Злоупотреблением служебным положением

Чем грозит злоупотребление служебным положением

Должностное правонарушение классифицировалось по УК РСФСР (1960 г.) как злоупотребление служебным положением, или властными полномочиями.

По УК Российской Федерации поступки должностных лиц, связанные с умышленным применением служебного положения не в служебных интересах, а в собственных или интересах третьих лиц, ставшие причиной ущерба интересам общественным/государственным или отдельных граждан, называют злоупотреблением должностными полномочиями.

Понятие подразумевает не один, а ряд составов преступления, имеющих некоторые различия.

Наделение гражданина правами должностного лица может быть как постоянным, так и временным, включающим специальное поручение разового характера.

Объективная сторона нарушения

Объектом злоупотребления должностными полномочиями чаще всего является нормальная деятельность определенного человека в лице государственных органов, государственных учреждений, органов местного самоуправления и так далее.

Учитывая то, что злоупотребление должностными полномочиями обычно приводит к нарушению прав и законных интересов организаций, граждан, то вместе с основным объектом также говориться и о дополнительных объектах преступления, которые участвовали в нем.

Объективная сторона такого нарушения закона включает в себя три признака:

  1. Последствия от действий в виде нарушения прав или интересов граждан, охраняемых законом.
  2. Использование должностным лицом служебного положения вопреки интересам службы.
  3. Причинную связь между последствием и деянием.

19 Постановления Пленума ВС РФ N 19, превышение своих должностных полномочий выражается , например, в совершении действий, которые.

Составляющие характеристики преступления

Для рассмотрения преступления, в процессе которого произошло использование служебного положения в личных целях, необходимо четкое определение элементов незаконного деяния. Это требуется для правильной квалификации и определения меры наказания, соответствующего степени тяжести поступка. Данный вид преступлений включает в себя одновременно два объекта:

  1. Основной. Интересы службы
  2. Дополнительный. Законные права граждан и организаций

Объективная сторона использования служебного положения в корыстных целях включает в себя следующее положения:

  • Действие, в результате которого госслужащий использует свое служебное положение и данные ему полномочия, вразрез интересов службы.
  • Последствия преступного деяния выражаются в ущемлении законных прав граждан и организаций.
  • Между перечисленными пунктами должна быть выявлена причинно-следственная связь.

Каждый человек, находящийся на государственной службе, официально наделен определенными полномочиями, которые закреплены в действующих нормативно-правовых и законодательных актах и внутренних документах:

  • Должностные инструкции.
  • Трудовой договор.
  • Другие документы.

Незаконное пользование служебным положением может быть зафиксировано только по тем полномочиям, которые официально закреплены за чиновником. Использование в личных целях данных полномочий могут выражаться в виде действия или бездействия. Для первого случая характерно следующее:

  • Осуществление поступков в соответствии установленных должностных полномочий.
  • Осуществляются требуемые законом действия, но происходят они в несоответствующем порядке.
  • Поступки, которые противоречат интересам службы.

Момент совершения преступления – это время фактического нарушения законных прав граждан. Данная характеристика носит оценочный характер. Он определяется исходя из установленных обстоятельств преступного деяния. При рассмотрении дела обязательными критериями, которые принимаются во внимание следственными органами, являются:

  1. Количество граждан, которые стали жертвами преступного деяния.
  2. Вид причиненного вреда.
  3. Размер нанесенного ущерба.
  4. Какие права нарушены (Конституционные или другие).

Если не будут установлены перечисленные последствия преступления, состав противоправного деяния установить не получиться.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 394-37-20

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 305-28-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 550-93-75

Каждое должностное лицо может воспользоваться своим положением исключительно по прямому умыслу. Данный факт говорит о том, что злоумышленник осознает, что его действия незаконны и последствия деяния принесут для других граждан неблагоприятные последствия. Безразличие к данному факту со стороны чиновника, также является преступлением и относится к злоупотреблению служебным положением.

Незаконное использование своих должностных полномочий происходит при обязательном наличии мотива. Самым часто встречающимся мотивом являются корысть. Преступником, который использует должностные полномочия в корыстных целях, может быть лицо отвечающее следующим требованиям:

  • Достижение возраста, при котором возможно привлечение к уголовной ответственности.
  • Работа в государственной структуре, которая наделяет сотрудника определенными должностными полномочиями.

Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Подследственность

По правилам подследственности, рассмотрение сообщений о злоупотреблении служебными полномочиями по ст. 285 УК РФ и расследование уголовных дел об этих преступлениях входят в компетенцию следователей Следственного комитета РФ.

На основании ч. 5 ст. 151 УПК РФ расследованием таких преступлений могут заниматься и следователи органа, который выявил их, – ФСБ или МВД.

Но и здесь есть свои исключения: если привлекаемое к ответственности должностное лицо – сотрудник СК, ФСБ, службы внешней разведки, ФСО, полиции, прокуратуры, суда, УФСИН, таможни, относится к гражданскому персоналу вооруженных сил, является военнослужащим или депутатом и т. д., уголовные дела в отношении него, в том числе и по рассматриваемой статье, вправе расследовать исключительно следователи СК РФ.

285 может только должностное лицо, признаки которого описаны выше, а по ст.

Объект

Объектом преступления выступает нормальное функционирование государственных органов. Использование служебного положения в личных целях подрывает авторитет органов власти и грозит нарушениями в деятельности конкретных звеньев аппарата управления государством.

Арест до полугода;.

Использование служебного положения в личных целях: понятие, категории, ответственность

Когда чиновник использует власть, которой он наделен, в личных целях, то это является составом преступления. УК РФ квалифицирует это как злоупотребление служебным положением. Рассматриваемая разновидность противоправных деяний прописана не только в правоприменительных актах России, Украины и других стран.

Следует отметить, что служебное положение неразрывно связано с полномочиями.

Статья 285 УК РФ. Злоупотребление должностными полномочиями (действующая редакция)

1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, –

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Читайте также:  Организация питания сотрудников

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

5. Утратило силу. – Федеральный закон от 04.05.2011 N 97-ФЗ.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания.

1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

1 или 2 комментируемой статьи, повлекшее тяжкие последствия.

Статья 285 УК РФ. Злоупотребление должностными полномочиями

Новая редакция Ст. 285 УК РФ

1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, –

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Читайте также:  Как производится оплата парковки в Москве

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

1 связан с наступлением последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом государственных и общественных интересов.

Сущность злоупотребления служебным положением

Указанное определение рассматривается в статье 285 Уголовного кодекса. К деяниям, рассматриваемым данной нормой, относятся различные виды использования положения по должности с корыстными целями гражданами, находящимися во властных структурах. При этом указанные действия должны нарушать интересы и права организаций и граждан.

Основной объект преступления – интересы государственной службы. Дополнительный объект – интересы юридических и физических лиц.

Субъект правонарушения уголовного типа – лицо, занимающее определенную должность. По нормам законодательства, наказание будет применяться за преступные деяния и бездействие указанных лиц. Например, если сотрудник госоргана не выполняет свои полномочия, в результате чего третье лицо получает какие-либо выгоды за вознаграждение.

Чтобы совершенное действие было признано преступлением, необходимо установить наличие двух фактов: корысти и умысла. Кроме того, последствия правонарушения должны являться существенными для потерпевших лиц (например, много пострадавших, значительный размер имущественного ущерба и морального вреда, нарушение конституционных прав граждан).хъ

Мотивами преступления считается корысть или иная заинтересованность личного характера. При корысти правонарушитель старается получить выгоду материального типа или избежать лишних затрат, при личной заинтересованности – получить нематериальную выгоду.

Например, если сотрудник госоргана не выполняет свои полномочия, в результате чего третье лицо получает какие-либо выгоды за вознаграждение.

Квалификация деяния

При квалификации выделяют основной и квалифицирующий составы. Преступление является завершенным (составами) в момент нарушения законного порядка взаимодействия в рамках государственного или служебного аппарата. То есть, планирование и подготовка не относится к уголовно наказуемым деяниям, однако учитываются как доказательства умысла.

ВАЖНО! Без наличия умысла и корысти (материальной или личностной) преступление не может быть считаться квалифицированным. Не подлежит уголовному преследованию и служебный проступок.

Обязательным признаком является мотив. Проявляться мотив может в форме личного интереса без материальной выгоды. И так квалифицирующие признаки злоупотребления должностными полномочиями определены в части 2 статьи 285 УК РФ:

злоупотребление лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления.

Преступление является завершенным составами в момент нарушения законного порядка взаимодействия в рамках государственного или служебного аппарата.

Ответственность должностного лица

Последствия злоупотребления зачастую принимают серьезный характер, в связи с чем, санкции по статье предусматривают дополнительное наказание в виде лишения виновного лица возможности замещать определенные должности, либо отчуждения у права осуществлять некоторые виды деятельности на срок, установленный приговором суда. Помимо штрафа, принудительных работ, ареста и лишения свободы данная санкция предусмотрена по всем частям статьи.

Именно вменяемое должностному лицу преступление и определяет тяжесть его наказания. Часть третья рассматриваемой статьи применяется в отношении должностных лиц, совершивших уголовные деяния, предусмотренные первой и второй частями при условии того, что действия этих лиц повлекли тяжкие последствия.

Эта часть предусматривает наиболее суровые санкции в виде л/с сроком до десяти лет с обязательным лишением права замещения должности, либо осуществления определенного вида деятельности на срок до трех лет. При этом под тяжкими последствиями понимается ущерб значительных размеров, причинение смерти, крупные аварии, масштабные сбои производственного процесса и другие.

Например , действия, по сути подпадающие под рассматриваемою правовую норму, которые противоречат интересам службы, но совершенны с целью предотвращения грозящей человеку, обществу или государству опасности, считаются противозаконными только в случае превышения крайней необходимости.

Ответственность за преступления, совершаемые должностными лицами

Ответственность за преступление, квалифицируемое как злоупотребление служебными полномочиями, для государственных служащих предусматривается ст. 285 Уголовного кодекса РФ. Поскольку подобные действия считаются общественно опасными, подрывают авторитет государственной власти и экономику страны, за них предусмотрено достаточно серьезное наказание:

  • если действия совершены без отягчающих обстоятельств – штраф до 80 тысяч рублей или в размере средней зарплаты за полгода, принудительные работы на срок до 4 лет, ограничение свободы на такой же срок. Кроме того, приговор может включать запрет занимать ряд должностей на срок до 5 лет;
  • те же действия, если они совершены лицом, которое занимает государственную должность Российской Федерации или ее субъекта, или является главой местного самоуправления – штраф до 300 тысяч рублей или в размере зарплаты за 2 года, принудительные работы до 5 лет, лишение свободы на срок от 3 до 7 лет, а также запрет занимать те или иные должности;
  • если действия, совершенные в рамках первой или второй части статьи, привели к тяжким последствиям – лишение свободы на срок до 10 лет и запрет занимать определенные должности на тот же срок или пожизненно.

285 УК РФ проанализирует выдвинутые обвинения, доказательную базу по ним, другие обстоятельства дела, после чего предложит возможные стратегии поведения.

Возможная ответственность за превышение и ЗДП

Уголовный кодекс полностью описывает ситуации превышений и злоупотреблений лиц наличествующим должностным положением и предусматривает различные виды наказания созависимо тяжести совершенного преступления. Так, согласно со ст. 285 УК РФ, злоупотребление, осуществленное лицом, не обладающим статусом государственной должности РФ, или же соответствующей должности субъекта РФ, и не возглавляющим местные органы самоуправления предусматривает:

  • Штраф, размером до 80 тыс. рублей или шести месячных доходов;
  • Лишение права занимать должность или заниматься определенными видами деятельности сроком до пяти лет;
  • Принудительные работы или лишение свободы длительностью вплоть до 4 лет;
  • Арест длительностью от 4 до 6 месяцев.
Читайте также:  Ответственность за несанкционированную торговлю

Аналогичные санкции предусматривает согласно ст. 286 УК РФ превышение наличествующих полномочий. Для лиц, которые же занимают вышеупомянутые госдолжности, злоупотребления с превышениями предусматривает более жёсткие предпринимаемые меры:

  • Штраф, имеющий размер от 100 до 300 тыс. рублей или в размере дохода за срок от одного до двух лет;
  • Принудительные работы сроком до пяти лет, вместе с лишением права на занятие определенных должностей на три года или без этого условия;
  • Лишение свободы длительностью до семи лет.

Также, ст. 285 УК РФ предполагает обязательное лишение свободы длительностью от трех до десяти лет одновременно с трехлетним сроком лишения права на занятие определенных должностей, если преступление в итоге повлекло за собой тяжкие последствия. Аналогичные санкции регламентируются и относительно превышения полномочий, фактически повлекших тяжкие последствия, которые совершались с использованием оружия, насильственных действий или же под угрозами такового применения.

Помимо того, российское законодательство предусматривает отдельные способы квалификации за растрату бюджетных и внебюджетных средств, внесение в существующие реестры государственного уровня неправдивых и недостоверных сведений, присвоение полномочий должностных лиц и другие подобные преступления, регламентируемые прочими статьями УК. Поэтому правильная квалификация существующего преступления является немаловажной задачей для служебного расследования при последующем обращении в органы правосудия.

Отдельные внутренние распоряжения государственных органов и правила внутреннего распорядка могут предполагать также наложение дисциплинарных взысканий, в том числе как предусмотренных федеральным законодательством выговоров, замечаний или увольнений, так и предполагаемых непосредственно внутренними инструкциями отдельных институтов. Примером таковых дисциплинарных взысканий может служить понижение в должности или строгий выговор в структурах МВД.

Исправительные работы сроком вплоть до 2 лет;.

Использование служебного положения – квалифицирующий признак при совершении корыстных преступлений: мошенничества, присвоения и растраты

В соответствии с п. 29 Пленума Верховного суда РФ от 30.11.2017 года № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» под лицами, использующими свое служебное положение при совершении мошенничества, присвоения или растраты (часть 3 статьи 159, часть 3 статьи 159.1, часть 3 статьи 159.2, часть 3 статьи 159.3, часть 3 статьи 159.5, часть 3 статьи 159.6, часть 3 статьи 160 УК РФ), следует понимать должностных лиц, обладающих признаками, предусмотренными пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ, государственных или муниципальных служащих, не являющихся должностными лицами, а также иных лиц, отвечающих требованиям, предусмотренным пунктом 1 примечаний к статье 201 УК РФ (например, лицо, которое использует для совершения хищения чужого имущества свои служебные полномочия, включающие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации).

Признак совершения преступления с использованием своего служебного положения отсутствует в случае присвоения или растраты принадлежащего физическому лицу (в том числе индивидуальному предпринимателю) имущества, которое было вверено им другому физическому лицу на основании гражданско-правовых договоров аренды, подряда, комиссии, перевозки, хранения и др. или трудового договора. Указанные действия охватываются частью 1 статьи 160 УК РФ, если в содеянном не содержится иных квалифицирующих признаков, предусмотренных этой статьей.

Согласно примечания к ст. 285 УК РФ должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительный, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

В соответствии с примечанием к ст. 318 УК РФ представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ № 19 от 16.10.2009 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

При квалификации преступления с использованием своего служебного положения необходимо учитывать, что использование служебного положения должно облегчить лицу получение чужой собственности.

Указанные действия охватываются частью 1 статьи 160 УК РФ, если в содеянном не содержится иных квалифицирующих признаков, предусмотренных этой статьей.

Добавить комментарий