Страхование груза при перевозке: как оформить

Стоимость

Цена на страховку груза формируется в зависимости от нескольких факторов:

  1. Какой вид перевозки выбран – перевозки водным транспортом страхуются по ставке выше, чем другие. Страховка авиаперевозки и смешанного типа перевозки может достигать 0.15% — 0.3%.
  2. Чем больше объем – тем выше страховка.
  3. Чем больше уникальных условий хранения и транспортировки, тем выше стоимость страховки.
  4. Чем дальше путь – тем выше цена. Также, при международной транспортировке учитывается состояние внутри стран отбытия и прибытия (риски, связанные с военными действиями, действиями пиратов и т.д.).
  5. Если нужно сопровождение или дополнительная охрана, стоимость также может быть повышена.
  6. Международные грузоперевозки дороже, чем перевозки внутри страны.
  7. Наличие большой франшизы может уменьшить стоимость страховки.
  8. Страховка регулярных перевозок дешевле, чем одноразовая.

Обычно страховая премия колеблется в диапазоне от 0.01%-0.3%.

Составление самого договора, как правило, берут на себя юристы это обеспечивает надежность и не-липовость соглашения.

Виды страхования для грузов

В первую очередь стоит рассмотреть страхование грузов в зависимости от способа транспортировки.

  • Авиаперевозок. Самолёты или вертолёты считаются самым безопасным видом транспорта, несмотря на довольно частые крушения. В такой транспортировке ценится скорость, ведь можно доставить груз из одной страны в другую за считаные часы. Для доставки товаров важны габариты грузов: самые большие из них не могут быть транспортированы по воздуху. Если во время перелёта имеется промежуточная станция для посадки, то высока вероятность кражи имущества. В этом случае и пригодится оформленная страховка;
  • Железнодорожных перевозок. Поезда считаются также безопасным видом транспорта. Аварии среди них происходят крайне редко. Бывает, что поезд сходит с рельсов или осуществляет ошибочные манёвры, приводящие к аварии. Вероятность их наступления настолько мала, что многие собственники имущества пренебрегают страхованием. Да и транспортируется поездом, чаще всего, товар, непривлекательный для воров (щебёнка, дровни, уголь и прочее);
  • Грузов, доставляемых водным транспортом. Минус данного вида доставки грузов – низкая скорость. К тому же многие товары могут быть испорчены попавшей на них морской водой. Даже в современном мире случаются случаи нападения пиратов на корабельное имущество, а потому страхование транспортировки грузов – возможность сохранить собственность. Кораблями удобно транспортировать крупногабаритные товары, а также при отсутствии возможности доставить груз иным способом;
  • Автоперевозок. Самый опасный вид транспорта – автомобили. Ежедневно на дорогах происходят тысячи аварий, которые приводят к неприятным последствиям. К тому же мошенники на трассах – нередкое явление. В результате столкновения с ними можно лишиться перевозимого груза. Сохранности автомобильных грузов уделяется особое внимание.

В зависимости от количества перевозок можно оформить два вида страховых полисов:

  • Покрывающий одну транспортировку. Если планируется только одна доставка, то можно оформить данный полис. Он поможет получить компенсацию, если при перевозке произойдёт страховой случай;
  • Возмещающий убытки во всех перевозках в течение ограниченного времени. Обычно такой полис оформляется на год. Сколько бы в течение 12 месяцев ни было транспортировок грузов – каждая из них застрахована в объёме перевозимых предметов. Договор на таких условиях обычно заключается компанией, деятельность которой связана с постоянной отгрузкой и доставкой товаров.

При оформлении полиса важно указать, какие риски будут застрахованы.

На основе их выбора полисы делятся на три категории:

  • С полным покрытием всего груза. Независимо от того, сколько тонн или штук товара транспортируется, каждая из единиц застрахована в полном объёме. Данный полис самый дорогостоящий. Чтобы подтвердить цену перевозимого груза, необходимо иметь при себе товарные чеки, накладные и прочие документы. В некоторых случаях страховая компания направляет оценщика, чтобы тот сам определил реальную стоимость имущества;
  • С частичным покрытием. В договоре указываются лишь те риски, которые страхует владелец имущества. Только при указанных страховых случаях будет выплачено возмещение;
  • С возмещением ущерба исключительно при крушении транспорта. Страховщик не покрывает любые повреждения груза при его транспортировке. Если же произойдёт, к примеру, крушение самолёта или тяжёлая авария на дороге, то будет выплачена компенсация.

Также защита грузов в зависимости от пути следования перевозчика подразделяется на:

  • Внутреннее страхование. Полис оформляется для транспортировки грузов внутри одной страны или населённого пункта;
  • Международное страхование. Страхуется транспортировка, при которой будет пересечена как минимум одна государственная граница.

Не стоит забывать и про такой вид страхования грузов, как гражданская ответственность. Правда, в этом случае страхуются не сами грузы, а перевозчик либо их владелец.

В результате транспортировки может быть нанесён вред другим средствам передвижения (многочисленные примеры, когда из грузовиков выпадают деревья, камни и повреждают сзади следующий автомобиль) или людям (к примеру, грузовой автомобиль, перевозящий окна, совершил ошибочный манёвр и перевернулся. По итогам аварии осколками стекла был поранен рядом проходящий человек).

Чтобы такие неприятности не стали причиной для длительных судебных разбирательств или больших растрат на восстановление повреждённых объектов, страхуется гражданская ответственность. Всеми известный полис ОСАГО является основой обязательного страхования.

При оформлении полиса важно указать, какие риски будут застрахованы.

Страхование грузов при перевозке – правила и порядок

При грузоперевозке какого-либо товара или вещи трудно избежать случайностей: аварий на дорогах, срыва креплений и прочих досадных происшествий. Конечно же, транспортная компания несёт ответственность за вашу кладь, пока она в пути, но есть множество нюансов. Чтобы не потерпеть убытки, лучше прибегнуть к страхованию грузов. Далее мы расскажем, как это сделать и какие агентства лидируют на рынке подобных услуг.

Когда и зачем необходимо страховать груз.

То есть в этом случае страховка защищает не вас, а других людей.

ТОП-7 компаний по страхованию грузовых автоперевозок

Ниже представлен перечень компаний, которые зарекомендовали себя как надежные страховщики.

официальное наименование;.

Как заключить договор страхования грузов при перевозке?

Самый распространенный вопрос, который задают граждане, договаривающиеся о перевозке – “Как оформляется страхования грузов при перевозке?”. Вопрос этот возникает по той причине, что страховать груз можно как самостоятельно, так и напрямую у перевозчика. Сравним эти варианты.

Оформлять страхования груза самостоятельно выгодно и удобно в том случае, если вы пользуетесь услугами частного перевозчика, не имеющего лицензии на страхование груза или просто не предоставляющего такую услугу. Оформление договора страхования груза не так сильно распространено, как иные услуги, поэтому перед тем, как обращаться с подобной просьбой, обязательно позвоните и узнайте, занимается ли страховщик страхованием грузов или нет. В целом оформление пройдет в стандартном порядке: будут установлены сроки, оценено имущество, определены страховые случаи.

Страхование груза в самой транспортной компании – намного более удобная услуга. Ей особенность состоит в том, что для клиента почти все готово заранее – договор уже составлен, страховые случаи определены специалистами на основе статистики. Все, что остается клиенту – оценить имущество и подписать договор. Однако делать это нужно с осторожностью – обязательно проверьте страховые случаи и уточните, что именно под ними подразумевается. Например, если в качестве страхового случая будет указана порча имущества при транспортировке, то уточните, что именно подразумевается под порчей и какие повреждения попадают под это определение. Так же вы можете попросить транспортную компанию предоставить документы, фиксирующие ей право на осуществление страхования (например, лицензию).

Читайте также:  Интерьер маленькой кухни: фото

Теперь сравним для удобства страхование груза в сторонней организации и у самого перевозчика:

  • Для оформления страхования груза у сторонней организации вам потребуется специально обращаться в офис. Страховка у перевозчика, как правило, лишена такого недостатка;
  • Как правило, страхование у перевозчика дешевле. Однако цена может так же колебаться в зависимости от стоимости груза и количества страховых случаев. Если основательно подойти к страхованию груза в сторонней организации, то договор может обойтись значительно дешевле из – за того, что в нем будет меньше лишних услуг;
  • Как показывает практика, споры проще решать со страховщиком, а не с транспортной компанией. Как правило, представители страховщика при компании будут проводить множество лишних проверок,максимально оттягивая момент выплаты и уменьшая ей размер. Стороннему страховщику, как правило, хватает основных экспертиз;
  • Во время страхования грузов у стороннего страховщика вам предстоит самостоятельно составлять договор страхования. Это может создать проблемы для тех, кто со страховыми принципами не знаком. В офисе перевозчика вам предложат готовые варианты страхования грузов, однако к ним так же нужно отнестись внимательно – порой в них очень много лишнего.

Для оформления страхования груза у сторонней организации вам потребуется специально обращаться в офис.

Генеральный договор страхования грузов онлайн

Страховая компания «Согласие» первой на рынке предложила корпоративным клиентам, заключившим генеральный договор страхования грузов, продукт по страхованию грузоперевозок онлайн. Каждый клиент получает доступ в личный кабинет на сайте компании, где он может оформить страховой сертификат для отдельной грузовой перевозки самостоятельно.

Преимущества нового продукта:

  • оформление страховых сертификатов онлайн доступно в режиме 24/7;
  • вы получаете моментальное подтверждение принятия груза на страхование;
  • страховой сертификат автоматически отправляется по электронной почте;
  • личный кабинет доступен в многопользовательском режиме для участников логистической цепочки;
  • автоматическое формирование счетов;
  • вся статистика страхования за любой выбранный период по максимальному набору критериев доступна онлайн;
  • у страхователя есть возможность отслеживать статусы урегулирования страховых случаев;
  • предусмотрена возможность интеграции по средствам API в любую систему страхователя.

оператор Круглосуточного пульта 8 800 755 00 01 подскажет, что делать при страховом случае;.

Страхование международных перевозок

Глобализация экономических отношений обуславливает рост интенсивности грузоперевозок между различными государствами. Такой вид транспортировки имеет свои опасности, в том числе возможность повреждения и утраты имущества, которая может возникнуть в связи с возникшим недопониманием между представителями разных стран и, как следствие, разбирательствами, спорами и задержками времени доставки. По этой причине во всём мире активно используется международное страхование грузов.

Существует интернациональный свод правил торговли под названием “Инкотермс”, который регламентирует в том числе и страховую деятельность в этой области. В роли объекта страхового договора может выступать как экспортируемое, так и импортируемое имущество. В большинстве случаев каждая сторона торговой сделки осуществляет страхование груза при перевозке на своей части маршрута его перемещения, оно обычно происходит по принципу «ответственности за все возможные риски».

Страхование опасных грузов ввиду исключительных качеств и свойств перевозимых объектов характеризуется высокими рисками.

2. Оцените возможные риски

Выбрав тип перевозки, можно составить список рисков утраты или повреждения груза. Из них стоит выбрать наиболее вероятные и существенные. Поскольку, сумма договора будет зависеть от перечня страховых случаев, то их выбор должен быть осознанным и разумным. Чем больше список, тем выше цена полиса.

Как правило страховые компания запрашивают у клиентов следующие документы.

Виды транспортного страхования грузов

В зависимости от вида средства передвижения можно выделить четыре основные отрасли такой защиты:

изображение с сайта galaxyinsurance.ru

  • авиа;
  • автомобильная;
  • железнодорожная;
  • водная.

Рассмотрим каждое из них поподробнее.

изображение с сайта galaxyinsurance.

Правила страхования.

Страхователь после заключения договора со страховщиком обычно получает страховой полис (красивый и цветной) и договор страхования. Однако, следует знать, что помимо этих двух документов на правоотношения договора страхования влияют также правила страхования, принятые в страховой компании. Обязательно требуйте заверенную копию этих правил до заключения договора, чтобы при возникновении страхового случая у вас был официальный документ, на который вы сможете ссылаться в споре со страховщиком.

Договор страхования имеет превалирующее значение перед правилами страхования, то есть, правила применяются во всех случаях, когда договором не предусмотрено иного (ст. 943 ГК РФ). К примеру, правилами может быть установлено, что при страховании реф риска возраст рефрижераторной установки не должен превышать 10 лет, а договором этот возраст может установлен в размере 15 лет. В этом случае при возникновении спора в большинстве случаев будет применяться возраст рефрижераторной установки из договора (15 лет).

С правилами, как и с договором страхования, следует очень внимательно ознакомиться, лучше с привлечением опытного и квалифицированного юриста, который укажет на все тонкие места такого договора. В результате вы получите ясное понимание нужна ли вам такая страховка, или же оплата страховой премии будет выброшенными на ветер деньгами.

Фактически суброгация это форма регрессного требования.

Доставка по воздуху

Авиаперевозки — самый безопасный способ доставки, несмотря на сообщения о случаях крушения.

Воздушный транспорт известен высокой скоростью, которая позволяет быстро осуществить перевозку на большие расстояния. Габариты груза влияют на количество промежуточных посадок и дозаправок, а во время таких заминок высок риск порчи или кражи имущества. Поэтому, не обращая внимания на кажущуюся безопасность такого типа перевозок, большая часть перевозимого страхуется.

Причина в том, что такие организации имеют ряд преимуществ при заключении сделок на грузоперевозки.

Страхование груза при перевозке: как оформить

Каждый груз, отправляемый транспортной компанией GTD, страхуется
на случай: повреждений, полной или частичной утраты, недостачи груза. Тариф на страхование зависит от объявленной стоимости груза.

  • При объявленной стоимости груза от 1 до 30 000 рублей
    стоимость услуг страхования фиксированная и составляет 25 рублей.
  • При объявленной стоимости груза от 30 000 до 50 000 рублей
    стоимость услуг страхования фиксированная и составляет 50 рублей.
  • При стоимости груза от 50 000 и более необходимы документы, подтверждающие стоимость груза. По России тариф за страхование – 0,08%, при перевозке по ЕАЭС тариф за страхование – 0,16%.

Если у вас нет документов, подтверждающих стоимость груза, вы можете объявить его ценность в размере 50 000 рублей за 1 место груза.

Транспортная компания GTD предлагает своим клиентам одни из самых выгодных тарифов на страхование груза. Наш партнер страховое публичное акционерное общество “Ингосстрах” – имеет наивысший уровень финансовой устойчивости по оценке рейтингового агентства “Эксперт РА”. Совместно мы несем ответственность за все риски, которые могут возникнуть на всем этапе грузоперевозки.

по Россиипо ЕАЭС
Объявленная стоимость грузаТарифДокументыТарифДокументы
от 1 до 30 000 руб.25 руб.25 руб.
от 30 000 до 50 000 руб.50 руб.50 руб.
50 000 руб. и более0,08%0,16%

Действительная стоимость – стоимость груза, которая подтверждается документами (договор поставки, договор купли-продажи, товарный/кассовый чеки, квитанции, платежные поручения, а также иные документы, подтверждающие право собственности на груз).

Объявленная стоимость – стоимость груза, которую вы не можете подтвердить документами. В этом случае необходимо заполнить декларацию – приложение к экспедиторской расписке.

В GTD действует ограничение на объявленную стоимость – 50.000 рублей за 1 грузовое место.
Например, если вам нужно переехать, а документы на мебель давно утеряны, вы можете указать в декларации следующую стоимость: диван – 30.000 рублей, стул – 5.000 рублей, шкаф – 20.000 рублей. Каждый предмет мебели занимает 1 грузовое место. Таким образом, ваш груз будет застрахован, исходя из объявленной стоимости, и займет 3 грузовых места.

Стоимость страховки без подтверждения стоимости груза.

При стоимости груза от 0 до 29 999 рублей стоимость услуги составляет 25 рублей.

При стоимости груза от 30 000 до 49 999 рублей стоимость услуги составляет 50 рублей.

Если у вас нет документов, подтверждающих стоимость груза, Вы вправе объявить его ценность до 50 000 рублей за одно грузовое место.

Стоимость страховки с подтверждением стоимости груза.

При стоимости груза от 50 000 необходимы документы, подтверждающие стоимость груза. Тарифная ставка по страховке составляет 0,08 % от стоимости груза, но не менее 50 рублей.

Организация страхования включает расходы Экспедитора по уплате страховой премии и иные расходы Экспедитора в пределах, указанных в тарифах. Экономия экспедитора является его доходом.

Стоимость страхования на международную перевозку.

При стоимости груза от 0 до 29 999 рублей стоимость услуги составляет 25 рублей.

При стоимости груза от 0 до 49 999 рублей стоимость услуги составляет 50 рублей.

Если у вас нет документов, подтверждающих стоимость груза, Вы вправе объявить его ценность до 50 000 рублей за одно грузовое место.

При стоимости груза от 50 000 рублей тарифная ставка по страховке составляет 0,16% от стоимости груза, но не менее 50 рублей.

Тарифы на перевозку, действующие на сайте, применимы только к застрахованным грузам.
Ваш груз будет застрахован на территории РФ и стран ЕАЭС, где есть представительства GTD.

Каждый груз, отправляемый транспортной компанией GTD, страхуется на случай:

  • 100% возмещение стоимости груза в страховом случае;
  • Упрощенный порядок рассмотрения претензий;
  • Быструю выплату компенсации;
  • Расширенное покрытие по страховым случаям*;
  • Тариф на страхование груза от 0,08% от подтвержденной стоимости груза;
  • Возможность получить компенсацию упущенной выгоды в размере 10 % от стоимости груза**;
  • Возможность получить компенсацию на транспортно-экспедиционные услуги**

*Ответственность экспедитора за сохранность груза закреплена действующим законодательством, однако, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли по вине третьего лица, либо вследствие непреодолимых обстоятельств, ответственность экспедитора может быть ограничена.

** Компенсации выплачиваются при условии их дополнительного включения в страховую стоимость (стоимость груза).

Официальный страховой агент Транспортной компании GTD – страховое публичное акционерное общество «Ингосстрах», которому рейтинговым агентством «Эксперт РА» присвоен рейтинг А+++ (наивысший уровень финансовой устойчивости).

Если при приеме груза вы обнаружили, что он поврежден, вы имеете право на подачу претензии.

Вы вправе подать претензию любым удобным способом. Рекомендуем подавать претензию и все необходимые приложения к ней посредством электронной почты pretenziya@gtdel.net. Таким способом, Ваша претензия напрямую попадет к специалисту, что обеспечит скорейшее ее рассмотрение.

GTD может запросить у вас недостающие документы или задать дополнительные вопросы по обстоятельствам перевозки.

Вместе с представителем компании GTD (оператором или водителем-экспедитором) составьте акт о выявленных повреждениях и приложите к нему фотографии в хорошем качестве.
Подготовьте претензию в адрес транспортной компании. Бланк вы можете скачать по ссылке. Составьте письмо в страховую компанию, где укажите выгодоприобретателя (лицо, которому будут переведены средства).
А также подготовьте следующий пакет документов:

  • копию Экспедиторской расписки с подписью Грузоотправителя и Грузополучателя;
  • документы, подтверждающие право на предъявление претензии (товарно-транспортные накладные, товарные накладные, счет-фактуры);
  • документы, подтверждающие имущественный интерес заявителя претензии (договор поставки, договор купли-продажи, товарный/кассовый чеки, квитанции, платежные поручения, а также иные документы, подтверждающие право собственности на груз);
  • документы, подтверждающие факт невозможности восстановления, реализации, использования поврежденного/использованного груза (при повреждении груза п.15. ст.15 ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”);
  • акт о выявленных недостаче или повреждении (порче) груза;
  • подробный расчет ущерба;
  • банковские реквизиты;
  • копия паспорта (для физических лиц);
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц).

Все претензии должны предъявляться в письменной форме в течение 6 месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. Невозможность восстановления груза, факт причинения ущерба, размер причиненного ущерба доказывается Клиентом.

К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, обосновывающие право на её предъявление, а также документы, подтверждающие стоимость восстановительного ремонта или стоимость расходов на приобретение при невозможности восстановления или утрате груза.

Коммерческий Акт о выявленной недостаче, повреждении (порче) груза должен быть составлен непосредственно в момент выдачи груза Экспедитором Грузополучателю. Акт, составленный Клиентом без участия Экспедитора, не может быть принят к рассмотрению. Если в момент выдачи груза Грузополучателю Акт не был составлен, считается, что груз получен полностью и неповрежденным.

Претензии о недостаче, повреждении (порче) груза, обнаруженные после выдачи груза удовлетворению не подлежат, за исключением случаев, когда Клиент при приеме груза с необходимым вниманием и осмотрительностью не имел возможности обнаружить недостатки. Клиент обязан доказать данные обстоятельства.

Возмещение по претензиям, предъявленным на основании факта невозможности восстановления (реализации, использования) поврежденного/испорченного груза производится после передачи указанного груза Клиентом Экспедитору. С момента возмещения Клиенту такого ущерба, право собственности на груз переходит к Экспедитору.

Все споры, которые могут возникнуть по договору ТЭУ или в связи с ним, подлежат разрешению с обязательным соблюдением предварительного претензионного порядка.

В случае не достижения соглашения между сторонами в претензионном порядке спор рассматривается в суде по месту нахождения Экспедитора (для Клиентов – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Арбитражном суде Свердловской области (620075, город Екатеринбург, улица Шарташская, дом 4), для Клиентов – физических лиц в Ленинском районном суде города Екатеринбурга Свердловской области (620142, город Екатеринбург, улица Щорса, дом 68).

GTD берет на себя повышенные обязательства – выплату по Претензии в течение 15 дней с момента подачи заявления о недостаче, порче, утрате груза и обязательных приложений к нему.

Российское законодательство устанавливает 30 дней в качестве срока на рассмотрение претензии по услугам перевозки груза (пункт 5 статьи 12 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» №87-ФЗ).

GTD в зависимости от характера повреждения может выплатить: полную стоимость груза, частичную стоимость груза или фактическую стоимость, на которую подешевел груз.

GTD может запросить у вас недостающие документы или задать дополнительные вопросы по обстоятельствам перевозки.

По требованию клиента, в случае принятия страховщиком решения о выплате страхового возмещения, экспедитором может быть запрошена от страховщика и передана клиенту (по каналам телекоммуникационной связи) копия страхового акта, подтверждающего признание страховщиком такого случая как страхового и гарантирующего выплату по убытку.

После рассмотрения претензии GTD направляет клиенту мотивированное решение. Транспортная компания может:

  • Признать претензию обоснованной и удовлетворить требования клиента.
  • Признать претензию частично обоснованной и частично удовлетворить требования клиента.
  • Отказать в удовлетворении претензии.

После получения мотивированного решения от GTD, вы можете получить возмещение двумя способами:

  • Компенсацией ущерба в счет будущих транспортно-экспедиторских услуг.
  • Перечислением денег на банковский счет (от 1 до 5 банковских дней).

С момента возмещения Клиенту такого ущерба, право собственности на груз переходит к Экспедитору.

Цели страховки

По причине повышенной опасности такого процесса, как доставка груза, на уровне современного законодательства был разработан и установлен особый порядок проводимого страхования подобных услуг. Основной его целью является достижение следующих целей:

  1. Защита груза.
  2. Ограждение водителей и грузообладателей от опасности.
  3. Качественный контроль и фиксация страховых случаев.
  4. Полное возмещение материальных потерь тем, кто потерял груз.

Важно! Согласно действующему современному законодательству, владельцы не обязаны документально защищать свой груз. Страхование разного груза при перевозке его автомобильным транспортом — это исключительно добровольное мероприятие.

Несмотря на подобную лояльность, современные транспортные компании отказываются сотрудничать с клиентами, которые не оформили перед обращением к ним страховой полис. Так они полностью снимают с себя материальную ответственность за возможные неприятные моменты, что могут возникнуть в процессе доставки товара.

Если требуется перевезти что-то строго с оформленной страховкой, особых проблем с ее получением не возникнет. Существует достаточно много фирм, предоставляющих услуги именно такого плана. Можно посетить любую из них и оформить документ на проведение автоперевозки. Собственники грузов строго по своему усмотрению выбирают себе страховщика. Многие опираются на личные предпочтения, но не меньшее количество клиентов пользуются услугами тех страховщиков, которые тесно сотрудничают с транспортной компанией и заключают договора у нее в офисе. Это идеальная возможность сэкономить время, процесс оформления официального полиса Карго организован до самых мелочей.

Несмотря на подобную лояльность, современные транспортные компании отказываются сотрудничать с клиентами, которые не оформили перед обращением к ним страховой полис.

Страхование грузоперевозок. Право или обязанность

Страхование грузоперевозок – мера, позволяющая свести к минимуму возможные потери в процессе транспортировки. Сегодня в этом направлении страховщиками применяется два вида защиты рисков, которые, несмотря на сходство в названии, по своей сути различны. Первый вид – страхование непосредственно груза, второй – страхование ответственности за доверенный к транспортировке груз. Основные различия этих услуг мы и рассмотрим.

Страхование груза – разновидность страхования имущества, цель которого – защита интересов владельца груза. Собственник груза выступает страхователем.
Страхование ответственности в свою очередь направлено на защиту прав и интересов перевозчика. Страхователем в этом случае будет лицо, несущее ответственность за сохранность груза на время его транспортировки, то есть перевозчик либо экспедитор.

Цель страхования груза – покрытие убытков владельца, в случае, если в процессе перевозки с грузом произойдут какие-либо происшествия, а, следовательно, и страховая сумма будет равна стоимости конкретного груза. Договор страхования заключается разовый и действует только на перевозку заявленного в договоре груза.

Страхование ответственности предполагает компенсацию убытков на случай возникновения ответственности перевозчика, например, за повреждение груза в процессе перевозки. И здесь уже страховая сумма может быть определена самим страхователем. Страховой договор заключается на определенный промежуток времени, в течение которого количество перевозок и грузов не лимитировано.

На этом различия этих видов страхования не заканчиваются. Так, например, если обязать перевозчиков заключать договор страхования ответственности возможно, то ни о каком обязательном страховании груза речи быть не может. Собственник самостоятельно определяет необходимость защиты и сохранности своего имущества. Бесспорно, можно рассматривать обязательное страхование ответственности, как перевозчика, так и грузовладельца, но только в части возможного вреда, который может быть причинен самим грузом. Это может быть отнесено к перевозке опасных грузов, поскольку их повреждение при перевозке может нанести вред третьим лицам или окружающей среде.

Что касается перевозчика, то ему нет никакой необходимости страховать груз. Тем не менее, это происходит. Причин для этого как минимум две: просьба непосредственно владельца груза и пробелы в отечественном законодательстве, вынуждающие перевозчиков идти по пути страхования груза, а не ответственности за перевозку груза. Конкретнее эти ситуации рассмотрим ниже.

В первом случае владелец перекладывает заботы о страховании груза на перевозчика, и тот выступает в роли посредника между грузовладельцем и страховой компанией и нередко имеет свой процент за такое посредничество. Также в силу того, что он будет считаться страхователем по полису страхования грузов, страховщик может частично освободить его от случаев суброгации при повреждении или гибели груза, что позволяет получить некоторую экономию на страховании собственной ответственности.

Этот вариант имеет определенные плюсы для владельца груза, поскольку он не тратит свое время и средства на общение с представителем страховой компании. Но нельзя не упомянуть о повышенных рисках, которые могут свести к нулю все выгоды от такой «экономии». Если грузоперевозчиком работа будет выполнена халатно, есть вероятность, что наличие полиса страхования груза не гарантирует компенсации. Произойти подобное может, если перевозчиком (а именно он будет считаться страхователем груза) будут нарушены условия договора страхования, либо если будет установлено, что именно он и является прямым виновником повреждения, утраты или гибели груза.

Во втором случае перевозчик буквально вынужден оформлять договор страхования груза, поскольку юридическая сторона по страхованию ответственности перевозчиков имеет большое количество пробелов. Этим с успехом пользуются недобросовестные компании, выставляющие немалые суммы за страхование ответственности, а после легко признающие свои договоры ничтожными и тем самым получают основание для отказа в выплате. Естественно, что транспортным компаниям, чтобы защитить свои интересы, остается выбирать страхование груза, как единственную альтернативу страхованию ответственности.

Что касается грузовладельца, то ему доступны два варианта оформления договора страхования. Он может обратиться в страховую компанию по своему усмотрению, либо в страховую компанию перевозчика. Плюсы и минусы варианта, когда грузовладелец доверяет все заботы о страховании груза перевозчику, уже были рассмотрены нами. Когда страхованием своего груза занимается непосредственно владелец, он может получить возмещение либо у страховой компании, с которой был заключен договор, либо непосредственно от перевозчика (либо страховой компании перевозчика). Страховщик, в свою очередь, после выплаты компенсации по полису страхования имеет право обратиться к перевозчику или его страховой компании за суброгацией.

Подводя итог, хочется сказать следующее: чтобы упорядочить работу в части страхования грузоперевозок, необходимо уточнение и ограничение ответственности перевозчиков разумными рамками. Сейчас ценовой границы она не имеет, следовательно, перевозчик самостоятельно определяет денежное выражение этой самой ответственности. Грузовладельцы в этой ситуации остаются незащищенными, и вынуждены заключать договора страхования на полную стоимость груза. Необходимость страхования ответственности транспортных компаний в части грузоперевозок должна быть признана законодательно.

Право или обязанность.

Страхование

Надежный партнер.

Добавить комментарий