Как внести в список недобросовестных поставщиков

Какую информацию вносят в реестр

В РНП включается следующая информация о недобросовестном поставщике (ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ):

  • наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, ИНН (для иностранного лица – аналог ИНН);
  • наименование, ИНН юридического лица (для иностранного лица – аналог ИНН), являющегося учредителем недобросовестного поставщика, фамилии, имена, отчества учредителей, членов органов управления недобросовестного поставщика;
  • объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  • идентификационный код закупки (с 1 января 2016 года);
  • дата проведения закупки (в случае если победитель уклонился от заключения контракта);
  • дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку (или окончательное предложение) или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта;
  • дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  • основания и дата расторжения контракта (в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта);
  • дата внесения информации в реестр недобросовестных поставщиков.

При этом штраф для должностных лиц составляет от 10 000 до 15 000 руб.

Основания для внесения в РНП по 223-ФЗ

В РНП включаются сведения:

  • об участниках, которые уклонились от заключения договора (только если заключение договора по итогам процедуры являлось обязательным);
  • об исполнителях, с которыми договоры расторгнуты по решению суда.

При решении вопроса о включении участника в РНП необходимо проанализировать положение о закупках и закупочную документацию. К случаям обязательного заключения договора относятся конкурентные процедуры (конкурс, аукцион и т. п.) и не относятся остальные способы закупок (запрос предложений, запрос цен, запрос котировок и т. п.).

Расторжение договора во внесудебном порядке освобождает заказчика от обязанности направлять сведения в РНП.

Название органа, который включил сведения о неблагонадежности подрядчика в реестр.

Правовые последствия для исполнителя

Внести в РНП государственный или муниципальный заказчик может любого исполнителя, который нарушил требования действующего законодательства или заключенного контракта.

К числу основных негативных последствий относятся:

  • запрет на участие в государственных и муниципальных закупках, если такой запрет установлен государственным или муниципальным заказчиком. Такой запрет не является обязательным, зафиксированным в действующем законодательстве. Однако сам заказчик вправе устанавливать ограничения на участие в процедуре заключения контракта для тех потенциальных исполнителей, которые включены в РНП;
  • в том случае, если заблаговременно потенциальный исполнитель не предоставил документы о том, что он включен в РНП, и данный факт выяснился только в момент подписания контракта, заказчик, проводивший закупочную процедуру, вправе отказаться от подписания контракта без объяснения причин, даже если такой потенциальный исполнитель признан победителем закупочной процедуры, так как предложил лучшие условия исполнения контракта;
  • заказчик вправе отказаться самостоятельно и в одностороннем порядке от исполнения своей части контракта либо полностью его расторгнуть по своей инициативе, если будет установлено, что потенциальный исполнитель скрыл свой статус внесенного в РНП или был внесен в данный реестр по другой закупке после того, как был определен в качестве победителя по текущей закупке.

Фиксация факта нарушения победителем закупочной процедуры сроков подписания контракта либо нарушений условий контракта , подписанного с таким исполнителем.

Как не попасть в Реестр недобросовестных поставщиков по 44‑ФЗ?

Включение в РНП может стать серьезным испытанием как для опытных участников, так и для начинающих. Для первых — это риск потерять часть заказов и прибыли. Для вторых — повод отказаться от дальнейшего участия в госзакупках. На каких этапах участникам нужно быть особенно внимательными?

Для вторых повод отказаться от дальнейшего участия в госзакупках.

Госзакупки: последствия попадания в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Как туда не попасть?

«Поставщик императорского двора» – данный титул, ласкающий слух любого бизнесмена, когда-то получали купцы и предприниматели, предоставлявшие товары для царственных особ. Звание было весьма престижным, ведь качество бренда, оцененное самим императором, не подлежало сомнению, как и безупречная репутация поставщика. Лучшей рекламы товаров и услуг для бизнесмена было не придумать. Правда, чтобы добиться права поставлять товары, претенденту приходилось добрый десяток лет подтверждать высокое качество своей продукции, участвовать в промышленных выставках, не иметь нареканий от покупателей и т. п.

Современным аналогом данной вышеописанной процедуры можно считать госзакупки, в которых принимают участие все желающие при соблюдении соответствующих требований. Закупки – прибыльное дело, однако ему сопутствуют определенные риски. К примеру, если компания или предприниматель попадут в реестр недобросовестных поставщиков, это может иметь весьма плачевные последствия для их бизнеса. Как избежать подобной ситуации, рассказывает Валерий Овечкин, консультант, бизнес-тренер по госзакупкам.

– Валерий, что такое РНП в общих чертах?

В этот реестр попадают компании, которые не подписали или не выполнили государственный контракт (нарушили его условия). Иными словами, это опубликованный в свободном доступе черный список поставщиков.

Какие санкции влечет попадание в реестр недобросовестных поставщиков?

– Компании из этого списка в дальнейшем не смогут участвовать в государственных торгах на протяжении двух лет. Кроме того, если вы являетесь учредителем ООО и ваш ИНН попал в РНП, то вы, будучи в статусе индивидуального предпринимателя или учредителя в других компаниях, также не сможете участвовать в торгах. И соответственно в закупках не могут участвовать компании, учредителем которых вы являетесь.

Другие негативные последствия отсутствуют, но и эта санкция для многих компаний является роковой и буквально закрывает дорогу в бизнес, ведь в первую очередь наносится ущерб ее деловой репутации, а предприниматель не может, например, учредить новое общество для участия в госзакупках.

– Возможно ли не попасть в РНП, даже если имели место конкретные нарушения?

– Прежде всего нужно знать, что при внесении в РНП за неподписание или неисполнение контракта заказчики согласно части 12 статьи 95 ФЗ 44 должны придерживаться четко прописанных в законе правил и соблюдать определенные процедуры. Если хотя бы одно из этих правил нарушено, то ФАС, если вы ей на это укажете, решит, что вас не нужно вносить в реестр недобросовестных поставщиков.

Федеральная антимонопольная служба заинтересована в сохранении конкуренции, и компания имеет все шансы избегнуть черного списка, если имеются хоть сколько-нибудь обоснованные сомнения в ее виновности.

Второе, что следует учитывать, – это обстоятельства дела. Если речь идет об электронном аукционе и у вас на расчетном счете было обеспечение контракта, или была выпущена банковская гарантия, или вы намеревались подписать этот контракт, но не смогли этого сделать по не зависящим от вас причинам (не работала ЭЦП, отключился Интернет и т. п.), это тоже не является поводом для внесения в РНП.

Важно учитывать еще один момент. Внесение в РНП – процесс длительный, он занимает минимум 40 дней, и на протяжении этого периода вы можете участвовать в госзакупке. Наконец, если речь идет об аукционе, запросе котировок или каком-то другом формате торгов по ФЗ 44, вы можете не подписывать контракт безо всяких санкций, если докажете, что со стороны заказчика имелись нарушения в техническом задании. Приведу примеры из личного опыта. Компания выиграла тендер на снос дома, но часть работ по сносу уже была произведена с нарушением ТЗ, или поставщик победил в запросе котировок и не смог подписать контракт, потому что вовремя не получил проект контракта. В обоих случаях никаких наказаний со стороны ФАС не последовало.

Читайте также:  Россия перейдёт на электронные паспорта

Правило всего одно: если вы чувствуете, что заказчик в чем-то неправ, либо можете доказать, что не смогли подписать или исполнить контракт по каким-то не зависящим от вас причинам, уведомите об этом ФАС, когда вас пригласят на заседание. В качестве крайней меры вы можете обратиться к специалистам, которые во время процедуры внесения в РНП в 80 % случаев помогут этого избежать. Стоимость такой услуги порядка 20–25 тыс. рублей, что часто несравнимо с теми убытками, которые вы понесете в случае попадания в этот реестр.

Программа для поиска тендеров (регулярно) – AuSe scanner

Робот AuSe для выигрыша в тендерах и на аукционах.

Материал написана по документам из открытых источников.

Звание было весьма престижным, ведь качество бренда, оцененное самим императором, не подлежало сомнению, как и безупречная репутация поставщика.

Участвуем в заседании

В день и время, указанные в уведомлении, проходит рассмотрение вопроса о включении информации о поставщике в РНП. В рассмотрении вправе участвовать представители обоих сторон при обязательном наличии доверенности, подписанной руководителем.

Заседание комиссии УФАС проходит в несколько этапов:

  1. Комиссия предварительно изучает документы, направленные поставщиком, с причинами уклонения или нарушения существенных условий договора.
  2. Предоставляется слово заказчику для краткого объяснения обстоятельств, послуживших основанием для включения поставщика в РНП.
  3. Председатель комиссии передает слово участнику закупки для пояснения причин уклонения или нарушения обязательств по контракту.
  4. После непродолжительной дискуссии комиссия удаляется на короткое совещание.
  5. В случае достоверности указанных заказчиком фактов и признания недобросовестности участника закупки уполномоченный орган принимает решение о включении информации об участнике в реестр. В иных случаях выносится решение об отказе.

После непродолжительной дискуссии комиссия удаляется на короткое совещание.

Перечень документов и сроки передачи информации

При отправке сведений о поставщике для включения их в реестр заказчику нужно учитывать комплект документов, которые он передает в реестр, и сроки для передачи. Нарушение комплектности сведений и сроков передачи информации приравнивается к неисполнению заказчиком своих обязанностей о включении информации в РНП.

Перечень документов и сроков будет отличаться в зависимости от основания включения сведений о компании в реестр. Если таким основанием является уклонение победителя закупки от подписания контракта (наиболее распространённая причина передачи сведений в реестр), то в ФАС передаются такие сведения:

  1. Наименование компании, ее местонахождение, ИНН или его аналог в отношении юрлиц.
  2. ФИО, ИНН или аналог (для иностранных граждан) в отношении физлиц.
  3. Наименование компании-учредителя и ее ИНН или ФИО учредителей компании, членов исполнительного органа юрлиц.
  4. Дата проведения электронного аукциона, подведения итогов конкурса, запроса предложений и котировок.
  5. Выписка из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие.
  6. Прочие документы, которые подтверждают уклонение от подписания контракта.

Если от подписания контракта уклонился единственный поставщик, то, помимо общих сведений о компании и ее учредителе, в реестр передаются следующие данные:

  1. Дата признания закупки несостоявшейся.
  2. Протокол рассмотрения заявок на участие, где указано решение о признании закупки несостоявшейся и подписании контракта с единственным поставщиком.
  3. Прочие документы, свидетельствующие об отказе подписывать контракт единственным поставщиком.

В случае расторжения контракта в одностороннем порядке и по решению суда заказчик передает в ФАС следующую информацию:

  1. Дата заключения неисполненного контракта или исполненного ненадлежащим образом контракта.
  2. Объект закупки, цена контракта и сроки его исполнения.
  3. Идентификационный код закупки (начиная с 2017 года).
  4. Копия решения об одностороннем расторжении с обоснованием причин.
  5. Копия судебного решения.

Сведения передаются в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта (по ч. 6 ст. 104 44-ФЗ).

Объект закупки, цена контракта и сроки его исполнения.

Документы, для внесения в реестр недобросовестных поставщиков

В случае расторжения контракта по решению суда или одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, в ФАС направляются документы в соответствии с ч. 3 ст. 104.

Если же заказчик разрывает контракт в связи с нарушением исполнения существенных условий контракта, то тогда он должен предоставить в антимонопольную службу документы, подтверждающие обоснованность причин одностороннего расторжения. Это могут быть заключения экспертизы; акты приемки товаров, составленные вместе с поставщиком, товаросопроводительные документы; решения и подписания контролирующих органов; претензионная переписка и другие документы, в которых зафиксированы факты по ненадлежащему исполнению контракта со стороны поставщика (подрядчика или исполнителя).

Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта из-за серьезных нарушений поставщиком своих обязательств.

РНП: кто и за что может в него попасть?

В ЕИС создан специальный раздел, посвященный тем, кто признан недобросовестным исполнителем. Попасть в него можно, если:

  • Предоставить в заявке недостоверную организацию о себе или своем товаре.
  • Уклониться от заключения контракта после присуждения победы на торгах.
  • Получить уведомление суда о том, что контракт расторгается покупателем в одностороннем порядке. Чаще всего подобные решения становятся следствием грубого нарушения каких-либо положений аукциона.

Если участник включен в РНП, в течение двух лет он не имеет права подавать заявки на участие в торгах, если речь идет о поставках товаров или услуг государственным структурам.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 31 ФЗ -44 заказчику дается право потребовать, чтобы ни непосредственно организация-участник, ни ее руководители, ни учредители не значились в РНП. И, как показывает практика, покупатели и заказчики этим правом активно пользуются. Никто не хочет доверять тому, кто уже один раз проштрафился и попал в РНП.

Важно: реестр недобросовестных поставщиков ведется не только в отношении торгов по ФЗ-44. Это же касается и тендеров, проводимых в соответствии с ФЗ-223. При этом заказчик имеет право потребовать, чтобы у потенциального исполнителя по ФЗ-223 не было проблем с законом и по ФЗ-44. На пути недобросовестного исполнителя устанавливается двойная преграда.

Важно: даже заказчики в коммерческих торгах имеют право потребовать от исполнителей, чтобы они не числились в РНП. С каждым годом торгов и аукционов, в которых не проверяется информация о включении в РНП, становится все меньше. Это нужно учитывать тем, кто не слишком уважает правила и считает возможным их нарушение.

В то же время на практике частенько используются полулегальные схемы участия в торгах, при которых даже «завсегдатаи» РНП становятся «победителями» аукционов.

Подготовим вашу правовую позицию и исключим вас из реестра недобросовестных поставщиков

Исключим из РНП
по 44-ФЗ и 223-ФЗ ПОДРОБНЕЕ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Их задача не допустить участия в торгах кого-либо еще.

Что является основанием для включения сведений об участнике в реестр недобросовестных поставщиков?

Согласно части 2 статьи 104 44-ФЗ основаниями для включения сведений об участнике закупки (поставщике) в РНП являются:

  1. Уклонение участника закупки от заключения контракта;
  2. Расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по решению суда в связи с существенным нарушением им условий контракта;
  3. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

1 статьи 31 44-ФЗ, заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков подрядчиков, исполнителей информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки юридического лица.

Основания для внесения и последствия

Основания для внесения лиц в список РНП несколько различаются в зависимости от федерального закона, в рамках которого был выявлен факт уклонения от исполнения обязательств.

Читайте также:  Срок камеральной проверки 3-НДФЛ в 2020 году

Для 223-ФЗ перечень данных, выкладываемых в реестр, а также порядок направления заявления в ФАС установлен постановлением правительства РФ № 1211 от 22.11.2012г.

Основаниями для включения в реестр по 223-ФЗ могут служить фактические нарушения обязательств по заключению договора на поставку товаров или услуг, которые возникают в ходе определения победителя на конкурсной основе. Иные формы закупок не имеют достаточных оснований для направления заявлений. Если договор был расторгнут в досудебном порядке по обоюдному согласию лиц, у заказчика также нет полномочий направлять заявления в ФАС.

При этом в РНП в обязательном порядке вносятся следующие данные:

  1. Перечень сведений, установленных законом, об уклонявшихся от исполнения обязательств лиц, в том случае если данные обязательства имели юридическую силу.
  2. Сведенья о заказчике, который понес ущерб от неправомерных действий поставщика/подрядчика.

Для 44-ФЗ основания для внесения в РНП подразделяются на две категории. Первая включает стадию заключения контракта, а вторая осуществление обязательств по уже подписанному проекту контракта.

На стадии заключения контракта основаниями служат:

  1. Уклонение победителя тендера от заключения контракта с заказчиком, если его предложение стояло вторым по очередности, и было выбрано по тем или иным причинам в качестве выигрышного.
  2. Уклонение от заключения контракта в случаях, когда участвующее в конкурсе лицо является единственным, кто вообще подал заявку.

Уже на стадии исполнения контракта, основания следующие:

  1. Одностороннее расторжение контракта, инициированное заказчиком по факту выявления серьезных несоответствий его условиям.
  2. Судебное расторжение контракта в ходе выявленных нарушений его условий.

Попадание в список РНП для поставщика или подрядчика несет серьезные ограничения на дальнейшую деятельность. Такое лицо не может участвовать в каких либо закупочных аукционах, будь то подача заявок на тендеры или запрос котировок. Текущие порядки устанавливают единый срок для проштрафившихся поставщиков, который составляет 2 года с момента фактического правонарушения обязанностей.

Многие компании в требованиях, обозначенных в договоре, указывают пункт отсутствия подрядчика/поставщика в списке РНП, даже если их форма сотрудничества не подразумевает использования закупочных площадок. Таким образом лицо, попавшее в черный список реестра, несет существенные финансовые потери в виде упущенной выгоды.

Перечень сведений, установленных законом, об уклонявшихся от исполнения обязательств лиц, в том случае если данные обязательства имели юридическую силу.

Основания для внесения в РНП

Организации, которым «посчастливилось» оказаться в РНП должны знать о поводах, причинах подобных действий со стороны ФАС. Они включают:

  1. Немотивированный односторонний отказ исполнителя от оформления документального подтверждения взятых на себя обязательств (контракта, договора).
  2. Уклонение от следования требованиям заключенного контракта.
  3. Привлечение третьей стороны (судебное расследование) по инициативе заказчика для разрыва отношений при выявлении у исполнителя критических нарушений.
  4. Отказ контрактодержателя от продолжения работы (расторжение контракта) из-за грубых ошибок, невыполнения обязательств подрядчиком.

Чтобы избежать попадания в «черный список», необходимо неукоснительно соблюдать договоренности и обязательства, установленные между сторонами-партнерами.

Разрыв отношений, инициированный заказчиком, стандартным образом или в судебном порядке.

Как защитить свою компанию от попадания в реестр недобросовестных поставщиков

Сегодня в своей закупочной документации большинство заказчиков для ограничения участия компаний в закупках устанавливают требования: потенциальный участник закупки должен отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков (РНП). По этой причине, для хозяйствующих субъектов попадание в реестр является серьёзным риском при работе с государственными или муниципальными заказчиками.

Кроме того, сведения из РНП нередко используют контрагенты хозяйствующих субъектов при оценке деловой репутации. Обнаружение вашей компании в таком реестре однозначно снизит мотивацию сотрудничать с ней и приведет к отказу заключать с вами договор без обоснования причин.

В связи с этими обстоятельствами негативные последствия от попадания компании в реестр в реальности, на мой взгляд, более суровы, чем те последствия, которые указаны в Законе о контрактной системе.

Многие участники государственных закупок сегодня убеждены, что формально допущенные ими нарушения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе, 44-ФЗ) и Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — 223-ФЗ) и опубликованный заказчиком протокол признания победителя торгов уклонившимся от заключения государственного контракта, являются безусловными основаниями для включения сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.

Однако, большинство участников торгов вводят себя в заблуждение. И я сейчас постараюсь распутать эту паутину заблуждений, которая связывает деловую активность участников госзакупок по рукам и ногам и наполняет их страхом перед Всесильным Заказчиком, который может внести их в реестр.

В соответствие с пунктом 4 Приказа от 27.08.2007 г. N 267 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков и пунктом 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (далее – Приказ N 267), на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, действия по включению и исключению сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведению проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного и муниципального контракта, осуществлению внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках возложены на Комиссию по контролю в сфере размещения заказов. Комиссия по контролю в сфере размещения заказов, при проведении проверок по факту уклонения от заключения государственного или муниципального контракта должна сама осуществлять внеплановые проверки соблюдения законодательства о контрактной системе.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об организации в РНП антимонопольный орган должен проводить внеплановую проверку всего размещаемого заказа и анализ всех установленных нарушений законодательства о размещении заказов (допущенных всеми участниками проводимых торгов, в том числе и со стороны Заказчика и третьих лиц).

Более того, антимонопольный орган для соблюдения баланса частных и публичных интересов не вправе ограничиться лишь формальной констатацией нарушения требований закона и ненадлежащего исполнения участником торгов тех или иных нормативных требований. ФАС должен выяснить и оценить все обстоятельства Вашего дела в совокупности и взаимосвязи.

Следовательно, признание участника торгов уклонившимся от заключения контракта и включение сведений о нем в РНП возможно ТОЛЬКО за недобросовестное поведение участника, которое выражается в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о контрактной системе.

Включение в реестр может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, которую предусматривает РНП и Закон о контрактной системе, а также ответственность участника закупки должна быть соразмерной характеру допущенного нарушения.

Аналогичная позиция подтверждается Определением ВАС РФ N ВАС-8371/13, Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 года по делу N А69-1326/2015, Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.11.2015 года N Ф04-25804/2015 по делу N А27-20894/2015, Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 года N 07АП-1436/2015 по делу N А27-5005/2015 и т. п.

Читайте также:  Отчетность ИП на патенте в 2020 году и сроки сдачи

Анализ сложившейся антимонопольной и судебной практики, четко указывает на то, что у нас в стране по отношению к участникам закупки сложился жесткий подход по рассмотрению их добросовестности при участии в торгах и в процессе заключения контракта. К сожалению, принцип презумпции невиновности неохотно применяется государственными контролирующими органами и участник закупок вынужден максимально грамотно, с правовой точки зрения, обосновать свою невиновность и добросовестность.

Поэтому, хочу обратить особое внимание, участников закупок на аспекты, которые антимонопольные органы и суды рассматривают в качестве законных и достаточных оснований для отказа о включении сведений о компании в реестр недобросовестных поставщиков.

Первое. Попытка побуждения заказчика к заключению контракта вне рамок функционала электронной площадки, путем предоставления государственному заказчику подписанных со своей стороны экземпляров контракта на бумажном носителе (Постановление АС ВВО от 16.02.2015 по делу N А79-4223/2014, решение ФАС России от 16 июня 2016 года по вопросу включения сведений в РНП победителя торгов — реестровый номер 0373100065016000101, решение УФАС по Ростовской области от 01 июня 2016 года по вопросу включения сведений в РНП победителя торгов — реестровый номер 0358100010016000110 ).

Второе. Оперативные действия победителя торгов (сразу после опубликования протокола рассмотрения заявок и определения победителя торгов), несмотря на отказ первого банка в выдаче банковской гарантии, по обращению в иной банк, в котором впоследствии и была получена банковская гарантия (Постановление АС ВСО от 15.07.2015 по делу N А19-14294/2014).

Третье. Предоставление обеспечения исполнения контракта в меньшем размере в результате технической (арифметической) ошибки, о которой стало известно позже сроков подписания контракта, хотя формально и подпадает под уклонение от заключения контракта, но не является достаточным основанием для включения сведений об обществе в РНП (Постановление 3 ААС от 15.05.2015 по делу N А33-26219/2014).

Четвертое . Отказ участника, занявшего второе место, от заключения контракта не является признаком недобросовестности и не рассматривается в качестве основания для внесения сведений о нем в РНП (Постановления АС ЗСО от 03.12.2015 по делу N А75-2002/2015, ФАС МО от 20.05.2013 по делу N А40-125599/12-139-1203).

Пятое . Отсутствие у победителя торгов технической возможности подписать контракт, в связи с перебоем электропитания, в случае если представлены и иные обоснования добросовестности участника торгов в рамках участия в иных торгах, например наличие у участника торгов, заключенных и исполненных, без замечаний со стороны заказчиком, контрактов (Постановление АС ДО от 18.12.2015 по делу N А16-374/2015, решение УФАС по Ростовской области от 01 июня 2016 года по вопросу включения сведений в РНП победителя торгов — реестровый номер 0358100010016000110 ).

Вместе с тем, данное решение является исключением из общего правила, так как обычно поломка компьютера в последний день подписания контракта рассматривается судами как факт того, что участник закупки проявил беспечность, недобросовестное отношение к предстоящему заключению контракта (Постановление АС ВСО от 14.07.2015 по делу N А19-16797/2014).

Шестое. Предоставление победителем торгов подтверждения факта невозможности внесения суммы обеспечения через кассу банка, а также представление доказательств отсутствия технической возможности внесения обеспечение исполнения контракта иным способом (Постановление АС ЗСО от 26.01.2016 по делу N А70-5968/2015).

Седьмое. Неисполнение обществом обязанности по подписанию контракта вследствие прекращения доступа к денежным средствам на единственном расчетном счете в связи с отзывом у банка лицензии на осуществление банковских операций, а также параллельные действия, направленные на получение банковской гарантии в иной кредитной организации, говорит о необоснованности включения общества в реестр недобросовестных поставщиков (Постановление АС УО от 27.11.2015 по делу N А76-63/2015).

Восьмое. Направление исполнителем контракта в адрес банка претензии с просьбой разъяснить причины изготовления банковской гарантии, не соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ и получение в ответ от банка дополнительное соглашение N 1 к договору о предоставлении банковской гарантии, с дополнением банковской гарантии необходимыми пунктами (т.е. совершение действий по переоформлению банковской гарантии) (Постановления АС ДО от 18.06.2015 по делу N А24-4548/2014, АС ЗСО от 24.12.2015 по делу N А45-10215/2015).

Девятое. Отказ банка, предварительно одобрившего выдачу банковской гарантии, а потом отказавшегося от ее выдачи без объяснения конкретных причин с последующим обращением победителя торгов к иным лицам за содействием в получении банковской гарантии (Постановление АС СЗО от 07.12.2015 по делу N А66-19104/2014).

При этом приобретение недействительной банковской гарантии через посреднические организации при невступлении в непосредственные отношения с банком оценивается как недобросовестное поведение участника, поскольку последний обязан предпринять меры для проверки достоверности представленной банковской гарантии (Постановления АС ЗСО от 10.11.2015 по делу N А75-13675/2014, 9 ААС от 09.10.2015 по делу N А40-94193/15).

Десятое. Наличие совокупности «смягчающих» обстоятельств, подтверждающих добросовестность участника закупки на рынке государственных закупок, таких как наличие добросовестного исполнения контрактов в прошлом, оплата обеспечения исполнения контракта, активная позиция победителя при общении с заказчиком по вопросу исполнения заключаемого контракта, заблаговременная закупка товара, являющегося предметом торгов (Постановление АС ДВО от 20 марта 2014 года по делу А51-15061/2013, Постановление ФАС ПО от 2 июля 2014 года по делу N А55-22501/2013; Постановление АС УО от 12 декабря 2014 года N А71-3054/2014, решение ФАС России от 16 июня 2016 года по вопросу включения сведений в РНП победителя торгов — реестровый номер 0373100065016000101, решение УФАС по Ростовской области от 01 июня 2016 года по вопросу включения сведений в РНП победителя торгов — реестровый номер 035810001001600011) .

С моей точки зрения, участникам закупок необходимо обратить внимание на те аргументы, которые не находят поддержки со стороны суда и антимонопольных органов не смотря на попытку обосновать отсутствие факта недобросовестности при заключении контракта.

А именно: нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, неподтвержденного документально отсутствия технической возможности подписать контракт (Постановление 8 ААС от 27.02.2015 по делу N А75-8985/2014, Постановление АС МО от 28 ноября 2014 года по делу N А40-9713/2014, Постановление АС СКО от 28 января 2015 года по делу А53-17749/2014.

В завершении хочется отметить, что в большинстве случаев, в руках самих участников закупки находятся необходимые меры и действия, которые исключат риск попадания компании в РНП, а оперативные и грамотные правовые действия, всегда спасут вашу компанию, ее репутацию и репутацию ее учредителей от включения в «черный» список поставщиков.

В соответствие с пунктом 4 Приказа от 27.

Как внести в список недобросовестных поставщиков

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО Сбербанк-АСТ.

Уполномоченный орган по ведению реестра

3 при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком подрядчиком, исполнителем условий контрактов за исключением закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Добавить комментарий