Электронный ПТС (паспорт технического средства)

Электронный ПТС: как это работает?

Уже в июле нынешнего года для новых автомобилей начнут выдавать электронные паспорта транспортных средств. Зачем понадобилось менять привычные бумажные документы — и как внедрение ЭПТС отразится на жизни российских автовладельцев?

Н ынешний стандарт бумажного паспорта транспортного средства (ПТС) появился в 1993 году и стал бесспорным благом для автовладельцев. После развала СССР в страну хлынул поток иномарок, с разгулом преступности начало расти число угонов, а единственным документом на автомобиль тогда был техпаспорт, в который заносили не только основные сведения о машине (марку, модель, цвет, VIN и так далее), но также регистрационные данные (госномер, имя владельца и адрес регистрации) и отметки о техосмотре. Если автомобиль угоняли вместе с техпаспортом, хозяин оставался ни с чем. Поэтому в ГАИ создали новый стандарт, который предусматривал уже три разных документа, хорошо знакомых сегодняшним водителям: паспорт транспортного средства (он хранится дома), свидетельство о регистрации (его нужно возить с собой) и талон техосмотра (его не так давно заменили диагностической картой, которая тоже должна лежать дома).

Нынешний ПТС на защищенной бумаге формата А4 выдается либо заводом-изготовителем (для автомобилей российской сборки), либо таможенной службой (для импортных машин). А в случае утери или при отсутствии свободных полей в оригинальном документе дубликат можно оформить в отделении ГИБДД.

Так выглядит нынешний бумажный Паспорт транспортного средства

Изначально ПТС включал сведения об автомобиле, его нынешнем и предыдущих владельцах, а также регистрационные данные. Однако с годами документ оброс множеством дополнений — это отметки об изменениях в конструкции, о значительных механических повреждениях после аварий (которые потребовали ремонт и замену номерных деталей) или об изъятии ПТС, штамп об уплате утилизационного сбора и так далее. На документе нынешнего формата этим записям уже тесно, да и гаишники не в восторге от необходимости работать со второстепенными данными.

Толчком же к созданию нового стандарта оказалось образование Евразийского экономического союза: ПТС должен стать единым в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении. Вдобавок это упростит экспорт машин между этими странами, ведь сейчас, например, на автомобили Geely белорусской сборки, которые идут в Россию, нужно оформлять отдельные национальные ПТС — и у дилеров долгое время были с ними проблемы.

А чтобы окончательно избавиться от бумажной волокиты, новый стандарт ПТС сделали электронным.

В августе 2014 года государства — члены Таможенного союза (тогда это были Россия, Белоруссия и Казахстан) заключили «Соглашение о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов». Разработчиком и оператором была назначена новоиспеченная компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре госкорпорации Ростех.

Поскольку формат не ограничен площадью бумаги, электронный ПТС будет включать более 150 полей, львиную долю которых в случае с «легальными» моделями займут данные из Одобрения типа транспортного средства (ОТТС), а для подержанных машин, ввезенных из-за границы, будет использована информация из СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства). На первых порах вносить данные из базы Росстандарта придется вручную, хотя для каждой новой модели это нужно делать только один раз: сведения сохранятся в реестре ЭПТС для оформления последующих паспортов. А ближайшей осенью должна быть готова система электронных ОТТС, информация из которых будет подтягиваться в ЭПТС автоматически по номеру VIN. Это положит конец опечаткам в названиях машин и закроет лазейку с подтасовками паспортных данных (например, за определенную мзду можно было занизить указанную в ПТС мощность двигателя, чтобы платить меньше налогов).

В ЭПТС, как и в бумажном аналоге, будут данные об уплате утилизационного сбора, полисе ОСАГО и «особые отметки» о внесенных в конструкцию изменениях. А автоматизация, например, попросту не допустит постановку на учет автомобиля без отметки об утилизационном сборе.

Так выглядит электронный паспорт в системе оператора: информация о машине разделена по тематическим разделам. Примерно таким же ЭПТС увидят собственники автомобилей, когда заработает доступ через портал Госуслуг

Но вдобавок заложены новые возможности, и это — самое интересное!

Электронный паспорт позволит вносить данные о пройденном техосмотре и регламентном ТО, случившихся ДТП и произведенном ремонте. С указанием даты и текущего пробега! То есть в перспективе должен получиться некий аналог американской системы Carfax, которая хранит историю эксплуатации миллионов автомобилей. Такой массив данных поможет сделать вторичный рынок куда более цивилизованным и сильно облегчит жизнь покупателям бэушек! А для нечистых на руку продавцов, напротив, станет костью в горле.

Правда, вся эта радость будет доступна только при выполнении ряда условий, на что могут потребоваться годы. Речь о списке лиц, допущенных к внесению изменений в ЭПТС.

По умолчанию работать с паспортами смогут заводы-изготовители, таможенная служба и ГИБДД. Ограниченный доступ будет у операторов техосмотра, официальных дилеров и их сервисных центров, а также страховых компаний: они смогут редактировать только поля в рамках своей компетенции. А в перспективе к этому списку присоединятся независимые сервисные станции, включенные в реестр страховщиков и допущенные к ремонту по ОСАГО.

Оператор ЭПТС обещает, что отбор компаний, допущенных к работе с паспортами, будет строгий (за это отвечает Минпромторг), причем каждое изменение в ЭПТС должно сопровождаться электронной подписью (впоследствии можно узнать, кто именно внес ту или иную правку). С другой стороны, никто в нашей реальности не отменял всякие фирмы-однодневки, которые закроются сразу после оформления сотни фиктивных ремонтов. Не говоря о том, что в стране есть масса левых автосервисов, которым даром не нужна работа с ЭПТС, — и они с радостью «отремонтируют» любую машину, не оставляя за собой электронных следов. Но легализация этого рынка — отдельный разговор, не связанный с паспортами автомобилей. Важно, что начало положено. И понятно, что сервисную историю нельзя будет вписать задним числом, то есть все ДТП и легальные ремонтные работы, сделанные до оформления электронного паспорта, останутся вне поля зрения системы.

Как же получить электронный ПТС? В случае с новыми автомобилями их, как и прежде, будут оформлять заводы-изготовители и таможенные службы. У дилеров машины окажутся с уже готовым ЭПТС, а его номер будет прописан в договоре купли-продажи. Для импортируемых в частном порядке подержанных машин ­паспорт оформят испытательные лаборатории, которые также выдают СБКТС.

Для уже находящихся в эксплуатации автомобилей менять бумажный ПТС на электронный необязательно. Но если хочется, то это можно сделать у оператора техосмотра или в ГИБДД при смене собственника. При этом бумажный документ окажется недействительным.

Распечатать электронный паспорт, чтобы хранить его дома «на всякий случай», нельзя. Но можно сделать выписку из него: она представляет собой сформированный файл с кратким перечнем сведений, который можно распечатать. По соглашению АО «Электронный паспорт» с автопроизводителями выписку из ЭПТС вместе с договором купли-продажи будет выдавать дилер при передаче автомобиля клиенту. Осенью должна появиться возможность сделать выписку через ­онлайн-портал ­госуслуг или в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Выписка из ЭПТС. Она формируется в виде файла, который можно сохранить на персональном устройстве или распечатать

Введение ЭПТС уже неоднократно откладывалось, в последний раз — до 1 ноября 2019 года. По официальной версии — из-за неготовности других стран Евразийского экономического союза: полностью готовы к использованию электронного паспорта только Россия и Киргизия. Белоруссия и Казахстан обещают закончить все формальности уже в ближайшее время, а главный тормоз — Армения, которая даже до конца не легализовала у себя единый технический регламент. Однако в России решено ввести так называемый переходный период и начать оформление электронных паспортов в июле этого года. В том числе для того, чтобы выявить подводные камни, некоторые из которых известны уже сейчас.

Например, трудности касаются персональных данных. Как известно, бумажный паспорт транспортного средства обязательно содержит информацию о собственнике. Но с 2006 года в стране действует Федеральный закон «О персональных данных», согласно которому пользователи имеют право не указывать информацию о себе в цифровом формате ПТС, причем без объяснения причин. Чем это грозит?

Простой пример. Новую машину угоняют по пути из автосалона в страховую компанию за полисом ОСАГО (да, ездить без полиса нельзя, но российская реальность устроена иначе). На учете в ГИБДД она еще не стоит, в страховых базах ее нет, а электронный ПТС не содержит данные о владельце. Злоумышленники тут же делают на угнанную машину договор купли-продажи (именно он юридически считается главным документом, подтверждающим право собственности) в свободной форме и официально ставят ее на учет в ГИБДД — например, на ­фирму-однодневку. Настоящий владелец за это время может даже не заметить пропажу! Но доказывать, что он не верблюд, придется именно ему.

Абсурдность ситуации понимают и разработчики ЭПТС, и страховщики, и автопроизводители. Еще в феврале Российский союз автостраховщиков (РСА) и оператор системы электронных паспортов транспортного средства предложили правительству сделать обязательным внесение персональных данных владельца в электронные ПТС. Однако решение до сих пор не принято. А пока пренебрегать персональными данными все же не стоит.

У страховщиков есть и другие опасения. Согласно пункту 3 статьи 15 закона об ОСАГО от 25.04.2002 N40-ФЗ, при заключении договора ­ОСАГО требуется предоставить ПТС. Об электронном ПТС или выписке из него ничего, конечно, не говорится. Равно как и о возможности для страховщика самостоятельно проверить подлинность данного документа. И получается, что страховые компании вполне законно смогут отказывать в заключении договора ОСАГО при отсутствии привычного бумажного ПТС. А если в электронном паспорте еще и не указан владелец, могут возникнуть сложности со страхованием новых машин, поскольку представление договора купли-продажи (или иного аналогичного документа, подтверждающего право собственности) законом об ОСАГО не предусмотрено, а определить собственника и территорию преимущественного использования по-другому невозможно.

РСА и оператор ЭПТС уже договорились, что к 1 сентября 2018 года будет налажен обмен сведениями через государственную Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Но до этого времени информацию о транспортном средстве, необходимую для оформления полисов ОСАГО, страховщикам на свой страх и риск якобы придется получать из выписки ЭПТС. Нарушая закон об ОСАГО.

Плачут и автопроизводители, ведь для работы с электронными ПТС им приходится серьезно перестраивать свой собственный документооборот, а это время и деньги. Хотя и они понимают, что в итоге переход на ЭПТС — благо.

Читайте также:  Юрист по взысканию долга

За первый месяц оператор планирует выдать лишь несколько тысяч этих документов, причем только на новые автомобили (в среднем у нас ежемесячно продается 150 тысяч таких машин), которые уйдут в корпоративные парки. Сужая круг собственников, оператору будет легче устранить внезапные проблемы. Постепенно доля электронных паспортов будет расти, а 1 ноября 2019 года выдача бумажных ПТС должна прекратиться. Но если учесть, что замена старых паспортов электронными добровольна, то, по оценкам, даже к 2028 году ЭПТС будет только у 75% автопарка страны.

В будущем АО «Электронный паспорт» планирует коммерциализацию проекта. Подобно тому, как это происходит в американском Карфаксе (и некоторых существующих российских сервисах), любой желающий сможет за небольшую плату проверить перед покупкой историю приглянувшейся машины. Но до тех пор придется просить владельца продаваемого автомобиля показать электронный ПТС — точно так же, как сейчас предъявляют бумажный паспорт. Впрочем, одно преимущество нового стандарта уже очевидно: потерять виртуальный паспорт невозможно.

Что с безопасностью? Базы данных ЭПТС будут храниться на серверах с высокой степенью защиты — вроде той, что используют банки и госорганы. И хотя все так или иначе страдают от хакерских атак, взломать ЭПТС с кондачка не получится. В конце концов, привыкли же мы к платежным банковским картам и сопутствующим онлайн-сервисам.

Словом, начинание благое — и бояться электронных паспортов на автомобили не стоит. Ждем внедрения и надеемся, что оно не будет «кривым».

Но до этого времени информацию о транспортном средстве, необходимую для оформления полисов ОСАГО, страховщикам на свой страх и риск якобы придется получать из выписки ЭПТС.

AIDAR1981 › Блог › Как получить электронный ПТС, зачем он нужен?

С 1 июля 2018 года в России вводятся электронные ПТС. Переход с бумажных Паспортов транспортного средства на электронные (ЭПТС) должен был произойти еще 1 июля 2017 года, но по ряду причин это событие перенесли на год вперед. И есть предпосылки к тому, что больше сдвигов не будет.

По сути, это запись в электронной базе данных, куда войдет информация о транспортном средстве, владельцах и их количестве, страховых случаях, пройденном техосмотре, а также финансовая часть — например, находится ли автомобиль в залоге. Соответственно, доступ к этой записи получат ГИБДД, страховые компании, официальные дилеры и банки — разумеется, каждая из структур сможет вносить изменения только в свой раздел.

Зачем это нужно автомобилистам?

При этом переход на ЭПТС призван сделать максимально прозрачными все операции с автомобилем и достоверность его истории. Основные преимущества ЭПТС:

Достоверная история жизненного цикла ТС, основанная на данных из официальных источников. Детальная информация в электронном паспорте позволит снизить риски участников рынка от нелегальных и сомнительных автомобилей. Электронный паспорт нельзя потерять и нет необходимости его восстанавливать. В электронный паспорт может быть внесено последовательно любое количество собственников, тогда как бумажный паспорт необходимо менять, когда он заканчивается

Как получить ЭПТС?

По мере введения электронных паспортов транспортных средств в Российской Федерации граждане будут иметь возможность оформить их в следующих случаях:

При покупке нового автомобиля. В этом случае покупатель получает автомобиль у дилера уже с электронным паспортом транспортного средства (ЭПТС), оформленным организацией-изготовителем. Номер ЭПТС прописан в договоре купли-продажи. Cотрудник ГИБДД использует данные из ЭПТС для проведения необходимых регистрационных действий. При постановке на учет автомобиля с ЭПТС гражданин сэкономит 350 рублей, которые требовалось бы оплатить за внесение изменений в бумажный ПТС.

При самостоятельном ввозе автомобиля из-за границы государств-членов ЕАЭС. Оформить ЭПТС можно будет в уполномоченных организациях, например, испытательных лабораториях (получивших соответствующие полномочия в Минпромторге РФ — их список будет опубликован позже), параллельно с получением СБКТС. Стоимость оформления ЭПТС составит 600 рублей.

Если бумажный ПТС утерян или пришел в негодность. А также при желании автовладельца поменять существующий бумажный ПТС на электронный. Собственник автомобиля обращается в уполномоченную организацию, например, к оператору техосмотра, за оформлением ЭПТС. Стоимость оформления ЭПТС составит 600 рублей (вместо 800 рублей за получение бумажного ПТС).

Как узнать, куда именно обратиться за получением ЭПТС?

В случае с новыми автомобилями сроки будут зависеть от решения компании-производителя автомобилей (дилеры будут получать машину уже с ЭПТС). Узнать, где конкретно обменять бумажный ПТС на электронный можно будет в компании администраторе системы — АО «Электронный паспорт», на сайте или по телефону. Также перечень уполномоченных организаций будет доступен на сайте Минпромторга РФ.

1 июля бумажный ПТС окажется вне закона?

Нет. Предполагалось, что с 1 июля при переоформлении автомобиля ГИБДД будет выдавать уже ЭПТС, но ГИБДД пока оставляет автомобилистам возможность выбора — видимо, до того момента пока не закончатся бланки. Более того, даже если в текущем ПТС закончится место, ГИБДД по желанию владельца выдаст бумажный документ. Так или иначе, никакого принудительного перехода не случится — можно смело ездить «по старинке». Скорее всего, первыми ЭПТС начнут выдавать официальные дилеры при покупке новых машин, и потихоньку ЭПТС вытеснят «бумагу».

Зачем это нужно автомобилистам.

Оформление документов для ввоза в Россию

Ответственность за оформление документов на новые автомобили лежит на заводах и таможенной службе – в этом плане ничего не меняется. У дилеров каждый новый автомобиль уже будет иметь ЭПТС, 15-значный номер будет прописан в договоре купли-продажи.

Ответственность за оформление документов на новые автомобили лежит на заводах и таможенной службе – в этом плане ничего не меняется.

Где хранятся ЭПТС?

Главным разработчиком и оператором Системы Электронных Паспортов на территории ЕАЭС является Акционерное Общество «Электронный Паспорт», входящее в структуру государственной корпорации «Ростех».

Данное АО администрирует функционирование всей системы: обслуживает портал СЭП, ведет базы данных, формирует списки и реестры участников. Все оформленные электронные ПТС, а согласно счетчикам на онлайн ресурсе, в России их уже более 625 000, хранятся в единой базе цифровых паспортов. Доступ к ней имеют лишь аккредитованные уполномоченные органы: операторы техосмотра, автодилеры, таможенные органы, банковские и лизинговые организации и т.д.

Посмотреть документ можно через портал СЭП: https://portal.elpts.ru/portal/.

Также смотреть свои паспорта могут собственники транспортных средств, для этого на портале нужно ввести VIN или заводской номер автомобиля или уникальный номер ЭПТС.

Вы можете ввести данные в то же окно, куда вставили VIN, но результат будет аналогичным.

Что такое электронный паспорт транспортного средства?

До 1 ноября 2019 года запланирован плавный переход на новые правила регистрации автомобилей. Начиная с указанной даты, ЭПТС станут обязательными для каждой новой машины. Это значит, что бумажные ПТС окончательно перестанут выдавать. О массовой замене, о ее необходимости и обязательности речи не идет: каждый собственник вправе заменить «бумагу» на ЭПТС, если сочтет нужным.

Электронный ПТС — документ, который хранится в цифровой базе данных, где содержится вся необходимая информация для идентификации ТС. Электронный документ полностью заменяет бумажный и имеет такую же юридическую силу.

В ЭПТС вносятся следующие данные:

  • идентификационные сведения о ТС.;
  • технические характеристики;
  • данные о пробеге;
  • сведения о внесении изменений в конструкцию;
  • прохождение техосмотра;
  • информацию о страховании (ОСАГО/КАСКО, страховщик);
  • сведения о владельцах (с их согласия, так как это персональные данные);
  • история прав собственности.

Образец ЭПТС может содержать от 90 до 150 полей, тогда как в бумажном варианте — только 21.

Процесс перехода регламентируется важным документом. Это приказ МВД «Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, образца бланка свидетельства о регистрации ТС и признании утратившими силу нормативных правовых актов…» от 26.06.2018 № 399. Он был опубликован на официальном портале правовой информации 26.09.2018 и вступил в силу с 07.10.2018. Вообще переход к электронным паспортам планировался давно, первые акты появились в 2014-2017 годах.

В июле на коллегии Евразийской экономической комиссии было принято окончательное решение о переносе введения электронных паспортов транспортных средств. Это значит, что пока электронные и бумажные ПТС продолжают действовать на равных — на территории ЕАЭС. Когда введут новую систему в странах экономического союза известно: в ноябре текущего года.

Основной содержится в межправительственном соглашении стран ЕАЭС обеспечение свободного обращения транспортных средств на территории союза.

Как жить с электронным ПТС. Инструкция

C 1 ноября в России перестанут выдавать бумажные паспорта транспортных средств — страна перейдет на электронный учет автомобилей. С декабря прошлого года электронные ПТС (ЭПТС) уже оформляет завод Mazda Sollers во Владивостоке на модели Mazda6 и Mazda CX-9, также систему электронных документов использует Porsche при ввозе импортируемых автомобилей. На сегодня в России уже оформлено более 2000 ЭПТС. Но как ими пользоваться?

Электронный паспорт — это запись в базе данных, которая имеет свой уникальный 15-значный номер. Также существует понятие выписки из паспорта — распечатки, внешне отчасти напоминающей привычный бумажный паспорт, но не являющейся официальным документом. Получить бумагу можно для того, чтобы иметь перед глазами первичные сведения о машине, а также номер ЭПТС, который можно проверить на портале системы электронных паспортов.

Принципиальных отличий при постановке на учет машины с ЭПТС нет. При покупке нового автомобиля нужно получить у дилера договор купли-продажи, в котором будет прописан номер ЭПТС. Также дилер выдаст распечатку выписки из реестра ЭПТС, но эта бумага не имеет юридической силы и не требуется для совершения регистрационных действий.

Договор купли-продажи с номером ЭПТС позволяет оформить полис ОСАГО, а все данные на машину страховщик получит через государственную Систему межведомственного электронного взаимодействия. Получив полис ОСАГО, владелец автомобиля вправе обратиться в регистрационное подразделение ГИБДД, где будет достаточно предоставить договор купли-продажи и страховой полис. Информацию о машине инспектор получит по VIN-номеру или номеру электронного паспорта. После регистрации машины собственнику выдадут СТС, в котором вместо номера ПТС будет вписан ЭПТС.

Если бумажный ПТС при покупке машины в кредит остается у банка, то в случае с электронным этого не происходит. Однако все данные, включая информацию о кредите или залоге, хранятся в электронной системе, к которой имеют доступ не только сотрудники ГИБДД, но и потенциальные покупатели этой машины на вторичном рынке.

Изменить или удалить данные о кредите невозможно, а отказ предоставить покупателю доступ к сведениям в любом случае должен быть основанием для отмены сделки. Точно так же электронный паспорт хранит информацию о том, что автомобиль куплен в лизинг, работал в такси или участвовал в ДТП.

Читайте также:  Как продать квартиру в залоге у банка

Информация в электронный паспорт вносится методом пополнения и не может корректироваться. Первичные данные вносит изготовитель или импортер, следом госорганы дополняют информацию различными административными сведениями, например, об уплате утилизационного сбора. Дилер вносит данные о собственнике, ГИБДД — о регистрационном учете и выданных номерных знаках. В дальнейшем пополнять сведения будут операторы техосмотра, страховщики и сервисные станции.

Для того, чтобы переоформить автомобиль на другого человека, собственник машины должен изменить запись о владельце в ЭПТС. Технически это можно осуществить тремя способами. При наличии электронной подписи у действующего собственника сделку можно провести на портале системы электронных паспортов. Второй вариант предусматривает идентификацию владельца через портал госуслуг. А при отсутствии доступа к интернету переоформить машину можно при личном визите в местный центр госуслуг или МФЦ.

Оформить электронный паспорт вместо бумажного можно у уполномоченных операторов техосмотра, список которых опубликован на сайте Минпромоторга. Эти компании в состоянии квалифицировано идентифицировать автомобиль, имеют техническую возможность отправить запрос в ГИБДД и подтвердить легитимность регистрационных действий. Если никаких препятствий нет, оператор оформит электронный паспорт. В ином случае он обязан подать сведения в компетентные органы.

Похожая процедура предусмотрена для оформления автомобиля, самостоятельно ввезенного из-за пределов государств-членов Евразийского экономического союза, но в этом случае придется обратиться в одну из аккредитованных испытательных лабораторий. Стоимость оформления ЭПТС в любом случае составляет 600 рублей.

До 1 ноября 2019 г. в России действует переходный период, в течение которого оформляются как бумажные, так и электронные паспорта. С ноября бумажные ПТС на новые автомобили выдаваться не будут. Владельцы бумажных документов смогут и дальше пользоваться ими, как и прежде, причем никаких обязательств по замене на электронный паспорт не вводится.

Использование электронного паспорта сокращает пакет документов, защищает собственника от их потери и мошеннических действий, а автоматизация процесса помогает сэкономить время и исключить ошибки. Бумажный паспорт содержит 21 поле, а электронный имеет от 90 до 150 полей, где содержится больше данных о характеристиках и комплектации машины. В процессе эксплуатации запись будут пополнять данные о собственниках, страховках, обслуживании, наличии ограничений, участии в ДТП, и эту информацию невозможно будет удалить.

Кроме того, электронный паспорт может неоднократно менять статус, и все эти изменения остаются в нем навсегда. Например, паспорт может быть утерянным, аннулированным, погашенным, исправленным, незавершенным и так далее. Наконец, переоформление машины, то есть смена собственника, происходит мгновенно и исключает получение чужих штрафов за проданный автомобиль.

Однако все данные, включая информацию о кредите или залоге, хранятся в электронной системе, к которой имеют доступ не только сотрудники ГИБДД, но и потенциальные покупатели этой машины на вторичном рынке.

Как выглядит электронный ПТС?

Согласно новым требованиям, электронные паспорта для автомобилей будут содержать гораздо больше информации, чем сейчас содержится на бумажном носителе. У ЭПТС будет уникальный 15-значный номер, который будет присваиваться ему после внесения данных изготовителем или дилером.

Всего электронный документ будет содержать более 90 различных пунктов, подробно описывающих информацию об автомобиле. В них, например, будут располагаться следующие данные:

  • фирма изготовитель автомобиля и его импортер, в случае если ТС произведено за границей;
  • реквизиты дилера, осуществившего продажу транспортного средства;
  • персональные данные владельца, а также и адрес его электронной почты, и номер телефона;
  • данные о наличии страховки и ее вид;
  • результаты технического осмотра автомобиля, включая величину пробега;
  • информация о производимых ремонтных работах, в том числе кузовных из автомастерских;
  • полная информация о ДТП, в которых побывал автомобиль, с указанием времени, даты, места, а также полученных повреждений;
  • обременения, наложенные на транспортное средство.

Электронный ПТС может иметь 5 статусов:

  • незавершенный — документ находится в стадии внесения данных в базу;
  • действующий — ЭПТС является актуальным документом, удостоверяющим право владения автомобилем;
  • утилизированный — автомобиль сдан в утиль;
  • аннулированный — транспортное средство не прошло процедуру растоможивания, или было вывезено за границу;
  • погашенный — транспортное средство поменяло категорию при помощи переоборудования.

погашенный транспортное средство поменяло категорию при помощи переоборудования.

Электронный ПТС: как им пользоваться

Кто осуществляет выдачу электронного паспорта транспортного средства? Каков порядок совершения регистрационных действий с электронным техпаспортом? Как теперь действовать при оформлении кредита или продаже автомобиля? Можно ли перейти на электронный паспорт, имея старую машину?

1 ноября 2019 года — именно с этого момента на территории нашей страны прекратится выдача ПТС в бумажном виде и осуществится переход на электронную систему учета транспортных средств.

Еще в декабре минувшего года оформление электронных паспортов транспортного средства (ЭПТС) внедрено на заводе Mazda Sollers (Владивосток) для моделей Mazda 6, Mazda CX-9. Кроме того, ЭПТС используют в компании Porsche, когда ввозят импортируемые автомобили.

В настоящее время на территории РФ оформлены свыше 2 тыс. электронных ПТС. Как же использовать новый техпаспорт? Давайте разберемся.

Внешний вид электронного ПТС

В буквальном смысле ЭПТС является всего лишь записью в базе данных. Эта запись обладает 15-значным уникальным номером. Кроме того, можно получить выписку из техпаспорта — она представляет собой распечатку, сродни привычному бумажному паспорту. Отметим, что подобная распечатка — это не официальный документ.

Целью получения выписки из ЭПТС является получение полных сведений о машине и номере электронного техпаспорта (он может быть затем проверен через СЭП — системы электронных паспортов).

Порядок постановки машины на учет

Какие-либо принципиальные отличия в случае постановки на учет транспортного средства с использованием ЭПТС отсутствуют.

Покупка новой машины сопровождается получением у компании-дилера договора купли-продажи с указанием номера электронного ПТС. Кроме того, дилером выдается выписка из реестра электронных ПТС. Как было уже отмечено выше, юридическая сила подобной распечатки нулевая — совершение любого регистрационного действия абсолютно не требует ее наличия.

Наличие договора купли-продажи является основанием для оформления полиса ОСАГО. Вся информация по машине поступает в распоряжение страховщика через СМЭВ (это система межведомственного электронного взаимодействия, которой пользуются банки и органы власти различного уровня, оказывающие электронные услуги).

Став обладателем полиса ОСАГО, хозяин транспортного средства может обращаться к специалистам регистрационного подразделения Госавтоинспекции. Отметим, что для подобного обращения достаточно договора купли-продажи и страхового полиса.

Инспектору, в свою очередь, достаточно данных VIN-номера либо номера ЭПТС, чтобы получить исчерпывающие сведения о транспортном средстве.

После того как регистрация автомобиля завершена, собственник получает свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС), где номер ПТС заменен на реквизиты ЭПТС.

Как действовать при покупке автомобиля в кредит

Кредитная покупка транспортного средства с использованием бумажного техпаспорта подразумевает обязательную передачу ПТС банку. Если же мы используем ЭПТС, то никакой передачи нет.

При этом вся информация, в том числе касающаяся самого кредитам или залога, хранится в электронной базе, доступной не только сотрудникам Госавтоинспекции, но и потенциальным покупателям этого транспортного средства, которые ищут машины на просторах вторичного рынка.

Изменять либо удалять информацию по кредиту не представляется возможным, что гарантирует достоверность всех сведений. По этой причине любой отказ в просьбе покупателя о предоставлении доступа к данным — это железобетонное основание для того, чтобы сразу отменить сделку.

Ровно таким же образом недра электронного паспорта хранят сведения о машине и могут сообщить, приобретена ли она на условиях лизинга, перевозила ли пассажиров (грузы) или же участвовала в ДТП.

Кто имеет право осуществлять корректировку данных ЭПТС

Ответ на этот вопрос однозначный — никто. Все данные в ЭПТС вносятся пополнением (то есть каждая последующая запись добавляется к предыдущей) и не подлежат корректировке.

Первичная информация вносится изготовителем или импортером. Далее сотрудниками госорганов осуществляется дополнение сведений — речь идет о различных административных записях (например, «Оплачен утилизационный сбор»). Затем дилером вносится информация о собственнике. Потом в Госавтоинспекции делают записи, касающиеся регистрационного учета и выданных госномеров. Следующий этап — пополнение сведений операторами пунктов техосмотра, страховщиками и сервисными станциями.

Продажа автомобиля с ЭПТС

Для переоформления транспортного средства на другое лицо действующему собственнику необходимо в электронном ПТС провести смену записи о владельце. Есть три способа это сделать.

Во-первых, если действующий собственник использует электронную подпись, то для проведения сделки идеально подойдет портал СЭП. Во втором случае осуществляется идентификация собственника с помощью портала госуслуг. В-третьих, если интернета нет, процедуру переоформления машины можно осуществить благодаря личному визиту в МФЦ.

Оформление ЭПТС на старый автомобиль

Оформлением электронных паспортов взамен бумажных занимаются уполномоченные операторы техосмотра — перечень их публикуется Минпромторгом.

Каждая из таких компаний осуществляет квалифицированную идентификацию автомобиля, обладает технической возможностью для отправки запроса в ГИБДД и может подтвердить, что все регистрационные действия являются легитимными.

В случае отсутствия препятствий оператором производится оформление электронного паспорта. Если возникают проблемы, оператор связывается с компетентными органами и предоставляет им информацию.

Похожие действия предусмотрены при оформлении в случае, если автомобиль самостоятельно ввозится с территории государства, не входящего в ЕАЭС. При этом в обязательном порядке необходимо обратиться в аккредитованную испытательную лабораторию.

Оформление ЭПТС во всех случаях стоит 600 рублей.

Что будет с бумажными ПТС после 1 ноября

С 1 ноября в нашей стране произойдет переход на использование ЭПТС. Пока мы находимся в условиях переходного периода, то есть сейчас производится оформление как бумажных, так и электронных паспортов.

С начала ноября выдача бумажных ПТС на новые транспортные средства будет прекращена. При этом каждый владелец бумажного техпаспорта продолжит им пользоваться. Отметим, что какие-либо обязательные требования заменить ПТС на ЭПТС не предусмотрены. Соответственно, никаких санкций за пользование бумажными ПТС также не будет.

Электронный ПТС: в чем его преимущество

Применение ЭПТС обеспечивает сокращение пакета документов. Таким образом, собственник защищен от форс-мажорных ситуаций, связанных с потерей документов и мошенническими действиями с ними.

Кроме того, в результате автоматизации процесса серьезно экономится время, а также исключается масса ошибок.

При этом нужно отметить, что структура бумажного паспорта состоит из 21 поля, в то время как электронный вариант может содержать 150 полей, что обеспечивает максимальную полноту сведений, составляющих характеристику и комплектацию транспортного средства.

В течение всего периода, пока автомобиль эксплуатируется, данные в ЭПТС дополняются различными сведениями, включая собственников, страховку, обслуживание, ограничения в случае их наличия, участие в авариях. И все эти данные заносятся раз и навсегда — удалить или изменить их не представляется возможным.

Помимо этого, у электронного паспорта может произойти смена статуса, причем многократно. И каждое изменение обязательно будет зафиксировано и сохранено навсегда. К примеру, паспорт был утерян, аннулирован, погашен — все это останется в истории ЭПТС.

Читайте также:  Дефекты после гарантийного ремонта

И еще один нюанс. В рамках процедуры переоформления транспортного средства с применением ЭПТС собственник меняется мгновенно. Подобный алгоритм работы на 100% гарантирует, что Вы не получите чужие штрафы за машину, которую уже продали.

Продажа автомобиля с ЭПТС.

Номер электронного ПТС

Ключевой информацией является номер электронного ПТС. Вместе с ВИН-кодом, именно номер ЭПТС теперь будет вписываться в договор купли-продажи. Также, номер ЭПТС будет фигурировать в свидетельстве о регистрации, вместо номера бумажного ПТС.

При постановке на учет, оператор ГИБДД, при желании сможет найти машину по VIN-коду. Но основной информацией все же является номер ПТС в данном случае электронного. Таким образом, покупая машину с электронным ПТС, важно чтобы его номер обязательно фигурировал в ДКП.

Не помешает также распечатать Выписку из ЭПТС – в ней номер документа указывается крупным шрифтом сверху. Это лишь распечатка и никакой юридической силы она не имеет. Но такая бумага поможет быстро вспомнить номер электронного ПТС, когда это понадобится.

Итак, ребята, теперь вы знаете, как получить электронный ПТС, но стоит ли с этим спешить.

Электронные ПТС: как это будет работать

Оформлять новые ПТС смогут как сами автозаводы, так и ОАО “Электронный паспорт”. Первые будут выдавать электронные паспорта в отношении автомобилей, которые сошли с конвеера конкретного автоконцерна (сегодня это правило действует и в отношении бумажных ПТС). Вторая же будет оформлять ПТС для машин, уже выпущенных в обращение, ввозимых на территорию Таможенного союза и т. д. (п. 5 Порядка функционирования систем электронных паспортов; далее – Порядок). В любом случае собственник машины получит выписку из ПТС в электронном виде и при необходимости сможет ее распечатать (п. 9 Порядка).

Кстати, к полной версии электронного ПТС получат доступ только налоговые и правоохранительные органы (подп. “в” п. 12 Порядка). Содержание же выписки будет весьма усеченным. Она включает следующие сведения:

  • идентификационный номер (VIN) транспортного средства или шасси;
  • наименование (в том числе коммерческое), категорию и марку транспортного средства;
  • номера двигателя, шасси и кузова;
  • цвет транспортного средства;
  • год изготовления;
  • данные и двигателе (марка, тип, объем и мощность);
  • экологический класс;
  • максимальная масса транспортного средства;
  • территория, на которой можно зарегистрировать транспортное средство (Приложение № 1 к Порядку).

Как видим, из выписки нельзя будет узнать даже месяц изготовления машины (в отличие от собственно электронного паспорта) – а это может иметь значение при ее продаже: часто автомобили, выпущенные в январе и декабре того же года, имеют разную рыночную цену. Сегодня это можно приблизительно определить по дате оформления ПТС, которая указывается в бумажном паспорте – но в выписке из электронного она не предусмотрена. То же касается страны происхождения машины, данных о которой в выписке также нет (как правило, автомобили с иностранной сборкой ценятся дороже).

Полная версия электронного ПТС содержит помимо указанных сведений подробную информацию об автомобиле с описанием всех его систем: система двигателя, топливная, рулевая, тормозная и т. д. Можно будет даже узнать, какое дополнительное оборудование имеет автомобиль. Наконец, электронный ПТС включает и некоторую административную информацию: собственно номер ПТС и дату его оформления, страну вывоза автомобиля, сведения об уплате утилизационного сбора, таможенные ограничения, статус ПТС (действует он или, например, аннулирован) и т. д. (Приложение № 3 к Порядку).

Отметим отдельно, что данных о собственнике транспортного средства не будет ни в полной версии ПТС, ни в усеченной. Тогда как бумажные паспорта позволяют узнать и текущего владельца, и предыдущих.

Схема использования электронных ПТС такова. При приобретении нового автомобиля электронный ПТС, как и сегодня, покупателю будет оформлять автосалон. Когда владелец автомобиля поставит его на учет, ГИБДД должна будет сообщить об этом ОАО “Электронный паспорт”. И та внесет сведения о регистрации в электронный ПТС. Это же касается изменения конструкции или цвета машины, которые тоже подлежат регистрации (подп. “в” п. 23 Порядка).

Первоначально планировалось, что госпошлина за выдачу электронного ПТС составит 800 руб., а за внесение изменений в него – 350 руб. Но пока изменения в НК РФ не разработаны, и предсказать итоговый размер пошлины за эти услуги невозможно. Напомним, сегодня он такой же, как и указанный (абз. 4 подп. 36, п. 38 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Важно, что все сведения, когда-либо занесенные в электронный ПТС, будут храниться бессрочно. Это относится в том числе к паспортам со статусами “утилизированный” (если транспортное средство было утилизировано), “погашенный” (в отношении автомобиля, на базе которого был создан другой автомобиль) и “аннулированный”. Аннулировать электронный ПТС могут по нескольким основаниям. К примеру, когда свидетельство о безопасности конструкции автомобиля, наличие которого станет обязательным при выдаче электронных ПТС на новые автомобили, было признано недействующим. Или когда автоконцерн-изготовитель заявит, что электронный ПТС конкретного транспортного средства содержит недостоверные сведения о годе изготовления или VIN (подп. “г” п. 6 Порядка).

Думаю, что следующие изменения, о которых пока мы только догадываемся, но еще не знаем, как раз коснутся банков.

Новый стандарт ПТС

Бумажный паспорт транспортного средства (ПТС) в своем нынешнем виде, к которому мы привыкли, появился в 1993 году. До этого единственным документом на автомобиль был техпаспорт, который включал не только основную информацию о машине, но и регистрационные данные, а также отметки о техосмотре. Если, к примеру, машину угнали вместе с техпаспортом, автовладелец оставался без каких-либо документов на автомобиль. В связи с этим и появился новый стандарт, согласно которому каждый автовладелец получал три документа: паспорт транспортного средства (ПТС), который можно не возить с собой, свидетельство о регистрации и талон техосмотра.

Со временем ПТС оброс множеством дополнений и сегодня, помимо основной информации об автомобиле, его владельце и регистрационных данных, может рассказать об изменениях в конструкции машины, значительных повреждениях после аварий, уплате утилизационного сбора и так далее. Все это уже довольно сложно уместить на бумажном носителе формата А4.

Еще одним стимулом создания нового стандарта ПТС стало образование Евразийского экономического союза: новый паспорт должен стать единым в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении. Соответствующее соглашение было подписано в 2014 году. Разработчиком и оператором назначена компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре Госкорпорации Ростех.

Обязательного обмена бумажного ПТС на его электронный вариант не предусмотрено – автовладельцы, имеющие автомобили с бумажными паспортами, смогут продолжать ими пользоваться. Переходный период действует до 1 ноября 2019 года, после чего бумажные ПТС на новые транспортные средства выдаваться не будут.

«В настоящее время в ходе оформления ЭПТС на единичные транспортные средства завершается настройка необходимых интеграционных процессов, и вскоре производители и импортеры автомобилей планируют перейти к массовому оформлению ЭПТС», – прокомментировал гендиректор АО «Электронный паспорт» Илья Минкин.

На сегодняшний день в России оформлено уже более 300 электронных паспортов транспортных средств. А на днях впервые на российском авторынке по полной логической схеме смены собственника реализован автомобиль с ЭПТС .

Соответствующее соглашение было подписано в 2014 году.

Зачем вообще нужна выписка из электронного паспорта?

Прежде чем пояснить, как, уточним – зачем. Зачем нужна выписка? На данный момент она как минимум понадобится при покупке полиса ОСАГО, для предоставления страховщику. Важный этап в подготовке автомобиля перед выездом на дороги общего пользования (без него получить свидетельство о регистрации и новые номера, то есть оформить автомобиль, невозможно).

Ну, а далее, например в Госавтоинспекцию, отправлять выписку не потребуется, все необходимые данные из электронного паспорта будут получаться подразделениями автоматически.

Как сделать выписку с ЭПТС.

Электронный ПТС в России

Автор: Денис Ефименко, эксперт по финансовому законодательству ООО «Электронный Экспресс»

С 1 июля 2018 года на всей территории ЕАЭС — в России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Кыргызстане, вводится обязательное применение электронных паспортов транспортных средств (далее — ПТС). Вся информация, внесенная в электронный ПТС, в обязательном порядке заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью, выданной удостоверяющим центром, аккредитованным Минкомсвязи России.

Соглашение ЕАЭС об электронных ПТС было принято в августе 2014 года (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122 «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов», далее — Решение). Россия ратифицировала его в июне 2016 года (Федеральный закон от 02.06.2016 № 156-ФЗ).

Переход на электронные ПТС должен был начаться с 1 июля 2017 года. Однако по общему решению стран-членов ЕАЭС он был отложен еще на год по причине неготовности некоторых автопроизводителей и дилеров. Соответствующее решение было принято 23 мая 2017 года на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23.05.2017 № 57).

Обязательное оформление электронных ПТС вводится с 1 июля 2018 года. При этом выданные ранее этой даты бумажные ПТС будут продолжать действовать и постепенно изыматься из оборота. Замена будет производится на добровольной основе по заявлению владельца транспортного средства (п. 2 Решения).

Выдача электронного ПТС автоматически делает недействительным бумажный ПТС.

Что такое электронный ПТС.

Какие сведения вносятся в ЭПТС?

ЭПТС отражает полную информацию об автомобиле и состоит из основной и дополнительной частей.

Основная часть
Является обязательной к заполнению. Она состоит из 13 разделов, где отражается: вид, номер и статус ЭПТС, отличительные признаки автомобиля, общие технические сведения и многое другое.

Дополнительная часть
Эту часть заполнять не обязательно, хотя она содержит много полезной информации: сведения о собственнике, о залоге, ДТП, аресте, угоне, страховании, ремонтных работах и тд.

Статусы ЭПТС
После оформления ЭПТС ему присваивается определенный статус. Статус «Действующий» — обязательное условие для регистрации а/м в ГИБДД

Дополнительная часть Эту часть заполнять не обязательно, хотя она содержит много полезной информации сведения о собственнике, о залоге, ДТП, аресте, угоне, страховании, ремонтных работах и тд.

Проверьте статус своего ЭПТС

Собственник транспортного средства может в любой момент получить выписку из своего электронного паспорта. На портале СЭП (Систем электронных паспортов) можно проверить статус своего ЭПТС.

Сотрудник ГИБДД на дороге при надзоре за дорожным движением запрашивает информацию из ЭПТС по рабочим каналам связи.

При продаже автомобиля Дилер, подключённый к СЭП, может внести в ЭПТС дополнительную информацию о новом собственнике Покупателе автомобиля.

Добавить комментарий