Может ли сирота старше 23 лет получить жилье

Получение жилья для сирот старше 23 лет

Права детей сирот на получение жилья после 23 лет отстоять очень сложно, потому что законодательно установлено, что встать в очередь за получением жилья они должны до достижения этого возраста. Какие особенности существуют в процедуре и есть ли какая-то возможность обзавестись собственной квартирой уже в более старшем возрасте? Об этом и поговорим сегодня.

В этом случае он тоже может претендовать на свое жилье, но при установлении факта полной дееспособности врачом.

Верховный Суд РФ допускает возможность внеочередного предоставления жилья сироте после 23 лет

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Ирины (г. Таганрог)

Мне 26 лет, я сирота, за незнанием законов своевременно не обратилась в органы опеки для постановки на жилье. Сейчас обратилась и они говорят – делайте запросы в БТИ и Юстицию – нет ли у лишенных прав родителей жилья. Хотя за мной никакое жилье не числиться, я прописана в деревне в доме без документов и не пригодного для жилья. 1,5 года назад уехала в город с дочкой, работаю, снимаю жилье, дочка в сентябре пойдет в 1 класс. Могу ли я рассчитывать на помощь государства?

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Альфии (г. Самара)

Мой знакомый стал сиротой в 13 лет, а о том что ему положено предоставление жилья узнал в 27 лет. Он обратился в администрацию по месту прописки, где ему сказали собрать определенные документы. Однако, после того, как он привез все нужные документы, у него их принимать не стали, сославшись на возраст. Однако, когда он попросил их написать отказную, чтобы обратиться в прокуратуру, они не стали этого делать и сказали, что он должен был встать на рег. учет по месту рождения. Но я узнала, что если не имеется закрепленного за ним жилого помещения, то ему должны предоставить жилье по месту жительства. Посоветуйте, пожалуйста, что делать и куда обратиться?

Вопрос от читателя Клерк.Ру Сергей (г. Новосибирск)

Имею ли я право на получения жилья, как сирота в 26 лет? Я не знал, что только до 23 лет надо вставать на учет. Я в 24 года пришел и мне отказали! Я живу на койке место, но по праву, как сироте, мне должны предоставить отдельное жилье. Как мне быть?

Мне на почту приходят много писем от граждан, достигших возраста 23 года, которые своевременно не были обеспечены жилым помещением по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Разъясняю действующее законодательство и судебную практику.

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон) четко определяет круг лиц, на которых распространяются дополнительные социальные гарантии. Это: дети-сироты (до 18 лет), дети, оставшиеся без попечения родителей (до 18 лет), лица из их числа (до 23 лет).

23 года – установленный законом пресекательный срок (возраст), после достижения которого социальные льготы не распространяются, а лицо, который мог на них рассчитывать до 23 лет, утрачивает право на дополнительные гарантии, в том числе право на внеочередное предоставление жилого помещения.

В противном случае указанный Федеральный закон четко бы содержал норму, что он распространяется на лиц, ранее относящимся к детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые до 23 лет не успели воспользоваться своим правом на дополнительные гарантии по социальной защите.

Однако такой нормы в Федеральном законе нет, значит он не распространяется на лиц, достигших 23-летнего возраста.

Именно это является позицией самого авторитетного судебного органа России – Конституционного Суда Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.10.2010 № 1282-О-О, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2010 № 1590-О-О).

В указанных определениях Конституционный Суд Российской Федерации указал следующее.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1). Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Абзац 4 статьи 1 Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется.

Между тем Верховный Суд Российской Федерации предусматривает исключение из этого правила.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 год сказано, что достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации допускает возможность лиц, которые ранее относились к льготной категории граждан, реализовать свое право на внеочередное предоставление жилья после 23 лет, но при условии, если претенденты на жилье встали (были поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилье до 23 лет.

В противном случае действует общая норма – претенденты лишаются нереализованного права.

Следует отметить, что практика некоторых судов общей юрисдикции, в том числе судов субъектов Российской Федерации (кассационная инстанция), сводится к том, что, если истец (претендент на жилье из числа бывших льготников) сумеет доказать незаконность действий (бездействия) со стороны органов публичной власти (органов опеки и попечительства, местных администраций и т.п.) в части непринятия ими мер по информированию, содействию детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по вопросам обеспечения жильем, и при этом сумеет доказать принятие самим истцом попыток встать на соответствующий учет в качестве нуждающегося в жилье, получить жилье (эти попытки должны быть сделаны до достижения 23-летнего возраста), то суд обязывает надлежащего ответчика обеспечить претендента жилым помещением по договору социального найма, не взирая на его возраст.

При этом, безусловно, такое лицо должно нуждаться в жилье на момент вынесения судебного решения и промежуток времени с момента достижения 23 лет и обращения в суд не слишком большой. В основе изложенной практики лежит, если честно, не нормы права (нормы закона), а некая «вселенская справедливость». Благо, что суд руководствуется не только законом, но и справедливостью.

Получить персональную консультацию Евгения Гаврилова в режиме онлайн очень просто – нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Однако, когда он попросил их написать отказную, чтобы обратиться в прокуратуру, они не стали этого делать и сказали, что он должен был встать на рег.

Хорошая новость. Согласно новому порядку формирования списка «возрастные сироты», не принятые на жилищный учет до достижения возраста 23 лет, подлежат включению в списки детей-сирот, обеспечиваемых жилыми помещениями из спецжилфонда

Юридическая служба РОО «Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» информирует об изменении федерального законодательства о порядке формирования списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

До 1 января 2019 года административная и судебная практика по делам, связанным с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, основывалась на том, что

1) дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе и на льготное обеспечение жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений (до 1 января 2013 года — договору социального найма), распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет;

2) предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Исходя из этого, делался вывод о том, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могли рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивали одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Читайте также:  Страхование квартиры при ипотеке

При этом фактически игнорировались положения пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ, действующей с 1 января 2013 года), в котором установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, судам разъяснялось, что отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения в льготном порядке.

Судам было рекомендовано выяснять причины, в силу которых истцы по делам данной категории своевременно не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, судам надлежало удовлетворять требования истцов о льготном обеспечении их жилым помещением.

Более того, Верховный Суд Российской Федерации указал в Обзоре от 20.11.2013 года наиболее распространенные причины несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, которые суд надлежало признавать уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на льготное обеспечение жильем. Такими причинами, по мнению Верховного Суда Российской Федерации, являлось в частности:

– ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;

– незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;

– состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;

– установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Однако, суды в большинстве своем фактически игнорировали указанную позицию Верховного Суда Российской Федерации, не исследовали причин несвоевременной постановки детей-сирот на жилищный учет, и, в случае, невозможности подтвердить письменные обращения таких лиц до достижения ими возраста 23 лет о постановке на жилищный учет по льготной категории (а с 1 января 2013 года о включении в списки детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из спецжилфонда), отказывали в предоставлении им жилых помещений.

С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2018 г. № 267-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2019 г.) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее — список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 397, вступившим в силу с 18 апреля 2019 года) утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее — Правила формирования списка).

В абзаце третьем пункта 3 Правил формирования списка установлено, что лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

По смыслу указанной правовой нормы, причина по которой лица, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, не были поставлены на жилищный учет (до 1 января 2013 года), а с 1 января 2013 года не были включены в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением из спецжилфонда, правового значения не имеет.

Таким образом, новый порядок обеспечения жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, и достигли возраста 23 лет, если они имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на жилищный учет или имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список после 01.01.2013 г.

Согласно данным Правилам формирования списка, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее — орган местного самоуправления).

Первоначально лицу из числа детей-сирот необходимо обратиться в уполномоченный орган с заявлением о включении его в Список по утвержденной форме согласно Правил формирования списка.

В случае отказа во включении в список возможно последующее обращение в суд.

Ключевым обстоятельством в целях применения указанной правовой нормы (пункта 3 Правил формирования списка) является наличие у лиц указанной категории и достигших возраста 23 лет в соответствии с действовавшим в конкретный период времени законодательством права на льготное обеспечение жилым помещением.

В этой связи, значимыми являются следующие обстоятельства.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма подлежали обеспечению только дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, которые не имели закрепленного жилого помещения, либо закрепленное за ними жилое помещение во время пребывания этих лиц в организациях для детей-сирот или на семейной форме устройства пришло в непригодное для проживания состояние.

Исключением из этого правила являлись два случая.

1) Подлежали льготному обеспечению жилыми помещениями дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в случае если за ними в период с 28.03.1998 г. по 01.03.2005 г. было закреплено жилое помещение, не относящееся к государственному или муниципальному жилищному фонду, а сами эти лица не входили в число собственников этого жилья.

Указанное обстоятельство связано с тем, что согласно статье 60 ЖК РСФСР (в редакции Федерального закона от 28.03.1998 г. № 45-ФЗ) за детьми, оставшимися без попечения родителей, на все время их пребывания в учреждениях для детей-сирот или на семейной форме устройства сохранялись жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда.

2) Подлежали льготному обеспечению жилыми помещениями дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, если законодательством субъекта Российской Федерации по их месту жительства, было предусмотрено льготное обеспечение таких лиц и в случае наличия закрепленного за такими лицами жилого помещения, но законодательством субъекта Российской Федерации были установлены обстоятельства невозможности их проживания (возвращения) в ранее занимаемые жилые помещения.

Читайте также:  Сколько дней делается виза в Испанию

Указанный довод основан на положении пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ), которым устанавливалось, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Например, такие дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих сохраненное жилое помещение, были установлены законодательством города Москвы, которое предусматривало возможность обеспечения их жильем в льготном порядке, если имели место обстоятельства невозможности проживания этих лиц в ранее занимаемом жилом помещении.

Институт невозможности проживания в ранее занимаемых на условиях социального найма или на праве собственности жилых помещениях был введен с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ.

Кроме обстоятельств при которых проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, признается невозможным, установленных в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, субъекты Российской Федерации могли установить дополнительные обстоятельства невозможности проживания граждан указанной категории в ранее занимаемых жилых помещениях, действующие в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ факт невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, факт невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях подлежит установлению до достижения гражданами указанной категории возраста 23 лет.

В соответствии с новыми Правилами формирования списков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397-ФЗ, подлежат включению в список лица, которые по состоянию на 1 января 2013 года не достигли возраста 23 лет, подлежали обеспечению жилыми помещениями по новому порядку (установленному Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ), например, в связи с наличием обстоятельств невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях, но не были включены в список.

Несмотря на то, что новые Правила формирования списка, вступили в силу три месяца назад, 18 апреля 2019 года, уже стала складываться положительная судебная практика об обязании уполномоченного органа включить в Список лицо старше 23-х лет на основании нового порядка (в частности, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 04.06.2019 г. № 33-4187/2019, размещено на нашем сайте в разделе «Судебная практика» ).

Обращаем внимание, что для обращения с заявлением о включении в список по новому порядку, и для принятия уполномоченным органом решения о включении в список, не требуется принятия соответствующих норм на региональном уровне, поскольку нормы федерального законодательства действуют непосредственно на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, во включении в Список не может быть отказано ввиду отсутствия соответствующих норм на региональном уровне.

1 дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , в том числе и на льготное обеспечение жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений до 1 января 2013 года договору социального найма , распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет;.

Может ли сирота старше 23 лет получить жилье?

Добрый день! Меня зовут Сергей, мне 33 года, воспитывался бабушкой , она же была моим опекуном. После срочной службы в армии , на тот момент мне было 21 год, обратились с моим опекуном (бабушкой) в органы опеки и попечительства, чтобы встать на очередь в получении жилья. На что нам в устной форме ответили , что я не успею собрать документы и получить жилье до 23 лет. Письменного отказа мы не получали и закрепленного имущества за мной не было. Могу ли я воспользоваться правом в настоящее время? Каким способом ?

    жилье для сирот
  • Поделиться

Ответы юристов ( 2 )

  • 626 ответов
  • 138 отзывов

Приветствую Вас, Сергей!

Согласно обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями Верховного Суда Российской Федерации, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Таким образом, поскольку как я понял Вы до достижения установленного законом возраста не обращались с письменным заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Вы утратили данное право.

  • 482 ответа
  • 80 отзывов

Добрый день! Вам необходимо обратиться в жилищную комиссию местной администрации и в органы опеки и попечительства для уточнения, стояли ли Вы на очереди на получение жилья как сирота. Органы опеки и попечительства должны были этот вопрос контролировать. Если Вас не поставили на учет, как сироту до 23 лет, то к сожалению, Вы утратили такое право.

Здравствуйте! А если органы опеки незаконно отказали в постановке на учет во время обращения, является это основанием обратиться в суд?

Сергей, если у Вас есть на руках письменный отказ органов опеки и попечительства, то для начала обратитесь в прокуратуру для проверки законности отказа. Как показывает практика, прокуратура после проверки положительно решает вопросы детей-сирот. Удачи Вам.

Спасибо за развернутые ответы! Последний вопрос, если можно!? Является ли причиной отказа в постановке на учет, закрепленное помещение за сиротой, которое являлось собственностью опекуна? Что дает это закрепление и на какой срок закрепляют его за сиротой, до совершеннолетия? Я прописан у опекуна, но не являюсь собственником.

Сергей! Нормы по обеспечению жильем сирот можно посмотреть в ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В каждом субъекте РФ имеются еще свои законы, которые не изменяют данную статью, а уточняют некоторые моменты. В соответствии с вышеназванными нормами, встать на учет можно до достижения возраста 23 лет (см. ст.1 этого закона).

Указаны случаи, когда можно встать на учет при наличии «закрепленного» жилья: Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии

2) в случае проживания в жилом помещении страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным постановлением правительства РФ;

3) если жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

4) если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

) если иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство. Посмотрите, какое из пунктов Вам подходит.

Советую Вам обратиться в прокуратуру для проверки всех обстоятельств отказа в предоставлении Вам жилья, т.к. в регионах могут отличаться. Не исключаю, что дело может решиться в судебном порядке. Но тогда Вам нужно будет доказать, что Вы ( или Ваш опекун) неоднократно обращались в органы опеки и попечительства, а Вам отказывали. Всего Вам доброго.

Вам необходимо обратиться в жилищную комиссию местной администрации и в органы опеки и попечительства для уточнения, стояли ли Вы на очереди на получение жилья как сирота.

Заявление подается в местные органы.

Как получить квартиру ребенку-сироте

На данный момент нет общего акта, поэтому не существует обязательного для всех регионов порядка получения социального жилья. Таким образом, сиротам подскажут, куда им обратиться со своим заявлением, пакетом документов и узнать сроки для того, чтобы рассмотреть и принять решение.

  1. Письменное решение суда (копия).
  2. Подтверждение несоответствующих норм и правил, которые не предписаны российским законодательством или в случае проживания в этой же жилплощади тяжелобольных, заключение делается после обследования квартиры комиссией.
  3. Предоставить кадастровый или технический паспорт на подтверждение количества членов семьи.

Зеленый, 1А, тел.

2. Какие документы понадобятся для ребенка, не являющегося нанимателем или собственником жилого помещения?

Для включения в список понадобятся следующие документы:

  • заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Москве;
  • свидетельство о рождении ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот;
  • документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка-сироты, и документ, подтверждающий его полномочия (в случае обращения с заявлением о включении в список законного представителя ребенка-сироты);
  • документ, свидетельствующий о приобретении ребенком-сиротой полной дееспособности до достижения им возраста 18 лет (в случае обращения для включения в список ребенка-сироты, приобретшего полную дееспособность до достижения им возраста 18 лет);
  • документ, подтверждающий утрату ребенком-сиротой, лицом из числа детей-сирот родительского попечения;
  • акт уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа о назначении ребенку-сироте опекуна (попечителя, приемного родителя, патронатного воспитателя) либо о помещении его под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащий сведения о праве ребенка-сироты на предоставление жилого помещения (в случае обращения ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот, не являющегося собственником жилья, нанимателем или членом семьи нанимателя жилья по договору соцнайма).

документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка-сироты, и документ, подтверждающий его полномочия в случае обращения с заявлением о включении в список законного представителя ребенка-сироты ;.

Сколько квадратных метров положено минимально

Относительно общей площади, нормы жилого объекта такие:

  • 1 человек – 36 кв.м.;
  • 2 – 42 кв.м.;
  • 3 и больше – 42 кв.м. + 12 кв.м. на каждого домочадца.
Читайте также:  Как на Госуслугах восстановить пароль по СНИЛС

Согласно правилам, жильем полагается обеспечивать детей, своевременно заявивших о своей нуждаемости. Для передачи заявления установлен временной срок: с 14 до 23 лет. Госслужащие строго учитывают очередность. Сироты не выбывают из списков, пока им не предоставят положенное жилье.

Для передачи заявления установлен временной срок с 14 до 23 лет.

Для получения жилого помещения гражданин должен отвечать некоторым условиям:
  • достижение совершеннолетнего возраста;
  • ранее не удавалось оформить жилое помещение;
  • ребенка воспитывает опекун или он помещен в специальное учреждение.

ВНИМАНИЕ . В некоторых ситуациях гражданин считается дееспособным с более ранней возрастной категории. Это происходит в 16 или 17 лет. Сирота также вправе рассчитывать на выдачу жилой площади, если факт дееспособности установлен врачами.

Следующий критерий – нуждаемость. Государство предусматривает возможность выдачи жилого помещения не для всех лиц, имеющих статус сироты. Помощь предоставляется, если ребенок действительно нуждается в улучшении условий, в которых он проживает.

К примеру, если после гибели законных представителей к детям переходит большое состояние, в том числе квартира или дом, то получить жилье от государства им не удастся. Указанный фактор оценивается в каждой ситуации отдельно. В некоторых ситуациях граждане имеют в собственности жилые помещения, но при этом проживать в нем они не могут. Тогда появляется возможность получить помощь от государственных органов.

Иногда взрослые граждане также называют себя сиротами несмотря на возраст.

Законодательная база

Право на собственное жилье сиротам гарантирует несколько нормативных актов:

  • закон №159-ФЗ от 21.12.96 г.;
  • статья №54 Семейного кодекса;
  • статья №123 Семейного кодекса;
  • статья №292 Гражданского кодекса.

В 2013 году в основной закон, регламентирующий социальную поддержку сиротам (№159-ФЗ) был немного изменен. Если раньше дети получали жилье на правах социального найма сразу после выпуска из детского дома, службы в армии и т.д., имея право приватизировать его, то сейчас такая возможность не предоставляется.

Изменения в законе о предоставлении жилья подразумевают передачу квартиры на правах специального найма. Он ограничивает права арендатора на недвижимость. Сирота не может приватизировать квартиру, продать, обменять или подарить. Срок действия специального найма – 5 лет. После его окончания жилье переходит в социальный найм и уже может быть приватизировано.

Прежний вариант часто приводил к тому, что сироты оставались без жилья по причине незнания законодательства и мошеннических действий. Сейчас эти риски практически исключены.

признаны недееспособны;.

Пошаговая инструкция

  1. Конечно, государство само по себе точно не знает, кому и когда необходимо выделить бесплатное жилье, и чтобы иметь эту возможность, необходимо встать на учет по обеспечению жильем. Но для этого необходимо признания органами местной власти вас остро нуждающимся в жилом помещении: пишите туда заявления о своем ходатайстве. Некоторые попечители делают это заранее, но если этот факт не зафиксирован, то следует самому пройти эту процедуру.
  2. Подать ходатайство местным властям с просьбой признать вас нуждающимся в жилье как сироту.
  3. К заявлению необходимо приложить несколько справок: выписку из детского дома, что вы там проживали такой-то период, об адресе временного проживания, и о состоянии семейного положения гражданина — холост или женат (замужем или нет). Также необходимо выписка из ЕГРП – реестра прав на недвижимость об отсутствии у вас жилья в собственности, или заключенного договора найма жилья с муниципалитетом.
  4. Если был заключен договор найма, но условия проживания не удовлетворяют установленным нормам, то в заявлении указать нарушение санитарных норм на каждого проживающего, если такое присутствуют.
  5. На руки будет выдана расписка, подтверждающая прием заявления, а через 30 рабочих дней будет принято решение, которое заявителю пошлют по почте.

Даже постановка на учет как нуждающегося, не является гарантом быстрого получения жилья, это может занять несколько лет, ведь льготных категорий много, и у всех есть право на выделение квадратных метров. Если все-таки все разумные сроки окончились, то решить проблему жилья можно в судебном порядке, правовая защита осуществляется судом.

Подать исковое заявление с просьбой о возложении органов местного, регионального, федерального значения предоставление сироте жилья внеочередном порядке. Иск должен содержать подробные сведения обо всех важных обстоятельствах: места рождения, дату постановки на учет, сведения из администрации о признании нуждающимся в жилье, ведения о составе семьи. В заключительной части указать ваши требования: прошу суд возложить на органы самоуправления обязанность по предоставлению жилья без очереди. Еще не было судебных дел. Где суд отказал бы сироте в его просьбе, обычно такие судопроизводства оканчиваются положительно для истца.

Жилье сирота может получить по месту постановке на учет и проживания, оно должна характеризоваться как отдельное жилое помещение с уставленной нормой санитарных требований.

Если Сирота Не Получил Жилье До 23 Лет

Если сирота соответствует данным условиям, то главное — своевременно подать документы, правильно составить заявление. Государство гарантирует распределение жилья сиротам и на практике ключи от заветной квартиры ежегодно получают многие. Хотя сроки по распределению жилья и продвижению очереди могут изрядно затянуться, все зависит от конкретного региона. Возможно, временно нет пустых помещений в наличии.

Подать заявление и обратиться с ходатайством нужно одновременно и органы опеки, приложив справки (выписки) из ЕГР, о составе семьи, семейном положении, об отсутствии личной недвижимости и раннем заключении договора найма с муниципалитетом. После подачи документации на руки должна быть выдана расписка и через месяц заявителю должно прийти уведомление в письменном виде по почте.

2010 1282-О-О, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.

Изменения в законодательстве

Несколько лет назад порядок получения сиротами жилья был несколько иным.

В частности, раньше они имели право на его получение сразу же после окончания учебного заведения, оставления приемной семьи или детского дома, завершения службы в армии и т. п.

Такой вариант, однако, приводил к тому, что в большинстве случаев дети лишались прав на полученные комнаты и квартиры по различным причинам: неопытность, незнание законодательства, мошенничество третьих лиц и т. п. Поскольку они обладали на недвижимость правами собственности, помешать таким сделкам государство было не в состоянии.

Во избежание подобных ситуаций в 2012 году был разработан новый законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (№ 589209-5), вступивший в силу с 01.01.2013 г. В частности, был изменен вид договора, по которому теперь предоставляется жилье: вместо социального найма специализированный.

Данный вид сделки исключает такие операции с недвижимостью, как:

  • приватизация;
  • обмен;
  • сдача в поднаем.

Срок действия договора с подобными условиями и ограничениями составляет 5 лет. После окончания этого срока жилье переходит владельцу на правах социального найма. В качестве альтернативы ему могут предложить другое помещение, однако его характеристики должны быть не хуже, чем у прежнего.

Банковская ячейка при расчетах с недвижимостью является одним из лучших вариантов наряду со счетами эскроу.

Хотите снять квартиру через агентство, но не знаете, стоит ли? Может быть, лучше поискать варианты самостоятельно? Принять правильное решение вам поможет наша статья.

Пошаговая инструкция съема помещения в общежитии на правах социального найма представлена здесь.

свидетельства о смерти родителей;.

Льготы для сирот после 23 лет в 2019 году

Ситуации в жизни случаются разные, и бывает так, что дети остаются без попечения родителей. Государство оказывает им всестороннюю поддержку, назначая льготы, пособия и всяческие компенсации и выплаты, направленные на улучшение качества жизни сирот во всех сферах. В статье расскажем про льготы для сирот после 23 лет в 2019 году, рассмотрим порядок получения.

Когда сирота завершит обучение и будет искать работу, государство и тогда будет помогать ему. Если работодатель является муниципальным учреждением или коммерческой фирмой, в любом случае сирота будет обеспечен одеждой, оборудованием и прочими необходимыми вещами на период трудоустройства.

С 1 января 2013 г.

Учитываются ли члены семьи при предоставлении жилья?

К сожалению, ни дети, ни супруги не учитываются при расчете площади предоставляемого жилья.

Таким образом не имея регистрации вообще или имея регистрацию в населенном пункте, в котором вы не живете, можно претендовать на приобретение жилья там,где вы постоянно находитесь.

Добавить комментарий