Какие жилищные права гарантированы каждому гражданину РФ

Конституция РФ о праве на бесплатное обеспечение жильем

Правовые нормы Конституции и положения федерального законодательства позволяют реализовать право граждан на жилище различными способами.

Жилые помещения могут предоставляться по договору социального найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда отдельным категориям граждан. Жилые помещения могут предоставляться по договору коммерческого найма широкому кругу лиц. Граждане могут приобретать жилые помещения в частную собственность в домах различных жилищных фондов за собственные средства. Жилые помещения могут возводиться за счет собственных средств граждан.

Правила о бесплатном обеспечении граждан жильем за счет государственных и муниципальных жилищных фондов закреплены Конституцией РФ, более детально эти правила разработаны в Жилищном кодексе. Часть 3 ст. 40 Конституции РФ гласит: “Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами”.

Из текста Основного Закона следует, что государство бесплатно или за доступную плату обеспечивает жильем граждан, отвечающим двум главным критериям.

Во-первых, это те, кто нуждается в жилье, то есть не имеет жилого помещения, или имеет его в недостаточном размере, и признан нуждающимся в жилом помещении в соответствии с действующим законодательством. Это главный критерий общий для всех категорий граждан, которые могут обеспечиваться жилыми помещениями за счет государства или муниципалитетов, без исключения.

Второй важный критерий – имущественный. Жильем могут быть обеспечены малоимущие граждане, признанные таковыми в установленном законодательством порядке. Из этого критерия есть исключение. Таким исключением является включение отдельных социальных групп граждан в какой-то конкретный закон в качестве лиц, которые могут обеспечиваться жильем за счет государства и без учета их имущественного положения.

Чтобы претендовать на получение жилья за счет государственных или муниципальных жилищных фондов нужно отвечать одновременно сразу двум критериям: обязательно первому – обеспеченность жильем менее установленных норм, и одному признаку на выбор из второго критерия – быть малоимущим или подпадать под действие одного из законов, наделяющих граждан таким правом независимо от их имущественного положения (перечень таких нормативных актов, дающих право, на получение жилья независимо от имущественного положения будет приведён в последующих публикациях на эту тему).

Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 40 Конституции России

Текст Ст. 40 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Какие жилищные права гарантированы каждому гражданину РФ

Статья 40 Конституции РФ, действительно закрепляет право на жилище, но делает это следующим образом:

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Первая часть статьи 40 Конституции РФ регулирует право граждан иметь в собственности, на иных основаниях жилые помещения, владеть, пользоваться и распоряжаться ими по своему усмотрению с соблюдением законодательных предписаний (не нарушая права соседей, сособственников и т.п.). В этой норме речь не идет о том, что государство обязано предоставить каждому гражданину жилое помещение для проживания. Право на жилище является в данном контексте лишь разновидностью права собственности, которое особо подчеркивается и выделяется в силу значимости и специфики объекта. Конституция в том числе, специально гарантирует и право наследования, как разновидность правомочия собственности.

А вот часть третья статьи 40 Конституции как раз связана с обязанностью публичной власти предоставить жилое помещение. Однако, как Вы видите, такое право Конституция закрепляет не за всеми, а только за малоимущими и иными указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище.

Право на жилище принадлежит каждому физическому лицу, находящемуся на территории РФ. Государство признает это право как естественное, абсолютное и гарантирует его защиту. Право же на получение жилища (обратите внимание, но не право на жилище) является социальным правом. Как и основная масса других социальных прав право на получение жилища рассматривается как право относительное или как «квазиюридическое». Оно не предоставляется на основе принципа равенства всех граждан, а только какой-то группе, категории граждан. Социальные права зачастую закрепляются за лицами, нуждающимися в особой защите (инвалиды, женщины, малоимущие, пожилые, дети и иные), то есть теми, кто в силу своего физического, интеллектуального или иного положения не может на равных условиях «конкурировать» на рынке труда, зарабатывать на свое обеспечение и достойное существование. Социальная справедливость создает формальное неравенство граждан, поскольку тот, кто отчисляет большие по суммам платежи в государственную казну (то есть не малоимущий), не может претендовать на получение таких же субсидий и оплачиваемых бюджетом социальных услуг, что и малоимущие. Сущность социальных субъективных прав противоречит самой природе права как института, закрепляющего равную меру притязаний и обязанностей для каждого. Объем притязаемого социального блага зависит от возможностей государства, экономического состояния общества, в отличие от естественных прав, которые носят абсолютный характер и принадлежат каждому в силу рождения человеческим существом. И в Международном Пакте от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» декларируется обязанность государства принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление права на труд, отдых, социальное обеспечение и страхование, право на достаточный уровень жизни (питание, одежду и жилище), охрану семьи, здоровья, создание условий для получения образования.

Соответственно, степень гарантированности «квазиюридических» прав меньше абсолютных. Понижение выражается в невозможности оспаривания воли законодателя относительно объема, средств и способов социальной поддержки. Пожалуй, наоборот, правовой защите подлежат интересы налогоплательщиков на справедливые и обоснованные параметры «изымаемого» у них в пользу малоимущих. Увеличение размеров бесплатных социальных услуг (а, точнее, проплачиваемых за счет общего государственного бюджета) означает соответствующее уменьшение бюджетных расходов на иные нужды, например, функционирование правоохранительной системы, строительство дорог, экологию, оборону и т.д.

Жилищный кодекс РФ в полном соответствии со статьей 40 Конституции РФ закрепляет право на получение жилых помещений на условиях договора социального найма за малоимущими гражданами, а также некоторыми другими категориями граждан (например, учителя, работающие в сельской местности, военнослужащие, судьи, участковые милиционеры и т.д.). Основания, порядок, условия признания малоимущим регулируются помимо ЖК РФ, также законами субъекта РФ и муниципальными правовыми актами. Органы местного самоуправления ведут реестр граждан, которые имеют право по какому-либо основанию на получение жилого помещения. Предоставления жилых помещений в порядке очереди таким гражданам, вставшим на учет как малоимущие, нуждающиеся в получении жилых помещений, осуществляется органами поселений и городских округов.

Таким образом, суд будет защищать Ваше право быть признанным малоимущим, быть признанным нуждающимся в предоставлении жилого помещения, быть поставленным на учет для получения в порядке очереди жилого помещения (как малоимущего или как учителя, работающего в сельской местности и т.д.), Ваше право получить жилое помещение в порядке своей очереди (а не после тех, кто встал на учет после Вас).

Кроме того, обратите внимание, на то факт, что лицо признается нуждающимся в получении жилого помещения, если у него нет никакого иного помещения, где он имеет право проживать. При наличии жилого дома, жилого помещения, квартиры и др. по нормативу, установленному ЖК РФ, не только на праве собственности, но и на праве социального найма, гражданин не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Следовательно, право на жилище не является абсолютным, и, что примечательно, право на жилище, как специфическая разновидность права собственности, также может быть ограничено. Так, одним из решений Европейского суда по правам человека, было признано законным ограничение права на жилище граждан Великобритании законом о запрете вселения в собственные дома на островной территории, в целях соблюдения экологического равновесия, этнокультурной автономии образованной на небольшом острове резервации.

Каждый имеет право на жилище.

Понятие и содержание права человека на жилище

Одним из ключевых социально-экономических прав гражданина считается право на жилище, которое определяет Конституция России (п.1 ст. 40). Определить содержание права на жилище возможно, указав на его ключевые составляющие:

  • Данное право заключается в том, что государство дает гарантию каждому человеку, проживающему на территории России, иметь возможность использовать то жилище, которым он владеет. Конституционное право граждан на жилище закрепляет ст. 23 Основного закона про неприкосновенность личной жизни и ст. 25, в которой провозглашены принципы жилищной неприкосновенности.
  • Право человека на жилище состоит в том, что государство берет обязательства оказывать содействие в том, чтобы каждый гражданин России был обеспечен жилищем, а также создает условия для приобретения иного жилья, для улучшения своих жилищных условий.

Ст. 673 Гражданского кодекса РФ определяет жилище, как жилое помещение, которое является изолированным и пригодным для проживания. В широком смысле – это все жилые помещения, при этом форма собственности не имеет значения: квартиры, коттеджи, общежития, дома-интернаты, отдельные изолированные комнаты, служебные помещения и т.д. Определение пригодности для проживания проводится в порядке, который предусмотрен ст. 15-16 Жилищного кодекса.

40 Конституции России любой человек обладает определенными гарантиями осуществления своего права на жилище.

Какие жилищные права гарантированы каждому гражданину РФ

Понятия «жилье», «жилище» и «жилое помещение» в различных нормативно – правовых документах имеют разный смысл. Вопрос об объектах жилищных прав граждан – жилье, жилище и жилое помещение, является одной из центральных проблем жилищного права в РФ.

Понятия “жилье” и “жилой”:

  • более широко используются по сравнению с “жилище” и “жилищный” в общелитературном употреблении и в разговорной речи – “жилой фонд”, “жилая площадь”.

Правильно в официальной речи:

  • жилище, жилищный фонд, жилое помещение.

Жилище, наряду с водой, пищей, одеждой, является одним из важнейших условий жизни человека. О праве на жилище говорится в статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года и в других международных документах.

Жилищные права граждан РФ или, другими словами, права граждан на жилище, как уже подробно рассматривалось в материале “Жилищное право и жилищное законодательство в РФ”, гарантировано всем гражданам Российской Федерации Конституцией РФ.

Пункт 1 статьи 40 Конституции РФ устанавливает:

каждый гражданин РФ имеет право на жилище и

никто не может быть произвольно лишен жилища.

статья 139 Нарушение неприкосновенности жилища УК РФ.

Жилищные права

Каждый гражданин России имеет право на жильё. Этот момент закреплён во всех законодательных актах, отражающих нормы жилищных отношений. Никто не может принудить лицо, проживающее на соответствующей жилплощади, беспричинно покинуть место проживания. Однако жилищные права разных лиц могут иметь противоположные интересы, что приводит к их столкновению. А также жилищные права нередко сталкиваются с имущественными интересами собственника. Поэтому для регулирования обозначенных правоотношений предусмотрен свод источников законодательства, где детально рассматриваются те или иные проблемы.

статей 3, 84-91 ЖК РФ ;.

Право на жилье в России превратилось в тыкву?

В Конституции РФ право граждан на жилье является одним из самых основных. Юристы говорят, что с такими климатическими условиями, как в России, наличие жилища — это вопрос жизни и смерти. Однако по тому, как в нашей стране решается “жилищный вопрос”, можно подумать, что мы все живем на экваторе (хотя и на экваторе без крыши над головой жить несладко).

Жилищный вопрос на данный момент является одним из наиболее болезненных для россиян. Конечно, проблемы были всегда — и в советские годы люди могли ждать квартиры десятилетиями, ютясь до получения квартиры в коммуналках и общежитиях. Однако встать на очередь мог каждый нуждающийся — обеспечение жильем населения являлось обязанностью государства. Ради справедливости стоит отметить, что и не всем приходилось ждать так долго — многим везло и они вселялись в новые квартиры еще до 40 лет.

Не все знают и о том, что и сейчас за государством остались определенные обязательства по решению жилищных проблем граждан. Статья 40 Конституции РФ гласит, что каждый гражданин России имеет право на жилище. Малоимущим и другим социально незащищенным группам граждан, нуждающимся в жилье, жилище должно предоставляться бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Читайте все материалы по жилищной проблеме в России в специальном сюжете

Конкретизирует это положение Жилищный кодекс РФ. Прежде на расширение жилплощади могли претендовать практически все, чье жилье по метражу было меньше установленной нормы. Однако в 2005 году был принят новый Жилищный кодекс, в котором были изменены критерии, позволяющие гражданину претендовать на бесплатную квартиру: недостаточность жилплощади осталась в качестве обязательного условия, но к ней добавились новые параметры, значительно сузившие круг возможный очередников. Одним из базовых условий стало обязательная принадлежность к малоимущим слоям населения. Кроме того, на жилплощадь могут претендовать дети-сироты, семьи, в которых есть тяжелобольные (правда, больные лишь определенными заболеваниями, к примеру, открытой формой туберкулеза).

Помимо этих групп, на государственное жилье имеют право семьи военных, вынужденные переселенцы из тех государств, где они подвергались преследованиям (правда, это распространяется лишь на тех, кто имеет российское гражданство, поэтому многие русские, оставшиеся после распада СССР в Узбекистане, Таджикистане, Латвии, где они действительно подвергаются притеснению, вернуться на Родину не могут — негде жить), уезжающие с Крайнего Севера, ликвидаторы катастрофы на Чернобыльской АЭС и ветераны ВОВ.

Как же реализуются эти права на практике? Возможно ли в России получить квартиру от государства? Как правило, люди даже не рассчитывают на такое счастье, полагая, что подобные вещи остались в советском прошлом. Как же в действительности обстоят дела?

Ситуацию прокомментировала заместитель председателя комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Елена Афанасьева:

“Действительно, такое право зафиксировано в Конституции, которой должны руководствоваться все чиновники и государственные органы. Это право не то что бы нарушается, оно просто не выполняется в силу многих причин. Уже через 50-150 км от Москвы начинаются трущобы, люди живут в невыносимых условиях — по два поколения под одной крышей, о каком нормальном воспитании можно говорить, если детям просто негде учить уроки. Большинство людей не могут решить жилищные проблемы самостоятельно. Значит, государство должно регулировать эту область. Невозможно постоянно говорить о том, что у нас рынок — должно быть регулирование строительного сектора, нужно установить какую-то планку, выше которой предприниматель просто не мог бы поднимать цены”.

Елена Афанасьева отметила, что большинство населения просто не может позволить себе прибегнуть к ипотечному кредитованию, которое принято представлять в качестве альтернативного решения жилищной проблемы. К сожалению, для того чтобы воспользоваться ипотечным кредитом, семья должна иметь довольно внушительный и стабильный доход, найти который могут далеко не все. На данный момент процентная ставка по ипотеке в России составляет около 13 процентов. Нетрудно рассчитать, что в течение только 10 лет выплат заемщик будет вынужден отдать банку еще одну стоимость приобретенной квартиры. Высшие государственные чиновники неоднократно призывали банки к снижению ипотечных ставок, однако ничего так и не изменилось. Что удивительно, в США аналогичная ставка составляет от 3 до 5 процентов.

Читайте также:  Что влияет на размер пенсии в 2020 году?

Малообеспеченность, представленная основным основанием для получения жилья от государства, окончательно отсекла подавляющую часть нуждающихся в жилье россиян от государственного распределения. Не то, чтобы у нас все были такими богатыми — это, к сожалению, не так. Дело в том, что в России уже давно установленный чиновниками уровень минимальной зарплаты и прожиточного минимума не коррелирует с реальностью. Все бы ничего, но при расчете социальных выплат, а также при оформлении для гражданина статуса “малоимущего” чиновники отталкиваются именно от этих цифр. Доход, хотя бы незначительно превышающий эту сумму, в глазах государства делает вас вполне состоятельным человеком, способным позволить себе покупку жилья по рыночной стоимости. Допустим, в Москве, где средний прожиточный минимум составляет 9850 рублей в месяц, семья из трех человек, получающая доход в 35000 рублей может, по мнению властей, накопить на покупку квартиры стоимостью в несколько миллионов. Интересно только — через сколько поколений? Кроме того, для получения жилья необходимо будет подтвердить свой статус малоимущего, и в том случае, если за годы ожидания гражданин устроится на более денежную работу, то он автоматически выбудет из очереди.

Не лучше ситуация и в регионах: скудные областные бюджеты зачастую не позволяют местным властям реализовать социальные программы хотя бы в таких мизерных объемах, как это делается в крупных городах. Низкие доходы населения, слабая покупательная способность не способствуют росту строительного рынка. В итоге строят мало и дорого, в расчете на узкие слои населения. А конституционные права опять-таки похоронены.

Впрочем, есть эксперты, придерживающиеся несколько иного мнения. Например, президент Московской гильдии риэлторов Григорий Полторак:

“Очень многие люди неправильно понимают конституционные права, они считают, что если государство гарантировало право на жилище, то оно должно раздать всем жилье, и желательно даром. Нужно правильно читать Конституцию — иначе получается, что тем, кто не работает, нужно раздавать жилье, а тем, кто трудится и зарабатывает — нужно покупать за свои средства. Это не так, и это не есть принцип социальной справедливости. Государство действительно гарантирует право на жилье, но ведь не сказано где и какое. В стране стоит много пустого жилья, потому что там люди по каким-то причинам не хотят жить, едут в Москву и Санкт-Петербург. Поэтому какие проблемы — я уверен, что тем, у кого жилья нет, его могут предоставить даже бесплатно, просто они не захотят там жить. Есть замечательный европейский опыт, уверяю вас, что там социализма даже больше, чем в СССР, когда нуждающемуся человеку муниципалитет арендует квартиру по рыночной цене. Но как только власти увидят, что он может самостоятельно зарабатывать, его этого пособия лишают. Я думаю, что это нормальный принцип, потому что у нас социальный принцип воспринимают как халяву, а это несправедливо по отношению к тем, кто работает и создает валовый национальный продукт.”

То есть, по мнению эксперта, все граждане, что не могут позволить себе приобретение коммерческого жилья — это лентяи и нахлебники, не желающие работать. Ну что же, в таком случае можно сделать вывод, что подавляющее большинство россиян можно охарактеризовать именно таким образом.

Что касается “пустой” недвижимости, то уважаемый эксперт вероятно имеет в виду дома в заброшенных деревнях — их и вправду предостаточно. Вот, к примеру, что пишут на одном интернет-форуме:

“На Урал ездил, видел, что в каждой деревне в которой был, на домах пишут “дом пустует, живите, кто хочет”. И таких домов я штук 100 точно видел! Только с работой там туговато. Как правильно пишут — только дояркой или учительницей. За тысячи четыре в месяц…”

Конечно, драматизировать ситуацию не надо: все-таки на получение государственной квартиры еще могут рассчитывать военные, сотрудники полиции и дети-сироты. В данный момент на очереди на государственную жилплощадь стоит более ста тысяч сотрудников полиции, обеспечить их всех жильем государство планирует в течение 7 лет — правда, если учесть, что в год МВД удается заселить лишь 4 тысячи сотрудников, то становится ясно, что в семилетний срок вряд ли удастся уложиться.

Военных на очереди сейчас приблизительно 55 тысяч, и государство планирует расселить всех военнослужащих до середины 2015 года. Для этого было решено начиная с 2014 года выдавать очередникам не квартиры, а деньги на их приобретение. Все бы ничего, но сумма выплат рассчитывается исходя из 33 тысяч рублей за квадратный метр, в то время как среднерыночная цена давно колеблется около 55 тысяч. И если выплаты не поднимут, многие военные, вероятно, откажутся от такой схемы.

Но несмотря на все накладки и недочеты, у льготных категорий граждан все-таки есть надежда на получение квартиры. А вот простым гражданам рассчитывать особо не на что: такая вероятность для обычной молодой семьи стремится к нулю. На сайте Росстата приведены такие цифры: в 1990 году государственные квартиры в России получили 1296 тысяч семей (включая бюджетников), а в 2012 году — только 186 тысяч. Как говорится, без комментариев…

К сожалению, игнорирование проблем населения со стороны государства — проблема не только жилищной сферы. На бумаге-то права есть — проблемы с исполнением.

Читайте самое интересное в рубрике “Общество”

Встройте “Правду.Ру” в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Добавьте “Правду.Ру” в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

В стране стоит много пустого жилья, потому что там люди по каким-то причинам не хотят жить, едут в Москву и Санкт-Петербург.

Так что же означает формулировка «каждый имеет право на жилище»? В чем ее суть и содержание?

Очевидно, что конституционное право на жилище означает гарантированную государством возможность получения жилья, что конституционное право на жилище означает гарантированную для каждого гражданина возможность быть обеспеченным постоянным жилищем, а так же иметь юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, а также вероятность улучшения жилищных условий путем приобретения другого.

Государство же гарантирует каждому гражданину возможность пользоваться тем жильем, которое у него имеется, и оно (государство) принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем.

На чем основана такая обязанность.

Расселение коммуналок

Жильцы коммуналок имеют право на компенсацию либо ждут расселения.

Компенсация — это выгодный вариант для жильцов коммуналок. Готовое жилье они получат в последнюю очередь, а на компенсацию можно взять ипотеку по льготным условиям.

Компенсация выдается на количество членов семьи. К примеру, если семья состоит из одного человека, выплатят около 850 000 рублей; если из двух — чуть более миллиона. Такие нормы выплат установлены в Санкт-Петербурге. В регионах или в Москве цифры будут иными — из расчета кадастровой стоимости жилья.

Эти деньги можно потратить на приобретение другого жилья с доплатой. Можно взять ипотечный кредит на покупку комнаты в той же коммунальной квартире.

Если вы подадите документы на расселение вместе, вас расселят быстрее тех квартир, где встал на очередь только один жилец. Часто одна семья получает субсидию и выкупает с помощью кредита вторую часть квартиры, а другая семья получает деньги и от государства и от соседей и покупает новое жилье.

Если вы владели квартирой социального найма, вам предоставят жилье с учетом нормативов минимум 42 м на двоих, если вы в Петербурге; в регионах учетные нормы другие, но вас точно не обделят.

Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину право на жилище. Оно реализуется посредством возложения обязанности на органы государственной власти и местного самоуправления создавать условия для осуществления жилищных прав.. Равенство прав граждан предполагает обязательным такое равенство и в публичных договорах, связанных с потреблением коммунальных услуг, электрической и тепловой энергии, пользованием телефоном и т.д.

Исследование вопроса о льготах некоторым категориям граждан по оплате жилища и коммунальных услуг выявило наличие проблемы, заключающейся в неравном положении граждан в публичных договорах, регулируемых ст. 426 ГК РФ и, по моему мнению, в существенном нарушении прав граждан при реализации этих договоров государственными органами, ведомствами и коммерческими организациями.
В силу закона основными условиями публичного договора являются: для организации – поставка товара либо выполнение работы (оказание услуги) в установленный планом (графиком) период и в установленных объемах (пропорциях), а для гражданина – своевременная оплата полученной продукции, выполненной работы, оказанной услуги. При этом цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора согласно п. 2 ст. 426 ГК устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Это означает, что каждый гражданин в рамках публичного договора производит оплату расчетной суммы в установленный срок по одинаковому тарифу с учетом (либо без учета) льгот и никакая государственная или коммерческая организация, а также ведомство не вправе менять существенные условия публичного договора о льготной стоимости услуг и установленный механизм оплаты.
В законе специально оговорено, что изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
На практике реализация гражданами права на льготу в оплате и механизм взаиморасчетов сторон договора достигается различными способами: организация – поставщик услуг производит прием платежей по установленному ею размеру, в котором уже учтена льгота потребителя, а впоследствии получает либо не получает соответствующую компенсацию из федерального либо местного бюджета; гражданин сам рассчитывает льготный платеж и вносит его на счет коммерческой организации; гражданин вносит полную стоимость потребленных услуг, а впоследствии льготную часть ему компенсируют установленные государством органы.
Очевидно, что первый способ обеспечивает государственный подход в реализации льготы, остальные же представляют собой лишь попытку способствовать обеспечению законного права, имеющую разные правовые последствия.
Примером законного подхода в этом вопросе может служить установленный механизм реализации права на льготные платежи такой категории пользователей жилищем, как инвалиды. Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901 “О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей – инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг” установлено, что для получения льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива инвалиды и семьи, имеющие детей – инвалидов, обращаются в организации, осуществляющие сбор платежей за оплату жилья, коммунальных услуг и приобретаемое топливо (жилищные ремонтно – эксплуатационные предприятия, коммунальные предприятия и другие).
Основанием для предоставления льгот является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико – социальной экспертизы. Расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива, возмещаются: по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, – за счет средств федерального бюджета; по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду – в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Такой же путь выбран и в отношении других категорий плательщиков, имеющих право на льготы (письмо Минфина России от 5 октября 1993 г. N 112 “О порядке возмещения расходов, связанных с исполнением Закона Российской Федерации “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы”; письмо ГТК России от 16 июня 2000 г. N 14-10/16342 “О социальных льготах сотрудников таможенных органов”; письмо ГТК России от 15 апреля 1999 г. N 06-20/11505 “О финансировании льгот должностных лиц таможенных органов по коммунальным услугам”).
В этих документах соблюден договорный механизм взаиморасчетов сторон в публичном договоре, установленный ст. 426 ГК, и урегулирован механизм компенсации государством затрат коммерческой организацией в связи с примененной льготой в оплате услуг.
Аналогичным образом отработан механизм взаиморасчетов между финансовыми службами России и МВД России, чьи работники пользуются льготами в соответствии с Законом РФ “О милиции”.
Кадровыми аппаратами служб МВД сотрудникам выдается справка, заверенная гербовой печатью, для представления в соответствующие жилищно – эксплуатационные учреждения для реализации указанных норм по месту жительства (постоянной регистрации).
Организации – поставщики услуг через жилищные службы соглашаются на изменение условий договора и производят перерасчет платежей при предоставлении документа. Таким образом, МВД не допускает нарушения гражданских и жилищных прав своих подчиненных, имеющих льготы.
Однако в ряде случаев действует механизм применения льгот в публичных договорах, который нарушает права граждан и нормы закона. Например, механизм реализации льготных платежей с последующей отсрочкой их компенсации определен Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. N 1210 “О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением судьям Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и сотрудникам аппаратов этих судов 50-процентной скидки при оплате жилой площади, коммунальных и иных услуг”, а также письмом Госстроя России от 15 марта 1999 г. N ЛЧ-794/12 “О финансировании льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемых работникам прокуратуры” и письмом Минфина России от 2 марта 1998 г. N 10-3-2. По замыслу авторов этих документов механизм взаиморасчетов сводится к тому, что данная категория льготников обязана в полном объеме вносить все необходимые платежи, и только после этого им компенсируют 50% коммунальных расходов. Такой механизм противоречит порядку, установленному федеральным законом.
Обстоятельства, сложившиеся в связи с неодинаковым пониманием сторонами и их союзниками в лице различных ведомств и разнородным применением по существу ясно изложенных положений ст. 426 ГК, вынуждают законопослушных граждан прибегать к такому способу защиты гражданских прав, как самозащита, установленному ст. ст. 12, 14 ГК. Эти граждане производят самостоятельный перерасчет льготных платежей, невзирая на требования коммерческих организаций производить оплату в полном объеме. Правомерность и действенность такого способа защиты нарушенного права гражданина подтверждается устоявшейся судебной практикой многочисленных отказов организациям во взыскании задолженности по платежам.
К сожалению, единый механизм исполнения сторонами публичных договоров детально не упорядочен нормами федерального законодательства, а там, где он установлен, его не всегда выполняют.
В московском Законе от 11 марта 1998 г. N 6 “Основы жилищной политики города Москвы” (в редакции от 12 мая 1999 г.) продекларировано право на льготу по оплате жилья и коммунальных услуг (ст. 24): “Гражданам, нуждающимся в социальной защите, гарантируется предоставление, по их выбору, льгот или компенсаций (субсидий) по оплате за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в порядке, установленном законодательством”.
Иначе говоря, рекомендовано применение льгот при договорных взаиморасчетах. Однако на практике это делается не всегда, чему свидетельство многочисленные споры в судах по данной категории вопросов. Так, в течение нескольких последних лет в судах столицы были рассмотрены многочисленные иски о взыскании задолженности с граждан, пользующихся льготами в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах”. Известно, что он установил 50%-ную скидку оплаты по публичным договорам коммунального, энергетического и телефонного обслуживания. Однако механизма взаиморасчетов по восполнению льготных платежей организациям – поставщикам разработано не было. Коммерческие организации стали требовать полной оплаты договорной суммы, а при отказе ссылались на отсутствие компенсационных затрат за льготные платежи и продолжали начислять платежи без учета права граждан на льготы. Тем, кто производил самостоятельные льготные расчеты, начисляли суммы задолженности. Граждане – ветераны вынуждены были обращаться в суды с исками о перерасчете договорных платежей. Так, Бабушкинский межмуниципальный (районный) суд Северо – Восточного административного округа г. Москвы 19 января 2000 г. вынес решение, которым удовлетворил требования двух ветеранов о перерасчете платежей по публичным договорам как лиц, пользующихся льготами, а начисленную задолженность признал необоснованной.
Споры данной категории в судах столицы практически все разрешались в пользу граждан.
Правомерно решается вопрос и в отношении граждан, пользующихся льготами в соответствии с Законом РСФСР “О социальных гарантиях Героям Социалистического труда” и Федеральным законом “О статусе военнослужащих”. Такой порядок подтвержден п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 “О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих”, где сказано: “Реализация предусмотренного п. 10 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” права на льготную оплату жилых помещений, коммунальных услуг, пользования радиотрансляционными точками и коллективными телевизионными антеннами, приобретения и доставки топлива осуществляется путем оплаты лицами, обладающими этим правом, 50% установленных тарифов. Остальная часть расходов, связанных с предоставлением льгот, возмещается в указанном в данной норме порядке. Отсутствие подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок возмещения указанных расходов, или их несвоевременная компенсация не могут служить основанием для отказа в предоставлении этих льгот”.
Таким образом, высший судебный орган на примере военнослужащих признал незаконным “ведомственный” механизм взаиморасчетов и подтвердил правомерность взаиморасчетов по публичным договорам уже с учетом льгот, а не в полной сумме платежа, с последующей его компенсацией.
Правительство РФ своим Постановлением от 12 июля 1996 г. N 790 “О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в ст. ст. 15 и 23 Закона Российской Федерации “О статусе военнослужащих” установило порядок, при котором гражданам на основании справок о льготах производится перерасчет платежей. Расходы по предоставлению льгот коммерческими организациями возмещаются за счет средств федерального бюджета, выделяемых федеральным органам исполнительной власти. Вроде бы механизм взаиморасчетов определен на основании закона. Однако в п. 7 этого Постановления военнослужащих обязали производить полную оплату за телефон с последующей выплатой им разницы с учетом льготы. Такой подход по оплате публичного договора телефонного обслуживания признан противоречащим Конституции РФ, гражданскому законодательству. Поэтому Верховный Суд РФ по конкретному делу от 12 февраля 1998 г. N ГКПИ 98-1 по жалобе граждан X. и П. о признании недействительным (незаконным) п. 7 Постановления Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 790 признал недействительным (незаконным) положение п. 7 этого Постановления, незаконно возлагающего на военнослужащих и граждан, пользующихся льготами, обязанность по оплате установки квартирных телефонов и внесению абонентской платы за пользование квартирными телефонами в размере 100% (с последующим возмещением 50%).
Казалось бы, 12 февраля 1998 г. высший судебный орган подтвердил единственно законный механизм взаиморасчетов по публичным договорам: гражданин рассчитывается с организацией по льготному тарифу, а организация получает соответствующую компенсацию на основании механизма, установленного между ними.
Однако не прошло и месяца после решения Верховного Суда РФ, как органы, имеющие непосредственное отношение к строгому выполнению закона, издают документы, нарушающие законные права своих сотрудников в вопросах льготной оплаты жилья и коммунальных услуг. К ним относятся: письмо Министерства юстиции РФ от 2 марта 1998 г., письмо Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 10 июня 1998 г.; письмо Госстроя РФ от 15 марта 1999 г. “О финансировании льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемых работникам прокуратуры”. Ведомства продолжают устанавливать механизм взаиморасчетов сторон договора, в то время как они должны устанавливать механизм взаиморасчетов государства и коммерческой организации по компенсации льготного платежа гражданином. При этом нарушается положение ГК о свободе договора, условия которого обязательны только для сторон, его заключивших. Ибо никакие третьи лица не вправе быть участниками публичного договора.
Наконец, Министерство финансов РФ издает 10 мая 2000 г. письмо N 10-3-3 “По вопросу порядка предоставления льгот сотрудникам правоохранительных органов”, где предлагает по существу незаконную процедуру взаиморасчетов. В нем указано, что “работники судов и прокуратуры оплачивают коммунальные услуги полностью, представляя для получения компенсации соответствующие документы, подтверждающие оплату этих услуг, по месту работы”. Поддерживает такую позицию и письмо Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 9 августа 2000 г. N УСД-2/951 по тому же вопросу.
Конституция России объявила в ст. 19 равенство всех граждан перед законом и, запретив любые формы ограничения прав граждан, обязала государство гарантировать равенство прав и свобод гражданина. Но о каком равенстве жилищных прав граждан в публичных договорах может идти речь при наличии такого противозаконного диктата ведомств?
Чтобы разрешить проблему равенства жилищных прав граждан в публичных договорах путем, не посягающим на их конституционные права, необходимо, по моему мнению, привести в соответствие с действующим гражданским законодательством все нормы, ему противоречащие.
Для этого следует реализовать положение, при котором государство (министерство, ведомство) откажется от разработок механизма взаиморасчетов между гражданином и организацией – поставщиком услуг, поскольку он уже установлен федеральным законом, но при этом обязательно установит единый механизм взаиморасчетов между коммерческой организацией – поставщиком услуг и соответствующим бюджетом для компенсации этой организации расходов при исполнении ею условий публичного договора.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Читайте также:  Ст 140 ТК РФ 2020 года

“КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”
← Назад Вперед →

К ним относятся письмо Министерства юстиции РФ от 2 марта 1998 г.

Какие жилищные права гарантированы каждому гражданину РФ

Статья 40
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Право на здоровое жилье входит как составная часть в понятие «достойный жизненный уровень» для каждого человека, провозглашенный Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.

Конституционное право на жилище выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества, т.е. оно является сущностным фундаментальным правом. От него зависит система конкретных жилищных прав граждан, которые должны соответствовать, не противоречить ему. От того, как определяется содержание этого права, часто зависит поведение граждан, органов государства, хозяйствующих субъектов при выборе вариантов решения жилищных проблем из юридически возможных в конкретной жизненной ситуации.

Право граждан на жилище может быть сведено к трем юридическим возможностям, хотя норма ст.40 конкретно не содержит такой юридической формулы: стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда; улучшение жилищных условий в домах всех разновидностей жилищного фонда; обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека (последнее вытекает из норм международного права).

Но такие же правовые возможности открывались и раньше. Однако дефектом уходящей в прошлое системы было закрепление прежними конституциями монополии государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, созданных за годы социализма. Индивидуальному жилищному фонду отводилось в городах и поселках городского типа второстепенное место. Он господствовал лишь в сельской местности. Его развитию, как и развитию жилищной кооперации — другой формы участия граждан своими средствами в строительстве жилья, Советское государство обязывалось лишь содействовать. Личная собственность граждан на жилой дом носила потребительский характер. Частная собственность была под запретом.

Эта система, основанная на коллективных началах, за многие десятилетия своего функционирования не дала ожидаемого социального результата. Миллионы людей улучшали жилищные условия, но и миллионы на протяжении долгих лет продолжали томиться в очереди на получение благоустроенного жилья из общественных фондов потребления. Строительство и эксплуатация государственного, муниципального и общественного жилья требовали таких постоянно растущих бюджетных и общественных ассигнований, каких ни у государства, ни у местных Советов, ни у общественных организаций не было. Население было настолько пролетаризировано системой ограничений его доходов, количества и размеров жилых помещений, приходящихся на одного человека или семью, изъятий в общественные фонды потребления, парализовано организационными трудностями, что было не в состоянии участвовать в массовом жилищном строительстве.

Действующая Конституция отражает смену эпох в удовлетворении жилищных потребностей, переход к новой системе, которая складывается из таких конституционных основ, как отказ от монополии государства на собственность и экономическую деятельность, утверждение равенства и разных форм собственности, частной собственности на жилье и землю (см. комментарии к ст.8 и 9). Государственный жилищный фонд утратил господствующее положение, возникли частная собственность граждан и юридических лиц на жилищный фонд, частные проектные и строительные организации, банки, образовался рынок жилья, земли и т.п.

Часть 3 ст.40 закрепляет новую роль государства и органов местного самоуправления на рынке жилья, которая сведена к содействию жилищному строительству и его поощрению, как любых форм собственности, а также юридическому регулированию отношений, связанных с удовлетворением жилищных потребностей общества, определению состава жилищного фонда социального использования для социально незащищенных слоев населения и других лиц.

В новой системе ни государство, ни органы местного самоуправления тотально не аккумулируют средства населения «в общем котле» для последующего государственного и муниципального жилищного строительства и распределения свободных квартир нуждающимся в жилье в подведомственном жилищном фонде. Каждый самостоятельно вкладывает средства в покупку или строительство жилья, как в городе, так и в деревне, не рассчитывая на решение возникшей у него жилищной проблемы за счет государственного и муниципального жилищных фондов, а полагаясь на систему компенсаций (субсидий) и кредиты для приобретения жилья.
Необходимо самому заработать на приобретение, строительство или коммерческий найм квартиры (жилого дома), причем без ограничения площади. Время новоселья будет определяться не низкими критериями нуждаемости в улучшении жилищных условий, действовавшими на протяжении многих десятилетий, не многими годами ожидания в очереди на получение жилья в домах названных фондов, не решением об обеспечении жильем органов управления и профкома по месту работы, а доходами гражданина, материальной возможностью позволить себе купить, построить или арендовать жилье.

Так будет решаться жилищная проблема для большинства. Меньшинство, т.е. малоимущие и другие лица, названные в законах, будут обеспечиваться исходя из принципов прежней системы: сохранится режим предоставления им жилых помещений в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Пользоваться предоставленной площадью они смогут на условиях социального найма жилого помещения за доступную квартирную плату либо бесплатно. Предоставление жилых помещений по договору найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда, как и прежде, будет осуществляться без оплаты строительной стоимости жилья. При этом обеспечение указанных лиц жильем на таких условиях возможно неоднократно.

В Конституции не перечислены, естественно, все, для кого сохранится планово-распределительная система выделения жилья: это должны предусматривать федеральные законы и законы субъектов Федерации, как действующие, так и будущие. Так, ст.9 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991г. для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним в установленном порядке лиц, инвалидов труда, а также инвалидов с детства, ветеранов войны, семей погибших при исполнении государственных обязанностей, семей с доходами ниже официально установленного прожиточного минимума, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняет порядок предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма. Статьей 10 Закона на период перехода к рыночным отношениям для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохранен действующий порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями. Гражданам, получающим жилье в этих разновидностях жилищного фонда, площадь выделяется в порядке очередности, с учетом имеющихся в Законе льгот. За семьями, уже проживающими по договору найма в таких домах, сохраняется право социального найма независимо от площади занимаемого жилого помещения (ст.14 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992г.).

Конституция расширила состав жилищного фонда социального использования. Помимо государственного и муниципального и жилищных фондов по ст.40 Конституции в его состав входит и та часть частного жилищного фонда, где проживают на условиях найма социально незащищенные граждане. Граждане, относящиеся к категориям лиц, названным ст.40, проживающие в этом фонде на условиях найма, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи вправе рассчитывать на компенсации (субсидии) от органов государственного управления и местной администрации (см. Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики»).

Создание правовой базы жилищной реформы углубит принципиальные перемены в этой сфере. Вступила в силу часть вторая ГК РФ, которая регулирует жилищные отношения. Действуют правительственные постановления Российской Федерации о переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг, Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья. Предстоит принять Жилищный кодекс Российской Федерации.

Никто не может быть произвольно лишен жилища ни органами власти и управления, ни судебно-прокурорскими органами, ни хозяйствующими субъектами, ни должностными лицами или работниками предприятий, учреждений и организаций, ни арендатором или нанимателем, ни собственником жилого дома или квартиры, ни членом жилищно-строительного (жилищного) кооператива и совместно с ним проживающими лицами, ни иными гражданами. Ограничение жилищных прав, как и других, возможно в исключительных случаях, предусмотренных Конституцией (ст.55), и лишь в силу федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Нарушение права на жилище может быть обжаловано в суд (см. комментарий к ст.46). Гражданин вправе обратиться и в Конституционный Суд, если полагает, что имеет место неопределенность в вопросе, соответствует ли Конституции Российской Федерации затрагивающий его жилищные права закон.

Основания и порядок выселения граждан из занимаемого ими жилого помещения установлены законом. Законные владельцы жилого помещения вправе истребовать занимаемое ими жилое помещение из чужого незаконного владения, они вправе требовать устранения всяких нарушений их права на жилище, даже если эти нарушения не связаны с лишением права собственности, владения и пользования. Постоянные пользователи могут защищать свои жилищные права также против собственника жилого помещения.

Граждане, относящиеся к категориям лиц, названным ст.

Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину право на жилище. Оно реализуется посредством возложения обязанности на органы государственной власти и местного самоуправления создавать условия для осуществления жилищных прав.. Равенство прав граждан предполагает обязательным такое равенство и в публичных договорах, связанных с потреблением коммунальных услуг, электрической и тепловой энергии, пользованием телефоном и т.д.

Исследование вопроса о льготах некоторым категориям граждан по оплате жилища и коммунальных услуг выявило наличие проблемы, заключающейся в неравном положении граждан в публичных договорах, регулируемых ст. 426 ГК РФ и, по моему мнению, в существенном нарушении прав граждан при реализации этих договоров государственными органами, ведомствами и коммерческими организациями.
В силу закона основными условиями публичного договора являются: для организации – поставка товара либо выполнение работы (оказание услуги) в установленный планом (графиком) период и в установленных объемах (пропорциях), а для гражданина – своевременная оплата полученной продукции, выполненной работы, оказанной услуги. При этом цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора согласно п. 2 ст. 426 ГК устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Это означает, что каждый гражданин в рамках публичного договора производит оплату расчетной суммы в установленный срок по одинаковому тарифу с учетом (либо без учета) льгот и никакая государственная или коммерческая организация, а также ведомство не вправе менять существенные условия публичного договора о льготной стоимости услуг и установленный механизм оплаты.
В законе специально оговорено, что изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
На практике реализация гражданами права на льготу в оплате и механизм взаиморасчетов сторон договора достигается различными способами: организация – поставщик услуг производит прием платежей по установленному ею размеру, в котором уже учтена льгота потребителя, а впоследствии получает либо не получает соответствующую компенсацию из федерального либо местного бюджета; гражданин сам рассчитывает льготный платеж и вносит его на счет коммерческой организации; гражданин вносит полную стоимость потребленных услуг, а впоследствии льготную часть ему компенсируют установленные государством органы.
Очевидно, что первый способ обеспечивает государственный подход в реализации льготы, остальные же представляют собой лишь попытку способствовать обеспечению законного права, имеющую разные правовые последствия.
Примером законного подхода в этом вопросе может служить установленный механизм реализации права на льготные платежи такой категории пользователей жилищем, как инвалиды. Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901 “О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей – инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг” установлено, что для получения льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива инвалиды и семьи, имеющие детей – инвалидов, обращаются в организации, осуществляющие сбор платежей за оплату жилья, коммунальных услуг и приобретаемое топливо (жилищные ремонтно – эксплуатационные предприятия, коммунальные предприятия и другие).
Основанием для предоставления льгот является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико – социальной экспертизы. Расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива, возмещаются: по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, – за счет средств федерального бюджета; по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду – в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Такой же путь выбран и в отношении других категорий плательщиков, имеющих право на льготы (письмо Минфина России от 5 октября 1993 г. N 112 “О порядке возмещения расходов, связанных с исполнением Закона Российской Федерации “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы”; письмо ГТК России от 16 июня 2000 г. N 14-10/16342 “О социальных льготах сотрудников таможенных органов”; письмо ГТК России от 15 апреля 1999 г. N 06-20/11505 “О финансировании льгот должностных лиц таможенных органов по коммунальным услугам”).
В этих документах соблюден договорный механизм взаиморасчетов сторон в публичном договоре, установленный ст. 426 ГК, и урегулирован механизм компенсации государством затрат коммерческой организацией в связи с примененной льготой в оплате услуг.
Аналогичным образом отработан механизм взаиморасчетов между финансовыми службами России и МВД России, чьи работники пользуются льготами в соответствии с Законом РФ “О милиции”.
Кадровыми аппаратами служб МВД сотрудникам выдается справка, заверенная гербовой печатью, для представления в соответствующие жилищно – эксплуатационные учреждения для реализации указанных норм по месту жительства (постоянной регистрации).
Организации – поставщики услуг через жилищные службы соглашаются на изменение условий договора и производят перерасчет платежей при предоставлении документа. Таким образом, МВД не допускает нарушения гражданских и жилищных прав своих подчиненных, имеющих льготы.
Однако в ряде случаев действует механизм применения льгот в публичных договорах, который нарушает права граждан и нормы закона. Например, механизм реализации льготных платежей с последующей отсрочкой их компенсации определен Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. N 1210 “О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением судьям Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и сотрудникам аппаратов этих судов 50-процентной скидки при оплате жилой площади, коммунальных и иных услуг”, а также письмом Госстроя России от 15 марта 1999 г. N ЛЧ-794/12 “О финансировании льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемых работникам прокуратуры” и письмом Минфина России от 2 марта 1998 г. N 10-3-2. По замыслу авторов этих документов механизм взаиморасчетов сводится к тому, что данная категория льготников обязана в полном объеме вносить все необходимые платежи, и только после этого им компенсируют 50% коммунальных расходов. Такой механизм противоречит порядку, установленному федеральным законом.
Обстоятельства, сложившиеся в связи с неодинаковым пониманием сторонами и их союзниками в лице различных ведомств и разнородным применением по существу ясно изложенных положений ст. 426 ГК, вынуждают законопослушных граждан прибегать к такому способу защиты гражданских прав, как самозащита, установленному ст. ст. 12, 14 ГК. Эти граждане производят самостоятельный перерасчет льготных платежей, невзирая на требования коммерческих организаций производить оплату в полном объеме. Правомерность и действенность такого способа защиты нарушенного права гражданина подтверждается устоявшейся судебной практикой многочисленных отказов организациям во взыскании задолженности по платежам.
К сожалению, единый механизм исполнения сторонами публичных договоров детально не упорядочен нормами федерального законодательства, а там, где он установлен, его не всегда выполняют.
В московском Законе от 11 марта 1998 г. N 6 “Основы жилищной политики города Москвы” (в редакции от 12 мая 1999 г.) продекларировано право на льготу по оплате жилья и коммунальных услуг (ст. 24): “Гражданам, нуждающимся в социальной защите, гарантируется предоставление, по их выбору, льгот или компенсаций (субсидий) по оплате за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в порядке, установленном законодательством”.
Иначе говоря, рекомендовано применение льгот при договорных взаиморасчетах. Однако на практике это делается не всегда, чему свидетельство многочисленные споры в судах по данной категории вопросов. Так, в течение нескольких последних лет в судах столицы были рассмотрены многочисленные иски о взыскании задолженности с граждан, пользующихся льготами в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах”. Известно, что он установил 50%-ную скидку оплаты по публичным договорам коммунального, энергетического и телефонного обслуживания. Однако механизма взаиморасчетов по восполнению льготных платежей организациям – поставщикам разработано не было. Коммерческие организации стали требовать полной оплаты договорной суммы, а при отказе ссылались на отсутствие компенсационных затрат за льготные платежи и продолжали начислять платежи без учета права граждан на льготы. Тем, кто производил самостоятельные льготные расчеты, начисляли суммы задолженности. Граждане – ветераны вынуждены были обращаться в суды с исками о перерасчете договорных платежей. Так, Бабушкинский межмуниципальный (районный) суд Северо – Восточного административного округа г. Москвы 19 января 2000 г. вынес решение, которым удовлетворил требования двух ветеранов о перерасчете платежей по публичным договорам как лиц, пользующихся льготами, а начисленную задолженность признал необоснованной.
Споры данной категории в судах столицы практически все разрешались в пользу граждан.
Правомерно решается вопрос и в отношении граждан, пользующихся льготами в соответствии с Законом РСФСР “О социальных гарантиях Героям Социалистического труда” и Федеральным законом “О статусе военнослужащих”. Такой порядок подтвержден п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 “О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих”, где сказано: “Реализация предусмотренного п. 10 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” права на льготную оплату жилых помещений, коммунальных услуг, пользования радиотрансляционными точками и коллективными телевизионными антеннами, приобретения и доставки топлива осуществляется путем оплаты лицами, обладающими этим правом, 50% установленных тарифов. Остальная часть расходов, связанных с предоставлением льгот, возмещается в указанном в данной норме порядке. Отсутствие подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок возмещения указанных расходов, или их несвоевременная компенсация не могут служить основанием для отказа в предоставлении этих льгот”.
Таким образом, высший судебный орган на примере военнослужащих признал незаконным “ведомственный” механизм взаиморасчетов и подтвердил правомерность взаиморасчетов по публичным договорам уже с учетом льгот, а не в полной сумме платежа, с последующей его компенсацией.
Правительство РФ своим Постановлением от 12 июля 1996 г. N 790 “О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в ст. ст. 15 и 23 Закона Российской Федерации “О статусе военнослужащих” установило порядок, при котором гражданам на основании справок о льготах производится перерасчет платежей. Расходы по предоставлению льгот коммерческими организациями возмещаются за счет средств федерального бюджета, выделяемых федеральным органам исполнительной власти. Вроде бы механизм взаиморасчетов определен на основании закона. Однако в п. 7 этого Постановления военнослужащих обязали производить полную оплату за телефон с последующей выплатой им разницы с учетом льготы. Такой подход по оплате публичного договора телефонного обслуживания признан противоречащим Конституции РФ, гражданскому законодательству. Поэтому Верховный Суд РФ по конкретному делу от 12 февраля 1998 г. N ГКПИ 98-1 по жалобе граждан X. и П. о признании недействительным (незаконным) п. 7 Постановления Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 790 признал недействительным (незаконным) положение п. 7 этого Постановления, незаконно возлагающего на военнослужащих и граждан, пользующихся льготами, обязанность по оплате установки квартирных телефонов и внесению абонентской платы за пользование квартирными телефонами в размере 100% (с последующим возмещением 50%).
Казалось бы, 12 февраля 1998 г. высший судебный орган подтвердил единственно законный механизм взаиморасчетов по публичным договорам: гражданин рассчитывается с организацией по льготному тарифу, а организация получает соответствующую компенсацию на основании механизма, установленного между ними.
Однако не прошло и месяца после решения Верховного Суда РФ, как органы, имеющие непосредственное отношение к строгому выполнению закона, издают документы, нарушающие законные права своих сотрудников в вопросах льготной оплаты жилья и коммунальных услуг. К ним относятся: письмо Министерства юстиции РФ от 2 марта 1998 г., письмо Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 10 июня 1998 г.; письмо Госстроя РФ от 15 марта 1999 г. “О финансировании льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемых работникам прокуратуры”. Ведомства продолжают устанавливать механизм взаиморасчетов сторон договора, в то время как они должны устанавливать механизм взаиморасчетов государства и коммерческой организации по компенсации льготного платежа гражданином. При этом нарушается положение ГК о свободе договора, условия которого обязательны только для сторон, его заключивших. Ибо никакие третьи лица не вправе быть участниками публичного договора.
Наконец, Министерство финансов РФ издает 10 мая 2000 г. письмо N 10-3-3 “По вопросу порядка предоставления льгот сотрудникам правоохранительных органов”, где предлагает по существу незаконную процедуру взаиморасчетов. В нем указано, что “работники судов и прокуратуры оплачивают коммунальные услуги полностью, представляя для получения компенсации соответствующие документы, подтверждающие оплату этих услуг, по месту работы”. Поддерживает такую позицию и письмо Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 9 августа 2000 г. N УСД-2/951 по тому же вопросу.
Конституция России объявила в ст. 19 равенство всех граждан перед законом и, запретив любые формы ограничения прав граждан, обязала государство гарантировать равенство прав и свобод гражданина. Но о каком равенстве жилищных прав граждан в публичных договорах может идти речь при наличии такого противозаконного диктата ведомств?
Чтобы разрешить проблему равенства жилищных прав граждан в публичных договорах путем, не посягающим на их конституционные права, необходимо, по моему мнению, привести в соответствие с действующим гражданским законодательством все нормы, ему противоречащие.
Для этого следует реализовать положение, при котором государство (министерство, ведомство) откажется от разработок механизма взаиморасчетов между гражданином и организацией – поставщиком услуг, поскольку он уже установлен федеральным законом, но при этом обязательно установит единый механизм взаиморасчетов между коммерческой организацией – поставщиком услуг и соответствующим бюджетом для компенсации этой организации расходов при исполнении ею условий публичного договора.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Читайте также:  Плюсы и минусы натурального возмещения по ОСАГО

“КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”
← Назад Вперед →

Очевидно, что первый способ обеспечивает государственный подход в реализации льготы, остальные же представляют собой лишь попытку способствовать обеспечению законного права, имеющую разные правовые последствия.

Материнский капитал

Материнский, или семейный, капитал выдают матерям, родившим двух и последующих детей. Его выдают один раз, а не за каждого ребенка. Сумма капитала каждый индексируется. Деньги можно потратить на улучшение жилищных условий, в том числе на покупку новой недвижимости или строительство дома.

Сегодня материнский капитал — еще один способ купить жилье с поддержкой государства. Использование материнского капитала накладывает определенные обязательства. Так, дом или квартира должны отвечать нормативам, установленным государством — никто не даст купить квартиру в ветхом многоквартирном доме. А еще право собственности должно быть долевым: детям и супругу, если он есть, обязательно нужно передать долю в недвижимости.

Им выдают деньги на приобретение жилья, чаще всего небольшую часть, 20 30.

Права и свободы человека и гражданина

На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.

Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.

Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.

Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).

К основным обязанностям человека Конституция относит:

  • соблюдение Конституции и законов РФ;
  • осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;
  • сохранение окружающей среды;
  • защита Отечества, несение военной службы;
  • забота о детях;
  • забота о нетрудоспособных родителях;
  • получение основного общего образования;
  • сохранение исторического и культурного наследия.

Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин обязан исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.

защита Отечества, несение военной службы;.

Правила получения жилья от государства

Каждый регион РФ наделен полномочиями самостоятельно решать вопрос предоставления бесплатной жилплощади для различных категорий граждан. Рассмотрим более подробно на каких условиях некоторые категории граждан могут получить бесплатную жилплощадь.

Для получения этой льготы нужно предоставить следующий пакет документов (может отличаться в разных регионах РФ):

И участок выберите там, где нет просек, но рядом дорога или речка, чтобы тес до трассы доставить.

Добавить комментарий