Кто имеет право на внеочередное получение жилья

Внеочередное предоставление жилья

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных ч. 2 ст.57 ЖК РФ.

Категории граждан, которым должно быть предоставлено жилье во внеочередном порядке, перечислены в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Это, в частности:

граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний согласно Перечню заболеваний, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.

Но как следует понимать словосочетание внеочередность и как долго ждать внеочередного предоставления жилья? У граждан может возникнуть вопрос, какой срок имеется в виду в таком случае. Что означает внеочередность предоставления жилого помещения?

На данные вопросы есть однозначные ответы не только в теории, но и на практике.

Реализация гражданином права на внеочередное предос­тавление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его со­ответствующим жильем.

Такой вывод следует из Определе­ния Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ по делу № 85-В08-3.

Давайте ознакомимся с данным делом подробнее.

К. по договору социального найма зарегистрирована и про­живает вместе с дочерью и ее несовершеннолетними детьми в 2-х комнатной квартире.

К. является инвалидом II группы по психическому забо­леванию, входящему в перечень тяжелых форм хроничес­ких заболеваний, при которых совместное проживание граж­дан в одной квартире невозможно; семья К., состоящая из 4-х человек, признана малоимущей и принята на учет нужда­ющихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке под № 275. Неоднократные обращения К. к местной администрации с просьбой срочно обеспечить их семью жилым помещением во внеочередном порядке оста­лись без удовлетворения.

Решением районного суда, оставленным без изменения оп­ределением судебной коллегии по гражданским делам облас­тного суда, в удовлетворении иска отказано. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ состояв­шиеся по делу судебные постановления отменила, дело на­правила на новое рассмотрение, указав следующее.

Отказывая в иске, суд исходил из того, что, поскольку пра­вовыми актами не установлен определенный срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено К., его предос­тавление семье истицы должно производиться с установлен­ной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед ней.

Между тем судом при рассмотрении данного дела допуще­но существенное нарушение, норм материального права.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за ис­ключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.

В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсут­ствия иных лиц, имеющих право на получение жилой пло­щади вне очереди, от обеспечения жильем других очередни­ков, от времени постановки на учет в качестве нуждающих­ся в улучшении жилищных условий, от включения в спи­сок граждан, имеющих право на получение жилого помеще­ния вне очереди (список внеочередников), тем более от вре­мени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в тече­ние которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свиде­тельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возник­новения соответствующего субъективного права — права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Вышеназванные требования закона не были учтены судом при рассмотрении возникшего спора и привели к непра­вильному разрешению дела, нарушению прав заявителей.

Извлечение из Обзора

законодательства и судебной практики

Верховного Суда РФ

за четвертый квартал 2008 г.

от 4 марта 2009 г., 25 марта 2009 г.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсут ствия иных лиц, имеющих право на получение жилой пло щади вне очереди, от обеспечения жильем других очередни ков, от времени постановки на учет в качестве нуждающих ся в улучшении жилищных условий, от включения в спи сок граждан, имеющих право на получение жилого помеще ния вне очереди список внеочередников , тем более от вре мени включения в список внеочередников.

4. Как получить жилье в социальный наем?

  1. Подайте заявление и документы навнесение изменений в учетное дело. В заявлении вам нужно выбрать способ (форму) обеспечения жильем — социальный наем. Подписать его должны все заявители и члены их семьи .
  2. При необходимости представьте документы дляперерегистрации. Эта процедура проводится не реже чем раз в 5 лет. Также ее обязательно проводят не менее чем за год до принятия решения о предоставлении жилья и непосредственно перед принятием такого решения. Это нужно, чтобы удостовериться, что у вас сохранились основания состоять на жилищном учете. Обычно процедура проводится без участия очередников. Но в случае необходимости вас могут попросить представить недостающие документы.
  3. Дождитесь решения Департамента. Как только подойдет ваша очередь на получение жилья по договору социального найма, при сохранении оснований, позволяющих вам претендовать на улучшение жилищных условий, Департамент городского имущества выпустит распоряжение, подтверждающее возможность заключения с вами договора социального найма, о чем вас оповестят по почте или по телефону.
  4. Выберите жилье. Вам предложат на выбор 3 жилых помещения. Вы должны будете осмотреть их в назначенное время и в пятидневный срок оповестить сотрудников Департамента о своем согласии или несогласии на заключение договора социального найма. Если жилые помещения вас не устроят, подбор жилых помещений переносится на следующий год.
  5. Заключите договор соцнайма. Если вы согласны на вселение в предложенное вам жилье, вам и всем членам вашей семьи нужно будет заключить договор социального найма. Для этого вам нужно предоставить заявление и необходимые документы в центр госуслуг «Мои документы».

Любое ваше обращение в Департамент городского имущества регистрируется, в результате чего ему присваивается номер. С его помощью вы можете проверить статус обращения на mos.ru.

Вы должны будете осмотреть их в назначенное время и в пятидневный срок оповестить сотрудников Департамента о своем согласии или несогласии на заключение договора социального найма.

Какая категория граждан РФ имеет внеочередное право на получение жилья?

Вне очереди получить жилье в РФ имеют право граждане, если они:

  • Потеряли жилье (общественное или государственное) из-за стихийного бедствия.
  • Пребывали в детском государственном учреждении и настал срок их совершеннолетия, а также если они пребывали на иждивении у попечителей, опекунов или родственников и теперь по ряду причин им не может быть возвращена та жилая площадь, которую имели их родители.
  • Были направлены по распределению как специалисты на работу в другую область или регион.
  • Проходили обучение в высшем, профессионально-техническом, среднетехническом учреждении, в аспирантуре, ординатуре и т.д.
  • Согласно Закону о статусе судей в РФ, местной администрацией городским судьям должно быть предоставлено жилье в течение шести месяцев с момента вступления судьи в должность. Имеется в виду благоустроенное жилье, если у судьи такового в населенном пункте не имелось. Предоставляется внеочередное жилье также работникам прокуратуры, участковым инспекторам на тех же условиях – в течение шести месяцев после вступления в должность.
  • Инвалидам и гражданам пенсионного возраста, если они находились на лечении в стационарных учреждениях, а затем выписались из этих лечебных учреждений и теперь нуждаются в жилье. Им может быть возвращено их прежнее жилье, если оно соответствует санитарным нормам проживания или предоставлено вне очереди другое жилое помещение.

Ежегодно правительством придумываются и принимаются все новые поправки в статьи ЖК, чтобы распределить имеющееся жилье между категориями особо нуждающихся в нем граждан.

Предоставление жилья вне очереди может осуществляться

  • По договору социального найма.
  • По договору найма в жилищном фонде социального использования.

При возникновении вопросов по поводу предоставления жилых помещений вне очереди, вы можете обратиться за консультацией к жилищному юристу.

Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещени

СТ 57 ЖК РФ.

1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве
нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких
граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными
для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) утратил силу с 1 января 2013 г.;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в
предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые
помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа
местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального
найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не
позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с
соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего
договора социального найма в срок, установленный данным решением.

5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по
месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного
человека не менее нормы предоставления.

6. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае,
предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса.

7. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору
социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается
площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

8. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма
учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение
которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению.
Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской
Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору
социального найма, но не менее чем за пять лет.

9. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях,
указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской
Федерации.

В решении, кроме срока заключения договора, должен быть предусмотрен субъектный состав договора наймодатель и наниматель , местонахождение предоставляемого жилья в черте соответствующего населенного пункта, по конкретному адресу общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления ч.

Норма жилой площади при внеочередном получении жилья.

Граждане получают квартиры вне очереди путем заключения договора соцнайма, при этом площадь жилого помещения должна быть не меньше установленной нормы предоставления в данном регионе. Если гражданин имел ранее жилье (долю в жилище), то для улучшения его жилищных условий предоставляется новое жилье с учетом площади имеющегося.

По договору социального найма гражданину передается квартира во временное пользование, при этом это может быть изолированная комната или отдельное жилье.

Норма жилой площади по предоставлению устанавливается местными муниципальными органами не реже, чем 1 раз в пять лет. В частности, в Москве по договору социального найма нуждающемуся предоставляется квартира не менее 18 кв.м.

Споры о внеочередном предоставлении жилья.

О некоторых вопросах предоставления жилья по договору социального найма

С 01.03.2005 вступил в силу Жилищный кодекс РФ, работа над которым продолжалась более 10 лет. Жилищный кодекс РФ был принят в пакете законов «Доступное жилье», в числе которых также были законы о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и другие. По договорам социального найма жилые помещения могут предоставляться только малоимущим гражданам, признанным таковыми органом местного самоуправления, в порядке, установленном соответствующим законом субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ).

По договорам социального найма жилье предоставляется также иным, определенным законом гражданам, которые могут быть признаны по установленным Жилищным кодексом РФ, федеральным законом или законом субъекта РФ нормам нуждающимися в жилых помещениях (часть 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ).

Этими нормами не охватываются случаи предоставления жилья в соответствии со специальными программами, принятыми на соответствующих уровнях, о которых хотелось бы упомянуть отдельно. Так, 12.07.2012 был принят закон Краснодарского края № 2542-КЗ «О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, утративших жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск и Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года».

В соответствии с этим законом право на получение государственной поддержки имеют граждане, чьи жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности либо предоставленные им по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, признаны в установленном Правительством РФ порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением, и члены их семей, совместно проживавшие с ними в этих жилых помещениях по состоянию на 06.07.2012.

В целях реализации положений закона постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.07.2012 № 821 был утвержден Порядок предоставления мер государственной поддержки гражданам (далее – Порядок).

Согласно пункту 2.2 Порядка списки граждан, имеющих право на получение меры государственной поддержки в натуральной форме в виде строительства жилого помещения за жилое помещение, признанное в установленном порядке непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на вышеуказанных территориях муниципальных образований в июле 2012 года, формируются и утверждаются соответствующими органами местного самоуправления в разрезе городских (сельских) поселений из числа граждан, утративших жилые помещения и предоставивших до 01.09.2012 в соответствующий орган местного самоуправления заявление о включении их в списки граждан на получение меры государственной поддержки.

При этом необходимо иметь в виду, что если жилье предоставляется в соответствии со специальными программами, то положения о нормах предоставления, установленные в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса РФ, определяются в соответствии с этими программами (Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 27.08.2013 № 33-18259/2013).

2012 в соответствующий орган местного самоуправления заявление о включении их в списки граждан на получение меры государственной поддержки.

Внеочередное получение жилья

Моя дочь больна тяжелой формой хронического заболевания,при котором совместное проживание в комунальной квартире невозможно.Не давно нас поставили на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий,так как мы живем в комунальной квартире.Но интересно получается -нас поставили в очередь для внеочередного получение жилья и ни кто не может мне ответить когда же нам выделят это так называемое внеочередное жилье.Подскажите пожалуйста,что же мне делать,ведь в законе нет понятия -очередь для внеочередников.Как я понимаю очереди не должно быть.

В жилищной сфере наличие у граждан некоторых видов хронических заболеваний может давать дополнительные права или накладывать ограничения на уже существующие. Так, согласно ч. 4 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Для признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилья не имеет значения, идет ли речь о коммунальной квартире, в которой проживает несколько семей, или об отдельной квартире, где две или более семьи проживают по одному договору. Не имеет значения также и то, что граждане (все или их часть) являются собственниками всей квартиры (жилого дома) или собственниками отдельных комнат и т.д. Не принимаются во внимание как размер занимаемого жилого помещения, так и факт наличия (или отсутствия) родственных отношений между семьями (Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации Под ред. П.В. Крашенинникова).
Необходимо учитывать следующие обстоятельства:
1) в квартире проживает несколько семей;
2) в составе одной из них имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний;
3) проживание с этими больными в одной квартире невозможно;
4) у граждан нет иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма.
Специальный Перечень заболеваний, которым следует руководствоваться при применении названного основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378

Читайте также:  Оплата за вывоз мусора: законно ли это?

К ним относятся следующие заболевания:
1) активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза;
2) злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями;
3) хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;
4) эпилепсия с частыми припадками;
5) гангрена конечностей;
6) гангрена и некроз легкого;
7) абсцесс легкого;
8) пиодермия гангренозная;
9) множественные поражения кожи с обильным отделяемым;
10) кишечный свищ;
11) уретральный свищ.
Невозможность совместного проживания с такими больными в одной квартире должна подтверждаться заключением органов здравоохранения. Медицинское заключение выдается врачебно-консультационными комиссиями (ВКК) лечебно-профилактических учреждений по месту жительства или по месту работы больного и заверяется руководителем учреждения. При отсутствии такой комиссии в лечебно-профилактическом учреждении больному выдается заключение, подписанное лечащим врачом и главным врачом. В случае улучшения жилищных условий граждан, состоящих на учете, путем увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи в связи с выездом на другое место жительства или со смертью одного из членов семьи – больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, они снимаются с учета. При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, следует учитывать то обстоятельство, что страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний они предоставляются вне очереди (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ). Однако реализовать такое право могут лишь те граждане, которые были приняты на жилищный учет после 1 марта 2005 года – т.е. после вступления в силу Жилищного кодекса РФ, установившего соответствующую льготу. Граждане, страдающие заболеваниями из данного Перечня и принятые на жилищный учет до 1 марта 2005 года, не могут обладать на основании Постановления Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 правом на внеочередное получение жилых помещений. При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма следует также учитывать и то, что жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм указанных хронических заболеваний (ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ). Аналогичное положение закреплено в ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” .
В настоящий момент действуют два федеральных правовых акта, различающиеся списком указанных в них заболеваний и предоставляющие гражданам право на получение жилых помещений по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека. При этом порядок одновременного применения этих двух актов в настоящий момент не определен.
Наличие у гражданина заболевания, входящего в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378, накладывает ограничения при обмене жилыми помещениями и поднайме. Так, в соответствии с ч. 6 ст. 73 Жилищного кодекса РФ обмен жилыми помещениями между нанимателями данных помещений по договорам социального найма не допускается в случае, если в результате обмена в коммунальную квартиру вселяется гражданин, страдающий одной из тяжелых форм хронических заболеваний, предусмотренных в упомянутом Перечне. А согласно ч. 4 ст. 76 Жилищного кодекса РФ сдача жилого помещения в поднаем исключается при вселении лиц, страдающих одной из форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 (причем данное требование распространяется как на квартиру, так и на комнату в коммунальной квартире).
Что касается того, сколько ждать в очереди, это зависит от наличия в муниципалитете жилья, предназначенного для социального найма. Рекомендую послать в администрацию запрос о том сколько человек имеют в данный момент право на внеочередное получение жилья и какой номер в этой очереди имеете вы. Сколько жилья в текущем году администрация планирует предоставить для внеочередников. Когда есть письменный запрос, чиновники обязаны ответить письменно и нести потом ответственность за написанное.

Задать свой вопрос и получить бесплатную юридическую помощь можно заполнив форму

В жилищной сфере наличие у граждан некоторых видов хронических заболеваний может давать дополнительные права или накладывать ограничения на уже существующие.

Внеочередное получение жилья семьи с ребенком-инвалидом

В нашей семье есть ребенок-инвалид. Стоим на очереди “семьи с детьми-инвалидам”. Есть справка с диагнозом, подтверждающая право на внеочередное получение жилья. Но в нашем жилищном отделе специалисты отказывают, мотивируют это тем, что мы живем в обычной двухкомнатной квартире (я, муж, сын и мама (квартира мамина)), а не в коммуналке. Являемся членами одной семьи, а не разных, т.е. состоим в родстве. Правомерно ли это? Внеочередное жилье дают только инвалидам или всем членам его семьи? Должны ли дать жилье, приближенное к месту лечения? При нашем диагнозе менять врачей очень проблематично.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, обеспечиваются жильем, если они нуждаются в улучшении жилищных условий и в связи с этим приняты на учет (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”). Принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан и документов, подтверждающих их право состоять на учете. Порядок обеспечения жильем может различаться в зависимости от оснований инвалидности, момента постановки на учет (до 1 января 2005 г. или позже), а также от того, в каком субъекте РФ проживает инвалид или семья с ребенком-инвалидом. Жилье предоставляется им с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств (ч. 2-5 ст. 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”).

Обеспечение жильем инвалидов и семей с детьми-инвалидами, ставшими на учет до 1 января 2005 г., определяется законодательством субъекта РФ (ч. 2, 4 ст. 17, ст. 28.2 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации). Так, в Москве указанным гражданам жилые помещения предоставляются, в частности, по договорам социального найма (п. 1, 2 ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения”; п. 2.1, 2.4 Положения об особенностях предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в рамках осуществления переданных полномочий Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.05.2010 N 437-ПП). Во многих субъектах РФ, в частности в Московской области, вместо предоставления жилья в натуре возможна денежная выплата (субсидия) на строительство или приобретение жилья. Она рассчитывается исходя из количества лиц, имеющих право на данную меру соцподдержки, общей площади жилья 18 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту РФ. Право на получение жилья удостоверяется именным документом – свидетельством (ч. 2 ст. 1, ст. 2, ч. 1 ст. 4.1.1 Закона Московской области от 26.07.2006 N 125/2006-ОЗ “Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов”).

Инвалидам (в том числе инвалидам боевых действий) и семьям с детьми-инвалидами, которые встали на учет после 1 января 2005 г., жилье предоставляется по договору социального найма согласно очередности исходя из времени принятия их на учет (ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ; ч. 3 ст. 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации).

Вне очереди могут получить жилье те, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а также инвалиды, страдающие тяжелыми формами определенных хронических заболеваний, к которым относятся: туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева; злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями; хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями; эпилепсия с частыми припадками; заболевания, осложненные гангреной конечности; гангрена и некроз легкого, абсцесс легкого; тяжелые хронические заболевания кожи с множественными высыпаниями и обильным отделяемым; кишечные свищи, не поддающиеся хирургической коррекции; урогенитальные свищи, не поддающиеся хирургической коррекции (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ; Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н). При этом социальное жилье должно быть предоставлено гражданам незамедлительно после возникновения у них права на внеочередное получение жилого помещения (п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2018 г.; Определение Верховного Суда РФ от 13.11.2018 N 74-КГ18-13).

Таким образом, в рассматриваемом случае специалисты жилищного отдела необоснованно отказывают в праве на внеочередное получение жилья ребенком-инвалидом, страдающим одним из вышеуказанных тяжелых форм хронических заболеваний. В связи с этим автор вправе обратиться за защитой нарушенных прав в суд.

На практике при реализации права на внеочередное получение ребенком-инвалидом и членами его семьи жилья возникают проблемы, обусловленные следующим.

С одной стороны, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются наниматели жилых помещений и члены их семей, а также собственники жилых помещений и члены семьи собственника (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ). С другой стороны, при определении права на внеочередное получение жилья законом указаны только граждане, страдающие вышеперечисленными тяжелыми формами хронических заболеваний (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). В связи с этим суды, в том числе Верховный Суд РФ, толкуя положения п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ буквально, признают право на внеочередное обеспечение жилым помещением только за ребенком-инвалидом, а не за семьей, членом которой он является (см. определения Верховного Суда РФ от 05.07.2016 N 41-КГ16-14, от 14.02.2017 N 89-КГ16-15, от 21.02.2017 N 13-КГ16-18, от 06.06.2017 N 84-КГ17-2, от 12.09.2017 N 37-КГ17-11, от 24.10.2017 N 18-КГ17-209 и др.). С учетом сложившейся судебной практики семья, состоящая на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, может претендовать на предоставление жилья только в порядке очереди, а являющийся членом этой семьи ребенок-инвалид, страдающий тяжелыми формами хронических заболеваний, – во внеочередном порядке, т.е. отдельно от семьи.

Вместе с тем по данному вопросу Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 22.01.2018 N 4-П “По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.А. Шакировой, М.М. Шакирова и А.М. Шакировой” уточнил следующее. Предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в расчете лишь на самого несовершеннолетнего, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, фактически приводило бы либо к отказу от использования данной льготы, либо – при ее использовании – к существенным затруднениям в реализации родителями прав и обязанностей, возлагаемых на них Конституцией РФ и законом, и тем самым поощряло бы нарушение прав как самих несовершеннолетних, так и их родителей, а следовательно, лишало бы смысла закрепление в жилищном законодательстве права на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма применительно к несовершеннолетним, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, делая его иллюзорным, что противоречило бы ст. 7, ч. 1 и 2 ст. 38, ч. 1 ст. 40 и ч. 1 ст. 41 Конституции РФ. Таким образом, Конституционный Суд РФ признал, что при реализации ребенком-инвалидом права на внеочередное предоставление жилья и применении п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предполагается вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним. Кроме этого, само по себе применение указанной нормы не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств конкретного дела, их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.

Конкретные обстоятельства, влияющие на предоставление жилья ребенку-инвалиду отдельно либо также и членам его семьи, должен устанавливать правоприменительный орган (принимающий конкретное решение), который обязан не только обеспечить защиту прав ребенка-инвалида, но также и закрепленные в п. 2 и 3 ст. 38 Конституции РФ права семьи и отдельных ее членов, в первую очередь родителей и их несовершеннолетних детей.

Конституционно-правовой смысл п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ о праве ребенка-инвалида и членов его семьи на внеочередное получение жилья, выявленный Конституционным Судом РФ в указанном постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Данное постановление действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Предоставление ребенку-инвалиду и членам его семьи жилья, находящегося в непосредственной близости от места лечения, осуществляется исходя из наличия такой возможности у публично-правового органа.

Вне очереди могут получить жилье те, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а также инвалиды, страдающие тяжелыми формами определенных хронических заболеваний, к которым относятся туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева; злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями; хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями; эпилепсия с частыми припадками; заболевания, осложненные гангреной конечности; гангрена и некроз легкого, абсцесс легкого; тяжелые хронические заболевания кожи с множественными высыпаниями и обильным отделяемым; кишечные свищи, не поддающиеся хирургической коррекции; урогенитальные свищи, не поддающиеся хирургической коррекции ч.

Многодетные семьи получат жилье вне очереди

В Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ подготовлен законопроект (имеется в распоряжении «Известий») «О внесении изменений в ст. 57 Жилищного кодекса РФ». Документ был разработан с целью выполнения указания президента РФ от 17 июля 2012 года № Пр-1809 о необходимости законодательного решения вопроса о внеочередном предоставлении жилых помещений по договорам социального найма многодетным семьям, а также во исполнение п. 1 комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, утвержденного распоряжением правительства РФ от 29 июня 2012 года № 1119-р.

В частности, подготовленный в Минстрое документ предполагает внесение изменения в п. 2 ст. 57 ЖК РФ, регламентирующий категории граждан, которым вне очереди предоставляются жилые помещения по договору социального найма.

Этот пункт предлагается пополнить категорией лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей. В данном пункте уже указаны две категории лиц, имеющих право на внеочередное получение социального жилья, — граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, и граждане, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания. Эти категории сохранят приоритет над многодетными семьями, которые, хоть и получат право на внеочередное получение социального жилья, но после всех остальных категорий.

— Законопроектом предполагается уточнить очередность лиц на получение жилья. Если ранее вслед за категорией внеочередников, включающей в себя лиц, имеющих соответствующие данные по здоровью, и лиц, чье жилье признанно аварийным, шли все остальные, то теперь после внеочередников правом приоритета на получение жилья наделяются многодетные семьи, имеющие трех и более детей, — рассказал разработчик проекта в Минстрое Григорий Торопов.

По мнению экспертов, изменения, подготовленные в федеральном ведомстве, не дадут многодетным семьям никаких ощутимых преимуществ.

— Обеспечивать граждан жильем по законодательству должны муниципальные власти на местах, которые просто не располагают средствами, чтобы в обозримом будущем решить жилищные проблемы даже сегодняшних очередников. Предлагаемая редакция закона предусматривает право внеочередного получения жилья при наличии трех и более несовершеннолетних детей. Время ожидания жилья даже у сегодняшних внеочередников в отдельных регионах составляет 20 лет. То есть с такими реалиями семье нужно заводить гораздо больше детей, чтобы на момент получения жилья иметь трех несовершеннолетних членов семьи, — рассказал «Известиям» специалист в области жилищного права, пожелавший остаться анонимным.

В Минстрое пояснили, что столь длительные сроки ожидания жилья внеочередниками обусловлены малыми бюджетами муниципальных образований, из которых и осуществляются расходы на обеспечение жильем этих категорий граждан.

Руководитель проекта «Семь и Я» и «горячей линии» «Россия. Семья. Дети» Марина Поняхина также заметила, что за время ожидания жилья дети становятся совершеннолетними, и семьи просто выпадают из категории тех, кто имеет право на социальное жилье.

Читайте также:  Могут ли самозанятые оказывать услуги юридическим лицам

— Делать шаги в направлении поддержки многодетных семей — это, конечно же, правильно. Однако ситуация такова, что за время ожидания своей очереди, которая может тянуться и 20 лет, и более, дети в многодетных семьях вырастают, женятся, а в таких случаях квадратные метры жилья супруга или родителей супруга приплюсовывают к прежнему метражу семьи и делят всё это на количество ее членов. В итоге семью снимают с очереди как обогатившуюся, хотя в регионах в их домах с пристройками площадь нередко может быть попросту нежилой, — заметила она. — В связи с этим многие попросту не вступают в брак официально, чтобы не упустить свою очередь, появляется много матерей-одиночек, но жилищные инспекции только разводят руками, ссылаясь на закон.

Также Марина Поняхина напомнила, что в СССР многодетные семьи были первые в очереди, а срок выдачи квартир таким семьям был ограничен одним годом.

В пояснительной записке к законопроекту Минстроя РФ указано, что на сегодня в России проживает более 1 млн семей, имеющих трех и более детей. В муниципальных образованиях на учете нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма состоят 129 тыс. граждан, имеющих трех и более детей.

Обеспечивать граждан жильем по законодательству должны муниципальные власти на местах, которые просто не располагают средствами, чтобы в обозримом будущем решить жилищные проблемы даже сегодняшних очередников.

Право на получение жилья вне очереди

В силу своей профессиональной деятельности мне приходилось сталкиваться со случаями, когда на просьбы граждан, имеющих в соответствии с Жилищным кодексом РФ (далее – ЖК РФ) право на получение жилья вне очереди, органы местного самоуправления отвечали отказом, ссылаясь на то, что предоставлением жилья заявителям будут нарушены права иных граждан, которые также обладают аналогичной льготой, поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включены в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма (далее – список внеочередников), ранее заявителей, но до настоящего времени не обеспечены жилыми помещениями.

Поскольку в ЖК РФ отсутствует указание на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено вне очереди, оно будет выделяться с установленной очередностью по списку внеочередников, который формируется и ведется органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ.

В некоторых случаях суды общей юрисдикции при рассмотрении исков граждан о предоставлении жилья вне очереди, несмотря на имеющееся у граждан право на получение жилья вне очереди, отказывали гражданам в удовлетворении их требований. Так, решением Калужского районного суда Калужской области от 17 декабря 2007 г., оставленным без изменения Определением Судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 7 февраля 2008 г., гражданке К., страдающей тяжелой формой хронического заболевания, которая дает право на внеочередное получение жилого помещения, было отказано в удовлетворении иска о предоставлении жилья вне очереди.

В решении суд первой инстанции указал следующее:

“Несмотря на то что истица К. имеет право на получение жилого помещения вне очереди, суд при разрешении данного спора учитывает наличие списка очередников, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий, в котором К. состоит под номером 275. Поскольку правовыми актами не установлен определенный срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено истице К., то суд приходит к выводу о том, что предоставление жилья семье истицы должно производиться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед ней”.

В связи с изложенным возникают интересные вопросы: предполагает ли внеочередное предоставление жилья включение гражданина в какую-либо очередь и должно ли жилье внеочередникам предоставляться в порядке очередности по списку внеочередников (исходя из времени включения их в данный список)?

Постараемся ответить на эти вопросы.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей далее – дети-сироты , по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки попечительства , а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Сроки

Очередь на социальный наем (читай: квартиру в собственность) ползет медленно: свою квартиру можно ждать десятилетиями. Вне очереди выдают квартиры сиротам, ветеранам, людям с хроническими заболеваниями и инвалидам. Чтобы получить квартиру быстрее, важно обновлять документы: приносить в администрацию свежие справки о доходах, если они уменьшаются. Еще в очереди двигают важные для государства события: рождение детей, инвалидность, болезнь, смерть родственников.

Самая быстрая очередь — льготная. Следующая по скорости — на получение субсидии. Остальные движутся намного медленнее.

В любой момент можно отказаться от очереди на социальную аренду и получить субсидию на покупку жилья.

Распоряжение о постановке в очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий

Тамара Павловна — ветеран труда, блокадница. Она живет в Санкт-Петербурге в двухкомнатной квартире по договору социального найма, в которой кроме нее прописано еще трое: дочь и внук с внучкой. Квартира площадью 37,7 м², на каждого члена семьи приходится по 9,3 м². Это больше учетной нормы в Петербурге, а значит, новое жилье ей не положено.

Чтобы получить новое жилье, Тамаре Павловне нужно сделать так, чтобы на каждого прописанного в квартире человека приходилось менее 9 м². Чтобы получить такой метраж, можно:

  1. сделать ремонт и выровнять стены в старой квартире — общая площадь квартиры немного уменьшится. После пригласить специалиста из БТИ , который заново обмерит квартиру;
  2. подождать, когда появится третий внук, и прописать его в квартире;
  3. прописать в квартире зятя, но сделать это иногда непросто: если метража не хватает, а у взрослого человека есть другая жилплощадь, то могут отказать в прописке.

Если это случится, Тамара Павловна попадет в очередь на улучшение жилищных условий. А так как она ветеран и блокадница, то новую квартиру получит в первую очередь — за год или два. Ей выдадут новую однушку или квартиру-студию. А в ее старой квартире останется дочь с детьми.

Форма № 7: справка о характеристике жилого помещения. Тут указаны все сведения, которые вы должны знать о своей квартире

В двухкомнатной квартире, оформленной по договору социального найма, площадью 48 м² живут пятеро: Константин Сергеевич с мамой и его сестра с двумя детьми. У Константина Сергеевича тяжелая эпилепсия, а еще он передвигается на инвалидном кресле.

Константин Сергеевич с мамой-опекуном могут получить новую квартиру, а его сестра с детьми останутся в старой.

Чтобы получить жилье, нужно взять заключение в медицинском учреждении, где стоит на учете Константин Сергеевич. После этого можно получить еще одно заключение от органов опеки и попечительства.

Но один Константин Сергеевич переехать не сможет. Вместе с ним должна съехать его мама, которая считается опекуном.

Когда все справки будут готовы, в жилищном комитете города инвалида и опекуна поставят в очередь на новое жилье. Константин Сергеевич попадет в начало очереди и получит квартиру через несколько месяцев. Старая квартира останется его сестре. Скорее всего, он получит двушку площадью не менее 42 м², так как переезжают двое людей разного пола. В каждом регионе свои метражи. В Петербурге региональный стандарт составляет 36 м² для одиноких людей, а дальше число меняется.

Ване 22 года, он живет в двухкомнатной квартире социального найма с бабушкой, мамой, братом. Площадь квартиры — 44 м². На каждого приходится по 11 м², это больше нормы. Мама Вани лишена родительских прав. По закону лишенная родительских прав мать не может жить со своим ребенком, но идти ей некуда. Поэтому Ваня имеет право на новую квартиру.

В законодательстве сиротами считаются не только дети, у которых умерли мама и папа. Сироты — это также дети с живыми родителями, которых лишили родительских прав

В законодательстве сиротами считаются не только дети, у которых умерли мама и папа. Сироты — это также дети с живыми родителями, которых лишили родительских прав.

Распоряжение об опекунстве и удостоверение опекуна — самые важные документы для детей-сирот, если они находятся под опекунством

Кате 18 лет. Она беременна и живет в однокомнатной квартире со своим опекуном, которая забрала ее из детского дома. Площадь однокомнатной квартиры — 26 м², в ней также прописан 30-летний сын опекуна.

Ване и Кате нужно доказать, что они сироты. Ваня предоставит в жилищный комитет администрации города решение суда о лишении родительских прав его родителей и документы об опекунстве. Катя принесет свидетельство о смерти родителей, справку из детского дома и документы об опекунстве. После этого их поставят в очередь на новое жилье. Ваня и Катя — сироты, и, значит, новое жилье они получат быстро, за несколько месяцев.

Государство выдаст им новое жилье по договору найма. Ваня и Катя должны будут жить в квартире сами, сдавать ее нельзя. Еще жильцы обязаны раз в год пускать специальную комиссию. Через пять лет жилье можно оформить по договору социального найма, а затем — приватизировать.

Договор найма жилого помещения. Это самый настоящий договор, в котором прописаны все условия предоставления жилого помещения государством

Распоряжение об опекунстве и удостоверение опекуна самые важные документы для детей-сирот, если они находятся под опекунством.

Право на первоочередное предоставление жилого помещения согласно ЖК РСФСР

В XX веке государство активно стало принимать меры по устранению проблемы обеспеченности граждан жильем. Органы власти принимали не только организационные и экономические меры, такие как разработка типовых проектов многоквартирных домов в период с 1957 по 1968 год (хрущевки), но и правовые меры. Так Жилищный кодексе РСФСР 1983 года (далее – ЖК РСФР) предусматривал механизм обеспечения граждан жилыми помещениями. Некоторые категории граждан имели преимущества при получении жилых помещений, в том числе инвалиды.

К примеру, статьей 33 ЖК РСФСР предусматривалось право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений. Органы, уполномоченные на ведение учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязаны были вести отдельные списки лиц, имеющих право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений. И если внеочередное предоставление жилых помещений подразумевает под собой чрезвычайные обстоятельства (признание жилища непригодным для проживания в результате стихийного бедствия), то на первоочередное получение жилых помещений могло претендовать значительное количество граждан, в их число включались инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды труда 1 и 2 групп, а также инвалиды 1 и 2 групп из числа военнослужащих (ст. 36 ЖК РСФСР).

В развитие данного положения законодательства было принято Постановление Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» (далее – Постановление N 901), согласно которому «Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке».

С моей точки зрения в данном случае между подзаконным актом и законом есть существенное противоречие по кругу субъектов, которые обладают правом на первоочередное обеспечение жилыми помещениями.

Как следует из текста Постановления N 901 в первоочередном порядке обеспечивать жилыми помещениями необходимо всех инвалидов, тогда как ЖК РФСР говорит только об инвалидах Великой Отечественной войны, инвалидах труда 1 и 2 группы, а также инвалидах 1 и 2 группы, состоящих на военной службе. Вероятно, руководствоваться в данном случае необходимо ЖК РСФСР, который имеет большую юридическую силу.

После вступления в силу Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) первоочередной порядок предоставления жилых помещений был отменен. Однако в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» «граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма».

Фактически лица, имевшие право на первоочередное предоставление жилых помещений, стали обычными очередниками. На данный момент законодательством не предусмотрен механизм первоочередного предоставления жилых помещений для лиц, вставших на учет до 1 марта 2015 года. В связи с этим сложилась обширная судебная практика, которая отказывает инвалидам в предоставлении жилых помещений, ссылаясь на очередность предоставления жилых помещений.

Показательно Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 21 февраля 2017 г. по делу N 33-1535/2017. Истец обратился с иском к Администрации Барабинского района Новосибирской области о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения и обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма.

Свои требования истец мотивировал тем, что с 1998 г. вместе с семьей из 5 человек состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, как инвалид и семья, имеющая детей-инвалидов, до настоящего времени жилым помещением семья не обеспечена.

Суд отказывая в удовлетворении заявленных требований ссылался на следующее.

1. Постановлением N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (далее Правила).

В соответствии с пунктом 5 Правил инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.

Нормами ЖК РСФСР также определялось, что граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки (ст. 33).

2. В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (далее – Закон о введении) граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.

Положения ЖК РФ не предусматривают принятие граждан на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в первоочередном порядке.

При этом в силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Очередность предоставления жилого помещения означает определенную последовательность выделения жилья лицам, из числа принятых на учет, которая совпадает с хронологической последовательностью учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Исключение из этого правил установлено для граждан, которым жилые помещения предоставляются вне очереди в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

Согласно п. 3 ч. 2 указанной статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.

По мнению суда, жилое помещение может быть предоставлено истцу в порядке очередности, исходя из времени их постановки на данный учет. Однако суд не исследовал обстоятельства того, почему очередь за 19 лет не добралась до истца, сократилась ли данная очередь и какой объем средств ежегодно выделялся для предоставления жилых помещений очередникам.

К сожалению, в связи с отсутствием правового механизма первоочередного предоставления жилых помещений в ЖК РФ реализовать данное право, возникшее до 1 марта 2005 г., не представляется возможным. В рассмотренном деле инвалид стоит в очереди на получение жилого помещения с 1998 г., то есть более 19 лет.

Проблема возникла в момент, когда вступил в действие ЖК РФ. Законом о введении было предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Однако инвалиды, которые состояли в списке на первоочередное получение жилого помещения, оказались в очереди, которая не продвигалась после 1 марта 2005 года.

Ведь на основании ЖК РСФСР уполномоченными органами параллельно велись несколько списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Во-первых, был список лиц, претендующих на жилые помещения на общих основаниях. Во-вторых, был список лиц, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений.

Закон о введении не предусмотрел создание с 1 марта 2005 года на основе списка общей очереди и списка первоочередников создание одной общей очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Читайте также:  Имеет ли право работник расторгнуть трудовой договор

На законодательном уровне остался не разрешённым вопрос того, каким образом с 1 марта 2005 года будут объединены разные списки очередников, существовавшие на основании ЖК РСФСР.

Допустим, что инвалид труда 1 группы попал в очередь на первоочередное получение жилого помещения в 2003 году. С 1 марта 2005 года эта очередь сохранилась, но предоставлять жилые помещения в рамках этой очереди невозможно, так как ЖК РФ не предусматривает первоочередное предоставление жилых помещений.

Вероятно, что после 1 марта 2005 года стала продвигаться общая очередь, в которой лица не имеют первоочередного права на предоставление жилого помещения. Однако лица с первоочередным правом на получение жилого помещения не были включены в общую очередь ни Законом о введении, ни отдельным Постановлением Правительства РФ. Должны ли были уполномоченные органы на местах самостоятельно принимать решения об объединении разных очередей после 1 марта 2005 года? Однозначного ответа на данный вопрос у меня нет.

Исправить данный недостаток правового механизма можно путем изменения статьи 6 Закона о введении, для этого необходимо дополнить её следующим абзацем «Лица, имеющие право на первоочередное предоставление жилых помещений и вставшие на учет до 1 марта 2005 г., с момента вступления в силу ЖК РФ, подлежат включению в очередь граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с учетом времени их принятия на учет до 1 марта 2005 г.». В таком случае лица, имеющие право на первоочередное предоставление жилых помещений, были бы включены в общую очередь на дату их первоначальной постановки на учет.

Коллеги, если вам известна правовая судьба первоочередников, прошу поделиться данной информацией. Наверняка их должны были включить каким-то образом в общую очередь на получение жилых помещений.

Список использованной литературы:

2. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

3. Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ»;

5. Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг».

1. Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 21.02.2017 по делу N 33-1535/2017.

Некоторые категории граждан имели преимущества при получении жилых помещений, в том числе инвалиды.

Утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2010 года ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬОчередность предоставления жилья. Внеочередное и первоочередное предоставления жилья.

Адвокат города Саратова и Саратовской области, Боряев Андрей Александрович оказывает квалифицированную юридическую помощь и услуги на профессиональной основе по жилищным делам, жилищным вопросам, жилищным спорам, получению жилья, жилищному кодексу, предоставлению жилья, выселению, расселению, нуждающимся в жилье, определения порядка пользования жильем, получению жилья молодыми семьями, а также другим вопросам связанным с жильем.

Жилищные вопросы относятся к категории сложных вопросов.

Поэтому, если у Вас возник такой вопрос, то лучше Вам обратится к специалисту, так как самому разобраться подчас бывает не просто.

В случае если у Вас возник вопрос Вы можете проконсультироваться у меня по телефону или согласовать время очной консультации, а также задать свой вопрос, перейдя по ссылке “задать свой вопрос адвокату “.

Также могу оказать юридическую помощь дистанционно (удаленно), для чего пройдите по ссылке Моя помощь жителям других городов

Адрес: Россия, г. Саратов, ул Чернышевского, д. 60/62, оф. 509.

Здание “Фрегат” напротив бассейна “Саратов”, (район ледового дворца спорта «Кристалл», район Городского парка.)

Телефон: +7 (8452) 32- 47- 97 , в федеральном формате: +7 962-622-47-97

Статья 57Жилищного коедкса РФ.
Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) утратил силу с 1 января 2013 года. – Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
6. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса.
7. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
8. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
9. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 58. Учет законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма
1. При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.
2. Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Не стоит забывать, что в отдельных случаях имеется возможность реализовать свое право на первоочередное получение жилья. Данное право согласуется, если до 01 марта 2005 года вы имели право на первоочередное получение жилья и были приняты на соотвествующий учет.

Право на первоочередное получение жилья существовало у широко круга нуждающихся граждан, но мало об этом кто знал и понимал. Поэтому, если вы находитесь в очереди на получение жилья, вам не стоит об этом забывать. Если вы имели такое право, но не были поставлены (включены) в список первоочередников, вы имеете право в судебном порядке требовать внести вас в данный список.

Лицам, которые пострадали от пожара, и если они имеют право быть принятыми на учет для получения жилья, имеется право на внеочередное получение жилья. Данная позиция выражена Конституционным Судом РФ ” По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении”.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ 2010 ГОДА

от 16 июня 2010 года

РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Вопрос 3. Имеют ли право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, до 1 января 2005 г.?

Ответ. В части первой ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 181-ФЗ) предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи , финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК) установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пп. 1 , 3 – 6 ч. 1 ст. 56 ЖК, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных в данном абзаце положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”.

Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется.

Из ст. 31 Федерального закона N 181-ФЗ следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.

Вопрос 5. Гражданин был снят с регистрационного учета по месту жительства на основании вступившего в законную силу судебного постановления, которое впоследствии было отменено в установленном законом порядке с направлением дела на новое судебное рассмотрение. Подлежит ли он восстановлению на регистрационном учете по прежнему месту жительства в связи с отменой судебного постановления, послужившего основанием для снятия его с регистрационного учета?

Ответ. Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится, в частности, на основании вступившего в законную силу решения суда ( ст. 7 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”, пп. “е” п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713).

Если судебное постановление, в связи с вступлением в силу которого гражданин был снят с регистрационного учета, впоследствии отменено в установленном законом порядке, то право быть зарегистрированным по прежнему месту жительства должно быть восстановлено. В этой связи подлежат отмене и принятые во исполнение ранее действовавшего судебного постановления акты органов Федеральной миграционной службы, на основании которых гражданин был снят с регистрационного учета по месту жительства.

После вступления в законную силу судебного акта, которым отменено постановление суда, послужившее основанием для снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства, гражданин должен быть восстановлен на регистрационном учете по прежнему месту жительства с даты его снятия. Вынесение отдельного судебного постановления для этого не требуется.

“Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года” (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007) (Извлечение)

Вопросы применения жилищного законодательства

Вопрос 3: Должен ли суд при удовлетворении требования гражданина о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма вне очереди определять срок, в течение которого должно быть предоставлено жилое помещение, учитывая при этом наличие других внеочередников и время постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (действующим законодательством срок, в течение которого должно в этих случаях предоставляться жилое помещение, не определен)?

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Следовательно, при удовлетворении требования лица о предоставлении ему в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилого помещения по договору социального найма вне очереди, если срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение, законодательством не определен, суд не должен определять срок, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки.

Если у Вас имеются вопросы, вы можете задать их мне по телефону, на очной консультации или на сайте, воспользолвавшись кнопкой “задать вопрос адвокату”.

Вопрос 3 Должен ли суд при удовлетворении требования гражданина о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма вне очереди определять срок, в течение которого должно быть предоставлено жилое помещение, учитывая при этом наличие других внеочередников и время постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий действующим законодательством срок, в течение которого должно в этих случаях предоставляться жилое помещение, не определен.

Порядок признания жилого помещения не пригодным для проживания

Порядок признания жилого помещения не пригодным для жилья прописан в ст.45 раздел 4 Постановления № 47. В соответствии с Порядком владелец дома или квартиросъемщик подает в комиссию, по оценке жилых помещений заявление о признании дома непригодным для проживания.

Такие комиссии в обязательном порядке создаются в органах исполнительной власти.

Комиссия на основании поданного заявления проводит оценку жилому помещению. При необходимости к оценке привлекаются различные эксперты и специалисты. На основании полученного заключения комиссии в случае признания помещения не пригодным для проживания можно обращаться в муниципальный орган для внеочередного получения жилья.

Вместе с заявлением в соответствии с п. 45 подается так же определенный пакет документов:

  • документ, подтверждающий право собственности на дом или иное жилое помещение (копия),
  • заключение о проведении обследования дома специальной комиссией (для признания дома подлежащим сносу),
  • заявления и жалобы жильцов на плохие условия проживания (на усмотрение заявителя).

В п.33 Постановления указаны причины, по которым жилье может быть признано не пригодным для проживания:

  • если в связи с износом несущие конструкции здания пришли в такое состояние, при котором проживание в доме становится опасным для жизни,
  • если в помещении произошли нарушения санитарно-эпидемиологических норм (шумы, электромагнитные излучения, повышенный уровень радиации и т.п.) и дальнейшее проживание в данном помещении становится опасным для жизни.

получения жилья в порядке социального найма.

Добавить комментарий