Понятие конституционного права как отрасли права

Понятие и предмет конституционного права как отрасли права

Рассмотрим понятие и предмет конституционного права как отрасли права.

Конституционное право представляет собой одну из отраслей правовой системы России. Понятие конституционного права раскрывает его сущностные черты.

Конституционное право – это совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Понятие конституционного права раскрывается в его основополагающих правовых нормах.

Общественные отношения, которые регулируются нормами отрасли, в юридических науках принято называть её предметом.

В сравнении с остальными правовыми отраслями предмет конституционного права имеет существенные особенности. Они заключаются в том, что оно регулирует отношения, которые складываются почти во всех сферах: политической, экономической, социальной, духовной и т.д.

Важной отличительной чертой предмета конституционного права является то, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в разных сферах жизни, охватываемых этой отраслью, имеет различное объемное наполнение.

В части общественных сфер нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения. В полном объеме их регулирование осуществляется иными отраслями права. Так, в экономической сфере предметом конституционного права являются лишь те отношения, которые характеризуют основные начала, понятия и принципы экономики. А в целом правовое регулирование экономических отношений осуществляется гражданским, предпринимательским, финансовым и рядом иных отраслей права.

В других сферах жизнедеятельности общества предметом конституционного права охватывается более широкий или весь комплекс общественных отношений. К ним относятся отношения, связанные с устройством государства, органов государственной власти, всей политической системы общества. То есть это сферы, посредством правового регулирования которых обеспечивается целостность, полноценность, управляемость общества как единой социальной системы.

Таким образом, предметом конституционного права являются базовые, основополагающие отношения, создающие фундамент сложной системы социальных связей, которые подлежат правовому воздействию. Эти базовые отношения являются системообразующими, оформляющими целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, которая основана на общих началах политического, экономического и социального устройства.

По причине подобного всеобъемлющего характера общественных отношений, являющихся предметом конституционного права, они характеризуются огромным многообразием и сложностью системы.

Нормы рассматриваемой отрасли закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и местного самоуправления. К ним следует отнести:

– виды органов государственной власти;

– правовой статус главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты;

– систему органов местного самоуправления.

Подобной правовой регламентацией обеспечивается такое управление обществом, которое построено на четком согласовании и соподчинении всех организационных структур, задействованных в реализации властных правомочий по управлению обществом.

Конституционно-правовое регулирование порядка организации и деятельности различных органов власти производится с разным уровнем глубины.

К предмету конституционного права можно отнести почти всю область общественных отношений, которая связана с установлением правового статуса представительных и законодательных органов государственной власти.

Это объясняется тем, что именно данными институтами в большинстве своем обеспечивается самоорганизация общества как единого политического организма. Ими создается каркас механизма управления общественными процессами и принимаются законы, при помощи которых производится правовое регулирование самых важных общественных отношений.

Конституционно-правовым регулированием в полной мере охватываются и общественные отношения, которые связаны с функционированием института главы государства – Президента Российской Федерации.

К предмету отрасли конституционного права в сфере регулирования деятельности исполнительной власти относятся только те правоотношения, в которых выражаются конституционные основы и принципы, определяющие порядок формирования и статус исполнительных органов. Прежде всего, это касается Правительства РФ, правительств и высших должностных лиц субъектов РФ.

Подробная и точная компетенция правительства и всех остальных органов исполнительной власти регламентируется нормами административного права.

Схожим образом рассматриваются пределы конституционно-правового регулирования судебных учреждений. Однако правоотношения в сфере конституционного судопроизводства, которые связаны с деятельностью Конституционного Суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов Федерации, в полном объеме охватываются предметом конституционного права.

Предметом конституционного права в области органов местного самоуправления охватываются отношения, которые устанавливают основы их правового статуса, принципы их организации и деятельности, механизм взаимоотношений с органами государственной власти. В целом правоотношения, которые возникают в сфере местного самоуправления, относятся к предмету муниципального права.

Таким образом, понятию конституционного права можно дать следующее определение. Конституционное право – это совокупность норм права, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества. К ним относятся: основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

Предметом конституционного права являются базовые отношения, возникающие в процессе формирования основ жизнедеятельности общества и государства.

В полном объеме их регулирование осуществляется иными отраслями права.

Понятие конституционного права как отрасли права

Понятие «конституционное право» многогранно и употребляется в трех формах: как отрасль права в системе национального права, т.е. совокупность конституционно-правовых норм, действующих на территории данной страны; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующая на их основе правоотношения и институты; как учебная дисциплина, основанная на данных науки.

Конституционное право России как отрасль права — составная часть ее национальной правовой системы, совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления народовластия, охраняют основные права и свободы человека и учреждают в этих целях определенную систему государственной власти, основанную на принципе «разделения властей».

Одним из важнейших завоеваний демократического процесса в России является внедрение в сознание народа постулата: не народ существует для государства, а государство существует для народа, чтобы охранять свободу человека и обеспечивать его благополучие. Вместе с тем необходимо соблюдать равновесие между властью и свободой, так как свобода без прочной государственности превращается в анархию, а государство, построенное на отказе своих граждан от свободы, превращается в тоталитарное.

Найти баланс свободы народа и власти государства — главная задача и смысл конституционного права России.

Конституционное право России прочно переплетено с политикой и вообще со всей политической системой страны.

Властные отношения задевают права и свободы человека и сталкиваются с коллективными действиями людей, объединенных в партии и движения, которые путем выборов влияют на эти отношения. Отсюда огромный интерес к изучению институтов конституционного права, борьба мнений вокруг политических основ этой отрасли и ее институтов.

Как любая отрасль права, конституционное право России имеет свой предмет — это общественные отношения, регулируемые нормами той или иной отрасли права.

Уяснение вопроса о предмете отрасли права является необходимой предпосылкой правильного понимания общих качеств, свойственных ее нормам и институтам; спецификой правового регулирования.

Без знания предмета каждой отрасли права невозможна правоприменительная деятельность. Надо четко уяснить, нормы какой отрасли подлежат применению.

Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества — политической, экономической, социальной и др. Однако это распространяется не на все отношения целиком, а лишь на определенный их слой, а точнее сказать, фундамент этих отношений.

Отсюда к предмету конституционного права относятся те отношения, которые можно называть базовыми, основополагающими в каждой из указанных сфер. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию, определяют структуру всего социального организма. Такого рода отношения выступают как системообразующие, обеспечивающие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства общества и государства.

Предмет конституционного права России охватывает две основные сферы общественных отношений:

а) охрану прав и свобод человека (в сфере отношений человека и государства);

б) устройство государства и государственной власти (отношения в сфере власти).

Баланс этих отношений обеспечивает единство общества, которое обеспечивается:

1) лежащими в его основе принципами, выражающими его качественную определенность, формы организации и функционирования;

2) механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества.

Рассмотрим более подробно общественные отношения такого рода.

1. Конституционно-правовые нормы закрепляют, прежде всего, основные принципы, определяющие устройство общества: суверенитет, форму правления, форму государственного устройства, принадлежность власти, общие основы функционирования всей системы политической организации общества.

В обществе обязательно существуют единые основы экономической системы: допускаемые и охраняемые формы собственности, гарантии защиты прав собственников, способы хозяйственной деятельности, обеспечение государством потребностей в образовании, науке, культуре.

Совокупность основополагающих общественных отношений, определяющих устройство государства, закрепляющие их нормы в действующей Конституции России обобщаются понятием «основы конституционного строя».

2. Общество не может существовать без единых основ правового статуса его членов, определения принципов взаимосвязи государства, общества и гражданина.

Предметом конституционного права являются такие отношения, которые определяют гражданство, принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, его права, свободы и обязанности. Эти отношения являются исходными для всех остальных сфер общественных отношений между людьми.

3. В России существует широкая сфера отношений между Федерацией в целом и ее субъектами, урегулирование которых составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства. Эти отношения также составляют предмет конституционного права.

4. Целостность и единство общества обеспечиваются и механизмом управления социальными процессами. В обществе это выражается через систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституционно-правовые нормы закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; виды органов; правовой статус органов законодательной, судебной и исполнительной власти, порядок их образования; формы деятельности. Посредством такой правовой регламентации обеспечивается система управления обществом.

К предмету конституционного права России относится регулирование отношений, связанных с системой всех представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Таким образом можно сделать следующий вывод:

Конституционное право России — ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы, т.е. основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, отношения между человеком и государством.

Конституционно-правовые нормы закрепляют, прежде всего, основные принципы, определяющие устройство общества суверенитет, форму правления, форму государственного устройства, принадлежность власти, общие основы функционирования всей системы политической организации общества.

Субъект в конституционном праве

Под субъектами конституционных правоотношений подразумеваются государство с его органами власти, нация, народ, политические партии, территориальные образования, органы местного самоуправления, судебные органы и отдельные физические лица между которыми возникают конституционно-правовые отношения.

Отдельные страны признают субъектом конституционно-правовых отношений религиозные конфессии.

Субъекты конституционных правоотношений имеют правоспособность и дееспособность, то есть возможность иметь права, которые можешь осуществлять самостоятельно. Эти характеристики чаще всего относятся к «физическим лицам». Органы государственной власти оперируют аналогами этих понятий компетенция и правомочия.

Субъектами в рамках конституционного права являются участники социальных взаимодействий, которые имеют правоспособность и компетенциею, в результате чего они имеют основания реализовывать свои возможности в конституционно-правовых отношениях.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Признается равноправие участников правовых отношений.

1. Понятие конституционного права России как отрасли права, как науки и учебной дисциплины.

Термин «конституционное право» употребляется в 3-х основных значениях: как отрасль права, как наука и как учебная дисциплина.

Конституционное право РФ – ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регламентирую­щих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, основы организации системы государственной власти и ме­стного самоуправления.

От понятия «конституционное право» как ведущей отрасли национальной правовой системы следует отличать понятие «конституци­онное право» как науки.

Наука конституционного права является составной частью системы юридических наук. Наука конституционного права относится к отраслевым наукам и имеет своим предметом изучения отрасль конституционного права. Она изучает конституционно-правовые нормы, институты, конституционно-правовые отношения, а также практику реализации норм и институтов конституционного права и анализирует закономерности их развития.

Наука конституционного права представляет собой единую систему знаний, включающую следующие разделы: (СИСТЕМА)

1. Исследование понятийного аппарата, определение понятий «консти­туционное право» как отрасль права, наука и учебная дисциплина.

2. Учение о конституции в ее историческом развитии. Сущность и струк­тура, принципы и юридические свойства действующей Конституции Рос­сийской Федерации.

3. Системный анализ норм, закрепляющих основы конституционного строя государства, суверенитет народа и формы его осуществления.

4. Изучение проблем конституционного регулирования взаимоотноше­ний государства и личности, основ правового статуса иностранцев и лиц без гражданства, проблем закрепления и реализации прав и свобод челове­ка и гражданина.

5. Исследование вопросов национально-государственного устройства Российской Федерации, правового статуса Федерации и ее субъектов, раз­работка предложений по учету национального вопроса в государственном строительстве.

6. Комплексный анализ регулирования формирования и деятельности системы государственных органов Российской Федерации, органов власти ее субъектов и органов местного самоуправления.

7. Анализ основ организации и осуществления судебной власти в Рос­сийской Федерации, а также органов прокуратуры.

Наука конституционного права в своих исследованиях использует сле­дующие научные методы: материалистической диалектики, формально-­логического анализа, системного анализа, исторический, социологический, статистический, а также сравнительный и др.

Конституционное право как учебная дисциплина (учебный курс) – состоит в изучении отрасли конституционного права. Изучение отрасли конституционного права осуществляется на основе теоретических разработок, составляющих содержание науки конституционного права России.

Понятие конституционного права России как отрасли права, как науки и учебной дисциплины.

Образовательный портал – все для студента юриста.

Образовательный портал – все для студента юриста.

Предмет конституционного права

Уяснение предмета необходимо для того, чтобы выявить специфику правового регулирования, а значит — составить поня­тие о содержании, назначении и целях данной отрасли права, ее отличии от других отраслей. Определение предмета конституци­онного права требует большой точности, поскольку в этой отрас­ли речь напрямую идет о гарантиях свободы человека; свобода нуждается для своей охраны лишь в минимуме ограничений, в то время как власть должна быть как раз максимально ограничен­ной, имея только самый необходимый набор полномочий в инте­ресах людей.

Особенность предмета конституционного права состоит в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, не одинаково.

В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения (напр., правовой статус личности), в других – предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений (прежде всего отношения, которые связаны с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества и служат основой формирования всех других общественных отношений).

Таким образом, предметом конституционного права являются те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. Это отношения, систематизирующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства.

Однако есть и такие сферы общественных отношений, где конституционное право работает постоянно и непосредственно, восполняя проблемы отраслевого законодательства или разрешая противоречия отраслевых норм конституционным.

Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:

  1. охраны прав и свобод человека (отношения между челове­ком и государством);
  2. устройства государства и государственной власти (властеотношения).

Отношения между человеком и государством регулируются не только конституционным правом, но и другими отраслями права (административным, трудовым и др.). Но конституционное право содержит нормы основополагающего характера, из которых скла­дываются правовой статус человека, его основные права и свобо­ды . В науке широко распространено понимание права как меры свободы, и как раз конституционное право в наибольшей степе­ни отвечает этому пониманию.

Регулирование отношений, связанных с признанием свободы человека как естественного состояния, — сложное дело. Оно предполагает закрепление не только прав, но и обязанностей че­ловека по отношению к другим людям и государству. Свобода не может быть абсолютной, она требует ограничений, чтобы преду­предить злоупотребления ею. Конституционное право к тому же не только провозглашает права, но и создает их правовые гаран­тии, способствует учреждению такого государства, которое берет на себя обязан­ность создать условия для благополучия людей; в сущности, это­му подчинено все устройство государственной власти.

Через права свободного человека складывается определенный общественный порядок: формы собственности, организация эко­номики, политическая система, социальные отношения и т. д. И конечно, Конституция закрепляет некоторые общественные ус­тои (равную защиту всех форм собственности, многопартийность, независимость местного самоуправления и др.).

В Конституции 1993 г. нет раздела об основах общественного строя, но в то же время во многих статьях устанавливаются экономические и со­циальные функции государства, подчиненные главной цели — охране и содействию реализации прав и свобод человека. Таким обра­зом, из самой структуры и содержания Конституции государству исходят определенные указания экономического и социального характера. Но эти указания не создают какой-то идеологически определенный общественный строй и не пытаются определять принципы гражданского общества. Они только устанавливают пределы вмешательства государства в общественную жизнь и его обязанности по отношению к людям. Собственно же граждан­ское общество в главном остается свободным от государственно­го регулирования, обеспечивая людям свободу в выборе жизнен­ных идеалов и собственных путей к счастью.

Читайте также:  Срок действия брачного договора – помощь юриста

Устройство государственной власти предполагает не только учреждение органов государственной власти, но и регламента­цию широкого круга отношений между ними. Органы государст­венной власти, несмотря на различие их задач и разделение пол­номочий, должны составлять единую целостную систему и нахо­диться в таких отношениях с людьми и их интересами, которые содействовали бы раскрытию роли государства в обществе. Кон­ституционное право составляет исходную точку развития власт­но-правовых процессов, оно призвано и может стать основой для слаженного и целенаправленного взаимодействия всех государст­венных органов, но при отсутствии внутреннего единства спо­собно породить разлад в их действиях, конституционные кризи­сы и хаос в государственной жизни.

Эта системообразующая функция конституционного права требует от него четкого закрепления объема полномочий, задач и статуса органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления, порядка их образования, компетенции, форм деятельности и т. д.

Конституционное право не имеет своего специального метода правового регулирования.

Реферат: Понятие конституционного права как отрасли права

1. Проблема наименования отрасли права. Понятие конституционного права как отрасли права

Конституционное право – одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.

Один из важнейших постулатов современной цивилиза­ции гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода ока­зывается вне прочной государственности, она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государ­ственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета. Нахождение баланса власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший смысл кон­ституционного права.

Поскольку конституционное право регулирует столь важ­ную и сложную сферу общественной жизни, оно неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собствен­но, с конституционного права начинается формирование (не обязательно исторически, но логически последовательно) всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национально­го права не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более если она противоречит им. В демократи­ческом государстве конституционное право создает специ­альные гарантии против опасности сползания к тоталита­ризму, определенные нормы и институты, регулирующие, например, правовое положение средств массовой информа­ции, и многое другое.

2. Предмет и метод конституционного регулирования

Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, в юриспруденции принято именовать ее предметом. Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.

Другие же отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни. Так, предметом трудового права являются трудовые правоотношения, гражданского права – имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Особенность предмета конституционного права состоит в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково.

В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере. Во всем объеме их регулирование осуществляется другими отраслями права. Так, в сфере экономической жизни общества предметом конституционного права являются только те отношения, которые характеризуют основные начала и принципы экономики, формы собственности. А в полном объеме правовое регулирование экономических отношений осуществляется гражданским, хозяйственным, предпринимательским, финансовым и рядом иных отраслей права.

В других сферах жизни общества предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений. Это прежде всего те отношения, которые связаны с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества и служат основой формирования всех других общественных отношений.

Таким образом, предметом конституционного права являются отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию. Эти базовые отношения – системообразующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства. Это, прежде всего отношения, связанные с организацией и функционированием общества и с механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества, поддерживается его целостность.

Рассмотрим более подробно общественные отношения, которые являются предметом конституционного права.

1. Нормы конституционного права регулируют общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества. В этих отношениях выражается прежде всего качественная характеристика государства: суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, т.е. общие основы функционирования всей политической системы общества.

Общество не может быть жизнеспособной организацией без единых основ экономической системы: установления допускаемых и охраняемых государством форм собственности, гарантий защиты прав собственников, способов хозяйственной деятельности, охраны труда, провозглашения определенной системы обеспечения социальных потребностей членов общества в области образования, культуры, науки, охраны природы, здоровья и т.п. Нормы конституционного права регулируют общественные отношения, выражающие основные принципы организации общества и в этой области.

2. Предметом конституционного права являются также такие общественные отношения, которые определяют основы взаимоотношений человека с государством, т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свобод и обязанности человека и гражданина. Именно эти отношения и являются исходными для стальных общественных отношений между людьми, определяют положение человека в любых его общественно значимых связях. Конституционные нормы, регулирующие эти отношения, закреплены в гл.2 Конституции Российской Федерации.

3. Поскольку одной из основ конституционного строя России является федерализм, то объективно существует широкая сфера отношений между Федерацией и ее субъектами. Урегулирование этих общественных отношений составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства, обоснованных реальными потребностями разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Данные отношения тоже входят в предмет конституционного права. Нормы, регулируемые их, содержатся в гл.3 Конституции Российской Федерации.

4. Целостность и единство общества обеспечиваются не только связывающими все социальные отношения общими принципами его устройства и организации, но и соответствующим механизмом управления социальными процессами, через который осуществляются функции, и свойственные данному обществу как организованной структуре.

Таким механизмом являются система государственной власти и система местного самоуправления. Нормы конституционного права закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления. Такой правовой регламентацией обеспечивается управление обществом, основанное на четком согласовании и соподчинении всех организационных структур, задействованных в процессе реализации властных функций по управлению обществом.

Исходя из того, что одной из незыблемых основ конституционного строя России является народовластие – главный фактор формирования политического единства общества, – к предмету конституционного права нужно отнести регулирование всей сферы отношений, связанных с законодательными (представительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Детальное регулирование деятельности органов исполнительной и судебной власти относится к предмету иных отраслей права (административного, уголовно-процессуального, муниципального и др.)

Методы конституционного регулирования – это способы, при помощи которых регулируются конституционно-правовые отношения. Существуют два диаметрально противоположных способа правового регулирования – императивный и диспозитивный. Императивный (авторитарный) метод характеризуется неравенством сторон общественных отношений. Этот метод означает установление обязательных для этих сторон правил, исключающих свободу выбора собственного поведения. Диспозитивный метод характеризуется равенством сторон и свободой выбора собственного поведения каждой из них. В зависимости от того, какой из указанных методов используется той или иной отраслью права, все эти отрасли можно разделить на отрасли публичного и частного права. В отраслях публичного права в основном используется императивный метод, а в отраслях частного права – диспозитивный метод.

В конституционном праве используются оба метода правового регулирования. Диспозитивный метод характерен для регулирования общественных отношений, связанных с правами и свободами гражданина, но только в сфере пользования этими правами и свободами. Человек может пользоваться или не пользоваться ими (например, избирательными правами), то есть имеет свободу выбора поведения. В то же время все остальные граждане, органы государства и местного самоуправления, их должностные лица обязаны не препятствовать реализации прав и свобод человека и гражданина. В остальном же метод конституционного регулирования является императивным, а конституционное право в целом – отраслью публичного права.

Собствен но, с конституционного права начинается формирование не обязательно исторически, но логически последовательно всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль.

Понятие конституционного права России как отрасли права, как науки и учебной дисциплины

Лекции

по дисциплине «Конституционное право РФ»

Понятие конституционного права России как отрасли права, как науки и учебной дисциплины.

Конституционное право – ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

Наука конституционного права – это система знаний о конституционно-правовых нормах и возникающих в результате действия таких норм конституционно-правовых отношениях.

Наука конституционного права является составной частью системы юридических наук, которая в свою очередь входит в систему общественных наук.

Наука конституционного права относится к отраслевым наукам, основной отличительный признак которых состоит в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли права. Эти науки составляют наиболее многочисленную часть в системе юридических наук, равную числу отраслей права.

Наука конституционного права, как и всякая иная наука, является системой знаний. Это значит, что в ее составе имеются относительно обособленные комплексы теоретических положений, содержащих выводы, которые сделаны на основе познания сущности и закономерностей развития различных сторон регулируемых отраслью конституционного права общественных отношений. Эти теоретические комплексы не только связаны между собой в силу единства предмета отрасли, но и находятся в определенном соподчинении. Одни теоретические выводы и положения служат основой для других.

Конституционное право как учебная дисциплина. Учебные планы юридических высших учебных заведений Российской Федерации предусматривают изучение студентами всех отраслей права, в том числе конституционного права России.

Изучение отрасли конституционного права осуществляется на базе теоретических разработок, составляющих содержание науки конституционного права Российской Федерации.

Система теоретических положений науки, которые по своему объему считаются минимально необходимыми и достаточными для познания студентами сущностных характеристик отрасли и содержания ее институтов, для выработки умения применять на практике нормы отрасли, составляет содержание учебного курса конституционного права России.

Универсальным отражением системы и содержания учебного курса является учебник, рекомендованный в таком качестве компетентными государственными органами.

Однако с учетом специфических задач подготовки юристов различного профиля содержание и система курса могут претерпевать те или иные изменения, что получает отражение в программах по данному курсу, принимаемых в тех или иных высших юридических учебных заведениях.

(Енгибарян) В заключение рассмотрения данного вопроса попытаемся хотя бы кратко и обобщенно ответить на вопрос: почему необходимо и важно изучать курс конституционного права? Во-первых, данный курс имеет большое познавательное значение. Он позволяет значительно расши­рить общий и профессиональный кругозор каждого его изучающего прежде всего за счет научного анализа таких важнейших вопросов жизни личности и общества, как народовластие, демократия и пути ее реализации, права и свободы человека и гражданина, гражданское об­щество, правовое государство, социальное государство, разделение властей, парламентаризм, авторитаризм, тоталитаризм, федерализм, автономия и местное самоуправление, гражданство, и многих других. Конечно, любой учебный курс, имея свою «нишу» в системе подготов­ки специалиста-юриста, расширяет кругозор слушателя, ибо несет новое для него знание. Но и при этом нельзя не видеть особой значи­мости курса конституционного права, определяемой в первую очередь значимостью объекта его изучения — конституций, конституционного права, регулирующих фундаментальные основы государственной и об­щественной жизни.

Во-вторых, изучение курса конституционного права имеет немалое практически-политическое значение. Известно, например, что в про­цессе разработки и принятия Конституции РФ 1993 г. очень важную роль сыграли анализ и обобщение зарубежного опыта развития консти­туционализма, особенно в передовых демократических странах, тем более что в истории самой России его почти не было. Это нашло свое прямое отражение как в структуре, так и в содержании многих разделов и статей нашей конституции. Был общепризнан и весомый вклад в разработку и принятие проекта этой конституции многих известных российских ученых-конституционалистов.

Возьмем теперь другую сторону дела. Очень часто граждане нашей страны многое теряют в своей жизни и практической деятельности только потому, что не знают или плохо знают свои права, свободы и обязанности, закрепляемые прежде всего в Конституции РФ и других конституционно-правовых актах. Изучение курса конституционного права позволяет устранить этот серьезный недостаток общественно-политической жизни, создает возможность более твердо и последова­тельно отстаивать законные права и интересы личности, бороться про­тив бюрократических и иных извращений демократии и гуманизма. Сравнительный анализ конституционно-правового устройства разных стран учит выработке правильной политико-правовой ориентации и оценке конституционных установлений как в своей, так и в других странах, что особенно важно для тех специалистов, работа которых проходит за рубежом или связана с выездами туда. Чрезвычайно важ­ное практическое значение изучение этого курса представляет для тех, кто уже занят или будет занят в сфере государственного управления и местного самоуправления, поскольку именно в нем концентрированно излагаются самые фундаментальные основы прав и свобод человека, статуса, компетенции и взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления и т.д. В этом отношении курс кон­ституционного права особенно тесно связан с курсами политологии и административного права.

В-третьих, трудно переоценить идейно-воспитательное значение изучения курса конституционного права. Оно состоит прежде всего в том, что овладение знанием этого курса направлено на серьезное по­вышение политико-правовой культуры слушателей и рост их граждан­ственности, на успешное формирование гражданского общества, пра­вового государства и демократического правосознания в нашей стране. В результате усвоения данного курса достигается лучшее понимание социальной ценности демократических политико-правовых институ­тов, что не может не сказаться положительно на повышении граждан­ской активности и инициативы, прежде всего молодежи и студентов. Особенно велик идейно-воспитательный потенциал изучения таких важнейших тем и проблем курса, как конституционно-правовой статус личности, правовые основы конституционного строя, государство и его политический режим, судебная власть и ее органы, местное управление и самоуправление и др.

Эти науки составляют наиболее многочисленную часть в системе юридических наук, равную числу отраслей права.

Конституционное право России. Краткий курс ( Коллектив авторов, 2016)

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Конституционное право России». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

newinspire

  • Лекции по экономической теории
  • Лекции по бюджетной системе РФ
  • Лекции по экономике организаций
  • Лекции по экономической безопасности
  • Экономический обзор
  • Спортивный обзор
  • Курьезы

Нормы конституционного права закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления виды органов государственной власти, правовой статус главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления.

4.1. Понятие конституционного права, его предмет, метод и источники

Конституционное право – это отрасль права, которая устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Конституционное право является ведущей отраслью по отношению ко всем остальным отраслям права, потому что, во-первых, общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права, выражают наиболее важные стороны деятельности государства; во-вторых, конституционное право ведущее по своему источнику – конституции; в-третьих, нормы конституционного права определяют основные принципы правового регулирования в целом, так как в конституции содержатся базовые нормы всех отраслей системы права.

Читайте также:  Получение социальной помощи

Предметом конституционного права является система общественных отношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его политическую, экономическую системы, положение личности в обществе. Таким образом, предметом конституционного права являются:

1) отношения, характеризующие основы конституционного строя;

2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы правового положения личности, т.е. права и свободы граждан);

3) установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений;

4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.

Метод конституционного права. Одним из способов конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается ряд норм конституционного права (например, ст. 58 Конституции РФ “Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам”). В конституционном праве известен также метод дозволения, применяемый в основном к регулированию статуса граждан или для определения полномочий государственных органов (например, ст. 34 Конституции РФ ” Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом деятельности”). В конституционном праве применяется и метод запрещения (например, ст. 50 Конституции РФ “Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление”).

Субъекты конституционного права:

2) предприятия, учреждения, организации (государственные и негосударственные);

3) государственные органы;

4) органы местного самоуправления;

5) общественные объединения;

6) территориальные образования.

Источники конституционного права:

1) Конституция (Основной Закон);

2) федеральные конституционные законы;

3) федеральные законы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права (например, Закон РФ ” О гражданстве Российской Федерации”);

4) законы субъектов федерации по вопросам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ);

5) подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента, постановления Правительства и др.), содержащие нормы конституционного права.

Особенности норм конституционного права:

1. Большинство норм конституционного права носит обобщенный характер. Они излагаются на уровне принципов.

2. Как правило, нормы конституционного права не обладают трехчленной структурой. В них есть гипотеза и диспозиция, но лишь несколько статей Конституции РФ содержат санкцию.

3. Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой по отношению к нормам других отраслей права. Они являются нормами прямого действия, т.е. должны применяться непосредственно без подтверждения нормами специальных отраслей права. Исключение составляют нормы международного права, которые имеют приоритет по отношению к нормам конституционного права с точки зрения свободы личности, прав человека и гражданина.

4. Нормы конституционного права носят учредительный характер, т.е. определяют правовой статус каждого субъекта конституционного права.

Особенность норм конституционного права в том, что применять их могут только государство или муниципальные органы. Граждане могут ими только пользоваться.

Виды норм конституционного права:

1) нормы-принципы (содержат общие положения правового регулирования, например, гл. 1 Конституции РФ);

2) нормы – исторические справки (эти нормы содержатся в преамбуле Конституции РФ и указывают на незыблемость существующих отношений);

3) нормы программного характера (эти нормы содержат в себе установки на перспективу развития общества);

4) констатирующие нормы (закрепляют существующие на момент принятия конституции отношения);

5) устанавливающие нормы (определяют порядок формирования органов государства и круг их полномочий, а также определяют основные права и свободы граждан).

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе связи между субъектами конституционного права. Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них выражает всеобщность прав и обязанностей, т.е. в этих отношениях могут участвовать либо все субъекты конституционного права, либо большие группы людей. Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политической организации государственной власти.

Конституционно-правовые отношения образуют систему конституционного права, состоящую из совокупности правовых институтов, которые располагаются в определенной последовательности и находятся во взаимодействии друг с другом.

Правовой институт конституционного права – это определенная часть конституционных норм, регулирующих отдельные разновидности общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права.

Конституционное право состоит из следующих правовых институтов:

1) государственного и общественного устройства;

2) правого положения личности в обществе (права и свободы граждан);

3) политического многообразия и многопартийности;

6) гражданства и др.

Таким образом, система конституционного права характеризуется объективными критериями деления отрасли на отдельные структурные подразделения, в основе которых лежат реальные общественные отношения.

3 нормы программного характера эти нормы содержат в себе установки на перспективу развития общества ;.

Понятие конституционного права РФ как отрасли права

Понятие «конституционное право» многогранно и употребляется в трех формах: как отрасль права в системе национального права, т. е. совокупность конституционно-правовых норм, действующих на территории данной страны; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующая на их основе правоотношения и институты; как учебная дисциплина, основанная на данных науки.

Конституционное право России как отрасль права – составная часть национальной

правовой системы страны, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления народовластия, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственн ой власти, основанную на принципе «разделения властей». Одним из важнейших завоеваний демократического процесса в России является внедрение в сознание народа постулата: не народ существует для государства, а государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и обеспечивать благополучие. Но необходимо соблюдать равновесие между властью и свободой, так как свобода без прочной государственности превращается в анархию, а государство, построенное на отказе своих граждан от свободы, превращается в тоталитарное.

Найти баланс свободы народа и власти государства – главная задача и смысл

конституционного права России.

Конституционное право России прочно переплетено с политикой и вообще со всей политической системой страны.

Властные отношения задевают права и свободы человека и сталкиваются с коллективными действиями людей, объединенных в партии и движения, которые путем выборов влияют на эти отношения. Отсюда огромный интерес к изучению институтов конституционного права, борьба мнений вокруг политических основ этой отрасли и ее институтов.

Как любая отрасль права, конституционное право России имеет свой предмет.

Общественные отношения, регулируемые нормами той или иной отрасли права, в

юридической лексике именуются ее предметом. Уяснение вопроса о предмете отрасли права является необходимой предпосылкой правильного понимания общих качеств, свойственных ее нормам и институтам, специфики правового регулирования. Кроме того, без знания предмета каждой отрасли права невозможна правоприменительная деятельность. Надо четко уяснить, нормы какой отрасли подлежат применению.

Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах

жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной и др., но не все отношения целиком, а лишь определенный их слой, а точнее сказать, фундамент этих отношений.

К его предмету относятся те отношения, которые можно называть базовыми,

основополагающими в каждой из указанных сфер. Они образуют как бы фундамент

всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому

воздействию, определяют структуру всего социального организма. Такого рода

отношения выступают как системообразующие, обеспечивающие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства общества и государства.

Предмет конституционного права России охватывает две основные сферы общественных отношений:

а) охрану прав и свобод человека (в сфере отношений человека и государства);

б) устройство государства и государственной власти (отношения в сфере власти).

Баланс этих отношений обеспечивает единство общества, которое обеспечивается:

1) лежащими в его основе принципами, выражающими его качественную определенность, формы организации и функционирования;

2) механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества. Конституционное право имеет своим предметом

общественные отношения такого рода. Рассмотрим их более подробно:

1. Конституционно-правовые нормы закрепляют прежде всего основные принципы,

определяющие устройство общества: суверенитет, форму правления, форму

государственного устройства, принадлежность власти, общие основы

функционирования всей системы политической организации общества.

В обществе обязательно существуют единые основы экономической системы: допускаемые и охраняемые формы собственности, гарантии защиты прав собственников, способы хозяйственной деятельности, обеспечение государством потребностей в образовании, науке, культуре.

Совокупность основополагающих общественных отношений, определяющих устройство государства, закрепляющих их нормы в действующей Конституции России, обобщается понятием «основы конституционного строя».

2. Общество не может существовать без единых основ правового статуса его членов, определения принципов взаимосвязей государства, общества и гражданина. Предметом конституционного права являются такие отношения, которые определяют гражданство, принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, его права, свободы и обязанности. Эти отношения являются исходными для всех остальных сфер общественных отношений между людьми.

3. В России существует широкая сфера отношений между Федерацией в целом и ее субъектами, урегулирование которых составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства. Эти отношения также составляют предмет конституционного права.

4. Целостность и единство общества обеспечиваются и механизмом управления

социальными процессами. В обществе это выражается через систему органов

государственной власти и органов местного самоуправления.

Конституционно-правовые нормы закрепляют основные принципы системы органов

государственной власти и органов местного самоуправления; виды органов; правовой статус органов законодательной, судебной и исполнительной власти, порядок их образования; формы деятельности. Посредством такой правовой регламентации обеспечивается система управления обществом.

К предмету конституционного права России относится регулирование отношений,

связанных с системой всех представительных органов государственной власти и

органов местного самоуправления.

Таким образом можно сделать следующий вывод: конституционное право России –

ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы, т. е. основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, отношения между человеком и государством, между государством и институтами гражданского общества.

№2 Нормы конституционного права, их особенности, классификация.

Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, необходимо отметить, что им свойственны общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, а также особенности, выделяющие их в самостоятельную часть всей системы права.

Чем же они отличаются от норм других отраслей права?

1. Своим содержанием, т. е. той сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены (например, человек и государство).

2. Источниками, в которых они выражены. Об источниках мы будем говорить в дальнейшем, но самым главным источником, в котором выражены основополагающие, наиболее значимые нормы, является особый акт, обладающий высшей юридической силой во всей правовой системе, – Конституция Российской Федерации.

3. Своеобразием вида норм. В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общепринятого, а не конкретно регулирующего характера. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.).

4. Учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества: т. е. обязательный порядок для создания всех правовых норм других отраслей. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов Государственной власти.

5. Особым механизмом реализации. Многие конституционно-правовые нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации).

6. Специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых они обращены. Это такие субъекты, как народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы, главным субъектом является человек.

7. Особенностями структуры. Для конституционно-правовых норм характерна двучленная структура (гипотеза и диспозиция) и лишь в отдельных случаях трехчленная (гипотеза, диспозиция и санкция). Конституционно-правовые нормы принято классифицировать по следующим основаниям:

1. По содержанию, т. е. по кругу регулируемых общественных отношений.

Одни нормы связаны со сферой общественных отношений, другие – с закреплением

основ правового статуса гражданина и человека, третьи – с федеративным устройством, четвертые – с системой органов государства. Существуют и другие взаимосвязанные комплексы норм, регулирующие относительно близкие сферы

общественных отношений. При применении норм важно установить все эти взаимосвязи, определить их место в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений.

2. По юридической силе. Этот фактор находится в прямой зависимости от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма, места правовых актов данного вида в общей системе права, а также разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Наиболее значимые нормы выражены в конституционных актах, и они обладают высшей юридической силой.

Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Наибольшей юридической силой обладают федеральные законы. На основе Конституции и федеральных законов издаются все другие правовые акты. От уровня юридической силы нормы зависит и юридическая база, на основе которой формируется ее содержание. Юридическая сила определяет и порядок отмены нормы, линии ее взаимодействия с другими нормами, их соотношение.

3. По территории действия. Существуют нормы, действующие на всей территории Федерации или в отдельных республиках, областях и других ее субъектах, а также в границах территории, в которых осуществляется местное самоуправление.

4. По характеру содержащегося предписания. Этот признак раскрывает механизм регулирующего воздействия нормы. Различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов производить предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Это все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов. К управомочивающим нормам можно отнести содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т. п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов действовать в целях предусмотренных в них предписаний.

Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свои поведение, действия с установками данных норм, избирать вариант поведения, соответствующий их требованиям. К ним относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан, и нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем предусмотренный в норме.

Запрещающие нормы содержат запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных.

5. По степени определенности содержащихся в них предписаний. По этому признаку

различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. В них определяется вариант поведения субъекта в данных обстоятельствах.

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

6. По назначению в механизме правового регулирования. Различают процессуальные

и материальные нормы.

Применение многих норм конституционного права сопряжено с необходимостью соблюдения процедурных правил, воплощенных в процессуальных нормах. Материальная норма предусматривает содержание действия по правовому регулированию общественных отношений, а процедурная норма определяет порядок, в котором она должна быть реализована, организацию работы, процедуру принятия законов. Правовой результат достигается действием не одной правовой нормы, а их совокупности. Такие совокупности родственных норм именуются государственно-правовыми институтами. Главным в объединении норм в правовой институт является признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений. В качестве конституционно-правового института рассматриваются нормы, устанавливающие основы конституционного строя, основы статуса человека и гражданина и другие комплексы норм, выступающие как главные части системы отрасли.

В правовом институте объединяются нормы самого различного вида с учетом их

классификации. В него могут входить нормы различной юридической силы, различные по территории действия и по другим признакам.

Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту

необходимо, так как не каждая отдельная норма проявляет свойства, присущие

институту в целом.

№3 Конституционно-правовые отношения, их виды.

Субъекты конституционно-правовых отношений.

В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникают конституционно-правовые отношения. Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:

1. Они отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

2. Им свойствен особый субъективный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений.

3. Обладают высоким политическим потенциалом. По существу они представляют собой квинтэссенцию политико-правовых отношений, существующих в обществе.

4. Реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока.

Читайте также:  Что значит закупка у единственного поставщика

Таким образом, конституционно-правовое отношение – это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

В результате реализации норм (правил поведения) возникают конкретные конституционно-правовые отношения с четко определенными субъектами, их взаимными правами и обязанностями.

Реализация таких видов норм, как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т. п., порождает правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности. Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния. Их характерной чертой представляется четкая определенность субъектов правоотношения. Но содержание взаимных прав и обязанностей субъектов конкретно не определено, оно выводится из общего массива действующих конституционно-правовых норм (состояние в гражданстве, состояние субъектов Федерации в составе России).

Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные. Срок действия постоянных не является определенным, но они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях (смерть гражданина прекращает отношения по гражданству). Временные правоотношения возникают в результате реализации конкретных норм-правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются (правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются по завершении выборов).

Особые виды конституционно-правовых отношений – материальные и процессуальные. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные – порядок реализации правовых действий, т. е. процедура. По целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. В первых – реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношений, во вторых – права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.

Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного правоотношения.

Юридический факт – это событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Действия могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки.

Субъекты конституционного права Российской Федерации

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк (народ, государство, депутаты, органы государственной власти и т. д.)- Таким образом, мы можем сформулировать, что под субъектами конституционного права понимаются все, кто обладает конституционными правами и несет конституционные обязанности. Разделим их на три группы: физические лица, негосударственные объединения и государственные образования. Рассмотрим каждую категорию более подробно. Физические лица:

1. Граждане Российской Федерации.

2. Лица без гражданства.

4. Лица с двойным (и более) гражданством. Негосударственные образования:

1. Органы местного самоуправления.

2. Ассоциации граждан – общественные объединения, политические партии, религиозные объединения, общественные движения и т. п.

3. Общности людей – народ в целом в Российской Федерации, население субъекта РФ, административного деления.

1. Государство в целом (Российская Федерация).

2. Субъекты Российской Федерации (края, области, республики, города федерального значения, автономии).

3. Органы государства (министерства, ведомства и т. п.).

4. Государственные предприятия (заводы, фабрики, аэропорты и т. п.).

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 1244 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

По юридической силе.

Источники права

Основное место конституционного права в системе отраслей права закрепляется его основным источником — Конституцией государства. С принятием на референдуме 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ она стала основным источником российского конституционного права.

Другими источниками конституционного права являются законы по наиболее важным вопросам государственного устройства — (избирательный закон, законы о партиях и общественных организациях, судоустройстве), решения, принятые путём референдума, декларации прав, решения, принятые в порядке судебного конституционного контроля, в ряде стран — конституционные обычаи, в мусульманских государствах — предписания Корана.

В России крупные исследования в области источниковедения производились Ж. И. Овсепян, О. Е. Кутафиным, М. Н. Марченко, Е. В. Колесниковым и др.

Конституционное и муниципальное право в Викиверситете.

Конституционное право как отрасль права (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

ОПРОС 1. Конституционное право как отрасль права

“_?. Общее понятие, цели и задачи “ , — конституционного права

“2. Место конституционного права в системе | “-* отраслей права и его значение [ ‘.3. Предмет регулирования конституционного права

> Конституционное право – отрасль права, которую составляют право­вые нормы, учреждающие определенную систему государственной вла­сти в целях охраны основных прав и свобод человека.

Главной задачей конституционного права является нахождение баланса между властью, необходимой для организации общества, и свободой.

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

. Исходя из своих целей и задач, конституционное право занимает цен­тральное место в системе права.

Схематически конституционное право можно представить в виде ядра всей правовой системы, лежащего в основе всех остальные отраслей права.

Конституционное право закрепляет основополагающие принципы на­ционального права каждого государства.

Нормы иных отраслей права не должны противоречить нормам кон­ституционного права.

3« Предметом регулирования права в целом являются общественные отноше­ния; отдельной отрасли – специфический круг общественных отношений.

Предметом регулирования конституционного права являются две ос­новные сферы общественных отношений:

а) отношения между человеком и государством (права и свободы человека);

б) властеотношения (организация государства и государственной власти). Предмет конституционно-правового регулирования не исчерпывается указанными группами отношений. Поскольку права и свободы человека тесно связаны с общественным порядком – формами собственности, экономической, политической, социальной системами, данные отно­шения также входят в предмет регулирования конституционного права.

ВОПРОС 2. Конституционно-правовые нормы и конституционно-правовые отношения

/. Общее понятие конституционно-правовых норм и отношений

2. Классификация конституционно-правовых норм и их особенности

3. Субъекты конституционно-правовых отношений

1. Конституционно-правовая норма – это выраженное в конституции, зако­нах и иных источниках права общеобязательное правило возможного или должного поведения в сфере регулирования конституционного права.

Консшгуционно-нравовые отношения – социальные отношения, регу­лируемые конституционным правом, имеющие общеобязательный харак­тер и охраняемые государством, посредством которых их участники реа­лизуют свои права и исполняют обязанности.

2. По характеру предписания конституционно-правовые нормы можно разделить на:

а) императивные, в которых правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора и четко предписывает поступать в соответ­

ствии с указанием. Например, согласно ст. 87 Конституции Президент РФ является Верховным главнокомандующим Вооруженных Сил РФ;

б) диспозитивные, в которых субъект имеет свободу действий. Напри­мер, в силу ст. 117 Конституции, в случае, если Правительство РФ по­дает в отставку. Президент РФ может как принять данную отставку, так и отклонить ее.

Особенностью конституционно-правовых норм является то, что не все из них могут породить правоотношения.

Пример данных норм: декларации – общие указания на определенные факты, имеющие значение для организации демократического порядка (“Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью” – ст. 2 Конституции).

Первая советская конституция была принята 10 июля 1918 года V Все­российским съездом Советов. Главными особенностями данной кон­ституции являлись:

• провозглашение РСФСР свободным социалистическим обществом всех трудящихся, то есть установление социалистического строя;

• закрепление принципа диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства;

• установление системы советов на всех уровнях во главе со Съездом Советов;

• отстранение от участия в выборах представителей так называемых “эк­сплуататорских классов”;

• провозглашение России федерацией.

Историческое значение конституции – заложила основы нового, соци­алистического, строя и новой, советской, государственности.

3. Конституции СССР и РСФСР приняты, соответственно, 31 января 1924 года II Всесоюзным Съездом Советов и 11 мая 1925 года XII Все­российским съездом Советов.

Главной причиной принятия Конституций СССР 1924 г. и РСФСР 1925 г. является образование 30 декабря 1922 года СССР из 4-х республик – РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР (Закавказье).

Главная цель Конституции СССР 1924 г. – отразить природу и структуру СССР, и РСФСР 1925 г. – внести изменения в Конституцию РСФСР 1918 г., связанные со вступлением РСФСР в СССР.

Ц. 2-я Конституция СССР была принята 5 декабря 1936 года VIII Чрезвы­чайным Всесоюзным Съездом Советов, а Конституция РСФСР – 21 ян­варя 1937 года XVII Чрезвычайным Всероссийским съездом Советов.

Главные причины принятия новых Конституций – укрепление социализ­ма в СССР и победа во внутрипартийной борьбе в ВКП(б) .

Главными особенностями Конституции СССР 1936 г. являлись:

• провозглашение возросшего единства трудящихся СССР и победы соци­алистических форм хозяйствования и социалистической собственности;

^ закрепление принципа плановой экономики;

уг увеличение числа союзных республик (до 11) с одновременным усиле­нием позиций центра;

отмена ограничений избирательных прав, установление всеобщего, рав­ного, прямого избирательного права при тайном голосовании;

I/ установление новой системы органов государственной власти: вместо Съезда Советов и ВЦИК – Верховный Совет СССР;

провозглашение большого объема прав и свобод человека;

»/ закрепление принципа о том, что наиболее сознательные и достойные трудящиеся составляют авангард общества – ВКП(б) – начало офици­ального оформления однопартийной системы.

Конституция РСФСР 1937 г. была принята в соответствии с Конститу­цией СССР 1936 г.

5» Конституция СССР 1977 г. была принята 7 октября на Внеочередной

7 сессии Верховного Совета СССР 9 созыва. 12 апреля 1978 года 7 сессия Верховного Совета РСФСР 9 созыва приняла Конституцию РСФСР, которая соответствовала Конституции СССР 1977 г.

Главная причина принятия новой Конституции – коренное изменение ситуации в стране, победа так называемого “развитого социализма”.

Особенностями Конституции СССР 1977 г. являлись:

• отказ от принципа диктатуры пролетариата, провозглашение СССР об­щенародным государством;

• установление руководящей и направляющей роли КПСС в обществе (6 статья);

• более широкое регулирование статуса личности;

• подтверждение социалистического характера экономики;

• провозглашение ряда прогрессивных целей государства.

8 1гг. в Конституции СССР (до 1991 г.) и РСФСР было внесено около 300 поправок, существенно изменивших их содержание. (Глав­ным образом это было связано с переходом от социализма к капита­лизму в экономике, политике и идеологии.) Значительно обновленная Конституция РСФСР 1978 г. действовала на территории России вплоть до принятия новой Конституции РФ 12 де­кабря 1993 года.

ВОПРОС 10. Особенности принятия Конституции Российской Федерации 1993 года

/. Необходимость смены Конституции

2. Борьба между законодательной,1. и исполнительной властью – главное “препятствие естественного конституционного процесса

3. Развитие конституционного кризиса

4. Референдум 12 декабря 1993 года

I» В начале 90-х годов возникла необходимость смены Конституции. Эта

необходимость была обусловлена следующими причинами:

• Конституция РСФСР 1978 г. принималась как конституция республики в составе СССР, а в 1991 г. СССР распался;

• Конституция РСФСР 1978 г. принималась в период так называемого “раз­витого социализма”, а в конце 80-х – начале 90-х гг. произошел отход от социалистического строя;

• Конституция РСФСР 1978 г. устанавливала систему власти Советов, в то время как в 1990-е гг. данная система работала менее эффективно;

• в 1991 г. прекратила свое существование КПСС, руководящая роль ко­торой закреплялась в Конституции РСФСР 1978 г.;

• в 1992 г. в России началась радикальная экономическая реформа, а Кон­ституция закрепляла в экономике социалистический уклад;

• реальностью в России была многопартийность;

• был введен пост Президента России, что значительно повлияло на си­туацию в стране;

• старая система власти уже не работала, а новая не была закреплена конституционно, что порождало острую борьбу между различными вет­вями власти;

Таким образом, в начале 90-х годов возникла необходимость коренных конституционных реформ и принятия нового основного закона (вза­мен старого, значительно устаревшего).

2» Борьба за власть между законодательной (Съезд народных депутатов РСФСР – РФ) и исполнительной (Президент, Правительство) властя – , ми стала главной причиной торможения конституционного процесса.

Комиссия по подготовке новой Конституции была создана 22 июня 1990 года на I Съезде народных депутатов РСФСР. Комиссией был подготовлен проект Конституции РФ. Однако попытки его принять (весна – осень 1992 г., весна 1993 г.) окончились безрезуль­татно. Проект предусматривал контроль парламента за правительством и президентом и не устраивал сторонников Президента на Съезде (око­ло 40%). В свою очередь, Съезд отвергал предложения Президента. В Рос­сии наступил конституционный кризис.

З» 5 июня 1993 года сторонники Президента открыли конституционное совещание в г. Москве и выработали свой (“президентский”) проект Кон­ституции.

“Президентский” проект предусматривал:

• чрезмерные полномочия Президента РФ (право назначать министров без согласия парламента и др.);

• слабую роль парламента, фактически лишение его контрольной функции;

• слабый контроль судебной власти за деятельностью исполнительной власти;

• иные положения, вызвавшие неприятие у Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ.

24 июня 1993 года парламент отказался сотрудничать с конституцион­ным совещанием, а Президент отказался сотрудничать с парламентом.

21 сентября 1993 года Президент РФ своим указом распустил Съезд на­родных депутатов и Верховный Совет РФ, чего Конституция не предус­матривала.

Противостояние между сторонниками и противниками Президента за­вершилось трагическими событиями 3-4 октября 1993 года (штурмом здания парламента и подавлением его сторонников).

•** На 12 декабря 1993 года были назначены референдум по вопросу при­нятия новой Конституции и выборы в новый парламент. На референдум был вынесен проект Конституции, выработанный конституционным совещанием, с незначительными дополнениями.

12 декабря 1993 года Конституция РФ была принята большинством изби­рателей от числа пришедших при соблюдении кворума и вступила в силу.

ВОПРОС 11. Конституционный статус Президента РФ

1. Функции Президента Российской Федерации^

2. Общие полномочия Президента РФ

3. Иные вопросы статуса Президента РФ ^

• Согласно Конституции РФ (ст. 80) Президент Российской Федерации является главой государства.

Основными функциями Президента РФ как главы государства являются;

• обязанность быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

• принимать конституционные меры по охране суверенитета РФ, ее неза­висимости и государственной целостности, обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

• определять основные направления внутренней и внешней политики* го­сударства;

• представлять РФ внутри страны и в международных отношениях.

Важнейшая функция Президента РФ из вышеперечисленных – первая – гарантировать соблюдение Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Данная функция осуществляется путем:

• обеспечения положения, при котором все органы государства выпол­няют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции;

• обнаружения неконституционности действий каких-либо органов вла­сти и обращения к ним с требованием привести свои акты в соответ­ствие с Конституцией;

•У принятия мер, вплоть до принуждения, по борьбе с преступностью;

• принятия иных законных мер по защите Конституции РФ, прав и сво­бод личности.

£.• Общими называются такие полномочия, которые не нуждаются в специальной регламентации и вытекают из самого статуса главы госу­дарства.

К данным полномочиям относятся в первую очередь:

• назначение выборов Государственной Думы;

• роспуск в предусмотренных законом случаях Государственной Думы;

• назначение референдума в соответствии с законом;

• подписание федеральных законов;

^ обращение к парламенту с ежегодными посланиями.

К общим относятся полномочия в сфере внешней политики, обороны и безопасности, гражданства, наград, помилования:

• осуществление руководства внешней политикой;

%/ подписание международных договоров и ратификационных грамот;

• принятие верительных и отзывных грамот иностранных дипломатов;

I/ введение в соответствии с Конституцией военного или чрезвычайного положения;

• решение вопросов гражданства и предоставление политического убе­жища;

• награждение государственными наградами РФ, присвоение почетных, высших военных и специальных званий.

3« Важнейшим элементом статуса Президента РФ является право личной неприкосновенности. Это значит, что Президент РФ не может быть под­вергнут уголовному и другому преследованию во время осуществления им своих полномочий, обладает иммунитетом при поездках за границу, его жизнь и деятельность охраняется законом. Актами Президента РФ являются указы и распоряжения. Указы и рас­поряжения обязательны для исполнения на всей территории РФ и не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

ВОПРОС 12. Специальные полномочия Президента РФ

“‘•I. Понятие специальных полномочий – ;

2. Полномочия, относящиеся к специальным-—,

Специальные полномочия это такие полномочия, которые прямо ука­заны в Конституции РФ в качестве таковых.

I В начале 90-х годов возникла необходимость смены Конституции.

Что представляет собой государственное (конституционное) право России?

Система конституционного (государственного) права России

Данная отрасль права является главной, ведущей, на которую обязаны опираться иные правовые отрасли Российской Федерации. Ее нормы касаются таких понятий, как государственное устройство, права и свободы граждан, их интересы, процесс формирования государственных органов власти (законодательных, исполнительных, судебных).

Единым источником является Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов РФ. Они содержат базовые, основополагающие принципы регулирования в стране.

Конституции, уставы.

Добавить комментарий