Штрафы трудовой инспекции 2020

Решение о принудительной выплате задолженности по зарплате

Если в указанный в предписании срок работодатель не погасил задолженность перед работниками, трудовой инспектор принимает решение о принудительном исполнении обязанности по выплате задолженности работнику (ч. 1 ст. 360.1 ТК РФ). Это решение может быть принято не позднее 1 месяца после:

  • истечения срока, указанного в неисполненном предписании;
  • вступления в силу решения суда о признании предписания недействительным, если оно обжаловано в суде.

В решении о принудительном исполнении должны содержаться реквизиты банковского счета взыскателя (работника) и проставляться отметка о вручении решения работодателю.

Решение о принудительном исполнении направляется работодателю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Срок направления – в течение 3 рабочих дней после дня принятия данного решения государственным инспектором труда.

Если работодатель не согласен с решением о принудительном исполнении, он вправе обжаловать его в суде в течение 10 календарных дней со дня его получения.

Поскольку решение о принудительном исполнении по своей юридической силе приравнено к исполнительному листу, на его основании пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство ст.

Денежные нарушения

Инспекторы проверяют своевременность выплат и правильность удержаний. Если проверяющие выявят удержания, которые не поименованы в ст. 137 ТК РФ, а работодатель не сможет предъявить документ, подтверждающий согласие работника на такое удержание, компанию ждёт штраф (решение Пермского краевого суда от 19.09.2019 по делу № 7-1997/2019(21-1164)).

Ещё одно основание для штрафа — компенсация, которую работодатель должен начислить сотруднику, если выдал деньги не вовремя (ст. 236 ТК РФ). Если такую компенсацию не выплатить в срок, компанию тоже могут оштрафовать на 50 тыс. рублей (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ). И неважно, какие именно деньги не были выплачены вовремя: зарплата, расчёт при увольнении или что-то другое (решения Московского городского суда от 22.07.2019 № 7-8240/2019, 7-8244/2019, 7-8245/2019 и № 7-8241/2019, 7-8243/2019, Пермского краевого суда от 19.09.2019 по делу № 7-1997/2019(21-1164) и от 18.09.2019 по делу № 7-1995/2019(21-1162)).

Поводом для штрафа в 100 тыс.

Увеличение штрафов

Размеры административных штрафов были значительно увеличены. Ранее их предельная сумма на одно должностное лицо составляла 5 000 рублей, а в 2020 году она может достигнуть до 40 000 рублей. Для юридических лиц эти цифры выросли с 50 000 до 200 000 тысяч рублей.

Наибольшему повышению подверглись санкции за нарушение норм охраны труда. Предельный размер штрафа может составить 80 000 рублей. За отдельные нарушения это сумма достигнет 130 000 рублей.

Таковыми являются, например, направление работников к выполнению прямых обязанностей без наличия надлежащего медицинского осмотра и знания правил охраны труда.

Безусловно, представленная норма закона формулируется таким образом, что каждое нарушение является отдельным составом в отношении конкретного работника. Если ранее предприятие, в котором большое количество рабочих не обучались правилам охраны труда оплачивала штраф 50 000 рублей, то сейчас обязаны заплатить установленный размер штрафа для каждого сотрудника отдельно.

Также в законодательстве появилось предупреждение, которое представляет собой новое административное наказание.

На первый взгляд, для предпринимателей оно выгоднее, так как не требует оплаты штрафа, но обязательным условием введения данного наказания является размещение информации о выявленных нарушениях в СМИ.

Неоднократное нарушение установленных законом требований при заключении трудового договора или повторное нарушение при оформлении гражданско-правового договора вместо трудового наказывается дисквалификацией должностных лиц на срок от одного до трех лет. То есть, в данном случае административные штрафы вводиться не будут, и законодательно предусматриваются более жесткие меры наказания.

На первый взгляд, для предпринимателей оно выгоднее, так как не требует оплаты штрафа, но обязательным условием введения данного наказания является размещение информации о выявленных нарушениях в СМИ.

Административные штрафы в 2020 году

За невыполнение требований нормативных актов, применяемых в отношении коллективных договоров, предусмотрены следующие санкции трудовой инспекции:

  • при уклонении от участия в переговорах, касающихся заключения, изменения или дополнения коллективного договора, нарушении сроков проведения переговоров налагается штраф в размере от 1000 до 3000 руб. (по ст. 5.28 КоАП РФ);
  • при непредоставлении работодателем в установленный срок сведений для проведения коллективных переговоров и контроля соблюдения условий соглашения, назначается штраф от 1000 до 3000 руб. (по ст. 5.29 КоАП РФ);
  • при необоснованном отказе работодателя от заключения коллективного договора – штраф от 3000 до 5000 руб. (по ст. 5.30 КоАП РФ);
  • при несоблюдении работодателем условий коллективного договора – штраф от 3000 до 5000 руб. (по ст. 5.31 КоАП РФ);
  • при уклонении работодателя от участия в примирительных процессах и непредоставлении помещения для работы примирительной комиссии – штраф от 1000 до 3000 руб. (по ст. 5.32 КоАП РФ);
  • при несоблюдении условий соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры, – штраф от 2000 до 4000 руб. (по ст. 5.33 КоАП РФ);
  • при увольнении работников, принимавших участие в трудовых спорах и забастовках, – штраф от 4000 до 5000 руб. (по ст. 5.34 КоАП РФ).

Для ст. 5.28 – 5.31 КоАП РФ также предусмотрено административное взыскание в виде предупреждения.

Нарушение работодателем правил привлечения к трудовой деятельности лиц без гражданства или иностранных граждан , в том числе неуведомление контролирующих органов (ст. 18.15 ч. 3 КоАП РФ), влечет назначение штрафа в размере:

  • от 2000 до 5000 руб. на граждан;
  • от 35000 до 50000 руб. на должностные лица;
  • от 400000 до 800000 руб. на юридические лица.

Согласно ст. 15.34 КоАП РФ, за сокрытие страхователем наступления страхового случая на производстве граждане штрафуются на сумму от 300 до 500 руб., должностные лица – от 500 до 1000 руб., юрлица – от 5000 до 10000 руб .

Читайте также:  Как заполнить акт экспертизы товара?

В случае неустранения причин и условий, приведших к совершению правонарушения и указанных в постановлении, которое вынесла трудовая инспекция, размер штрафа составляет от 4000 до 5000 руб. (ст. 19.6 КоАП РФ).

34 КоАП РФ, за сокрытие страхователем наступления страхового случая на производстве граждане штрафуются на сумму от 300 до 500 руб.

Трудовые штрафы: что считать нарушением

Ранее позиция ВС была однозначной: сколько протоколов — столько и санкций. Он разъяснял, что при наличии в материалах дела, переданного судье, нескольких протоколов о нарушениях, совершенных одним и тем же лицом, каждый протокол нужно рассматривать в отдельном производстве с вынесением постановления по каждому нарушени ю п. 4 Постановления Пленума ВС от 24.03.2005 № 5 .

Есть и другой способ получить один штраф за несколько нарушений. Если эти нарушения подпадают сразу под несколько статей КоАП (их частей), то можно утверждать, что их причиной стало одно виновное действие (бездействие) работодателя. Если сработает, то штраф будет один, по статье с более строгой санкцией. Условие — рассмотрение дел по этим статьям должно быть подведомственно одному должностному лицу (органу, судь е) ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ .

при непредоставлении работодателем в установленный срок сведений для проведения коллективных переговоров и контроля соблюдения условий соглашения, назначается штраф от 1000 до 3000 руб.

Штраф за нарушение трудового законодательства 2019

Законодатель регулярно контролирует выполнение трудовых законодательных норм. Его основной инструмент – прописанные в локальных актах ответственность и штрафы за нарушение трудового законодательства 2018. Теперь поговорим о том, что может ожидать работодателя – нарушителя трудовых прав и свобод сотрудников (либо его должностных лиц).

Исполнять трудовые нормы – главнейшая задача руководителя и специалиста (что зафиксировано в пункте 22 статьи ТК РФ).

Исходя из положений 419-й статьи ТК РФ, физические лица – виновники подобных деяний, должны нести такую ответственность:

  • дисциплинарную и материальную;
  • гражданско-правовую;
  • административную;
  • уголовную.

При привлечении оформляют протокол само собой, при наличии основания допустим, отчета о проверке с выявленными нарушениями.

Чем работодателю грозит нарушение трудового законодательства

  • предоставить своим сотрудникам работу, оговоренную трудовым контрактом;
  • обеспечить бытовые нужды и безопасную рабочую обстановку по установленным нормам;
  • обеспечить персонал всем необходимым для работы;
  • обеспечить равноценную труду зарплату, полноту и своевременность ее выплаты;
  • страховать персонал в системе обязательного соцстраха;
  • возместить вред (в т. ч. моральный), причиненный лицам при выполнении трудовых обязанностей;
  • выполнять предписания Роструда (Госинспекции труда), уплачивать штрафы.

В другом деле штраф составил 120 тыс.

Новые штрафы за — трудовые нарушения

* Протоколы при выявлении нарушений трудового законодательства и законодательства об охране труда, а также в случае невыполнения предписания составляют трудинспектор Они же выносят предупреждения и налагают штрафы за эти нарушени

несвоевременное перечисление зарплаты;.

Плановые проверки трудовой инспекции в 2020 году

Выдача документов сотруднику после увольнения не в течение положенного законодательством срока. Невосстановление сотрудника на должность после решения инспекции труда. Увольнение сотрудника без веских на то причин или . Внесение в трудовую книжку служащего при увольнении записи, не соответствующей реальным обстоятельствам. С января 2017 года размеры штрафов инспекции по труду значительно возросли. Последние изменения в КоАП РФ позволили применить методику диверсификации ответственности. Рассматриваемые правонарушения в данной отрасли приводят к ответственности (по положениям КоАП РФ). Штрафы за нарушение трудового законодательства получают как провинившиеся должностные лица, так и сами юридические лица. Точно такая же участь и у индивидуального бизнесмена, не являющегося частью юрлица.

Также до наступления 2017 года инспектор, проводящий проверку и обнаруживший нарушения, мог применять санкции и назначить штраф не более 50 000 рублей за все нарушения в совокупности.

Роструд откажется от практики суммирования штрафов работодателя за одно нарушение в отношении разных работников

GaudiLab / Shutterstock.com

Трудовые отношения персонифицированы. Следовательно, за нарушение в отношении каждого работника должна быть установлена отдельная ответственность. Такую позицию инспекции по труду разделяет в некоторых своих постановлениях и Верховный Суд Российской Федерации (постановление ВС РФ от 15 августа 2014 г. № 60-АД14-11, постановление ВС РФ от 15 августа 2014 г. № 60-АД14-12, постановление ВС РФ от 15 августа 2014 г. № 60-АД14-13, постановление ВС РФ от 15 августа 2014 г. № 60-АД14-14). Но несмотря на позитивную судебную практику, Роструд планирует постепенно от этого подхода отказываться. Об этом рассказал заместитель руководителя Роструда Иван Шкловец на конференции HR Legal, проведенной вчера газетой “Ведомости”.

Такое решение связано с тем, что указанный принцип суммирования ответственности нередко приводит к многомиллионным штрафам. И для бизнеса это довольно серьезная нагрузка. Одни только долги работодателей по выплате заработной платы суммарно составляют около 12 млрд руб., уточнил Шкловец. Тем самым крупные штрафы лишь еще больше осложняют ситуацию и точно не способствуют скорейшему устранению нарушения.

При этом представитель Роструда обратил внимание на то, что между инспекциями и работодателями существует очень высокая степень напряженности: “Партнерскими эти отношения назвать нельзя. Нам очень долго придется их выстраивать”. Работа в этом направлении идет – напомним, что реформа по повышению эффективности соблюдения требований трудового законодательства началась в 2015 году и рассчитана на пять лет (распоряжение Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 1028-р). Проведение этой реформы было продиктовано необходимостью решения ряда существенных проблем, среди которых можно отметить следующие.

Большое количество нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, и связанные с этим трудности, мешающие бизнесу ориентироваться в существующем массиве требований. В результате реформы массив документов, насчитывающий около 75 тыс. действующих с начала прошлого века актов, в течение двух лет сократился, по словам Ивана Шкловца, почти в 158 раз – до 473. В настоящее время корректировка продолжается: принимаются новые нормативные правовые акты в сфере труда, а старые признаются утратившими силу.

Читайте также:  Пенсия по старости: размер

Нарушение фокуса контроля со стороны проверяющих органов в связи с отсутствием классификации компаний по категориям риска. В прошлом году этот пробел был устранен.

Непрозрачность и непредсказуемость надзора в сфере труда. Пока, заметил Шкловец, он таким и остается: “Требуется понимание того, чего ждать, когда инспекторы приходят на плановую или внеплановую проверку”.

Отсутствие связи между результатами надзора, уровнем правовой грамотности и состоянием производственного травматизма, поскольку проверками охватывается лишь 1,5-1,7% всех хозяйствующих субъектов.

Тем не менее, реформа продолжается, а вместе с ней совершенствуется трудовое законодательство и правоприменительная практика. Так, директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий Корж напомнил, что в этом году заканчивается переходный период проведения специальной оценки труда (ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”). И продлевать его не будут. “Я категорический противник продления переходных периодов. Это расслабляет. Пять лет – достаточный период для того, чтобы реализовать предусмотренную законом процедуру”, – заметил он.

Корж подчеркнул, что выявление всех возможных рисков и управление ими планируется полностью отдать на откуп работодателю: “Могу сразу сказать, что мы не будем прописывать в ТК РФ конкретных “рецептов”. Время жесткого нормирования на федеральном уровне прошло. Мы установим общие принципы и общие классификации, чтобы у работодателя были некие методические материалы для организации работы. И оцениваться будет не наличие/отсутствие какого-либо опасного фактора, а организована ли работа по выявлению опасности, есть ли система управления в сфере безопасности, есть ли положение о такой системе управления, как проводится эта работа и т. д.”.

Однако если еще в конце минувшего года новую редакцию раздела ТК РФ об охране труда планировалось представить депутатам уже в текущую весеннюю сессию, то теперь эти сроки сдвинулись как минимум на год. “Внесение законопроекта в Правительство РФ у нас предусмотрено до августа этого года. Соответственно, в весеннюю сессию 2019 года документ перейдет на площадку Госдумы”, – заявил Валерий Корж.

Помимо этого, почти на всех международных площадках российских работодателей подвергают критике за то, что у нас существенно затруднен доступ женщин в ряд видов экономической деятельности, профессий и работ. Подобная критика абсолютно справедлива, считает Корж. Техника и технология за последние 15-20 лет, подчеркнул он, существенно изменились. В связи с этим существующий перечень работ, которыми запрещено заниматься женщинам, планируется серьезно сократить.

Этот перечень многие эксперты уже давно называют дискриминационным. В настоящий момент он состоит из 456 видов деятельности (постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162 “Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин”). Однако даже с учетом сокращения в этом перечне в любом случае останутся работы с химическими веществами, которые прямо влияют на репродукцию человека, а также подъем тяжестей, указал представитель ведомства. При этом определенные работы останутся в перечне по морально-этическим соображениям. Это касается, в частности, забоя животных. “Подобную деятельность можно будет разрешить только тогда, когда общество будет к этому готово. Регуляторика должна учитывать общественное мнение”, – пояснил Валерий Корж.

При этом определенные работы останутся в перечне по морально-этическим соображениям.

Причины проверок

Самая распространённая — жалоба ваших же сотрудников. Ещё звоночки могут прийти из прокуратуры, полиции, налоговой, фондов и даже с сайтов с вакансиями. Например, когда одно из условий найма — московская прописка.

По данным портала трудинспекции больше половины жалоб касается именно оплаты труда. То есть работники готовы терпеть нарушения своих трудовых прав и идти на компромиссы с работодателем, пока дело не касается денег.

При этом анонимные заявления трудинспекция не принимает. С жалобой нужно прийти лично или оставить её на сайте, зарегистрировавшись через портал госуслуг.

Интересный факт 1: пожаловаться на вас может не только сотрудник, чьи права нарушаются, но и его коллега.

Интересный факт 2: вам не должны раскрывать имя работника, который на вас нажаловался, как и показывать текст его жалобы.

При этом анонимные заявления трудинспекция не принимает.

Проверка трудовой инспекции в 2020 году: как подготовиться

Контроль над соблюдением трудового законодательства в организациях ведет государственная инспекция труда. С целью выявления нарушений ГИТ регулярно проводит проверки: плановые и внеплановые. Чтобы минимизировать возможные штрафы и санкции, необходимо понимать, как проходит проверка и на что инспекторы обращают внимание. А еще лучше провести заранее самопроверку по чек-листам.

Это значит, что все работодатели относятся к одной из категорий риска, от которой зависит регулярность инспектирования.

С 2020 года за не проведение СОУТ штрафы работодателям будут назначаться автоматически

31 декабря 2018 года закончился период проведения специальной оценки условий труда.

В 2019 году Государственная инспекция труда выписывала штрафы за отсутствие СОУТ только тем организациям, которые проверила по плану или вне плана.

С 2020 года за не проведение СОУТ штрафы работодателям будут назначаться автоматически, так как данные о СОУТ заносят в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда уже с 2014 года, но в первый год в систему попали не все результаты СОУТ, а точные есть только с 2015 года.

Читайте также:  Как осуществляется регистрация коллективного договора

Нарушения в области специальной оценки условий работы оцениваются действующим законодательством крайне серьезно. Это связано с тем, что несоблюдение порядка проведения СОУТ, установленного положениями 426-ФЗ, рассматривается как нарушение прав работников. Они должны получать полную и достоверную информацию об условиях труда на их местах работы, а также их потенциальном негативном воздействии на здоровье. Поэтому штрафы за отсутствие СОУТ и другие нарушения в этой области являются достаточно крупными. Ответственность работодателя за нарушения в области специальной оценки урегулирована положениями ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, предусматривающей следующие величины штрафов за отсутствие специальной оценки условий труда:

– для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей сумма составит в зависимости от тяжести нарушения от 5000 до 10 000 р.;

– для юридических лиц от 60 000 до 80 000 руб.

Важно знать, что такие суммы штрафов взимаются лишь при первом нарушении. Если повторная проверка выявит нарушение снова, штрафы увеличатся практически вдвое! Возможно и приостановление деятельности организации.

Неправильно проведенная СОУТ может повлечь и уголовную ответственность: если следствием нарушения станет несчастный случай (травма, авария и т.д.), 143 статья Уголовного кодекса предусматривает для работодателя наказание в виде лишения свободы на срок 2 и более лет. Так же придется оплачивать моральный и материальный ущерб пострадавшим.

Таким образом, чтобы избежать при специальной оценке условий труда штрафов и санкций, стоит внимательно изучить законодательство и выполнять все требуемые процедуры точно и в срок.

Государственной инспекцией труда Астраханской области разработана памятка для руководителей «Новые требования к содержанию трудового договора в 2019 году» (Приложение), так как результаты проведения специальной оценки в обязательном порядке надо зафиксировать в трудовых договорах с работниками.

Государственная инспекция труда в Астраханской области

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСВА

(памятка работодателю)

Новые требования к содержанию трудового договора в 2019 году

В соответствии с Федеральном законом № 426 от 28.12.2013 N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” завершить проведение специальной оценки труда необходимо было до 31.12.2018 года.

Важно! специальная оценка условий труда считается заершенной с даты утверждения отчета.

Результаты проведения специальной оценки в обязательном порядке надо зафиксировать в трудовых договорах с работниками.

Условия труда на рабочем месте — это обязательное условие трудового договора (ст. 57 ТК).

По итогам специальной оценки рабочие места могут быть признаны:

  • оптимальными;
  • допустимыми;
  • вредными;
  • опасными.

По итогам специальной оценки необходимо составить дополнительное соглашение к трудовым договорам в таких случаях:

  • если вы провели специальной оценки впервые и до этого не указывали условия труда;
  • если указывали одни условия, а по итогам специальной оценки они изменились;
  • ранее не указали в договорах класс условий труда, а прописали лишь общие характеристики рабочего места

В дополнительном соглашении пропишите, какому классу и подклассу соответствуют условия труда по результатам проведенной специальной оценки. Вот возможная формулировка:

Важно! За отсутствие обязательных сведений в трудовых договорах предусмотрен административный штраф (ч. 1 ст. 5.27 КоАП).

Ознакомьте работников с результатами специальной оценки под подпись. Сделать это надо в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета. Иначе организацию могут оштрафовать на сумму до 80 тыс. руб. (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП). Если работник в отпуске, на больничном или в командировке, его можно ознакомить с отчетом позже (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Они должны получать полную и достоверную информацию об условиях труда на их местах работы, а также их потенциальном негативном воздействии на здоровье.

Как инспектор проверит индексацию зарплаты

Новый регламент закрепил исчерпывающий перечень документов и (или) информации, которые может затребовать трудовой инспектор в ходе проверки.

В частности, в ГИТ могут запросить и проверить документы о проведении работодателем индексации заработных плат работников (п. 13 Регламента).

Помимо этого, у работодателя могут потребовать предоставить документы, подтверждающие выполнение обязательных требований в сфере защиты персональных данных работников, расчетные листки и приказы об утверждении их формы, документы, подтверждающие соблюдение обязательных требований охраны труда и обеспечения безопасных условий труда.

Если работодатель осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов РФ, общий срок проведения проверки в его отношении не может превышать 60 дней п.

Штрафы трудовой инспекции 2020

  • при уклонении от участия в переговорах, касающихся заключения, изменения или дополнения коллективного договора, нарушении сроков проведения переговоров налагается штраф в размере от 1000 до 3000 руб. (по ст. 5.28 КоАП РФ);
  • при непредоставлении работодателем в установленный срок сведений для проведения коллективных переговоров и контроля соблюдения условий соглашения, назначается штраф от 1000 до 3000 руб. (по ст. 5.29 КоАП РФ);
  • при необоснованном отказе работодателя от заключения коллективного договора – штраф от 3000 до 5000 руб. (по ст. 5.30 КоАП РФ);
  • при несоблюдении работодателем условий коллективного договора – штраф от 3000 до 5000 руб. (по ст. 5.31 КоАП РФ);
  • при уклонении работодателя от участия в примирительных процессах и непредоставлении помещения для работы примирительной комиссии – штраф от 1000 до 3000 руб. (по ст. 5.32 КоАП РФ);
  • при несоблюдении условий соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры, – штраф от 2000 до 4000 руб. (по ст. 5.33 КоАП РФ);
  • при увольнении работников, принимавших участие в трудовых спорах и забастовках, – штраф от 4000 до 5000 руб. (по ст. 5.34 КоАП РФ).

КоАП РФ предусматривает различные виды административной ответственности за невыполнение норм законодательных актов, касающихся трудовых отношений и охраны труда. Штраф за нарушение трудового законодательства налагается на должностных лиц:

безосновательное увольнение,.

Добавить комментарий