Лесная амнистия в 2020 году

Что такое «Лесная амнистия» и как ей воспользоваться

До 2017 года регистрация недвижимости, находящейся на территории, смежной с лесным фондом, была крайне проблематичной. Тысячи пользователей участков и домов не могли получить полноценные правомочия собственника, поскольку для земель лесного фонда это запрещено.

Для разрешения данной проблемы была введена «лесная амнистия», при этом законопроект имеет определенное сходство с упрощенным порядком регистрации дачных и садоводческих земель.

Например, в Челябинской области житель попросил уточнить границы земельного участка , оформленного в собственность.

Что такое лесная амнистия

Лесная амнистия представляет собой закон. Предназначенный для улучшения положений владельцев земельных участков, расположенного поблизости от территории, отнесенной к лесному фонду. Либо же таких наделов, часть которых заходит на саму территорию леса. Обычно собственники подобных объектов недвижимости сталкиваются с существенными проблемами. Причина состоит в том, что земли, относимые к лесам, имеют существенно иной статус, нежели земли сельскохозяйственного назначения. Подобный статус отражается и на наделах, которые граничат с лесами. Хотя сами к ним и не относятся. В результате обладатели этих наделов не могут использовать их в полном мере. Лесная амнистия призвана помочь им в этом.

Лесная амнистия призвана помочь им в этом.

Лесная амнистия. Что делать, если участок попал на земли лесного фонда?

В Центральное кадастровое бюро обратилась москвичка. Женщина владеет дачей, которая граничит с кромкой леса. Она хотела продать свои сотки, но из-за проблемного соседства суд признал собственность дачницы незаконной. Государство в любой момент может забрать землю назад и отдать лесному фонду.

В 90-х и 2000-х годах учет земли проводился в упрощенном порядке без точного межевания.

Лесная амнистия. Особенности. Проблемы. Основные понятия.

14 марта 2020 года, 18:23 просмотров: 380

Данная тема очень обширная и затрагивает много аспектов.

О том, что такое лесная амнистия, и о порядке ее применения говорится в Федеральном законе от 29.07.2017 № 280-ФЗ.

  1. Что такое «Лесная амнистия» и для кого она?

Начнем с того, что касается она тех, чьи земельные участки находятся на границах с лесами.

По Закону сведения об участках, которые в соответствии с лесным законодательством являются лесными участками, и содержатся в государственном лесном реестре (далее – ГЛР), приводятся в соответствие со сведениями, которые содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).

Смысл “лесной амнистии” – вывести некоторые земельные участки из состава земель лесного фонда и присвоить категорию, которая будет более пригодной для хозяйственного использования (это могут быть «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозназначения»).

Ранее недвижимость подобная не регистрировалась по причине нахождения в границах лесного фонда или находилась под угрозой – ее могли отнять. Многие потеряли права на землю и строения, которыми пользовались много лет.

На сегодняшний день, собственник участка может воспользоваться лесной амнистией, если: в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта РФ, этот участок относится к категории земель лесного фонда, и при этом в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами он отнесен к иной категории земель.

Важно сказать, чтона землях лесного фонда почти ничего строить нельзя. То есть дом, возведенный на таком участке, может получить статус самовольной постройки. Однако, это не всегда умышленное нарушение.

Часто возникают ситуации, когда люди, начиная строительство, даже не знали, что их земля по данным ГЛР находится в границах лесничества или лесопарка, и что строительство незаконно.

  1. Участки, попадающие под «Лесную амнистию».

Итак, расскажем какие именно участки могут попасть под применение «лесной амнистии».

  1. Земельные участки, которые были предоставлены гражданам до 08.08.2008 для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества, личного подсобного и дачного хозяйства.

Такой участок, по данным ГЛР или лесного плана субъекта, может находиться в границах земель лесного фонда и даже может иметь категорию «земли лесного фонда». Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – Закон № 280-ФЗ) позволяет присвоить им категорию «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения».

  1. Участки, на которых расположены объекты недвижимости, не предназначенные для нужд лесопользования, и право собственности на которые зарегистрированы до 01.01.2016.

Образование и постановка таких участков теперь должны осуществляться в обычном порядке на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (при наличии пересечения действует статья 60.2 Федерального Закона от 13.07.2015 №218-ФЗ (далее – Закон № 218-ФЗ)).

Исключение составляют земельные участки, которые попадают в границы населенных пунктов, подлежащих созданию на месте старых лесных поселков и военных городков. Они должны быть переведены в категорию «земли населенных пунктов» на основании решений уполномоченных органов власти.

  1. Земли, попадающие в границы лесничеств и лесопарков, но, по данным ЕГРН и (или) правоустанавливающих документов, имеют нелесную категорию.

В этом случае сведения ЕГРН получают приоритет перед данными ГЛР и лесного плана (согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона №172-ФЗ (далее – Закон № 172-ФЗ), пункту 4 статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ).

Это актуально для земельных участков, которые были поставлены на государственный учет декларативно и требуют уточнения границ. Ранее было невозможно выполнить межевание и внести в ЕГРН сведения о границах, несмотря на наложение на лесную территорию.

ВАЖНО! В каждом правиле есть исключения. В данном случае это земельные участки, которые на основании каких-либо данных могут иметь категорию «земли промышленности» или «земли особо охраняемых природных территорий», а так же сельскохозяйственные участки, которые используются не по назначению. В перечисленных случаях участок попадает под «лесную амнистию» с рядом существенных оговорок и только в случае, если права на такие участки не будут своевременно оспорены Рослесхозом.

В письме Минэкономразвития России от 15.09.2017 № 26268-ВА/Д23и установлен абсолютный приоритет данных ЕГРН перед сведениями ГЛР.

Общее правило «лесной амнистии» о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности участка к определенной категории земель не распространяется на земли:

  • относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ, при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, который подтверждает факты неиспользования таких земель по целевому назначению или их использования с нарушением законов РФ (ч.6 ст. 14 Закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ).
  • относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
  • расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия.

  1. Основные проблемы.

Думаем, что стоит сказать о том, что на сегодняшний момент, основными проблемами, с которыми предстоит «лесной амнистии» столкнуться это:

  • низкое качество землеустроительных документов, «задвоенность» государственного кадастрового учета, соответственно сведений ЕГРН;
  • границы и площади земель лесного фонда определены декларативно (отсутствуют финансовые средства для проведения работ по постановке на учет объектов лесоустройства);
  • органы, уполномоченные на управление лесным фондом, не согласовывают генеральные планы, так как считает, что муниципалитеты включают лесной фонд в границы населенных пунктов;
  • утрата государством права собственности на земли лесного фонда, которые ранее были незаконно предоставлены гражданам и юридическим лицам.

Порядок устранения пересечения земель и земельных участков с лесами.

Необходимо сказать, что за последнее время произошли большие изменения. Если раньше с заявлением о применении «лесной амнистии» можно было обратиться только в территориальные органы лесного хозяйства Российской Федерации, при этом процедура занимала 4-6 месяцев (процесс рассмотрения заявления, сбор информации, специальные комиссии) занимал в среднем от 4 до 6 месяцев, то в 2019 году за применением «лесной амнистии» обращаются как за госуслугой.

Итак, расскажем на примере.

Вы получаете выписку из ЕГРН о Вашем участке (при условии, что он поставлен на государственный кадастровый учет и сведения о его границах имеются в ЕГРН) вы обнаружили сведения о границах лесных участков, лесничеств, лесопарков, то устранение такого пересечения может быть произведено в порядке, который предусмотрен статьей 60.2 Закона № 218-ФЗ, и компетентным органом в данной ситуации будет являться Росреестр (орган регистрации прав).

Если же возникла ситуация, когда сведения о границах лесных участков, лесничеств, лесопарков в ЕГРН отсутствуют, то с целью устранения противоречия между сведениями ЕГРН и ГЛР, то обращаться необходимо в орган субъекта Российской Федерации, который уполномочен на ведение ГЛР.

Следовательно, в зависимости от ситуации в орган регистрации прав возможно обратиться с заявлением:

  • о государственной регистрации права;
  • о постановке на государственный кадастровый учет земельного;
  • об уточнении местоположения границ земельного участка;
  • об устранении реестровой ошибки в порядке, предусмотренном статьей 61 Закона № 218-ФЗ.

До 1 января 2023 года орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений должен привести сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН.

При этом положения статьи 14 Закона № 172-ФЗ о приоритете сведений ЕГРН над сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, являются нормами прямого действия. Отказ от их применения со ссылкой на необходимость внесения изменений в ГЛР не допускается, равно как и создание каких-либо препятствий для осуществления права собственности на соответствующий земельный участок. Соответствующие действия и решения органов власти (к примеру, включение в градостроительный план участка сведений о пересечении земельного участка с землями лесного фонда или отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка), могут быть оспорены в судебном порядке.

Из этого следует, что правообладатель может не предпринимать никаких действий, направленных на внесение изменений в ГЛР. Внесение соответствующих изменений в указанный реестр будет произведено до 2023 года органом лесного хозяйства соответствующего субъекта РФ в рамках его плановой работы (при уточнении границ лесных участков, установлении границ лесничеств и лесопарков).

В соответствии с частью 6 статьи 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в редакции Закона № 280-ФЗ) сведения о лесных участках, которые внесены в ГЛР, исключаются из такого реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений (и на основании заявления заинтересованного лица, в том числе) если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

1) сведения о таких лесных участках не внесены в ЕГРН;

2) границы таких лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Исходя из вышеуказанного, правообладатель также может обратиться в орган лесного хозяйства соответствующего субъекта Российской Федерации с заявлением о внесении изменений в ГЛР на основании статьи 14 Закона № 172-ФЗ, частью 6 статьи 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и пункта 7 статьи 10 Закона № 280-ФЗ. К заявлению необходимо приложить расширенную выписку из ЕГРН о земельном участке (в которой должна быть отражена история возникновения и перехода прав на земельный участок), в которой указаны сведения о местоположении его границ.

Обращаем внимание, что Закон № 280-ФЗ не регулирует процедуру и сроки принятия решений о корректировки ГЛР по таким заявлениям. Он лишь устанавливает предельный срок, в течение которого ГЛР должен быть приведен в соответствии с ЕГРН (Напомним, что это 01.01.2023).

В связи с этим субъекты Российской Федерации, исходя из местных условий, определяют порядок ведения соответствующей работы самостоятельно, в том числе с учетом поступающих заявлений правообладателей. Отказ органа лесного хозяйства субъекта РФ в удовлетворении заявления правообладателя о приведении ГЛР в соответствие с ЕГРН может быть может быть обжалован в суде. Также рекомендуем уведомить об этом Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (с приложением копий всех документов и переписки), который ведет учет случаев отказа уполномоченных органов в применении Закона № 280-ФЗ с целью обсуждения таких случаев на очередном заседании рабочей группы по осуществлению контроля за реализацией данного федерального закона.

4. Особенности «лесной амнистии»

  1. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ, в редакции Закона № 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами этот участок отнесен к другой категории земель, то отдается предпочтение сведениям, содержащимися в ЕГРН. Данное правило применяется в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

В соответствии с частью 3 статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ, в редакции Закона № 280-ФЗ, границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года.

Таким образом, применение правил Закона № 280-ФЗ связывается с фактом возникновения до 1 января 2016 года права на спорный земельный участок у любого частного лица: актуального правообладателя или любого его предшественника.

  1. Отметим также, что в силу части 5 статьи 10 Закона № 280-ФЗ граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу Закона № 280-ФЗ (11.08.2017), вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Закона № 172-ФЗ. Правилами статьи 14 Закона установлена приоритетность сведений о категории земельного участка, содержащихся в ЕГРН, правоустанавливающих документах, перед сведениями ГЛР. Указанный иск может быть подан гражданином в течение одного года со дня вступления в силу Закона № 280-ФЗ.
Читайте также:  Втб терминал горячая линия

Таким образом, Законом № 280-ФЗ положениям статьи 14 Закона о переводе земель придана обратная сила с целью обеспечения принципа справедливости и восстановления прав тех граждан, земельные участки которых не были бы были истребованы, если бы суды рассматривали соответствующее дело после вступления Закона № 280-ФЗ в силу. При этом законность и обоснованность ранее вынесенного судебного акта не затрагивается.

Следует также иметь в виду, что требование, основанное на части 5 статьи 10 Закона № 280-ФЗ, может быть предъявлено только в том случае, если «права на земельный участок прекращены в соответствии со вступившим в силу судебным актом». Если данное условие (гипотеза нормы) не выполняется рассматриваемое положение Закона № 280-ФЗ неприменимо.

утрата государством права собственности на земли лесного фонда, которые ранее были незаконно предоставлены гражданам и юридическим лицам.

Оформление земельного участка по дачной амнистии 2020

Дачная амнистия на земельные участки действует бессрочно, если надел был выдан до 30.10.2001 года (далее вступил в силу Земельный кодекс России) в бессрочное пользование или пожизненное наследуемое владение.

Чтобы приватизировать такую землю, не нужно тратить средства на выкуп её у государства. Наделы передают в собственность бесплатно согласно ФЗ №137от 25.10.2001 года.

Предполагаемому хозяину участка следует пойти в МФЦ со следующим списком документов:

  • правоустанавливающий документ на участок;
  • выписка из учётная книги поселения или др.

Также Вы заполняете заявление о регистрации права собственности и оплачиваете пошлину в размере 350 рублей.

сам дом не должен быть предназначен для последующего раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

«Лесная амнистия» и как ей воспользоваться

11 августа 2017 года вступил в силу Федеральный Закон от 29 июля 2017 года №280-ФЗ, который в обиходе получил название «Закон о лесной амнистии». В чем заключается «лесная амнистия» и как ей воспользоваться, согласно принятому Закону? Об этом поясняет Начальник отдела обработки документов и обеспечения учетных действий №1 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кировской области Балезина Елена Ивановна.

Положения «лесной амнистии» обеспечивают защиту прав граждан на объекты недвижимости, но в тоже время сохраняют существующие механизмы сохранения лесов и территорий, представляющих наибольшую экологическую ценность.

В первую очередь «лесная амнистия» предусматривает алгоритм действий, когда земли граждан на бумаге оказались в лесном фонде. В соответствии с положениями Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории. Каждый земельный участок может относиться только к одной категории земель. Однако применительно к землям лесного фонда данный принцип соблюдается не в полной мере. Порой в территорию лесных участков включены дороги, водные объекты, населенные пункты, садоводческие и дачные товарищества.

Согласно «лесной амнистии» сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) являются приоритетными по отношению к сведениям, содержащимися в лесном реестре. На практике это означает, что если по сведениям лесного реестра участок относится к землям лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН – к иной категории земель, то категория земель определяется в соответствии со сведениями ЕГРН.

Однако для применения этого правила необходимо, чтобы право на земельный участок возникло до 1 января 2016 года. При этом из под действия «Закона о лесной амнистии» выведены требующие особой защиты земли особо охраняемых природных территорий, незастроенные земли промышленности и неиспользуемые или используемые с нарушением законодательства земли сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, «Закон о лесной амнистии» до 1 января 2023 года не требует согласования границ земельных участков, предназначенных для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, для индивидуального жилищного строительства, со смежными лесными участками. Однако согласование границ не требуется только в случае, если земельный участок был предоставлен гражданину до 8 августа 2008 года, либо был образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года гражданину или некоммерческому объединению граждан для указанных целей. Указанное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года.

Помимо этого « лесная амнистия» уточняет процедуру согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Не допускается отказ в согласовании схемы в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, если на таком образуемом участке расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в ЕГРН, и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. Отказ в согласовании схемы возможен только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков.

Кроме того, согласование схемы расположения земельного участка не требуется в случаях образования нового земельного участка из земель, которые находятся в государственной собственности и расположены в границах населенного пункта либо в границах территориальных зон, расположенных за границами населенного пункта, разрешенное использование которых не связано с использованием лесов.

В заключение хотелось бы отметить, что «лесная амнистия» находится на особом контроле, в том числе в Государственной Думе РФ. Для проведения проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с лесным реестром к лесным, а по сведениям ЕГРН – к землям иных категорий, созданы межведомственные рабочие группы. В состав таких групп включены представители различных ведомств, в том числе Рослесхоза, Росреестра и Росимущества. В особых случаях на заседаниях межведомственных групп приглашаются представители прокуратуры и МВД России.

Однако применительно к землям лесного фонда данный принцип соблюдается не в полной мере.

Лесная амнистия в 2020 году

Мы подготовили для вас ответы на часто задаваемые вопросы.

Обращаясь за помощью на сайт леснаяамнистия.рф , постарайтесь дать нам минимально необходимую информацию для рассмотрения и правильной квалификации ситуации: кадастровый номер земельного участка, о котором идет речь, дате его постановки на кадастровый учет, уточнены ли его границы по данным ЕГРН, из какого источника стало известно о пересечении участка с землями лесного фонда (от органа регистрации прав, из выписки из ЕГРН, от органов лесного хозяйства и др.).

Ответ на вопрос зависит от ситуации. Прежде всего можно ориентироваться на то, из какого источника Вами получены сведения о пересечении принадлежащего Вам земельного участка с лесным фондом.

Если сведения о границах лесных участков, лесничеств, лесопарков внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), о чем Вы узнаете, получив выписку из ЕГРН о Вашем участке (при условии, что он поставлен на кадастровый учет и сведения о его границах имеются в ЕГРН), то устранение такого пересечения может быть произведено в порядке, предусмотренном статьей 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», и компетентным органом будет являться орган регистрации прав (Росреестр).

Если сведения о границах лесных участков, лесничеств, лесопарков в ЕГРН отсутствуют, то с целью устранения противоречия между сведениями ЕГРН и государственного лесного реестра, целесообразно обращаться в орган субъекта Российской Федерации, уполномоченный на ведение государственного лесного реестра.

Если в ЕГРН имеются сведения (земельный участок поставлен на кадастровый учет и/или право на него зарегистрировано) как о земельном участке, принадлежащем частному лицу, так и о лесном участке (лесничестве, лесопарке) и их границы пересекаются между собой по данным ЕГРН, то для устранения данного пересечения подлежат применению положения статьи 60.2 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Как следует из указанной статьи, орган регистрации прав вправе устранить пересечения, внеся изменения в описание границ лесного участка (в том числе, снять лесной участок с кадастрового учета), лесничества, лесопарка при проведении одной из следующих процедур, предусмотренных Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»: государственной регистрации права на земельный участок, государственном кадастровом учете земельного участка, (часть 2 статьи 60.2 Закона), государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка, (часть 1 статьи 60.2 Закона), устранении реестровой ошибки (часть 4 статьи 60.2 Закона).

Таким образом, в зависимости от ситуации в орган регистрации прав возможно обратиться с заявлением (1) о государственной регистрации права (в том числе в связи с переходом права к другому лицу), (2) о постановке на кадастровый учет земельного участка (если его кадастровый учет не произведен ранее), (3) об уточнении границ земельного участка (если земельный участок поставлен на кадастровый учет и при наличии оснований, предусмотренных статьей 43 Закона) либо (4) с заявлением об устранении реестровой ошибки в порядке, предусмотренном статьей 61 Закона.

В соответствии с частью 7 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – Закон № 280-ФЗ) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2023 года приводит сведения государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН. При этом положения статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» о приоритете сведений ЕГРН над сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, являются нормами прямого действия. Отказ от их применения со ссылкой на необходимость внесения изменений в государственный лесной реестр (далее – ГЛР) не допускается, равно как и создание каких-либо препятствий для осуществления права собственности на соответствующий земельный участок. Соответствующие действия и решения органов власти (например, отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка, включение в градостроительный план земельного участка сведений о пересечении земельного участка с лесным фондом) могут быть оспорены в судебном порядке.

В связи с этим правообладатель может не предпринимать никаких действий, направленных на внесение изменений в ГЛР. Внесение соответствующих изменений в указанный реестр будет произведено до 2023 года органом лесного хозяйства соответствующего субъекта РФ в рамках его плановой работы (при уточнении границ лесных участков, установлении границ лесничеств и лесопарков).

В соответствии с частью 6 статьи 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в редакции Закона № 280-ФЗ) сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН;

2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Таким образом, правообладатель также может обратиться в орган лесного хозяйства соответствующего субъекта РФ с заявлением о внесении изменений в ГЛР на основании статьи 14 Федерального закона 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», частью 6 статьи 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и пункта 7 статьи 10 Закона № 280-ФЗ. К заявлению рекомендуется приложить расширенную выписку из ЕГРН о земельном участке (должна быть отражена история возникновения и перехода прав на земельный участок), в которой указаны сведения о местоположении его границ.

Обращаем внимание, что Закон 280-ФЗ не регулирует процедуру и сроки принятия решений о корректировки ГЛР по таким заявлениям. Он лишь устанавливает предельный срок, в течение которого ГЛР должен быть приведен в соответствии с ЕГРН (1 января 2023 года). В связи с этим субъекты Российской Федерации, исходя из местных условий, самостоятельно определяют порядок ведения соответствующей работы, в том числе с учетом поступающих заявлений правообладателей. Отказ органа лесного хозяйства субъекта РФ в удовлетворении заявления правообладателя о приведении ГЛР в соответствие с ЕГРН может быть может быть обжалован в суд. Также рекомендуем уведомить об этом Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (с приложением копий всех документов и переписки), который ведет учет случаев отказа уполномоченных органов в применении Закона № 280-ФЗ с целью обсуждения таких случаев на очередном заседании рабочей группы по осуществлению контроля за реализацией данного федерального закона.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в редакции Закона № 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется (за исключением случаев, специально поименованных в данной статье) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН. Данное правило применяется в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года. В соответствии с частью 3 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в редакции Закона № 280-ФЗ границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года.

Таким образом, применение правил Закона № 280-ФЗ связывается с фактом возникновения до 1 января 2016 года права на спорный земельный участок у любого частного лица: актуального правообладателя или любого его предшественника.

Положения Закона № 280-ФЗ, устанавливающие приоритет сведений ЕГРН о категории земельного участка над сведениями ГЛР, являются нормами прямого действия и подлежат применению независимо от факта внесения соответствующих изменений в ГЛР. В связи с этим полагаем, что при наличии в ЕГРН сведений об отнесении земельного участка к землям населенных пунктов отказ в выдаче ГПЗУ, отражение в ГПЗУ сведений о наличии пересечения с лесным фондом, учет в градостроительном регламенте информации о таком пересечении, истребование согласования с органом лесного хозяйства для выдачи разрешения на строительство и т.п. вступают в противоречие с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Читайте также:  Обязателен или нет колдоговор?

Соответствующие действия и решения органов власти могут быть обжалованы в судебном порядке.

Положения Федерального закона № 280-ФЗ устанавливают приоритет сведений ЕГРН, правоустанавливающих, правоудостоверяющих документов на земельные участки над сведениями ГЛР, в случае если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года, за исключением следующих случаев:

  • земельные участки расположены в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
  • земельные участки относятся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
  • земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 10 Закона № 280-ФЗ граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу Закона № 280-ФЗ (11 августа 2017 года), вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон о переводе земель). Правилами статьи 14 Закона о переводе земель установлена приоритетность сведений о категории земельного участка, содержащихся в ЕГРН, правоустанавливающих документах, перед сведениями ГЛР. Указанный иск может быть подан гражданином в течение одного года со дня вступления в силу Закона № 280-ФЗ.

Таким образом, Законом № 280-ФЗ положениям статьи 14 Закона о переводе земель придана обратная сила с целью обеспечения принципа справедливости и восстановления прав тех граждан, земельные участки которых не были бы были истребованы, если бы суды рассматривали соответствующее дело после вступления Закона № 280-ФЗ в силу. При этом законность и обоснованность ранее вынесенного судебного акта не затрагивается.

Следует также иметь в виду, что требование, основанное на части 5 статьи 10 Закона № 280-ФЗ, может быть предъявлено только в том случае, если «права на земельный участок прекращены в соответствии со вступившим в силу судебным актом». Если данное условие (гипотеза нормы) не выполняется рассматриваемое положение Закона № 280-ФЗ неприменимо.

Формулировка исковых требований обозначена в самом тексте закона как иск о признании права. В соответствии с процессуальным законодательством это не препятствует заявлению истцом дополнительных исковых требований, если истец полагает это необходимым исходя из конкретных обстоятельств дела, а также с целью обеспечения исполнимости судебного акта.

Поскольку в соответствии с действующим законодательством земельные участки из состава земель лесного фонда относятся к исключительной федеральной собственности, а также с учетом части 4 статьи 10 Закона № 280-ФЗ и постановления Правительства РФ от 07.10.2017 № 1223 «О внесении изменения в Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства» полагаем, что в качестве ответчика по такого рода делам должна выступать Российская Федерация в лице Рослесхоза независимо от отсутствия государственной регистрации права Российской Федерации на спорный земельный участок.

Необходимо отметить, что Законом № 280-ФЗ возможность признания в судебном порядке прав на объекты недвижимого имущества, которые были прекращены на основании судебных актов до 11 августа 2017, предусмотрена только для физических лиц.

2004 172-ФЗ О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.

“Лесная амнистия” как решение проблемы спорных земель

21 июля Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о так называемой лесной амнистии, который позволит, в частности, легализовать участки, находящиеся на землях лесного фонда.

В законе были учтены предложения Общероссийского народного фронта (ОНФ) по запрету проведения “лесной амнистии” на особо охраняемых природных территориях, а также о проведении компенсационного лесовосстановления.

Законопроект вызывал острые дискуссии не только среди депутатов. В чем он заключается, почему был предложен и какие аргументы выдвигали его сторонники и противники — в материале ТАСС.

Законопроект вызывал острые дискуссии не только среди депутатов.

«Лесная амнистия» в Подмосковье: как изменить статус земли

Источник: Фотобанк Московской области , Александр Кожохин

Целью «лесной амнистии» является приведение в порядок земельного статуса тех территорий, по которым данные из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) противоречат данным из государственного лесного реестра. При этом сведения из ЕГРН становятся приоритетными, если соблюдаются определенные условия. Для Московской области «лесная амнистия» не менее актуальна, чем для других регионов России. О том, какие документы нужно собрать для утверждения нового статуса земли, и на какие территории «лесная амнистия» не распространяется, читайте в материале портала mosreg.ru.

Кто может подать заявление о пересмотре статуса земли

Источник: ©, pixabay.com

Механизм «лесной амнистии» был запущен в 2017 году в связи с вступлением в силу Федерального закона № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Владельцы земельных участков, права которых (или права предыдущих правообладателей) возникли до 1 января 2016 года, могут подать заявление на амнистию. Принадлежность такого участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями ЕГРН (при их отсутствии в соответствии с правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки). При этом важно, чтобы данные участки не относились к следующим категориям земель:

  • землям, расположенным в границах особо охраняемых природных территорий или территорий объектов культурного наследия;
  • землям обороны, безопасности, промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, или землям иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
  • землям, относящимся к землям сельхозназначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». При этом у уполномоченного органа должны быть сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающие факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства.

В результате орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания площади лесного участка и местоположения его границ, чтобы исключить их пересечение.

Что касается земельных участков, предоставленных до 8 августа 2008 года, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и эксплуатации жилого дома, то орган регистрации прав вносит в ЕГРН изменения для отнесения такого земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения либо к категории земель населенных пунктов.

Порядок получения услуги

Источник: Министерство энергетики Московской области

Услугу можно получить на портале государственных и муниципальных услуг Московской области.

Для получения госуслуги необходимо:

– в разделе «Земля и стройка» подразделе «Оформление земельных участков» найдите услугу «Приведение в соответствие сведений ГЛР и ЕГРН».

– заполнить формы и приложите документы правообладателя.

Через 10 дней в личном кабинете можно проверить статус оказания услуги.

Сроки «лесной амнистии» в Подмосковье

Источник: Министерство потребительского рынка и услуг Московской области

В соответствии с Федеральным законом сведения государственного лесного реестра должны быть приведены в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости до 1 января 2023.

Целью лесной амнистии является приведение в порядок земельного статуса тех территорий, по которым данные из Единого государственного реестра недвижимости ЕГРН противоречат данным из государственного лесного реестра.

Лесная амнистия: облегчение или новый виток старой проблемы

Закон о «лесной амнистии» поставит точку в спорах между Рослесхозом и владельцами участков леса под застройку. В приоритете оказываются интересы собственников, однако под угрозой оказывается сохранение лесов — речь идет о миллионах гектаров.

В марте Государственная дума будет обсуждать законопроект о так называемой «лесной амнистии». Сейчас участки лесного фонда перемежаются с землями других категорий, чаще всего населенных пунктов. Из-за двойного статуса и двойственного назначения таких земель возникают многочисленные споры, чаще всего встает вопрос о застройке спорных территорий, которые одновременно могут значиться и в Едином Государственном реестре недвижимости (ЕГРН), и в лесном реестре.

В чем заключается амнистия? Если закон все-таки примут, то, по замыслу, он должен поставить точку в спорах с пересечением границ лесных участков с земельными участками других категорий. Сведения ЕГРН и правоустанавливающих документов на землю будут иметь приоритет перед лесным реестром. Владельцы земельных участков, расположенных на территории лесного фонда (и предоставленных для иных целей, нежели лесопользование), смогут исключить площадь своего земельного участка из состава «лесных» земель, передвинув их границы.

Парадокс, но с точки зрения закона сокращение площади лесопарковых и зеленых зон, городских лесов не считается уменьшением их площади. Оговорка противоречит законам физики, но без нее не обойтись, потому что иначе сокращение зеленых насаждений противоречит региональному законодательству, либо каждый раз требуется компенсационное озеленение.
То, что учитываются интересы приобретателей земельных участков — это, безусловно, плюс законопроекта. Но есть и существенный минус. Законопроект отказывается от охраны лесов в пользу интересов частных лиц. Обстоятельства приобретения земельных участков не учитываются вовсе, а вопрос добросовестности приобретателей земельных участков остается за кадром. И непонятно, почему правовая определенность и достоверность реестра недвижимости считается большей ценностью, нежели сохранение лесов.

Площади пересечения земельных и лесных участков огромны — миллионы гектаров. Оценить масштабы проблемы сложно, поскольку наложение участков не очевидно. Подавляющая площадь лесов не поставлена на кадастровый учет. Кроме того, границы лесов определяются отнюдь не границами земельных участков, на которых они расположены, а материалами лесоустройства, которые не вносятся в кадастр, и, тем более, отсутствуют в открытом доступе.

В результате, местная администрация может ошибочно распорядиться какой-либо территорией, не считая ее лесом. Такие случаи не редкость, особенно, когда информацию об участке проверяют формально, не вдаваясь в детали. Установить наложение можно только во взаимодействии с Рослесхозом, при участии кадастровых инженеров и других специалистов, которые разбираются в лесоустройстве.

Раньше практика разрешения спорных ситуаций была ровно противоположной — приоритет имел государственный лесной реестр. Если выяснялось, что земельный участок накладывается на лесной, то сделка по его отчуждению в частную собственность либо в аренду признавалась недействительной. Во-первых, потому, что лесные участки ограничены в обороте, во-вторых — строительство на них запрещено (за исключением ряда специальных объектов, например, объектов лесного хозяйства, линейных объектов), в–третьих — местная администрация не вправе распоряжаться такими участками.

Казалось бы, с принятием закона все спорные ситуации должны разрешаться в пользу владельцев земельных участков. Но не все так однозначно. Законопроект предусматривает, что получение правоустанавливающих документов на земельный участок, не лишает заинтересованное лицо права оспаривать в судебном порядке законность возникновения прав на него.

Наличие правоустанавливающих документов и сведений ЕГРН о том, что земельный участок не входит в границы лесного фонда, никак не влияет на возможность оспаривать права на него. Поэтому данный закон едва ли можно назвать амнистией. Неизбежно возникнет ситуация, когда противоречия будут устранены в связи с приоритетом ЕГРН по отношению к лесному реестру, но только до судебного разбирательства. Каким образом будет складываться судебная практика после принятия закона, предугадать трудно, поскольку закон никак не определяет критерии разрешения подобных споров.

В любом случае, законопроект не обеспечивает ни достоверности реестра, ни сокращения числа судебных споров.

Для гармонизации сведений ЕГРН и лесного реестра качественным решением проблемы стала бы переработка всей накопленной лесоустроительной документации (кстати, значительная ее часть относится еще к советскому периоду), привязка границ лесов к координатам по спутниковой системе и публичный доступ к такой информации. Это позволит не только выявить спорные территории, но и решить проблему на будущее.

Но при том, что ни у кого нет реальной материальной заинтересованности в таком проекте — ведь осуществление потребовало бы колоссальных людских, временных и денежных ресурсов, вряд ли стоит надеяться на какие-то перемены в ближайшем будущем.

Каким образом будет складываться судебная практика после принятия закона, предугадать трудно, поскольку закон никак не определяет критерии разрешения подобных споров.

Что такое дачная амнистия?

Дачной амнистией называют законы, которые каким-то способом упрощают оформление документов на жилой дом или участок. Но словосочетание одно, а работают поправки по-разному . Они могут касаться только земельных участков, отмены разрешений на строительство или узаконивания домов только по техплану.

Вот несколько дачных амнистий, о которых мы рассказывали:

И вот появился еще один закон, который тоже назвали дачной амнистией. Он изменил не только градостроительный кодекс, который устанавливает порядок оформления домов на участках, но и правила регистрации недвижимости. Чтобы вам не изучать эти сложные документы, мы во всем разобрались.

Пока люди разбирались с новым порядком, срок амнистии закончился.

Юридическая помощь в судах
  • Представительство в суде и арбитражном суде
    • Представительство в суде (арбитражном суде) по гражданским делам
    • Представительство в суде (арбитражном суде) по земельным делам
    • Представительство в суде по жилищным делам
    • Представительство в суде по трудовым спорам
    • Представительство в суде (арбитражном суде) по спорам о недвижимости
    • Представительство в суде (арбитражном суде) по обжалованию действий органов власти
    • Представительство в суде (арбитражном суде) по взысканию задолженности
    • Представительство в суде по защите прав потребителей
  • Составление документов для суда
    • Составление исковых заявлений и отзывов в суд и арбитражный суд
    • Составление апелляционных и кассационных жалоб в суд и арбитражный суд
    • Исковые заявления и жалобы по “лесной амнистии”

Составление и проверка договоров.

«Лесная амнистия» закончилась не начавшись

Зачем принимать закон, если нет базы для его исполнения

24.10.2017 в 19:53, просмотров: 17170

Читайте также:  Расходный кассовый ордер: образец заполнения

Закон о «лесной амнистии» Госдума приняла в начале лета — в последний день весенней сессии. По мысли депутатов, он открывал возможности для легализации незаконно приобретенных участков леса. Из-за этого вокруг него было много споров.

Прошло четыре месяца, и депутаты решили выяснить, как отразилась «лесная амнистия» на ситуации с собственностью на землю: много ли государство потеряло за это время лесов?

Оказалось, практически не потеряло. Владельцы пересекающихся с лесом участков не торопятся их оформлять, а у тех, кто пытается, получается плохо. Закон, ради которого правительство выкручивало депутатам руки, фактически не работает.

Суть «лесной амнистии» незамысловата. Если земельный участок в госреестре накладывается на участок леса, пересекающиеся гектары и сотки автоматически закрепляются за земельным участком, а не за лесным. Спорный статус пересечения, не позволяющий владельцу распоряжаться своей землей, таким образом, снимается.

Закон о «лесной амнистии» был внесен в Госдуму правительством. Комитет по экологии, Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, ОНФ сопротивлялись. Не хотели его принимать, опасаясь массовых злоупотреблений.

Но правительство нажало, и в начале лета закон был принят, но с оговоркой: депутаты поклялись следить за его исполнением.

И вот вчера в Госдуме прошли первые парламентские слушания, целиком посвященные вопросам реализации «лесной амнистии». Заместитель председателя Госдумы Ольга Тимофеева озвучила цифры по стране: на 377 тысяч пересечений с лесными участками всего 52 случая применения «лесной амнистии», которая принималась именно для того, чтоб эти пересечения снять.

Закон то есть не реализуется. Почему? Потому что нет базы для его реализации.

Чтобы создать базу, нужно установить границы лесных участков и внести их в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Сейчас внесено только 25% лесов. А в некоторых регионах, в Иркутской области например, всего 9%. Чтобы провести эту работу, нужны дополнительные средства. Немаленькие. По словам Ольги Тимофеевой, требуется 6,9 млрд руб., но в бюджете на 2018 год эти деньги не выделены: «Правительство нас торопило. Но по факту само оказалось не готово». Мало того, информация о новом законе до людей не доведена. Даже лесничие не знают, что принята «лесная амнистия». Не разработан механизм урегулирования споров. Суды, решая споры о наложениях, принимают противоречивые решения.

Директор департамента недвижимости Министерства экономического развития Алексей Бутовецкий выступил на слушаниях от правительства. «Подано всего 142 заявления на всю страну, чтоб узаконить права на участок, — сказал он. — Нет массового обращения».

Из его выступления следовало, что депутаты напрасно нервничают, Минэкономразвития все сделало, что должно было, а если какие-то проблемы на местах, то с каждым случаем надо разбираться отдельно.

Заместитель руководителя Рослесхоза Анастасия Винокурова сказала, что на определение границ лесных участков в масштабах страны требуется не 7 млрд руб., как считает Ольга Тимофеева, а 11,7 млрд и большая разъяснительная работа.

После выступлений руководителей слово на слушаниях дали простому человеку — Татьяне Владимировне Мироновой, владелице дачи в Подольском районе. Ее земельный участок как раз накладывается на соседний лесной участок, и она с ним мучается, не может оформить. И вот сейчас, когда уже принята «лесная амнистия» — специально для таких людей, как она, чтоб разрешить их проблемы, — Татьяна Владимировна обратилась в Росреестр, чтоб участок оформили по новому закону. И что вы думаете? Она получила отказ. На том основании, что ее участок пересекается с лесом.

Зачем нужно было во что бы то ни стало принимать закон, если нет никаких возможностей для его исполнения? На вчерашних парламентских слушаниях этот вопрос витал в воздухе.

Но вслух его никто не задал. Поэтому задаем мы, но ответа не ждем. Потому что ответа в нашей системе госуправления, похоже, не знает никто.

Лучшее в “МК” – в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram

Опубликован в газете “Московский комсомолец” №27530 от 25 октября 2017 Тэги: Суд, Экология Персоны: Ольга Тимофеева Организации: Правительство РФ Минэкономразвития

Закон о лесной амнистии был внесен в Госдуму правительством.

Лента новостей

  • 16:24 Мишустин: пик заболеваемости коронавирусом в России пройден
  • 16:08 Суд оставил в СИЗО на три месяца еще одного фигуранта дела хабаровского губернатора
  • 15:52 Путин 16 июля в Крыму примет участие в церемонии закладки боевых кораблей
  • 15:18 Европейский суд отменил решение ЕК о рекордном штрафе Apple в €13 млрд
  • 14:44 Голунов подал иск на 5 млн рублей к задержавшим его полицейским
  • 14:10 Песков: президент не предлагал отложить шествие «Бессмертного полка»
  • 13:56 Матвиенко: ущерб за разлив топлива в Норильске должны возместить акционеры, а не бюджет
  • 13:45 Следствие намерено попросить домашний арест для замглавы «Почты России»
  • 13:22 Сбербанк и «Союзмультфильм» создают совместное предприятие
  • 13:09 В Москве арестовали подозреваемого в грабежах с помощью отравленного алкоголя
  • 12:48 За участие в испытаниях вакцины от COVID-19 добровольцам заплатят по 100 тысяч рублей
  • 12:22 Вован и Лексус предложили президенту Польши забрать украинский Львов
  • 12:18 Юлию Галямину оштрафовали на 200 тысяч рублей за одиночный пикет
  • 11:46 Уголовное дело возбуждено в Белоруссии после митингов
  • 11:10 Гендиректор «Титановой долины» отпущен из СИЗО под залог в 2,5 млн рублей
  • 10:55 В России COVID-19 за сутки заболели 6422 человека
  • 10:24 Сеченовский университет выписал первых добровольцев, испытавших вакцину от COVID-19
  • 09:54 «Почта России» прокомментировала задержание своего сотрудника
  • 09:25 Американская вакцина от COVID-19 показала хороший результат
  • 09:10 Милиция Белоруссии отпустила задержанных на митинге журналистов
  • 08:18 Вытекшее из трубопровода авиатопливо на Таймыре попало в два озера
  • 07:42 Пассажирский поезд протаранил товарный состав в Чехии
  • 07:11 США ввели санкции против Гонконга
  • 05:05 Китай наложит санкции на Lockheed Martin
  • 04:03 Помпео: США не позволят Пекину рассматривать Южно-Китайское море как свою морскую империю
  • 03:06 Великобритания запретила Huawei строить свою сеть 5G
  • 02:03 NBC News: производители слезоточивого газа в США получают неплохую прибыль
  • 01:01 СМИ: Ангела Меркель представила своего преемника
  • вчера, 23:59 Полиция раскрыла обстоятельства гибели актрисы Найи Риверы
  • вчера, 23:37 Арестованного в Германии диджея Казначеева могут отпустить под залог
  • вчера, 23:12 К делу Ефремова приобщили видео о предложении денег полицейскому
  • вчера, 22:39 Госдума разрешит трехдневное голосование на выборах
  • вчера, 22:11 Минсельхоз предложил уничтожать нелегальные сигареты
  • вчера, 21:43 Spotify официально откроется для россиян с 15 июля
  • вчера, 21:12 «Роскосмос» сообщил о начале работ по созданию ракеты нового поколения
  • вчера, 20:40 Минздрав отменил ковид-справки в санаториях
  • вчера, 20:08 Москва и Минск договорились по нефти и открытию границ
  • вчера, 19:41 В Госдуму внесли законопроект о запрете однополых браков
  • вчера, 19:11 Макрон призвал французов готовиться ко второй волне коронавируса
  • вчера, 19:04 Экс-вице-президент «Росгосстраха» получил восемь лет колонии за хищения более 8 млрд рублей
  • вчера, 18:41 Wizz Air запустит сразу четыре новых рейса в Италию из Петербурга
  • вчера, 18:07 Сбербанк начал расследование сексуального скандала
  • вчера, 17:36 Курские чиновники лишились квартальной премии за орфографические ошибки
  • вчера, 17:31 Для фигурантов дела «Нового величия» обвинение запросило от четырех лет условно до семи с половиной лет заключения
  • вчера, 17:13 Прокуратура отказалась от части обвинения в деле «Нового величия»
  • вчера, 17:02 Четыре станции «красной» ветки московского метро до 19 августа будут работать по особому графику
  • вчера, 16:28 Эндокринолог: коронавирус вызывает резкое повышение сахара в крови у пациента
  • вчера, 16:26 Фигурантам дела «Нового величия» повторно продлили содержание под стражей и домашний арест до 17 августа
  • вчера, 15:52 Навальный сообщил о вызове на допрос в Следственный комитет
  • вчера, 15:26 ЦБ РФ отозвал лицензию на осуществление банковских операций у Народного банка Тувы

Девелоперы и юристы придерживаются разных позиций.

Дачи вышли из леса

До сих пор такое приятное соседство приносило дачникам только неприятности и головную боль. Недвижимость таких граждан либо не регистрировалась по причине нахождения в границах лесного фонда, либо даже при наличии зарегистрированных прав собственности находилась под угрозой – ее могли отнять.

Права многих граждан на землю и постройки, которыми они пользовались десятилетиями, были прекращены.

Решить эту проблему призван новый закон, который родился благодаря решению Конституционного суда.

Высшая судебная инстанция страны запретила отнимать у людей сотки, граничащие с лесом. Так появился Закон N280-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель”.

Он принят в защиту собственников, чьи личные участки пересекаются с лесными. Воспользоваться “лесной амнистией” пока смогли немногие. По данным Росреестра, массовое применение нового закона ожидается в наступившем году.

Этот закон, как заявили корреспонденту “РГ” в минэкономразвития, призван защитить граждан от изъятия их недвижимости по причине того, что земельный участок находился в лесу.

Примеров мучений собственников в попытках зарегистрировать свои сотки из-за близости леса можно найти практически в каждом регионе страны. В Росреестре рассказали всего о нескольких случаях.

Так в Иркутской области человек попросил поставить участок на кадастровый учет. Ему отказали. Причина – пересечение границ его земли и лесного участка. Собственник попытался решить вопрос в суде, но его уговорили забрать заявление, потому как в регионе уже сложилась судебная практика и по аналогичным делам выносились только отказы. Но человеку повезло – грамотные люди его попросили подождать, когда на федеральном уровне будет принят соответствующий закон. Как только вступил в силу закон о “лесной амнистии”, участок поставили на кадастровый учет.

А в Псковской области есть другие примеры, когда “лесная амнистия” начала работать. Граждане попросили поставить на кадастровый учет свои наделы, которые раньше просто не регистрировали. Теперь одновременно с государственным кадастровым учетом местный орган регистрации прав внес изменения в описание местоположения и площади лесного участка, а также отправил уведомление в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

В этой области еще в трех случаях по результатам рассмотрения заявлений о кадастровом учете были обнаружены пересечения границ соток граждан с границами лесного участка. Поэтому одновременно с внесением изменения в сведения о границах участка принимались решение о государственном кадастровом учете в связи с изменением границ и площади лесного участка.

В Тюменской области тоже попросили поставить на кадастровый учет сотки “в связи с уточнением местоположения границ земельного участка”. Право собственности у предыдущего хозяина появилось еще в 1995 году. По местному документу – Правилам землепользования и застройки Тюмени, этот участок большей своей частью расположен в так называемой зоне “занятой городскими лесами, землями лесного фонда”. В этой зоне нет регламента для соток, которые выделили для садоводства и огородничества.

И в этом случае, рассматривая заявление, специалисты увидели пересечение границ участка с границами лесного участка. Поскольку участок был предоставлен гражданину для садоводства и огородничества до 08.08.2008, то по N280-ФЗ согласование местоположения границы с лесным участком не проводится. Так что в этом случае был применен новый закон и принято решение о кадастровом учете.

Похожая ситуация была и в Челябинской области. Там человек попросил об уточнении границ участка. И здесь увидели пересечение границ его надела и леса. Рассмотрение просьбы приостановили. Пока заявление лежало без движения, вступил в силу закон о лесной амнистии, предоставивший возможность гражданам, ставшим собственниками участков до 01.01.2016, установить границы своих соток, несмотря на имеющиеся пересечения с лесным участками. Итог – государственный кадастровый учет был возобновлен и сведения о границах участка были внесены в ЕГРН.

В Минэкономразвития России напомнили, что при подготовке и рассмотрении закона о “лесной амнистии” шли весьма оживленные споры. Далеко не все разделяли подход, заключающийся в приоритете сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) над сведениями Государственного лесного реестра (ГЛР). Противники приоритета высказывали опасение, что как только наступит “лесная амнистия”, граждане начнут массово незаконно присваивать лесные участки.

Но время показало, что боялись зря. Никакого уничтожения лесов из-за нового закона не наблюдается. Не подтвердились опасения и о том, что сразу после того, как “лесная амнистия” заработает, произойдет массовое расхищение и разбазаривание леса и будет происходить узаконивание неправомерных случаев завладения лесами.

На 1 декабря 2017 года по всей стране пока зафиксировано более 1,4 тысячи случаев применения “лесной амнистии”. В минэкономразвития утверждают, что за сухой статистикой стоят сохраненные у граждан построенные жилые дома, сады и огороды, за которыми они ухаживали десятилетиями.

Ведь до недавнего времени огороды могли быть легко изъяты по “формальным основаниям”. Слова, что такие основания являются именно “формальными”, не случайны. Ведь именно так охарактеризовал само по себе нахождение земельных участков в лесном фонде Конституционный суд Российской Федерации, говоря о невозможности изъятия земли у граждан в связи с нахождением их соток в лесном фонде.

В своих определениях от 21 сентября 2017 года Конституционный суд высказался и поддержал норму, заключающуюся в том, что главное в таких ситуациях – это права законных правообладателей земельных участков.

Алексей Бутовецкий, директор Департамента недвижимости Минэкономразвития России

– Реализация положений закона об устранении противоречий также зависит от грамотной организации работы на местах и от информированности граждан о возможностях нового закона. Положения закона прежде всего направлены на защиту прав добросовестных приобретателей объектов недвижимости, но в то же время предусматривают принципиально новые положения, направленные на защиту лесов, ранее не предусмотренные законодательством, что позволит исключить впредь возможность внесения в государственные реестры противоречащих сведений.

Несомненно, такие меры призваны укрепить и гарантировать защиту права собственности.

Росреестр разъяснил читателям “РГ” на реальном примере, как действовать садоводу, если отказ в постановке соток на кадастровый учет в прошлом уже был.

Гражданке принадлежит участок по договору купли-продажи от 2013 года. В декабре 2015 дама обращалась за проведением государственного кадастрового учета изменений границ принадлежащего ей участка. В марте 2016 года органом регистрации прав ей было отказано в просьбе. Причина – участок находится в границах лесного фонда. А вот 20.10.2017 границы этого участка были установлены на основании повторного заявления, после вступления в силу Закона N 280-ФЗ.

Итог – государственный кадастровый учет был возобновлен и сведения о границах участка были внесены в ЕГРН.

Добавить комментарий