Охрана труда при ГО и ЧС

Как организовать работу по гражданской обороне в связи с пандемией COVID‑19. Советы практика

Из статьи узнаете, как подготовить работников к чрезвычайной ситуации, каковы основные правила поведения при введении режима повышенной готовности и что нужно сделать работодателю. Скачайте два полезных документа для работы

Вопросы и внимание к гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в связи с пандемией COVID-19 стали актуальнее:

  • изменилось законодательство, ввели новые требования к действиям населения, во многих регионах продолжает действовать режим повышенной готовности.

Что такое гражданская оборона и чрезвычайная ситуация.

О проведении вводного инструктажа по гражданской обороне

МЧС РФ подготовило письмо, в котором приводит примерный порядок организации и проведения вводного инструктажа по гражданской обороне.

Назначить ответственное лицо из числа специалистов по ГО, руководителя занятий по гражданской обороне или руководителя предприятия при условии прохождения им необходимой подготовки.

Охрана труда при ГО и ЧС

Уважаемые сотрудники и студенты !

Решение проблем безопасности и охраны труда должно обеспечиваться на каждом рабочем месте, в каждом учебном корпусе, в каждом кабинете, аудитории, на базе практики и т. д.

В последние годы в учебных корпусах института многое сделано для обеспечения безопасности профессорско-преподавательского состава, сотрудников, студентов.

Специфика работы профессорско-преподавательского состава, отсутствие кабинета по охране труда, необходимость повышения информированности каждого сотрудника и студента в области безопасности ускорили создание данного сайта . Причиной аварийности и травматизма (60-90% случаев) являются не инженерно-конструкторские дефекты, а организационно-психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка специалиста на соблюдение безопасности, пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояний, снижающих надежность и безопасность деятельности специалиста.

Вы сможете найти нормативные правовые материалы, локальные акты, инструкции, рекомендации, информацию о состоянии охраны труда в институте. Ждем Ваши предложения, вопросы, пожелания.

Специалист по охране труда

Адрес: 625003, г.Тюмень, ул. Республики, 19, каб. 404

Телефон: 8 (3452) 29-72-25

Основные направления деятельности службы охраны труда:

  1. охрана труда и обеспечение безопасности образовательного процесса, сохранение жизни и здоровья работников и обучающихся в процессе их трудовой и образовательной деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и другие мероприятия;
  2. организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
  3. контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, устава института, коллективного договора, других локальных нормативных правовых актов организации;
  4. организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;
  5. информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;
  6. изучение и распространение передового опыта по охране труда,
  7. пропаганда вопросов охраны труда.

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья т работников;
  • принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • государственное управление охраной труда;
  • государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
  • государственная экспертиза условий труда;
  • установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
  • профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;
  • распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
  • участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
  • подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;
  • организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
  • обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
  • международное сотрудничество в области охраны труда;
  • проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда (статья 210).

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (статья 211).

Обязанности работника в области охраны труда:

  • соблюдать требования охраны труда;
  • правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
  • немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
  • проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами (статья 214).

Расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

К лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, в частности, относятся:

    студенты и учащиеся образовательных учреждений всех типов, проходящие производственную практику;

лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно-полезных работ;

Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли:

в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;

при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;

при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;

при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и другие);

при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время;

при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.

Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат также события, если они произошли с лицами, привлеченными в установленном порядке к участию в работах по предотвращению катастрофы, аварии или иных чрезвычайных обстоятельств либо в работах по ликвидации их последствий. (статья 227 ТК).

при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.

Краткое содержание порядка реализации вводного инструктажа по гражданской обороне

1. Общие положения.

Читайте также:  Посреднические услуги

2. Организация и проведение вводного инструктажа по гражданской обороне.

3. Планируемые результаты прохождения вводного инструктажа по ГО.

4. Примерная программа вводного инструктажа по ГО.

5. Журнал учёта вводного инструктажа по гражданской обороне.

вероятность попадания организации в зоны возможных разрушений, радиоактивного загрязнения, химического заражения и катастрофического затопления;.

Организация и проведение инструктажа по ГО ЧС на рабочем месте

Руководство предприятий, независимо от масштабов и формы собственности, обязуется организовать каждому своему сотруднику вводный инструктаж по гражданской обороне и поведению в случае чрезвычайной ситуации. Такое требование установлено на законодательном уровне, что продиктовано очевидной необходимостью профилактических мер во избежание массовых потерь в случае военных конфликтов, стихийных бедствий, техногенных катастроф и т.д.

Каждый новый работник обязуется пройти инструктаж по ГО и ЧС в первые 35 дней своей работы, за что назначаются ответственные лица. Кроме того, инструктаж для всех сотрудников с целью обновления знаний и навыков осуществляется в компании ежегодно. Он проводится согласно специально разработанной инструкции, включающей следующие темы:

  1. Общие положения касательно угроз, возникающих при стихийном бедствии, техногенной катастрофе или вооруженном конфликте. Система массового оповещения о произошедшем.
  2. Детальная информация по поводу правильного порядка действий для каждого представителя рабочего штата при рисках возникновения чрезвычайной ситуации.

Эта инструкция должна быть адаптирована для каждого конкретного предприятия с учётом особенностей его расположения и возможных угроз, которые могут возникнуть для его персонала. Кроме того, перед утверждением программы инструктажа учитывается специфика и сфера деятельности компании, её организационная структура, кадровая политика и т.д. Также внимание составителя программы должно быть обращено на следующие факторы:

  • потенциальная опасность промышленного оборудования, которое используется на предприятии;
  • план гражданской обороны организации, план действий в случае ЧС на объекте;
  • вероятность попадания предприятия в зону поражения при военном конфликте, использовании ядерного оружия, техногенной катастрофе, стихийном бедствии и т.д.;
  • приблизительная оценка возможной обстановки на объекте при ЧС.

Результаты проведённого инструктажа фиксируются в специальном документе, где указывается дата его прохождения для того или иного работника, его Ф.И.О и должность, подписи инструктируемого и инструктора, в также отметку о прохождении материала.

Функции подготовки инструкции и обучения персонала по упомянутым вопросам могут возлагаться на:

  • специалиста с соответствующей квалификацией, который для этой цели был нанят руководством;
  • работник, отвечающий за охрану труда;
  • штатный сотрудник, которому руководство решило передать эту функцию.

Естественно, в последнем варианте ответственный человек должен пройти соответствующую подготовку, а сама разработка программы по гражданской обороне и поведению при чрезвычайных происшествиях может основываться на образцах, предоставленных МЧС (примерная программа инструктажа). В функции ответственного сотрудника будет входить:

  • разработка программы для обучения штата;
  • подготовка и поддержание в должном порядке материалов для тренировок;
  • организация вводного инструктажа для всего кадрового состава;
  • подготовка и внедрение плана обучения и практической подготовки по гражданской обороне и по поведению случае во время катастроф разного характера.

Детальная информация по поводу правильного порядка действий для каждого представителя рабочего штата при рисках возникновения чрезвычайной ситуации.

Каковы требования

К организациям в данной сфере предъявляются следующие требования:

Если же возникает непосредственная опасность чрезвычайной ситуации либо же она уже имеет место, то по отношению к руководству предприятия выдвигаются следующие требования:

Установить по организацииРежим усиленной готовности
Решить относительно того, какая степень реагирования на происходящее должна быть установленаТакже определить иные меры, направленные на обеспечение безопасности работников, а также прочих лиц (не относящихся к персоналу), оказавшихся на территории, за которую несет ответственность эта компания
Известить органы власти и муниципалитеты, а также ведомстваОтветственные за предупреждение ЧС ми устранение его последствий относительно происходящего

При этом в частности обязанность по предотвращению таких происшествий и устранению их последствий ложится на руководителя компании.

Кроме того, оговаривается, что если на предприятии трудится менее полусотни человек, то для нее установлено освобождение от обязанности резервирования материальных ресурсов и создания системы информирования относительно ЧС.

Также нет необходимости планировать, каким образом будет производиться ликвидация его последствий.

Также нет необходимости планировать, каким образом будет производиться ликвидация его последствий.

–>ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА И ЗАЩИТА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ –>

В публикации рассмотрены организационные вопросы проведения вводного инструктажа по гражданской обороне (ГО). Статья содержит образец приказа о проведении вводного инструктажа по ГО, примерную программу вводного инструктажа, а также форму журнала учета проведения вводных инструктажей по ГО.

Постановлением Правительства РФ от 19.04.2017 N 470 внесены изменения Положение о подготовке населения в области гражданской обороны (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841). В новой редакции Положения записано, что организации:

1) разрабатывают программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне;

2) организуют и проводят вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы.

Как видно из текста Положения, программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне разрабатывают сами организации. И это понятно, так как организации имеет свою специфику производственной или иной деятельности, имеют разную численность работников, относятся к разным категориям по ГО и т.д. Понятно, что задачи атомной электростанции в области ГО будут отличаться от задач, стоящих перед небольшой организацией, не отнесенной к категории по ГО. Именно поэтому обязанность по разработке программы проведения вводного инструктажа по ГО и возложена на саму организацию, которая должна учитывать особенности своей деятельности, в том числе в особый период.

Обычно в организации издается приказ о проведении вводного инструктажа по ГО с вновь принятыми работниками. Указанным приказом утверждается лицо, ответственное за проведение инструктажа, место и время проведения инструктажа, программа вводного инструктажа и форма журнала регистрации инструктажа. Указанные документы предъявляются при проведении проверок проведения инструктажей контролирующими органами (образец приказа о проведении вводного инструктажа по гражданской обороне в организации представлен в приложении к статье).

Вводный инструктаж по ГО с вновь принятыми работниками обычно проводит уполномоченное лицо на решение задач в области ГО в организации, или иной работник, имеющий соответствующую подготовку в области ГО. Все решается руководителем организации (он же начальник ГО на своем объекте) в зависимости от количества поступающих на работу, величины организации, поставленных перед ней задач в области ГО, категории организации по ГО, наличия учебных классов и их материально-технического оснащения и других факторов. Возлагать указанные полномочия на специалистов служб охраны труда или кадровых работников организаций, не прошедших соответствующей подготовки в области ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций, нецелесообразно.

Мы уже писали, что при отсутствии официально утвержденных методических материалов наступает разноголосица по вопросам организации вводного инструктажа по ГО. Некоторые считают, что его целесообразно проводить по аналогии с вводными инструктажами по охране труда и пожарной безопасности – в первый день после приема или даже до приема на работу (в процессе оформления документов), не откладывая на потом. Если его проводить просто для «галочки», то да. Ведь понятно, что смешать все в одну кучу и за полчаса изложить это поступающему на работу в виде инструктажа – это значит подойти к делу формально и не получить должного результата от такого «инструктажа». Хотя формально требование о проведении инструктажа будет соблюдено, поступающий распишется в журнале проведения вводного инструктажа и дело будет сделано. Поэтому недаром в Постановлении Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 (ред. от 19.04.2017)
“Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны” обозначены сроки проведения вводного инструктажа по ГО с вновь принятыми работниками – в течение первого месяца их работы. Кроме того, если не торопиться, можно проводить инструктаж с группой поступивших на работу, что поможет не только сэкономить время, но и провести инструктаж на более высоком уровне. Но не забывайте о сроках – в течение первого месяца их работы, иначе это будет нарушением законодательства о ГО.

Вводный инструктаж по ГО и ЧС проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателем. Разработка программы вводного инструктажа по ГО должна находиться во взаимосвязи с системой непрерывного получения знаний, умений и навыков в области ГО. Продолжительность инструктажа устанавливается в соответствии с утвержденной программой.

В перечень тем, включаемых в инструктаж по ГО, должны включаться наиболее важные и актуальные вопросы ГО. При этом нецелесообразно знакомить вновь принимаемого работника с нормативно-правовой базой всех уровней в сфере ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций. При формировании тем вводного инструктажа необходимо исходить из того, что вновь принимаемый работник должен быть готов к осуществлению минимума необходимых действий ГО:

– понимать необходимость применения средств индивидуальной и коллективной защиты при различных опасностях мирного и военного времени;

– уметь пользоваться средствами индивидуальной защиты органов дыхания (далее – СИЗОД), находящимися в организации;

– уметь адекватно и грамотно реагировать на сигналы и информационные сообщения ГО;

– знать порядок своих действий при проведении эвакуационных мероприятий в организации и на территории муниципального образования.

Инструктаж должен носить практическую направленность и содержать конкретные данные и сведения, необходимые работнику в случае выполнения мероприятий ГО в организации или муниципальном образовании (вопросы индивидуальной и коллективной защиты, эвакуации).

В дальнейшем вновь принятый работник включается в систему подготовки в области ГО и защите от чрезвычайных ситуаций, реализуемой в организации через ежегодно проводимое курсовое обучение работающего населения.

Организация проведения вводного инструктажа

Место проведения вводного инструктажа по ГО должно быть оснащено необходимыми документами, графическими и мультимедийными продуктами. В организациях, имеющих уголки (классы) ГО, следует рассмотреть вариант проведения вводного инструктажа в этих помещениях.

При проведении инструктажа в устной форме, он проводится в форме беседы. Для лучшего усвоения содержания инструктажа возможно использование плакатов по вопросам ГО.

При необходимости можно провести инструктаж с несколькими работниками, т.е. допустимо проведение группового вводного инструктажа.

В ходе проведения вводного инструктажа рекомендуется провести подгон средства индивидуальной защиты органов дыхания работника, ознакомить его с правилами ношения и применения СИЗОД. Инструктируемый должен записать (запомнить) полученные данные о параметрах, подходящего ему по анатомическим параметрам СИЗОД, и впоследствии знать их наизусть.

Читайте также:  Как составляется завещание на земельный участок?

Вопросы, связанные с местами дислокации защитных сооружений ГО и сборных эвакуационных пунктов, отражаются в соответствии с документами объекта и муниципального образования, с учетом степени открытости распространяемых сведений.

Проведение вводного инструктажа рекомендуется завершить проведением собеседования, с определением уровня усвоения инструктируемым содержания инструктажа. С этой целью рекомендуется заранее разработать перечень вопросов для итогового собеседования. Инструктирующий должен быть готов ответить на возникшие вопросы инструктируемого, поэтому обладание необходимым объемом знаний по специфике инструктажа обязателен.

Проведение инструктажа закрепляется подписью инструктируемого и инструктирующего в соответствующем журнале. Рекомендуется предусмотреть отражение даты проведения вводного инструктажа по ГО в документах кадрового учета организации.

ОБРАЗЕЦ ПРИКАЗА О ПРОВЕДЕНИИ ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ

О проведении вводного инструктажа по гражданской обороне

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 (ред. 19.04.2017) “Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны” приказываю:

1. Вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принимаемыми работниками проводить в течение первого месяца их работы, с записью в журнале учета инструктажей по гражданской обороне.

2.1. Программу вводного инструктажа по гражданской обороне с вновь принятыми работниками (наименование организации), в соответствии с приложением N 1.

2.2. Форму журнала учета проведения вводного инструктажа по гражданской обороне, в соответствии с приложением N 2.

3. Назначить ответственным за проведение вводного инструктажа по гражданской обороне с вновь принятыми работниками ______ (должность, Ф.И.О.).

При наличии структурных подразделений отдельным пунктом указываются ответственные за проведение инструктажа в подразделениях.

4. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.

ПРОВЕДЕНИЯ ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА ПО ГО В ОРГАНИЗАЦИИ

2000 N 841 ред.

Охрана труда при ГО и ЧС

Как организовать работу по ГО и ЧС на предприятии?

Прежде чем приступать к организации системы гражданской обороны, нужно определиться со статусом предприятия.

Так, если имеется мобилизационное задание, которое назначают региональные власти и МЧС, либо есть высокий риск возникновения внештатных ситуаций, либо уникальный культурный статус, такой организации присваивают категорию по гражданской обороне. Это может быть категория особой важности, 1-я или 2-я категории. Каждая из них предъявляет повышенные требования к режиму работы предприятия.

Если же вышеперечисленных признаков нет, то предприятие относят к не категорированным, что, впрочем, ненамного облегчает задачу его руководства. В любом случае придется подготовить документы по ГО и ЧС, разработать схему оповещения при ЧС в организации, проводить инструктажи среди сотрудников и установить стенды.

Кто должен заниматься гражданской обороной в организации?

Закон гласит, что все вопросы, относящиеся к данной сфере, входят в зону ответственности главного руководителя и его заместителя. При чрезвычайной ситуации одно из этих лиц становится начальником штаба гражданской обороны, принимает решения, издает приказы, организует все необходимые мероприятия. Кто должен заниматься гражданской обороной в организации, которой присвоена категория? Разумеется, также ее руководитель, но помимо основных обязанностей (о них – ниже) ему надо будет позаботиться о создании спасательной службы быстрого реагирования.

С чего начать работу по ГО и ЧС в организации?

С этим вопросом следует обратиться в письменном виде в орган, отвечающий за гражданскую оборону в вашем муниципальном образовании или мерию.

В ответ на запрос эти органы предъявляют требования по ГО и ЧС к организациям. Также необходимо подготовить список группы по обучению. В нее обязательно должны входить: директор организации, специалист по решению задач в сфере гражданской обороны, члены штаба и члены эвакуационной комиссии. Когда придет ответ на запрос, можно приступать к созданию плана по гражданской обороне, плана выполнения действий и плана проведения предстоящих мероприятий.

Требования по ГО и ЧС к организациям

Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который в настоящий момент действует в редакции от 23.06.2016, обязывает организации к следующему:

  • планировать и принимать меры по защите своих сотрудников от чрезвычайных ситуаций; планировать и устраивать мероприятия для повышения устойчивости работы своей организации в случае ЧС;
  • обеспечивать создание и поддержание в полной готовности сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, а также теоретическую и практическую подготовку своих сотрудников (инструктажи, специальные курсы, учения и тренировочные мероприятия);
  • создавать и поддерживать в постоянной готовности системы оповещения о ЧС;
  • руководствуясь планами действий по предупреждению и ликвидации последствий, обеспечивать проведение аварийно-спасательных и других работ на предприятии;
  • финансировать мероприятия по защите своих работников от чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечить создание финансовых и материальных резервов для ликвидации последствий;
  • обеспечивать своих работников информацией о защите населения и территорий от ЧС, а также оповещать об угрозе их возникновения или о возникновении;
  • оказывать содействие федеральным органам, осуществляющим защиту населения и территорий от ЧС, в деле установки средств оповещения, распространения информации и так далее.

При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации на территории организации ее руководителю вменяется в обязанность:

  • ввести режим повышенной готовности;
  • проинформировать о ситуации органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий;
  • принять решение об установлении уровня реагирования и других мер с целью защиты от чрезвычайной ситуации своих сотрудников и других лиц на территории организации.

ВНИМАНИЕ! Руководитель предприятия и назначенный им руководитель по ГО и ЧС несут ответственность за проведение всех мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Следует отметить, что в требования по ГО и ЧС для предприятий численностью до 50 человек не входит создание материальных резервов, системы оповещения о чрезвычайной ситуации, а также не нужно разрабатывать план ликвидации аварий.

Уголок и стенды по ГО и ЧС в организации

Для обеспечения эффективной работы по гражданской обороне важную роль играют учебно-тематические стенды. Их задача – наглядно продемонстрировать сотрудникам вашей организации, как вести себя в чрезвычайных условиях, а как – в повседневной жизни, чтобы не допустить возникновения такой ситуации.

Место размещения стендов принято называть уголком по гражданской обороне в организации. Строгих требований к его оформлению нет. Тем не менее, сами стенды должны быть понятными, содержать актуальную информацию, а уголок в целом рекомендуется составлять из 8 основных разделов:

первая помощь пострадавшим;

Схема оповещения при ЧС в организации

Так как залог благоприятного исхода при чрезвычайной ситуации – это быстрота реакции и координация действий, то жизненно необходимой становится разработка схемы оповещения. Какого-то единого образца такого документа не существует, поскольку у каждого предприятия своя структура и особенности режима работы.

Схема оповещения сотрудников в случае чрезвычайной ситуации для предприятия должна быть утверждена руководителем исходя из специфики деятельности, расположения объектов инфраструктуры, количества работников и т.п. Все сигналы оповещения должны быть понятны для всех её работников.

Сигналы оповещения устанавливает руководитель организации, доводит их до работников, определяет обязательный порядок действий по ним, а также проводит регулярные тренировки по сигналам оповещения.

Документы по ГО и ЧС в организации

Итак, какие документы по ГО и ЧС должны быть на предприятии, чтобы при проверке МЧС инспектору было не к чему придраться? Их перечень может сильно отличаться в зависимости от рода деятельности предприятия.

Примерный и наиболее распространенный список:

  • План действий по предупреждению и ликвидации различных ЧС.
  • План гражданской обороны, дополненный подробными приложениями.
  • План запланированных мероприятий для обеспечения противопожарной безопасности на текущий год.
  • Приказ о создании ГО на предприятии и назначение ответственных по этому вопросу. Разработка перечня должностных обязанностей лица, ответственного за ГО на коммерческом предприятии.
  • Схема системы оповещения гражданского населения о чрезвычайной ситуации.
  • Точный расчет имеющегося в наличии обеспечения и документы по выдачи средств защиты для ГО в организации со штатом до 50 человек.
  • Документы о создании нештатных специальных аварийно-спасательных формирований.
  • Документы по вопросам обеспечения бесперебойного функционирования предприятия.
  • Документы, касающиеся проведения необходимых эвакуационных мероприятий.
  • Документы по обучению сотрудников действиям в случае ЧС.
  • Вся необходимая документация по противопожарным мероприятиям.
  • Документы по формированию дежурной диспетчерской службы в организации.

При подготовке любых мероприятий по ГО и ЧС на предприятии нужно учитывать, что требования в нормативных документах и сами законы постоянно меняются. Необходимо следить за изменениями и своевременно реагировать на них.

Точный расчет имеющегося в наличии обеспечения и документы по выдачи средств защиты для ГО в организации со штатом до 50 человек.

Как проводить инструктажи и обучение по гражданской обороне

Со 2 мая 2017 года все организации обязаны проводить с вновь принятыми на работу специалистами вводный инструктаж по гражданской обороне в течение первого месяца работы (постановление Правительства РФ от 19 апреля 2017 г. № 470).

А также со всеми сотрудниками в течение года необходимо проводить курсовое обучение. МЧС подтвердило, что эти обязанности можно возложить на кадровика (письмо от 22 июня 2017 г. № 817-1-1-8). Если проигнорировать это, работодателя оштрафуют на 200 000 рублей (ст. 20.7 КоАП РФ). Поэтому безопаснее назначить ответственных за гражданскую оборону, разработать программу инструктажей, обучения и завести журналы, где будете отмечать их проведение. Ниже Вы найдете рекомендации, возможно, необходимые для Вас.

Каждый работодатель должен проводить мероприятия по гражданской обороне и готовить к этому сотрудников. Обязанность распространяется на все юридические лица, исключений для малых, коммерческих предприятий нет.

Выясните, есть ли у вашей компании категория по гражданской обороне. От этого зависит объем мероприятий, а также количество работников, которым можно поручить эту работу.

Определяем категорию гражданской обороны. По общему правилу, работодатель не запрашивает информацию о своей категории гражданской обороны (п. 11 постановления Правительства РФ от 16 августа 2016 г. № 804 (документ для служебного пользования. – Примеч. ред.)). Если компании присвоят категорию, то об этом ей сообщат в течение месяца. Информацию об этом направят федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, органы исполнительной власти субъектов РФ или МЧС. Но если вы хотите точно знать, есть ли у организации категория по гражданской обороне, направьте письменный запрос в МЧС или органы местного самоуправления.

Сколько выделить людей на гражданскую оборону? Количество сотрудников, которые будут отвечать за гражданскую оборону, зависит от численности организации и от ее категории по гражданской обороне. Поэтому это может быть один работник или отдельное структурное подразделение (п. 2 постановления Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 782, далее – Постановление № 782).

Читайте также:  Кто такой индивидуальный предприниматель, определение

Если ваша компания без категории, введите в штатное расписание одного инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. Но работодатель не обязан принимать отдельного работника на эту должность (п. 5.3 приказа МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230, далее – Приказ МЧС России № 230). Работу поручите по совместительству одному из сотрудников, например, специалисту по охране труда (п. 5.1.2 Приказа МЧС России № 230). МЧС сообщило, что ответственным можно назначить и работника кадровой службы (письмо Главного управления МЧС России по г. Москве от 22 июня 2017 г. № 817-1-1-8).

Руководитель организации не может быть единственным ответственным за гражданскую оборону. В компании обязательно должны пройти обучение как минимум два сотрудника – директор и еще один сотрудник по гражданской обороне (п. 8 Приказа МЧС России № 230).

Для компаний, которые получили категорию по гражданской обороне, требования строже. В таких организациях недостаточно назначить ответственным по гражданской обороне одного из работающих сотрудников по совместительству, необходимо принимать человека по отдельному трудовому договору на основное место работы. Сколько будет работников по гражданской обороне в вашей компании, зависит от численности организации, а также от численности филиала, представительства, если они подпадают под показатели организации для категории по гражданской обороне (таблица ниже).

2 Приказа МЧС России 230.

Охрана труда при ГО и ЧС

Учебный курс учебного центра по го и чс предназначен для работающего населения.

Тема 1. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций, характерных для мест расположения и производственной деятельности организации, а также оружия массового поражения и других видов оружия
ЧС, характерные для мест расположения и производственной деятельности организации, присущие им опасности и возможные последствия их возникновения. Потенциально опасные объекты, расположенные на территории организации и муниципального образования. Возможные ЧС техногенного характера при авариях и катастрофах на них. Опасности военного характера и присущие им особенности. Действия работников организаций при опасностях, возникающих при военных конфликтах. Поражающие факторы ядерного, химического, биологического и обычного оружия. Основные способы защиты работников от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах.

Тема 2. Порядок получения сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления и действий работников организации по ним
Порядок оповещения работников организации и доведения сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией: о воздушной тревоге; химической тревоге; о радиационной опасности; об угрозе катастрофического затопления. Порядок действия работников организаций при получении сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» в рабочее время. Особенности действий работников организаций при получении сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» в нерабочее время.

Тема 3. Порядок и правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации
Виды, назначение и правила пользования имеющимися в организации средствами индивидуальной и коллективной защиты. Порядок получения средств индивидуальной защиты. Практическое изготовление и применение подручных средств защиты органов дыхания. Действия при укрытии работников организаций в защитных сооружениях. Меры безопасности при нахождении в защитных сооружениях. Технические и первичные средства пожаротушения и их расположение. Действия при их применении.

Тема 4. Действия работников при аварии, катастрофе и пожаре на территории организации
Основные требования охраны труда на рабочем месте. Действия при аварии, катастрофе и пожаре на производстве. Порядок и пути эвакуации. Профилактические меры по предупреждению пожара. Основные требования пожарной безопасности на рабочем месте. Действия работников по предупреждению пожара, при обнаружении задымления и возгорания, а также по сигналам оповещения о пожаре.

Тема 5. Действия работников организации при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
Действия по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информационными сообщениями. Действия работников при получении информации о стихийных бедствиях геофизического и геологического характера (землетрясения, извержение вулканов, оползни, сели, обвалы, лавины и др.), во время и после их возникновения. Действия работников при получении информации о стихийных бедствиях метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи, метели, мороз и пр.), во время их возникновения и после окончания. Действия работников при получении информации о стихийных бедствиях гидрологического характера (наводнения, паводки, цунами и др.), во время их возникновения и после окончания. Действия работников при получении информации о возникновении лесных и торфяных пожаров. Меры безопасности при привлечении работников к борьбе с лесными пожарами. Действия по повышению защитных свойств помещений от проникновения радиоактивных и аварийно химически опасных веществ при ЧС техногенного характера. Действия при возникновении военных конфликтов. Действия работников организаций при объявлении эвакуации.

Тема 6. Оказание первой помощи
Основные правила оказания первой помощи в неотложных ситуациях. Первая помощь при кровотечениях и ранениях. Способы остановки кровотечения. Виды повязок. Правила и приемы наложения повязок на раны. Практическое наложение повязок. Первая помощь при переломах. Приемы и способы иммобилизации с применением табельных и подручных средств. Способы и правила транспортировки и переноски пострадавших. Первая помощь при ушибах, вывихах, химических и термических ожогах, отравлениях, обморожениях, обмороке, поражении электрическим током, тепловом и солнечном ударах. Правила оказания помощи утопающему. Правила и техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Тема 7. Действия работников организации в условиях негативных и опасных факторов бытового характера
Возможные негативные и опасные факторы бытового характера и меры по их предупреждению. Действия при бытовых отравлениях, укусе животными и насекомыми. Правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, на водных объектах, в походе и на природе. Способы преодоления паники и панических настроений в условиях ЧС.

Основными нормативными документами данного курса (по состоянию на 04.12.2017) являются:
1. Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ “О гражданской обороне”;
2. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”;
3. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”;
4. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ “О пожарной безопасности”.
5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;
6. Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 № 841 “Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны”;
7. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций”;
8. СанПиН 2.6.1.2523-09. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009);
9. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 31.12.2014) “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”;
10. Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н (ред. от 07.11.2012) “Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи”;
11. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 № 169н “Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам”;
12. Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (утв. МЧС России 22.02.2017 № 2-4-71-8-14);
13. СП 88.13330.2014 “Защитные сооружения гражданской обороны” Актуализированная редакция СНиП II-11-77 Дата введения 2014-06-01;
14. Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций для работающего населения: Учебное пособие. – М.: КГ Термика, 2017.

Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций для работающего населения Учебное пособие.

Основное меню

  • Противодействие Коронавирусу 2019-nCoV
  • Структура
    • Администрация
      • Приемная директора
      • Бухгалтерия
      • Отдел кадров
    • Подразделения
      • Административно-хозяйственный отдел
      • Отдел эксплуатации и содержания зданий
      • Отдел договорной работы
      • Столовая
      • Прачечная
    • Безопасность
      • Отдел безопасности
      • Охрана труда
      • Пожарная безопасность
      • ГО и ЧС
      • Противодействие коррупции
  • Отделения
    • Приемное отделение
      • Пункт по оказанию круглосуточной социальной помощи
    • Отделение социальной помощи
    • Отделение стационарного пребывания
    • Востряково
    • Косино-Ухтомское
    • Дмитровское
    • Ясенево
    • Отделение по оказанию медицинской помощи
  • Социальный патруль
  • Диспетчерская служба
  • Информация о наличии свободных мест
  • Документы
    • Нормативно-правовая база
    • СОУТ
    • Смета расходов Центра
    • Лицензии Центра
    • Деятельность контрольно-надзорных органов
    • Коллективный договор
    • Прочие документы
      • Информация о средней заработной плате административно-управленческого персонала
  • Полезные материалы
    • Телефон Единой справочной службы Мэрии Москвы
  • Горячая линия

Деятельность контрольно-надзорных органов.

Какие организации должны проводить инструктаж по ГО?

Такие действия должны сегодня проводить все современные предприятия и организации. В законе нет четкого обозначения того, кто именно должен инструктировать персонал. Но мы считаем, что это:

  • Разбирающийся в вопросах ГО квалифицированный специалист.
  • Специалист по обеспечению охраны безопасности труда.
  • Назначенный руководством штатный специалист.

Вводный инструктаж по гражданской обороне в организации выполняется только после того, как специалист пройдет необходимую подготовку. Также такой сотрудник подготавливает программы предстоящих мероприятий, руководит учениями и тренировочными процессами.

Порядок выполнения подготовки работающее предприятие должно разработать с обязательным учетом спецификации осуществления деятельности, а также кадровой проводимой политики.

Как образец инструктажа по гражданской обороне на предприятии подойдет «Примерная созданная программа обучения работоспособного населения ГО и ЧС». Пройденное ознакомление по ГО фиксируется в документальном порядке. Для этого заводится журнал по инструктажу, в котором расписываются обе стороны мероприятия. При этом обязательно изучается должностная инструкция по гражданской обороне в организации.

Беседа о сигнале воздушной тревоги, а также выполнении положенных действий.

ИНСТРУКЦИЯ

немедленно организовать защиту воспитанников и работников от поражения;.

Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций

Скидки на дистанционные обучения ОТ:

  • 10% при покупке трех обучений ОТ для формирования комиссии
  • 15% при покупке трех обучений ОТ + обучения ПТМ
  • 20% при покупке трех обучений ОТ + обучения ПТМ + обучения ГО и ЧС

Предложение действует до 30 июня 2020 г.

Скидка по этой акции суммируется со скидкой 10% при повторных обращениях, но общий размер скидки на любой из пакетов не должен превышать 20%.

Программа обучения.

Какая ответственность возлагается за невыполнение обязанностей в сфере ГО и защиты от ЧС?

Ст. 20.6, 20.7 Кодекса об административных правонарушениях предусматривают за невыполнение обязанностей в указанных сферах штрафы:

  • Для должностных лиц: 5 – 20 000 руб.;
  • Для юр.лиц: 50 – 200 000 руб.

Для должностных лиц 5 – 20 000 руб.

Добавить комментарий