Внеплановая проверка трудовой инспекции – основания

Другие основания для внеплановой проверки

Помимо перечисленных выше причин для неожиданного визита госинспектора труда, основания для внеплановой проверки трудовой инспекции могут быть следующими:

  1. Поступление в госинспекцию труда жалобы работника, из которой следует, что работодатель нарушает его трудовые права.
  2. Получение инспекцией информации о том, что работодатель не заключает трудовые договоры либо заключает, но с нарушениями норм ТК РФ.
  3. Информирование ГИТ о том, что конкретный работодатель не выплачивает зарплату работникам (в том числе частично или меньше установленного минимума) или не выполняет нормы трудового права, в том числе создает опасность для жизни и здоровья работников. Источником информации при этом могут служить не только обращения граждан или юрлиц, поступившие в инспекцию, но и сведения, направленные из других госструктур, органов, а также полученные из СМИ.

Важно! Названные в настоящем разделе основания отличны от предыдущих тем, что госинспектору запрещено уведомлять проверяемое лицо о назначении и проведении выездной проверки. Этот нюанс является ответом на вопрос некоторых работодателей о том, почему их заранее не предупредили о процедуре.

Последние 2 основания, помимо этого, не требуют обязательного согласования с органами прокуратуры — достаточно их извещения. Выезд госинспектора при поступлении соответствующей информации должен быть произведен незамедлительно, однако сначала должен быть издан соответствующий приказ руководителя ГИТ.

358 ТК РФ предусмотрена обязанность госинспектора сохранять в тайне сведения о личности подателя жалобы и не разглашать их работодателю даже после ухода со службы в ГИТ.

Права работодателей при проведении проверок ГИТ

Представители работодателей имеют право (ст. 21–22 Закона 294-ФЗ):

  • присутствовать при проведении проверки;
  • знакомиться со служебными удостоверениями инспекторов, с приказом на проведение проверки;
  • получать информацию о целях, основании, предмете проверки, о составе экспертов и т. д.;
  • быть ознакомленными с административным регламентом по данному виду контроля;
  • давать устные и письменные пояснения по предмету проверки;
  • по своей инициативе представлять документы;
  • знакомиться с результатами контроля и обжаловать его;
  • получать возмещение вреда, причиненного инспекторами в результате неправомерных действий.

При выездном контроле работодатель может позвонить в ГИТ и уточнить, действительно ли к нему были направлены проверяющие. Не будет лишним снять копии всех представленных инспекторами документов.

ВАЖНО! Работодателю не рекомендуется предоставлять документы, не относящиеся к предмету проверки. Следует помнить, что за его рамки выходить контролеры не вправе.

Отметим, что при передаче в ГИТ документов, содержащих персональные данные работников, согласие на обработку таковых брать не требуется (п. 2 ч. 1 ст. 6 закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

21 22 Закона 294-ФЗ.

Незваные гости — в каких случаях проводится внеплановая проверка трудовой инспекции?

Трудовая инспекция – это надзорный орган, который следит за соблюдением прав трудящихся. Ее деятельность регламентируется статьями 294-ФЗ, а также другими нормативными документами, которые касаются трудовых отношений. К плановой проверке трудовой инспекции можно подготовиться заранее: в интернете в открытом доступе выложен график таких мероприятий.

Однако, даже внеплановая проверка трудовой инспекции не такая уж и «внеплановая». ГИТ предупреждает руководство компании о своем визите заранее. Поэтому, чтобы подготовиться к инспектированию, проверить, соблюдены ли интересы рабочих, необходимо изучить права и полномочия трудовой инспекции при проверке, о которых мы расскажем в этой статье.

Общие положения.

Какие документы проверяет трудовая инспекция

Государственная инспекция труда наделена значительными полномочиями по проверке соблюдения работодателями требований трудового законодательства. Так какие же документы проверяет трудовая инспекция? Расскажем в статье.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Чаще всего трудовая инспекция приходит с проверками по жалобам. Так как не существует четко установленного проверяемого перечня, рекомендуем готовиться к проверке по всем документам, связанных с кадрами — трудовые договоры, различные положения (об оплате труда, премировании, распорядок дня), приказы, трудовые книжки, расчетные листки, табели, документы о выплате и начислении заработной платы, охрана труда и так далее.

Основные вопросы проведения проверок отражены в Трудовом кодексе РФ в главе 57 «Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 353-368 ТК РФ)».

По установленному законодательством правилу, проверки, проводимые государственными трудовыми инспекторами в организациях, могут быть плановыми и внеплановыми (которые, в свою очередь, подразделяются на документарные и выездные). Порядок осуществления ревизий определен законодательно. Для начала проверочных действий и в первом, и во втором варианте нужны основания (причины, случаи).

Так как не существует четко установленного проверяемого перечня, рекомендуем готовиться к проверке по всем документам, связанных с кадрами трудовые договоры, различные положения об оплате труда, премировании, распорядок дня , приказы, трудовые книжки, расчетные листки, табели, документы о выплате и начислении заработной платы, охрана труда и так далее.

Основания для внеплановой проверки трудовой инспекции

Поводом для внеплановых проверок ГИТ могут стать (ст. 360 Трудового кодекса):

окончание срока, в течение которого работодатель должен был устранить ранее выявленное нарушение;

обращение работника (с изложением фактов нарушения его прав работодателем);

письменный запрос сотрудника проверить условия и охрану труда на предприятии, где он работает;

поступление сведений о допущенных нарушениях из различных источников, например, от чиновников других ведомств или из средств массовой информации (в сфере невыплаты зарплаты, уклонения от заключения трудового договора, несоблюдения требований по охране труда и т.д.);

Читайте также:  Как зачесть переплату по НДФЛ

наличие приказа / распоряжения руководителя ГИТ (или его заместителя) о проведении проверки в отношении определенных работодателей, согласно поручениям Президента, Правительства РФ, по требованию прокурора.

Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника проводится чаще, чем по другим основаниям. В заявлении он обязан достоверно указать свои персональные данные, так как анонимные обращения ГИТ не рассматривает. Но вправе попросить скрыть их от работодателя во время проверки (п. 2 ст. 358 Трудового кодекса). Отзыв жалобы не является поводом прекратить проверку или отменить ее результаты.

Работникам надзорного органа следует четко знать, когда проводится внеплановая проверка трудовой инспекции, в каких случаях она назначается. Так, если для проведения выездной проверки не имелось вышеперечисленных оснований, это является грубым нарушением со стороны инспекторов (ст. 20 закона № 294-ФЗ). Результаты, документально зафиксированные в ходе таких выездных мероприятий, признаются недействительными и подлежат отмене по заявлению проверяемого работодателя – они не служат доказательством выявленных нарушений трудового законодательства.

ГИТ должен уведомить работодателя о предстоящей внеплановой проверке не менее чем за сутки, за исключением случаев, когда основанием внезапных выездных мероприятий является обращение работника по поводу нарушения его трудовых прав, заявления о нарушениях, влекущих угрозу причинения вреда жизни, здоровью работников, приведших к невыплате в срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее МРОТ (ст. 360 ТК РФ).

устранены ли работодателем ранее выявленные нарушения;.

Информация об изменениях:

Статья 360 изменена с 5 мая 2020 г. – Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 127-ФЗ

Статья 360. Порядок организации и проведения проверок работодателей

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Плановые проверки. В рамках чек-листа.

Для плановых проверок установлена периодичность: не чаще одного раза в три года. Для молодых компаний существует «табу» на проверку в течение первых трех лет работы.

Новшества в вопросе плановых проверок.

    Применение риск-ориентированного подхода.

В 2015 году Федеральным законом N 246-ФЗ была введена статья о риск-ориентированном подходе при организации государственного контроля. Риск-ориентированный подход предусматривает выбор интенсивности госконтроля (формы, продолжительности, периодичности) в зависимости от того, к какой категории риска или к какому классу опасности относится вид деятельности юрлица или ИП.

Согласно этому подходу, предприятия делятся на четыре класса опасности. Чем выше класс опасности, чем чаще осуществляются проверки. Если риск не высокий, то работодатель может быть освобожден от проверки на срок до 6 лет. Если риск высок, то проверки могут осуществляться гораздо чаще, но не больше одной проверки в два года.

  • Использование открытых проверочных чек-листов.
  • Плановая проверка стала предсказуемой во всех смыслах – она осуществляется не только согласно заблаговременно установленной даты, но и в рамках открытых проверочных чек-листов. Это регламентированный перечень вопросов, на которые должен ответить работодатель. Помимо чек-листа задавать вопросы инспектор не имеет права. Чек-листы находятся в открытом доступе и проверить себя по ним может любой работодатель.

    Если же проверка проводится не по установленному графику, то она является внеплановой.

    Статья 360 ТК РФ. Порядок организации и проведения проверок работодателей (действующая редакция)

    Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

    Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

    Части третья – пятая утратили силу с 1 августа 2011 года. – Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ.

    Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

    Основанием для проведения внеплановой проверки является:

    истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

    поступление в федеральную инспекцию труда:

    обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;

    обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем;

    Читайте также:  Обязанности родителей в новом законе об образовании

    обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

    запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса;

    наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

    Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятом части седьмой настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

    Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце четвертом, пятом или шестом части седьмой настоящей статьи, не допускается.

    Особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний, принудительного исполнения и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

    запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса;.

    Что делать, если работодатель не согласен с протоколом

    Закон не предусматривает возможность обжаловать и отменить протокол об административном правонарушении. Однако неправильное его составление может помочь работодателю отменить постановления о назначении административного наказания.

    Если руководитель компании не согласен с нарушениями, которые указаны в протоколе, он вправе дать объяснения и замечания. В дальнейшем их можно использовать при обжаловании постановления о назначении административного наказания.

    Постановление о назначении административного наказания. На основании составленного протокола и других материалов дела государственные инспекторы труда рассматривают дело. По результатам они могут вынести постановление о назначении административного наказания. На этом этапе нужно обращать внимание на следующие нарушения инспектора:

    • инспектор может выписать постановление не позднее 1 года с момента, когда было обнаружено (при длящихся правонарушениях) или совершено правонарушение;
    • за повторное совершение правонарушения привлечь к ответственности имеет право только судья (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

    Инспектор может вручить постановление лично или прислать документ по почте.

    Руководитель пишет жалобу вышестоящему должностному лицу инспектора, который проводил проверку, или главному государственному инспектору труда Российской Федерации ст.

    Неужели о проверке не предупредят? Должны ведь по закону.

    О любой плановой проверке трудовая инспекция обязана предупредить заранее. Что касается внеплановых выездов, то согласно трудовому кодексу, запрещено предупреждать о такой проверке работодателя. В случае любого подозрения о нарушении трудового законодательства проверка начнется незамедлительно, без графиков и предупреждений. Инспекторы могут прийти в любой офис и начать выполнять действия, которые они должны произвести в соответствии с законом.

    Возможно, вы, начитавшись правил поведения в такой ситуации, уверены в своей готовности во всеоружии встретить комиссию, найти в её документах ошибки, не пустить их на порог и дождаться адвоката. Но обычно все происходит по другому сценарию: документы трудового инспектора оказываются в порядке, работодатель теряется, и все идет не по плану. Поэтому если вы действительно допускали нарушения в своей деятельности, то лучше подписать акт, признавая свою вину, и исправить ситуацию.

    Для дополнительной страховки конечно можно заранее подыскать себе грамотного специалиста и держать его телефон поблизости.

    Для дополнительной страховки конечно можно заранее подыскать себе грамотного специалиста и держать его телефон поблизости.

    Границы дозволенного

    На что же инспекторы труда имеют право, а какие действия выходят за рамки их должностных инструкций?

    Подробно полномочия указаны в постановлении Правительства №875, но вот основные из них:

    1. Осуществлять проверку работодателя в любое время суток. Однако обязательным условием является наличие удостоверения и приказа;
    2. Получать бумаги и данные для проверки, причем как от самих работодателей, так и от органов федеральной или территориальной власти;
    3. Брать для анализа пробы веществ. Только если будет составлен соответствующий акт;
    4. Осуществлять расследование несчастных случаев, причиной которых могло послужить нарушение норм охраны труда;
    5. Предъявлять предписания к устранению нарушений. Даже об отстранении от работы определенных лиц. Работодатель не вправе отказываться в их исполнении;
    6. В крайних случаях направлять в суд требование о прекращении деятельности компании;
    7. Участвовать в судебном процессе в роли эксперта.

    Обращаем ваше внимание на то, что в 2019 году проверки будут проходить в новом формате, который был установлен постановлением Правительства №1080 от 08.09.2017г. Полномочия и порядок действий инспекторов остались прежними. Изменения коснулись результатов проверки. Теперь они будут вноситься в проверочные листы, которые сгруппированы по темам. Один лист – одна тема.

    Взять, к примеру, трудовой договор. Инспектор вправе поинтересоваться у работника, заключал ли он с компанией трудовой договор. Если выяснится, что нет, и это будет подтверждено ходом проверки – договор не предъявлен руководством компании по запросу, в проверочный лист вносится нарушение. Все выявленные нарушения должны быть подтверждены документально, чтобы потом не возникало споров – несогласий с результатами проверки.

    По сути, проверочные листы представляют собой некий опросник – руководство, согласно которому инспектор задает вопросы в рамках определенной темы чек-листа, а получая ответы, требует подтвердить их документально. Всего утверждено 132 чек-листа, но это вовсе не означает, что они будут все заполнены. В каждом конкретном случае инспектор, исходя из деятельности компании, решает самостоятельно, какие применять листы, а какие нет. Что примечательно, он не вправе проверять больше, чем указано в чек-листах.

    Читайте также:  Квитанция для оплаты налога и пени

    Инспекторы не могут:

    1. Запрашивать информацию, образцы, не имеющих отношение к объекту проверки;
    2. Изымать оригиналы каких-либо документов.

    Под плановую проверку трудовой инспекцией может попасть любая организация, для внеплановой нужны более веские основания.

    Проверки могут быть плановые и внеплановые (ст.ст 9, 10 Закона N 294-ФЗ)

    Плановой является проверка, проводимая трудовой инспекцией с определенной периодичностью и только на основании утвержденного плана. Внеплановой же является проверка, проводимая трудовой инспекцией независимо от времени проведения предыдущей проверки при возникновении соответствующих оснований.

    Плановые проверки носят комплексный характер и проводятся с целью установления фактического соблюдения работодателем требований трудового законодательства в целом или отдельных норм, разделов, например оплаты труда или порядка увольнения. Внеплановая проверка, в отличие от плановой, носит разовый характер, так как проводится по обращениям граждан (работников) о нарушении работодателем трудового законодательства.

    срок проведения проверки, а также дата её начала и окончания.

    Плановая проверка

    Плановая проверка проводится по истечении трех лет с момента:

    – окончания проведения последней плановой проверки;

    – начала фактического осуществления предпринимательской деятельности.

    При этом плановые мероприятия могут носить комплексный или тематический характер.

    При проведении комплексной проверки осуществляется контроль по соблюдению требований трудового законодательства по комплексу общих вопросов трудового законодательства, например, по комплексу вопросов охраны труда.

    При проведении проверок тематического характера проверяют выполнение того или иного раздела трудового законодательства.

    К тематическим проверкам относятся проверки условий труда работников особых категорий, а также проверки по выполнению требований законодательства об оплате труда, ведению трудовых книжек, соблюдению порядка заключения коллективных договоров и внесения в них изменений и дополнений.

    – запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;.

    Что делать при документарной проверке

    1. Подготовьте документы. Инспектор сам собирает документы для проверки в Роструде, но, если чего-то не будет хватать, вам пришлют запрос вместе с копией приказа о плановой проверке. У вас есть десять дней на то, чтобы ответить. Роструд не может требовать у вас документы, которые касаются других ведомств, например, Роспотребнадзора или налоговой.

    Если после вашего ответа опять окажется, что чего-то не хватает, инспектор может отправить ещё один запрос, и у вас снова будет десять дней на ответ.

    Если вы не предоставите документы, Роструд составит акт о невозможности проведения проверки и приедет с выездной проверкой.

    2. Следите за сроками. Общий срок проверки одной точки не может быть больше 20 дней. То есть второй запрос не может прийти позже, чем на десятый день с начала проверки — иначе вы не успеете ответить. Компании с филиалами в разных регионах могут проверять до 60 дней. Продлить документарную плановую проверку нельзя.

    3. Проверьте акт проверки. Сотрудники Роструда составляют акт в двух экземплярах, один из них отдают вам под расписку. В акте проверки должен быть результат — список нарушений. Если нарушений нет — только список документов, которые проверил инспектор. К акту могут прилагаться различные документы. Если вы не согласны с актом или с тем, что делал при проверке инспектор, сделайте об этом запись в акте.

    Вам сообщат о времени и месте вручения акта по почте, по телефону или электронным письмом. Если вы откажетесь принимать акт, его пришлют заказным письмом с уведомлением. Если вы захотите получить акт в электронном виде, Роструд отправит документ по электронной почте с электронной подписью.

    Изучите удостоверения сотрудников, приказ и запрос с перечнем документов для проверки.

    Процедура проведения проверки

    Вход сотрудников ГИТ на территорию конкретной компании не будет нарушать положения законодательства только при условии, что есть оформленный должным образом приказ относительно проведения проверки. Кроме того, эти лица должны при себе иметь удостоверения служебного типа. Важным моментом можно назвать то, что директору предприятия потребуется ознакомить с указанным приказом. При этом, подтверждение такого ознакомления производится при помощи подписи.

    [stextbox defcaption=»true»]У директора есть возможность просить предоставления копии такого акта. Кроме того, он наделен правомочиями относительно того, чтобы изучить регламент административного типа по проведению указанных мероприятий.[/stextbox]

    Если указанные акты есть, у сотрудников ГИТ будут полномочия:

    • располагаться в компании в любое время суток, при это не устанавливается ограничение по времени пребывания (главное – в течение срока проверка);
    • заявлять требования о предоставлении актов, касающихся предмета проверки;
    • забирать образцы веществ и материалов, которые исследуются и обрабатываются в компании;
    • формировать предписания, связанные с устранением нарушений.

    Кроме того, полномочия связываются с проведением расследования случаев, отнесенных к категории несчастных. Также для рассматриваемой группы сотрудников предусматривается возможность проводить беседы с работниками предприятия, где они проводят проверки. Важно то, если перед выездным типом проверок реализовывалась документальная, сотрудники ГИТ не могут требовать актов, предоставленных на первом этапе.

    [stextbox defcaption=»true»]На работников инспекции ложится обязанность относительно соблюдения положений действующих правовых актов. В том числе, это касается установленных ограничений. Кроме того, не допустимо проводить указанные мероприятия за денежную плату, превышать периоды проверок и т.д.[/stextbox]

    Это говорит, что заверение осуществляется при использовании подписи и печати руководства компании.

    Добавить комментарий