Должен ли я в данном случае провести контрольную закупку?

Я не согласен с результатами контрольной закупки. Их можно обжаловать?

Если по результатам контрольной закупки выявлены какие-либо нарушения, предпринимателя ждет административная ответственность.

В некоторых случаях выявленные нарушения влекут внеплановую выездную проверку. Например, это возможно, если по результатам экспертизы в пищевой продукции выявлены бактерии кишечной палочки.

Если предприниматель не согласен с результатами контрольной закупки, их можно оспорить. Для этого нужно всё сделать правильно:

– подписывая акт проверки сделать пометку «с возражениями» или «с замечаниями»;

– направить возражения в инстанцию, проводившую проверку.

Письмо с возражениями нужно составить в двух экземплярах – для себя и для «того» парня, т.е. проверяющей организации. В письме внятно и аргументировано изложите свою позицию, а также приложите документы, которые могут подтвердить правдивость ваших слов.

Документы и письмо нужно отправить в течение 15 дней после контрольной закупки; это можно сделать лично, отправить почтой или электронным письмом. В последнем случае заверьте документы электронной подписью.

– далее дождитесь ответа от проверяющей инстанции и действуйте в зависимости от результата. Например, в случае, если государственный орган с вашими возражениями не согласен, а вы по-прежнему убеждены в своей правоте, имеет смысл обратиться в вышестоящую инстанцию или в суд.

Однако после проведенной контрольной закупки «расслабляться» не стоит! Проверяющая инстанция может прийти снова в любой момент!

Например, в случае, если государственный орган с вашими возражениями не согласен, а вы по-прежнему убеждены в своей правоте, имеет смысл обратиться в вышестоящую инстанцию или в суд.

Как проходит контрольная закупка

Проверяющий выглядит и действует как обычный клиент, но после совершения контрольной закупки он должен рассказать о своей истинной роли представителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю.

Закупка проводится в том случае, если по-другому оценить качество предоставления товаров и услуг невозможно. В иных случаях проводится внеплановая проверка. Контрольная закупка предполагает, что проверяющий действует так же, как обычный потребитель товаров и услуг или тот, кто совершает сделку с ИП или юридическим лицом.

При этом личный контакт между проверяющим и предпринимателем или его сотрудниками необязателен, проверяющий может связаться с компанией по почте, телефону или в мессенджере.

Контрольная закупка должна проводиться на основе приказа руководителя надзорного органа.

Документы, которые оформляются при контрольной закупке

Для проведения проверки инспектор должен получить приказ с подписью своего начальника. Без нее начинать проверку он не имеет права. В некоторых случаях понадобится согласие прокурора – мы уже писали об этом выше. Разрешение прокурора не требуется, если проверка проводится по жалобе клиентов. Это вам на заметку, потому что обычно так и бывает.

Но приказ нужен в любом случае. К нему предъявляются определенные требования. В документе должно быть указано, какой орган проводит проверку, в отношении кого она инициирована, основание проверки, дата, должностные лица, проводящие контрольную закупку, наименование товара и способ его оплаты и много чего еще. Все требования к приказу перечислены в “Правилах организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора)”. Вот вам еще один лайфхак: если хотя бы одно из требований не соблюдается – результат проверки легко можно оспорить а ее результаты – отменить.

Второй документ – акт проверки. Он оформляется уже по результатам проведения мероприятия. Там тоже указывается дата и основание контрольной закупки и пишется ее результат.

Если при закупке инспектор выявил какие-либо нарушения, то составляется третий документ. Это протокол об административном правонарушении. Проще говоря, вам выписывают штраф. К сожалению, большинство контрольных закупок заканчивается именно этим.

Копии всех трех документов вам должны вручить. Это должно быть сделано сразу после проведения контрольной закупки. Приказ отдается сразу, а на составление акта и протокола о нарушении инспектору дается 3 часа. Внимательно проверяйте документы – это поможет в будущем, когда вы захотите оспорить штраф. Из-за малейшей неточности в оформлении документов суд вернет бумаги и отменит любое постановление. Именно на этом прогорает большинство проверок.

Для интернет-магазинов есть свои нюансы. Например, в приказе на проведение проверки должен быть указан способ покупки товара: через сайт, телефонный звонок менеджеру или иной. Приказ на проведение проверки отправят только на следующий рабочий день, а не вручат сразу. Тоже самое и с актом контрольной закупки: на его отправку дается 1 рабочий день. Внимание – на отправку! Получить его вы можете гораздо позднее. Такие вещи отсылаются почтой России, а она, как известно, изобрела сухофрукты.

Делать это нужно тем же способом, которым делалась оплата.

Контрольную закупку сделали. Что дальше?

Допустим, сотрудник Роспотребнадзора купил молоко или шубу. И это была контрольная закупка: у него есть приказ. После этого он сразу предъявляет удостоверение и говорит, что это была проверка. Приказ он тоже показывает, а копию отдает сотруднику магазина под подпись.

По итогам проверки составляют акт — на это есть максимум три часа или один рабочий день, если покупали через интернет. Акт тоже нужно составлять по правилам, а не как захочется. Любое нарушение при оформлении акта — повод оспорить штраф. Полный список реквизитов акта — в пункте 15 правил.

Обязательно проверяйте, что именно покупали, были ли два свидетеля, велась ли видеосъемка. Пусть проверяющий покажет документы — сверьте его данные с приказом. Пишите, с чем не согласны. Вообще не подписывать акт — не вариант, от штрафа это не спасет. Второй экземпляр акта берите себе.

Второй экземпляр акта берите себе.

Должен ли я в данном случае провести контрольную закупку?

Как видим, теоретически проверять субъектов хозяйствования имеют право только органы Госпотребстандарта и силовики (при наличии ОРД). Остальным контролирующим органам такое право законодательством не предоставлено.
Но, несмотря на это, самая распространенная ситуация — это контрольная закупка товара, проводимая налоговиками. Именно о ней мы и будем говорить далее. Итак, если налоговики произвели контрольную закупку, это означает, что они пришли с проверкой наличных расчетов (РРО). Но, даже закрывая глаза на тот факт, что совершать контрольную закупку они не имеют права, с самими проверками РРО проверяющие допускают столько нарушений, что зачастую их можно просто к проверке не допустить, а контрольную закупку объявить неправомерной и не возвращать деньги за купленный налоговиками товар. А для этого нужно знать все требования, которые обязаны выполнять налоговики при проверках наличных расчетов (РРО).

Требования к проверкам РРО (расчетов)
Несмотря на то что проверки наличных расчетов — одни из самых популярных проверок, законодательство, регулирующее порядок их проведения, весьма запутано. А это, в свою очередь, дает возможность проверяющим трактовать спорные моменты отнюдь не в пользу субъекта хозяйствования. Поэтому прежде всего нужно разобраться, как понимать законодательство.

Плановые проверки соблюдения законодательства об РРОВнеплановые проверки соблюдения законодательства об РРО
Требования Закона об РРОТребования Закона № 509Требования Закона об РРОТребования Закона № 509
У единоналожников и предпринимателей на фикспатенте, даже если они не используют РРО. Проводится не чаще одного раза в год по итогам отчетного года не ранее 9 февраля (статья 16 Закона об РРО). Если хоть одно из этих требований нарушено, начисленные при проверке штрафы не подлежат уплате <статья 16 Закона об РРО)В данном случае нужно пользоваться правилами Закона № 509, причем теми, которые предусмотрены для проведения внеплановых проверок. Ведь для целей Закона N5 509 любые проверки соблюдения Закона об РРО являются внеплановыми (а плановые проводятся только с целью контроля за уплатой налогов и сборов — статья 11 1 3акона № 509). Таким образом, при проведении плановой проверки наличных расчетов проверяющие:
— не обязаны присылать уведомление
о проверке;
— обязаны предъявить удостоверение, направление на проверку и копию приказа начальника ГНИ на проведение внеплановой проверки (статья 11 2 Закона № 509). Если копии приказа или других вышеперечисленных документов у налоговиков нет, можно не допускать их
к проверке
Если проводятся у единоналожников
и предпринимателей на фикспатенте, которые не используют РРО, то обязательно должно быть постановление следователя, органа дознания или решение суда (статья 16 Закона об РРО). Если проверяющие не предоставят предпринимателю такое постановление, их к проверке можно смело не допускать.
Ну а у тех предпринимателей, которые используют РРО, внеплановые проверки проводятся без решения суда, в обычном порядке (статья 16 Закона об РРО)

Ну а что делать тем предпринимателям, которые, несмотря на ряд нарушений со стороны налоговиков, к поверке их допустили, деньги за контрольную закупку вернули и оказались перед угрозой штрафов (как описано в преамбуле статьи)? Сейчас и посмотрим.

Спасаем ситуацию
Конечно же, предприниматель, который нe желает уплачивать штраф, должен настраиваться на судебное разбирательство с налоговиками. Причем ситуация здесь совсем непростая. Дело в том, что оспаривать только незаконность проверки уже после ее проведения не выход. Зачастую суды, соглашаясь с тем, что проверка была проведена незаконно (или с нарушениями), не считают это достаточным основанием для отмены штрафов (определение ВАСУот21.042009 г. № К-11412/07).(Хотя есть решения и в пользу субъектов хозяйствования, при которых ВАСУ считал, что акт проверки, проведенной с нарушением требований законодательства, не может быть доказательством нарушений субъектом хозяйствования законодательства (определения ВАСУ от 24.03.2009 г. № К-6511/07. от 25.03.2008 г. № К-14460/07).) Иными словами, доказательства налоговиков признаются, даже если они получены незаконным путем.

Таким образом, исковое заявление предпринимателя в суд должно базироваться на двух основаниях:
1) неправомерность проведения налоговиками проверки
(отсутствие у налоговиков прав на проведение контрольной закупки, отсутствие необходимых документов на проверку, наличие моратория на проверки и иные основания, описанные в разделе «Требования к проверкам РРО (расчетов)»;
2) неправомерность наложения штрафа, так как отсутствует нарушение.

Урок на будущее (вместо заключения)
Поскольку контрольная закупка, проводимая налоговиками, — дело обыденное, предпринимателю следует из описанной ситуации вынести для себя урок на будущее: как правильно себя вести в подобной ситуации.

Документы консультации
КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.
Закон № 2181 — Закон Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-ІІІ.
Закон об ОРД — Закон Украины «Об оперативно-розыскной дежельности» от 18.02.92 г, № 2135-ХІІ;.
Закон о защите прав потребителей — Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-ХІІ.
Закон № 509 — Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине-» от 04.12.90 г. № 509-ХІІ.
Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.
Порядок № 215 — Порядок проведения контрольной проверки правильности расчетов с потребителями за предоставленные услуги и реализованные товары, утвержденный постановлением КМ У от 02.04.94 г. №215.
Постановление № 502 — постановление КМУ «О временных ограничениях по осуществлению мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года» от 21.05.2009 г. № 502.
Положение № 637 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

Ну а что делать тем предпринимателям, которые, несмотря на ряд нарушений со стороны налоговиков, к поверке их допустили, деньги за контрольную закупку вернули и оказались перед угрозой штрафов как описано в преамбуле статьи.

Кого она затронет

Контрольные закупки касаются в первую очередь компаний и предпринимателей, занимающихся розничной торговлей, оказанием различных бытовых услуг, а также предприятий общественного питания.

Решение о проведении контрольной закупки властями принимается, если по-другому нельзя проверить соблюдение требований, установленных законодательством РФ и субъектов РФ (п. 3 проекта правил).

В остальных случаях должно приниматься решение о проведении внеплановой выездной проверки. Это означает, что если вашу компанию проверяли, но вы не согласны с результатом, то доказывать в суде необходимость проверки именно в форме закупки придется контролирующим органам.

В-третьих, сразу же после контрольной закупки о выявленных нарушениях проверяющие должны сообщить проверяемому лицу его представителю п.

Чем грозит контрольная закупка

Если инспектор нашёл нарушения, к бизнесмену могут прийти с внеплановой выездной проверкой. Если нарушений много, после контрольной закупки против бизнесмена могут возбудить административное дело. Размер штрафа зависит от того, за что бизнесмена будут судить (п. 21 Правил).

Приложите копии документов, которые подтверждают вашу правоту.

Когда проводят контрольную закупку

Контрольные закупки проводят по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 закона № 294-ФЗ. К ним относятся:

необходимость проверить, устранила ли компания ранее выявленные нарушения;

жалоба потребителя на нарушение его прав;

нарушение требований к маркировке товаров;

распоряжение прокуратуры или надзорного органа;

причинении вреда гражданам, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия и угроза причинения вреда.

По второму основанию проверять можно только те нарушения, на которые потребитель пожаловался. Кроме того, надзорный орган не должен проводить закупку по анонимному заявлению.

Проверку проводят, когда по-другому оценить качество предоставления товаров и услуг невозможно. Таких случаев много:

товары в интернет-магазине стоят дороже, чем указано на сайте;

в магазине вес товара не соответствует заявленному;

покупателям не выдают чек или сдачу

лекарственные препараты продают без рецепта;

образовательные услуги предоставляют без лицензии и т.д.

Теперь рассмотрим, по какому алгоритму должна проходить закупка.

товары в интернет-магазине стоят дороже, чем указано на сайте;.

О контрольной закупке как способе государственного контроля

ООО Энергосплав предлагает широкий ассортимент цветного металлопроката высокого качества, который можно купить как оптом, так и в розницу продажа цветного металлопроката.

Всем оставаться на местах! Это. контрольная закупка.

В. Миргазизов, генеральный директор ООО «ВВ-Аудит»

Этот вид проверки нельзя отнести ни к одному из законодательно закрепленных — ни на выездную, ни на камеральную проверки это совсем не похоже. Вообще вопрос о том, имеют ли право налоговики проверять работу с ККМ, в последнее время является весьма спорным. Несмотря на это, контрольные закупки, которые проводят налоговики, были и есть.

Напомним, что в региональных управлениях ФНС России созданы так называемые мобильные группы для проверки контрольно-кассовой техники. Помимо выездного отдела той инспекции, где стоит на учете предприятие и его ККМ, фирму могут проверить также и сотрудники этих мобильных групп. Проверка сотрудниками обычной (не региональной) инспекции, не относящейся к проверяемой территории, является незаконной. В подтверждение тому — постановление ФАС Поволжского округа от 26 апреля 2007 г. по делу № А65-22738/06-СА3-43, в котором определено, что налоговый орган, рассмотрев дело об административном правонарушении с нарушением правила территориальной подведомственности, превысил свои полномочия. Суд правомерно признал незаконным постановление налогового органа о привлечении налогоплательщика к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса об административных правонарушениях.

Для направления на проверку Минфином разработана форма Поручения на проверку соблюдения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники (установлена письмом ФНС России от 8 июня 2007 г. № ШТ-6-06/458@).

В последнее время участников мобильной группы снабжают видеокамерами. Увидев воочию, как было дело, судьи уже не будут столь милостивы и лояльны к продавцам. Поэтому, выбирая между кассовой дисциплиной и призрачной надеждой выкрутиться, что говорится, «на месте», разумный продавец сделает очевидный выбор.

Проверка сотрудниками обычной не региональной инспекции, не относящейся к проверяемой территории, является незаконной.

Проверочная закупка в системе оперативно-розыскных мероприятий

Проверочная закупка – это оперативно-розыскное мероприятие, которое при наличии определенных оснований и условий, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», может быть проведена оперативными сотрудниками правоохранительных органов в отношении любого гражданина. Данное мероприятие представляет собой совокупность действий по искусственному созданию органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (сотрудником оперативного подразделения), ситуации мнимой сделки купли-продажи, в ходе которой с целью получить оперативно значимую информацию с ведома и под контролем органа, осуществляющего ОРД, приобретается товар (без цели потребления и сбыта) у лица – объекта оперативной заинтересованности, обоснованно подозреваемого в противозаконной деятельности (обмане потребителей, торговле запрещенными товарами и т. д.)

Информация о том, что такое «проверочная закупка» и «как проводится проверочная закупка», время от времени становится предметом заинтересованности посетителей сети Интернет. Об этом, в частности, свидетельствует статистика ключевых слов Яндекса и Google.

В настоящее время проверочная закупка занимает достойное место в арсенале методов правоохранительных органов, направленных на выявление и пресечение преступлений.

Проверочная закупка – это оперативно-розыскное мероприятие (далее ОРМ), которое при наличии определенных оснований и условий, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон об ОРД), может быть проведена оперативными сотрудниками правоохранительных органов в отношении любого гражданина.

Проверочная закупка представляет собой совокупность действий по искусственному созданию органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (сотрудником оперативного подразделения), ситуации мнимой сделки купли-продажи, в ходе которой с целью получить оперативно значимую информацию с ведома и под контролем органа, осуществляющего ОРД, приобретается товар (без цели потребления и сбыта) у лица – объекта оперативной заинтересованности, обоснованно подозреваемого в противозаконной деятельности (обмане потребителей, торговле запрещенными товарами и т. д.)

Предметом проверочной закупки могут быть вещи и объекты, как находящиеся в гражданском обороте, так и изъятые из него (оружие, боеприпасы, наркотики и т.п.).

Оперативно-розыскная специфика данного ОРМ в том, что с его помощью можно не только добывать предметы и документы, подлежащие использованию в качестве доказательств в уголовном, административном процессе, производстве о нарушениях режима в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, но и пресечь противоправные действия объектов ОРД.

Как отмечалось выше, проверочная закупка является одним из основных и наиболее распространенных оперативных мероприятий, так как факты сбыта объектов, изъятых из гражданского оборота (оружие, боеприпасы, наркотики и т.п.) можно выявить и процессуально зафиксировать лишь при задержании лиц, причастных к противоправной деятельности, с поличным путем проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В роли покупателя может выступать как оперативный сотрудник, так и любой другой гражданин, давший согласие сотрудничать с оперативным подразделением. Возможность участия граждан в проверочной закупке предусмотрена статьями 15 и 17 Закона об ОРД.

Проверочная закупка сочетается с другими оперативно-розыскными мероприятиями – опросом, наблюдением, обследованием помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспорта, получением образцов для сравнительного исследования, прослушиванием телефонных переговоров, контролируемой поставкой, оперативным экспериментом. В некоторых случаях проведению проверочной закупки предшествует оперативное внедрение.

Как правило, если точно известно, что сбываемый преступниками «товар» изъят из гражданского оборота (оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые вещества, поддельные деньги, документы и др.), сбытчики в ходе проверочной закупки задерживаются непосредственно после осуществления сделки.

Вместе с тем, для пресечения незаконного оборота некоторых объектов (например, наркотиков или психотропных веществ) производят, несколько закупок – «пробную» и «повторные». Это объясняется тем, что при осуществлении «пробной» проверочной закупки еще не установлено, действительно ли приобретаемый товар является наркотическим средством, к какому виду относится и какова его масса (получение данных сведений необходимо для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и правильной квалификации уголовно-противоправного деяния). Такую информацию возможно получить только после специального исследования приобретенного вещества.

После того, как исследование проведено и получены положительные результаты, проводится «повторная» проверочная закупка, целью которой является задержание лица, причастного к сбыту наркотических средств, с поличным.

Одним из тактических приемов осуществления проверочной закупки наркотических средств является, в частности, возможность привлечения к участию в ней в качестве «покупателей» граждан из числа употребляющих наркотики и ранее осуществлявших добровольную сдачу наркотиков. Последнее обстоятельство освобождает их от уголовной ответственности. Участие в проверочной закупке таких граждан – вынужденное, но подчас необходимое условие, так как считается, что знакомство сбытчика с «покупателем» притупляет бдительность сбытчика, обеспечивает совершение сделки под контролем оперативно-розыскного подразделения.

Рассмотрим алгоритм действий следователя и сотрудников оперативно-розыскного подразделения при осуществлении оперативно-тактической операции, при которой целью реализации дела оперативной разработки является проведение комплекса оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, направленных на задержание и изобличение лиц, причастных к незаконному сбыту наркотических средств. Центральным звеном в такой оперативно-тактической комбинации является оперативно-розыскное мероприятие «проверочная закупка».

Имеется несколько вариантов последовательности действий, проводимых в рамках проверочной закупки.

1. После проведения «пробной» проверочной закупки задержание сбытчика наркотиков не производится. В отношении него возбуждается уголовное дело. Поводом и основанием для этого служат результаты таких ОРМ, как проверочная закупка, в ходе которой получен образец для сравнительного исследования в виде приобретенного вещества, и исследование предметов и документов, позволяющее сделать вывод о том, что приобретенное вещество является наркотическим средством, установить вид и массу этого средства.

После возбуждения уголовного дела в порядке статьи 165 УПК РФ получается разрешение суда на производство обыска по месту жительства сбытчика. До производства обыска оперативное подразделение проводит «повторную» проверочную закупку (по согласованию со следователем, но без получения от него поручения о производстве ОРМ), после которой сбытчик задерживается по подозрению в совершении незаконного сбыта наркотиков. По результатам второй проверочной закупки возбуждается еще одно уголовное дело. Однако при этом обыск по месту жительства проводится в рамках первого уголовного дела. В последующем два уголовных дела соединяются в одном производстве.

2. После проведения «пробной» проверочной закупки задержание сбытчика не производится. По результатам данной проверочной закупки возбуждается уголовное дело в порядке статей 144 – 146 УПК РФ (по факту совершения преступления). В рамках исполнения поручения следователя проводится «повторная» проверочная закупка, после чего сбытчик задерживается. По результатам «повторной» проверочной закупки уголовное дело либо не возбуждается, либо возбуждается и в последующем соединяется с первым в одном производстве.

3. После проведения нескольких проверочных закупок их результаты передаются в следственное подразделение, где проводится их проверка и решается вопрос о возбуждении уголовного дела. После возбуждения уголовного дела сбытчик задерживается следователем и привлекается к уголовной ответственности.

При этом ситуация, при которой преступные действия не пресекаются и сбытчик не задерживается, несмотря на положительные результаты «пробной» проверочной закупки, в настоящее время оцениваются по-разному: либо, как противоречащая закону, либо – как не противоречащая. Это объясняется тем, что еще не сложилась единая практика проведения неоднократных ОРМ в отношении одного лица в рамках дела оперативного учета и ее однозначной оценки со стороны надзирающих прокуроров и судей, как правомерной практики.

В связи с эти необходимо согласиться с мнением авторов, которые полагают, что решение данной проблемы весьма актуально с точки зрения прокурорского надзора за оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Давая оценку подобной ситуации и принимая соответствующее решение, прокурор должен учесть имеющую место коллизию. С одной стороны, в каждом случае проведения проверочной закупки прокурор обязан требовать немедленной легализации ее результатов и возбуждения уголовного дела. Нарушение данного требования может оцениваться как сокрытие преступления. С другой стороны, прокурор должен способствовать решению задач по пресечению преступления в полном объеме, по всестороннему установлению всех обстоятельств по уголовному делу и доказанности деяния. (См.: Новик В.В. Современные вопросы доказывания наркопреступлений // Вестник криминалистики / Отв. Ред. А.Г. Филиппов. – М.: Спарк. 2006. – С. 69).

Вместе с тем, как совершенно справедливо полагают некоторые специалисты (см., например: Новик В.В. Современные вопросы доказывания наркопреступлений // Вестник криминалистики / Отв. Ред. А.Г. Филиппов. – М.: Спарк, 2006), более корректной и не противоречащей закону является следующая последовательность и содержание следственных действий и ОРМ:

  • «пробная» проверочная закупка, без задержания сбытчика;
  • возбуждение уголовного дела по результатам «пробной» проверочной закупки;
  • проведение по поручению следователя «повторной» проверочной закупки и иных ОРМ;
  • задержание подозреваемого – сбытчика.
  • допрос подозреваемого, проведение у него обыска и проведение иных следственных действий.

Проверочная закупка включает также составление соответствующих документов, фиксирующих ее проведение и результаты.

Производство проверочной закупки можно разделить на три этапа.

Подготовительный этап, который включает:

  • проверку первичной информации;
  • вынесение постановления о проведении проверочной закупки;
  • составление акта осмотра денежных купюр, предназначенных для передачи сбытчику при совершении сделки с объектами, изъятыми из гражданского оборота. В акте фиксируются номера купюр, к акту прилагаются их ксерокопии, а также контрольный образец специальных следообразующих средств, которыми обрабатываются денежные купюры (данный образец отбирается на марлю и упаковывается надлежащим образом). В акте отмечается, что специальное химическое вещество образует свечение зеленого цвета в ультрафиолетовых лучах после обработки специальным средством денежных купюр, врученных закупщику;
  • составление протокола (акта) личного досмотра закупщика, подтверждающего отсутствие у него объектов, аналогичных тем, которые сбывают преступники, что необходимо для нейтрализации в процессе последующего доказывания преступной деятельности возможной версии стороны защиты о том, что эти объекты были приобретены не при проверочной закупке, а из другого источника;
  • составление протокола (акта) об оснащении закупщика техническими средствами с целью фиксации разговора между закупщиком и сбытчиком. В данном документе должны быть отражены данные о технических характеристиках записывающего устройства и аудиокассеты или цифрового носителя информации;
  • в случае возможности осуществления фиксации сделки (процесса переговоров, вручения денег, получения закупаемых объектов) с помощью видеосъемки осуществляется подготовка соответствующих технических средств. Использование видеосъемки оформляется актом наблюдения, в котором указываются сведения о технических характеристиках применяемых технических средств и упаковке магнитного носителя (к акту может быть приложена справка специалиста о примененных технических средствах).

На втором этапе реализуется оперативный замысел, т.е. осуществляются действия, непосредственно направленные на получение необходимого результата (сбытчику передаются деньги (или их эквивалент в виде другого имущества), а взамен получают приобретаемый «товар».

Заключительный этап может иметь два варианта, в зависимости от того, планируется ли задержание сбытчика немедленно после совершения сделки или нет.

В случае «приобретения товара» оперативным сотрудником он составляет подробный рапорт о проверочной закупке и ее результатах. Если «покупателем» был содействующий гражданин, то составляется акт проверочной закупки с фиксацией в нем факта выдачи приобретенного наркотика.

К рапорту или акту проверочной закупки прилагаются:

  • протокол личного досмотра лица, осуществлявшего закупку «товара», с указанием факта изъятия приобретенного объекта;
  • стенограмма аудиозаписи разговора между сбытчиком и «покупателем» в ходе проверочной закупки;
  • объяснение «покупателя»;
  • объяснения иных участников проверочной закупки;
  • рапорт или справку специалиста, фиксировавшего контакт сбытчика и «продавца» на видео- или фотоаппаратуру;
  • акт о выдаче звукозаписывающего устройства «закупщиком»;
  • кассеты с аудио-, видео- и фотоматериалами;
  • приобретенные объекты, изъятые у «закупщика» после осуществления сделки. Они должны быть упакованы надлежащим образом и снабжены пояснительными надписями и подписями лиц, присутствующими при изъятии.
  • образец специального средства, использованного для пометки денежных купюр.

Если в результате проверочной закупки сбытчик задерживается, производятся его личный обыск или административный досмотр лица (в зависимости от того, проводится ли задержание в ходе предварительного следствия или до возбуждения уголовного дела). В ходе личного обыска осматриваются одежда и вещи задержанного с целью обнаружения следов преступления, иных предметов и документов, которые могут стать вещественными доказательствами по делу или иметь ориентирующее значение (например, могут быть обнаружены документы, анализ которых позволит установить круг лиц, с которыми контактирует задержанный).

При использовании в ходе проверочной закупки «меченых» денег в ходе освидетельствования задержанный осматривается в ультрафиолетовых лучах, фиксируются места и цвет свечения на теле и одежде. Затем производятся смывы раздельно с правой и левой руки, иных мест. Также производится срез ногтевых пластин. Одежда со следами красящего вещества изымается.

С целью доказывания принадлежности закупленных объектов задержанному у него отбираются образцы для последующего сравнительного исследования:

  • смывы с рук;
  • срезы ногтевых пластин;
  • смывы с губ и рта;
  • получение образцов биологических жидкостей (крови, мочи, слюны).

Изъятые образцы упаковываются раздельно друг от друга и опечатываются. Отдельно также упаковывается контрольный образец материала, с помощью которого производился смыв (например, марля, пропитанная водно-спиртовой смесью).

Кроме указанных мероприятий необходимо осмотреть место, где осуществлялась незаконная деятельность, о чем составить соответствующих протокол.

К участию в проверочной закупке на разных ее этапах (во всех вышеперечисленных процедурах с целью их удостоверения) привлекаются, при необходимости и возможности их приглашения, посторонние лица, так называемые «представителями общественности» или понятые.

Если проверочная закупка проводится в ходе расследования уголовного дела, после задержания, как правило, производится допрос подозреваемого лица. В качестве свидетелей допрашиваются участники оперативно-розыскных мероприятий. В отношении изъятых при личном обыске (досмотре) и обыске по месту жительства объектов и образцов для сравнительного исследования назначаются соответствующие судебные экспертизы.

Это объясняется тем, что еще не сложилась единая практика проведения неоднократных ОРМ в отношении одного лица в рамках дела оперативного учета и ее однозначной оценки со стороны надзирающих прокуроров и судей, как правомерной практики.

Контрольная закупка – правила проведения

Правительство утвердило правила проведения контрольной закупки при осуществлении государственного контроля.

Правительство Российской Федерации утвердило Правила организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора). В постановлении Правительства России от 21.11.2018 N 1398 прописаны требования к контрольным закупкам, а также как должна проводиться контрольная закупка.

Правилами установлено, что контрольная закупка проводится по основаниям, установленным Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», для проведения внеплановых выездных проверок.

При этом контрольная закупка должна проводиться только в случае, если оценка соблюдения установленных федеральными законами требований при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг потребителям может быть осуществлена лишь в рамках проведения контрольной закупки. В иных случаях назначается внеплановая проверка.

Контрольная закупка проводится на основании распоряжения (приказа) руководителя органа госконтроля или его заместителя. При проведении контрольной закупки должны использоваться способы, применяемые потребителями при приобретении товаров (работ, услуг) у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в т. ч. дистанционно – через сеть «Интернет»).

О проведении контрольной закупки юридические лица и индивидуальные предприниматели заранее уведомляться не будут. То есть контрольная закупка будет осуществляться точно так, как если бы товары (работы, услуги) приобретал непосредственно потребитель. Контрольные закупки будут проводиться и в дистанционной торговле – в отношении Интернет-магазинов.

После завершения контрольной закупки проводящее ее должностное лицо обязано объявить о контрольной закупке, предъявить служебное удостоверение, приказ о проведении такой закупки и передать представителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю либо его представителю копию приказа о проведении контрольной закупки.

Об ознакомлении с приказом о контрольной закупке и получении копии приказа о ее проведении (за исключением случаев совершения дистанционной контрольной закупки), представитель юридического лица или индивидуальный предприниматель либо его представитель делает соответствующую запись в акте о проведении контрольной закупки.

В случае отказа представителя проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя (его представителя) от ознакомления с приказом о проведении контрольной закупки и получения копии приказа о проведении такой закупки в акт о проведении контрольной закупки вносится подтверждающая указанное обстоятельство запись.

Если товар, приобретенный в ходе проведения контрольной закупки, не изъят для исследований и не утратил потребительских свойств в результате такой закупки, он возвращается представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю (его представителю), а продавец обязан вернуть деньги должностному лицу, проводившему контрольную закупку.

Исключение составят случаи приобретения товаров для их последующего исследования (испытаний), утраты приобретенным в ходе контрольной закупки товаром потребительских свойств, а также если лицо, в отношении которого проводилась контрольная закупка, понесло расходы в связи с выполнением работы или оказанием услуги в рамках такой закупки.

Составление акта о проведении контрольной закупки производится в течение 3-х часов после завершения контрольной закупки, а если контрольная закупка проводилась дистанционно – не позднее следующего рабочего дня после ее проведения. К акту прилагаются документы, подтверждающие факт приобретения товаров (работ, услуг), включая кассовые чеки.

Акт о проведении контрольной закупки представляется для подписания представителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю (его представителю), у которых осуществлялась контрольная закупка. При отказе подписать акт о проведении контрольной закупки в него вносятся сведения об отказе от подписания.

Экземпляр акта о проведении контрольной закупки после его составления должен быть незамедлительно вручен представителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю (его представителю), в отношении которых проводилась контрольная закупка, в результате которой были выявлены нарушения.

По результатам контрольной закупки может быть организована и проведена внеплановая проверка в случае выявления нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, а лица, допустившие такие нарушения, – привлечены к административной ответственности.

Для защиты прав и законных интересов при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей следует обращаться за правовой помощью к юристам Кирпиков и партнеры.

2008 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля надзора и муниципального контроля , для проведения внеплановых выездных проверок.

Контрольные «покупатели» приходят за штрафом…

Что такое контрольная закупка

Контрольная закупка не имеет ничего общего с обычной покупкой товара: и покупатели здесь непростые, и приобретаемый товар им не нужен. Чаще всего ее проводят, чтобы проверить, как работают продавцы: не обманывают ли покупателей, пробивают ли чеки.
«Покупателями» могут быть проверяющие из милиции или госторгинспекции. Налоговые инспекторы контрольную закупку проводить не вправе.

Как проходит контрольная закупка

Сначала проверяющие покупают какой-нибудь товар. При этом торговые инспекторы, как правило, ограничиваются одной покупкой.
У сотрудников милиции все сложнее. Их внутренние инструкции предписывают проводить так называемую квалифицированную контрольную закупку, то есть закупку, в которой участвуют три человека (чаще всего один милиционер и двое привлеченных граждан). При этом товар приобретает каждый «покупатель». Это делается, чтобы доказать умысел нарушителя (если попался дважды или трижды, значит, действует умышленно).

Помните: в процессе «тройной» контрольной закупки «покупатели» должны приобретать товар по очереди. Они не могут покидать торговый зал или отходить от торговой палатки, чтобы «не допустить россыпи и потерь купленного товара». Этого требуют внутренние документы МВД России. Как только контрольная закупка объявлена, проверяющие должны предъявить вам свои служебные удостоверения.

Законность появления милиционеров на вашей территории вы можете проверить, позвонив их непосредственному руководителю. Телефон оперативники должны вам дать. Если вы сомневаетесь, что вам продиктовали правильный номер, наберите 02 и попросите телефон начальника подразделения, в котором служат проверяющие. Затем позвоните по этому номеру и поинтересуйтесь, работают ли там пришедшие к вам оперативники и могут ли они вас проверять.

Предъявив удостоверения, проверяющие в присутствии продавца и представителя администрации фирмы (руководителя, его заместителей, предпринимателя) повторно обмеривают закупленный товар или взвешивают его на контрольных весах. Если никого из администрации фирмы нет на месте, ревизоры должны пригласить представителя администрации рынка или торгового комплекса.
Результаты контрольной закупки проверяющие отражают в акте, который подписывают все «покупатели», продавец и представитель администрации фирмы (предприниматель).

Если обнаружено нарушение, ревизоры составляют протокол. При этом они просят нарушителя дать объяснения. Вежливо откажитесь. Имейте в виду: данные вами объяснения впоследствии могут быть и скорее всего будут использованы против вас. И помните: вы не обязаны давать объяснения. На это у вас есть законное право, предоставленное Конституцией (ст. 51).

Если же вы все-таки решили дать объяснения, не оговаривайте себя. Настаивайте на том, что просто ошиблись, например, потому что не выспались, плохо видите и т. п.

Никогда ничего не подписывайте, не прочитав. Если прочли и не согласны с прочитанным – не подписывайте, пока не будут внесены исправления. Перед тем, как что-либо подписать, обязательно поставьте прочерки в незаполненных графах.

Если ревизоры отказались передать вам копию составленного ими документа, напишите в акте (протоколе): «Проверяющие отказались передать мне копию акта (протокола)».

Что делать, если на нарушение вас спровоцировали

С точки зрения проверяющих, каждая контрольная закупка должна выявлять нарушения. Именно поэтому ревизоры придумывают различные провокации. Однако помните: это незаконно. Суд не признает результаты проверки, если ревизоры спровоцировали продавца на нарушение.

Провокации, которые встречаются на практике

1. Психологическая и групповая провокации
Проверяющий выбирает товары в большом ассортименте и дает продавцу крупную купюру. Продавец, получив деньги, выкладывает на прилавок перед покупателем товары, одновременно подсчитывая их стоимость.
Далее возможны два варианта развития ситуации:
А. Продавец, как правило, сначала отдает покупателю сдачу и только потом тянется к кассовому аппарату. В это время инспектор объявляет о контрольной закупке (психологическая провокация).
Б. «Покупатель» делает вид, что торопится. Забирает товар и уходит, не дожидаясь чека. В это время другой проверяющий уличает продавца в неприменении ККМ (групповая провокация).
2. Двойная покупка
Проверяющий заходит в магазин и просит продать ему, например, йогурт и пачку печенья. Продавец пробивает чек и выдает требуемые товары. Затем покупатель вдруг «вспоминает», что ему нужен пакет, чтобы упаковать покупку, и дает продавцу деньги с учетом стоимости пакета.
Как только продавец передает пакет, проверяющий объявляет контрольную закупку. Налицо неприменение ККМ: продавец не пробил чек за пакет.
3. Лов на жалость
Так ревизоры провоцируют сотрудников оптовых фирм, которые не имеют ККМ.
В офис оптовой фирмы заходит пожилой человек и просит продать ему, например, одну шариковую ручку, так как здесь она стоит дешевле. Продавец пытается объяснить, что товар продается оптом. Однако пенсионер начинает причитать и упрашивать, ссылаясь на маленькую пенсию, тяжелое материальное положение и т. п. Продавец в конце концов продает ему желаемую ручку за наличные. Естественно, чек он не пробивает. Тут же рядом с покупателем оказываются инспекторы. Налицо факт розничной продажи без применения ККМ.

Советы тем, кого спровоцировали

Если вы считаете, что проверяющие вас спровоцировали, не подписывайте никаких документов. А если все-таки решили подписать, то сделайте это с оговоркой «С протоколом (или актом) не согласен». При этом вы не обязаны объяснять ревизорам, с чем именно вы не согласны. Скажите, что свою позицию изложите непосредственно на рассмотрении вашего дела.

После ухода контролеров попытайтесь найти свидетелей, видевших, что вас спровоцировали: поговорите с другими продавцами или покупателями, которые находились в торговом зале во время контрольной закупки. Запишите их данные (Ф.И.О., адрес, телефон).

Если в суде вы сможете доказать, что вас спровоцировали, или хотя бы посеять сомнения в законности действий проверяющих, есть шанс избежать наказания. Доказательства, добытые с нарушением закона, не могут быть использованы в суде.

Кроме того, сразу же напишите жалобу на действия проверяющих и направьте ее их начальнику, в прокуратуру или в суд. А можете направить жалобу во все эти инстанции одновременно.

Ответственность по результатам контрольной закупки

Если продавец обманул покупателя на сумму до 10 рублей, госторгинспекция может привлечь его к административной ответственности (ст. 14.7 КоАП). Штраф составит от 500 до 1000 рублей – для продавца, который работает в торговой фирме, или от 1000 до 2000 рублей – для предпринимателя, работающего в сфере торговли (ст. 14.7 КоАП).

Налоговые инспекторы и сотрудники милиции оштрафовать продавцов за это нарушение не вправе. Однако они могут направить материалы проверки в торговую инспекцию.

Если же размер ущерба больше 10 рублей, милиционеры могут возбудить уголовное дело по статье 200 «Обман потребителей» Уголовного кодекса. Минимальная санкция в этом случае – штраф от 10 000 до 20 000 рублей, максимальная – лишение свободы на срок до двух лет.

Ответственность за это преступление несут:
– предприниматели, работающие в сфере торговли или услуг для населения;
– сотрудники предпринимателей и фирм, работающих в сфере торговли или услуг для населения.

Помните: сотрудники милиции должны доказать в суде, что продавец или предприниматель действовал умышленно, то есть сознавал, что обманывает потребителей, предвидел, что причиняет им ущерб, и все равно продолжал это делать (то есть желал этого).
Если продавец попался только один раз и настаивает на том, что просто ошибся, милиционерам будет трудно доказать, что он действовал умышленно. А нет умысла — нет уголовной ответственности. Если в ходе контрольной закупки будет выявлено, что продавец не пробил чек, иначе говоря, не применил ККМ, налоговые и торговые инспекторы могут его оштрафовать.
Штраф составит от 1500 до 2000 рублей – для продавца, который работает в торговой фирме, или от 3000 до 4000 рублей – для предпринимателя (ст. 14.5 КоАП).

Сотрудники милиции за это нарушение наказать не могут. В такой ситуации они вправе составить протокол об административном нарушении и направить его в налоговую или торговую инспекцию, которая и применит административный штраф.

В. СМИРНОВА, юрист, журнал «Практическая бухгалтерия», 15.01.2003

Однако пенсионер начинает причитать и упрашивать, ссылаясь на маленькую пенсию, тяжелое материальное положение и т.

Минэкономразвития утвердило правила контрольных закупок

Минэкономразвития внесло в правительство проект правил контрольных закупок как нового вида контрольных мероприятий, сообщило министерство в пресс-релизе в среду, 22 августа. Первоначальный проект правил, опубликованный министерством на портале раскрытия нормативных актов, не претерпел существенных изменений.

Контрольные закупки станут альтернативой проверкам предпринимателей, утверждает министерство. «Контрольная закупка, которая проводится гораздо быстрее, частично заменит проверки. Благодаря этому мы рассчитываем снизить административные издержки бизнеса, связанные с мероприятиями по контролю», — цитирует пресс-служба Минэкономразвития слова заместителя министра Саввы Шипова.

«Проверка — это достаточно сложное по процедуре и трудоемкое для всех участников мероприятие», — подчеркивают в ведомстве. Проверки длятся до 20 дней, у предпринимателя могут запрашивать дополнительные документы, что может мешать работе, отмечает Минэкономразвития.

Статья о контрольных закупках появилась в законе о защите прав юрлиц в 2017 году. Их могли проводить ФНС, ФАС, Росздравнадзор. В 2018 году контрольные закупки разрешили также Роспотребнадзору, но был нужен регламент их проведения. Он будет закреплен в постановлении правительства, а в дальнейшем Минэкономразвития планирует расширить сферу применения нового инструмента.

Контрольные закупки — это не то же, что проверочные закупки при оперативно-разыскных мероприятиях, когда полиция выявляет, например, нелегальные продажи алкоголя или лекарств без рецепта.

Как следует из закона о защите юрлиц, контрольные закупки проводятся без предупреждения. Основания такие же, как для внеплановых проверок: жалобы, неправильная маркировка, предыдущие нарушения. Они затронут предприятия по продаже товаров, услуг и сферу e-commerce, так как могут проводиться и по интернету.

Нужно согласие прокуратуры

Минэкономразвития предложило следующие правила контрольных закупок. Инспектор выступает в роли обычного клиента. После покупки он должен раскрыть себя — предъявить сотруднику предприятия или непосредственно предпринимателю удостоверение и передать копию приказа с основаниями проверки.

Предприятие должно сразу же вернуть сумму покупки, а инспектор — товар или же отменить заказ услуги. При контрольной закупке через интернет товар вернут по тем же правилам, что и при обычном возврате клиенту. Товар не подлежит возврату, если был испорчен при проверке. Его также могут забрать на исследование или для применения обеспечительных мер по административному нарушению.

В случае нарушений инспектор составит акт и передаст копию предпринимателю. А при контрольной закупке по интернету проверяющий должен прислать акт о нарушении не позднее чем на следующий рабочий день.

В проекте Минэкономразвития предусмотрены меры защиты от злоупотреблений. Проверяющим нужно заранее получить разрешение прокуратуры. Если контрольная закупка требуется незамедлительно, проверяющий должен известить об этом ведомство. Несогласные с результатами контрольной закупки могут их обжаловать.

Проведение контрольной закупки не означает, что невозможна внеплановая проверка. Ее могут назначить, если выявлены нарушения и нужна дополнительная оценка соблюдения законодательства. ​

При обсуждении регламента представители бизнеса, в частности, просили точнее прописать процедуру возврата товаров: определить срок, обязать проверяющих указывать в акте причину невозврата и прикреплять к нему чек для доказательства, что предприятие вернуло деньги инспектору. Минэкономразвития учло замечание Ассоциации компаний розничной торговли о недостаточном регулировании срока составления акта. В доработанной версии уточняется, что акт о контрольной закупке должен быть составлен не позднее чем за три часа. В случае закупки по интернету — направлен предпринимателю не позднее чем на следующий рабочий день. Также появилось требование сообщить предпринимателю результаты исследований товаров не позднее следующего рабочего дня.

Контрольные закупки касаются всех, кто продает товары народного потребления или оказывает услуги гражданам, пояснил РБК вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. «Контрольные закупки снизят нагрузку на предпринимателей с точки зрения уменьшения контрольных мероприятий, связанных с непосредственным взаимодействием», — считает он. А согласование с прокуратурой, по его словам, уменьшит риск злоупотреблений. «Если контрольные закупки будут достаточно четко регламентированы и будут под контролем прокуратуры, то возможность произвола на местах снизится», — считает Корочкин.

Количество проверок бизнеса снизилось на 25% в 2017 году по сравнению с 2015 годом, сообщало ранее Минэкономразвития. С 2016 года в России действует мораторий на плановые проверки малого бизнеса, который планируют продлить до 2022-го.

Сами предприниматели, напротив, заявляют об усилении контроля. Треть представителей малого бизнеса столкнулась с нарушениями при проверках, выяснил MAGRAM Market Research. Активнее всего, по данным агентства, проверки проводят налоговая, инспекторы пожарной безопасности и Роспотребнадзор. Административные дела против предпринимателей могут возбуждаться и без проведения проверок. Роспотребнадзор возбуждает около 25% административных дел без проведения плановых и внеплановых проверок, Россельхознадзор — до 50%, Росприроднадзор — до 60% дел, ФАС — до 70%, подсчитал Экспертный центр при уполномоченном по защите прав предпринимателей.

Минэкономразвития утвердило правила контрольных закупок.

Встречаем Роспотребнадзор. Поведение при контрольных закупках

Напомним: Роспотребнадзор – это ревизионная структура, «унаследовавшая» функции Госторгинспекции и Санэпиднадзора.

Встречаем Роспотребнадзор.

Читайте также:  НДС при импорте из Белоруссии в 2020 году
Добавить комментарий