2015 [3] ).

Из материалов дела № А12-20457/2015 следует, что налогоплательщик при подаче заявления не приложил выписку из Книги учета доходов и расходов хозяйственных операций [4] за три календарных месяца, предшествующих использованию права на освобождение. Несмотря на то, что, не считая себя индивидуальным предпринимателем, он ее не вел, книгу следовало сформировать за весь период осуществления деятельности, облагаемой НДС.

Читайте также:  Срок действия справки 2 НДФЛ для ипотеки

Однако, полагаем, нельзя говорить о принципиальном изменении подхода судей. Ясно одно, изъявить желание освободиться от уплаты НДС и представить соответствующие документы (пусть и задним числом) нужно до окончания судебного разбирательства в отношении решения налогового органа, которым проверяемому лицу вменены обязанности плательщика НДС. Только тогда налогоплательщик сможет реализовать право на освобождение от данных обязанностей, предоставленное ему ст. 145 НК РФ. Именно такой вывод следует из Определения ВС РФ № 306‑КГ16-5196.

[1] Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 29.06.2015 № ГД-4-3/11238@.

[2] Мы комментировали это постановление в статье Н. Н. Салтыковой «Подборка свежей арбитражки», № 3, 2016. Но теперь ситуация, рассмотренная в данном постановлении, получила дальнейшее развитие.

[3] Определением ВС РФ от 20.07.2016 № 306‑КГ16-9087 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

[4] Форма и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002.

Иными словами, заявительный порядок применения положений ст.

В какие сроки необходимо подать уведомление?

НК РФ установлено, что налогоплательщики, которые хотят воспользоваться правом на освобождение, должны представить в инспекцию по месту учета соответствующее уведомление и подтверждающие документы. Сделать это нужно до 20 числа месяца, с которого используется право на освобождение. Конечно, все хорошо делать вовремя, но мы с вами уже определились, что если вы опоздали – не беда, подавайте уведомление с пропуском срока, и в случае отказа жалуйтесь в вышестоящий налоговый орган, судебная практика на вашей стороне. Кроме того, в Письме от 04.07.2019 № СД-4-3/13103@ ФНС РФ еще раз напомнила, что налогоплательщик только информирует инспекцию о своем желании использовать право на освобождение и последствия пропуска срока подачи уведомления законом не определены.

Налогоплательщики, решившие использовать право на освобождение от обязанности платить НДС должны его применять в течение последующих 12 месяцев, и не могут от него отказаться досрочно за исключением случаев, когда такое право ими будет утрачено.

НК РФ установлено, что налогоплательщики, которые хотят воспользоваться правом на освобождение, должны представить в инспекцию по месту учета соответствующее уведомление и подтверждающие документы.

Энциклопедия решений. Освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС

Освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС

В соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие общий режим налогообложения, могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, если у них сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила 2 млн. рублей. Этой возможности лишены организации и индивидуальные предприниматели, реализующие подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев (п. 2 ст. 145 НК РФ). См. также письмо Минфина России от 31.10.2013 N 03-07-14/46542.

При этом речь идет не о календарном квартале, а именно о трех календарных месяцах, которые, во-первых, следуют подряд (например, февраль, март, апрель), во-вторых, непосредственно предшествуют месяцу, в котором организация (ИП) подает заявление об освобождении от обязанностей налогоплательщика НДС.

145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие общий режим налогообложения, могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, если у них сумма выручки от реализации товаров работ, услуг без учета НДС за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила 2 млн.

Как плательщику единого сельхозналога получить освобождение от НДС и пользоваться им в дальнейшем

С начала 2019 года плательщики единого сельхозналога стали плательщиками НДС. Однако при соблюдении ряда условий они могут получить освобождение от обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость. Судя по сообщениям участников форума «Бухгалтерии Онлайн», именно освобождение от НДС вызывает повышенный интерес плательщиков ЕСХН. Мы подготовили статью, в которой рассмотрели несколько самых актуальных вопросов, касающихся такого освобождения.

Мы подготовили статью, в которой рассмотрели несколько самых актуальных вопросов, касающихся такого освобождения.

Кто может освободиться от уплаты НДС по статье 145 НК РФ

Получить освобождение от НДС могут как организации, так и индивидуальные предприниматели (ИП). Главное, чтобы выполнялось следующее условие: сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг (без НДС) за три предшествующих последовательных календарных месяца не должна превышать 2 млн. руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ).

Заметим, что эти три месяца – не обязательно квартал. Это могут быть любые три идущих подряд месяца – например, февраль–март–апрель, август–сентябрь–ноябрь и т.д.

Не вправе получить освобождение от НДС (п. 2 ст. 145 НК РФ):

  • лица, реализующие подакцизные товары;
  • организации, имеющие освобождение от НДС как участники проекта «Сколково».

Не могут претендовать на освобождение также вновь созданные организации и вновь зарегистрированные ИП в течение первых трех месяцев работы. У них еще нет нужной трехмесячной выручки.

С 01.01.2019 фирмы и ИП на ЕСХН платят НДС в бюджет. Они также получают и право на освобождение от уплаты налога по статье 145 НК РФ. Однако и условия освобождения, и форма уведомления об освобождении для таких плательщиков свои. О них чиновники упомянули вскользь, и мы тоже на них останавливаться не будем.

Однако налогом не нужно облагать только операции по реализации неподакцизных товаров.

Как подать уведомление на продление освобождения от НДС

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие общую систему налогообложения, могут получить освобождение от НДС. В данной статье рассмотрим условия, при которых данное освобождение можно получить, разберём, каким образом необходимо уведомить налоговый орган, приведем образец заполнения уведомления. Какие условия необходимо соблюсти для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС?

Порядок освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика предусмотрен ст.145 НК РФ.

Для освобождения должны выполняться следующие условия:

Во-первых, Сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца не должна превышать 2 миллиона рублей (без учёта НДС).

Например, организация планирует воспользоваться правом на освобождение от уплаты НДС с апреля отчётного года. За три предшествующих последовательных календарных месяцев выручка от реализации составила: * январь — 620 000 руб. ( в т.ч. НДС — 94576 руб.); * февраль — 750 000 руб. (в т.ч. НДС — 114407 руб.); * март — 840 000 руб. (в т.ч. НДС — 128136 руб.). Общая сумма выручки за три месяца без НДС составила: 620 000 – 94 576 + 750 000 – 114 407 + 840 000 – 128 136 = 1 872 881 руб.

В итоге сумма выручки за январь, февраль, март без учёта НДС менее 2 миллионов рублей, следовательно, с апреля организация имеет право получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС.

При этом, при определении размера выручки налогоплательщик не учитывает выручку от операций, не облагаемых НДС. Подтверждение данной позиции отражено в п.4 Пленума ВАС РФ Постановления от 30 мая 2014 г. №33 «О некоторых вопросах, возникающих у Арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» «При разрешении споров, связанных с определением размера выручки в целях применения статьи 145 НК РФ, судам необходимо исходить из того, что предусмотренное данной статьей освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика обусловлено нецелесообразностью исчисления и администрирования налога в отношении лиц, которыми совершается незначительный объем облагаемых налогом операций. Поэтому поступления по операциям, не облагаемым налогом (освобожденным от налогообложения), учитываться при определении размера выручки не должны».

Размер выручки определяется по данным регистров бухгалтерского учета.

Во-вторых, организации и индивидуальные предприниматели не должны реализовывать подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.

При одновременной реализации подакцизных и неподакцизных товаров налогоплательщик имеет право на освобождение от уплаты НДС по операциям с неподакцизным товарам (Определение Конституционного Суда РФ от 10.11.2002г. №313-О). Чтобы воспользоваться правом на освобождение, организация должна вести раздельный учет продаж подакцизных и неподакцизных товаров.

При этом при определении выручки, дающей право на освобождение от налогообложения НДС, не включаются доходы, полученные от совершения операций по реализации подакцизных товаров (п.4 Пленума ВАС РФ Постановление от 30 мая 2014г. №33 «О некоторых вопросах, возникающих у Арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»). «Также не учитываются при решении вопроса о наличии оснований для использования права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика доходы, полученные от совершения операций по реализации подакцизных товаров, поскольку на основании пункта 2 статьи 145 Кодекса в отношении таких операций организации и индивидуальные предприниматели не вправе применять освобождение».

Какие документы необходимо представить в налоговый орган для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика?

Для получения освобождения от уплаты НДС налогоплательщику необходимо направить в налоговый орган уведомление и документы, которые подтверждают право на освобождение.

Форма уведомления утверждена приказом МНС России от 04.07.2002 № БГ-3-03/342.

Список документов, подаваемых с уведомление, определён в п.6 ст.145 НК РФ: * выписка из бухгалтерского баланса (для ООО); * выписка из книги продаж; * выписка из книги учёта доходов и расходов и хозяйственных операций (для индивидуальных предпринимателей). В случае, если ООО или ИП перешли на общую систему налогообложения с: * УСН, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. * ЕСХН, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Срок подачи уведомления и документов, подтверждающих право на освобождение от НДС

Срок подачи уведомления и документов, подтверждающих право на освобождение — не позднее 20 числа того месяца, с которого налогоплательщик использует право на освобождение.

В свою очередь, Пленум ВАС РФ в п. 2 Постановления от 30 мая 2014г. №33 «О некоторых вопросах, возникающих у Арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» указал, что «…налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать указанное право на освобождение, а последствия нарушения срока уведомления законом не определены. При этом в силу закона такое уведомление может быть произведено и после начала применения освобождения».

Организации и индивидуальные предприниматели, заявившие о своем праве на освобождение, не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев (п.4 ст.145 НК РФ) за следующим исключением: * превышение суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за любые три последовательных календарных месяцев свыше 2 миллионов рублей; * налогоплательщик начал реализацию подакцизных товаров без ведения раздельного учёта. Сумма НДС подлежит к уплате в бюджет, начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место или превышение выручки, или осуществление реализации подакцизных товаров.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы документы, подтверждающие, что за этот период выручка от реализации товаров (работ, услуг) за каждые три последовательных календарных месяца не превысила 2 млн. руб., а также уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Стоит заметить, что если налогоплательщик не представит документы (или представит документы, которые содержат недостоверные сведения), то необходимо будет заплатить налог в бюджет за все время действия освобождения, а также налоговые санкции и пени (п. 5 ст. 145 НК РФ).

НДС 114407 руб.

Документы, необходимые для освобождения от уплаты НДС

О применении освобождения от уплаты НДС следует заранее уведомить фискальный орган. Для этого нужно представить уведомление по использованию права на освобождение от уплаты НДС (налога на добавленную стоимость), а также выписки по НДС.

Освобождение от уплаты НДС может быть представлено на год. До того, как этот срок истечет, отказаться от льготы нельзя. При этом плательщик может утратить право на льготы, если выручка за три месяца будет более 2 000 000, либо осуществится реализация товаров, с которых выплачивается акциз. С этого момента плательщику нужно будет вносить платеж в общем порядке.

Такая ситуация может происходить, если организация выполняет функции налогового агента, осуществляет импортные операции, арендует государственное или муниципальное имущество.

Кто не может быть освобожден от оплаты НДС

В некоторых случаях даже при соблюдении вышеприведенных условий, некоторые организации и ИП не могут освобождаться от НДС. Например, это те ситуации, когда компания:

  • выполняет функции налогового агента, то есть занимается продажей товаров покупателям из других стран, а также имеет отношение к аренде муниципального и государственного имущества;
  • занимается ввозом на территорию России различных товаров.

При этом следует учесть, что.

Как можно отказаться от освобождения уплаты налога?

Для этого необходимо подавать документы с подтверждением правомерности освобождения и уведомление об отказе.

Входной налог на добавленную стоимость по материально-производственным запасам, к-рые приобретены в рамках «освобождаемого» времени, но используемых после отказа в облагаемых операциях, может быть принят к вычету если есть сч-факт. поставщиков.

Согласно Письму Министерства финансов от 6 сентября 2011 года N 03-07-11/240, принять к вычету входной налог по ОС, которые приняты к учету в рамках «освобождаемого» времени, не представляется возможным.

Тем, кто пользуется правом на освобождение от уплаты налога, следует представить в налоговый орган по месту учета уведомление в письменной форме, а также документы с подтверждением права на освобождение.

Освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС предоставляется, если…

Налоговый кодекс предоставляет несколько возможностей получить право на освобождение от уплаты НДС.

  1. Для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей (ИП) в соответствии со ст. 145 НК РФ.
  2. Для участников проекта «Сколково» (ст. 145.1 НК РФ).
  3. Для налогоплательщиков, перешедших на специальные налоговые режимы (ст. 18 НК РФ).
  4. При реализации отдельных видов товаров и услуг (ст. 149 НК РФ).

Итак, освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС может применяться как к предприятию (ИП) в целом, так и в отношении отдельных объектов. Условия, при которых оно может быть получено, касаются главным образом масштабов бизнеса (объемов выручки, активов, численности) или направления деятельности предприятия.

Бизнесмен будет обязан начислять и платить НДС с 1-го числа того месяца, в котором произошло превышение или был продан подакцизный товар.

Освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС (Давыдова О.В.)

Дата размещения статьи: 11.08.2013

У предприятия общественного питания (индивидуального предпринимателя) – плательщика НДС есть возможность перестать платить данный налог, воспользовавшись правом на освобождение от исполнения таких обязанностей. При соблюдении каких условий оно может воспользоваться этим послаблением? Можно ли его использовать при реализации алкоголя? Какие документы должны быть представлены в налоговый орган вместе с уведомлением об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС? Почему указанное право может быть утрачено?

Основание и порядок освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС установлены ст. 145 НК РФ. Причем освобождение от обязанностей по исчислению и уплате НДС является льготой по уплате налога для организаций и индивидуальных предпринимателей (Решение ВАС РФ от 13.02.2003 N 10462/02).
В первую очередь следует обратить внимание на то, что это право организаций (индивидуальных предпринимателей), правда, носящее заявительный характер, и им могут воспользоваться не все желающие. Как минимум, надо пройти проверку по размеру выручки. Помимо этого, нужно учитывать, что организации и индивидуальные предприниматели не могут перестать платить НДС при реализации подакцизных товаров (например, пива). Список таких товаров приведен в ст. 181 НК РФ.

Читайте также:  Скидки инвалидам на авиабилеты: дополнительные льготы

Какой должна быть величина выручки?

Льготой можно воспользоваться при условии, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ). При определении данного показателя в расчет берется также выручка от реализации (Письма Минфина России от 29.01.2013 N 03-07-11/1592, от 15.10.2012 N 03-07-07/107, УФНС по г. Москве от 23.04.2010 N 16-15/43541):
– операций, облагаемых НДС по ставке 0%;
– операций, не подлежащих обложению (освобождаемых от обложения) НДС;
– операций по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых территория РФ не признается;
– не являющихся объектом обложения НДС, например, от реализации земельного участка.
Основанием для проведения расчета выручки соответствующего периода являются первичные учетные документы, подтверждающие отгрузку товара (выполнение работы, оказание услуги).
А вот суммы, связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), указанные в ст. 162 НК РФ, а также суммы оплаты (частичной оплаты), полученные в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), в сумму выручки не включаются. То же самое, по мнению налоговиков, касается выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, подлежащей обложению ЕНВД (Письмо от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@).
Еще один момент: при отсутствии выручки за три предшествующих последовательных календарных месяца заинтересованное лицо не лишается права на применение освобождения (Письмо УФНС по г. Москве от 04.09.2006 N 19-11/077487).

Реализация подакцизных товаров

Запрет на применение льготы для лиц, реализующих подакцизные товары, звучит так: положения ст. 145 НК РФ не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, которые в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев занимались реализацией подакцизных товаров. Конституционный Суд в свое время установил: данный запрет не может служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС по операциям с неподакцизными товарами (Определение от 10.11.2002 N 313-О).
Обоснование такое. При одном и том же объекте налогообложения, каковым является реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, возможность освобождения лица от исполнения обязанностей плательщика НДС исключается, если оно осуществляет операции по реализации подакцизных товаров, и допускается, если оно осуществляет операции по реализации других товаров (работ, услуг). Это следует из положений п. п. 1, 2 ст. 145 НК РФ во взаимосвязи с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, определяющим объект обложения НДС. Значит, запрет на льготу распространяется законодателем только на операции с подакцизными товарами, но не касается операций с иными товарами (работами, услугами), осуществляемыми тем же лицом. В противном случае это лицо ставилось бы в неравное положение с другими лицами, реализующими только неподакцизные товары.
Вместе с тем должны быть соблюдены условия, предусмотренные п. 1 ст. 145 НК РФ, а также другие требования законодательства, включая ведение раздельного учета реализации подакцизных и неподакцизных товаров. Если такой учет не ведется, освобождением пользоваться нельзя (Письмо УМНС по г. Москве от 02.03.2004 N 24-11/13446, Постановление ФАС ПО от 06.05.2008 по делу N А12-16149/07-С65).

Заявляем о льготе

Согласно п. 3 ст. 145 НК РФ, если предприятие общественного питания решит воспользоваться освобождением от исполнения обязанностей плательщика НДС, об этом необходимо известить налоговый орган по месту учета путем представления в налоговый орган письменного уведомления по форме, утвержденной Приказом МНС России от 04.07.2002 N БГ-3-03/342, и документов, подтверждающих право на освобождение, список которых приведен в п. 6 ст. 145 НК РФ. Кстати, эти же документы представляются с целью продления срока освобождения.

Сроки

Крайний срок для представления документов – 20-е число месяца, начиная с которого используется льгота. Например, предприятие решило применять освобождение с 1 июля 2013 г. В таком случае налоговый орган должен быть извещен об этом не позднее 22.07.2013. Если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Важный момент: если документы представляются лично (например, через представителя организации), это можно сделать непосредственно 20-го числа соответствующего месяца (в нашем случае – 22 июля). А вот при отправке документов по почте заказным письмом днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма (п. 7 ст. 145 НК РФ). Уточним, как посчитать эти дни.
Согласно п. 2 ст. 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Получается, в нашем случае течение срока начинается на следующий день после отправки заказного письма. При этом срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях. Рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем (п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Следовательно, в нашем случае речь идет о шести рабочих днях.
В описанной выше ситуации для того, чтобы документы попали вовремя в налоговый орган, их нужно отправить по почте заказным письмом не позднее 15.07.2013. При нарушении этих сроков либо непредставлении уведомления организация обязана исчислять и уплачивать НДС в бюджет в общеустановленном порядке, поскольку право на освобождение не возникает (примеры – Постановления ФАС ВВО от 16.06.2011 по делу N А38-2941/2010, ФАС СЗО от 14.07.2005 N А42-5440/04-27).

Перечень документов

Правомерность применения льготы подтверждают:
– выписка из бухгалтерского баланса, заверенная печатью организации, подписями руководителя и главного бухгалтера (представляют организации). В ней необходимо отразить сумму выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг);
– выписка из книги продаж;
– выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
– копии журналов полученных и выставленных счетов-фактур.
Данный список распространяется не на всех налогоплательщиков. Так, для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с УСНО на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО. Отсюда получается, что лица, перешедшие с УСНО на обычную систему налогообложения, сразу же могут воспользоваться освобождением от исполнения обязанностей плательщика НДС.
Приведенная норма, касающаяся “упрощенцев”, была введена Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2008. До этого налоговики выступали против возможности применения льготы налогоплательщиками, которые еще “вчера” были “упрощенцами”. По мнению контролирующего органа, освобождение от обязанностей плательщика НДС для таких лиц правомерно было только через три месяца после перехода на обычную систему налогообложения. А все потому, что лица, применяющие УСНО, не ведут книгу продаж и журналы полученных и выставленных счетов-фактур, в связи с чем у них отсутствует возможность представить все документы, необходимые для подтверждения права на освобождение (Письмо от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@). Однако и тогда нашлись арбитры, не согласившиеся с таким подходом (Постановления ФАС ЗСО от 17.10.2007 N Ф04-7264/2007(39334-А67-14), ФАС СКО от 29.11.2007 N Ф08-7853/2007-2937А).
Сейчас, по сути, такая же ситуация сложилась в отношении организаций, которые до перехода на обычную систему налогообложения применяли спецрежим в виде ЕНВД (напомним: с этого года применение “вмененки” является добровольным). В Налоговом кодексе отсутствует специальная норма, указывающая на то, какие документы, подтверждающие правомерность применения освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС, могут представить бывшие “вмененщики”. Формально это может явиться основанием для отказа в применении льготы сразу же после перехода на обычную систему налогообложения. Как и в свое время “упрощенцам”, организациям нужно рассчитывать только на помощь арбитров. Прецедент есть – это Постановление ФАС СЗО от 09.12.2009 по делу N А44-923/2009.

Восстанавливаем НДС

Какие суммы восстанавливаются?

В силу абз. 1 п. 8 ст. 145 НК РФ при принятии решения об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС необходимо позаботиться о восстановлении ранее поставленных к вычету сумм налога. Речь идет о суммах НДС, относящихся к товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления налогооблагаемых операций, но не использованных в этих целях.
По мнению Минфина, восстановление также проводится по основным средствам, частично использованным при осуществлении операций, облагаемых НДС, и в дальнейшем (в связи с применением освобождения) используемым для операций, не облагаемых этим налогом (Письмо от 10.05.2011 N 03-07-11/118). Восстановление проводится с остаточной стоимости основных средств, сформированной по данным бухгалтерского учета (Письмо от 12.04.2007 N 03-07-11/106).
В арбитражной среде мнения судей по данному вопросу разошлись. Есть такие, что придерживаются точки зрения чиновников. В отношении основных средств восстановлению подлежат суммы налога в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки, то есть с учетом амортизационных отчислений (Постановления ФАС ВВО от 14.04.2011 по делу N А43-14553/2010 , ФАС СЗО от 13.03.2013 по делу N А44-5629/2012).
——————————–
В передаче данного дела в Президиум ВАС отказано Определением ВАС РФ от 30.06.2011 N ВАС-8054/11.

Однако есть и другая позиция. Спорное имущество приобреталось и использовалось для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, следовательно, у налогоплательщика возникло право на налоговый вычет. Довод налогового органа о том, что от обязанности по восстановлению НДС налогоплательщик может быть освобожден лишь в случае полной амортизации имущества, не имеет правового обоснования (Постановления ФАС ПО от 21.11.2011 по делу N А55-736/2011, ФАС ДВО от 01.06.2010 N Ф03-3642/2010, ФАС ЦО от 19.05.2006 по делу N А23-6144/05А-14-754).

Когда проводится восстановление?

Восстановление проводится в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов.
Вернемся к нашей ситуации: освобождение решено применять с 01.07.2013. Уведомление должно попасть в налоговый орган не позднее 22 июля. Последний налоговый период перед отправкой уведомления – II квартал 2013 г. (предположим, декларация за этот налоговый период была представлена в налоговую инспекцию 11 июля 2013 г.). Следовательно, в связи с необходимостью восстановления сумм “входного” НДС предприятию придется подать в налоговый орган уточненную налоговую декларацию за II квартал 2013 г.
Кстати, отсутствие налоговых сумм, подлежащих возмещению (вычету) в первоначально поданной декларации, не освобождает налогоплательщика от обязанности показать в декларации к уплате сумму, которую необходимо восстановить, то есть сумма уплачиваемого налога (в данном случае восстанавливаемая) определяется по правилам гл. 21 НК РФ (Постановление ФАС ВВО от 14.04.2011 по делу N А43-14553/2010).

Отказ от льготы

В соответствии с п. 4 ст. 145 НК РФ лица, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев (в том числе в ситуации, когда предприятие применяет освобождение второй год подряд). Единственное исключение – это утрата льготы.
По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца в налоговый орган нужно представить:
– документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 млн руб.;
– уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.
Таким образом, если принято решение об использовании освобождения, нужно помнить, что отказаться от него можно только через 12 календарных месяцев. Ранее этого срока право на освобождение может быть только утрачено.

Утрата права на освобождение

Такое произойдет, если в течение периода применения льготы сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила 2 млн руб. В п. 5 ст. 145 НК РФ в качестве причины утраты права на освобождение названа также реализация подакцизных товаров (про то, как обстоит дело в этом случае, мы писали в начале статьи).
Право на освобождение считается утраченным начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место превышение выручки, до окончания периода освобождения (12 календарных месяцев начиная с месяца, когда льготу начали использовать). При этом сумма НДС за месяц, в котором имело место указанное превышение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке. Другими словами, начиная с месяца, в котором предприятие утратило право на освобождение, осуществляемые им операции по реализации товаров (работ, услуг) подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 06.05.2010 N 03-07-14/32). Причем по операциям, осуществленным с начала месяца, в котором утрачено право на освобождение, НДС следует исчислить исходя из ставки налога в размере 18 или 10% (не 18/118 или 10/110), поскольку покупателю налог не предъявлялся.
А вот суммы “входного” НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным до утраты права, но не использованным после, можно поставить к вычету (абз. 2 п. 8 ст. 145 НК РФ).

Предприятия общественного питания могут облегчить себе налоговое бремя, воспользовавшись правом на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС. Главное в этом случае – своевременно подать в налоговый орган уведомление и документы, подтверждающие право на применение льготы. При этом следует учитывать, что отказ от освобождения в течение 12 месяцев невозможен. В то же время предприятие может утратить право на освобождение, если превысит лимит по выручке. Тогда с момента его утраты нужно будет восстановить НДС к уплате в бюджет (то есть начислить с выручки).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Тогда с момента его утраты нужно будет восстановить НДС к уплате в бюджет то есть начислить с выручки.

Условия перехода на упрощенную систему

Ситуации, при которых организация не имеет права применять упрощенную систему, перечислены в пункте 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ. В частности, “упрощенка” недоступна для фирм, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек. Невозможен переход на упрощенную систему и для организаций, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета превышает 100 000 000 руб. Подробнее об условиях перехода на упрощенную систему читайте на странице 60.

Но предположим, что ни одно из ограничений, перечисленных в пункте 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ, вашу фирму не затрагивает. Тогда остается единственный критерий: доход от реализации за 9 месяцев года, предшествующего переходу на “упрощенку”. Если компания решила применять упрощенную систему с 2006 года, сумма такого дохода не должна быть больше 11 000 000 руб. Соответственно среднемесячный предельный размер дохода в 2005 году составляет 1 222 222,22 руб. (11 000 000 руб./ 9 мес.). При этом к доходам относятся те поступления, которые названы в статье 249 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, в такую выручку не включают авансы.

Освобождение от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ.

Право на освобождение от обязанностей плательщика НДС закреплено в п. 1 ст. 145 НК РФ.

Отметим: названной статьей не предусмотрена возможность одновременного применения льготы в виде права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, по одним видам деятельности, подлежащим обложению по общей системе налогообложения, и исчисления и уплаты НДС в бюджет по другим видам деятельности. Такой вывод следует из Постановления АС ЦО от 01.11.2018 № Ф10-4556/2018 по делу № А23-7792/2017 (оставлено в силе Определением ВС РФ от 22.01.2019 № 310‑КГ18-23295).

Что значит для налогоплательщика это освобождение?

В противном случае право на применение обозначенного освобождения будет утрачено п.

Добавить комментарий