Закон о гражданстве РФ: нововведения

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 134-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства” (документ не вступил в силу)

Принят Государственной Думой 17 апреля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 17 апреля 2020 года

Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2031; 2003, N 46, ст. 4447; 2006, N 2, ст. 170; N 31, ст. 3420; 2007, N 49, ст. 6057; N 50, ст. 6241; 2008, N 40, ст. 4498; 2009, N 1, ст. 9; N 26, ст. 3125; 2012, N 47, ст. 6393; 2013, N 27, ст. 3461, 3477; 2014, N 16, ст. 1828, 1829; N 23, ст. 2927; N 26, ст. 3363; N 42, ст. 5615; 2016, N 18, ст. 2500; 2017, N 31, ст. 4792; 2018, N 53, ст. 8454, 8470; 2019, N 27, ст. 3530) следующие изменения:

1) пункт “г” части первой статьи 13 признать утратившим силу;

а) часть первую изложить в следующей редакции:

“1. Лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а” и “в” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные лица имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, и не получили гражданство этих государств.”;

б) в части второй:

абзац первый изложить в следующей редакции:

“2. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а” и “в” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:”;

пункт “б” изложить в следующей редакции:

“б) состоят не менее трех лет в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации;”;

в пункте “е” слова “не менее трех лет” заменить словами “не менее одного года”;

дополнить пунктами “к” и “л” следующего содержания:

“к) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

л) являются гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова или Украины.”;

в) часть вторую.1 изложить в следующей редакции:

“2.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а” и “в” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.”;

г) дополнить частью второй.2 следующего содержания:

“2.2. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, временно или постоянно проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом “а” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без соблюдения условия, установленного пунктом “в” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанный гражданин или указанное лицо состоит в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, и имеет в этом браке общих детей.”;

д) в части пятой слова “пунктами “а”, “в”, “г” и “д” части первой” заменить словами “пунктами “а”, “в” и “д” части первой”;

е) в части восьмой слова “пунктами “а”, “в”, “г” и “д” части первой” заменить словами “пунктами “а”, “в” и “д” части первой”;

а) в пункте “б” слова “седьмой или” исключить;

б) пункт “ж.1” изложить в следующей редакции:

“ж.1) принимают от граждан Российской Федерации уведомления о наличии или о прекращении у данных граждан гражданства иного государства и ведут учет указанных уведомлений. Правила осуществления такого учета устанавливаются Правительством Российской Федерации;”;

в) пункт “к” изложить в следующей редакции:

“к) рассматривают заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, поданные иностранными гражданами.”;

4) в части первой.1 статьи 32 слова “либо временно пребывающим” исключить.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Президент Российской ФедерацииВ. Путин

24 апреля 2020 года

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.

Изменения полномочий сотрудников ГУМВ МВД РФ

Изменения в законе о гражданстве коснулись и полномочий сотрудников ГУВМ. Вопросами присвоения соответствующего статуса занималась ФМС. Однако в апреле 2016 года организация была упразднена. Соответствующие полномочия перешли к МВД РФ. Было создано новое структурное подразделение. Оно взяло на себя выполнение действий, касающихся гражданства.

Они также перечислены в действующем законодательстве.

Изменение и распространение упрощенной процедуры

В ст. 14 ФЗ-62 предусматривает, что упрощенная процедура состоит в том, что не нужно предоставлять документы, указанные в п. «а» ч. 1 ст. 13 этого закона. В это пункте как раз содержится требование о предоставлении подтверждения наличия ценза оседлости в 5 лет. Теперь в нее вносятся изменения и не требуется также предоставлять документы, указанные в п. «в» ч. 1 ст. 13, то есть, доказательства наличия законного источника средств к существованию на территории Российской Федерации.

Право на проведение процедуры предоставления гражданства в упрощенном порядке предусмотрено для:

  • граждан Молдовы;
  • Украины;
  • республики Беларусь;
  • республики Казахстан.

Оно распространяется не на всех, а только на тех, у кого есть вид на жительство. При этом, упрощение состоит том, что не нужно соблюдать некоторые условия, которые раньше были обязательными.

Федеральный закон 134-ФЗ вступает в силу с 24.

Требование делать отказ от исходного гражданства отменяется

Напомним, по действующему законодательству, для того, чтобы подать на российское гражданство, необходимо делать отказ от имеющегося подданства. Для этого иностранные граждане обращаются к нотариусу и готовят соответствующий документ.

Согласно нововведениям, с 24 июля требование об отказе от гражданства убирают из закона. Это означает, что иностранным гражданам, независимо от того, по какому основанию они оформляют подданство и из какой страны прибыли, не нужно будет отказываться от своего подданства.

Всем, кто подает в упрощенном порядке, с 24 июня не нужно будет подтверждать доход.

Принят революционный закон о гражданстве РФ

Стать россиянином можно будет без отказа от иностранного подданства

17.04.2020 в 16:12, просмотров: 14354

Госдума приняла закон, который радикально меняет правила получения российского гражданства для проживающих в России с видами на жительство иностранцев: отказа от паспортов других государств от них не потребуют. Одновременно принят закон, упрощающий правила продления патентов для трудовых мигрантов.

«МК» ранее писал об этом документе, который исполнительная власть долго готовила, а законодательная в итоге приняла очень быстро: будучи внесен правительством в Госдуму 7 апреля, первое чтение он прошел 14 апреля, а второе и третье – 17-го. В тот же день закон одобрил Совет Федерации.

С 2002 года в законе «О гражданстве РФ» прописано, что одним из обязательных условий получения российского паспорта является отказ от гражданства иностранного государства. Теперь это требование исчезает. Стать россиянином при соблюдении прочих условий и требований будет можно, оставаясь одновременно гражданином любого другого государства мира (если это другое государство, как российское, разрешает своим гражданам иметь по несколько паспортов).

Но важная оговорка: претендовать на российское гражданство без отказа от иностранного смогут лишь те иностранцы, которые постоянно проживают на территории России, получив здесь вид на жительство.

Кроме того, для некоторых категорий иностранцев, желающих стать россиянами, отменяется требование доказывать наличие «законного источника средств к существованию». Без предъявления таких доказательств смогут, например, подавать заявления о получении российского гражданства в упрощенном порядке те, кто признан носителями русского языка, те, кто не менее трех лет состоит в браке с проживающим в России гражданином РФ – и те, кто закончил российский вуз после 2002 года и здесь работает.

Право на гражданство в упрощенном порядке без справки о законных источниках средств существования будет дано и всем проживающим в России гражданам Беларуси, Казахстана, Молдовы и Украины.

Первоначально (на стадии обсуждения в правительстве) предполагалось, что закон этот вступит в силу через полгода послу опубликования, но в конце концов было решено сократить этот срок до 90 дней. Замглавы МВД Игорь Зубов заверил депутатов, что вполне реально за три месяца разработать все необходимые подзаконные акты, которые бы уточнили и разъяснили многие детали.

17 апреля в зале пленарных заседания первый замглавы думского Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин («ЕР») рассказал о двух сущностных поправках, которые предлагались депутатами из разных фракций, но были в конце концов отвергнуты. Справороссы Михаил Емельянов и Олег Нилов хотели отменить требование обязательного отказа от иностранного гражданства только для проживающих в России граждан Белоруссии, Казахстана, Украины и Молдовы. Но большинство членов комитета сочло, что таким образом «мы вместе с водой выплеснем и ребенка, потому что проявим несправедливость в отношении многих русских и русскоязычных из других стран СНГ и Прибалтики, перекроем возврат в Россию поволжских немцев, и других заинтересованных категорий соотечественников», пояснил г-н Затулин. По его словам, «разного рода контрольных весов, чтобы регулировать и предотвращать разного рода перекосы, когда дело касается приема в гражданство РФ», и без того осталось достаточно.

Читайте также:  Акт по форме КМ-3 в 2020 годуПростая бухгалтерия

Ещё одна поправка была подписана самим г-ном Затулиным, главой Комитета по делам СНГ Леонидом Калашниковым (КПРФ) и Казбеком Тайсаевым (КПРФ). Суть её в том, чтобы дать право на получение российского паспорта в упрощенном порядке и без переселения в Россию «соотечественникам». Но понимания в правительстве и у большинства коллег из профильного Комитета авторам поправки найти не удалось, и переселение в Россию становится ключевым требованием для того, чтобы получить доступ к вышеперечисленным послаблениям.

17 апреля было принято ещё два закона по «миграционной» теме. Один из них позволит трудовым мигрантам, которые работают в России легально, купив патент, продлевать его неограниченное число раз без выезда за пределы России. Сейчас, пояснял с думской трибуны один из авторов инициативы г-н Калашников, на территории РФ работает с патентами 1,6 млн.иностранцев. Купив патент, его можно продлить один раз, а потом, если мигрант хочет и дальше работать в России, он должен снова пересечь её границу: как правило, выезжают иностранцы на полтора-два часа, а потом опять въезжают, потратив на это кучу денег и времени. Законопроект готовился и вносился ещё до эпидемии, но «теперь эта мера особенно актуальна», сказал г-н Калашников: ведь не имея возможности легально работать, мигрант станет нелегалом.

Ещё один закон освободил от уплаты пошлины в 3,5 тысячи рублей за принятие в гражданство РФ жителей непризнанных республик ДНР и ЛНР. Эта категория иностранцев получает российские паспорта в упрощенном порядке по указу президента от 24 апреля прошлого года. Андрей Козенко («ЕР») сообщил, что для многих жителей этих территорий, где официальная средняя зарплата – 12 тысяч рублей, а пенсионные выплаты – 5 тысяч рублей освобождение от пошлины будет большим подспорьем. По словам депутата, на середину апреля паспорта РФ получили около 200 тысяч из 3,7 млн. жителей ДНР и ЛНР.

Кроме того, для некоторых категорий иностранцев, желающих стать россиянами, отменяется требование доказывать наличие законного источника средств к существованию.

В России новый закон о гражданстве: Видео

Введена новая статья 11.

Документ является поправкой к

4 статью 30 дополнить пунктом л следующего содержания.

Как было упрощено предоставление гражданства РФ для всех жителей Донецкой и Луганской областей Украины

Глава думского комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников, входящий в президентскую рабочую группу, рассказал, что еще в апреле прошлого года он обращался к президенту Путину с просьбой изменить закон «О гражданстве» таким образом, чтобы иностранные граждане не должны были отказываться от имеющегося гражданства при получении российского. «Речь шла о том, чтобы распространить это на всех в мире без исключения. Президент обещал посмотреть. После этого состоялся ряд заседаний, обсуждений в рабочей группе. Было принято решение подготовить законопроект, позволяющий получать гражданство РФ, не отказываясь от того, которое есть»,— сказал “Ъ” депутат.

Господин Калашников уверен, что ожидающийся законопроект «будет революционным»: «Его ждут все соотечественники. В феврале он точно будет внесен в Госдуму. Все уже согласны: ФСБ, администрация президента. На Совбезе вопрос обсуждался».

Коллега Леонида Калашникова депутат Константин Затулин назвал готовящееся решение «правильным, давно назревшим и соответствующим здравому смыслу». «Продиктовано это тем, что мы заинтересованы в увеличении числа граждан России. Прежде всего за счет соотечественников,— отметил парламентарий в беседе с “Ъ”.— Это даст возможность паспортизировать диаспору за рубежом. Они хотят получить российское гражданство, но не могут, поскольку надо выйти из гражданства страны проживания. Миллионы русских живут за рубежом и хотели бы стать гражданами РФ».

Коллега Леонида Калашникова депутат Константин Затулин назвал готовящееся решение правильным, давно назревшим и соответствующим здравому смыслу.

Упрощённое вступление в гражданство России в 2019 году для граждан Украины и других стран

В конце 2018 года Государственной Думой был принят Федеральный закон от 27 декабря 2018 года N 544-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации”.

В прессе сразу же появились громкие заголовки, типа “Упрощённое получение гражданства РФ в 2019 году для жителей Донбасса”, ” Украинцам в 2019 году упростят получение гражданства РФ”, “Гражданам Украины в 2019 году упростили получение гражданства России” и тому подобные.

Давайте разберёмся, что же даёт этот новый закон иностранцам в реальности и какие на самом деле упрощения в процедуре получения гражданства РФ в 2019 году имеются ввиду.

Для того, чтобы разобраться в этих вопросах необходимо, в первую очередь, внимательно изучить первоисточник, а именно, текст закона:

” В случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой либо состоят на учете по месту пребывания на территории указанного субъекта Российской Федерации, они вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а”, “в” и “д” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.”

Что мы видим? Мы видим, что речь идёт исключительно об участниках программы переселения соотечественников, то есть иностранец должен, как минимум, для начала получить Свидетельство участника данной государственной программы и стать соотечественником в юридическом смысле этого слова. Затем, по тексту закона мы понимаем, что данный соотечественник должен также иметь РВП (разрешение на временное проживание) или ВНЖ (вид на жительство) в РФ, а также иметь либо регистрацию по месту жительства, либо быть на учёте по месту пребывания, что и является нововведением, так как в прежнем варианте закона предусматривалась только регистрация по месту жительства в выбранном субъекте Федерации и никак иначе.

Является ли это значимым “послаблением”? В определённых случаях да, если у иностранца нет своей жилплощади и если в регионе проблема найти жильё, собственники которого хотят надолго зарегистрировать у себя иностранца с РВП или ВНЖ в РФ.

Во всём остальном упрощённый порядок получения гражданства РФ как был в 2018 , так и сохранился в 2019 году.

То есть, Соотечественнику, имеющему РВП или ВНЖ в РФ перед подачей заявления на гражданство РФ не приходилось ранее в 2018 и также не придётся в 2019 году:

  1. Проживать пять лет в РФ
  2. Документально доказывать наличие источника средств
  3. Предоставлять сертификат о владении русским языком

А всё остальное, то есть необходимость получения Свидетельства участника госпрограммы, оформление РВП или ВНЖ и прочие законные требования никаким образом не отменяются и не упрощаются.

Предоставлять сертификат о владении русским языком.

Обучавшимся в России

Чтобы стимулировать приток квалифицированных кадров в страну, на основании Указа Президента РФ были дополнены положения о вступлении в гражданство. Получение российского гражданства студентами, которым диплом российских вузов выдан после 1.07.2002, происходит по упрощенной процедуре. В частности, кандидатам не потребуется доказывать знание русского языка.

Туда входят.

Новые поправки к закону о гражданстве РФ

Новые поправки к закону о гражданстве РФ

В скором времени должны быть приняты поправки в законе о гражданстве РФ. Они обязаны решить проблему скорого получения гражданства для наших соотечественников, проживающих за границей. Поправки сделают порядок получения гражданства Российской Федерации более упрощенным, отметят обязательные процедуры получения вида на жительство и разрешения на временное проживание.

Но наши депутаты не спешат утверждать поправки, приняв в первом чтении лишь только часть пунктов. Неизвестно когда свет увидит окончательное решение, связанное с упрощением процедуры получения гражданства, но мы будем максимально быстро информировать своих читателей.
Верно то, что в нашем Законе 62 «О гражданстве РФ» существует обособленная глава, в которой указаны принципы и причины, позволяющие получить гражданство РФ в короткие сроки и по упрощенной схеме. Ознакомьтесь с ней, возможно, она полностью удовлетворяет ваш конкретный случай. Мы не станем подробно трактовать весь закон в нашей статье, его просто найти на сайтах по юридическим консультациям, поэтому приведем лишь те статьи, в которых разъясняется порядок упрощенного получения гражданства Российской Федерации.

Читайте также:  Штрафы трудовой инспекции 2020

Чтобы вы могли легко сориентироваться в данной процедуре, мы подробно пропишем весь порядок ее прохождения, учитывая, что придется пройди через получение РВП и ВНЖ, а затем рассмотрим, какие условия позволяют упростить получение гражданства.
Первая важная для нас статья – №6 закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ». В ней прописано кто может получить по квоте или вне квоты разрешение на временное проживание.

Итак, статья 6. Временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации гласит, что разрешение на временное проживание иностранному гражданину может быть выдано в пределах квоты, которая утверждается Правительством РФ, если иное не установлено Федеральным Законом. Срок действия РВП – 3 года. Правительство утверждает квоту по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Здесь учитывают демографическую ситуацию в каждом конкретном регионе (субъекте) и его возможности (жилье, инфраструктура) по поселению иностранных граждан.

Без учета квоты разрешение на временное проживание дается следующим категориям граждан:
– родившимся на территории бывшего РСФСР или в РФ, так же тем, кто раньше имел гражданство СССР;
– тем, кто признан нетрудоспособным и имеет дееспособных дочь или сына, имеющих гражданство РФ;
– состоящим в браке с гражданином РФ, который имеет место жительства в нашей стране;
– тем, кто имеет нетрудоспособного родителя с гражданством РФ;
– лицу, инвестирующему в РФ сумму, установленную Правительством;
– тем, кто поступил на военную службу в РФ, РВП в данном случае выдается на срок службы;
– без учета квоты разрешение на временное проживание получают участники государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи, переселяющимся совместно с ними в Российскую Федерацию;
– гражданин, имеющий ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации;
– РВП без квоты получает тот, кто имеет совершеннолетних сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ по решению суда, вступившему в законную силу, признанных недееспособными либо ограниченными в дееспособности;
– лица, не достигшие совершеннолетия, получающие разрешение на временное проживание совместно с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) – иностранным гражданином, указанным в подпунктах 1 – 6.3 настоящего пункта;
– достигшие возраста восемнадцати лет, в соответствии с законодательством иностранного государства, признанному недееспособным либо ограниченным в дееспособности, получающему разрешение на временное проживание совместно с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) – иностранным гражданином, указанным подпунктах 1-6.3 настоящего пункта;
– достигшему возраста восемнадцати лет, в соответствии с законодательством иностранного государства признанному недееспособным либо ограниченным в дееспособности, получающему разрешение на временное проживание по заявлению родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) – гражданина Российской Федерации;
– в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом.
Итак, если ваша жизненная ситуация попадает под какой-то из перечисленных пунктов, то вы можете получить РВП без квоты! Что делать дальше? Затем вы через год получите вид на жительство. Когда писать заявление на гражданство? Это нам разъясняют статьи 13 и 14 закона «О гражданстве РФ». Обратимся к ним с полным цитированием из источника.
В п. 1 статьи 13 о приеме в гражданство РФ в общем порядке, описаны условия, при которых иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации, если они:
а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;
б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;
в) имеют законный источник средств к существованию;
г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;
д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 13 написано, при каких случаях и на каких основаниях срок проживания на территории нашей страны сокращается до одного года:
а) – в) исключены. – Федеральный закон от 11.11.2003 N 151-ФЗ;
а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;
в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.
Третий пункт 13 статьи гласит, что лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.
В 4 пункте указано, что граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой настоящей статьи, и без представления вида на жительство. Данная часть введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 151-ФЗ, в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 328-ФЗ)

Рассмотрим статью 14 о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. И разберемся, кто имеет на это право. (Далее прямое цитирование статьи).
1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:
а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;
б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;
в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:
а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;
в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;
г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, – в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;
д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, – в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах.
Последний пункт введен Федеральным законом от 28.06.2009 N 127-ФЗ
3. Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного пунктом “а” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство.
4. Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а”, “в” и “д” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
5. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а”, “в”, “г” и “д” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.
6. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:
а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, – по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;
б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, – по заявлению этого родителя;
в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, – по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.
7. Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

Читайте также:  Пенсия по совмещенному стажу в МЧС

Давайте разберемся, какой порядок получения гражданства РФ применяют сегодня? Благодаря нашей статье и конкретным выдержкам из закона, вы можете точно понять каким путем для получения гражданства вам идти: получая РВП и ВНЖ или по упрощенному способу. Но знайте, что существует много сложностей при получении гражданства, ведь любой пункт закона могут трактовать по-разному, опираясь на разные ситуации. Вчитайтесь внимательно в закон, поймите и точно разберитесь к какому из пунктов подходит ваша. Обращайтесь за консультацией к нам, мы подберем для вас удобную и точную схему по получению гражданства, что сэкономит вам время. Кроме того, специально для желающих получить гражданство РФ работает горячая линия ФМС.

Давайте разберемся, какой порядок получения гражданства РФ применяют сегодня.

Кто может воспользоваться упрощенным порядком

Новый закон о получении гражданства в России за 3 месяца начал действовать с сентября 2019 года. Основные изменения коснулись льготной схемы вхождения в гражданский статус. Упрощенной схемой могут воспользоваться иностранцы:

  • бывшие граждане Советского Союза, рожденные на территории РСФСР;
  • имеют хотя бы одного родителя, обладающего статусом гражданина РФ;
  • апатриды, рожденные в СССР;
  • состоящие в браке с гражданином России;
  • имеющие недееспособных детей с российским гражданским статусом;
  • участники госпрограммы возвращения на родину соотечественников.

Возникла проблема? Позвоните юристу:

Санкт-Петербург и область +7 (812) 317-60-18
Федеральный номер +8 (800) 500-27-29 доб. 859

С 01.09.2019 ст. 14 ФЗ о гражданстве РФ претерпела изменения. В нее было внесено дополнение для облегчения получения российского гражданства претендентам с украинским гражданским статусом.

При положительном решении Президент РФ издает соответствующий указ.

Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 18.03.2020) “О гражданстве Российской Федерации”

Федеральным законом от 31 мая 2002 г.

Видео: Сколько стоит стать россиянином

В общем виде только две категории лиц могут претендовать на получение российского паспорта в упрощенном варианте.

Федеральный закон Российской Федерации от 24 апреля 2020 года № 134-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» (не введен в действие)

Федеральный закон Российской Федерации от 24 апреля 2020 года № 134-ФЗ
О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства

Принят Государственной Думой17 апреля 2020 года

Одобрен Советом Федерации17 апреля 2020 года

Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 22, ст. 2031; 2003, № 46, ст. 4447; 2006, № 2, ст. 170; № 31, ст. 3420; 2007, № 49, ст. 6057; № 50, ст. 6241; 2008, № 40, ст. 4498; 2009, № 1, ст. 9; № 26, ст. 3125; 2012, № 47, ст. 6393; 2013, № 27, ст. 3461, 3477; 2014, № 16, ст. 1828, 1829; № 23, ст. 2927; № 26, ст. 3363; № 42, ст. 5615; 2016, № 18, ст. 2500; 2017, № 31, ст. 4792; 2018, № 53, ст. 8454, 8470; 2019, № 27, ст. 3530) следующие изменения:

1) пункт «г» части первой статьи 13 признать утратившим силу;

а) часть первую изложить в следующей редакции:

«1. Лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а» и «в» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные лица имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, и не получили гражданство этих государств.»;

б) в части второй:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«2. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а» и «в» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:»;

пункт «б» изложить в следующей редакции:

«б) состоят не менее трех лет в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации;»;

в пункте «е» слова «не менее трех лет» заменить словами «не менее одного года»;

дополнить пунктами «к» и «л» следующего содержания:

«к) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

л) являются гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова или Украины.»;

в) часть вторую 1 изложить в следующей редакции:

«2 1 . Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 331 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а» и «в» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.»;

г) дополнить частью второй 2 следующего содержания:

«2 2 . Иностранный гражданин или лицо без гражданства, временно или постоянно проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без соблюдения условия, установленного пунктом «в» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанный гражданин или указанное лицо состоит в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, и имеет в этом браке общих детей.»;

д) в части пятой слова «пунктами «а», «в», «г» и «д» части первой» заменить словами «пунктами «а», «в» и «д» части первой»;

е) в части восьмой слова «пунктами «а», «в», «г» и «д» части первой» заменить словами «пунктами «а», «в» и «д» части первой»;

а) в пункте «б» слова «седьмой или» исключить;

б) пункт «ж 1 » изложить в следующей редакции:

«ж 1 ) принимают от граждан Российской Федерации уведомления о наличии или о прекращении у данных граждан гражданства иного государства и ведут учет указанных уведомлений. Правила осуществления такого учета устанавливаются Правительством Российской Федерации;»;

в) пункт «к» изложить в следующей редакции:

«к) рассматривают заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, поданные иностранными гражданами.»;

4) в части первой 1 статьи 32 слова «либо временно пребывающим» исключить.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования .

а часть первую изложить в следующей редакции.

Добавить комментарий