Объекты и субъекты авторского и смежных прав в России

Объекты авторского права и смежного права

Авторское право является одним из институтов права интеллектуальной собственности. Им регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач эфирного и кабельного вещания (смежные права).

В отношении конкретного лица авторское право представляет собой совокупность исключительных прав на определенные объекты.

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства.

Объекты авторского права

Основное различие между объектами и субъектами с точки зрения терминологии заключается в том, что под субъектами подразумеваются отдельные лица, обладающие возможностью осуществления каких-либо прав, а под объектами – непосредственные права, события или предметы, с которыми связано таковое осуществление. Таким образом, под объектами авторского права подразумеваются непосредственно произведения, а также комплекс мер по обеспечению их защиты.

С точки зрения российского законодательства, понятие объектов АП определяется положениями статьи 1259 ГК РФ. При этом в данной статье дается как непосредственный перечень возможных объектов АП, так и описание отдельных нюансов и явлений, которые не могут считаться таковыми объектами. С точки зрения данной статьи, к объектам АП можно отнести следующие произведения:

  • Литературные, драматические, сценарные.
  • Пантомимы и хореографические постановки.
  • Музыкальные, а также аудиовизуальные.
  • Графические.
  • Архитектурные.
  • Декоративно-прикладные.
  • Фотографические.
  • Географические.
  • Программные.

Данный перечень не является полным – он приведен в данной статье Гражданского Кодекса лишь в качестве точного перечня произведений, которые однозначно могут быть отнесены к таковым объектам. При этом этот перечень также включает понятие других произведений, к которым можно отнести и иные явления и предметы.

Уточнения, которые устанавливает вышеозначенная статья ГК РФ по отношению к объектам АП предусматривают, что таковыми являются и производные от существующих произведений, а также составные части произведений. Более того, с точки зрения законодательства, отдельными объектами АП могут признаваться и элементы части произведения, например, персонажи, придуманные миры, наименования и иные составляющие творческого замысла, если таковые были выражены в объективной форме.

АП распространяются на объекты, которые как были, так и не были обнародованы. При этом достаточным фактором для существования АП может выступать любое выражение сути объекта – как в письменном, так и в устном, графическом, звуковом или объектно-пространственном виде. Защита же таковых АП не требует обязательной регистрации или каких-либо иных процессуальных действий, но допускает их исполнение.

Не считаются объектами АП сугубо информационные и новостные сводки, официальные символы и знаки, относящиеся к государствам, территориальным и муниципальным образованиям, валюте и другим подобным структурам. Также, не входит в категорию объектов АП и народное творчество. Официальные документы тоже не могут считаться объектами АП, равно как и концепции, идеи, методы и способы решения определенных задач, языки программирования, открытия, геологическая информация и иные решения технически-изобретательного характера. Однако защита таковых явлений может осуществляться в рамках других правоотношений, касающихся интеллектуальной собственности, например, в формате патентного права.

Сходным понятием с АП, а также с их объектами являются смежные права. К таковым относится, в первую очередь, исполнение произведений, базы данных, фонограммы и сообщения эфирных передач либо конкретные публикации в сфере защиты прав публикатора. Смежные права охраняются аналогично авторским. Примером объектов смежного права может быть создание унифицированной базы данных народного творчества либо конкретная постановка какого-либо театрального произведения отдельной актерской труппой.

Кроме этих двух основных категорий также можно выделить в отдельные категории субъектов АП общество оно является субъектом при переходе произведения в общественное достояние, и лицензиата.

Понятие, субъекты и объекты авторского права

В понятие интеллектуальной собственности входят авторское право и смежные права, а также промышленные права права на товарные знаки, изобретения, полезные модели, промышленные образцы и некоторые другие объекты.

Вопросы соавторства

Соавторы – специфические субъекты рассматриваемого состава участников. Это лица (два и более), совместные творческие усилия которых в своем конгломерате позволили создать произведение и приобрести совместные авторские права.

Соавторство дифференцируется на два вида:

  1. Раздельное. Формат предполагает разграничение составных частей и возможность каждого автора использовать принадлежащую ему составляющую на независимых началах. Это актуально, например, для оперы, в рамках которой музыка и либретто принадлежат авторству разных субъектов и могут использоваться обособленно, но вместе формируют целостное произведение.
  2. Нераздельное. Произведение коллективного формата не может утратить состояние единого целого и использоваться по частям каждым автором. Наглядный пример – «Двенадцать стульев» авторства двух известных литераторов.

Если соглашением или законом не очерчены рамки соавторства, по умолчанию считается, что результаты совместного труда и творчества могут использоваться только при согласовании поведенческой линии и получении одобрения всех авторов. При этом законодатель не конкретизирует момент, когда именно соглашение о соавторстве считается достигнутым. Это допускается на любой стадии процесса создания, а также после окончательного завершения всех этапов.

На сегодняшний день вопрос обязательности достижения соглашения как ключевого условия соавторства остается дискуссионным. В судебной практике нет согласованной концепции. Так, решением Ставропольского суда в 2010 году изложена позиция, что предварительное соглашение между авторами – это не обязательное условие признания факта, что имеет место соавторство.

Например, композитор может написать музыкальный материал на уже изданные и опубликованные ранее стихотворения другого автора. При этом получение предварительного согласия не требуется.

Формат предполагает разграничение составных частей и возможность каждого автора использовать принадлежащую ему составляющую на независимых началах.

Понятие и источники авторского права. Объекты и субъекты авторских и смежных прав.

В объективном смысле авторское право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства (выступает в качестве подотрасли гражданского права).

В субъективном смысле авторское право – совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.

Принципы авторского права:

а) принцип свободы творчества;

б) принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества;

в) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора;

г) принцип свободы авторского договора.

Источниками авторского права, как и гражданского права в целом, служат международные договоры РФ, законы и иные правовые акты РФ, а также обычаи. В настоящее время помимо четвертой части ГК РФ авторско-правовые отношения регулируются рядом указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Из числа международных договоров РФ наибольшее значение в качестве источников авторского права имеют Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 г., вступившая в силу для Российской Федерации с 13 марта 1995 г., и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г., действующая для России в первоначальной редакции с 27 мая 1973 г., а в редакции 1971 г. – с 9 марта 1995 г. Кроме того, источниками авторского права служат Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 г., и Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, подписанная в Брюсселе 21 мая 1974 г. и ратифицированная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1988 г.

К авторско-правовым отношениям применяется общий принцип, согласно которому, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются нормы международного договора (п. 2 ст. 7 ГК).

В соответствии со статьёй 993 ГК объектами авторского права являются:

– литературные и музыкальные произведения;

– произведения сульптуры, живописи, графики, архитектуры;

– переводы, энциклопедии, карты, компьютерные программы;

– научные произведения (учебники, базы данных).

Не являются объектами авторских прав:

1) Официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления, международных организаций (нормативные акты, судебные решения и т.п.), а также их официальные переводы.

2) Государственные и муниципальные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.).

4) Сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер.

Авторские права не распространяются на:

– идеи, концепции, принципы,

– методы, процессы, системы, способы,

– решения технических, организационных или иных задач,

Условие признания произведения объектом авторского права: индивидуальность произведения.

Субъекты авторского права делятся на две категории:

– первоначальные – это авторы (соавторы) творческих произведений;

– производные – это наследники авторов (соавторов) и иные правопреемники.

Авторы.Существует презумпция того, что лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором. Гражданин считается автором с момента создания произведения.

Правообладатели – автор или же лица, которым автор передал или к которому от автора перешло исключительное право на произведение.

Авторы и иные обладатели смежных прав (а также обладатели смежных с авторскими прав) могут объединяться в особые некоммерческие организации – организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами. Эти организации а) выдают лицензии на использование переданных им в управление объектов, б) собирают вознаграждение за использование объектов по выданным лицензиям, в) собирают платежи за использование объектов, которое допускается без согласия правообладателей, г) распределяют полученные средства.

Субъектом первоначального авторского права всегда является гражданин(физическое лицо), а субъектом производного – может быть не только гражданин, но и лицо юридическое, которому переданы имущественные права автора по авторскому договору.

Объект авторского права может быть создан впорядке выполнения служебного задания одним работником или группой работников (соавторов). В такой ситуации объект авторского права будет являться служебным. Автор или соавторы служебного объекта авторского права будут обладать только личными неимущественными правами, а имущественные права в таком случае принадлежат нанимателю. Автор принимает на себя обязательство передать нанимателю право коммерческого использования произведения, а наниматель обязуется выплачивать автору возна­граждение сверх оплаты его труда по трудовому договору за право коммерческого использования этого произведения. Коммерческим использованием считается получение прибыли (дохода) от реализации произведения путем публикации, воспроизведения и распространения.

Возраст и состояние здоровья создателя произведения значения не имеет, т. е. реализовать свой творческий потенциал путем создания произведения можно в любом возрасте, независимо от состояния здоровья. Однако возможность самостоятельно осуществлять авторские права, передавать их другим лицам или оспаривать свое авторство в суде наступает только по достижении 14лет.

Смежные права – это права, предоставляемые для охраны интересов исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания в связи с публичным использованием произведений авторов, всевозможных выступлений артистов или доведения до всеобщего сведения событий, информации и каких-либо звуков или изображений.

К объектам смежных прав относятся: исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания.

Исполнение произведения – это представление произведения действием. Например, посредством игры, пения, танца, демонстрации с помощью проекционного аппарата или других технических устройств, таких как радио, телевидение, микрофоны. Фонограмма – это любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков. Передача организации эфирного или кабельного вещания– это передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу и за счет ее средств – другой организацией. Передачи могут быть творческого характера (фильмы, тематические и проблемные передачи) и технического (новости, спортивные события).

К субъектам смежных прав относятся: исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания.

Исполнителем может быть актер, певец, танцор, музыкант. Производителем фонограмм может быть физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись какого-либо исполнения. Организациями эфирного и кабельного вещания являются организации радио и телевидения.

Первичные правообладателиОбъектыОграничения
– Артисты-исполнители и дирижёры – Режиссеры-постановщики спектаклей– Исполнение произведения литературы, искусства и народного творчества – Постановка театрально-зрелищного представленияФорма исполнения и постановки должна допускать их воспроизведение и распространение с помощью технических средств
Изготовители фонограммВпервые осуществленные звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображенийЗа исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение
Организации эфирного или кабельного вещанияСообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач
Изготовители баз данныхСовокупность самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМВ части охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования материалов
ПубликаторыПроизведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояниеВ части охраны прав публикаторов таких произведений

Содержание и защита авторских прав.

Исключительное имущественное право на произведение – это право на использование произведения (как в целях извлечения прибыли, так и без такой цели) следующими способами:

1) Воспроизведение произведения.

2) Создание производного произведения (за исключением пародии и карикатуры).

3) Распространение произведения.

4) Импорт произведения в целях распространения.

5) Прокат произведения.

6) Практическая реализация проекта.

7) Доведение произведения до всеобщего сведения:

а) опубликование (выпуск в свет);

б) публичный показ (непосредственно либо на экране с помощью технических средств);

в) публичное исполнение (вживую или с помощью технических средств);

г) сообщение в эфир и по кабелю (включая сообщение кодированными сигналами).

Личные неимущественные права автора – это неотчуждаемые и непередаваемые интеллектуальные права:

РазновидностьСодержание
Право авторстваПраво признаваться автором произведения
Право автора на имяПраво использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени (анонимно)
Право на неприкосновенность произведенияЗапрет для всех третьих лиц на: 1) внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений, 2) снабжение произведения иллюстрациями, 3) снабжение произведения предисловием, послесловием, комментариями, пояснениями
Право на защиту произведения от искаженийПраво автора требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в случае извращения, искажения или иного изменения произведения, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию автора
Читайте также:  Покупка квартиры по переуступке в ипотеку

Иные права автора – это интеллектуальные права, занимающие промежуточное положение между имущественными и неимущественными правами:

1) Право на обнародование произведения.

2) Право на отзыв: право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения.

3) Право следования: право автора на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены каждой публичной перепродажи оригинала произведения изобразительного искусства либо автографа литературного или музыкального произведения.

4) Право доступа: право автора требовать от собственника оригинала предоставления возможности воспроизвести произведение изобразительного искусства или возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения архитектуры.

5) Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства по контролю за разработкой документации для реализации проекта и надзору за реализацией проекта.

6) Право автора на вознаграждение за использование: а) служебного произведения; б) программы для ЭВМ и баз данных, созданных по договору.

Защита личных неимущественных прав автора и способы защиты определены в ст. 1251 ГК РФ. Кроме автора, вправе осуществлять защиту права авторства (ст. 1265 ГК РФ) и репутацию наследники автора. Автор также вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно (ст. 1267 ГК РФ).

Способы защиты неимущественных правСпособы защиты исключительных прав
1) Признание права 2) Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения 3) Публикация решения суда о допущенном нарушении
4) Компенсация морального вреда4) Возмещение убытков
5) Восстановление положения, существовавшего до нарушения права5) Изъятие контрафактного материального носителя

81. Права, смежные с авторскими: объекты, субъекты, содержание.

Права, смежные с авторскими– это интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности, а также на результаты деятельности производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания, изготовителей баз данных, публикаторов.

Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны). Объективная форма – это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам.

Статья 1304 – Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Проставление знака охраны смежных прав, которым является латинская буква «P» в окружности, не является условием возникновения исключительного права.

Объекты прав, смежных с авторскими правами:

  • исполнения и постановки;
  • фонограммы;
  • сообщения передач эфирного или кабельного вещания;
  • содержание баз данных;
  • публикации, обнародованные после перехода произведений науки, литературы и искусства в общественное достояние.

Субъекты смежных прав:

  • исполнители и режиссеры-постановщики
  • вещательные организации
  • изготовители фонограмм
  • публикаторы
  • изготовители баз данных.

Виды смежных прав

1) Исключительное право – право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами. Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

  • право авторства
  • право на имя
  • право на неприкосновенность исполнения.

3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими. Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам. Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами.

Срок действия смежных прав

В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта.

1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.

2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.

3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.

4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.

5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

6 Практическая реализация проекта.

6. Виды смежных прав

Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с видами авторских прав. Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему “Виды смежных прав

1) Исключительное право – право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами. Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

  • право авторства
  • право на имя
  • право на неприкосновенность исполнения

3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими. Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам. Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами .

Личные неимущественные права исполнителей охраняются бессрочно.

Авторское право и смежные права: понятие, субъекты, объекты

Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства называют авторскими правами (п. 1 ст. 1255 ГК РФ). К ним относятся:

1) личные неимущественные права – право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения;

2) исключительные права на произведение;

3) иные права – право на обнародование произведения впервые, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Объектами авторских прав становятся:

· произведения науки, литературы и искусства, независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения – они должны быть выражены в той или иной объективной форме – письменной или устной, объемно-пространственной, в виде изображения, звуко- или видеозаписи и т.п.

· программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения, производные произведения (представляющие собой переработку другого произведения) и составные произведения (представляющие собой результат творческого труда по подбору или расположению материала).

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Не являются объектами авторских прав

· официальные документы государственных и муниципальных органов (законы, судебные решения и т.п.),

· символы и знаки этих органов (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.);

· произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

· сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и т.п.).

Субъекты авторского права – лица, которые обладают субъективным правом автора на резуль­тат труда. Это авторы произведений и их правопреемники. Автором результата интеллектуальной деятельности считается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

Обладателями авторского права могут быть рос­сийские граждане, иностранцы, лица без граждан­ства, их наследники и иные правопреемники (неза­висимо от состояния здоровья, возраста, а также гражданской правоспособности). Субъективные ав­торские права возникают у автора в результате фак­та создания произведения. Его права в юридической литературе называются первоначальными.

Закон называет два условия признания произведения авторским: его индивидуальность (оригинальность) и творческий характер. Статья 1257 ГК РФ устанавливает презумпцию авторства лица, указанного в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. Гражданин считается автором с момента создания произведения, независимо от того, что произведение может быть создано по заказу или в порядке служебного задания.

Личные неимущественные права автора(неотчуждаемы и непередаваемы, отказ от этих прав ничтожен):

· само право авторства и право на имя;

· право на неприкосновенность произведения и его защиту от искажений. Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение его иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, при условии, что это не искажает замысла автора, не нарушает целостности восприятия произведения и не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или в иной письменной форме.

· право автора обнародовать свое произведение, т.е. осуществить действие (дать согласие на осуществление действия), которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Это может быть сделано путем опубликования произведения, его публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир, по кабелю или любым другим способом. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения. Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т.п.).

· автор имеет право на отзыв – право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки.

Исключительным правом на произведение считается его использование в любой форме и любым не противоречащим закону способом, независимо от того, совершаются соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели. К таким способам относятся: воспроизведение произведения, т.е. изготовление одного и более экземпляров в любой материальной форме; распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров; публичный показ произведения; импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения; прокат оригинала или экземпляра произведения; публичное исполнение произведения; сообщение в эфир или по кабелю; перевод или другая переработка произведения; практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта; доведение до всеобщего сведения, т.е. таким образом, чтобы любое лицо смогло получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору.

Исключительные права на произведение могут переходить по наследству или передаваться по договору. В случае отнесения исключительного права к составу выморочного имущества оно прекращается, а произведение переходит в общественное достояние.

Закон выделяет два вида коллективных произведений и два вида соавторства — нераздельное и раз­дельное. При нераздельном соавторстве произведение, создан­ное двумя и более соавторами, представляет собой неразрыв­ное целое, части которого не имеют самостоятельного значения. При раздельном соавторстве коллективное произведение явля­ется единым, однако оно состоит из частей, имеющих самосто­ятельное значение, и при этом известно, кем из соавторов со­зданы эти части.

Без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, как правило, допускаются (нижеуказанные действия должны сопровождаться обязательным указанием имени автора и источника заимствования):

· распространение оригинала или экземпляров правомерно опубликованного произведения, уже введенного в гражданский оборот; воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения;

· цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях, а также правомерно обнародованных произведений, в частности в целях раскрытия творческого замысла автора;

· воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений;

· запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций и т.п.

По общему правилу исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор такого произведения раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, на исключительное право распространяются общие правила о сроке. Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение 70 лет после его обнародования, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора.

Читайте также:  Как получить удостоверение многодетной матери?

По истечении срока действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства (как обнародованное, так и необнародованное) переходит в общественное достояние, т.е. может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Авторское право является одним из четырех институ­тов права, входящих в подотрасль «право интеллектуальной соб­ственности». Кроме него в эту подотрасль входят следующие институты:

· средств индивидуализации участников гражданского обо­рота и правового регулирования производимой ими продукции (работ, услуг).

Смежные права — совокупность норм, регулирующих отно­шения, возникающие в связи с созданием и использованием че­тырех объектов:

· передач организаций эфирного и кабельного телевидения.

Смежные права регулируются тем же законом, что и автор­ское право, и часто объединяются авторами учебных пособий с нормами, регулирующими авторское право на создание произ­ведений науки, литературы и искусства, в один институт — «ав­торское право».

Субъекты смежных прав:

a) исполнители (актеры, певцы, музыканты, танцоры и другие лица, исполняющие произведения литературы и искусства, а также режиссеры-постановщики спектаклей I и дирижеры);

b) производители фонограмм, т. е. звуковых записей исполнений или иных звуков;

c) организации эфирного или кабельного вещания, сообщающие произведения, исполнения, постановки, программы для всеобщего сведения по радио и телевидению, включая кабельное.

Охрана смежных прав действует в течение 50 лет после первого исполнения или постановки. Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного по­сягательства охраняются бессрочно.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 245 ;

Обладателями авторского права могут быть рос сийские граждане, иностранцы, лица без граждан ства, их наследники и иные правопреемники неза висимо от состояния здоровья, возраста, а также гражданской правоспособности.

27. Способы защиты авторских и смежных прав

27. Способы защиты авторских и смежных прав Защита авторских и смежных прав – это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения.В зависимости от отрасли права, обеспечивающей защиту авторских и смежных прав, выделяют

Изготовитель фонограммы лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков.

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 1303 ГК РФ

1. Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами).

2. К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, относятся также личные неимущественные права.

Информация об изменениях.

Защита смежных прав

В момент создания объекта включается принцип автоматической охраны – для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация или соблюдение каких-либо иных формальностей. В этом проявляется схожесть их с авторскими правами.

Важно: смежные права осуществляются с соблюдением прав авторских. Например, для исполнения музыкальной композиции нужно получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора, в противном случае у исполнителя не возникают смежные права на исполнение, а также он становится нарушителем авторских прав.

Примечание: действия изготовителя фонограммы исполнения музыкального произведения по указанию на экземпляре последней только своего наименования, без указания имени музыканта-исполнителя, будут признаны неправомерными.

Однако, смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав. В случае, если произведение стало народным достоянием, оно не будет подлежать охране авторским правом, однако, смежные права независимо от этого будут действовать. Равно как в отношении фонограммы исполнения произведения фольклорного творчества возникают смежные права.

Чтобы действовать правомерно, необходимо заключить соответствующие договоры с организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами либо правообладателями.

Законодательство предусматривает случаи использования объектов авторских и смежных прав и без согласия правообладателей, но с обязательной выплатой им вознаграждения.

Перед многочисленными пользователями встает вопрос получения большого количества лицензий , а перед правообладателями вырисовывается необходимость создания специальной организации по коллективному управлению авторскими и (или) смежными правами, действующей в их интересах, обеспечивающей получение вознаграждения за использование прав.

Организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами осуществляют свою деятельность в субъектах Российской Федерации посредством создания филиалов и представительств, заключения агентских договоров. Информацию о их деятельности можно получить на официальных сайтах таких организаций.

Технические методы защиты смежных прав.

Объекты и субъекты авторского права

Механизм охраны распространяется на результаты творчества, которые были выражены создателем в какой-либо форме. Закон содержит примерный реестр объектов, которые смогут получить охрану, а также критерии творческого труда граждан. В этой статье разберем, по каким признакам определяется произведение или иной объект, подлежащие охране.

Автор сможет защитить видео- или аудиозаписи, объект коллективного исполнения.

Объекты и субъекты авторского права и смежных прав.

ТЕМА: Авторское право и смежные права.

Объекты и субъекты авторского права и смежных прав.

Имущественные и личные неимущественные права авторов и правообладателей. Условия возникновения, реализации и защиты авторских и смежных прав.

Коллективное управление имущественными правами авторов.

Авторский договор.

Защита авторских и смежных прав

Объекты и субъекты авторского права и смежных прав.

В международных договорах отсутствуют определение понятий «авторское право» и «смежные права». Строгое определение авторского права в законах ряда стран с переходной экономикой отсутствует, а значит соответствующее законодательство не имеет предмета правового регулирования.

Авторское право представляет собой правовое положение авторов и созданных их творческим трудом произведений литературы, науки и искусства. Правовое положение авторов обеспечивается законодательно закреплённой совокупностью личных неимущественных и имущественных прав на созданные ими произведения искусства, науки или литературы.

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений является важнейшим международным договором в области авторского права. Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» изменён в соответствии с новыми международными нормами и вступил в силу 19 августа 1998 г.

Произведение становится объектом авторского права только при условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме. Произведение – совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения.Пока мысли, и образы автора существуют только в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми и, следовательно, нет потребности в их правовой охране (на практике это и не возможно). Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные. На основании ст. 992 ГК Республики Беларусь общественную значимость приобретают творческие результаты, которые воплощены в какой-либо объективной форме: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и др.), устной (публичное произнесение, публичное исполнение и др.), звуко- или видеозаписи (механическая, магнитная, цифровая и т.д.), изображения (рисунок, эскиз, картина, план, фотокадр), объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение) и в других формах.

Часть произведения (включая его название), которая удовлетворяет требованиям, указанным выше, и может использоваться самостоятельно, является объектом авторского права. Авторское право не распространяется на собственно идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Объектами авторского права, согласно ст. 993 ГК являются:

-литературные произведения (книги, брошюры, статьи, лекции, речи, выступления, проповеди, произведения личного характера – письма, дневники и т.д.);

-драматические и музыкально-драматические произведения, произведения хореографии, пантомимы и другие сценарные произведения (предназначенные для исполнения на сцене);

-музыкальные произведения с текстом и без текста;

-аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

-произведения скульптуры, живописи, графики, литографии и др. произведения изоискусства;

-произведения прикладного искусства;

-произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

-фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

-карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и др. наукам;

-производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, муз. аранжировки и др. переработки произведений науки, литературы и искусства),

-сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и др. составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда,

Не являются объектами авторского права:

-официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а так же их официальные переводы,

-гос. символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные знаки),

-произведения народного творчества.

Субъектами авторского права являются:

1) авторы (граждане Республики Беларусь и иностранцы), их наследники и иные правопреемники;

2) само государство-Республика Беларусь. Республика Беларусь является субъектом авторского права только на те произведения, которые перешли к государству в соответствии с Гражданским кодексом БССР, действующим в 1964 году. (На основании его авторское право переходило в собственность государства в следующих случаях: 1) при объявлении произведения достоянием государства, в отношении которого истек срок авторского права; 2) выкупа у автора или его наследников. Положения ГК БССР, были отменены Законом от 16 мая 1996 г. «Об авторском праве и смежных правах»).

Согласно ч. 2 ст. 4 Закона «Об авторском праве и смежных правах», под автором понимается физическое лицо, творческим трудом которого было создано произведение. Автором может являться любое лицо, независимо от его возраста и дееспособности (недееспособные лица и лица ограниченной правоспособности). Термин «автор» не применяется ни к юридическим лицам, ни к наследникам, ни к иным правопреемникам автора.

Авторское право может принадлежать нескольким лицам-соавторам. Соавторство может заключаться как в выполнении соавторами однородного по своему характеру труда, например, в совместном написании учебника, так и в выполнении несколькими лицами труда, различного по своему творческому характеру (например, музыку балета пишет композитор, а постановку осуществляет хореограф).

Соавторство бывает двух видов: раздельным и нераздельным:

Соавторство раздельноеСоавторство нераздельное
При этом виде соавторства произведение состоит из отдельных частей, имеющих самостоятельное значение, причем известно, кем из соавторов эти части созданы. Согласно ст.10 Закона «Об авторском праве и смежных правах», авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух и более лиц, принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значениеОно возникает в отношении произведения, которое представляет собой одно неразрывное целое произведение. При таком соавторстве выделить долю каждого автора в произведении невозможно, по этой причине все соавторы пользуются неделимым авторским правом на все произведение в целом и на каждую его часть. С авторами-создателями такого произведения заключается один авторский договор. В случае нарушения кем-либо из соавторов обязательств, связанных с созданием произведения, весь авторский коллектив несет за это ответственность

Не все субъекты авторского права пользуются одинаковыми правами на одно и то же произведение. Одни субъекты обладают авторским правом на произведение в силу факта его создания, другие приобретают определенные авторские правомочия в порядке наследования, по авторскому договору или иным основаниям. В связи с этим различают субъектов первоначального авторского права (это физическое лицо, создавшее оригинальное произведение, осуществившее перевод, аранжировку или иную переработку оригинального произведения, т.е. являющееся его автором)и производного авторского права(т.е. авторское право, перешедшее от автора к его правопреемникам). Так как Беларусь, входящая в состав СССР, присоединилась ко Всемирной конвенции об авторском праве, в обиход, начиная с 1974 г., вошел термин «правопреемники», которыми признавались лица, имеющие право на переуступку отдельных авторских правомочий.

Авторское право возникает в силу факта создания произведения. На основании пункта 2 ст.9 Закона «Об авторском праве и смежных правах» обладателю авторского права представляется охрана его исключительных имущественных прав помещать на каждом экземпляре своего произведения знак охраны, который состоит из следующих элементов:

1) латинской буквы «с» в окружности – ©;

2) имени (наименования) обладателя исключительных прав;

2 само государство-Республика Беларусь.

Субъекты авторских и смежных прав

Первичными или первоначальными субъектами авторского права являются авторы произведений литературы, науки и искусства. В отличие от раннего законодательства в ст. 1257 Гражданского кодекса Российской Федерации автор произведения определен следующим образом.

Автор – это гражданин, творческим трудом которого создано произведение.

Несмотря на кажущуюся простоту, это определение нуждается в пояснениях.

Во-первых, первичными субъектами авторского права являются авторы произведений. Субъектами авторского права могут быть создатели иных объектов интеллектуальной собственности, поскольку заявочная документация, которую они подают в патентное ведомство для получения охранных документов (патентов, свидетельств), является объектом авторского права.

Во-вторых, при создании произведений совместным творческим трудом нескольких лиц все они признаются соавторами. Однако соавторами не могут быть лица, оказывавшие автору материальное, организационное, техническое или иное содействие или помощь, которые не имели творческого характера.

Читайте также:  Завещание совершаемое в чрезвычайных обстоятельствах

В-третьих, категория “гражданин” вместо категории “физическое лицо”, использовавшейся в раннем законодательстве, представляется более узкой, поэтому использование категории “физическое лицо” представляется предпочтительным.

Поскольку личные неимущественные права автора признаются неотчуждаемыми и непередаваемыми, то субъектами личных неимущественных прав могут быть только авторы произведений литературы, науки и искусства.

Исключительное авторское право может принадлежать не только автору произведения, но и иным лицам – правообладателям авторского права. Причем принадлежность исключительного права тому или иному лицу устанавливается по закону или по договору.

По закону или по договору субъектами исключительного авторского права могут быть не только авторы произведений, но и иные лица:

– работодатели авторов служебных произведений;

– издатели некоторых видов произведений;

– правопреемники юридических лиц;

– правообладатели объектов авторского права.

Наследники авторов – это физические или юридические лица, которые по закону или завещанию наследуют исключительные права авторов на те или иные произведения.

Работодатели авторов – это физические или юридические лица, которые оплачивают работу авторов по созданию служебных произведений.

Издатели некоторых видов произведений – это физические или юридические лица, выпускающие в свет энциклопедии, энциклопедические словари, газеты, журналы и иные периодические издания, в том числе сборники научных трудов.

Правопреемники юридических лиц – это лица, к которым перешли исключительные права по закону, договору или в силу других юридических оснований, например при реорганизации юридических лиц.

Правообладатели объектов авторского права – любые физические и юридические лица, обладающие исключительными правами на объекты авторского права.

В Бернской конвенции сформулирован принцип презумпции обладателя авторского права, в соответствии с которым автор охраняемого произведения рассматривается таковым при отсутствии доказательства иного, если имя автора обозначено на произведении обычным образом . Признание авторства необходимо для того, чтобы автор имел право на возбуждение судебного преследования во всех странах Бернского союза в отношении любых лиц, допустивших незаконное использование его произведения.

§ 3.2. Субъекты смежных прав

В соответствии с Римской конвенцией к субъектам смежных прав отнесены исполнители, производители фонограмм, организации вещания. Хотя многие страны придерживаются этой классификации, в последние годы некоторые государства расширили число субъектов смежных прав, включив в них прежде всего производителей (изготовителей) инвестиционных баз данных, аудиовизуальных исполнений и публикаторов. Таким образом, субъектами смежных прав в настоящее время могут признаваться следующие физические и юридические лица:

– производители инвестиционных баз данных;

– производители аудиовизуальных исполнений;

– публикаторы посмертных произведений;

– правопреемники тех или иных юридических лиц;

– иные правообладатели объектов смежных прав.

Исполнители – это актеры, певцы, музыканты, танцоры или иные лица, которые исполняют произведения литературы, искусства или народного творчества посредством игры, пения, чтения, декларирования, игры на музыкальных инструментах, танца или каким-либо иным образом. Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 1313 относит к исполнителям режиссеров-постановщиков исполнений и дирижеров.

Производители фонограмм – это лица, взявшие на себя инициативу и ответственность за первые звуковые записи каких-либо исполнений или иных звуков. В Гражданском кодексе Российской Федерации вместо международно признанного термина “производитель” (producer) ошибочно используется термин “изготовитель”. Дело в том, что изготовить можно несколько экземпляров фонограмм, а произвести – неограниченное количество.

Организации вещания – это организации радиовещания, эфирного, кабельного и спутникового телевидения, а также компьютерного сетевого вещания (web-casting), создающие свои собственные передачи и объекты авторского права или смежных прав или использующие передачи других лиц или организаций.

Производители инвестиционных баз данных – это лица, которые обеспечивают существенные инвестиции в создание баз данных. В Гражданском кодексе Российской Федерации использован термин “изготовитель” (maker), являющийся формально правильным, но ошибочным по существу, поскольку он не подразумевает производства товаров, которые воплощены в базах данных, что имеет серьезные последствия, вскоре они будут обсуждены.

Производители аудиовизуальных исполнений – это физические или юридические лица, которым переданы исключительные права исполнителей по договорам на создание аудиовизуальных исполнений.

Публикаторы посмертных произведений – физические или юридические лица, которые впервые обнародуют произведения, срок охраны которых истек, т.е. перешедшие в общественное достояние. Термин введен для отличия от издателей, обнародующих произведения, срок охраны которых не истек.

Наследники исполнителей – это физические или юридические лица, которые по закону или завещанию наследуют исключительные права исполнителя на те или иные исполнения.

Работодатели исполнителей – это лица, которые по договору оплачивают участие исполнителей в тех или иных исполнениях.

Правопреемники юридических лиц – лица, к которым перешли исключительные права в силу закона, договора или других юридических оснований, например при реорганизации юридического лица (производителя фонограмм, вещательной организации и т.д.).

Правообладатели объектов смежных прав – любые лица, обладающие по договору исключительными правами на объекты смежных прав.

– правопреемники тех или иных юридических лиц;.

Субъекты и объекты авторского права

Субъекты и объекты авторского права.

Понятие и источники авторского права. Объекты и субъекты авторских и смежных прав

АВТОРСКОЕ ПРАВО интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства.

Автору произведения принадлежат следующие права:

1) исключительное право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора на имя;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения.

В случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (часть четвертая) , автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 статьи 1255 ГК РФ, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства – ст. 1255 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ.

Возникновение авторских прав непосредственно связано с фактом создания произведения. При этом не требуется специального оформления или регистрации, но для обеспечения доказательства авторства и дополнительной защиты правообладателями авторских прав осуществляется регистрация прав >>>

Авторское произведение считается существующим с момента его фактического создания.

Произведением признается результат творческой деятельности автора. Для того, чтобы произведение могло получить охрану, оно должно не только возникнуть в сознании автора, но также получить объективную форму выражения, то есть стать доступным для восприятия других людей.

Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-либо объективной форме.

Автором произведения признается только физическое лицо, своим творческим трудом создавшее произведение (статья 1257 ГК РФ).

При соавторстве авторские права принадлежат каждому из авторов.

Изначально, при создании произведения автор обладает исключительным авторским правом, т.е. вправе запрещать использовать произведение третьим лицам.

• Личные неимущественные авторские права

• Исключительное право на произведение

Так, одно или совокупность указанных прав автора определяют вид использования произведения в повседневной жизни. Например, для изготовления экземпляров произведения и их продажи необходимо обладать имущественными авторскими правами на воспроизведение (создание копий) и распространение (продажу) произведения.

За исключением служебных, при создании произведения сам автор изначально обладает исключительными авторскими правами, т.е. вправе разрешать или запрещать использовать произведение третьим лицам.

Исключительное право может быть передано любому третьему лицу только обладателем исключительных авторских прав(автором либо иным правообладателем) неограниченное количество раз.

Для передачи авторских прав составляется и заключается лицензионный договор.

Правообладатель в целях оповещения третьих лиц о своих правах уполномочен ставитьзнак охраны авторских прав, собственное имя (наименование) и год первого опубликования работы на каждом экземпляре произведения.

Закон устанавливает срок охраны произведения в течение всей жизни автора и 70лет после его смерти (последнего из авторов при соавторстве).

Авторское право на произведение,обнародованное анонимно или под псевдонимом, а также впервые выпущенное в свет после смерти автора действует в течение 70 лет после даты его правомерного обнародования (выпуска в свет). При раскрытии личности автора сроки авторско-правовой охраны исчисляются согласно общему правилу.

Однако в любом случае исчисление сроков,предусмотренных законом, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

Неимущественные права автора охраняются бессрочно.

Авторские права на некоторые произведения:

1. Авторские права составителей сборников и переводчиков

2. Авторские права на аудиовизуальные произведения

3. Авторские права на служебные произведения

ОБЪЕКТАМИ АВТОРСКИХ ПРАВ ЯВЛЯЮТСЯ произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения;

производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

другие произведения (ст.1259 ГК РФ четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации).

Содержание и защита авторских прав.

Защита авторских прав, как и защита смежных, патентных и других прав интеллектуальной собственности обеспечивается предусмотренными законодательством способами с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права» (пункт 1 статьи 150 ГК РФ).

Любые лица, использующие произведение, вправе осуществлять такое использование только с согласия автора или правообладателя, кроме случаев использования произведения в пределах законодательно установленных исключений (например, цитирование, распространение (продажа) экземпляров произведения, правомерно выпущенных в гражданский оборот с согласия правообладателя, и т.д.).

Подтверждением согласия обладателя исключительного права на произведение на его использование является лицензионный договор, заключаемый между правообладателем и пользователем (лицом, использующим произведение).

Таким образом, для доказывания наличия нарушения исключительного права на произведение необходимо и достаточно одновременное наличие двух обстоятельств:

1) факта использования произведения каким-либо способом, в том числе совершения в отношении произведения одного из видов действий, предусмотренных статьей 1270 ГК РФ;

2) отсутствия у лица, осуществляющего использование произведения, договора с правообладателем (или предшествующим лицензиатом).

Соответствующие способы защиты прав могут применяться по требованию правообладателей и организаций по управлению правами на коллективной основе, а также иных лиц.

Отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение прав, а также не исключает применение в отношении нарушителя мер, направленных на защиту прав.

В ряде случаев Гражданский кодекс устанавливает специальные способы защиты прав, предназначенные для применения только при нарушениях в отдельных случаях, в частности, нормы о возможности взыскания специальной компенсации за нарушение исключительного права.

Защита авторских прав (Статья 1252 ГК РФ) может осуществляться путем направления претензии о нарушении и предъявлением требования к нарушителю прав:

• о признании права;

• о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

• о возмещении убытков (в частности, за использование без договора);

• об изъятии материального носителя (оборудования, устройств и материалов);

• о публикации решения суде о допущенном нарушении прав (такое требование может быть предъявлено к любому нарушителю исключительного права вне зависимости от наличия его вины).

Следует специально отметить, что ответственность, какая установлена за бездоговорное использование произведений, несут лицензиаты, вышедшие за пределы использования произведения, установленные лицензионным договором.

За различные случаи нарушений авторских прав законодательством установлена ответственность:

Правообладатели понимать необходимость заранее позаботиться об охране и защите прав интеллектуальной собственности и зарегистрировать права.

81) Права, смежные с авторскими: объекты, субъекты, содержание.

Смежные права с английского языка дословно будут переводиться как соседствующие (neighboring) или связанные, относящиеся к чему-либо (related). И на самом деле, смежные права представляют собой такие права, которые обусловлены существованием имущественных авторских прав.
Согласно главе 71 Закона обладателями смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, а также организации эфирного и кабельного вещания.

Из Закона можно вывести определенные основания легитимности использования смежных прав. Так, за исполнителем признаются определенные права только в случае соблюдения исполнителем прав автора исполняемого произведения. В свою очередь производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором соответствующего произведения.

Правовое регулирование сферы смежных прав представляется наиболее сложным по сравнению с областью авторских, по этому в большей степени требует участия специалиста в решении того или иного вопроса, связанного с использованием смежных прав.

Срок действия смежных прав равняется 50 годам с момента после первого исполнения или постановки либо с момента первого опубликования для фонограммы, либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока, либо после осуществления организацией эфирного или кабельного вещания первой передачи в эфир или по кабелю.
Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства охраняются бессрочно.

Закон предусматривает отдельные правила исчисления срока действия смежных прав в случае репрессии и посмертной реабилитации исполнителя, работы во время Великой Отечественной войны или участия в ней.

Следует специально отметить, что ответственность, какая установлена за бездоговорное использование произведений, несут лицензиаты, вышедшие за пределы использования произведения, установленные лицензионным договором.

Добавить комментарий