Форма государственного устройства: что это значит

Федерация

Федерация — это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями , обладающие юридически определённой политической самостоятельностью, хотя не обладают государственным суверенитетом.

Для федерации характерны следующие признаки:

  • существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высшихорганов государственной власти и управления в субъектах федерации
  • возможность установления «двойного гражданства», т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;
  • две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;
  • субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;
  • двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индии построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

Федеративным государством является современная Россия. Она состоит из субъектов , которые построены как по национальному , так и по территориальному признаку.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др.

Форма государственного устройства: что это значит

1. Форма государственного устройства: понятие и виды

Форма государственного устройства – это способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

Государственная власть и государственное управление строятся но территориальному принципу.

На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.

Государственное устройство может быть простым и сложным.

Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное (от лат. “унус” – один) государство – это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.

Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:

† единый властный “центр” – единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);

† одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство;

† единая денежная система, одноканальная система налогов;

† территориальные элементы унитарного государства (области, департаменты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности.

Унитарные государства допускают внутри себя национально-территориальную и законодательную (административно-территориальной единице предоставляется право законодательствовать) автономию.

По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть централизованным, децентрализованным и смешанным. Для централизованного характерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью.

Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе государства других государственных образований. К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др.

Наиболее распространенной формой сложного государственного устройства является федерация, которая представляет собой союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований.

Для федерации характерно следующее:

ü двухуровневая система органов государственной власти:

а) субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции;

б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

ü компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором;

ü существование федеральной системы законодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона;

ü двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации;

ü наличие в большинстве федераций двойного гражданства;

ü двухканальная система налогов;

ü суверенитет федерации произведен от суверенитета входящих в нее государственных единиц;

ü после вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не обладают. Хотя степень суверенности субъектов в разных федерациях (или в одной и той же федерации, но разных субъектов) может быть различной;

ü у субъектов отсутствует право выхода из федерации (его не предусматривает ни одна из конституций федеративных государств). Такое право признавалось Конституцией СССР, но ввиду отсутствия механизма его воплощения в жизнь оно так ни разу и не было реализовано за все время существования Советского государства.

Федерации делятся на виды. Федерация может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа) и национально-государственной (образованной по национальному принципу).

Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов) и конституционной.

Конфедерация – это “государственный союз государств”. То есть при всей ее неустойчивости, конфедерация является все-таки формой государственного устройства, а не формой международно-правового союза.

Конфедерации свойственны следующие черты:

 создается для достижения определенных целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию (целей политических, военных, экономических);

 создание конфедерации закрепляется, как правило, договором;

 каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет. На конфедерацию в целом суверенитет не распространяется;

 члены конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на основе юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на своей территории;

 неустойчивость, переходный характер: конфедерации либо распадаются после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в суверенное государство – унитарное или федеративное;

 у конфедерации есть свои органы управления (один или несколько), но она не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежной единицы. А конфедеративные органы лишь координируют действия членов конфедерации.

Монархические государства могут быть объединены в унии – личные или реальные. Унии возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице.

На форму государства влияют разнообразные факторы тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.

Форма государственного устройства: что это значит

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

Форма государственного устройства обуславливает:

– внутреннюю структуру государства;

– правовое положение частей государства;

– интересы каждой нации, проживающей на территории государств;

– объем и качество прав и свобод граждан (подданных);

– стабильность государства, его правильное функционирование.

С помощью данного понятия определяется соотношение власти в центре и на местах.

С точки зрения государственного устройства государства подразделяют на унитарные и федеративные.

Унитарное государство – это цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Признаки унитарного государства:

1. Единая система государственного аппарата на территории страны, распространяющего свою юрисдикцию в отношении всех территориальных единиц.

2. Административно–территориальные единицы имеют обычно равный юридический статус по отношению к центральным органам. Местные органы обладают известной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным. Если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, то государство централизованное (Финляндия, Чехия – местное самоуправление возглавляется губернатором, назначаемым президентом). В децентрализованном унитарном государстве местные органы избираются населением (Испания). Смешанные системы характеризуются признаками централизации и децентрализации (Франция).

3. Единое гражданство

4. Складывается единая система права, основа которой – единственная Конституция.

5. Единая судебная система.

6. Одноканальная система налогов, когда налоги вначале поступают в центр, а оттуда распределяются в регионы.

7. Межгосударственные сношения осуществляют центральные органы.

8. Единые вооруженные силы

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, допускает национальную автономию. В Великобритании созданы автономные образования Шотландия, Северная Ирландия (Ольстер), Уэльс, данные автономии имеют собственное законодательство, свою систему судебной власти, местное самоуправление и церковь. Кроме этого, автономии могут быть административными, которые построены сугубо на началах самоуправления (автономии в рамках унитарного Китая) и политическими, имеющими небольшие признаки государства (Палестинская автономия в рамках Израиля).

В Испании все высшие админстративно-территориальные единицы являются автономиями, что дает основание выделить отдельный вид унитарного государства – региональное государство.

При всех прочих признаках, унитарное государство предпочтительнее федеративного, поскольку нет барьеров для экономического развития, развита система местного самоуправления, в основном эти государства мононациональные, и т.к. они сплочены единой националистической идеей, то нет угрозы распада или полураспада. На территории унитарного государства могут быть и национальные автономии (Швеция и Аланские острова, Украина и автономная республика Крым, КНР тоже унитарное государство, хотя в ней много национальных образований).

Федеративное государство – это союзное государство, части которого обладают определенным государственным суверенитетом при сохранении целостности государства. Таких государств примерно 1/3 в мире.

Признаки федеративного государства:

Административно-территориальное устройство федераций может строиться по географическому, экономическому, национальному и политическому признакам.

Экономический принцип учитывает естественно-географические и производственные особенности страны, размер ее территории, численность и плотность населения, его тяготение к определенным экономическим центрам, направление и характер путей сообщения, размещение производительных сил и т.п.

Политический принцип предполагает так установить административно-территориальное деление страны, чтобы приблизить органы власти и управления к населению, создать систему местного самоуправления.

Принято различать национальные, территориальные и национально-территориальные федерации.

Национальные федерации (Чехия, СССР) наряду с общими признаками федерации имеют свою специфику:

а) субъекты федерации являются национальные и национально-государственные образования, отличающиеся национальным составом, культурой, бытом, религией населения;

б) национальные образования, по сути, обладают признаками государственного суверенитета: имеют парламент, самостоятельную исполнительную власть, независимую судебную систему;

в) высшие представительные органы формируются из представителей субъектов федерации, что отражает интересы всех наций и народностей, входящих в ее состав. Центральная власть призвана координировать общефедеральные интересы;

г) правовое положение субъектов, которое связано с правом наций на самоопределение.

Территориальная федерация (США, Бразилия) характеризуется значительным ограничением суверенитета субъектов федерации:

а) субъекты федерации не являются государствами, т.к. их деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных органов. Разграничение компетенции между центром и субъектом федерации определяется конституционными нормами. Они устанавливают перечень вопросов, по которым только общефедеральные органы могут издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы находятся в ведении субъектов федерации.

б) субъекты территориальной федерации лишены права прямого представительства в международных отношениях;

в) управление вооруженными силами осуществляется федеральными властями, субъекты федерации не имеют в мирное время создавать профессиональные вооруженные формирования.

Национально-территориальная федерация – часть субъектов таких федераций создается по территориальному принципу. В Индии 28 штатов, которые созданы по территориальному принципу, и восемь союзных территорий, созданных по национальному принципу. В Канаде все субъекты созданы по территориальному принципу, а один (Квебек) создан по национальному принципу. К таким странам относятся также Нигерия и Коморские острова.

В настоящее время практически нет ни одной национально-территориальной федерации, где была бы стабильность, и отсутствовали националистические движения. Многие авторы придерживаются точки зрения, что если не ликвидировать право наций на самоопределение, за четверть века появится 3000 государств, начнется война всех против всех, народы пожрут друг друга в совершенно бессмысленной борьбе, поэтому единственным принципом должно быть единство территориальное и единство власти[29]. Это союзное государство, и оно объединяет в своем составе субъекты федерации. Территория федерации состоит их территорий ее субъектов, которые, не являясь государствами в полном смысле, обладают определенной самостоятельностью.

8. Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру.

9. В федеративных государствах действует как федеральная Конституция, так и конституции субъектов федерации.

10. Действует двойная система права: федеральная и субъектов федерации.

11. Гражданин субъекта федерации является одновременно и гражданином федерации в целом.

12. Двуканальная система налогов.

13. Разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами закреплено в конституции на основе исключительной компетенции федерации, совместной компетенции и исключительных полномочий субъектов федерации.

14. Национальность определяется только по принципу гражданства, поэтому в США есть одна национальность – американцы, в некоторых федерациях каждый гражданин вправе самостоятельно определять свою национальность (Россия).

15. В классической федерации суверенитетом обладает только федерация в целом. Единство государственной власти означает, что она принадлежит одному субъекту власти, только народу.

16. Ни в одной федерации мира не предусмотрено право сецессии (возможность выхода субъекта федерации из состава союза).

направлена на поддержание мира и порядка в регионе.

4.3 Форма государственного устройства и ее основные виды

[Определение] Под формой государственного устройства понимается система способов распределения государственной власти между центральными и местными органами государства, определяющая его внутреннюю структуру, национально-территориальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между составными частями (территориальными единицами) этого государства.

Форма государственного устройства показывает:

– Из каких частей состоит внутренняя структура государства;

– Каково правовое положение этих частей;

– Как распределена власть в государстве по вертикали;

– Как строятся взаимоотношения между центральными и местными органами власти;

– В какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

Форма государственного устройства тесно связана не только с публичной властью, но и с еще одним существенным свойством государства – территориальной организацией населения. В основе формы государственного устройства могут быть положены национально-территориальный или административно-территориальный принципы образования государства.

Национально-территориальное устройство государства предполагает, что каждая территориальная единица представляет собой территорию относительно компактного проживания представителей преимущественно одной национальности.

Административно-территориальное устройство предполагает, что территория государства разделяется на территориальные единицы по экономическим, территориально-географическим, демографическим и иным принципам, не связанным с национальным составом населения.

[Внимание] Существуют две основные разновидности форм государственного устройства:

1. простое (унитарное);

2. сложное (федеративное и конфедеративное).

[Определение] Унитарное государство (от латинского unus – один, единый) – это простое единое государство, части которого формируются по административно-территориальному принципу и не обладают политической и экономической самостоятельностью.

[Внимание] Для унитарного государства характерны следующие признаки (см. слайд 8).

Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам. Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Однако в области хозяйственной, социально-культурной их полномочия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при этом ее особенности.

Читайте также:  Штрафы за лишение водительских прав

Как правило, унитарное государство – это государство мононациональное. Если же на территории унитарного государства относительно компактно проживают представители не титульных наций, то в местах их компактного проживания может быть создана автономия, то есть территория с особым политико-правовым статусом (Крымская автономная республика в Украине, Корсика во Франции, Каталония в Испании).

На территории автономии могут быть созданы собственные органы государственной власти, отличные от общегосударственной системы государственных органов. Эти органы наделяются правом законотворчества, то есть автономное образование может иметь свою собственную законодательную систему при условии, что она не противоречит конституции унитарного государства.

[Внимание] В зависимости от порядка формирования местных органов государственной власти и порядка решения этими органами вопросов местного значения унитарные гос-ва подразделяются на централизованные, децентрализованные и относительно-децентрализованные.

В централизованном унитарном государстве местные органы власти формируются центральными органами (чиновники на местах назначаются правительством). Примерами централизованных государств являются Индонезия, Таиланд.

В децентрализованном унитарном государстве местные органы власти избираются непосредственно местным населением и наделяются правом самостоятельного решения вопросов местного значения (например, Италия).

В относительно-децентрализованном унитарном государстве правительство путем назначения формирует органы среднего звена (в провинциях, департаментах). Органы же управления на местах (в районах и городских общинах) избираются местным населением. Примером относительно-децентрализованного государства может служить Франция.

[Определение] Федерация – это сложное, союзное (от лат. «foedus» – «союз») государство, территориальные части которого формируются по национально-территориальному или административно-территориальному принципу и обладают определенной степенью политической и экономической самостоятельности.

[Внимание] Федерация – это сложное, союзное, но в тоже время единое государство, поэтому, рассматривая его характерные черты, можно выделить признаки, характеризующие федерацию как сложное государство и признаки, характеризующие федерацию как единое государство (см. слайды 9, 10).

В зависимости от способа образования федерации подразделяются на национально-территориальные, административно-территориальные и смешанные.

Национально-территориальная федерация строится по национальному принципу. Каждый субъект федерации – территория преимущественного проживания лиц одной национальности ([Пример] СССР, Чехословакия, Югославия, в современном мире Канада и Бельгия ).

Административно-территориальная федерация строится по административному принципу. Все субъекты федерации представляют собой административно-территориальные образования ([Пример] штаты в США ).

В смешанной федерации есть и национально-территориальные, и административно-территориальные субъекты.

[Пример] Примером может служить Российская Федерация (республики, автономная область и автономные округа сформированы по национально-территориальному принципу, края, области города федерального значения – по административно-территориальному) .

В зависимости от порядка формирования федерации бывают конституционные, договорные и конституционно-договорные.

Конституционные федерации – это федерации, построенные «сверху». Инициатива создания федеративного государства исходит от центральных органов государственной власти. В основе построения федеративного государства лежит конституционный акт. Федерация возникает на основе принятия новой конституции ([Пример] ФРГ, РСФСР с конституцией 1918г, Индия, Бельгия ).

Договорная федерация – это федерация, построенная «снизу». В основе создания договорной федерации лежит договор между ранее суверенными государствами ([Пример] США, СССР ).

В основе формирования конституционно-договорной федерации лежат и договорные и конституционные начала. Конституционно-договорной федерацией является Россия. Основы федеративного устройства закреплены в ст. 5 и гл. 4 Конституции РФ, в тоже время самостоятельное юридическое значение сохраняют федеративные договоры, заключенные 31 марта 1992 г. Всего таких договоров было заключено три: Договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ», Договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ» и Договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти автономной области, автономных округов в составе РФ».

В зависимости от правового положения субъектов федерации подразделяются на симметричные и асимметричные.

Симметричными называются такие федерации, в которых субъекты обладают равным правовым статусом и являются равноправными во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

В асимметричной федерации субъекты между собой не равноправны, они обладают разным статусом.

Конституции РФ определила Российскую Федерацию как симметричную. «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации», устанавливается в 5 ст. Конституции РФ.

Наряду с федерацией к сложным формам государственного устройства относится конфедерация.

Как форма государственного устройства [Определение] конфедерация (от лат. «confoederatio» – «сообщество») представляет государственно-правовой союз суверенных государств, объединившихся на основе договора для достижения общих целей и решения общих задач.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в нее государствами и основан на принципе добровольности и согласии всех ее членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из федерации. Он может производиться и на основе одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.

В отличие от федерации, конфедерации создаются для достижения определенных целей, которые могут носить как временный, так и постоянный характер. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международного права, имеющими собственное гражданство, системы органов власти, управления, правосудия. При решении на международном уровне общих вопросов, необходимость решения которых и послужила причиной создания конфедерации, государства – члены конфедерации выступают как единый субъект международного права. Для координации совместных действий члены конфедерации создают объединенные органы, которые действуют лишь в строго определенных сферах в зависимости от целей создания конфедерации. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, требуют своего одобрения (ратификации) парламентами государств, входящих в конфедерацию. Члены конфедерации имеют самостоятельные источники дохода, часть которого может выделяться в бюджет конфедерации. Армия конфедерации состоит из воинских контингентов государств – членов конфедерации, направляемых по их решению в распоряжение общего командования.

Конфедерация, как правило, недолговечное образование. Как только цели, обусловившие существование конфедерации достигнуты (или признана невозможность их достижения), конфедерация либо распадается ([Пример] Сенегамбия, ОАР ), либо перерастает в федерацию ([Пример] США ).

Наряду с конфедерацией существуют и иные формы межгосударственных объединений, такие как:

-содружество – более аморфное, нежели конфедерация объединение государств, которые обрели суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической зависимости друг от друга. Объединяющими их признаками являются экономические интересы; сходство или тождество правовых систем; общие культурные, религиозные или лингвистические корни. ([Пример] СНГ, Британское Содружество Наций );

-сообщество государств – переходная форма государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договоры. Целью сообщества чаще всего является подъем экономического потенциала путем отмены таможенных, визовых и других экономических барьеров ([Пример] ЕЭС – прообраз Евросоюза );

-протекторат – союз двух государств, основанный на договоре, в соответствии с которым более сильное государство обязывается оказывать более слабому покровительство в виде экономической и культурной помощи, вооруженной защиты, представительства во внешних делах;

-уния – объединение, как правило, феодальных государств на основе междинастических браков либо отношений вассалитета. Личная уния возникает при непреднамеренном совпадении независимых друг от друга прав на корону в нескольких государствах, наступающих в результате различных порядков вступления в престолонаследие. Она может продолжаться до тех пор, пока эти правомочия персонифицированы в одном лице. Политическое значение такого союза оказывает влияние на все стороны объединяемых государств.

Реальная уния – форма соглашения между государствами, в результате которого предусматривается общий монарх. В то же время государства остаются независимыми, без ущерба степени своего суверенитета; отсутствует общая территория; нет единого подданства; продолжает оставаться раздельным государственный бюджет; система законодательства остается различной (с учетом необходимых модификационных процессов, отражающих сущность состоявшегося союза). Они прекращают свое действие при переходе власти, изменении интересов, расстановки внутриполитических сил или международной обстановки;

-фузия – объединение государств путем их слияния и добровольного вхождения одного государства в состав другого. ([Пример] объединение ФРГ и ГДР );

-инкорпорация – объединение государств путем насильственного поглощение одного государства другим ([Пример] присоединение прибалтийских государств к СССР в 1940 г. ).

-империя – сложносоединенное государство, как правило, создаваемое насильственным путем и имеющее колониальные владения.

В централизованном унитарном государстве местные органы власти формируются центральными органами чиновники на местах назначаются правительством.

Формы правления

Форма правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию высших органов государственной власти, а именно порядок их образования, взаимоотношения между собой и населением.

По форме правления государства подразделяются на монархии и республики.

К признакам монархии (от греч. monarchia — единовластие) относятся: передача власти, как правило, по наследству; её бессрочность (пожизненность); независимость от населения.

Монархии бывают неограниченными (абсолютными) и ограниченными (конституционными).

В абсолютных монархиях (Саудовская Аравия, Бруней, Оман) отсутствуют представительные учреждения народа (парламенты). Единственным носителем суверенитета государства является монарх. Он соединяет в одном лице главу государства и правительства, главнокомандующего вооружёнными силами, верховного судью, а в странах ислама — и духовного главу мусульман. Поэтому эти страны нередко именуются теократическими (от греч. theos — бог + kratos — власть) монархиями.

Иногда абсолютные монархии приобретают несвойственные им черты и становятся в этой связи нетипичными. Например, в Объединённых Арабских Эмиратах вся полнота власти принадлежит коллективу монархов в лице Высшего Совета семи эмиратов. Он избирает главу государства, как правило правителя эмирата, занимающего самую обширную территорию страны. Таким образом, данной монархии присущ республиканский признак — систематическая выборность главы государства.

В конституционных монархиях власть главы государства ограничивается (на основе конституции или других правовых актов конституционного значения) представительными органами.

Имеются две разновидности конституционных монархий — дуалистическая (неразвитая, переходная) и парламентская.

Дуалистическая монархия (Иордания, Таиланд, Непал) характеризуется тем, что в ней существует формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Однако парламент фактически подчинён монарху, так как монарх наделён правом вето и правом роспуска парламента.

В парламентской монархии (Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция и др.) значительна роль парламента. Ему принадлежит законодательная власть и подчиняется правительство, которое образуется из представителей партий, получивших большинство в парламенте. Он регулирует также личную жизнь монарха — брак, денежное содержание, дворцовую службу. Правовое положение монарха ограничено. Так, издаваемые им указы и распоряжения приобретают силу закона только после подтверждения правительством. Монарх «царствует, но не правит», выполняя в основном представительские функции. Вместе с тем он является неподкупным арбитром в разрешении политических споров, так как не принадлежит ни к одной из партий и стоит над политическими страстями. А главное, монарх всегда выступает символом единства народа и страны. Поэтому монархию нельзя рассматривать как пережиток прошлого. Она, отмечал русский философ И.А. Ильин, — «органическая форма правления, требующая религиозных начал и особой общественно-психологической атмосферы».

Республика (от лат. respublika — общественное дело) основана на принципах выборности органов государственной власти и высших должностных лиц, ограниченности срока пребывания у власти, зависимости от воли избирателей и ответственности за ошибки в своей политической деятельности (возможны: роспуск парламента, отставка правительства и т. п.).

Различают два основных вида республики: президентскую и парламентскую. И в той и в другой имеются выборные законодательные органы — парламенты. И в президентской, и в парламентской республике есть президенты. Однако в президентской республике президент избирается отдельно от парламента и является полномочным главой государства, а в парламентской президента избирает сам парламент, и он, как и в парламентской монархии, выполняет в основном церемониально-протокольные функции. Главное же различие между президентской и парламентской формами состоит в порядке формирования правительства и его ответственности.

В президентской республике (например, США) президент обладает правом назначения правительства и нередко возглавляет его, совмещая две должности: главы государства и главы исполнительной власти. Правительство подотчётно президенту. Президент и парламент независимы, так как ни один из этих институтов не обладает правом отстранения от власти другого.

В парламентской республике (Италия, ФРГ, Финляндия и др.) правительство во главе с премьер-министром формируется парламентом и несёт перед ним ответственность, т. е. парламент может вынести правительству вотум недоверия.

Помимо описанных форм, имеются смешанные формы республики, сочетающие элементы как президентской, так и парламентской модели (Франция).

Россия по формальным признакам относится к смешанному, президентско-парламентскому виду республики. В ней присутствуют элементы парламентской республики (обязательное согласие нижней палаты парламента — Государственной Думы на назначение Президентом РФ главы Правительства, возможность вотума недоверия Правительству и др.), а также элементы республики президентской (назначение министров по усмотрению Президента, непосредственное подчинение ему силовых структур, некоторых министерств, служб и агентств и т. д.). Однако на практике в соответствии с реально сложившимися полномочиями и взаимоотношениями органов государства Россия является президентской республикой. В научной литературе её иногда именуют суперпрезидентской или неопрезидентской.

В дальнейшем это понятие будет подробно изучаться на уроках курса обществознания.

Унитарное государство

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

  • существование одноуровневой системы законодательства;
  • подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
  • существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративные государства это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований штатов, кантонов, земель, республик.

Форма государственного устройства. Понятие, значение и виды

Форма государственного устройства – это внутреннее территориальное устройство государства, характеризующееся взаимоотношениями отдельных частей государства между собой и с государством в целом. Форма государства не может быть охарактеризована без данного элемента.

Наиболее распространённой формой является унитарное государство, под которым понимается единое государство, территория которого поделена для удобства на административно- территориальные единицы, не обладающие признаками государства, не наделённые государственным суверенитетом, то есть в таком государстве создаётся единая централизованная структура государственного аппарата, власть которого распространяется на всю территорию государства. В унитарном государстве существует единое законодательство, единая денежная система, система налогов, бюджет, армия, гражданство. Таких государств большинство (176 – 177, среди которых Польша, Франция, Литва). Унитарные государства в зависимости от степени централизации делятся на централизованные (все органы управления назначаются и управляются из центра) и децентрализованные (во всех звеньях административно-территориального деления существую только выборные органы и должностные лица).Существуют такжеи смешанные системы, где часть должностных лиц назначается, а часть избирается населением (Франция). Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности народности, допускает образование автономий. Автономия – это внутренне самоуправляемая часть государства, отличающаяся географическими, национальными и бытовыми особенностями, однако не обладающая признаками государства. (Пр.: Крым на Украине. Корсика во Франции).

Читайте также:  Свидетельство о праве собственности на земельный участок

В зависимости от объёма полномочий выделяют политическую (органы власти автономии имеют право издания законов по вопросам, перечень которых точно определён и зафиксирован в соответствующих законах – Аландские острова в Финляндии) и административную (без права издания местных законов – Китай).

Промежуточные формы государства:

1) Уния – это монархическое по форме правления государство, в котором 2 самостоятельных государства объединяются по определённому принципу. Личной унией называется объединение двух или нескольких государств под властью единого главы (польско-литовская(1386-1669 гг.), англо-ганноверская (1714- 1838 гг.), нидерландско-люксембургская (1815-1890 гг.)). Реальная уния не только возглавляется одним лицом, но и может иметь общие органы власти и управления (шведско-норвежская (1814-1905 гг.), австро-венгерская (1867-1918 гг.), датско-исландская (1918-1944 гг.)).

2) Конфедерация также носит промежуточный характер, поскольку не представляет собой единого самостоятельного государства в силу того, что субъекты конфедерации абсолютно самостоятельны, т.е. полностью сохраняют свой суверенитет. Конфедерация представляет собой союз суверенных государств, заключённый ими для достижения каких-либо ограниченных целей (например, совместное решение экономических проблем, проблем обороны). При образовании конфедерации новое государство не создаётся. Субъекты конфедерации сохраняют свой суверенитет, свои органы власти. Общие органы власти могут создаваться, но принимаемые ими решения должны быть утверждены высшими органами власти субъектов конфедерации. Выход из конфедерации может осуществляться в одностороннем порядке. История показывает, что конфедерация – весьма непрочное объединение, которое существует недолго, либо распадясь, либо преобразуясь в федерацию (США – 1776-1787). Примеры: Синегамбия, Сирия и Египет.

Федерация – это сложное государство, представляющее собой союз государств, субъекты федерации обладают признаками государства. В рамках данной формы государства следует говорить о расщеплённом суверенитете: суверенитет федерации в целом и суверенитет субъектов федерации. Объединившись, члены федерации образуют новое государство и при этом некоторые свои властные полномочия передают вновь созданным федеральным органам власти, ограничивая тем самым свой суверенитет. В Конституции или в специальном документе о создании федерации (федеративный договор) закрепляется разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъекта федерации. Таким образом, в федерации существует двойная система органов власти: федеральные органы власти, распространяющиеся на всю территорию федерации, и органы власти субъектов федерации. То же самое наблюдается и в системе права: федеральные законы (в т.ч. Конституция) и законы субъектов федерации, распространяющиеся на территории того субъекта, законодательными органами которого они были приняты. В типичной (симметричной) федерации все её члены имеют равные права, и они лишены возможности выхода из состава федерации в одностороннем порядке. Ассиметричная федерация – это такая федерация, обладают различными правам, компетенцией. Федерации могут быть и монархиями, и республиками. В настоящее время в мире 24 федерации, в т.ч. США, Индия, Россия, Бельгия. Федерации могут быть построены на национальной основе (СССР) или же на основе других факторов: территориального, экономического, транспортного и др.(США, ФРГ, Бельгия). Различают также договорные федерации – результат свободного объединения ряда государств, и учредительные – результат трансформации унитарных государств. Право сецессии в большинстве современных федераций отсутствует. (Искл. – Эфиопия).

19. Политический (государственный) режим как элемент формы государства. Понятие, значение и виды.

Политический (государственный) режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Согласно одной точке зрения, понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные. По мнению других авторов, понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.

Понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры (признаки):

· степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

· соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;

· характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;

· тип политического поведения; характер политического лидерства;

· меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима — демократический и антидемократический.

Демократический режим. Основными характеристиками демократического режима являются следующие:

· провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

· решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

· предполагается существование правового государства и гражданского общества;

· выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

· политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;

· реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений);

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой(непосредственной) – проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения – и представительной – осуществлять власть представителям народа — депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

К антидемократическим режимам относят тоталитарные и авторитарные режимы.

Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются следующие:

· государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

· монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

· доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

· господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).

Основные характеристики авторитарного политического режима:

v в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

v роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

v в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор;

v сохраняется ограниченная цензура, «полугласность»;

v права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;

В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве. Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц.

Кроме того, в литературе выделяют огромное количество различных политических режимов, которые вряд ли реализованы на практике, однако имеют место быть в теории.

Плутократия – форма политического режима, когда решения правительства определяются мнением влиятельного класса богатых людей при социальном неравенстве и низкой социальной мобильности.

Олигархия – форма правления, при которой власть сосредоточена в руках узкого круга лиц и соответствует их интересам.

Клептократия – это политический режим, при котором основные политические решения мотивированы непосредственно материальной заинтересованностью узкой группы лиц.

Корпоратократия – это политический режим, при котором власть осуществляется через могущественные и богатые компании (оружейные компании США).

Меритократия – это политический режим, при котором руководящие посты должна занимать наиболее способные люди, независимо от их социального положения.

Охлократия– это форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов.

Основные характеристики авторитарного политического режима.

Обществознание. 11 класс

-тотальный полицейский контроль над обществом, массовые репрессии;.

Что такое государство. Признаки, функции и формы государства

Государство – это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая аппаратом управления и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны , учит российских школьников учебник по обществознанию.

При этом ни в науке, ни в международном праве нет общепризнанного определения государства. Синоним «страна» близок по значению, но понимается более широко.

Говоря простыми словами, государство – это верховная власть на территории определенной страны .

Государство – важнейший общественный институт, один из основных субъектов политических отношений.

При этом ни в науке, ни в международном праве нет общепризнанного определения государства.

Образовательный портал – все для студента юриста.

– Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается конституцией.

Лекция 7. Формы государственного устройства

Форма государственного устройства (или, другими словами, форма территориально-государственного, административного устройства) – способ территориальной организации государства или государств, образующих союз, который характеризует территориальное деление государства и баланс (соотношение) полномочий между центральной и региональными властями. Форма территориально-государственного устройства характеризует разделение суверенитета (верховенства) между центральной и региональной властями.

Среди форм государственного устройства обычно выделяют основные: унитарное государство, федерацию, конфедерацию.

Унитарное государство – как правило, небольшое по площади государство, суверенитет которого не разделён и сосредоточен в центре. Это единое государство, обладающее единством правовой системы, судоустройства и бюджета. Административно-территориальные единицы (регионы) унитарного государства не обладают автономией (независимостью в отдельных полномочиях) и целиком подчинены центральной власти. Такое государство может делиться на административные единицы (регионы), но власть в них назначается центром и они полностью подчиняются ей. Примерами унитарных государств являются Великобритания, Швеция, Япония. Унитарное государство – самая устойчивая форма государственного устройства, поскольку сосредоточение всей полноты функций государственного управления в столице предотвращает возможный конфликт между центральной и региональными органами управления. Все решения принимаются в центре.

Федерация характерна, как правило, для более крупных государств. Сосредоточение всех полномочий по политическому управлению в центре в таких государствах неэффективно – центр не может за всем уследить. Поэтому часть полномочий передаётся властям регионов. Федерация – это государство, которое предусматривает разделение суверенитета между центром и регионами, автономию региональных властей в отдельных вопросах, как минимум двухуровневую систему законодательства (нормативно-правовые акты всей страны и регионов), бюджетную систему (представлен один центральный бюджет и множество бюджетов регионов). Часть налогов в федерации поступает в региональный, а другая часть – в центральный федеральный бюджет. Федерация при этом – единое государство, защищающее свою территориальную целостность – её субъекты лишены права выхода из состава федерации. Примерами такой формы государственного устройства являются Российская Федерация, США, Германия и т.д.

К примеру, в России существует общефедеральное законодательство, а также нормативные акты субъектов федерации (областей, краёв, республик и т.д.). Органы власти регионов в своих полномочиях самостоятельны и решают вопросы независимо от центра. Также формируются бюджеты разных уровней – центральный федеральный, региональные и муниципальные.

Конфедерация – это союз государств, который предполагает сохранение основной массы политических полномочий в регионах (государствах-членах конфедерации). Примером конфедерации можно считать Европейский Союз. Члены этой конфедерации (такие, например, страны, как Германия, Франция, Польша, Греция и т.д.) создали единую денежную систему, введя в обращение евро, единый парламент (Европарламент), сохранив, однако, за собой важнейшие полномочия в области государственного управления. Субъекты конфедерации имеют право выхода из её состава в любой момент.

Некоторые учёные также выделяют также содружество как форму государственного устройства. Содружество – это союз государств для достижения каких-либо внешнеполитических целей или регулирования лишь отдельных вопросов политического управления сообща. Часто содружество создаётся на какой-либо срок. Члены содружества сохраняют весь суверенитет в своих руках, лишь координируя свою деятельность сообща. Пример такой формы государственного устройства – Содружество Независимых Государств.

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:

Сосредоточение всех полномочий по политическому управлению в центре в таких государствах неэффективно – центр не может за всем уследить.

Развитие государств мира

Если попытаться представить процессы, происходящие в данный момент с государствами, то можно выделить две основные тенденции:

  • объединение государств;
  • разделение государств.

В первом случае в качестве примера можно привести страны Европейского союза, которые объединились, договорившись вести совместную политику.

Европейский союз представляет собой конфедерацию, то есть, включенные в него страны остаются самостоятельными, но их объединяет общая внешняя политика и некоторые аспекты внутренней политики.

Второй случай иллюстрирует распад СССР, когда страны приняли решение развиваться отдельно друг от друга, получить независимость, и вместо большого единого государства в мире появилось несколько небольших, но самостоятельных территориальных образований.

Формы государственно-территориального устройства.

Форма государственного устройства: что это значит

В современной политологии для общего обозначения структурных и властных признаков государства используется понятие «форма государства». Это понятие включает три элемента: форму государственного устройства, форму правления и политический режим.

Читайте также:  Когда начинается срок службы в армии

Форма государственного устройства определяет принципы национально-территориальной организации государства и взаимоотношений центральных органов власти с региональными. Различают три основные формы государственного устройства — унитарное государство, федерацию и конфедерацию.

Унитарное государство, наиболее распространенное в современном мире, характеризуется единством конституции и единством системы высших органов государственной власти, высокой степенью централизации управления всех административно-территориальных единиц (департаментов, областей, районов и т. п.) при отсутствии у них политической самостоятельности. В качестве примеров унитарных государств можно назвать Финляндию, Францию, Японию. Такой была и Российская империя до 1918 года. В настоящее время в нескольких унитарных государствах — Великобритании, Испании, Италии, Дании, Финляндии — существует административная автономия для отдельных территорий. Так, в составе Великобритании ограниченной автономией располагают Шотландия и Северная Ирландия.

Федерация предполагает иной тип внутренних связей, объединяя несколько государств или территорий (субъектов) в единое союзное государство при сохранении у каждого из них юридической и некоторой политической самостоятельности. Показателем известной суверенности каждого члена федерации является наличие у них собственной конституции, законодательства, органов представительной и исполнительной власти, а в некоторых случаях и гражданства, флага, герба, гимна. Прямое представительство субъектов федерации в парламенте страны обеспечивает существование второй палаты (в России, например, им является Совет Федерации, в США — Сенат, в ФРГ — Бундесрат). Вместе с тем основополагающий принцип федеративного государства — главенство общефедеральной конституции и законодательства. Важными объединяющими факторами в нем выступают единое социально-экономическое пространство, общность денежной системы и гражданства. В настоящее время федеративную форму государственного устройства избрали около 20 стран.

Конфедерация представляет собой постоянный союз суверенных государств, образованный с определенной целью, чаще всего внешнеполитической. Субъекты конфедерации обладают высокой степенью суверенитета при ограниченных правах конфедеративного центра, в ведении которого находятся, как правило, только главные вопросы внешней, оборонной, а в некоторых случаях и финансово-экономической политики. При необходимости создания центральных органов, единых вооруженных сил и общей банковской системы их образуют на паритетной основе и только при условии ратификации в законодательных органах субъектов конфедерации.

Конфедерация, достаточно устойчивая и распространенная в прошлом форма государственного объединения (Рейнская конфедерация, 1254–1350; Ганзейская лига, 1367–1665; Швейцарская Конфедерация, 1291–1798 и 1815–1848; Республика Соединенных провинций (Нидерланды), 1579–1798; Соединенные Штаты Америки, 1781–1789; Германский Союз, 1815–1860; Австро-Венгерская монархия, 1867–1918; Конфедеративные Штаты Америки, 1861–1865, Шведсконорвежская уния, 1814–1905), к настоящему времени находит все меньше сторонников, а существование государств-конфедераций оказывается все более кратковременным. В ХХ столетии, например, Египет и Сирия образовали Объединенную Арабскую Республику (1958–1962 годы), затем Сенегал и Гамбия — Сенегамбию (1982), Чехия и Словакия — Чешскую и Словацкую Федеративную Республику (1990–1992 годы). Союз Независимых Государств (СНГ), состоящий из бывших республик СССР, специалисты-правоведы причисляют к конфедеративному типу лишь с большими оговорками; на самом деле он является, вероятно, не более чем консультативным межгосударственным соглашением.

Для обозначения способа организации верховной государственной власти, принципов взаимоотношений ее органов, степени участия населения в их формировании используется термин форма правления. Истории известны две такие формы — республика и монархия.

Отличительным признаком республиканской формы правления, самой распространенной в современном мире, является выборность высшей государственной власти. Типологически выделяются три подвида республики — парламентская, президентская и смешанная.

Парламентскую республику отличает такой признак, как верховенство избираемого законодательного собрания, закрепленное конституционными нормами. Именно парламент формирует ответственное перед ним правительство, подбирая кандидатуры из лидеров победившей на выборах партии включая премьер-министра. Таким образом, высшая исполнительная власть имеет четко выраженную партийную принадлежность. Глава государства (президент) при формировании кабинета министров выполняет не более чем формальную процедуру.

Вместе с тем во многих парламентских республиках высшая исполнительная власть фактически занимает значительно более важное положение сравнительно с тем, что предписано ей законодательством. Парламентский контроль за деятельностью правительства в действительности нередко оказывается декларативным. Напротив, правительство, располагающее правом роспуска парламента, в состоянии контролировать его деятельность и оказывать на него давление. Парламентская форма правления установлена в таких странах, как Германия, Ирландия, Италия, Турция, Швейцария.

В президентской республике реализован принцип жесткого разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них осуществляет свои полномочия в течение всего установленного срока. Право формирования правительства принадлежит президенту, являющемуся одновременно и его главой. Образуемое таким образом на внепартийных началах правительство не несет ответственности перед парламентом. Президент, со своей стороны, не обладает правом роспуска законодательного собрания.

Классическим образцом президентской республики считаются США, ставшие родоначальником этой формы правления в 1787 году. Затем она наиболее широко распространилась в странах латиноамериканского континента — Мексике, Аргентине, Бразилии, Колумбии, Венесуэле, Боливии, Уругвае и др.

В соответствии с конституцией США, президент, будучи одновременно главой государства и исполнительной власти, является единственным должностным лицом федерального правительства, выбираемым гражданами страны на четырехлетний срок с правом лишь одного переизбрания. Поскольку на президенте лежит основной груз ответственности за выбор политической и экономической программы, он наделен широкими административно-исполнительными полномочиями. На него возложено руководство государственным аппаратом включая вооруженные силы; он же отвечает за назначение судей федеральных судов. Формально лишенный права вмешиваться в дела парламента, чтобы не нарушать принцип разделения властей, президент США тем не менее на практике в состоянии оказывать такое вмешательство, блокируя одобренные нижней палатой законопроекты при помощи предоставленного ему права вето. Для преодоления президентского вето парламенту необходимо повторно одобрить законопроект квалифицированным большинством (две трети голосов). Однако и парламент (Конгресс) располагает средством контроля за исполнительной деятельностью президента. Один из основных рычагов — финансовый. При ежегодном голосовании по вопросу о государственном бюджете обе палаты Конгресса (Палата представителей и Сенат) вправе не согласиться с запросами президентской администрации. Кроме того, Сенат наделен правом контролировать назначения президента на некоторые высшие государственные посты (членов кабинета, судей федеральных судов, послов и др.). Существуют и другие парламентские способы контроля за деятельностью президента, вплоть до импичмента.

Смешанной форме правления присущи такие основные черты, как избрание президента всеобщим голосованием; наличие у него собственных достаточно широких властных полномочий, позволяющих ему действовать независимо от правительства; ответственность правительства, возглавляемого премьер-министром, перед парламентом. Такая форма закреплена конституциями ряда западноевропейских стран — например, Франции, Португалии, Австрии, Исландии.

Не вполне определенной, по мнению некоторых исследователей, остается форма правления Российской Федерации. Положение Конституции «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ст. 1) не является исчерпывающим, считают они. Напротив, оно оставляет простор для разных толкований. Исходя из фактического статуса президентской власти, не отраженного в должной мере в конституционных нормах, одни из этих исследователей склонны видеть в форме правления черты республики парламентского типа с президентским режимом, другие — президентской или полупрезидентской республики [1].

До принятия 19 октября 1999 года федерального закона «Об общих принципах организации системы представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации» форма республиканского устройства субъектов Федерации не была регламентирована, и, следовательно, были возможны различные варианты. Так, например, в Удмуртии сформировалась типично парламентская республика. Однако закон потребовал от регионов соответствия общефедеральным конституционным основам, т. е. ориентации на президентскую или полупрезидентскую республику.

Вторая форма правления — монархия — подразделяется на две основные разновидности: абсолютную и конституционную. Абсолютная монархия, чьи корни уходят в эпоху Средневековья, основывается на юридической принадлежности всей полноты государственной власти одному лицу. В настоящее время она практически полностью изжила себя, продолжая сохранять в неизменном виде внешнюю атрибутику и лишь отчасти прежнее содержание в таких государствах, как Бахрейн, Саудовская Аравия, Катар, Оман.

Конституционная монархия, в свою очередь, условно может подразделяться на парламентскую и дуалистическую. Показательным примером первой считается Великобритания. Реальная законодательная власть в ней принадлежит парламенту, а исполнительная — кабинету министров во главе с премьером, кандидатура которого формально подбирается монархом, осуществляющим на практике лишь церемониальные функции.

Напротив, при дуалистической форме монархии, сохраняющейся в Иордании и Марокко, реальная власть сосредоточена в руках монарха. Парламент, которому конституция предоставляет законодательные полномочия, фактически подконтролен первому лицу государства, обладающему правом вето, и тем более не оказывает влияния на деятельность исполнительной власти.

Довольно экзотическая разновидность конституционной монархии — выборная — существует в Малайзии. Конституция 1957 года установила порядок избрания главы государства на пять лет поочередно всеми девятью государствами, входящими в это своеобразное монархическое федеративное образование.

Не менее своеобразная форма правления родилась в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), представляющих собой по существу федерацию семи монархических государств. Стоящие во главе них эмиры образовали Высший совет, от лица которого коллективно реализуют свои властные полномочия.

Особую разновидность монархической формы правления представляет собой доминион. К доминионам причисляют себя 16 государств из числа бывших британских колоний—Австралия, Новая Зеландия, Канада, Барбадос, Ямайка и др. Фактически почти все они являются парламентскими республиками, но формально продолжают объявлять главой государства британского монарха.

Мировая практика выделяет и несколько форм политического режима. К наиболее распространенным из них относятся демократия, олигархия, авторитаризм (автократия) и тоталитаризм.

Справку подготовил Алексей Ковальчук.

[1] Малышев А. Ю. Российская Федерация: становление и развитие государственности. Новосибирск, 2000. С. 25.

Субъекты конфедерации обладают высокой степенью суверенитета при ограниченных правах конфедеративного центра, в ведении которого находятся, как правило, только главные вопросы внешней, оборонной, а в некоторых случаях и финансово-экономической политики.

Общее понятие

Государство — это политическая организация общества и определенная территория с проживающими на ней гражданами. Государство по своей сути представляет собой определенную форму государственного аппарата и государственного устройства.

Государство неразрывно связано с правом. До формирования государства существовал первобытно-общинный строй. В нем основой производственных отношений являлась общественная собственность на любые средства производства. Переход от первобытного общества к формированию государства происходил столетиями. Особенности этого процесса зависели от особенности исторических регионов, где происходил распад первобытно общинного строя.

Первые государства по сути своей являлись рабовладельческими. По одной из теорий право возникло вместе с государством как выражение воли господствующего в обществе класса.

В теории выделяют различные виды и типы государства (рабовладельческое, феодальное, буржуазное). Однако так или иначе государство одного и того же типа может иметь различные формы государственного устройства.

По формам государственного устройства все государства в мире могут быть разделены на.

Формы политико-территориального (государственного) устройства: понятие, разновидности

Форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий

  • форму правления,
  • форму государственного устройства и
  • политический (государственный) режим.

В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Форма государственного устройства – отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.

По форме государственного устройства государства подразделяются на

  1. унитарные,
  2. федеративные и
  3. конфедеративные.

Унитарное государство – простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территория. Взимание местных налогов, как правило, допускается с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги. Унитарные государства бывают централизованными – Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными – Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

Федерация – сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).

Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая – субъектов федерации; третья – совместной компетенцией союза и его членов.

Конфедерация – временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией – объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 – 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств. Примером может являться Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого – государства, ранее входившие в СССР. Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация.

Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы – империи, протектораты и пр.

Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

Взимание местных налогов, как правило, допускается с санкции государства.

Добавить комментарий