Валютные ограничения в РФ в 2020 годуПростая бухгалтерия

Открытие счетов в брокерских компаниях

Кроме того, законом закреплено право резидентов открывать без ограничений счета в иностранной валюте и рублях не только в банках, но и в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами России. По мнению Элины Коскиной, данная норма не столько расширяет права резидентов, сколько увеличивает нагрузку по отчетности как на физических, так и юридических лиц.

“Поправка сближает банковские и брокерские счета. Однако, если раньше о счетах в брокерских организациях не было необходимости подавать уведомления и отчеты, то с 1 января 2020 года такая обязанность появляется. Дополнительная сложность данного нововведения состоит в том, что какой-либо закрытый перечень организаций финансового рынка в законе отсутствует и потенциально под такое определение могут попасть и страховые, и пенсионные организации”, – добавила Коскина.

Открытие счетов в брокерских компаниях.

Ограничения для граждан РФ

На основании ст. 9 закона «О валютном контроле и регулировании», операции между резидентами РФ относятся к запрещенным. С 2020 года произошли некоторые изменения в законе, в соответствии с которыми по иному определяется кто именно считается резидентом. Ранее определенные категории граждан к валютным резидентам не относились и требования законодательства к ним были снижены. Но в теперь все граждане РФ – это валютные резиденты. Однако, к определенной категории граждан законодательные требования напротив были снижены. Например, для многих лиц установлено разрешение на открытие счетов в российской или иностранной валюте в банках, находящихся за пределами РФ. Исключения установлены для некоторых лиц согласно закона 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета в иностранных банках».

Валютный иммунитет сохраняется у тех граждан РФ, которые в течение года проживают за пределами государства не менее 183 дней. Причем число выездов из страны и въездов в страну на указанный статус не влияют.

До того, как данные изменения вступили в силу, приезд лица в РФ говорил о прекращении его статуса резидента и в действие вступали ограничения, которые приняты для лиц, постоянно находящихся в России. Послабления в законе касаются лиц, которые за пределами РФ находятся более 183 дней в течение года. В случае валютных операций при покупке авто или недвижимости, установленные ограничения с них снимаются. Относится это к имуществу, находящемуся за пределами РФ. До недавнего времени в таких ситуациях требовалось производить зачисление полученных средств на счет в российском банке.

В случае валютных операций при покупке авто или недвижимости, установленные ограничения с них снимаются.

Как использовать изменения валютного контроля в свою пользу?

При планировании своей деятельности на 2020-е годы, обязательно решите для себя, насколько будет критичном ваша отчетность перед налоговыми органами за счета в иностранных банках и финансовых компаниях. Если это будет неприемлемо по тем или иным причинам, то можно поступить следующим образом:

  • открыть счет в иностранной платежной системе до 01.01.2020. При желании, это можно сделать в нескольких платежных системах и/или в нескольких странах, в зависимости от того какие суммы будут поступать на данные счета. Главное чтобы каждый счет получил менее 600 тыс руб в пересчете на иностранные валюты в течение года,
  • продумайте возможность провести вне России более 183-х дней в году. В этом случае, вы теряете статус валютного резидента и можете не подавать отчеты о движении ваших средств в зарубежных банках и финансовых компаниях, даже в случае, если поступления на них превысят 600 тыс рублей в течение года.

В настоящее время, можно в безвизовом режиме находиться до 1 года в таких странах, как Грузия и Таиланд,

  • выберите страну наиболее подходящую для вашей работы, развития бизнеса, семейного благополучия и образования ваших детей. Не забудьте о медицинском обслуживании и стабильности политической и экономической системы.

Рассмотрите стратегию миграции в данную страну с учетом ментальности местного населения, их отношения к иностранцам и всего вышесказанного.

С точки зрения правительственной поддержки иммигрантов, выделяются законодательства таких стран, как Канада, Австралия и США. Здесь ваша адаптация будет проходить наименее болезненно, т.к. в этих странах многое сделано для того, чтобы иммигранты как можно быстрее социализировались и становились активными.

Здесь ваша адаптация будет проходить наименее болезненно, т.

Новое в валютном регулировании и контроле

В августе были приняты обширные поправки в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», которые сегодня комментирует зам.директора по юридическим проектам Ольга Вячеславовна Анферова.

Однако следует обратить внимание на новое требование , которое появится в части 4 ст.

Об изменениях в валютном законодательстве с 1 января 2020 года

Доклад Я. С. Войналович на Консультативном совете по работе с участниками ВЭД при ЮТУ, 20 ноября 2019 г.

В течение трех с половиной лет Федеральная таможенная служба Российской Федерации реализует функции органа валютного контроля.

На протяжении 2017-2019 гг. валютное законодательство Российской Федерации постоянно находится в процессе реформирования. Только в 2018 г. законодатель принял 10 законов о внесении изменений в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) и 3 – в 2019 г. В целом вносимые поправки направлены на либерализацию валютного законодательства.

Основные изменения, вступившие в силу в первой половине 2018 г., ввели требование об указании во внешнеторговом контракте сроков исполнения сторонами обязательств, о представлении уполномоченным банкам информации о сроках репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации. С 1 марта 2018 г. отношения резидентов с уполномоченными банками выстраиваются в соответствии с требованиями Инструкции от 16 августа 2017 г. № 181 И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», положения которой уже исключают понятия паспорта сделки и справки о валютных операциях.

В 2019 г. значимые изменения в валютное законодательство вносят два закона.

1. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» (далее – Закон № 265-ФЗ). Данный документ вступает в силу с 1 января 2020 года, за исключением отдельных положений. Его основные нововведения, касающиеся внешнеторговой деятельности юридических лиц – резидентов, следующие.

В Законе появилась новая формулировка «организации финансового рынка». С 1 января 2020 г. требования валютного законодательства будут распространены на счета резидентов, открытые не только в иностранных банках, но и в так называемых «иных организациях финансового рынка». Согласно определению, содержащемуся в новой редакции ч. 1 ст. 12 Закона, такие организации в соответствии со своим личным законом имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента, либо прямо или косвенно за счет резидента. Законодатель не раскрыл полностью это понятие. Однако ясно, что это не только организации с лицензией банка, но и другие. Возможно к ним следует относить организации, имеющие финансовые лицензии какого-либо регулятора, в частности, иностранные брокеры, депозитарии, операторы платежных систем.

Резиденты будут обязаны уведомлять налоговые органы об открытии, изменении реквизитов и закрытии счетов в иностранных организациях финансового рынка, а также представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по таким счетам. В Законе прописано, что Банк России должен установить перечень случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на счета в таких организациях, либо списаны с них. И есть перспектива, что перечень охватит расчеты в валюте Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Следующее и главное нововведение – это отмена требований о репатриации доходов в российской валюте по внешнеторговым контрактам.

Во-первых, вводится поэтапная отмена требований о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации в отношении экспорта большей части сырьевых товаров под установленными Законом кодами ТН ВЭД ЕАЭС (в частности, нефти и нефтепродуктов, природного газа, отходов и лома металлов, драгоценных камней) в следующем порядке:

  • с 1 января 2020 года – в отношении не более 10% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2021 года – в отношении не более 30% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2022 года – в отношении не более 50% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2023 года – в отношении не более 70% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2024 года – в отношении всей суммы внешнеторгового контракта.

Во-вторых, с 1 января 2020 г. полностью, т. е. в отношении всей суммы контракта, отменяется требование о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации, в отношении иных несырьевых товаров, за исключением товаров некоторых категорий, соответствующих определенным кодам единой ТН ВЭД ЕАЭС (например, древесины, древесного угля, лесоматериалов).

Как видно, новые положения валютного законодательства об отмене репатриации содержат отсылку к классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, следовательно, валютный контроль проявит повышенное внимание и тщательный анализ внешнеторгового контракта на предмет наименования экспортируемого товара. Но указанные либеральные положения Закона не применяются в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, и нерезидентами.

Законом № 265-ФЗ ч. 5 ст. 12 Закона дополнена абзацем 2, дающим право резидентам зачислять денежные средства в валюте Российской Федерации по внешнеторговым контрактам, в отношении которых требования о репатриации, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона, были отменены, на свои счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации. Т. е. рублёвую экспортную выручку можно будет оставлять за границей, поэтапно увеличивая её объём.

Читайте также:  Если Родители Не Расписаны Нужно Ли Усыновлять Ребенка

Несмотря на либеральность новаций ст. 24 Закона дополнена ч. 4, устанавливающей для резидентов обязанность обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым контрактам, которые заключены между резидентами и нерезидентами и на которые распространяются требования Закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных контрактов, или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации, если в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона, были отменены. При этом в ст. 23 Закона включен п. 21, закрепляющий право агентов валютного контроля запрашивать у резидентов документы, подтверждающие исполнение или прекращение обязательств нерезидентов по внешнеторговым контрактам в соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона.

В целях совершенствования информационного взаимодействия для выполнения задач валютного контроля в ч. 6.1 ст. 23 Закона внесена поправка, согласно которой таможенные органы передают Банку России и уполномоченным банкам в электронном виде не только информацию о зарегистрированных декларациях на товары, а также о статистических формах учета перемещения товаров.

2. Федеральный закон от 16.10.2019 №341-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов». Документ действует с 27 октября 2019 г.

Данный документ дополнил ст. 19 Закона в части признания резидента исполнившим обязанность по репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации двумя случаями.

  • Ч. 6 ст. 19 Закона признано обоснованным зачисление выручки за вычетом сумм комиссионного вознаграждения, уплаченного банкам-корреспондентам за осуществление операций по переводу денежных средств.
  • Ч. 7 ст. 19 Закона резидент, являющийся получателем средств в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива, при осуществлении расчетов в рамках заключенного с нерезидентом внешнеторгового контракта за переданные нерезиденту товары, признается исполнившим обязанность, предусмотренную п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона, в случае, если он обеспечил в сроки, предусмотренные таким контрактом, получение в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива от банка, расположенного за пределами территории Российской Федерации, или от уполномоченного банка, которому дано поручение на перевод переводного (трансферабельного) аккредитива (исполняющий банк), иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации на свои банковские счета в уполномоченных банках и (или) на банковские счета в уполномоченных банках второго получателя средств – резидента, которому должно производиться исполнение переводного (трансферабельного) аккредитива в соответствии с условиями договора, заключенного между резидентом, являющимся получателем средств, и вторым получателем средств.

Кроме того, ст. 23 Закона дополнена перечнем документов, которые имеют право запрашивать агенты валютного контроля у резидентов, подтверждающих осуществление резидентами расчетов с использованием переводного (трансферабельного) аккредитива.

В настоящее время внешнеторговые операции с нерезидентами, осуществляющиеся через посредников, занимают значительное место в международной торговле. Как правило, российский поставщик заинтересован в получении от российского посредника, подписавшего внешнеторговый контракт, гарантий оплаты товара до его отгрузки в адрес иностранного покупателя. Потребностям расчетов при таких сделках полностью отвечает переводной (трансферабельный) аккредитив, представляющий собой наиболее оптимальную форму расчетов, надежно защищающий интересы всех сторон, участвующих в сделке: иностранного покупателя, российского посредника и российского поставщика экспортного товара. Использование переводных (трансферабельных) аккредитивов во внешней торговле позволит защитить интересы российских производителей экспортных товаров, гарантируя поступление в их пользу экспортной валютной выручки.

19 Закона признано обоснованным зачисление выручки за вычетом сумм комиссионного вознаграждения, уплаченного банкам-корреспондентам за осуществление операций по переводу денежных средств.

Обязанности резидентов РФ

Под обязанностями резидентов РФ понимают следующее:

  • уведомление налоговой о любых действиях, касающихся открытия, закрытия, либо изменения реквизитов счета в банке иной страны;
  • своевременное представление отчетности о движении валюты на счетах в иностранных в банках (отчет можно направить по почте, а также через «Личный кабинет» на официальном сайте налоговой);
  • запрет на выполнение некоторых валютных операций (разрешенные операции указаны в ст. 12 закона «О валютном контроле»);
  • странам, входящим в ОЭСР или ФАТВ, разрешается покупка недвижимости или автомобиля, если счет компании-продавца открыт в банке этой страны.

В новой редакции закона «О валютном контроле», операции по покупке/продаже авто или недвижимости возможны, если обе стороны сделки не являются гражданами РФ, а также если стороны контракта являются резидентами, но при этом в стране не прожили более 183 дней.

своевременное представление отчетности о движении валюты на счетах в иностранных в банках отчет можно направить по почте, а также через Личный кабинет на официальном сайте налоговой ;.

Валютный закон образца 2020: что изменится к лучшему?

2 декабря 2019 г. опубликован Федеральный закон № 398-ФЗ (далее – «Закон»), в соответствии с которым внесены изменения, в частности, в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

КПМГ в России и СНГ

КПМГ в России и СНГ

со 2 декабря 2019 г.

ВЭД 2020: 5 ключевых изменений, о которых нужно знать

Ряд важных новшеств в работе с внешнеторговым контрактом следует учитывать резидентам. С 1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон № 265-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 2 августа 2019 года. Документ внёс ряд существенных изменений в сферу валютного контроля и валютного регулирования внешнеторговой деятельности юридических лиц.

1. Упростили экспортные сделки.

Оформить экспортную сделку теперь намного проще, как и совершить валютную операцию резидентом с использованием счетов, открытых в банках, расположенных за пределами РФ. Порядок совершения данной процедуры стал намного либеральнее.

2. Минимизировали штрафы.

Штрафов за просрочки стало меньше. Санкций можно избежать в случаях:

  • если просрочки по платежам незначительны;
  • просрочки по контрактам на небольшие суммы;
  • нарушены сроки представления документов в банк.

Для решения с иностранными партнёрами вопросов, связанных с просрочками по договорным обязательствам, действует льготный 30-дневный период.

3. Появился новый термин: «Организации финансового рынка».

С 1 января 2020 на счета резидентов, открытых в «иных организациях финансового рынка» распространяются требования валютного законодательства (ранее они распространялись лишь на счета, открытые в иностранных банках). В соответствии с нововведением, в законе появилось новое понятие – «организация финансового рынка».

Согласно ч. 1 ст. 12 закона №265-ФЗ организации в соответствии со своим личным законом могут оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента.

Об открытии, изменении реквизитов и закрытии счетов в зарубежных организациях резиденты обязаны уведомить налоговые органы и предоставить отчёты о движении средств по таким счетам.

4. Отменяются требования о репатриации экспортной выручки в российской валюте.

С 1 января 2020 полностью отменено требование о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте РФ и условиями которых предусмотрена оплата в валюте РФ, в отношении иных несырьевых товаров, за исключением товаров некоторых категорий, соответствующих определенным кодам единой ТН ВЭД ЕАЭС (например, древесины, древесного угля, лесоматериалов).

А вот отмена требований о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации в отношении экспорта большей части сырьевых товаров под установленными законом № 265-ФЗ кодами ТН ВЭД ЕАЭС (в частности, нефти и нефтепродуктов, природного газа, отходов и лома металлов, драгоценных камней) вводится поэтапно. Порядок отмены рассчитан на 5 лет:

с 1 января 2020 г. – в отношении не более 10% суммы внешнеторгового контракта;
с 1 января 2021 г. – в отношении не более 30% суммы внешнеторгового контракта;
с 1 января 2022 г. – в отношении не более 50% суммы внешнеторгового контракта;
с 1 января 2023 г. – в отношении не более 70% суммы внешнеторгового контракта;
с 1 января 2024 г. – в отношении всей суммы внешнеторгового контракта.

Обратите внимание, что отмеченные положения закона № 265-ФЗ не применяются в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, и нерезидентами.

5. Банки получат больше информации от таможенных органов.

Таможенные теперь могут передавать Банку России и уполномоченным банкам информацию о статистических формах учета перемещения товаров (ранее данное правило касалось только информации о зарегистрированных декларациях на товар). Информация передаётся в электронном виде в целях совершенствования информационного взаимодействия для выполнения задач валютного контроля. Данная поправка внесена в ч. 6.1 ст. 23 закона № 265-ФЗ.

Документ внёс ряд существенных изменений в сферу валютного контроля и валютного регулирования внешнеторговой деятельности юридических лиц.

Валютные ограничения для российского бизнеса в период пандемии

Выплаты экспортерам со стороны страховых компаний РФ по полисам страхования риска неполучения экспортной выручки ЭКСАР vs прочие страховые компании РФ.

О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ с 01.01.20 г.

Изменения 173-ФЗ в основном касаются в части режима использования резидентами зарубежных счетов, теперь нет разногласий по поводу каких счетов говорилось в законе. Счета-не только открытые в банках, но и счета, открытые в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами РФ. Иные счета финансового рынка- не поименованы, но есть на этот счет мнение ФНС. Основные изменения вступают в силу с 01.01.2020 года.

Организации финансового рынка.

Есть мнение ФНС России, согласованное с Минфином России и Банком России. Перечень некоторых видов организаций, которые следует относить к организациям финансового рынка для целей исполнения главы 20.1 Налогового кодекса Российской Федерации https://legalacts.ru/doc/perechen-nekotorykh-vidov-organizatsii-kotorye-sleduet-otnosit-k-organizatsijam/

В силу прямого указания в пункте 2 статьи 142.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) организациями финансового рынка признаются: кредитная организация, страховщик, осуществляющий деятельность по добровольному страхованию жизни, профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, и (или) деятельность по управлению ценными бумагами, и (или) депозитарную деятельность, управляющий по договору доверительного управления имуществом, негосударственный пенсионный фонд, акционерный инвестиционный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, центральный контрагент, управляющий товарищ инвестиционного товарищества.

Читайте также:  Аренда дачного участка: как составить договор

Орган валютного контроля над резидентами.

Федеральная налоговая служба наделена функциями органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Полномочия ФНС России при осуществлении функции органа валютного контроля:

-Осуществлять контроль и надзор за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации.

-Контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования осуществляется путем проведения выездных и документарных (камеральных) проверок.

Основанием для назначения проверки является получение из внутренних и (или) внешних источников (в том числе в ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок) документов и (или) информации, свидетельствующих о фактах нарушения валютного законодательства, либо поручение на проведение проверки от руководителя (заместителя руководителя) ФНС России.

— Ответственность за нарушения валютного законодательства установлена ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ст. 193 и 193.1 Уголовного кодекса (УК РФ).

— Применять меры ответственности за нарушения валютного законодательства по статье 15.25 КоАП РФ имеют право только органы валютного контроля, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 5.1 ст. 15.25 КоАП РФ, дела по которым подлежат рассмотрению судьями (в ред. Федерального закона от 14.11.2017 № 325-ФЗ).

С 1 ЯНВАРЯ 2020 ГОДА.
1. Уведомления об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации

Изменения:

-могли сдавать только об открытие(закрытие) в банках, новая (с 01.01.20) будет касаться и организаций финансового рынка.

-Срок не позднее 1 месяца, остался неизменным.

Резидент вправе представить уведомление об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), несколькими способами:

  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, который размещен на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • лично;
  • по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • через представителя (лицо, на имя которого оформлена нотариально удостоверенная доверенность на совершение соответствующих действий).

Нарушения и штраф:

Представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Непредставление резидентом в налоговый орган ,влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.


2.
Представление физическими лицами-резидентами отчетов о движении средств в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

-могли сдавать только о движение в банках, новая (с 01.01.20) будет касаться и организаций финансового рынка.

-Резиденты, представляют налоговым органам по месту своего учета либо постановки на учет в качестве крупнейших налогоплательщиков отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, с подтверждающими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

-новое (с 01.01.20) отчет о движение средств физические лица не представляют при соблюдение условий, если

1)банк или иная организация финансового рынка расположены на территории иностранного государства – члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство осуществляет обмен информацией;

2) общая сумма денежных средств, зачисленных на указанный счет (вклад) (списанных с указанного счета (вклада) за отчетный год, не превышает 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей,

3) если в течение отчетного года зачисление денежных средств на указанный счет (вклад) не осуществлялось и остаток денежных средств на указанном счете (вкладе) по состоянию на конец отчетного года не превышает 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей,.

Пересчет иностранной валюты в валюту Российской Федерации производится по курсу Центрального банка Российской Федерации по состоянию на 31 декабря отчетного года.

-Срок для физических лиц предоставления отчетов до 1 июня календарного года, следующего за таким истекшим календарным годом.

25 КоАП РФ имеют право только органы валютного контроля, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч.

Рубли разрешили оставлять на счёте в иностранном банке

С 1 января 2020 больше не нужно перечислять в Россию все заработанные средства: деньги, которые вы получили от нерезидентов или на иностранной фриланс-площадке вроде Upwork, можно оставить на зарубежном счёте. Главное — правильно отчитаться об этом перед налоговой и своим банком.

Для начала убедитесь, что стоимость услуг указана в контракте в рублях (или рублевом эквиваленте). Рассчитываться по контракту тоже нужно рублями. Если фриланс-площадка, с которой вы работаете, разрешает получать оплату в рублях, проверьте, что это отражено в оферте или договоре.

Важно: на подписанную до 01.01.2020 года оферту льготные условия не распространяются. Чтобы оставлять деньги на зарубежном счету, оферту придётся перезаключить.

Хотя новый закон разрешает не зачислять деньги на счёт в РФ, государство по-прежнему следит, чтобы обязательства иностранного партнёра по договору были исполнены. Полученные за заказ деньги должны поступить на ваш счёт за границей — в банке или другой финансовой организации. Можно оформить исполнение обязательств и другим законным способом: взаимозачётом, прощением или уступкой.

Что можно делать с рублями на зарубежном счёте? Хранить или рассчитываться с российскими и зарубежными контрагентами. По любым контрактам, по счетам в РФ и за границей — ограничений нет.

Если опыт с рублями будет удачным, к 2024 году послабление планируют распространить и на валютные контракты.

Чтобы оставлять деньги на зарубежном счету, оферту придётся перезаключить.

Новые правила для владельцев зарубежных счетов. Главное за 2020 год

Россияне, хранящие сбережения за рубежом, еще полгода могут спать спокойно: правительство перенесло для них крайний срок подачи отчетов о движении средств на заграничных счетах и вкладах с 1 июня на 1 декабря. Соответствующее постановление опубликовано на интернет-портале правовой информации. В условиях пандемии гражданам будет непросто получить необходимые для отчета информацию и документы по счету или вкладу в иностранном банке, решило правительство. Перенос срока подачи отчета – не единственное новшество для владельцев зарубежных счетов. В 2020 г. вступили в силу изменения в валютное законодательство, которые облегчат жизнь части граждан, а другим, наоборот, усложнят.

Кто должен подавать отчет

По общему правилу отчет о движении средств на зарубежных счетах или вкладах в Федеральную налоговую службу (ФНС) должны подавать все граждане России, признанные валютными резидентами, а также те, кто постоянно живет в России на основании вида на жительство.

Валютными резидентами считаются только те, кто проводит в России более 183 дней в году. Если россиянин проводит за границей более полугода в календарном году, он перестает быть валютным резидентом и отчет не подает. Срок считается суммарно, нарастающим итогом с 1 января по 31 декабря, поясняет партнер юридической компании «Нортия ГКС» Роман Тарасов. Дата въезда и выезда из России в общей сумме дней не учитываются.

Наличие второго гражданства и счета в банке на «второй родине» от этого обязательства не освобождает.

Речь идет не о совокупной сумме, а о каждом счете вкладе в отдельности если на нем меньше установленного лимита, отчитываться не надо, пояснил Ведомостям представитель ФНС.

Правительство ослабит валютный контроль на фоне пандемии

Правительство планирует отказаться от сплошного контроля внешнеэкономических сделок и в ближайший год не взимать штрафы за невозврат валютной выручки. Такие меры содержатся в общенациональном плане правительства по восстановлению экономики и долгосрочным структурным изменениям, о котором 2 июня премьер Михаил Мишустин рассказал президенту Владимиру Путину.

РБК изучил проект антикризисного плана правительства от 30 мая, который, по словам федерального чиновника, является «наиболее актуальной версией» национального плана. План рассчитан на срок до декабря 2021 года.

Подробнее о мерах по либерализации валютного контроля и поддержки экспорта читайте в материале РБК ПРО.

Как изменится валютный контроль

В национальный план восстановления экономики вошел блок инициатив по изменению валютного законодательства. Правительство предлагает:

  • внедрить риск-ориентированный подход и перейти от тотального контроля к контролю за «сомнительными валютными операциями». Это самая значимая мера из предложенных, считает руководитель центра компетенций и анализа стандартов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) РАНХиГС Антонина Левашенко. Нужно полностью отказаться от тотального валютного контроля и контролировать только сомнительные операции в рамках законодательства о противодействии отмыванию средств, как в странах ОЭСР, уверена эксперт. В прошлом году, когда правительство презентовало проект нового контрольно-надзорного кодекса, валютный контроль предполагалось не включать в сферу риск-ориентированного подхода;
  • приостановить взимание штрафов за нерепатриацию валютной выручки по внешнеторговым контрактам и займам с 1 апреля 2020 года до 1 июля 2021 года. Штрафы составляют от 75 до 100% от суммы неправомерной валютной операции. Министр финансов Антон Силуанов называл их драконовскими и сумасшествием;
  • признать на год, до 1 июля 2021 года, экспортера исполнившим обязанность по возврату валютной выручки, если он получил средства от российского банка-гаранта в счет исполнения обязательств контрагента по внешнеторговому договору;
  • разрешить международным перевозчикам засчитывать остатки авансов контрагентам в рамках одного внешнеторгового договора в счет оплаты авансовых платежей по другому внешнеторговому договору в целях исполнения обязанности по возврату валютной выручки;
  • поэтапно отменить требования по возврату экспортерами выручки в иностранной валюте за переданные ими контрагентам несырьевые неэнергетические товары;
  • разрешить экспортерам осуществлять зачеты встречных требований по обязательствам, вытекающим из условий внешнеторгового договора (в том числе в случаях применения контрагентом штрафов, неустоек или иных мер ответственности экспортера, выставленных за нарушение требований к качеству товара, условий поставок и т.п.) или замены новым обязательством в целях исполнения обязанности по возврату валютной выручки.
Читайте также:  Список отделений ПФР в Кемеровской области

Ответственным исполнителем назначен Минфин. РБК направил запрос в пресс-службу министерства.

Эти меры cблизят российское валютное законодательство с мировой практикой и позволят увеличить объем внешнеторговых операций, прокомментировал РБК управляющий партнер офиса коллегии адвокатов Pen & Paper в Санкт-Петербурге Алексей Добрынин. Временное смягчение станет экспериментом и может подтолкнуть к дальнейшей либерализации, считает директор EY Law Анна Назарчук. «Год — немаленький срок для того, чтобы оценить эффективность предложенных мер. Надеемся, что государство продолжит этот курс», — добавляет эксперт. Предложенные шаги станут «несомненным плюсом», но бизнес ожидает полной отмены репатриации валютной выручки и возможности свободного зачета средств, указывает Назарчук.

Новые правила жизни без репатриации не распространились на экспортеров услуг, а зачеты остатков авансовых платежей разрешили только международным перевозчикам, а не всем участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), отмечает Левашенко из РАНХиГС. Кроме того, по ее словам, филиалы российских компаний по-прежнему «фактически лишены возможности эффективно использовать банковские счета в странах присутствия». К тому же сохраняется самый большой риск при нарушении требований репатриации — уголовная ответственность, в том числе по ст. 193.1 УК (о валютных операциях с подложными документами). «Эта статья может быть интерпретирована очень широким образом», — заключает Назарчук. В частности, по этой статье расследуется уголовное дело против основателя автодилера «Рольф» Сергея Петрова.

внедрить риск-ориентированный подход и перейти от тотального контроля к контролю за сомнительными валютными операциями.

Текущие валютные операции

К текущим валютным операциям причислены следующие действия:

перевод в Россию и из России денежных средств в иностранной валюте для осуществления экспортных и импортных операций;

выдача и получение ссуд в иностранной валюте;

перевод в Россию и из России процентов и других выплат, которые связаны с получением доходов;

перевод в Россию и из России денежных средств в виде заработной платы, премий, пенсий и прочих выплат;

инвестирование, которое осуществляется в виде приобретения долей в уставном капитале компаний или через покупку ценных бумаг;

перевод денежных средств с целью покупки имущественных объектов и неимущественных прав.

При этом, все операции, которые не вошли в этот список не являются текущими валютными операциями.

перевод денежных средств с целью покупки имущественных объектов и неимущественных прав.

Изменения в валютном законодательстве: как государство будет поддерживать экспорт в 2020 году


Екатерина Сальникова. Менеджер сопровождения ВЭД в банке для предпринимателей «Точка».

Последние несколько лет в России уделяется особое внимание поддержке экспорта. В соответствии с Указом Президента РФ №204 от 07.05.2018 Правительством РФ были разработаны и приняты меры финансовой и нефинансовой поддержки, направленные на увеличение количества экспортеров, объема несырьевого экспорта и экспорта услуг.

Разработан национальный проект «Международная кооперация и экспорт» сроком до 2024 года.

Постепенно происходит снижение количества административных барьеров для экспортеров. Например, законодательство в области валютного контроля становится более лояльным. Екатерина Сальникова, менеджер сопровождения ВЭД в банке для предпринимателей «Точка», рассказывает, что изменилось в валютном законодательстве в 2020 году.

Изменения в валютном законодательстве в 2020 году

С 1 января 2020 года вступили в силу изменения в Федеральном законе от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Теперь экспортеры имеют право не зачислять выручку на счета в российских банках. Изменения вносятся Федеральным законом № 265-ФЗ от 02.08.2019.

Напомню: требования части 1 пункта 1, статьи 19 Закона №173-ФЗ ранее говорили о том, что предприниматели должны обеспечить получение денег за отгруженные за рубеж товары или оказанные иностранцам услуги на свои счета в российских банках. Если деньги от иностранного партнера не поступали, экспортера ждал крупный штраф.

Сроки поступления средств от иностранного партнера на счет указываются в контракте или инвойсе. Их исполнение контролируют банки, а в случае нарушения таможня или налоговая выписывает штраф. Размеры штрафов подробно описаны в ст.15.25 КоАП и могут составлять от 75% до 100% от той суммы, которая не была получена от нерезидента.

С января 2020 года смягчение требования о получении денег на счета в России коснется, в том числе, экспортеров, которые поставляют товары за рубеж или оказывают услуги нерезидентам. Одно из обязательных условий для этого – цены на товар или услуги в контракте указаны в рублях, расчеты по контракту ведутся также в рублях.

В изменениях в законе есть нюансы:

• Не получать деньги на свой счет в РФ за проданный экспортный товар разрешается только в том случае, если вы торгуете несырьевыми товарами или оказываете услуги.

• Если вы торгуете сырьем, то с 1 января 2020 года имеете право не получать на российский счет до 10% от суммы контракта. Остальные 90% иностранный партнер должен перечислить на счет вашей компании в России. Первого января каждого следующего года сумма выручки, которую вы не обязаны получать на свой российский банковский счет, будет увеличиваться, и с 2024 года будет равна 100% от суммы договора.

• Деньги, которые иностранный партнер не перевел в Россию, должны поступить на счет вашей компании в иностранном банке. В противном случае исполнение обязательств по договору нужно будет обеспечить или прекратить другим законным способом.

• Изменения не коснулись экспортеров, которые поставляют древесину, изделия из нее и древесный уголь. Они все также должны получать на счет в России выручку в полном объеме.

• Группы кодов ТНВЭД, на которые распространяются указанные правила и исключения, можно посмотреть в законе №265-ФЗ

Желающим оставлять часть денег за рубежом нужно помнить, что об открытии счета в другой стране, изменении его реквизитов и, в некоторых случаях, о движении денег на счете нужно обязательно уведомлять налоговую.

Уведомлять нужно, если счет открыт:

• в банках за рубежом;

• в организациях за рубежом, которые могут привлекать и размещать деньги или финансовые активы своих клиентов для хранения, управления инвестирования или других сделок.

Уведомить ФНС нужно в течение 1 месяца с даты открытия счета или изменения реквизитов. Если уведомить налоговую с опозданием, штраф для организации составит от 50 до 100 тысяч рублей. А если забыть уведомить совсем – уже от 800 тысяч до 1 миллиона рублей.

Отменят ли штрафы?

Для повышения привлекательности экспортного бизнеса разработано несколько законопроектов по внесению изменений в КоАП и Уголовный кодекс РФ. В них предложено снизить суммы штрафов за несоблюдение требования о зачислении денег на счета организаций в российских банках. Сейчас штрафы достигают 100% от суммы, которую не зачислили. Предлагается снизить максимальный размер штрафа до 30%, а в некоторых случаях вместо штрафа и вовсе выносить предупреждение.

Что касается Уголовного кодекса, то, согласно статье 193 УК РФ, за нарушение требований о зачислении средств на российский счет в крупном или особо крупном размере (9 000 000 или 45 000 000 рублей соответственно) можно получить не просто большой штраф, но и лишение свободы на срок до 3 лет.

При этом в статье 193 УК РФ ничего не сказано о рассмотрении причин, по которым российская компания могла не получить деньги на счет: например, из-за обмана иностранного партнера или по другим причинам, в которых не было злого умысла. А суммы, которые в УК принимаются за крупный и особо крупный размер, для многих оказываются стандартными суммами при заключении контрактов.

Возможность быть подвергнутым уголовному преследованию отпугивает бизнесменов, которые рассматривают возможность выхода на международные рынки. Поэтому в законопроектах о внесении изменений в Уголовный кодекс предложено повысить порог сумм, при которых деяние признается совершенным в крупном или особо крупном размере, до 100 и 150 миллионов рублей вместо 9 и 45 миллионов соответственно. Другой законопроект предлагает признать статью 193 УК РФ утратившей силу, а к уголовной ответственности привлекать, только если в действиях бизнесмена усмотрены противозаконные действия: мошенничество, отмывание денег и т.д.

Поддержка экспорта: не только государство

Чтобы начать продавать за рубеж свои товары, мало изучить законодательство.

Важно понимать, востребован ли товар за рубежом, определить, куда лучше экспортировать, найти покупателя в чужой стране. Также необходимо тщательно оценить расходы на доставку товара и выбрать оптимальную схему логистики.

Помощь российскому бизнесу в работе на международном рынке пришла с неожиданной стороны: все больше банков запускают специальные услуги для поддержки участников ВЭД на каждом этапе. К стандартному набору опций – помощь с валютным контролем и таможенным оформлением – добавляются специальные услуги: например, мы предложили клиентам в течение 3 месяцев бесплатно размещать свои товары в магазине Точки на сайте Alibaba.com, чтобы оценить спрос.

Все больше банков, специализирующихся на работе с предпринимателями, предлагают своим клиентам всестороннюю помощь и консультирование при заключении сделок с нерезидентами: от поиска покупателя до организации логистики и таможенного оформления.

При выборе банка уточните, есть ли у него партнеры среди логистических компаний с опытом в международных перевозках – это существенно облегчит начало работы с иностранцами.

Хорошо, если в штате банка есть специалист по таможенному оформлению и персональные менеджеры для клиентов, ведущих ВЭД: они проконсультируют по работе с таможней, помогут составить декларацию, проверят контракт и будут сопровождать сделку, внимательно отслеживая сроки, чтобы уберечь клиента от нарушения валютного законодательства.

Так вы сэкономите на найме специалистов по ВЭД в штат и будете уверены в компетенциях эксперта.

Екатерина Сальникова.
Менеджер сопровождения ВЭД в банке для предпринимателей «Точка».
Для New Retail

Екатерина Сальникова.

Добавить комментарий