Договоры о передаче исключительных исполнительских прав

Гражданское право

Наконец, если исполнитель участвует в создании аудиовизуального произведения, то, заключая договор с изготовителем этого произведения на его создание, он предоставляет изготовителю свое исключительное право на использование аудиовизуального произведения, закрепленное в пп.

Договоры о передаче исключительных исполнительских прав

Особенности договоров о передаче смежных прав

Закрепляемые за исполнителями, производителями фонограмм, организациями эфирного и кабельного вещания смежные права передаются пользователям объектов их прав на договорной основе.

В отличие от авторских правоотношений договорные отношения в сфере смежных прав носят более сложный характер. Они органически связаны друг с другом и с авторскими правоотношениями. Поэтому в данной сфере одновременно должны уступаться по договорам разрешения на использование как постановок, исполнений и передач, так и охраняемых авторским правом исполняемых (записываемых, передаваемых) произведений.

Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои смежные права лишь в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором произведения, записанного на фонограмме или передаваемого в эфир либо по кабелю. Точно так же передача по договору разрешения на использование постановки не отменяет необходимости получения договорного разрешения у других участвующих в ней исполнителей, а также у автора исполняемого произведения (п. 2 ст. 36 Закона об авторском праве).

Передачу по договорам другим лицам (пользователям) исключительных прав исполнителя предусматривают п. 4 и 7 ст. 37 Закона об авторском праве. Предметом договора служит разрешение пользователю:

осуществлять передачу исполнения или постановки в эфир и сообщение его для всеобщего сведения по кабелю;

записывать ранее не записанные исполнение или постановку;

воспроизводить их запись;

передавать сделанную первоначально в некоммерческих целях запись в эфир или по кабелю;

сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму с участием исполнителя.

Все разрешения выдаются самим исполнителем, а при исполнении коллективом исполнителей – руководителем такого коллектива. Договор заключается в письменной форме.

Своеобразный порядок осуществления прав исполнителя применяется при заключении договора на запись исполнения или постановки на фонограмму в случае последующей передачи исполнения или постановки либо проведения записи в этих целях организациями эфирного или кабельного вещания, а также при создании аудиовизуального произведения. Так, при заключении договора на запись исполнения или постановки право сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму переходит к производителю фонограммы, а исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы (п. 2 ст. 37, ст. 39 Закона об авторском праве).

Если в договоре исполнителя с вещательной организацией прямо предусмотрены необходимые разрешения на последующие передачи исполнения или постановки, осуществление записи для передачи и воспроизведение такой записи данной организацией (пп. 1, 2, 3 п. 2 ст. 37 Закона об авторском праве), то дополнительные разрешения на эти действия вообще не требуются (п. 5 ст. 37 Закона об авторском праве). Наконец, если исполнитель участвует в создании аудиовизуального произведения, то, заключая договор с изготовителем этого произведения на его создание, он предоставляет изготовителю свое исключительное право на использование аудиовизуального произведения, закрепленное в пп. 1, 2, 3 и 4 п. 2 ст. 37 Закона об авторском праве. При этом права на отдельное использование изготовителем звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении, исполнитель не передает.

По договору о передаче исполнительских прав стороны приобретают взаимные права и обязанности. Взамен права на использование исполнения или постановки в обусловленной форме пользователь уплачивает исполнителю вознаграждение за каждый вид использования (абз. 3 п. 1 ст. 37 Закона об авторском праве). Размер вознаграждения определяется по соглашению сторон. Если размер вознаграждения не установлен соглашением сторон, то он в случае спора может быть установлен по правилам п. 3 ст. 424 ГК – как вознаграждение, которое при сравнимых обстоятельствах обычно уплачивается за передачу аналогичных прав. В случае же сдачи фонограммы исполнения в прокат (пп. 5 п. 5 ст. 37 Закона об авторском праве) вознаграждение в виде сумм за прокат распределяется между ее производителем и исполнителем поровну (п. 2 ст. 39 Закона об авторском праве).

Закон не устанавливает максимального размера исполнительского вознаграждения. Он определяет лишь минимальные размеры. Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 614 “О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)”*(28) утверждены подобные ставки рекомендательного характера.

3. Договоры о передаче исключительных прав
производителя фонограммы

Как и в договорах о передаче исполнительских прав, в данных договорах предметом является разрешение пользователю:

воспроизводить фонограмму (т.е. изготовлять ее экземпляры);

переделывать или любым иным способом перерабатывать ее;

распространять экземпляры фонограммы (продавать, сдавать в прокат и т.д.);

импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы.

Право на распространение экземпляров фонограммы путем сдачи их в прокат может быть передано пользователю только по его договору с производителем фонограммы – независимо от того, кому принадлежит право собственности на эти экземпляры (абз. 2 п. 3 ст. 38 Закона об авторском праве).

По договору о передаче фонограммных прав производитель имеет право на вознаграждение за каждый вид использования фонограммы. Это право имеют также производители фонограмм, опубликованных в коммерческих целях и используемых в силу п. 1 ст. 39 Закона об авторском праве без согласия как ее производителя, так и исполнителя.

Однако порядок определения размера вознаграждения и его выплаты различаются. Обычно вознаграждение определяется соглашением сторон с учетом (при необходимости) минимальных размеров, установленных рекомендательными нормами Постановления Правительства РФ N 614. Вознаграждение же за использование опубликованной коммерческой фонограммы путем ее публичного исполнения (с эстрады, на дискотеке, в ресторане, баре, кинотеатре и т.д.), передачи в эфир или по кабелю собирается, распределяется и выплачивается одной из организаций, управляющих правами производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе (ст. 44 Закона об авторском праве), в соответствии с соглашением между этими организациями*(29). При отсутствии иной договоренности указанное вознаграждение распределяется между производителем фонограммы и исполнителем поровну.

Размер вознаграждения и условия его выплаты определяются соглашением между пользователем фонограммы или объединениями (ассоциациями) таких пользователей, с одной стороны, и организациями, управляющими правами производителей фонограмм и исполнителей, с другой стороны, а в случае, если стороны не достигнут соглашения, – специально уполномоченным органом Российской Федерации. Пользователи фонограмм должны представлять организации, выплачивающей вознаграждение, программы с точными сведениями о количестве использованной фонограммы, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения (п. 3 и 4 ст. 39 Закона об авторском праве).

4. Договоры о передаче исключительных прав организаций
эфирного и кабельного вещания

Обладая исключительным правом на передачу, организация эфирного вещания вправе разрешать другой организации одновременно:

ретранслировать свою передачу в эфир;

сообщать ее по кабелю;

записывать и воспроизводить запись передачи;

сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом.

Несмотря на то, что в ст. 40 Закона об авторском праве в отличие от ст. 37 и 38 не упоминается слово “договор”, все эти разрешения оформляются договорами организации эфирного вещания с пользователями.

Предметом этих договоров обычно служит параллельная трансляция другой вещательной организацией передачи либо аналогичное сообщение ее передачи для всеобщего сведения по кабелю. Помимо эфирной или кабельной ретрансляции предметом договоров может выступать запись передачи или ее воспроизведение. Самостоятельный предмет договора – публичное платное прослушивание или просмотр передачи.

Предметом договоров на использование передач организации кабельного вещания в силу п. 2 ст. 41 Закона об авторском праве может являться разрешение другой организации на:

одновременное сообщение передачи по кабелю;

передачу ее в эфир;

сообщение передачи для всеобщего сведения в местах с платным входом, т.е. для публичного прослушивания или просмотра.

Как права организаций кабельного вещания, так и их предоставление пользователям по договору идентичны правам и договорной форме их передачи организацией эфирного вещания. При этом договорное использование смежных прав на передачи тех и других вещательных организаций осуществляется за вознаграждение.

§ 3. Коллективное управление имущественными
авторскими и смежными правами

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 393 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Договоры о передаче исключительных исполнительских прав.

Отчуждение (передача) прав на объекты интеллектуальной собственности

В этом случае первоначальный собственник объекта полностью передает все без исключения свои права приобретателю. Наряду с правами на приобретателя переходят и обязанности, связанные с объектом.

К таким обязанностям относится обязанность соблюдения договоров, в которых третьим лицам предоставлено право использования приобретенного объекта интеллектуальной собственности (договоры коммерческой концессии или франчайзинга, а также лицензионные договоры).

Также отчуждение исключительных прав называется уступкой исключительных прав. Внимание! Не стоит путать данное определение с уступкой права на получение патента или свидетельства на средство индивидуализации, которая может быть произведена еще до регистрации объекта интеллектуальной собственности.

Читайте также:  Оформление таможенной декларации

Стоит помнить, что сторонами в ряде договоров, связанных с передачей исключительных прав на патенты и средства индивидуализации, могут быть только юридические лица и предприниматели (договор коммерческой концессии, лицензионный договор и договор отчуждения, по которым передаются товарные знаки или иные средства индивидуализации). Обратите внимание: договоры, в которых сторонами являются юридические, лица могут быть только возмездными.

Еще одной отличительной чертой передачи прав на интеллектуальную собственность становится их обязательная государственная регистрация в Федеральном институте промышленной собственности.

Договор коммерческой концессии франчайзинга.

Образец авторского договора о передачи исключительных прав на использование произведения

АВТОРСКИЙ ДОГОВОР
О ПЕРЕДАЧЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

г. _______________ “___” __________ 200__ г.

_____________________________________________________, именуем___ в дальнейшем
“Издатель”, в лице _______________________________________________, действующего
(должность, фамилия, имя, отчество)
на основании _________________________________________________, с одной стороны,
(Устава, доверенности)
и __________________________________________________________________________,
(наименование предприятия, Ф.И.О.)
именуем__ в дальнейшем “Автор”, в лице_________________________________________ __________________________, действующего на основании ________________________,
(должность, Ф.И.О.) (Устава, доверенности)
с другой стороны, именуемые в дальнейшем “Стороны”, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. Предмет Договора

1.1. Автор передает Издателю исключительные права на созданные им произведения (далее – Произведения) в обусловленных настоящим Договором пределах и на определенный Договором срок, а Издатель за предоставление этих прав уплачивает Автору вознаграждение.
1.2. Произведения, на которые передаются права по настоящему Договору, размер авторского вознаграждения, подлежащий уплате Автору, и сроки его выплаты содержатся в приложениях к настоящему Договору, которые являются его неотъемлемой частью.

2. Способы использования Произведения

2.1. Автор передает Издателю следующие исключительные права:
– воспроизводить Произведения любым способом и в любой материальной форме, в том числе в печатном виде, на носителях механической записи (MD, CD, VHS), дискетах, компьютерных компакт-дисках (право на воспроизведение); максимальный тираж воспроизведения каждого произведения каждым способом составляет ___________ экземпляров;
– распространять экземпляры Произведений любым способом: продавать, сдавать в прокат и т. д. (право на распространение);
– импортировать Произведения с целью их распространения (право на импорт);
– публично показывать Произведения (право на публичный показ);
– публично исполнять Произведения (право на публичное исполнение);
– сообщать Произведения для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
– сообщать Произведения для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
– переводить Произведения на любые языки мира (право на перевод);
– переделывать или иным способом перерабатывать Произведения (право на переработку);
– ______________________________________________________________________.
2.2. Автор разрешает переуступать права, указанные в п. 2.1 Договора, третьим лицам.
2.3. Автор разрешает анонимное использование своих Произведений.
2.4. Права по настоящему Договору считаются переданными с момента подписания соответствующих приложений, если иной срок передачи не установлен в таком приложении.

3. Срок Договора

3.1 Автор передает Издателю права, указанные в п. 2.1 настоящего Договора, на срок _________________.

4. Гарантии и условия

4.1. Автор гарантирует, что он лично создал Произведения и является их единственным автором, а также что при создании Произведений им не были нарушены авторские или иные права третьих лиц.
4.2. Автор гарантирует, что до передачи Издателю прав, указанных в п. 2.1 Договора, никакие права на Произведения не передавались третьим лицам и что на момент такой передачи по настоящему Договору Автор является обладателем всех передаваемых Издателю исключительных прав на Произведения.
4.3. Автор гарантирует наличие у Произведений характеристик, указанных в приложениях к настоящему Договору.
4.4. В том случае, если к Издателю в связи с использованием Произведений в соответствии с настоящим Договором будут предъявлены третьими лицами какие-либо претензии или иски, Автор выступит соответчиком по заявленным требованиям.
4.5. Издатель гарантирует выплату Автору авторского вознаграждения в срок, указанный в приложениях к Договору.

5. Территория действия Договора

5.1. Стороны пришли к соглашению, что использование Произведений способами,
указанными в п. 2.1 настоящего Договора, может осуществляться на территории ________________________________ стран.

6. Ответственность Сторон

6.1. В случае нарушения пп. 4.1, 4.2, 4.3 настоящего Договора Автор обязан возместить Издателю убытки в полном размере, а также возвратить сумму выплаченного согласно соответствующему приложению авторского вознаграждения.
6.2. В случае просрочки в уплате авторского вознаграждения Издатель уплачивает Автору неустойку в размере ____% от просроченной к перечислению суммы за каждый день просрочки, но не более _________ руб.

7. Расторжение Договора

7.1. Стороны вправе расторгнуть Договор по взаимному письменному соглашению
в отношении всех или некоторых переданных на основании приложений к нему Произведений.
7.2. Издатель вправе расторгнуть Договор в одностороннем порядке в отношении всех или некоторых переданных на основании приложений к нему Произведений в случае нарушения Автором пп. 4.1, 4.2, 4.3 настоящего Договора.
7.3. Автор вправе расторгнуть Договор в случае нарушения Издателем п. 4.5 настоящего Договора.

8. Обстоятельства непреодолимой силы

8.1. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему Договору в случае действия обстоятельств непреодолимой силы, прямо или косвенно препятствующих исполнению настоящего Договора, то есть таких обстоятельств, которые независимы от воли Сторон, не могли быть ими предвидены в момент заключения Договора и предотвращены разумными средствами при их наступлении.
8.2. К обстоятельствам, указанным в п. 8.1 Договора, относятся: война и военные действия, восстание, эпидемии, землетрясения, наводнения, акты органов власти, непосредственно затрагивающие предмет настоящего Договора, и другие события, которые компетентный суд признает и объявит случаями непреодолимой силы.
8.3. Сторона, подвергшаяся действию таких обстоятельств, обязана немедленно в письменном виде уведомить другую Сторону о возникновении, виде и возможной продолжительности действия соответствующих обстоятельств.
8.4. Наступление обстоятельств, предусмотренных настоящей статьей, при условии соблюдения требований п. 8.3 настоящего Договора, продлевает срок исполнения договорных обязательств на период, который в целом соответствует сроку действия наступившего обстоятельства и разумному сроку для его устранения.
8.5. В случае если обстоятельства, предусмотренные настоящей статьей, длятся более ____ месяцев, Стороны совместно определят дальнейшую юридическую судьбу настоящего Договора.

9. Заключительные положения

9.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств.
9.2. Споры и разногласия, возникающие из настоящего Договора или в связи с ним, будут решаться Сторонами путем переговоров. В случае недостижения согласия спор передается на рассмотрение арбитражного суда.
9.3. Любые изменения и дополнения к настоящему Договору действительны, только если они составлены в письменной форме и подписаны Сторонами.
9.4. Любые дополнения, протоколы, приложения к настоящему Договору становятся его неотъемлемыми частями с момента их подписания.
9.5. Во всем, что не оговорено в настоящем Договоре, Стороны руководствуются действующим законодательством РФ.
9.6. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон.

10. Адреса и банковские реквизиты Сторон

Автор гарантирует, что он лично создал Произведения и является их единственным автором, а также что при создании Произведений им не были нарушены авторские или иные права третьих лиц.

Договор передачи авторских прав

Если авторский заказ больше регламентирует создание произведения, то договор передачи авторских прав интересен с точки зрения права использовать результат чужого интеллектуального труда. В общих чертах авторские договоры – обычные гражданско-правовые сделки. С особенным предметом. И в ряде случаев закон строго регулирует положения такого соглашения. А в некоторых отдает условия “на откуп” сторонам.

Исключительное право на произведение (использование) можно продать совсем. Это будет договор об отчуждении исключительного права. А можно “сдать в аренду”. А это лицензионный договор о предоставлении права пользования. Право работодателя и авторские права при создании служебного произведения Гражданский кодекс регламентирует отдельно.

Или на средство индивидуализации.

Форма лицензионного договора о передаче исключительных прав

1. Форма лицензионного договора о передаче исключительных не исключительных прав на использование контента.

2. Интернет адрес компании изначально был зарегистрирован на физ.лицо. Как можно сейчас перевесит «владение» сайтом и всем контентом там размещенным на юр.лицо. каким образом узаконить использование контента с сайта и сам сайт юрлицом в коммерческий целях.

    договор об отчуждении исключительного права, договор на право использования, лицензионный договор, неисключительные права, передача интеллектуальных прав, передача исключительных прав, регистрация исключительных прав
  • Поделиться

Ответы юристов ( 4 )

Екатерина, доброе утро.

Гражданский кодекс ( ГК РФ )
Статья 1234. Договор об отчуждении исключительного права
[Гражданский кодекс РФ]
[Глава 69]
[Статья 1234]

1. По договору об отчуждении исключительного права одна
сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее
ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или
на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне
(приобретателю).

2. Договор об отчуждении исключительного права заключается в
письменной форме и подлежит государственной регистрации в случаях,
предусмотренных пунктом 2 статьи 1232 настоящего Кодекса. Несоблюдение
письменной формы или требования о государственной регистрации влечет
недействительность договора.

Читайте также:  Ошибка в завещании – что делать? Последствия

3. По договору об отчуждении исключительного права приобретатель
обязуется уплатить правообладателю предусмотренное договором
вознаграждение, если договором не предусмотрено иное.

  • 547 ответов
  • 213 отзывов

Физ. лицо может передать права на пользование сайтом юр. лицу по договору цессии.

А вот на контент придется перезаключать лицензионные договора с правообладателями:

Статья 1241. Переход исключительного права к другим лицам без договора

Переход исключительного права на
результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации
к другому лицу без заключения договора с правообладателем допускается в
случаях и по основаниям, которые установлены законом, в том числе в
порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) и при обращении взыскания на имущество правообладателя.

  • 440 ответов
  • 261 отзыв

Екатерина, в договоре обязательно необходимо отразить следующее:

1. Стороны договора: Продавец и Покупатель

2… Предмет договора.

Имущественные права владельца (исключительные, особенно, реже — неисключительные) на домен, имя, иные права (если такая ситуация имеет место, например, вы приобретаете сайт с товарным знаком, логотипом, авторским правом на контент, графическим сопровождением), а также их документальное подтверждение.

3. Передача исключительного (или неисключительного) права на указанное в пункте 2. Если выступаете в качестве Покупателя — следует требовать передачи всех прав. По всем договорам с третьими лицами, касающимся сайта (Лицензионный договоры, договором с хостером, и пр.) необходимо оформить переуступку прав с Продавца на Покупателя.

4. Подтверждение свободности ресурса от прав каких-бы то ни было третьих лиц или нарушения прав таких лиц.

5. Стоимость сайта и, разумеется, обязательства по её полной уплате, возможно включение и последовательности этапов оплаты.

6. Санкции и обязательства, наступающие вследствие неисполнения обязательств по договору. Здесь не мешает взглянуть на некоторые статьи Гражданского Кодекса РФ, нормы авторского права и смежных прав.

7. Регистрационные документы, в том числе на передачу прав, в Реестре (для этого необходимо подать совместную заявку Продавца и Покупателя). Это касается доменного имени. Юридический факт передачи наступает лишь с момента регистрации веб-ресурса в Реестре. Поэтому в договоре необходимо отразить обязанности Продавца подать эту заявку или же заключать Договор лишь после совместной подачи такой безотзывной заявки.

8. Обязанности Продавца: передача всех исключительных прав по доменному имени (сайту), ключам, паролям доступа к администрированию ресурса, электронным адресам и т.д. (при этом желательно предварительное тестирование системным администратором Покупателя), обязательства по передаче (обычно в течение 3 дней после оплаты) заявки в Реестр (можно ограничиться заверенной нотариусом заявки), меры беспрепятственного использования сайта после заключения данного Договора.

9. Основные обязанности и права Покупателя по оплате покупки, срокам и процедуре принятия сайта (включая и перерегистрацию ресурса), несению расходов (если они не отражены специально, то расходы после передачи прав несет по закону Покупатель), порядку расчетов (не более недели с момента подписания Договора и выставления счета), подписанию акта приемки-сдачи (обычно также в течение недели).

10. Форму, содержание важного документа «Акт приемки-передачи» ресурса.

Гражданский кодекс ГК РФ Статья 1234.

3. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

3.1. Автор вправе:

  • осуществлять контроль бухгалтерских документов Организации, содержащих сведения о расчетах по использованию произведения;
  • знакомиться с иными документами, относящимися к использованию произведения.

3.2. Организация обязана:

  • по требованию Автора предоставлять ему возможность ознакомиться с бухгалтерскими и иными документами, содержащими сведения по использованию произведения;
  • по мере поступления платежей за использование предоставленных ему прав отчитываться перед Автором об объемах реализации.

к содержанию ↑

В случае нарушения договора сторона, чье право нарушено, вправе также потребовать признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Скачать Авторский договор о передаче исключительных (неисключительных) прав на использование произведения

право на обнародование произведения, т.

Подписи сторон

  • Договор подписывается правообладателем и приобретателем

Организация обязана выплачивать Автору вознаграждение в размере 25 от дохода на соответствующий способ использования произведения.

Некоторые особенности договоров о распоряжении исключительным правом Текст научной статьи по специальности « Право»

Она должна предполагать системную кодификацию нормативных правовых актов, придавать системность всем этапам принятия законов исключающую значительное их изменение до принятия и опубликования.

АВТОРСКИЙ ДОГОВОР

Автор гарантирует наличие у передаваемого в соответствии с настоящим договором произведения характеристик, указанных в Приложении.

Договоры в авторском праве

Договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. В то же время у лица, создавшего объекта авторского права – произведение науки, литературы и искусства (в т.ч. ПО, которое в охране приравнивается к произведению литературы), права возникают по факту создания. Так, права автора возникают и без договора. Для чего в таком случае заключать договор?

Договор позволяет ввести объект авторского права в креативную индустрию и монетизировать его. С помощью договора фиксируются отношения между правообладателем (автор или лицо, получившее права на произведение в законном порядке) и пользователем произведения.

Далее кратко о функциях авторско-правовых договоров.

1. Основная функция любого договора в авторском праве – гарантия вознаграждения правообладателя.

Вознаграждение позволяет стимулировать автора на создание нового произведения. Выплаты могут осуществляться напрямую правообладателю либо он может передать право на сбор вознаграждения третьему лицу или организации, осуществляющей сбор вознаграждения за пользование произведением. В России такими аккредитованными организациями выступают РАО (отвечает за авторское право) и ВОИС (отвечает за смежное право). Они осуществляют сбор вознаграждений за публичное использование музыкальных композиций и перечисляют их правообладателям, даже при отсутствии договора с правообладателем.

2. Другая важная функция договора — определение объема прав, которые правообладатель передает по договору.

Само наличие договора еще не позволяет говорить о том, что пользователь вправе осуществлять любое действие с произведением. Например, автор, заключая договор с издательством, может ограничить использование текста только публикацией на языке оригинала, в таком случае любой перевод должен осуществляться только при наличии согласия правообладателя.

3. Авторско-правовой договор также может заключаться с целью определения правообладателя.

Автором признается лицо, которое создало произведением своим творческим трудом. Однако авторские права могут передаваться от автора другим лицам, которые становятся правообладателями произведения, что обычно оформляется договором. Эта функция договора пересекается с процессом доказывания в суде авторства лица и нарушения его прав. Так, договор позволяет отследить возникновения прав у автора на произведение и процесс передачи прав от автора другим лицам.

4. Не менее важная функция договора — соблюдение формальностей, предусмотренных законом. Для определенных действий важна письменная форма договора, а иногда — регистрация договора. В России, как и в других странах-участницах Бернской конвенции, авторские права не требуют регистрации для возникновения правовой охраны, а соответственно, и любые договоры о распоряжении правами на произведение также не требуют регистрации. Тем не менее, закон предусматривает ряд требований к определенным договорам, не соблюдение которых влечет их недействительность (об этом – ниже).

Когда цели заключения договора понятны, далее необходимо выбрать вид договора в зависимости от поставленных задач.

Виды авторско-правовых договоров.

1. Договор отчуждения исключительных прав (ст.1285 ГК РФ).

По такому договору автор или иной правообладатель передает или обязуется передать (в будущем) приобретателю принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме.

Важно: Передаются исключительные права (навсегда и полностью, равноценно передачи вещи в собственность), приобретатель становится новым правообладателем .

Исключительное право на произведение — право использовать его в любой форме и любым способом, который не противоречит закону (п.1 ст. 1270 ГК РФ). В состав авторских прав помимо исключительных, которые возможно передать другому лицу, входят личные неимущественные права (ЛНП): право авторства, право на имя, право на неприкосновенность и право на обнародование произведения. ЛНП всегда принадлежат только автору (не правообладателю), привязаны к его личности и не могут быть переданы.

Не указывайте в договоре отчуждения какие-либо ограничения на использование произведения (срок, способы использования и др.), суд квалифицирует такие договоры с ограничениями либо как недействительные, либо как лицензионные, тогда приобретатель по договору не становится правообладателем, а будет только лицензиатом.

Форма: Обязательна письменная форма договора (п.2. ст.1234 ГК РФ).

Читайте также:  Подлежат ли возврату животные обратно в зоомагазин?

Вознаграждение: по общему правилу должно быть указано, если в договоре не указано иное. Договор может быть безвозмездным при условии, что хотя бы одна из сторон – не является коммерческой организацией. Если условия о вознаграждении не указаны, договор считается незаключенным (п.3 ст. 1234 ГК РФ).

2. Лицензионный договор (ст. 1286 ГК РФ).

По лицензионному договору лицензиар (правообладатель либо автор) предоставляет или обязуется предоставить лицензиату право использовать произведение в установленных договором пределах.

Важно: исключительные права передаются на определенный срок, в определенном объеме, на определенной территории (равнозначно передачи вещи в аренду).

Виды лицензий: а) исключительная – лицензиар не может выдавать лицензии другим лицам и не может сам использовать произведение в пределах, определенных в лицензии; б) простая (неисключительная) – лицензиар вправе выдавать аналогичные лицензии с другими лицами и самостоятельно использовать произведение. Особый подвид неисключительной лицензии – открытая лицензия, схожая с лицензиями Creative Commons, существующими в зарубежных правопорядках. По открытой лицензии лицензиар позволяет использовать свое произведения неограниченному количеству лиц обычно безвозмездно, для этого потенциальный лицензиат должен присоединиться к условиям лицензии, опубликованным лицензиаром. Открытые лицензии широко используются в сфере ПО.

Форма: Обязательна письменная форма договора (п.2. ст.1234 ГК РФ).

Вознаграждение: по общему правилу, должен быть указать размер вознаграждения за использование произведения или порядок его исчисления (п. 3 ст. 1286 ГК РФ). Согласно последней позиции Верховного Суда, если использование не осуществлялось, но условие о вознаграждении есть, то вознаграждение все равно должно быть уплачено лицензиару. Если лицензия безвозмездная, то это следует прямо указать в договоре.

Обратите внимание, что безвозмездный договор нельзя заключать между коммерческими организациями при условии, что лицензия: действует на территории всего мира, на весь срок действия исключительного права, лицензия исключительная. Только при совокупности этих условий, безвозмедная лицензия между коммерческими организациями не возможна. Если вознаграждение не указано и не указано, что договор безвозмездный, то договор считается незаключенным.

Срок: не больше срока действия исключительного права (для произведений – срок жизни автора+ 70 лет). Если срок не указан, то лицензия считается заключенной на 5 лет (п.4 ст.1235 ГК РФ)

Территория: если территория лицензии не указана, то лицензия считается действующей на территории РФ.

Лицензиат вправе при наличии письменного согласия лицензиара передать право использования произведения другому лицу по сублицензионному договору, но в тех пределах, в которых он обладает правами по лицензии.

3. Договор авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ).

Ситуация: одна сторона (заказчик) хочет заказать у другой стороны (автора) создание произведения науки, литературы, искусства, которое будет передано заказчику на материальном носителе или в иной форме.

Важно: предметом договора является именно создание произведения, а одной из сторон – обязательно физическое лицо, которое самостоятельно создает произведение (автор).

Первоначально права на произведение возникают у автора и по умолчанию принадлежат ему, если в договоре не предусмотреть другой вариант:

а) автор отчуждает (в полном объеме передает) права заказчику по договору –применяются правила п.1; б) автор разрешает использовать созданное произведение в определенном объеме (то есть лицензия) – применяются правила п.2.

Срок: обязательно должен быть указан, иначе договор считается незаключенным.

Вознаграждение: по общему правилу должно быть указано, если в договоре не указано иное.

4. Договор на создание произведения (ст.1296 ГК РФ).

Важно: предметом договора является именно создание произведения, но создает не автор, а иное лицо (организация).

По общему правилу исключительные права принадлежат заказчику, если не указано иное.

5. Договор подряда с положением о создании произведения (ст.1297 ГК РФ).

Важно: создание произведения не было изначально предусмотрено сторонами.

По общему правилу исключительные права принадлежат подрядчику, если не указано иное.

6. Трудовой договор или договор ГПХ, по которому работник создает служебное произведение (ст. 1295 ГК РФ).

По общему правилу права на произведение, созданное в рамках выполнения трудовой функции, принадлежат работодателю, если в трудовом договоре не указано иное.

Важно: Если в договоре указано, что права принадлежат работнику, то по закону работодатель вправе использовать произведение на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой вознаграждения, а также передать указанное право третьему лицу.

Важно создание произведения не было изначально предусмотрено сторонами.

Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

Цена вознаграждение правообладателя.

Чем предусмотрено и что означает

Как и любая иная сделка, переход авторских прав по договору регулируется нормами Гражданского кодекса РФ. Этим правоотношениям законодатель посвятил всю четвертую часть Кодекса. В соответствии со ст. 1234 ГК РФ, авторский договор о передаче исключительных прав предусматривает отчуждение другой стороне всех монополий на результат интеллектуальной деятельности, т. е. покупатель становится фактическим владельцем произведения. Например, в случае, когда фотограф заключает с редакцией исключительный договор о передаче авторских прав на изображение, он уже не может разрешить использовать это фото другим клиентам.

Если обладатель права на результат интеллектуальной деятельности предоставляет другой стороне не полную монополию на произведение, а лишь возможность его использовать в определенных пределах, то такой договор об использовании объектов авторского права, в силу ст. 1235 ГК РФ, именуется лицензионным. Например, всем знакомо лицензионное соглашение о приобретении программного обеспечения, без которого установленное ПО является пиратским.

Если произведение еще не создано, то надо использовать соглашение об авторском заказе, по которому одна сторона обязуется по заказу другой стороны создать обусловленное произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме. Например, договор разработки ПО с авторскими правами разработчика.

1235 ГК РФ, именуется лицензионным.

2. Договоры о передаче исключительных исполнительских прав

Передачу по договорам другим лицам (пользователям) исключительных прав исполнителя предусматривают п. 4 и 7 ст. 37 ЗоАП. Предметом договора служит разрешение пользователю:

  • осуществлять передачу исполнения или постановки в эфир и сообщение его для всеобщего сведения по кабелю;
  • записывать ранее не записанные исполнение или постановку;
  • воспроизводить их запись;
  • передавать сделанную первоначально в некоммерческих целях запись в эфир или по кабелю;
  • сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму с участием исполнителя.

Все разрешения выдаются самим исполнителем, а при исполнении коллективом исполнителей – руководителем такого коллектива. Договор заключается в письменной форме.

Своеобразный порядок осуществления прав исполнителя применяется при заключении договора на запись исполнения или постановки на фонограмму в случае последующей передачи исполнения или постановки или проведения записи в этих целях организациями эфирного или кабельного вещания, а также при создании аудиовизуального произведения. Так, при заключении договора на запись исполнения или постановки право сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму переходит к производителю фонограммы, а исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы (п. 2 ст. 37, ст. 39 ЗоАП).

Если в договоре исполнителя с вещательной организацией прямо предусмотрены необходимые разрешения на последующие передачи исполнения или постановки, осуществление записи для передачи и воспроизведение такой записи данной организацией (пп. 1–3 п. 2 ст. 37 ЗоАП), то дополнительных разрешений на эти действия вообще не требуется (п. 5 ст. 37 ЗоАП). Наконец, если исполнитель участвует в создании аудиовизуального произведения, то, заключая договор с изготовителем этого произведения на его создание, он предоставляет изготовителю свое исключительное право на использование аудиовизуального произведения, закрепленное в пп. 1–4 п. 2 ст. 37 ЗоАП. При этом права на отдельное использование изготовителем звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении, исполнитель не передает.

По договору о передаче исполнительских прав стороны приобретают взаимные права и обязанности. Взамен права на использование исполнения или постановки в обусловленной форме пользователь уплачивает исполнителю вознаграждение за каждый вид использования (абз. 3 п. 1 ст. 37 ЗоАП). Размер вознаграждения определяется по соглашению сторон. Если размер вознаграждения не установлен соглашением сторон, то он в случае спора может быть установлен по правилам п. 3 ст. 424 ГК – как вознаграждение, которое при сравнимых обстоятельствах обычно уплачивается за передачу аналогичных прав. В случае же сдачи фонограммы исполнения в прокат (пп. 5 п. 5 ст. 37 ЗоАП) вознаграждение в виде сумм за прокат распределяется между ее производителем и исполнителем поровну (п. 2 ст. 39 ЗоАП).

Закон не устанавливает максимального размера исполнительского вознаграждения. Он определяет лишь минимальные размеры. Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)» 1 утверждены подобные ставки рекомендательного характера.

1 СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2529.
^

39 ЗоАП без согласия как ее производителя, так и исполнителя.

Добавить комментарий