Штраф за грубые нарушения бухучета увеличат

Что предусматривают поправки?

Теперь все нормы, адресованные организациям госсектора, объединены в ст. 15.15.6 КоАП РФ (в новой редакции), а ст. 15.11 КоАП РФ (в новой редакции) распространяется на остальные экономические субъекты. Причем поправки предусматривают ответственность за нарушение требований как к бюджетному (бухгалтерскому) учету, так и к бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

В частности, за непредставление отчетности или ее подачу с нарушением установленных сроков грозит штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб., а санкции за нарушение требований к учету, повлекшее искажение показателей отчетности, будут дифференцированы в зависимости от степени допущенного искажения. Чтобы установить ту или иную степень, достаточно наличия одного из признаков, приведенных в примечаниях к ст. 15.15.6 КоАП РФ (в новой редакции). Перечислим те признаки, которые могут быть обнаружены у автономных учреждений, и соотнесем их с предусмотренными санкциями.

Степень искажения показателей отчетности

Признаки искажения в отчетности

Ответственность за проступок

Искажение денежного показателя по активам, обязательствам или финансовому результату

Занижение сумм налогов, взносов и сборов

Совершенный впервые

Совершенный повторно

– не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму до 100 тыс. руб.;
– не более чем на 1% и на сумму от 100 тыс. до 1 млн руб.

Предупреждение или штраф в размере от 1 000 до 5 000 руб.

Штраф в размере от 5 000 до 15 000 руб.

– не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму от 100 тыс. до 1 млн руб.;
– не более чем на 1% и на сумму свыше 1 млн руб.

На сумму от 100 тыс. руб. до 1 млн руб.

Штраф в размере от 5 000 до 15 000 руб.

Штраф в размере от 15 000 до 30 000 руб.

– более чем на 10%;
– не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму свыше 1 млн руб.

На сумму свыше 1 млн руб.

Штраф в размере от 15 000 до 30 000 руб.

Штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб.

Установлены и дополнительные критерии, на основании которых искажение будет оценено как грубое:

включение в отчетность показателей, не подтвержденных регистрами бухгалтерского учета и первичными документами;

регистрация в регистрах бухучета мнимого (неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта учета;

ведение счетов вне применяемых регистров бухучета;

отсутствие первичных документов, регистров бухучета, отчетности в течение установленных сроков хранения.

регистрация в регистрах бухучета мнимого неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни или притворного объекта учета;.

Ответственность за нарушение правил бухгалтерского учета

Обзоры КонсультантПлюс

Прежде чем определить размеры штрафных санкций и перечислить причины взысканий, необходимо разобраться, кого и за что могут наказать контролеры.

Минфин уточнил, за какие грубые нарушения правил бухучета будет применяться административная ответственность

С 10 апреля вступил в силу закон, изменяющий порядок привлечения к административной ответственности за нарушение правил ведения бухучета, формирования и представления бухгалтерской отчетности (см. «Принят закон, ужесточающий ответственность за грубое нарушение правил бухучета»). Минфин России уточнил, как новые нормы будут применяться на практике (информационное сообщение от 07.04.16 16 № ИС-учет-1).

С 10 апреля вступил в силу закон, изменяющий порядок привлечения к административной ответственности за нарушение правил ведения бухучета, формирования и представления бухгалтерской отчетности см.

Штрафы бухгалтерам с 2019 года: последние новости

«Путин скорректировал закон о штрафах для бухгалтеров» — под подобными заголовками в начале лета проходила новость о внесении пробухгалтерских изменений в ст. 15.11 КоАП РФ. Конечно же не лично Владимир Путин изменил штрафы для бухгалтеров. Это было сделано в обычной законотворческой процедуре, которую он завершил, подписав закон от 29.05.2019 № 113-ФЗ. Но нам важно не это, а суть изменений. О них и поговорим.

Итак, ст. 15.11 КоАП РФ устанавливает штраф бухгалтеру за грубые ошибки в бухотчетности. Если быть точнее, то в ней говорится не о бухгалтере, а о должностном лице, на которое возложено ведение бухучета. То есть это может быть и руководитель, если за учет отвечает он. Но в большинстве случаев учет в компании все-таки организует и контролирует главбух. Поэтому и говорить мы будем о штрафе главному бухгалтеру. И начнем с размера.

Согласно ст. 15.11 КоАП РФ за первичное грубое нарушение требований к бухучету и отчетности главбуха могут оштрафовать на 5000—10 000 руб. За повторное — на 10 000—20 000 руб. или дисквалифицировать на срок от года до двух.

Понятие грубого нарушения раскрыто в примечании к п. 1. Если кратко, то это 10%-е (и более) искажение сумм налогов или статей бухотчетности, учет несуществующих операций и объектов, отсутствие первички, бухрегистров и бухотчетности в течение обязательного срока их хранения и др.

Во избежание административного штрафа главному бухгалтеру в зависимости от вида нарушения необходимо (п. 2 ст. 15.11 КоАП РФ):

  • скорректировать налоговую отчетность и доплатить недостающий налог и пени;
  • исправить ошибки в бухотчетности до ее утверждения.

Как это правильно делать, мы рассказали здесь.

Эти нормы об ответственности главбуха должны быть вам знакомы — они не изменились. А изменилось следующее.

А изменилось следующее.

Просрочка сдачи налоговых деклараций

Ст. 15.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение сроков представления налоговых деклараций и расчетов по страховым взносам. За эти нарушения бухгалтеры несут ответственность в форме штрафов в размере от 300 до 500 рублей.

Такие же штрафы предусматриваются за несдачу/несвоевременную сдачу расчета по форме 4-ФСС (ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ).

При этом, с учетом конкретных обстоятельств дела (например, несдача отчетности по причине болезни) бухгалтера могут освободить от уплаты штрафа и ограничиться только предупреждением.

Отказ от представления в налоговые органы документов или сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет наложение административного штрафа на бухгалтеров в размере от 300 до 500 рублей ст.

15 Декабря 2015 Предлагается увеличить штрафы за грубое нарушение правил бухучета

Соответствующий законопроект был принят в первом чтении Госдумой РФ. В новой редакции предлагается изложить статью 15.11 КоАП РФ, которая установит ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

Также предлагается скорректировать примечание к ст. 15.11 КоАП РФ, в которой расшифровано, что считается «грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности».

По-прежнему останется первый пункт про занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета. Также это: искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов. И еще вводятся четыре новых пункта:

  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни, мнимого, притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
  • ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных регистров бухгалтерского учета;
  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов и (или) регистров бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение установленных сроков хранения таких документов.

Административный штраф также может быть установлен за повторное совершение грубого нарушения требований к бухгалтерскому учету. Это повлечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что реализация законопроекта не приведет к избыточному ограничению прав и интересов привлекаемых к административной ответственности должностных лиц.

Документ: Проект Федерального закона N 890123-6

Также это искажение любого показателя бухгалтерской финансовой отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов.

Непредставление документов и сведений, необходимых для налогового контроля (ст. 29.22 КоАП РФ)

Непредставление либо отказ от представления в налоговые органы запрошенных документов и информации, а равно представление таких сведений в неполном объёме повлечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей (сейчас от 100 до 300 рублей). На должностных лиц организаций за данное нарушение будут налагаться штрафы в размере от 4 000 до 8 000 рублей (сейчас – от 300 до 500 рублей).

Нарушение срока постановки на налоговый учёт ст.

Штраф за грубые нарушения бухучета увеличат

Работа бухгалтера всегда имеет напряженный характер и полна ответственности. Занимая такую должность, человек обязан вымерять и просчитывать каждое свое действие, контролировать изменения в законодательстве, всегда быть добросовестным и пунктуальным, так как допускаемые погрешности (нарушения) могут доставить большие неприятности в дальнейшем. Какая ответственность ждет бухгалтера за грубые нарушения бухгалтерского учета?

Какой размер штрафа?

Размер штрафа за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету с 10.04.2016 увеличен и в настоящее время составляет от 5 000 руб. до 10 000 руб. Повторное правонарушение влечет наложение штрафа в размере от 10 000 руб. до 20 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет (ст. 15.11 КоАП РФ).

При этом повторным совершением административного правонарушения является совершение правонарушения в тот период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ). Этот период длится со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (ст. 4.6 КоАП РФ).

Читайте также:  Можно взять больше одной ипотеки?

На кого налагается штраф?

Штраф налагается на должностных лиц организации. В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ под должностными лицами понимаются лица, выполняющие организационнораспорядительные или административно-хозяйственные функции: руководители и другие работники. При этом административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Таким образом, главного бухгалтера можно привлечь к административной ответственности, если в результате неисполнения либо ненадлежащего исполнения им обязанностей, возложенных на него трудовым договором или должностной инструкцией, допущено правонарушение, предусмотренное ст. 15.11 КоАП РФ (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, Информационное сообщение Минфина России от 07.04.2016 № ИС-учет-1, п. 24 Постановления Пленума ВС от 24.10.2006 № 18).

С 10.04.2016 перечень ситуаций, признаваемых грубым нарушением, расширен

Ст. 15.11 КоАП РФ разъясняет, что понимается под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности. В частности, это:
— занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
— искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;
— регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
— ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
— составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;
— отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Могут ли привлечь к ответственности бухгалтера на УСН?

Если организация применяет упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы», но при этом у нее отсутствуют документы, подтверждающие произведенные расходы, то главного бухгалтера также можно привлечь к ответственности за грубое нарушение бухгалтерского учета. Данный вывод основывается на следующих аргументах. В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации, применяющие УСН, должны вести бухгалтерский учет и представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в установленном порядке. Бухгалтерский учет ведется на основании первичных документов, которыми оформляются факты хозяйственной жизни (п. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 402ФЗ). Первичные учетные документы, согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 402ФЗ, подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. Как уже было отмечено выше, под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету понимается в том числе отсутствие у организации первичных учетных документов в течение установленных сроков хранения таких документов. Поэтому, несмотря на тот факт, что организация применяет УСН с объектом «доходы», при отсутствии первичных документов, подтверждающих произведенные расходы, должностных лиц организации можно привлечь к ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ.

Когда должностное лицо освобождается от ответственности?

Обращаем внимание, что согласно ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ должностное лицо освобождается от ответственности в случае представления уточненной декларации и уплаты на ее основе налога и пени. Также освобождение от ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ возможно в случае исправления в установленном порядке ошибки до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности. Правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности организаций установлены Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утвержденным приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н.

В заключение отметим, что протоколы об административном нарушении, предусмотренном ст. 15.11 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица налоговых органов при выполнении функций по осуществлению налогового контроля и проведении налоговых проверок (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, Письма Минфина России от 20.02.2017 № 0302-08/9641, от 17.11.2016 № 03-02-08/67567). В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете составляет два года со дня совершения административного правонарушения. Такое положение закреплено в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 06.

О новых штрафах за нарушение правил бухучета (Цветаева В.)

Дата размещения статьи: 19.08.2016

Весной вступил в силу Закон, ужесточающий ответственность за нарушение правил бухгалтерского учета. А в конце прошлого года были увеличены штрафы за непредставление статистической отчетности. В связи с этим мы решили рассказать, какая ответственность грозит самой компании и ее руководству в случае несоблюдения законодательства о бухучете.

Законодательные изменения – 2016

С 10 апреля 2016 г. в новой редакции изложена ст. 15.11 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушения в сфере бухучета (Федеральный закон от 30.03.2016 N 77-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”).
Сразу скажем, что как по действующим, так и по прежним правилам ответственность по ст. 15.11 КоАП РФ предусмотрена только для должностных лиц и только за грубые нарушения.

Что считается грубым нарушением?

В соответствии с прежней редакцией ст. 15.11 КоАП РФ грубым нарушением считалось:
– занижение сумм налогов (сборов) не менее чем на 10% из-за искажения данных бухучета;
– искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
В новой редакции этот список существенно расширился, но, по сути, речь в нем идет о случаях, когда отчетность или учетные документы “нарисованы”. Помимо двух указанных нарушений в новый список вошли:
– регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни;
– регистрация мнимого (притворного) объекта бухучета в регистрах;
– ведение счетов учета вне применяемых регистров бухучета;
– составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета;
– несоблюдение сроков хранения первички, регистров бухучета, бухгалтерской (финансовой) отчетности или аудиторского заключения (в случае, если проведение аудита является обязательным).

Какая ответственность установлена?

До 10 апреля 2016 г. был предусмотрен единый штраф для всех случаев: от 2000 руб. до 3000 руб. Теперь размер штрафа зависит от того, совершались ли аналогичные нарушения раньше.

К сведению. Рассмотрение дел по ст. 15.11 КоАП РФ относится исключительно к компетенции суда (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Другие органы (в частности, ФСФР России) привлекать виновных лиц к административной ответственности за нарушение правил ведения бухучета не могут (Постановления ФАС Поволжского округа от 13.06.2012 по делу N А65-25912/2011 и от 20.04.2010 по делу N А65-33724/2009).

За проступок, совершенный впервые, штраф составляет от 5000 до 10 000 руб. (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ). А вот за повторное нарушение ответственность куда строже: либо штраф от 10 000 до 20 000 руб., либо дисквалификация на срок от одного года до двух лет (ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ).

Фрагмент документа. Часть 1 ст. 3.11 КоАП РФ.

Напомним, что нарушение считается повторным, если после окончания исполнения предыдущего постановления (т.е. после уплаты штрафа или окончания срока дисквалификации) прошло менее года (ст. 4.6 КоАП РФ).

К сведению. Постановление о привлечении к ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.

Авторы нововведений уверяют, что новые размеры штрафов по ст. 15.11 КоАП РФ взяты не “с потолка”. Они рассчитаны на основе инфляции с 2002 г., когда вступил в силу КоАП РФ.

Когда нарушитель освобождается от ответственности?

В новой редакции ст. 15.11 КоАП РФ сохранилась возможность избежать административного наказания. Лицо освобождается от ответственности в следующих случаях:
– представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата соответствующей суммы налога (пеней);
– исправление ошибки до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности (включая представление пересмотренной отчетности).

Законодательные изменения – 2015

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон N 402-ФЗ) организации (за исключением относящихся к госсектору), которые обязаны составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, бесплатно направляют по одному обязательному экземпляру годовой отчетности в территориальный орган Росстата по месту своей регистрации. При этом представлять промежуточную (квартальную) отчетность не нужно (Приказ Росстата от 12.08.2008 N 185 “Об усилении контроля за соблюдением законодательства по представлению бухгалтерской отчетности организаций в органы государственной статистики”).
Наказание за непредставление первичных статистических данных предусмотрено в ст. 13.19 КоАП РФ. С 30 декабря 2015 г. ответственность по этой статье была ужесточена (Федеральный закон от 30.12.2015 N 442-ФЗ “О внесении изменения в статью 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”).

К сведению. Дела о нарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 13.19 КоАП РФ, рассматривают руководители (их заместители) региональных органов статистики (ст. 23.53 КоАП РФ).

Прежде штраф налагался на должностное лицо и составлял 3000 – 5000 руб. Теперь же ответственность намного серьезнее.
За первое нарушение предусмотрены следующие штрафы:
– от 10 000 до 20 000 руб. – для должностных лиц;
– от 20 000 до 70 000 руб. – для компаний.
За повторное нарушение штрафы еще больше:
– от 30 000 до 50 000 руб. – для должностных лиц;
– от 100 000 до 150 000 руб. – для компаний.

Читайте также:  Как оформляется учебный отпуск военного по контракту?

К сведению. Назначение административного наказания компании не освобождает от ответственности физическое лицо, виновное в нарушении (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Примечательно, что размеры штрафов по ст. 13.19 КоАП РФ (так же как и по ст. 15.11 КоАП РФ) не менялись с 2002 г.

Специальные статьи для нарушителей

Наряду с общей ст. 15.11 КоАП РФ существуют еще и специальные статьи, предусматривающие ответственность за отдельные нарушения в сфере бухучета.
Во-первых, в случае нарушения правил учета компанию могут привлечь к ответственности по ст. 120 НК РФ. Нарушением в данном случае будет считаться:
– отсутствие первички, счетов-фактур или регистров учета;
– систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение данных на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности.
В общем случае штраф за эти нарушения составляет 10 000 руб. (п. 1 ст. 120 НК РФ). Если нарушения совершаются в течение двух и более налоговых периодов, то штраф утраивается (п. 2 ст. 120 НК РФ). А когда нарушение привело к занижению налоговой базы, штраф составляет 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ).
Во-вторых, компанию или должностное лицо могут оштрафовать за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (например, в случае отсутствия “приходников”). Штраф для должностных лиц составит от 4000 до 5000 руб., для компаний – от 40 000 до 50 000 руб. (ст. 15.1 КоАП).
В-третьих, при отсутствии бухучета станет невозможным выполнение некоторых других требований законодательства. Например, публичное общество обязано раскрывать годовой отчет, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 6 ст. 97 ГК РФ, п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах”).
За нарушение этого требования ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ предусматривает ответственность: на должностных лиц – штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет, на юридические лица – штраф от 700 000 до 1 000 000 руб.
В-четвертых, должностное лицо компании могут привлечь к ответственности по ст. 13.20 КоАП РФ за нарушение правил хранения (комплектования, учета или использования) архивных документов (за исключением особых случаев, когда назначается более суровое наказание по ст. 13.25 КоАП РФ). Виновному лицу грозит предупреждение или штраф в сумме 300 – 500 руб.
Напомним, что обязанность обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту установлена в ч. 3 ст. 29 Закона N 402-ФЗ. Понести наказание придется лицу, которое отвечает за соблюдение правил хранения документов компании (например, бухгалтер, если именно он отвечает за соблюдение правил хранения бухгалтерской документации). Если же такая обязанность не возложена ни на одного работника, то нести ответственность придется руководителю.
В любом случае при утрате документов (краже, уничтожении в результате пожара и т.п.) компания должна предпринять меры к восстановлению бумаг.

Зона ответственности руководителя

На основании Закона N 402-ФЗ руководитель компании обязан:
– организовать ведение бухучета и хранение соответствующих документов (ч. 1 ст. 7 Закона N 402-ФЗ, п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”);
– возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера (или иного работника фирмы) либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ). В небольших компаниях (например, в большинстве фирм, которые относятся к категории малого и среднего предпринимательства) руководитель может принять ведение бухгалтерского учета на себя;
– определить формы первичных учетных документов и регистров бухучета экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9, ч. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ). Исключение составляют формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. Они устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством.

Фрагмент документа. Пункт 7 ст. 3 Закона N 402-ФЗ.

И если нарушение допущено в результате невыполнения перечисленных обязанностей, то ответственность будет нести именно руководитель.

Если главбух и руководитель разошлись во мнениях.

Порядок действий в случае, когда между руководителем компании и лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета), возникают разногласия, описан в ч. 8 ст. 7 Закона N 402-ФЗ.
В такой ситуации данные, содержащиеся в первичном документе, принимаются (или не принимаются) к регистрации и накоплению в регистрах бухучета по письменному распоряжению руководителя, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию. Если разногласия возникли относительно объекта бухучета, то он отражается (не отражается) в бухгалтерской (финансовой) отчетности также на основании письменного распоряжения руководителя, который несет за это единоличную ответственность.
В п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” сказано, что при квалификации действий лица по ст. 15.11 КоАП РФ (об изменениях в ней мы говорили в начале статьи) необходимо принимать во внимание, что в случае разногласий между главбухом и руководителем документы могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения последнего. И именно руководитель будет нести всю ответственность за последствия совершения спорной операции.
Таким образом, если нарушения в ведении бухучета (в том числе в составлении отчетности) вызывали несогласие лица, на которое возложено ведение бухучета, но были оформлены на основании письменного распоряжения руководителя компании, то к ответственности может быть привлечен только руководитель. Впрочем, вероятность найти руководителя, который даст письменное распоряжение на действие, нарушающее требования к ведению бухучета, по вполне понятным причинам, близка к нулю.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Таким образом, если нарушения в ведении бухучета в том числе в составлении отчетности вызывали несогласие лица, на которое возложено ведение бухучета, но были оформлены на основании письменного распоряжения руководителя компании, то к ответственности может быть привлечен только руководитель.

Работник уволился, а справку 2-НДФЛ не получил

Справку о доходах принято делать для сотрудника, который ее попросил. На это дано три рабочих дня. Учтите: если такое заявление поступило в последний день работы, правило трех дней продолжает действовать. Можете готовить ее весь этот срок.

На это дано три рабочих дня.

Что говорится в законе

В соответствии с новыми правилами штрафные санкции, предусмотренные за обнаруженные грубые нарушения правил ведения бухгалтерского учета и подачи отчетности, составляют 5 000-10 000 рублей. При этом данные административные санкции накладываются только на тех лиц, которые являются сотрудниками компании и несут ответственность по заполнению данной документации.

Также было введено специализированное наказание, предусмотренное за повторное нарушение, которое представляет собой полную дисквалификацию от ведения данной деятельности на срок до двух лет или же наложение повторного штрафа, сумма которого уже будет составлять 10 000-20 000 рублей.

Срок давности привлечения к ответственности был увеличен, и если раньше накладывать их могли только в течение трех месяцев с момента обнаружения нарушения, сейчас это сделать могут на протяжении двух лет.

Помимо всего прочего, на сегодняшний день под грубыми нарушениями требования к бухгалтерскому учету подразумевается:

  • сокращение суммы сборов и налогов на сумму более 10%;
  • искажение каких-либо показателей отчетности, указанных в денежном измерении, на сумму более 10%;
  • регистрация каких-либо объектов бухгалтерского учета несуществующих объектов;
  • введение бухгалтерских счетов вне используемых регистров;
  • оформление отчетности на основании той информации, которой нет в регистрах;
  • отсутствие первичной учетной документации или отсутствие ее хранения на протяжении установленных сроков.

Помимо всего прочего, на сегодняшний день под грубыми нарушениями требования к бухгалтерскому учету подразумевается.

Увеличены сроки давности по бухгалтерским нарушениям

Ранее главбух или предприниматель должен был вздрагивать при слове «налоговая» на протяжение всего трех месяцев после допущенного нарушения – позже оштрафовать его уже не могли.

Теперь и это изменится – срок, в течение которого могут оштрафовать за грубые нарушения бухгалтерии, увеличен до двух лет.

отсутствие первичной документации, регистров бухучета, отчетности или заключения аудитора.

Ответственность за нарушение налогового законодательства (таблица штрафов)

Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе

Штраф должностных лиц:

1) Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ

2) Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере

3) То же деяние, что и в пункте 2):

а) совершенное организованной группой;

2) Штраф до 300 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период до 2 лет, или
обязательные работы до 480 часов, или
арест до 6 мес.

Читайте также:  Какой становится мужчина после развода?

1). для налогоплательщиков (кроме управляющих товарищей)

2). Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества

3). Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере

1). 5% от суммы налога по декларации за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но всего не менее 1000 руб. и не более 30%

лишение свободы на срок до 2 лет + лишение права занимать определенные должности (заниматься опред-й деятельностью) на срок до 3 лет или без такового.

1). в результате занижения налоговой базы, неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 НК РФ,

2). те же деяния, совершенные умышленно

1). 20% от неуплаченной суммы налога

2. Те же деяния, совершенные умышленно

1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником

1). 20 % от неуплаченной суммы налога.

2).40 % от неуплаченной суммы налога.

1.) Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения:
в течение одного налогового периода при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 (см. ниже)

2) Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода

3) Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы,

1. Штраф налогоплательщика:

1) 10 000 рублей.

2) 30 000 рублей.

1)Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом

2). Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере

1) непредставление документов и (или) сведений в установленный срок, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст.ст. 119 и 129.4 НК РФ (см. выше)

1) 200 рублей за каждый непредставленный документ

– граждан: 100 – 300 рублей

– должностных лиц: 4 000 – 5 000 рублей

– должностных лиц: 3000 – 4000 рублей

Штраф налогоплательщика.

Увеличен размер штрафа за грубое нарушение требований к бухучету

Согласно новым правилам, теперь штраф за грубое нарушение правил ведения бухучета и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности составляет от 5 000 до 10 000 рублей (ранее — от 2 000 до 3 000 рублей).

Специалисты Минфина уточняют, что санкции налагаются на должностных лиц организации. К таковым относятся лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции: руководители и другие работники (ст. 2.4 КоАП РФ). При этом административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Теперь под грубым нарушением требований к бухучету понимается:

  • занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухучета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;
  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухучета;
  • ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухучета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета;
  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухучета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов. Документы бухучета хранятся в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы;
  • обязательства;
  • источники финансирования его деятельности;
  • доходы;
  • расходы;
  • иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Рассматриваемая норма корреспондирует с ч. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ, согласно которой не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

При этом в силу п. 2 ст. 10 Закона № 402-ФЗ не допускается регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета – объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки). Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством РФ, и расходы на их создание.

Бухгалтер работает, прежде всего, с первичными документами. Он, например, не выезжает к месту совершения сделок (скажем, в случае поставок товара). Поэтому актуальным является вопрос, как быть, если мнимый или притворный объект бухгалтерского учета зарегистрирован на основании мнимого (притворного) первичного документа, за составление которого несут ответственность другие лица.

Рассмотрим типичную ситуацию из судебной практики (см., например, Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.08.2006 № А72-833/06-21/16). Судом был установлен мнимый характер договора на том основании, что местом передачи товара был выбран город, отличный от места нахождения организации. Сотрудник организации, подписавший документы о приемке, фактически в командировку не выезжал.

В рассматриваемой ситуации следует исходить из общих начал законодательства РФ об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Положения о формах вины приведены в ст. 2.2 КоАП РФ. При этом административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Если бухгалтер по объективным причинам не мог догадываться о мнимом или притворном характере операции, первичные документы по которой оформлялись иными ответственными лицами, о совершении им административного правонарушения говорить нельзя.

Следует отметить: к сожалению, новый закон не содержит ответа на вопрос, можно ли привлечь к ответственности бухгалтера, который зафиксировал один факт хозяйственной жизни вместо другого (неправильно квалифицировал хозяйственную ситуацию), допустим, отразил командировку сотрудника, которому в предусмотренном законом порядке установлен разъездной характер работ. По нашему мнению, на поставленный вопрос следует ответить отрицательно, однако многое будет зависеть от судебного толкования приведенной нормы.

Информация, отраженная на счетах бухгалтерского учета, должна обязательно корреспондировать с информацией, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета. Ведение так называемой «двойной бухгалтерии» тоже является грубым нарушением, ответственность за которое предусмотрена в ст. 15.11 КоАП РФ.

Так, по материалам одного из дел прокурор обратился в суд с иском в интересах гражданина – сотрудника одной из организаций (см. Решение Чулымского районного суда Новосибирской области от 22.03.2013 № 2-128/2013). В судебном заседании прокурор указал, что в организации велась двойная бухгалтерия, существовали две ведомости на выдачу заработной платы, о ведении двойной бухгалтерии бухгалтеру было дано устное распоряжение.

О наказании организации по КоАП РФ в данном случае речи не шло. Прокурор отстаивал право сотрудника на получение всей суммы оплаты и возмещение морального вреда. Суд же удовлетворил данные требования частично, указав, что поведение самого гражданина, получавшего заработную плату неофициальным путем в целях сокрытия ее от налогообложения, а впоследствии претендующем на ее взыскание, является злоупотреблением правом.

Он, например, не выезжает к месту совершения сделок скажем, в случае поставок товара.

Привлечение к ответственности

Правонарушение может быть выявлено в ходе проведения камеральной или выездной налоговой проверки компании. Представитель налоговой инспекции составляет протокол об административном правонарушении и направляет его
судье. Протокол является основным документом, на основании которого может быть принято решение о дисквалификации.
Чтобы избежать ответственности, необходимо:

  • сдать уточненную налоговую декларацию и доплатить налог и пени;
  • исправить ошибки, в том числе представить скорректированную бухгалтерскую отчетность до ее утверждения.

выписка из реестра дисквалифицированных лиц, полученная по официальному запросу;.

Добавить комментарий