Что такое авторское право

Субъекты авторского права ГК РФ

Субъектом авторского права, выступает физическое лицо, автор или соавтор, сохдавшее творческий труд. А именно: произведения науки, искусства или литературы.

Согласно статье 1257 ГК РФ Автором, то есть лицом, творческим трудом которого создано произведение, может являться лишь гражданин.

Следует учитывать и существование специальных субъектов авторского права:

  • Наследники автора

Исключительное право автора на произведение переходит посредством наследования. При гибели автора, право на авторство, переходит наследникам, специальным субъектам, либо по завещанию, либо по закону.

В целом срок действия прав наследников, длится около 70 лет, после гибели автора.

  • Сотрудники, авторы выполнившие деятельность по созданию, в пределах их трудовых обязательств. В таком порядке, право на авторство принадлежат компании, учреждению поставившим задачу создать результат посредством творческого труда, если иное не предусмотрено законом.
  • Лицо, обладающее исключительными правами, приобретенными в рамках авторского права
  • Организации

Способность у физического лица, выступать субъектом авторского права, возникает с рождения. Но, самостоятельное их осуществление, допускается лишь с 14 лет.

То есть право пустить произведение в массы, на обнародование.

Авторское право: структура и основные положения

Доброго времени, уважаемые.

Этот пост посвящён разъяснению структуры авторского права и некоторых основных положений в его регулировании.

Примечание: рассматривается законодательство РФ. В других странах бывшего СССР законодательство несколько отличается, но в самых общих чертах (в силу необходимости соответствия международным договорам в этой сфере) более-менее одинаково.

Дисклеймер: материал сильно упрощён в целях доступности для понимания без особого напряжения.

Многие люди путают авторское право с патентным правом и правами на товарные знаки. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства. Проще говоря, фотографии, произведения живописи, музыкальные композиции, иконки, дизайн, фильмы, литературные произведения, программы, даже пантомимы и многое-многое другое – это всё объекты авторского права.

Стоит заметить, что авторское право – это на самом деле термин, означающий целый комплекс прав, к которым относятся: исключительное (имущественное) право, личные неимущественные и иные права.

Для наглядности это можно выразить в виде небольшой схемы:

Личные неимущественные и иные права неотчуждаемы.

Т.е., например, право авторства нельзя кому-то передать. Если фото с котиком сделали Вы, именно Вы всегда останетесь автором этого фотографического произведения. И ни при каких условиях нельзя передать право авторства другому лицу.

Наиболее важный экономический смысл и интерес для большинства представляет именно исключительное право (при переводе с английского часто встречается термин – “эксклюзивное право”), которому и целесообразно уделить повышенное внимание.

Исключительное авторское право – это право использовать объект авторского права а также распоряжаться им.

Это право можно предоставить (лицензия) или передать (отчуждение).

Когда кто-то говорит “продал права на песню” – имеют в виду как раз распоряжение исключительным правом.

Для упрощения понимания можно провести условную аналогию исключительного права с правом собственности. Однако важно заметить, что право собственности на носитель не связано с исключительным правом на произведение, выраженное в этом носителе. Т.е. покупая магнитик на холодильник с фотографией, исключительное право на это фото покупателю не переходит.

Исключительное право охраняется ограниченное время. Бернской конвенцией (да, той самой) предусмотрена минимальная охрана в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. РФ, как страна-участник Конвенции, не может предоставить меньший срок правовой охраны, и указанный срок расширен до 70 лет после смерти автора. После этого произведение переходит в общественное достояние (public domain), и его можно использовать любыми способами, не выплачивая никому не копейки.

Использование чужих объектов авторского права без разрешения правообладателя – это зачастую нарушение исключительного авторского права. Но не всегда. Закон предусматривает ряд исключений для свободного использования, когда не требуется ни разрешение, ни выплата вознаграждений.

Одним из таких способов является использование произведений в качестве иллюстраций в материалах учебного характера (при условии указания имени автора и источника заимствования).

И если допустить, что эта заметка носит учебный характер, то вот вам пример такого использования кота в студию:

Автор – Бардов А.Л., из личного архива.

В таком случае при корректном указании реального автора и источника заимствования (ссылка на сайт – вполне сгодится) проблем, скорее всего, не будет.

Теперь немного по самым основным аспектам:

1. Авторское право возникает в момент создания произведения. Никакой регистрации или иных формальностей не требуется. Строго говоря, среди объектов авторских прав регистрировать в РФ в принципе можно лишь права на программы и базы данных, но и это не является обязательным.

2. “По умолчанию” считается, что любой результат интеллектуальной деятельности создан творческим трудом. Т.е. потенциально каждая фотография, каждый “квадрат Малевича” и детский рисунок – объект авторского права, пока не доказано иное.

3. Также “по умолчанию” считается, что указанное на экземпляре произведения в качестве автора лицо – является настоящим автором. Отсюда и “вотермарки” на фотографиях.

4. Закон не делает различий между коммерческим и некоммерческим использованием. Нарушение при использовании без согласия и вне установленных пределов свободного использования будет в любом случае, а вот уже его правовые последствия (например, в виде размера компенсации) могут отличаться.

5. Выложенное в интернете нельзя просто так взять и использовать. Если кто-то выложил чудные фото на своём сайте, это не значит, что он утратил права на эти фото. Это заблуждение вышло боком многим наивным лицам.

6. Значок “С” в кружочке” (именуемый нередко как “значок копирайта”) абсолютно необязателен. Указан он или нет – не имеет принципиально никакого значения. Никакого обязательного порядка указания автора тоже нет. Указывать своё имя на экземпляре – это право, а не обязанность.

7. Идеи не охраняются авторским правом.

8. Времена, когда можно было беззаботно думать, что “в России за нарушение авторских прав не наказывают” давно прошли. Поток судебных дел по защите авторских прав – колоссален, и суммы взысканий порой весьма внушительные. Непринуждённо взяв чужое, можно нажить себе очень крупных проблем.

И важное дополнение:

зачастую за каждой удачной фотографией, потрясающим видеороликом или изумительной музыкальной композицией “стоят” многочисленные неудачные попытки, бессонные ночи творцов, гектолитры выпитого кофе, километры отчаяния и клочья поседевших волос. Сделать хороший контент – это, как правило, означает приложить серьёзные усилия и затратить значительные ресурсы. Давайте это уважать 🙂

Надеюсь, материал был полезен. Если есть вопросы – пишите в комментариях, по возможности отвечу.

В других странах бывшего СССР законодательство несколько отличается, но в самых общих чертах в силу необходимости соответствия международным договорам в этой сфере более-менее одинаково.

Глава 70. Авторское право (ст.ст. 1255 – 1302)

Глава 70. Авторское право

Статья 1257.

8. О соавторах

Как суд должен установить наличие соавторов?

Для этого необходимо выяснить, принимало ли лицо, претендующее на соавторство, творческое участие в создании произведения.

При рассмотрении споров о соавторстве на неразрывное целое произведение, суд должен установить, существовало ли соавторство на момент опубликования произведения. Подтверждением может быть волеизъявление соавторов, выраженное в передаче прав, публичных заявлениях и т.д.

Не является соавторством:

  • оказание автору (соавтору) технической поддержки или другой помощи, которая не носит творческий характер;
  • руководство деятельностью автора, если оно не носило творческий характер.

руководство деятельностью автора, если оно не носило творческий характер.

Можно ли использовать чужие тексты?

С текстами та же история, что и с картинками — без разрешения их использовать нельзя. Броские цитаты из фильма или книги отлично подходят для тем в рассылках, но охраняются авторским правом. Причём как оригинальные названия, так и переведённые.

В теме этого письма явно обыграно название фильма с Леонардо Ди Каприо. По Гражданскому кодексу переводные названия фильмов являются творческим результатом работы переводчика. Правообладатели перевода могут подать иск

Даже если вы возьмёте чужой текст и немного переработаете его, правообладатель имеет право подать жалобу. Он обратится за экспертизой, и специалисты могут подтвердить заимствование текста.

Броские цитаты из фильма или книги отлично подходят для тем в рассылках, но охраняются авторским правом.

Что такое авторское право

Под авторским правом понимается совокупность имущественных и личных неимущественных (духовных) прав, принадлежащих автору (физическому лицу) творческим трудом которого создано произведение науки, литературы или искусства.

Субъектами авторского права, то есть лицами, обладающими исключительным правом на произведение, считаются прежде всего авторы произведений.

Субъектами авторского права являются также наследники автора или иного обладателя авторского права. Авторское право наследников ограничено определённым сроком, который начинает течь после смерти автора, а также в ряде случаев и по объёму.

Субъективные авторские права могут быть условно разделены на две группы: личные неимущественные права и имущественные права.

Неимущественные авторские права:

– право признаваться автором произведения (право авторства);

– право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

– право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв, право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Неимущественные авторские права действуют бессрочно. В России они могут принадлежать только физическому лицу и являются неотчуждаемыми, то есть, их нельзя передать другому лицу.

Имущественные авторские права:

– воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

– распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

– импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

– публично показывать произведение (право на публичный показ);

– публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

– сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путём передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

– сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

– переводить произведение (право на перевод);

– переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);

– сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Читайте также:  Ходатайство о передаче дела по подсудности

Имущественные права могут передаваться другим лицам (то есть, являются отчуждаемыми). Договор о передаче части или всех имущественных прав называется авторским договором, Такой договор должен предусматривать список тех из вышеперечисленных имущественных авторских прав, которые передаются; срок и территорию, на которые передаётся право; размер вознаграждения и/или порядок его определения (причём правительству РФ поручено устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения), порядок и сроки его выплаты.

Срок действия исключительного права на произведение следует определять по законодательству государства.

В соответствии с частью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (вступившей в действие 1 января 2008 года) статьёй 1281, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (за исключением отдельных особо оговоренных случаев). По прошествии этого срока произведение становится общественным достоянием.

Существует выраженная тенденция к увеличению срока защиты имущественных прав в разных странах мира, в том числе и в России.

Объектами авторского права являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру она может быть признана самостоятельным результатом творческого труда автора и выражена в объективной форме также является объектом авторского права. Так, например, авторские права на Гарри Поттера, как на персонажа, а также как на часть названия книги принадлежат Дж. К. Роулинг, наравне с текстом произведения.

Также охраняются авторские права на переводы и иные производные произведения от уже существующих объектов авторского права. Например, автор написал рассказ, а режиссер снял фильм по сюжету этого рассказа, в этом случае режиссеру принадлежат авторские права на созданную им экранизацию рассказа, как на производное произведение.

Также как и переводчик произведения на язык отличный от оригинального обладает авторскими правами на созданный им перевод, а перевод, равно как и оригинал произведения является уже самостоятельным объектом авторского права.

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

– письменной (рукопись, машинопись, нотная запись etc);

– устной (публичное произнесение, публичное исполнение etc);

– изображения (рисунок, эскиз, план, картина, чертёж, кино-, теле-, видео- или фотокадр etc);

– звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической etc);

– объёмно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение, здание etc);

и в других формах.

К объектам авторского права относятся:

– драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

– хореографические произведения и пантомимы;

– музыкальные произведения с текстом или без текста;

– аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

– произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

– произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

– произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

– фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

– географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

К объектам авторского права относятся также:

– программы для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код;

– производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

– сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Объектами авторского права НЕ являются:

– официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления (законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера), официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

– государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки etc);

– произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

– сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств etc).

Авторское право НЕ распространяется также на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных и иных задач, открытия, факты, языки программирования

Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный носитель (вещь), в котором произведение выражено.

Переход права собственности на данный объект сам по себе не влечет передачи каких-либо прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев отчуждения оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и т. п.) его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором (если договором не предусмотрено иное).

Без согласия автора и без выплаты вознаграждения допускается:

1. С обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования: (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2004 года № 230-ФЗ)

– цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объёме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

– использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объёме, оправданном поставленной целью;

– воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;

– воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объёме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;

– воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объёме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;

– воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.

2. Предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот законным путем. При этом экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.

3. Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

Без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли допускается:

  1. Правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов;
  2. Отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;
  3. Отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом таких воспроизведения, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю или когда изображение произведения используется для коммерческих целей.

Без согласия автора с выплатой вознаграждения:

1. В изъятие из положений статей 37 и 38 настоящего Закона допускается без согласия автора произведения, исполнителя и производителя фонограммы, но с выплатой им вознаграждения воспроизведение аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения исключительно в личных целях.

2. Вознаграждение за воспроизведение, указанное в пункте 1 настоящей статьи, выплачивается изготовителями или импортерами оборудования (аудио- и видеомагнитофоны, иное оборудование) и материальных носителей (звуко- и (или) видеопленки и кассеты, лазерные диски, компакт-диски, иные материальные носители), используемых для такого воспроизведения.

Сбор и распределение этого вознаграждения осуществляются одной из организаций, управляющих имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе, в соответствии с соглашением между этими организациями (статья 44 настоящего Закона). Если этим соглашением не предусмотрено иное, указанное вознаграждение распределяется в следующей пропорции: сорок процентов — авторам, тридцать процентов — исполнителям, тридцать процентов — производителям фонограмм.

Размер вознаграждения и условия его выплаты определяются соглашением между указанными изготовителями и импортерами, с одной стороны, и организациями, управляющими имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе, с другой стороны, а в случае, если стороны не достигнут такого соглашения, — специально уполномоченным органом Российской Федерации.

3. Вознаграждение не выплачивается применительно к оборудованию и материальным носителям, указанным в абзаце первом пункта 2 настоящей статьи, которые являются предметом экспорта, а также к профессиональному оборудованию, не предназначенному для использования в домашних условиях.

Охрана авторского права:

Формат оповещения об авторском праве, принятый в России, определяется статьёй 1271 Гражданского кодекса РФ и ГОСТ Р 7.0.1-2003. Состоит из трёх элементов:

a) латинской буквы «C» в окружности: ©.

b) имени или наименования правообладателя;

Читайте также:  ИП входит в пенсионный стаж

c) года первого опубликования произведения:

Этот формат оповещения установлен Всемирной (Женевской) конвенцией об авторском праве 1952 года. К настоящему времени имеет чисто информационный характер. В некоторых странах, например в США, указание ложной информации в оповещении (copyright notice) преследуется законом.

Нарушение неимущественных авторских прав называется плагиатом.

Нарушение имущественных авторских прав называется контрафакцией (оно же пиратство).

В соответствии со статьей 1259 ГК РФ, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя.

Знак охраны авторского права не создаёт дополнительных прав. Он просто уведомляет, что авторские права принадлежат указанному физическому или юридическому лицу.

Отсутствие знака охраны авторского права не означает что произведение не защищено авторскими правами, так как авторское право возникает в силу самого факта создания произведения и для защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Доказательства авторства можно получить с помощью процедуры, которая называется депонирование. Оно заключается в принятии на хранение одного экземпляра произведения и фиксирования с участием нотариуса даты его предоставления. После этого выдается свидетельство о депонировании. Данная процедура позволяет документально зафиксировать дату наличия у автора экземпляра произведения. Свидетельство, которое выдается в результате депонирования, и есть самая надежная защита авторских прав в Интернете.

– цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объёме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;.

Особые случаи

В ГК предусматривается возможность использовать произведения без согласия создателя и выплаты вознаграждения, но с указанием автора и источника заимствования. Речь, в частности, о:

  • Цитировании в переводе и оригинале в полемических, научных, информационных, критических целях произведений, обнародованных законно. Данное правило распространяется в том числе на воспроизведение отрывков из журнальных/газетных статей в виде обзоров печати.
  • Использовании произведений и их частей в качестве иллюстраций в теле-, радиопередачах, изданиях, видео-, звукозаписях учебного характера. Воспроизведение должно осуществляться в объеме, оправданном поставленными целями и задачами.
  • Использовании в прессе, эфире произведений, опубликованных законно в журналах и газетах, по текущим социальным, политическим, экономическим, религиозным проблемам.
  • Воспроизведении публичных речей, обращений, докладов и пр. в объеме, соответствующем информационной цели. Авторы в таких случаях сохраняют за собой право опубликовать такие произведения в сборниках.
  • Воспроизведении/сообщении для публичного сведения в обзорах событий средствами кинематографии, фотографии.
  • Использование без получения прибыли произведений, выполненных рельефно-точечным шрифтом или иными методами для слепых и обнародованных законно. Исключение составляют объекты, специально созданные для воспроизведения указанными способами.

В законодательстве предусматриваются возможности для иных ограничений, в том числе предполагающие выплату вознаграждения автору.

Бессрочно действуют права на защиту репутации, имя и авторство.

Что такое авторское право?

Созданное автором произведение является его собственностью. А там, где разговор идет о праве собственности, начинает действовать закон. Авторское право – это гражданские нормы, которые регулируют взаимоотношения и регламентируют поведение равных сторон в сфере использования интеллектуальной собственности. Создатель любого произведения является субъектом, а результат его интеллектуальной работы – объектом авторского права.

Особенности авторского права:

  1. Если творческое произведение является реализацией заказа или задания от работодателя, то правообладателем становится заказчик или наниматель.
  2. Если радиостанции и телеканалы выкупают исключительные права на использование аудио- или видеоматериала, они вправе запретить воспроизведение своих трансляций на других каналах. Или исполнитель, по-своему варьируя уже известное музыкальное произведение, получает авторские права на аранжировку. Эта норма получила название «смежных прав».

В любом случае на него распространяется авторское право.

Что является объектом авторского права

Под данное понятие объекта авторского права попадают произведения науки, литературы и искусства. Степень их значимости, способ реализации и выражения, а также уровень таланта и профессионализма не имеют никакого значения. Стоит отметить, что идеи, принципы, концепции, методы, процессы, языки программирования и т.п. не являются объектом авторского права. Законом охраняется только результат творческого труда гражданина.

Законченное произведение должно быть отличным от других произведений, быть в свою очередь уникальным. Гражданский кодекс РФ не раскрывает понятие «произведение», но исходя из определённых признаков можно сделать вывод, что это: законченный результат умственной деятельности, творческого труда человека с элементами уникальности, который выражен в объективной форме. Его можно подвергнуть оценке, сделать вывод о значимости произведения для искусства.

Автор произведения.

Право авторства и право автора на имя — принадлежат сотруднику

Охрана авторства невозможна без охраны имени. Это позволяет предотвратить, например, публикацию статьи без указания имени автора. При этом работодатель может добавить к публикации своё наименование, поскольку речь идёт о служебном произведении.

Более надёжный и универсальный способ депонирование.

2. Кого называют автором и правообладателем произведения?

Автор и правообладатель являются субъектами авторских прав.
Автор – это гражданин, чьим творческим трудом создано произведение. Юридические лица не могут быть авторами, т.к. произведение может быть создано только человеком. Лица, которые оказывали творцу техническую, финансовую, организационную или консультационную поддержку не признаются авторами. Вместе с тем произведение может быть создано в результате совместного творческого труда. Например, книга “Двенадцать стульев” Ильи Ильфа и Евгения Петрова. В таком случае граждане признаются соавторами.

Правообладатель – лицо, которому принадлежит исключительное право на произведение. Первоначально правообладателем всегда является автор. Но исключительное право может переходить к другим лицам на основании договора или по иным основаниям. Тогда гражданин, создавший произведение, остается автором, но перестает быть правообладателем. Правообладателем может стать как физическое, так и юридическое лицо .

регистрации, для этого соблюдать не нужно.

Что такое авторское право

Авторское право — это юридический термин, который используется при описании прав, которые имеют авторы на созданные ими произведения — объекты авторского права: книги и другие тексты, музыкальные сочинения, картины, скульптуры, кинофильмы, игры, компьютерные программы, рекламные произведения, технические чертежи и прочее, что является результатом интеллектуального творческого труда.

Авторское право содержит в себе как личные неимущественные (моральные) бессрочные права (право авторства, право на обнародование, право на защиту репутации автора), так и имущественные права на использование, которые автор по желанию может передавать другим.

Порядок соблюдения и регулирования авторских прав на международном уровне предписывается Бернской конвенцией, а на государственном (в частности, в России) — положениями Гражданского кодекса. Кстати, у нас в стране личные неимущественные права являются неотчуждаемыми и срока действия не имеют.

Для защиты своих исключительных имущественных прав на произведение правообладатель может пользоваться знаком охраны авторского права копирайтом обведенной в круг буквой С.

Ваше авторское право на ФЭНДОМЕ

Совершая правку на ФЭНДОМЕ, вы автоматически получаете авторское право на эту правку, однако вы одновременно соглашаетесь на правила ФЭНДОМА в области лицензирования и конкретно на лицензии и инструменты Creative Commons. Все новые вики и почти все старые википроекты существуют в соответствии с этой лицензией (найти лицензию, согласно которой работает вики, можно внизу каждой страницы вики). Лицензия Creative Commons означает, что несмотря на то, что вы являетесь обладателем авторского права на ваше произведение (правку, статью), при публикации на сайтах ФЭНДОМА вы автоматически даёте своё разрешение на использование, редактирование и преобразование вашего произведения при условии, что вы будете указаны как автор. Примечание: изображения не подпадают под лицензии и инструменты Creative Commons, если вы не укажете это отдельно.

Зачастую вы можете увидеть, как другой сайт использует информацию с вашей вики. В соответствии с лицензией Creative Commons они имеют на это право, если указывают корректную атрибуцию при каждом использовании содержания и размещают ссылку на вашу вики. Здесь можно найти инструкцию по правильному использованию материала с ФЭНДОМА.

Совершая правку на ФЭНДОМЕ, вы автоматически получаете авторское право на эту правку, однако вы одновременно соглашаетесь на правила ФЭНДОМА в области лицензирования и конкретно на лицензии и инструменты Creative Commons.

Право на имя

Право авторства сопряжено с правом автора на имя ст. 1265 ГК РФ: «правом использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения». Здесь следует отметить, что использование псевдонима тоже должно быть каким-либо способом зафиксировано, иначе доказать авторство в этом случае не представится возможным.

Изначально это право принадлежит автору.

Что такое авторское право

ВИДЫ АВТОРСКИХ ПРАВ

Обычно под авторскими правами понимается все множество прав, устанавливаемых законодательством об авторском праве, но в некоторых случаях в Законе выражение «авторские права» употребляется при обозначении определенной их части, например только имущественных (экономических) прав.

Согласно действующему в настоящее время законодательству авторские права в России первоначально возникают у их авторов, хотя уже с момента возникновения часть их может переходить к другим лицам на основании договора или в силу специальных предписаний Закона.

Следует учитывать, что законодательство, действовавшее в период существования СССР, предусматривало несколько иной подход, в частности, совершенно иным образом определяя понятия «права авторов» и «авторские права юридических лиц» (см.: Особенности охраны произведений, созданных в период существования СССР).

Постепенно авторское право в России стало рассматриваться как совокупность отдельных прав, которые могут быть объединены в несколько групп, хотя предлагаемая классификация является отчасти условной.

Личные неимущественные права авторов

Личные неимущественные права авторов в российском гражданском праве формально признаются неотчуждаемыми и непередаваемыми, т. е. осуществлять их может только сам автор, они не могут передаваться по договорам другим лицам. Основное их назначение – гарантировать признание автора создателем его произведения, предоставлять автору возможность требовать указания его имени при использовании произведения и т. д. За рубежом подобные права часто именуют моральными правами.

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае любой передачи любых имущественных прав. Мало того, по общему правилу личные неимущественные права действуют бессрочно, т. е. они должны соблюдаться даже после окончания срока действия имущественных авторских прав, когда произведение может использоваться свободно любыми заинтересованными лицами. После смерти автора защиту его личных неимущественных прав могут осуществлять его наследники, специально назначенные им лица или уполномоченный государством орган.

Читайте также:  РВП получен: что дальше?

Основные личные неимущественные права предусмотрены ст. 15 Закона.


Имущественные авторские права

Основным назначением имущественных прав обычно считается предоставление автору и его правопреемникам возможности получать доход от использования произведения. Именно имущественные права (за некоторыми исключениями) могут передаваться автором другим лицам или переходить к ним по иным основаниям (наследование, переход прав на служебное произведение и т. д.).

Можно выделить две основные группы имущественных прав.


Право на вознаграждение и исключительные права

На практике получили распространение разные варианты использования понятия «право на вознаграждение».

Во-первых, в ряде случаев Закон предусматривает возможность использования произведений без получения согласия от правообладателей, без заключения договоров с ними, однако с выплатой для них вознаграждения. В таких случаях часто говорят о наличии у правообладателей особого права на вознаграждение (или права на дополнительное вознаграждение, справедливое вознаграждение, «компенсационное вознаграждение» и т. п.). При этом право на вознаграждение как бы противопоставляется исключительным правам, поскольку подразумевается, что у правообладателей в таких случаях остается возможность получить вознаграждение за использование, но отсутствует возможность запретить его.

Во-вторых, право на вознаграждение входит как элемент в каждое из предоставляемых Законом исключительных прав, поскольку автор или его правопреемники могут получать доходы от выдачи разрешений на использование произведений и от передачи прав на такое использование.

В-третьих, иногда понятие «право на вознаграждение» используют для обозначения всех возможностей получения дохода от использования произведения, в том числе за счет как реализации исключительных прав, так и получения дополнительного вознаграждения.

(См. также: Право на дополнительное вознаграждение.)

Исключительные авторские права

Исключительные права рассматриваются как основная группа прав автора, обеспечивающая ему или его правопреемникам возможность контролировать различные виды использования произведения и получать доходы от такого использования.

Как ни странно, до сих пор понятие «исключительные права» не получило общепризнанного определения в российской юридической доктрине. Некоторые ученые подчеркивают их негативный, запретительный характер, связанный с возможностью запрещать использование произведения и преследовать тех, кто использует произведение без согласия правообладателя. В то же время очевидно, что основной целью их предоставления являлось стремление обеспечить для правообладателей возможность наиболее выгодной для них системы использования произведений, позволяющей правообладателям получать доходы от такого использования.

Представляется, что в авторском праве исключительные права можно определить как имущественные, позволяющие авторам или их правопреемникам осуществлять, разрешать или запрещать определенные действия в отношении произведений. В п. 2 ст. 16 Закона содержится перечень различных видов исключительных авторских прав, относящихся к разным случаям использования произведений. Каждое из этих прав означает, что, за исключением специально предусмотренных законом случаев, только сам автор или лицо, получившее соответствующее исключительное право на законном основании, может по своему усмотрению осуществлять сам или разрешать другим лицам совершение соответствующих действий в отношении произведения.

Право на распространение не применяется в тех случаях, когда отсутствует передача конкретного материального носителя произведения, как это имеет место, например, при сообщении произведений с помощью Интернета (см.: Особенности использования в Интернете и иных цифровых сетях). В отношении права на распространение действует так называемый принцип исчерпания прав.

Интересно отметить, что показ фильмов в кинотеатрах, с точки зрения Закона, также является публичным исполнением.

Принятый в российском Законе подход несколько отличается от того, который используется за рубежом, где данному понятию нередко придают чрезвычайно широкий смысл. Например, в типовых договорах Международной конфедерации обществ авторов и композиторов CISAC используется гораздо более широкое понимание концепции «публичное исполнение»; в это понятие включаются также случаи использования произведений на радио, телевидении и т. д.

В самом российском Законе также нет единообразия в использовании рассматриваемого понятия, например в ст. 44 Закона упоминается о «публичном исполнении, в том числе на радио и телевидении». Такая терминологическая несогласованность, к сожалению, в настоящее время характерна для значительной части положений Закона.

Парижская публика. Рисунок Гюстава Доре. 1854

Развивающиеся в России системы MMDS рассматривают как системы смешанного – эфирно-кабельного – вещания, затрагивающие одновременно право на передачу как по кабелю, так и в эфир. Большое значение право на передачу по кабелю имело до последнего времени в отношении случаев использования произведений в российском сегменте сети Интернет (см.: Особенности использования в Интернете и иных цифровых сетях).

Обычно право на перевод получает не переводчик, а тот, кто заинтересован в последующем использовании созданного переводчиком перевода, для чего требуется получение разрешения как от обладателя прав на оригинальное произведение (автора произведения, подвергшегося переводу, или его правопреемников), так и от обладателя прав на перевод (переводчика или его правопреемников).

По своей сути является таким же «дополнительным» правом, как и право на перевод, на практике вызывает большую путаницу и споры (см.: Производные произведения).

Ряд дополнительно предоставленных законом прав имеется у авторов дизайнерских, архитектурных и садово-парковых проектов (права, связанные с участием в их практической реализации).

Ожидается, что в дальнейшем перечень принадлежащих авторам или их правопреемникам видов исключительных прав будет и далее расширяться.

Следует обратить внимание, что один и тот же вид исключительных прав может охватывать совершенно разные способы использования произведений, в то же время некоторые способы использования произведений могут затрагивать сразу несколько видов перечисленных выше прав (см.: Соотношение между видами и способами использования произведения).

Право на дополнительное вознаграждение

В некоторых случаях Закон вместо предоставления авторам исключительных прав или в дополнение к ним предусматривает выплату вознаграждения за отдельные случаи использования произведений.

Авторское право и право собственности

Считают, что авторское право возникает в отношении нематериального объекта – произведения, которое может быть закреплено на каком-либо материальном носителей (отпечатано в виде книги, записано в память компьютера и т. д.), а может быть выражено устно. Авторское право на произведение и право собственности на материальный носитель, на котором данное произведение закреплено, по общему правилу существуют независимо друг от друга. Передача материального носителя, содержащего произведение, сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав в отношении этого произведения.

Так, лицо, купившее книгу, может читать ее, может даже в силу действия принципа исчерпания прав (см. далее) продать ее или подарить, однако оно не вправе без согласия правообладателя ни создавать новые экземпляры приобретенной книги, ни размещать ее в Интернете, ни осуществлять какой-либо иной вид использования произведения, подпадающий под действие исключительных авторских прав.

Российская юридическая традиция исходит из понимания права собственности только как права вещной собственности, позволяющего осуществлять владение, пользование и распоряжение вещами – материальными предметами окружающего мира. В то же время авторское право считается одним из видов права интеллектуальной собственности, которое представляет собой совершенно особое понятие, не имеющее отношения к пониманию права собственности.

В российском законодательстве часто применяется также термин «имущество», который в широком понимании может охватывать как вещи, так и имущественные права, в том числе имущественные права на произведения и объекты смежных прав.

Принцип исчерпания прав

В соответствии с так называемым принципом исчерпания прав ни авторы, ни иные правообладатели не могут запретить последующую перепродажу экземпляров произведений, которые введены в гражданский оборот путем их продажи, т. е. не могут контролировать последующее распространение однажды проданных экземпляров книг, дисков или иных материальных носителей произведений. Это означает, что, приобретя книгу или компакт-диск, любой гражданин и любая организация могут в дальнейшем перепродать или подарить ее кому угодно по собственному усмотрению.

Однако следует учитывать, что исчерпание прав не относится к случаям создания новых экземпляров, сообщения или иного использования произведений и наступает только при соблюдении определенных Законом условий. В частности, произведение должно быть правомерно опубликовано и выпущено в гражданский оборот путем продажи. В отношении контрафактных экземпляров исчерпания прав не происходит. Кроме того, право на прокат, т. е. право разрешать или запрещать любым лицам сдачу в прокат имеющихся у них экземпляров произведений, по-прежнему остается за автором.

Дополнительно следует учитывать, что в ряде зарубежных стран специально предусмотрены территориальные ограничения действия принципа исчерпания прав. Чаще всего оговаривается, что исчерпание прав наступает только в случае, если первая продажа имела место на территории такой страны или, например, на территории ЕС. В результате в таких странах может считаться незаконной перепродажа даже правомерно изданных и приобретенных в России книг или дисков.

Рассматриваемый принцип исчерпания прав создает дополнительные сложности при формулировании условий о вознаграждении в авторском договоре (см. соответствующий раздел).

Дополнительные права в отношении произведений изобразительного искусства

В отношении произведений изобразительного искусства ст. 17 Закона закрепляет два дополнительных права.

Право доступа должно обеспечивать для художников и иных авторов произведений изобразительного искусства возможность копирования их произведений.

Такие произведения часто создаются авторами только в одном экземпляре, и отсутствие подобного права позволяло бы лицу, приобретшему картину (собственнику), не допускать ее воспроизведения. Следовательно, собственник картины мог бы, не приобретая у автора исключительных прав, создать препятствия для использования произведения самим автором или иными лицами с его согласия.

Цель закрепления права следования несколько иная: поскольку стоимость картин зачастую значительно возрастает со временем, предполагается справедливым предоставить автору и его наследникам особое право долевого участия в доходах от последующей перепродажи таких произведений.

Попытки на практике осуществить право доступа к произведениям изобразительного искусства крайне немногочисленны.

Что же касается права следования, то сбор дополнительного вознаграждения за публичную перепродажу произведений изобразительного искусства до настоящего времени в Российской Федерации не налажен.

Особые права отдельных издателей, работодателей и киностудий

Как уже отмечалось, закон предусматривает ряд прав, которые, как правило, не считаются авторскими правами, а рассматриваются как особые права, преимущественно относящиеся к указанию наименования лиц, имевших прямое или косвенное отношение к созданию произведения, например:

1) право издателей энциклопедий, газет, журналов и других периодических изданий указывать свое наименование при использовании таких изданий (п. 2 ст. 11 Закона);

2) право на указание работодателем своего наименования при использовании произведения, созданного работником в порядке выполнения служебного задания (п. 3 ст. 14 Закона);

3) право изготовителя аудиовизуального произведения указывать свое имя или наименование при использовании этого произведения (п. 2 ст. 13 Закона).

(См. также: Права издателей; Служебные произведения; Авторские права на аудиовизуальные произведения.)

17 Закона закрепляет два дополнительных права.

Добавить комментарий